Open
Close

Они признают, что их работа может быть неудачной. Поиск новых впечатлений

На днях один мой друг заикнулся, что он с нетерпением ждет появления автономных автомобилей, так как это поможет снизить количество несчастных случаев на дорогах и уровень смертности в авариях, которые зачастую случаются из-за отвлекающихся водителей. Я согласился с ним, но с одной оговоркой: то, что станет преимуществом на дорогах, может оказаться пагубным для нашего внимания. Наличие еще одного места с возможностью отвлечения (ведь автомобиль сам будет следить за дорогой) не добавит нам психического и социального здоровья.

Мало пользы отвлекаться, но мы, похоже, не в состоянии даже сосредоточить внимание. Недавнее исследование показало , что от постоянной занятости не менее других наших качеств страдает креативность. Способность переключаться между вниманием и фантазиями - важный навык, утрата которого не может пройти бесследно для творческого мышления. Как пишет психолог-исследователь из Стэнфорда Эмма Сеппала:

Необходимо сбалансировать линейное мышление, которое требует интенсивного сосредоточения, с творческим мышлением, которое рождается в ничегонеделании. Переключение между двумя режимами, по-видимому, является оптимальным способом изобретать что-то новое.

Она не первая, кто говорит об этом. Нейробиолог Даниэль Левитин сделал аналогичное заявление в своей книге «Организованный ум» в 2014 году. От информационной перегрузки мы погрязаем в шуме. Как он отмечает, В 2011 году американцы потребляли в пять раз больше информации, чем за 25 лет до этого. Ежедневно вне работы мы обрабатываем примерно 100 000 слов.

Это истощает не только запас нашей силы воли (которая у нас ограничена), но и наш творческий потенциал. Левитин использует несколько иной язык, чем Сеппала. По его мнению, линейное мышление является частью центральной исполнительной сети, способностью нашего мозга сосредотачиваться, в то время как творческое мышление - неотъемлемая часть сети мозга, которая работает в фоновом режиме по умолчанию. Левитин, будучи бывшим музыкантом, который участвовал когда-то в записи Grateful Dead и Santana, пишет:

Художники реконструируют реальность и предлагают увидеть то, что раньше для нас было невидимым. Творчество напрямую включает режим грез и стимулирует свободный поток сознания и объединение идей, выстраивая связи между концепциями и нейронными режимами, которые не могли бы образоваться иначе.

Занятие творчеством требует нажатия кнопки «Сброс», то есть вы должны выделить в своем дне время для того, чтобы просто лежать, медитировать или смотреть в никуда. Это невозможно, когда каждый свободный момент - на работе, в очереди, в ожидании зеленого света на светофоре - вы сидите в своем телефоне. Система внимания вашего мозга привыкает к постоянной стимуляции; вы становитесь дерганым и раздражительными, когда у вас нет входящих данных. Вы становитесь зависимы от занятости.

Однако это напрямую влияет на качество нашей жизни. Как указывает Сеппала, многие из величайших умов мира совершали важные открытия, не делая вообще ничего. Никола Тесла получил инсайт относительно вращающихся магнитных полей на неторопливой прогулке в Будапеште; Альберт Эйнштейн любил расслабляться и слушать Моцарта во время отдыха от интенсивных размышлений.

Отдавая должное скуке - весьма ценному инструменту в эпоху перегрузок - журналист Майкл Харрис в книге «Со всеми и ни с кем. Книга о нас - последнем поколении, которое помнит жизнь до интернета» пишет, что мы начинаем ценить неважные и мимолетные ощущения, а не то, что имеет значение. Он предписывает использовать политику уменьшения всего в течение обычного дня.

Возможно, нам теперь нужно искусственно создавать дефицит нашей коммуникации, наших взаимодействий с другими, того, что мы потребляем. В противном случае наша жизнь уподобится передаче кода Морзе, в которой нет перерывов - рой шума, скрывающий под собой ценные данные.

Но как отключиться в тот момент, когда включения требуют начальники, сверстники или друзья? У Сеппалы четыре предложения:

1. Сделайте длинную прогулку без телефона частью вашей повседневной жизни.
2. Выйдите из зоны комфорта.
3. Уделяйте больше времени развлечению и играм.
4. Переключайтесь между целенаправленной работой и действиями, которые не требуют больших интеллектуальных усилий.

