Open
Close

Конспект НОД "Зимушка-зима" под.гр. план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы.

Задачи:

  • в области “Познание”: закрепление умения обобщать представления о временах года;
  • в области “Коммуникация”: совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект;
  • в области “Художественное творчество”: совершенствовать умения рисовать по памяти.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, худ. творчество.

Материалы и оборудование: зимние пейзажи, карточки с изображением природных явлений, объектов всех времен года, прозрачная целлофановая пленка, ножницы, миска темного цвета, большой кусок льда, лист альбома, цветные карандаши.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о временах года.
  3. Игра “Времена года”.
  4. Зимушка-зима.
  5. Рисование “Времена года”.
  6. Игра “Зимние забавы”.
  7. Рассказ о январе месяце.
  8. Составление опыта.
  9. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.Даля “Старик годовик” (читает отрывок).

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

2. Беседа о временах года.

Ребята, поняли ли вы, что за это были птицы? Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы (вместе с детьми делаем вывод, что стало холодно, наступила зима) . А почему птиц было три? Сколько зимних месяцев мы знаем? Назовите их.

Аналогично вспоминаем, что происходило, когда полетели другие птицы.

Давайте пересчитаем и определим, сколько всего месяцев в году (12). А сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года. Как вы думаете, почему “старика-годовика” назвали “годовиком”?

3. Игра “Времена года”.

Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. На заданное время, каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года.

4. Зимушка-зима.

Что происходит с природой зимой? Она замирает. Посмотрите на эти зимние пейзажи. Что можно сказать о них? Какое чувство мы испытываем, смотря на эти картины. Назовите приметы зимы. Обсуждение вместе с детьми примет зимы:

Снеговой покров;

Замерзание почв и водоемов;

Дни короткие, ночи длинные;

Мало птиц, нет насекомых;

Бывают метели, снежные бури; и т.д.

5. Рисование “Времена года”

Воспитатель раздает детям листы альбома, разделенные карандашом на четыре квадрата. Вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года и просит их нарисовать с помощью символов. Н-р, зима-снежинка, весна-сосулька, лето-земляника, осень -желтый лист.

6. Игра “Зимние забавы”.

Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора – творить
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

7. Рассказ о январе месяце.

Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, а ночи – самые длинные (декабрь ). А сейчас какой месяц? В ночь на первое января люди встречают Новый год. В домах по-праздничному светло, тепло и уютно.

А в природе январь – это самая середина зимы. Пора лютого холода. Мороз и ветер знобят все живое, загоняют зверей в норы и логовища; заставляют птиц искать укрытия где-нибудь под застрехами или мерзнуть на голых ветках, а иных даже прятаться в снег, рыть там глубокие норки. Это куропатки, рябчики. Вы, ребята, должны оказать помощь зимующим птицам. Им очень трудно добыть зимою еду. Если у вас нет кормушек, просто насыпьте возле деревьев на чистом снегу хлебные крошки и зернышки. В январе, хоть и крепчают морозы, солнышко с каждым днем светит все дольше и дольше. Начинают синеть небеса, дни постепенно прибывают. Январь еще называют сечень – сечет зиму пополам.

8. Проведение опыта.

Какой главный цвет зимы? Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Каждая снежинка в отдельности прозрачная, а вот состоящий из снежинок снег уже белый. Почему? Давайте проведем опыт, чтобы понять - почему снег белый.

Воспитатель показывает детям лист пленки. Дети прикладывают его к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная. Затем воспитатель разрезает пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладывает друг на друга. Дети определяют. Можно что-нибудь увидеть через получившуюся стопку из кусочков пленки. (Можно, они тоже прозрачные). После этого, воспитатель разрезает куски пленки на мелкие полоски и раздает их детям. Дети насыпают полоски на лист цветной бумаги и определяют цвет получившийся горки – белый. Воспитатель делает вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленькие еще одним, с куском льда. Большой кусок льда кладут в темную миску. Дети убеждаются, что лед прозрачный. Воспитатель постепенно измельчает лед – до тех пор. Пока он не станет белой.

9. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите те, которые по-вашему мнению, наиболее правильно показывает все времена года.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе "Зимние забавы"

Данный материал будет полезен коллегам при проведении НОД и развлечений в старших и подготовительных группах детского сада.

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Программные задачи:
Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.
Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.
Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие.
Совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями.
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.

Ход занятия

«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые.
- Посмотрите на экран
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
В тех санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
-Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: зима.
-Правильно. На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Тише, ребята, тише.
Что за музыку я слышу?
Вот хозяюшка сама, идет зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках.
В зал входит зима. Дети исполняют хоровод
«Уж, ты зимушка зима» (рус. нар.песня)

Воспитатель
Здравствуй русская молодка,
Раскрасавица душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка-зима.
Зима:
Знаю, вы меня все ждали
Шубы, шапки одевали.
Я волшебною иголкой
На ковре рисую елки,
Заметаю их снежком
Вся земля как белый дом.
Воспитатель
Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах тонуть.
А метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному
Потому, что она У –У –У да У –У –У
-Но мы пурги и мороза не боимся
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь» «Про коньки».
Упражнение «Зимняя зарядка».

Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит нам и вам.

Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Мы теперь метатели,
Бьём по неприятелю.
Размахнись, рукой бросок.
Прямо в цель летит снежок.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

На пенёк мы дружно сядем,
Отдохнём и снова встанем.
Мы похлопаем в ладоши,
Не боимся мы пороши.

Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Зима: Я рада, что вы ждете и любите меня.
-Да, Зимушка! Сейчас наши ребята расскажут тебе, как они проводят зимние деньки.
Речевая игра «Что нам нравится зимой».
Дети:
Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А потом?
Дети:
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А еще?
Дети:
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети:
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)

Зима: Смелые вы и веселые ребята. Но мне пора. У меня остались последние зимние денёчки.
(Уходит под музыку)

Воспитатель. Что за причудливые узоры оставила нам наша гостья?
Не рисовала ни я, ни вы
Откуда же эти цветы?
Ответы детей
ЛОГОРИТМИКА «Художник – невидимка»
Художник-невидимка
Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет.
Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал,
Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.
-Друзья, а можем ли мы увидеть весной или летом такие цветы на своих окнах? Тогда расскажите, что еще приносит зима с собой (Дети называют признаки зимы.)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик).
-Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.
Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком
Кати по снегу свой снежок – и катят его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными
Пальцами глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и
воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки
в стороны, затем садятся на корточки,
закрывая голову руками.
Воспитатель: Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Воспитатель (раздаю всем по снежинке)
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Вот одна упала и к вам на ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Воспитатель: Смотрите, снег идёт. Какой снегопад!
Зрительная гимнастика «Снежинки»
Закружились, завертелись «Фонарики»
Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть на них
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга. Медленно опустить руки и проследить
Улеглись повсюду. За ними взглядом
Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки в стороны и
Все дивятся чуду. Проследить за ними
Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «ножницы»
белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаг на месте
Дети и старушки.
Воспитатель: Молодцы, теперь мы отдохнём. Присядем на стулья.
Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.
-Кто к нам пожаловал? (Медведь).
-Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте! Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
- Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора! (Медведь уходит).

Воспитатель : Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Релаксация: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети, встаньте, потянитесь и мне улыбнитесь!
С гостями мы прощаемся и в группу отправляемся.

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме; развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

САРАТОВ 2015

Примерная основная общеобразовательная программа под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа подготовительная к школе группа _

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Зимушка-зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Загадывание загадок;

Слушание музыки и просмотр слайдов о зиме;

Приход игрушки снеговика;

Ответы на вопросы;

Игра-викторина (участвуют две команды);

Игра «Что наделала зима?»;

Игра «Назови ласково»;

Дыхательные упражнения

Отгадывание загадок;

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Физминутка;

Игра «Доскажи словечко»;

Игра «Найди лишнее слово»;

Упражнение «Назови действие»;

Рисование снежинки пальцем в тарелочке с манкой;

Оборудование: игрушка снеговик; конверт с заданиями; магнитная доска, эмблемы – «снеговичок – красный колпачок», «снеговичок – синий колпачок»; «снежинки» для дыхательного упражнения; картинки с изображением отгадок; листок с изображением неполного символа снеговика; тарелочки с манкой; указка.

Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома «Зимушка – зима».

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме).

Сколько у зимы месяцев?

Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное; грустное и весёлое.

Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники. (Дети садятся на ковёр, слушают музыку и просматривают слайды).

Стук в дверь. Приходит игрушка – снеговик с конвертом.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик).

Воспитатель смотрит, что лежит в конверте Снеговика.

Дети, а здесь задания, вопросы, кроссворды!

Уважаемый Снеговик, ребята конечно помогут ответить тебе на все вопросы. Да, ребята?

Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвуют две команды: «Снеговичок – красный колпачок»

«Снеговичок – синий колпачок».

Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске вот такими снеговиками. Сейчас мы проведём разминку.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Дети отвечают и садятся на стульчики.

Скажите: « Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Молодцы! Приступим к конкурсам.

Игра – викторина «Что наделала зима?». Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ – фишка).

1.Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2.Метель мела и все тропинки…– (замела).

1.Река покрылась льдом и всё…(заледенела).

2.Зима позвала и вьюгу и всё…(завьюжила).

Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2.Лёд – (ледок).

1.Холод – (холодок).

2.Метель – (метелица).

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. (Или воспитатель вывешивает картинки).

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

2.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

Физминутка

Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дети садятся на свои места.

Игра «Найди лишнее слово».

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

1.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

2.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

1.Холод, хороший, холодильник, холодок.

2.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со снежком)

1.Зимой метель…(метёт)

2.Ночью ветер в трубах…(воет, завывает)

1.Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

2.В лесу зимой голодный волк…(воет)

1.На зиму медведь в берлоге…(засыпает)

2.Мороз щёки и нос…(щиплет)

1.Зимой вода в реке…(замерзает)

2.Иней на ветках деревьев…(блестит)

1.Зимой снег всё вокруг…(накрывает)

2.Деревья зимой…(спят)

1.Под снегом травка зимой…(греется)

2.Зимой насекомые…(прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

Ничья. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

Вот и закончилась наша игра. Все задания снеговика мы выполнили Спасибо за внимание.

Даю установку на дальнейшую деятельность.


Программное содержание:
— обобщить знания детей о зиме; активизировать словарный запас; закрепить вычитание в пределах 10;
— развивать связную монологическую речь; развивать логическое мышление; развивать мелкую моторику рук; внимание;
— воспитывать любовь к природе; любознательность; чувство эмпатии к окружающему миру.
Активизация словаря: зима, снег, снежинка, зимние забавы.
Развивающая среда: иллюстрации времен года; модели-схемы; карточки для индивидуальной работы; образец снежинки; цветная бумага 10х10 см.; кисточки; клейстер; ножницы; салфетки; подкладные доски; простой карандаш.
Методические приемы:
1. Загадывание загадки
2. Постановка проблемы
3. Рассматривание, рассказывание по схемам-моделям
4. Имитация (снежинки)
5. Индивидуальная работа по карточкам
6. Решение логической задачи
7. Пальчиковая гимнастика
8. Объяснение приемов выполнения снежинки
9. Коллективная работа

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
ДЕТИ: — Зимой
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, ребята. Посмотрите на эти картинки. Какие времена года здесь изображены?
ДЕТИ: — Весна, лето, осень.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какого времени года не хватает?
ДЕТИ: — Зимы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А сейчас мы на минуту представим, что зимы совсем нет. Чтобы тогда было бы с природой?
ДЕТИ: — (варианты ответов)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мы сейчас выясним нужна ли нам зима. Для начала вспомним какие зимние забавы бывают?
ДЕТИ: — Игра в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика и т.д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! Посмотрите на эти схемы-модели. Что на них изображено?
ДЕТИ: — Снег идет, горка, сани, дети.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Эти модели не простые, они помогут нам составить всем вместе рассказ «Зимние забавы». Начну я, продолжите вы. «Был прекрасный, зимний день».
ДЕТИ: – (составляют рассказ)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! У нас получился и интересный рассказ. Значит нужна нам зима? Почему?
ДЕТИ: — Зимой можно играть в интересные игры.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Верно. Наши снежинки оказались такими озорными, что перелетели на наши листочки. Посмотрите. (раздаю карточки для индивидуальной работы). Среди них есть одинаковые, соедините их линиями. (Дети выполняют задание). Сколько всего нарисовано снежинок? Ребята, одна снежинка слетела с листочка. Сколько осталось?
А теперь мы сами превратимся в снежинки. (Дети встают, окружаться, идут к ковру).
Посмотрите, мы прилетели в лес. Но смотрите, здесь какие-то странные цифры и буквы, давайте их отделим в разные стороны. Какое слово получилось?

