Open
Close

Когда совершается хадж. Зачем нужны квоты? Что такое хадж

Хадж ‑ паломничество мусульман в Мекку к мечети

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно .

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Виды Хаджа

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

Как совершить хадж Таматту

Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Примечания

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

Наиболее распространённые ошибки и нарушения

  • Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
  • Бросать и оставлять за собой мусор.
  • Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.

На рассвете в понедельник, 17 декабря, в Мекке начинается исполнение обрядов паломничества к святыням ислама.

Хадж - паломничество мусульман в Мекку к мечети Масджид аль-Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющее древнесемитское происхождение и означающее "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Духовное значение хаджа

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Условия для совершения паломничества

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 г. - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние - ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы - таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат - вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Основные обряды хаджа

Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" кааба - это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из-за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. Наибольшее распространение получило предание о том, что этот обряд установлен в память о страданиях Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила.

На этом заканчивается "малое паломничество" (умра) и те, кто совершает умру и хадж раздельно, обрезают прядь волос и выходят из состояния ихрама, которое они возобновляют непосредственно перед хаджем.

Но обычно паломники полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания.
Остальные обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.

На следующий день (8-й день зу-ль хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат-тарвийа - "день напоения".

Ночь с 8-го на 9-е зу-ль-хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят и всю ночь - она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10-го зу-ль-хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10-е зу-ль-хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама - Ид аль-адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены: верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос.

Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль-вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.
Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.

Ежегодно миллионы мусульман со всего мира съезжаются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить одно из обязательных предписаний Корана – хадж. Однако осуществить паломничество разрешено не всем приверженцам ислама.

Главное событие

В аравийской Мекке в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Мусульмане верят, что это первый построенный на земле храм. Предания повествуют о том, что Каабу построил библейский Адам, однако во время Всемирного потопа храм был уничтожен. Только спустя многие века по указанию Всевышнего на месте прежнего храма Ибрахим (библейский Авраам) вновь возвел священную Каабу – так свидетельствует Коран.

Слева от храма лежит черный камень (Хаджаруль-Асвад): именно с этого места паломники начинают совершать обряд обхода Каабы. Как говорят хадисы, камень – белый яхонт – был ниспослан Ибрахиму из Рая ангелом Джибрилем (Гавриилом). Согласно легенде, изначально цвет камня был белее молока, однако прегрешения людей со временем сделали его черным.

Хадж входит в число пяти столпов ислама (обязательных для исполнения предписаний) наряду с шахадой (произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его»), намазом (ежедневная пятикратная молитва), уразой (пост во время месяца Рамадан) и закятом (налог в пользу бедных).

Происходит паломничество во время 12-го по счету месяца исламского календаря – Зуль-хиджа (через 2 месяца после окончания Рамадана). Учитывая, что лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. В 2017 году он начался 31 августа. Длительность обрядов хаджа три дня – с 8 по 10 числа Зуль-хиджы.

Перед тем, как совершить первый обряд – обход вокруг Каабы против часовой стрелки – паломник должен быть облачен в белые одежды. Они призваны скрыть повседневный наряд, который мог бы выдать статус паломника. Перед богом равны все, и богатый и бедный.

Далее паломник совершает семикратный бег между холмами Сафа и Марва, после чего он утоляет жажду из источника Зам-Зам. Кульминацией хаджа является обряд стояния с полудня до захода солнца в долине Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. В течение светлого времени суток паломник читает молитвы, а после заката направляется в долину Муздалифа, где принимает участие в коллективной молитве.

Священная обязанность

Хадж – священная обязанность каждого правоверного мусульманина. Совершивший его получает почетный титул хаджи, что дает ему право носить зеленую чалму (любимый цвет Пророка, наряду с белым). Откуда пошла эта традиция?

В священном предании говориться, что Пророку Мухаммеду как-то задали вопрос: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он произнес: «Безупречный хадж».

Духовное значение хаджа в том, что решение его совершить принимается индивидуально и добровольно, ради поклонения Единому Богу. В период хаджа все паломники становятся «гостями Аллаха». Покидая на время свой дом, и перенося все тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Согласно хадисам, Мухаммед сказал: «Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их».

Смогут не все

Несмотря на то, что хадж – это обязательное для исполнения предписание ислама, ряд ограничений могут помешать его совершить. Так, паломничество можно совершать только на средства, заработанные собственным трудом. Хадж, совершенный на деньги, взятые в долг, считается недействительным.

Кроме этого, для совершения хаджа нужно быть совершеннолетним, психически и физически здоровым человеком, осознавать и не отрицать обязательность хаджа, иметь достаточно средств, чтобы обеспечить как свое паломничество, так и содержание семьи, которая останется дома. Не мусульманин к хаджу не допускается.

Одним из важнейших условий хаджа является ихрам – особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для обретения этого состояния требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния, состоящие из двух кусков простой белой ткани, и соблюдать правила ихрама.

В период паломнической поездки мусульманин не может заниматься торговлей, вступать в супружескую близость, курить, гневаться, обижаться или обижать кого-либо. Паломник не должен причинять вред всему живому: убивать животных или насекомых, рвать траву или листья. Он не может надевать украшения, пользоваться парфюмерией и благовониями, умащать голову и тело какими-либо маслами,бриться, стричь волосы и ногти. При нарушении этих запретов хадж будет признан несостоявшимся.

Женщины имеют право совершать хадж наравне с мужчинами, однако эта поездка накладывает на них ряд дополнительных обязательств. В частности, они одеваются, как предписано мусульманкам в обычные дни, при этом оставляя лицо и кисти рук открытыми. Так же по требованию МИД Саудовской Аравии у женщин моложе 45-летнего возраста должен быть сопровождающий, так называемый махрам – мужчина из близких родственников не младше
18 лет.

В сто тысяч раз сильнее

По окончании хаджа верующие направляются на родину Пророка Мухаммеда – в Медину. Все жители этого города, как и паломники, облачены в белые одежды, они подчеркнуто гостеприимны и приветливы: ведь паломники – это гости Аллаха, которым необходима помощь и поддержка.

В хадисах есть указания на то, что намаз в мечети Пророка в Медине в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – за исключением заповедной мечети Аль-Харама в Мекке, где молитва имеет 100-тысячекратную силу.

Мечеть в Медине – одно из самых грандиозных сооружений исламской архитектуры, поражающее роскошью убранства. Здесь расположена комната супруги Пророка – Айши, в которой Мухаммед и похоронен согласно его завещанию. Рядом расположены могилы первых сподвижников Пророка – Абу Бакра и Умара.

Немного цифр

В 2016 году хадж совершили 1,8 млн. человек из них россиян было 15,5 тысяч. Согласно данным статистического ведомства КСА, 55% паломников были мужчинами, 45% – женщинами. Паломничество в Мекку дело недешевое. Так, в 2017 году эконом вариант хадж-тура обходился в среднем за $2,6 тысячи при прямом перелете из Северного Кавказа, и около $3-3,6 тысячи для лиц, следовавших из Москвы. За вип-туры паломник должен был отдать порядка $6 тысяч. Для жителей Северного Кавказа существуют также комбинированные бюджетные маршруты (автобус + самолет), которые в 2017 году стоили $1950.