Open
Close

Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации. Реформация и ее «апостолы

Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России

31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге. Сейчас этот факт оспаривается: возможно, Лютер просто отправил текст своих тезисов различным церковным деятелям, они получили распространение и послужили толчком к движению за обновление церкви.

Пожалуй, Реформацию можно назвать революцией в христианстве, однако сам Лютер, так же как Ульрих Цвингли (1484–1531) или Жан Кальвин (1509–1564) и другие реформаторы XVI века, не собирался вводить какие-либо новшества. Они полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженным папством.

Из этих пяти основных принципов можно вывести многие черты протестантских вероучений и практик: отрицание иконопочитания, сокращение числа таинств (а в некоторых течениях даже полный отказ от них), отсутствие четких границ между священниками и мирянами (пасторы не посредники между Богом и людьми, а всего лишь проповедники и наставники, миряне же обязаны изучать Библию и быть активнейшими членами церкви). Последнее удачно выражено афоризмом Карла Маркса: "Лютер превратил попов в мирян, превратив мирян в попов".

Особенно серьезные последствия имел тезис Sola scriptura: свободная, не связанная никакими авторитетами интерпретация Библии стала одной из причин дробления протестантизма и возникновения множества деноминаций, ведь даже вожди Реформации - Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (1489–1525) и Жан Кальвин - не одинаково понимали Библию.

Многие из протестантских деноминаций, возникших в результате этих разночтений, представлены сегодня и в России.

Точное число протестантов в современной России неизвестно. Считается, что их около трех миллионов. Самая многочисленная протестантская конфессия в России - пятидесятники. Далее идут баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, методисты. Присутствуют - в небольшом количестве - и другие деноминации.

Лютеране

Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране - представители самой древней протестантской конфессии. Лютеране придерживаются пяти принципов Реформации, но сохраняют и ряд традиционных черт: они верят в реальность присутствия плоти и крови Христа в хлебе и вине во время причастия, крестят в младенчестве, у них богатые литургические традиции, сохраняются облачения пасторов и даже изображения в церквях (правда, они не являются объектом почитания, и перед ними не молятся).

Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России.

На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах - иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты - главным образом лютеране - пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.

Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.

В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные - это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, - немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, - финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются. Однако Церковь Ингрии более консервативна: в отличие от Евангелическо-лютеранской церкви России в ней, например, не допускается женское священство.

В России представлены также реформатство и пресвитерианство - два основных направления другой старейшей протестантской конфессии - кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими - происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.

Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год

Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Баптисты

Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Слово "баптист" происходит от греческого "баптидзо" - "окунаю в воду", "крещу". Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.

В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании - всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма - это общие и частные баптисты.

Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века.

На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям.

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.

Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год

В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.п.

Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих - баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию - Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год

В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью.

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили "сверху", так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.

Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год

Пятидесятники

Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России - пятидесятничество. Пятидесятники - это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть "пробуждения", - движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения "на иных языках", поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).

Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год

Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках". В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение - говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение "на иных языках" и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.

Пятидесятническое богослужение с говорением "на иных языках" в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США

В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их "официальное" название - "евангельские христиане в духе Апостольском".

После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения "на иных языках".

Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях. В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм "Тучи над Борском", где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970–1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию.

Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год

В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников. Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы.

Адвентисты

Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма - это адвентисты седьмого дня.

Адвентизм (от лат. adventus - пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило "великое разочарование" (термин, употребляемый самими адвентистами).

Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.

Седьмой день - это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.

Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) - это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др.

Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.

Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год

В России первые общины адвентистов седьмого дня появились в 1880-х годах. Вначале адвентисты также подвергались гонениям, которые позже были ослаблены. В 1920-е годы адвентисты пытались сотрудничать с советской властью, но в 1930-х годах начались репрессии, направленные в целом против адвентистов, но особенно - против адвентистов-реформистов, которых преследовали до конца 1980-х годов. Несмотря на это, после Великой Отечественной войны многие адвентистские общины были зарегистрированы, однако расцвет движения начался, конечно, в 1990-е годы. Сегодня адвентизм распространен по всей России. В Тульской области даже есть высшее учебное заведение деноминации - Заокский адвентистский университет.