ДЕТИ: — Снег
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно. А зачем нам нужен снег зимой?
ДЕТИ: — Снег защищает растения от сильных морозов, а деревья зимой отдыхают.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы, ребята. Слышите, подул ветер. Снежинки закружились и вернулись на места.(Дети садятся за столы)
Ребята, как вы думаете снежинки одной скучно?
ДЕТИ: — Да, скучно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чтобы она не скучала мы сделаем целую гирлянду из снежинок, но для этого нам надо взобраться на снежное облако по лестнице. (Пальчиковая гимнастика «Лесенка»). А сейчас возьмите лист бумаги, сложите из него треугольник, потом сложите его пополам. Теперь, берем ножницы и начинаем вырезать разные фигуры: ромбики, треугольники, квадраты, круги.
Затем, разворачиваем и получаем снежинку. С помощью клейстера соединяем их между собой, и у нас появилась гирлянда.
ДЕТИ: — (выполняют задание)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы, ребята! Получилось очень красиво. И все же нужна нам зима или нет? Почему нужна?
ДЕТИ: — Зимой растения отдыхают, снег защищает землю от морозов. Зимой есть много интересных игр: катание на коньках, лыжах, лепка снеговика и т. д. Зимой очень красиво!
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! (Добавляем к временам года четвертую картинку).

Картинки к НОД

Ирина Качкова
НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Зимушка-зима»

Обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима.

Образовательные:

закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;

формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память чувство эмпатии.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Практические: индивидуальные ответы детей.

Оборудование: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц, бумажные снежинки по количеству детей.

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Минутки вхождения в день: воспитатель приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем (зима)

Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!

«Здравствуйте, ребята!

Захотелось мне проверить, нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке).

3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

Воспитатель: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Картинка «Декабрь») Слайд 4

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Загадка о январе.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе Слад 5

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Картинка «Январь»)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль. Слад 6

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(картинка «Февраль»)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать задания дальше?

Воспитатель: Ребята, а вот второе задание: расскажите, что вы обо мне знаете. Чтобы помочь вам я в письме подсказку отправила.

Слад 7 (схема)

Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).

Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

День короче, а ночь – длиннее. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

Птицы Слайд 8

Животные Слайд 9

Люди. Слайд 10

Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились.

Физкультминутка «Снеговики». Слайд 11

Воспитатель: Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.

3. Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»

Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)

У нас есть снежинки. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.

А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё! Молодцы. У нас получилась метель.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели.

4. Зимушка - зима просит найти одинаковые, пока они не растаяли, скорей ищите. Дети ищут, но не находят.

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

6. Воспитатель: Зимушка – зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок»

Опыт “Почему снег хрустит?” Слайд 15

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Опыт. Лед легче воды. Слайд 16

Спросить детей: что будет с кубиками льда, если их поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубики льда в стакан с водой. Лед плавает в воде, он легче воды, поэтому и не тонет.

«Лёд легче воды»

Опусти кусочек льда в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не перельётся через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.

Просмотр видео про снег. Слайд 17

7. Достаем ещё снежинку. Зима интересуется, знаете ли вы как следить за своим здоровьем в холодное время года

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)

Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Ну, что согрелись? Садитесь на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?

Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок сладкие гостинцы от зимушки – зимы.

Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам

Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Слайд 18 Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить наше занятие самым зимним танцем – хороводом.