Последнее также рекомендует профессор информатики Кал Ньюпорт, автор книги Deep Work. Ньюпорт не зарегистрирован в каких-либо социальных сетях и, возможно, проверяет электронную почту не больше раза в день. Скорее всего даже время строго регламентировано в его жизни. То, что теряется нами в «подключении», можно использовать для фокусировки на важных проектах. Без этого времени, по мнению Ньюпорта, наши нейронные паттерны перепишутся в паттерны отвлеченного внимания.

Проводя достаточно времени в состоянии исступленной ограниченности ума, вы постепенно уменьшаете свою способность выполнять глубокую работу.

Это не самый хороший знак для тех, кто хочет создавать что-то, творить, то есть для всех нас. Исследования показывают, что перманентный страх упустить что-то интересное, или синдром упущенной выгоды (англ. the fear of missing out - FOMO), усиливает наше беспокойство и в конечном счете сказывается на здоровье. Из всего спектра потерь творческое мышление является одной из самых больших. Независимо от вашего призвания, гибкость ума и открытость для новых идей и подходов неоценимы. Потерять это ради того, чтобы проверить последний твит или опубликовать селфи? Этой трагедии можно избежать, но чаще всего мы идем другим путем.

Для начала проведем небольшой тест, чтобы распределиться по лагерям.

Задачка: найти площадь прямоугольного треугольника.
Я как гуманитарий до мозга костей, естественно, правильной формулы не припомню — но выход из положения искать буду упорно. Не мудрствуя лукаво прикину, что с двух одинаковых треугольников получится квадрат, разделенный диагональю. Площадь квадрата найти — это даже мне под силу, так же, как и разделить полученное число на 2 (без калькулятора), чтобы получить площадь треугольника. Логично же, что она в два раза меньше квадрата? Ну, вроде того. P.S. Если бы квадрат был начерчен на земле — я бы отправилась считать шаги…
Технарь, напротив, скорее всего на автомате выдаст чудо-формулу, которую запомнил со школы: 1/2(АВ). Вот и познакомились).

Так вот, я о личном опыте. Работая в среде монстров-программистов и демонов-аналитиков, открыла для себя интересный факт: если в разговоре с ними на протяжении двух минут не упомянуть цифры, статистику, показатели и данные, собеседник-технарь, потеряв всяческий интерес к предмету разговора, превращается в крайне любезного кивателя головой с помутневшим взором. Благо — не развернулся и не ушел — стоит, бедолага, и “слушает” же весь этот эмоциональный, насыщенный эпитетами и литературными оборотами лепет. А в мыслях давно улетел в пространство цифр, вариантов, логических цепочек, динамических всплесков, рациональных механизмов.
Ниже изложенная сравнительная характеристика двух типажей основана на положении, что принципиальная разница между технарями и гуманитариями заключена в способах восприятия и обработки информации.

Итак, понаехали! В главных ролях — Зоя и Захар.

Зоя — обладатель гуманитарных мозгов. У девушки стратегическое и творческое мышление. Логические связи (да-да, они!) ориентированы на цель, а не мелкие детали. Поскольку цель — это образ того, чего пока не существует, творческие задатки и интуиция Зои порой показывают настоящие чудеса, хоть и базируются на воображении и эмоциях. Они проделывают огромную работу — воссоздают линию связи между реальностью и целью.
Зоя, как и другие гуманитарии, отдает предпочтение творческой деятельности, у нее отлично развита фантазия, мышление не ограничено стандартами и рамками.
В профессиональной деятельности Зоин ум вынужден (и более склонен) запоминать разные термины из области химии, лингвистики, биологии, поэтому данный процесс имеет скорее приблизительный , нежели точный характер. Частичное совпадение разных характеристик, как и созвучные названия, активируют ум Зои запоминать дальше, расширяя знания о предмете.
Профессиональная принадлежность : будь воля Зои, она бы существовала за счет тонких материй… Но капиталистический строй толкает девушку идти работать в политику, медицину, образование, юриспруденцию, порой в “свободную кассу”.