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

С началом реформационного движения связано выступление Лютера 31 октября 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

Родившийся в 1483 г. в городе Эйслебене (Саксония) Мартин Лютер вырос в бюргерской среде в обстановке нараставшей в немецких городах оппозиции против католического духовенства.

Будучи студентом Эрфуртского университета, Лютер близко познакомился с членами кружка радикальных гуманистов, под влиянием которых он одно время находился.

Проникнутый настроениями оппозиционного бюргерства, Лютер вопреки учению католической церкви старался показать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе и лишённые всякого положительного морально-религиозного содержания.

Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то что она может давать людям посредством таинств «отпущен и о грехов» и «спасение души» в силу особых свойств, которыми она якобы наделена.

Основное положение выдвинутое Лютером, гласит, что человек достигает «спасения» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно богом.

Смысл этого положения заключается не только в непризнании претензий духовенства на господствующее положение в мире, но и в том, что, объявив «веру» человека единственным средством его общения с богом, Лютер вместе с тем утверждал, что и мирская жизнь человека и весь мирской порядок, который обеспечивает человеку возможность отдаваться «вере», составляет важный момент христианской религии.

Тем самым он выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологического засилья папской церкви и католического духовенства, придать значение и силу религиозного авторитета мирским учреждениям и светскому государству.

С утверждением, что «вера» является единственным средством спасения души, Лютер связывал другое положение о восстановлении авторитета «священного писания» вместо католического авторитета «священного предания», т. е. авторитета папских декретов, посланий, постановлений церковных соборов и т. д.

Положение Лютера об «оправдании верой», содержавшееся уже в 95 тезисах и развитое им в других его ранних произведениях, могло бы стать в обстановке того времени идеологическим оружием бюргерства в борьбе за утверждение новых начал политического устройства.

Однако в лютеровском реформационном учении нашла своё отражение и классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал своего учения в том направлении, которое позволило бы сделать вывод о необходимости изменения существовавших порядков в обществе.

Любое политическое устройство представлялось Мартину Лютеру необходимым моментом христианской религии: он считал недопустимым всякое революционное выступление против существующего порядка.

Следовательно, бюргерский реформатор фактически лишь давал феодальному строю новое религиозное обоснование Практически лютеровская реформация, отвергшая догмы и обряды в их католическом понимании, означала уменьшение роди духовенства и провозглашение светских отношений - без их изменения по существу - основой внутренней религиозности христиан.

Маркс обратил внимание на то, что провозглашённая Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для порабощения народа, как и отвергнутая им внешняя религиозность католической церкви. «Лютер - писал Маркс,- победил рабство по набожности только тем, что поставах,на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека». Таким образом, немецкое бюргерство, выступившее в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о необходимости изменения самих общественных отношений.

И всё же тезисы Лютера оказали в напряжённой обстановке Германии, по словам Энгельса, «воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха*. Энгельс пишет, что в тезисах Лютера нашли себе на первых порах всеобъемлющее выражение и с поразительной быстротой объединились вокруг них «многообразные, взаимно перекрещивающиеся стремления рыцарей и бюргеров, крестьян и плебеев, домогавшихся суверенитета князей и низшего духовенства, тайных мистических сект и литературной - ученой и бурлеско-сатирической -оппозиции...» При этом разнообразные элементы оппозиции вкладывали в религиозные формулы Лютера свои собственные социальные требования.

Особенно это относится к народным массам, которые шли гораздо дальше самого Лютера в понимании тезисов и целей поднятого им реформационного движения и которые не вникали в схоластические топкости ограничительных толкований Лютера, содержавшиеся в тезисах и в других его богословских сочинениях. В тезисах они видели то, что хотели видеть сами, а не то, что имел в виду их автор. Реформация воспринималась в народных массах как требование не только преобразований в церковных делах, но и социального освобождения.

Поднявшееся в Германии широкое общественное движение не дало возможности римскому папе и высшему католическому духовенству быстро покончить с Лютером, как они того хотели. В обстановке этого движения Лютер занял в первое время твёрдую позицию по отношению к папской курии.

Он открыто признал, что в своём учении во многом следует Яну Гусу, и заявил публично на диспуте в Лейпциге в 1519 г., что знаменитый чешский реформатор был неправильно осуждён Констанцским собором и сожжён.

В пылу борьбы с папским Римом Лютер в 1520 г. обратился даже к тезисам учения чешских таборитов и требовал броситься «на кардиналов, пап и всю свору римского Содома» с оружием в руках и «обагрить руки их кровью».

В том же году Лютер сжёг публично папскую буллу, объявлявшую его отлучённым от церкви.

Занятая Лютером решительная позиция против папства поставила его в центр общенародного движения, имевшего исключительно важное политическое значение и являвшегося необходимым этапом в борьбе против униженного состояния раздробленной Германии

В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. Сам он считал Реформацию губительной, а свое учение непонятым.

Обещание

Мартин Лютер был выходцем из бедных крестьян, о чем сам всегда с гордостью говорил: «Я сын крестьянина, мой отец, дед и прадед были чистые крестьяне». Несмотря на происхождение, хорошие отношения с бюргерской семьей Котто позволили Лютеру получить философское образование в университете Эрфурта. Лютер был блестящим студентом, родители прочили ему карьеру юриста, но два события резко изменили не только жизнь Лютера, но и, как оказалось, ход мировой истории.

Во время студенчества Лютеру пришлось похоронить лучшего друга – в молодого человека ударила молния. Смерть друга сильно повлияла на Лютера. Он невольно стал задавать себе вопрос, что станется с ним, если его так же внезапно призовет Бог.
Вскоре после этого, возвращаясь в Эрфурт после летних каникул, Лютера также настигла неожиданная гроза. Оглушительный удар грома раздался вблизи, молния ударила в нескольких шагах от него. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я буду монахом!» Фраза вырвалась непроизвольно, но Лютер был не из тех, кто отступается от своего слова. Через две недели он исполнил свой обет.

«На сводах ада»

Одним из переломных моментов в жизни Лютера, который впервые зародил в нем сомнение в правоте католической церкви, это его поездка в Рим. Путешествие произвело на молодого монаха крайне негативное впечатление. Лютер был немцем от головы до пят, практичность, строгость и простота были национальными особенностями его натуры. Кроме того, он принадлежал к ордену Августинцев, члены которого проповедовали аскетический образ жизни. И тут немецкий монах попадает в Италию, в сам Вечный город Рим, где роскошная жизнь является неотъемлемым атрибутом жизни церкви. Лютер с ужасом потом вспоминал о нечестивости римлян, алчности духовенства, его вовлечении в светскую политику, передавая старинную пословицу: «Если есть ад под землей, то Рим построен на его сводах». В Риме Лютер слышал хвастливые речи монахов, утверждавших, что папский мизинец сильнее всех немецких властителей; слышал обидные клички, даваемые его соотечественникам. Для такого обожателя папства, каким был Лютер, это впечатление было убийственным. Впоследствии он говорил, что не взял бы и 100 тысяч тайлеров за эту поездку в Рим, которая открыла ему глаза.

Чудодейственный товар Тецеля

Главным камнем преткновения и последней каплей для Лютера стал вопрос об индульгенции. Как известно, «продажа» прощения грехов была достаточно распространенной практикой в Средние века. Разумеется, официально это не считалось коммерцией. Согласно катехизису, католическая церковь обладает бесконечным количеством божественной благодати и может даровать отпущение временной кары за грехи, то есть епитимьи. Но для этого человек должен отдать самое дорогое, эквивалентом «самого дорогого» охотно признавались деньги. Хотя сами «торговцы билетами в рай» часто извращали принятый канон, выставляя грамоту как стопроцентную гарантию за отпущение грехов. Именно так поступал доминиканец Тецель, человек с сомнительной репутацией, но ораторским дарованием. В пламенных выражениях он выхвалял народу чудодейственную силу своего товара. У него была особая цена для каждого преступления: 7 червонцев за простое убийство, 10 – за убийство родителей, 9 – за святотатство и так далее. Ему верили, люд сбегался к нему за грамотами, кто-то расставался с последними грошами, только бы избавить душу от мук чистилища. В 1517 году он появился в окраинах Виттенберга, где Лютер преподавал богословие. Возмущенный тем, что его паства предпочитает купить отпущение, нежели раскаяться, Лютер попытался разубедить народ. Когда это не помогло, он обратился к вышестоящим чинам – архиепископу Альбрехту, который получал свои барыши от продажи индульгенций. Он лаконично посоветовал навязчивому богослову не наживать себе врагов.

Канун Дня всех Святых

Ни увещевания к народу, ни обращения к своему «непосредственному начальству» не помогли Лютеру решить проблему. Недовольный результатом, он решил найти союзников в университете. В образованной среде Лютер встретил тех, кто был готов разделить его мнение. Его активно поддерживал викарий ордена августинцев Иоганн фон Штаупиц. Лютер долго колебался, но последней каплей для него стало заявление людей паствы, что они не собираются менять свою жизнь.

1 ноября 1517 года в День всех Святых около дворцовой церкви Виттенберга начала собираться толпа людей, ведь в церковном празднестве были обещаны широкие отпущения грехов. Но в этот раз все пошло «не по сценарию». К самой двери церкви ножом был прибит документ, который впоследствии вошел в историю как «95 тезисов».

Скрытые силы

Многие историки утверждают, что Лютер не видел в своем поступке ничего противозаконного и сожалел о своем разрыве с Папой. Но уже сам факт, что он приколол ножом документ к двери главной церкви города, не подразумевал дальнейшего примирения с Римом! Как же богослов решился на такой шаг, ведь после него Лютера могли ждать, в лучшем случае, потеря степени и положения, в худшем – анафема, гонения и костер. Этому может быть только два объяснения: либо этот человек был взбешен, и не понимал, что творит, либо за ним стояла некая влиятельная фигура, на поддержку которой он рассчитывал. И такая сила была.

К XVI веку правители германских княжеств и главы городов страдали от влияния Ватикана, который использовал их как источник финансов и всячески вмешивался во внутреннюю политику. Церковь имела на это право, согласно учению о «Константиновом даре». Якобы, император Константин передал верховную власть над всеми территориями Римской империи Папе. К 1517 году отношения между Римом и немецкими правителями настолько накалились, что нужен был только повод для начала войны.

Разочарование

«Я был один и лишь по неосторожности вовлечен в это дело» - писал потом о Реформации Лютер. Не прошло и двух лет, а декорация совершенно переменилась. Теперь он был не один в поле воин, за его спиной стояли многие ученые и богословы, Лютером орудовали политические силы. Есть мнение, что сам Мартин был разочарован в движении, он считал, что его учение было неправильно истолковано: «реформатор сам должен был признать, что во всем этом главным образом виновато его учение об оправдании одной верой, неверно понятое. Оно должно было бы служить исправлению людей, но выходит наоборот, люди теперь скупее, безжалостнее, развратнее, чем раньше при папстве». Но Лютер так и не отказался от своих тезисов, которые шли против Римской церкви. Он отрицал способность Папы отпускать грехи, его право на политическую деятельность, отвергал индульгенцию. В общем, наносил существенный удар Ватикану. Свою критику католичества он продолжал и в своих дальнейших сочинениях, а в одном даже благословил германских князей на реформирование церкви в памфлете «К христианскому дворянству немецкой нации».

Сожалел Лютер и о своем знаменитом переводе Библии на немецкий язык: «Простой народ не знает ни Молитвы Господней, ни Символа веры, ни десяти заповедей, живут как скоты бессмысленные, и, однако, не успело появиться Евангелие, уже мастерски научились употреблять во зло христианскую свободу».

Личная выгода

Но Лютер тоже получил некоторую выгоду от своего понимания «христианской свободы». Как известно, в своем учении он критиковал целибат, и первый же подал пример, женившись на сбежавшей из монастыря монахине Катарине фон Бора.

Даже самого Лютера пугали последствия его поступка. Осуждая разврат Ватикана, он был первым в истории церкви монахом, нарушившим вековые традиции целибата. Выступая против обмирщения церкви, он сам сделал шаг в сторону мирской жизни. Сам он признавался: «Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каменный. Но я сознаю, что в любой день могу быть сожжен на костре как еретик».

500 лет назад монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Что доказывал в них родоначальник Реформации? Кем был он сам? И какие последствия это все имело?

1. Мартин Лютер (10 ноября 1483 – 18 февраля 1546 г.) – родоначальник Реформации, в ходе которой возникает протестантизм как одно из трёх (наряду с православием и католицизмом) главных направлений христианства. Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – протестантизм.

2. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов . В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком. Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме.

95 тезисов Мартина Лютера

3. Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу».

Тецель утверждал, что индульгенции имеют бо льшую силу, чем само Крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал.

4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен («огней»). В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове.

5. Настоящая фамилия родоначальника Реформации – Людер (Luder или Luider). Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Так, например, Герард Герардс из Роттердама стал Эразмом Роттердамским. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius (в переводе с древнегреческого – «Свободный»), Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

6. Отец мечтал видеть своего способного сына преуспевающим адвокатом и смог обеспечить сыну хорошее образование. Но неожиданно Мартин решает стать монахом и вопреки воле отца, пережив сильный конфликт с ним, поступает в Августинский монастырь. Согласно одному из объяснений, однажды он попал в очень сильную грозу, когда молния ударила совсем рядом с ним. Мартин почувствовал, как он потом сказал, «чудовищный страх перед внезапной смертью» и взмолился: «Помоги, святая Анна, я хочу стать монахом».

7. Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие.

8. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» («Восстань, Господь…»), она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу.

9. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума - ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, - то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог!».

Лютер в семейном кругу

10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн – как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

11. Во время немецкой Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

12. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей. Вслед за Лютером женится и другой лидер Реформации из Швейцарии У. Цвингли. Кальвин не одобрил эти поступки, а Эразм Роттердамский сказал: «Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».

13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. Этой лютеровской Библией немцы пользуются до сих пор.

14. Согласно великому немецкому социологу Максу Веберу в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», Лютер не только положил начало Реформации, но и дал решительное начало зарождению капитализма. Протестантская этика определила по Веберу дух Нового времени.

15. В отличие от Православия лютеранство признает лишь два полноценных таинства – Крещение и Причастие. Лютер как таинство отверг даже покаяние, хотя его «95 тезисов» начинались с требования, «чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Также в протестантизме практически с самого начала начались сильные споры о природе евхаристии и способе присутствия в ней Господа.

Лютер по этому важнейшему вопросу сильно разошелся с Цвингли и Кальвином. Последние понимали присутствие Тела и Крови Христа лишь как символические, «возгревающие веру» действия. Лютер же, отвергнув учение о пресуществлении, не смог в полемике с реформатами-швейцарцами отказаться от реального, но невидимого присутствия Христа в хлебе и вине. Таким образом, таинство причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, но полагал его как некое специфическое или «сакраментальное единение» материальным хлебом и вином, не конкретизируя природы этого сопребывания. Позже в одном из вероучительных документов лютеранства, «Формуле согласия» (1577), будет выработана такая формула соприсутствия Тела и Крови Христа: «Тело Христово присутствует и преподается под хлебом, с хлебом, в хлебе (sub pane, cum pane, in pane)… этим способом выражения мы желаем научить таинственному единению неизменяемой субстанции хлеба с Телом Христовым».

Сильно разнится и отношение к священству. Хотя Лютер признавал необходимость священства, в вероучительных лютеранских книгах нет ни слова о преемственности пастырского служения, ни об особом посланничестве свыше. Право рукоположения признается за любым членом Церкви (посланничество снизу).

Лютеране также отрицают призывание и помощь святых, почитание икон и мощей, значение молитв за умерших.