Захар — отборный технарь. Счастливцу просто даются точные науки, так как у него вечно все по полочкам. Имеет отличную память и логическое мышление. С радостью берется за всевозможные задачки и головоломки. Главный конек Захара — стратегическое планирование. Захар, в отличие от Зои, склонен анализировать отдельные явления в действиях (она же видит всю картину целиком). Аналитик разбирает ситуацию на мельчайшие детали и уже потом берется оценивать. Поклоняется точности, рационализму, обоснованности и прочей фундаментальной и основополагающей скукотище:)). Захар оптимизирует всю получаемую информацию и модифицирует ее в общий алгоритм или формулу для последующего применения. Ум технарей образует тончайшую калибровку градации ценности вещей по отношению к другим вещам. Поэтому, к примеру, в жизни Захар неохотно тратит деньги, а покупает только самое необходимое. У Зои же диаметрально-противоположна ситуация — слабее развита способность правильно оценивать вещи — хочется всего и сразу.
Профессиональная принадлежность: как уже упоминалось ранее — математики, программисты, аналитики, социологи.

Как видим, все различия между гуманитариями и технарями вполне обоснованы биологическими склонностями. Но просто понять это — мало, как и констатировать данность. Желательно еще научиться проектировать в прибыльное русло свои творческие потуги или же технику умножения трехзначных чисел в уме. И, конечно, находить общий язык с инопланетянами.

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Творческие люди создают проблемы. Они наркоманы. Они немного сумасшедшие и они обычно одеваются очень смешно… ну или, по крайней мере, большинству из нас кажется, что смешно.

Творческие люди очень разные. Конечно, все люди разные, хотя многие из нас пытаются вписаться в определенные рамки.

Для многих креативных личностей сама фраза «вписываться в рамки» противоречит представлению о том, каким должен быть творческий человек. Большинство творческих людей не сумасшедшие. Они просто непонятые.

Конечно, некоторые из них буквально сходят с ума, но это лишь малая часть. Подавляющее большинство творческих просто не любит лгать по поводу того, каким человек является на самом деле.

1. Творческие люди видят мир иначе, чем остальные

В то же самое время творческие люди хотят делиться своим видением и интерпретацией с остальным миром. Для них мир полон множества значений, оттенков смысла и сложностей, также он наполнен возможностями, которых нет у обычного человека.

Творческие люди знают, что невозможное – возможно, потому что они понимают: ни в чем на свете нельзя быть уверенным.

Видя, что мир наполнен безграничными возможностями, они хотят оставить здесь свой след. Они хотят добавить свой мазок к прекраснейшему из произведений искусства – самой жизни.

Когда вы видите мир иначе, чем другие, то выделяетесь. Многие люди не любят тех, кто выделяется. Они почему-то боятся «белых ворон».

Другие просто предпочитают инертность и постоянство. Они боятся того, чего не знают, не любят неизвестности и связанных с этим недоразумений.

2. Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству

Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.

Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость

Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.

Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.

Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.

3. Они не оценивают свои способности по тем меркам, по которым это делают другие

Они не всегда могут похвастать успехами в школе или на работе (на работе, которую большинство считает нормальной). Для них было бы лучше творить, чем учиться и работать. С другой стороны, а для кого нет?

Вся разница в том, что творческие люди буквально одержимы своим творчеством. Их страсть не спрятать.

Если вы творческая личность, практически наверняка вам сложно выполнять монотонную работу. Когда вы по натуре - творец – вы живете в радостном предвкушении, постоянно пытаясь открыть для себя и создать нечто новое, пробуя себя в различных сферах.

Творческие люди ходят в школу и потом на работу, как и остальные, но только потому, что они должны это делать. Они склонны соглашаться на неидеальную работу до тех пор, пока не найдут для себя что-то поинтереснее в плане саморазвития.

4. Они более эмоциональны

Для них жизнь громче и ярче, чем для большинства людей. Но это не потому, что творческие люди получают больше информации о мире, просто они уделяют ей больше внимания.

Творческие личности могут быть интровертными, но они проводят столько же времени, «блуждая в себе», как и во внешнем мире.

Они уделяют огромное внимание мелочам и позволяют этим мелким деталям оказывать на них куда более сильное внимание, чем на обычного (не столь творческого) человека.

Для них мир наполнен смыслом. Для многих из нас окружающая действительность имеет размытые очертания. Для творческих личностей мир – это все.

Конечно, иногда такие индивидуальности теряются в своих «путешествиях». Вообще быть творческой личностью это значит порой иметь проблемы с окружающей действительностью.

5. Они мечтатели

Люди не понимают мечтателей, ведь те всегда мечтают о переменах. О лучшем мире, о лучшей действительности, о лучшем будущем. Они могут представить себе невообразимое и часто верят, что способны сделать возможным невозможное.

Если вы любите, чтобы все лежало на своих местах – вас напугает тот беспорядок, который вечно сопровождает творческого человека. Жизнь творца определяется переменами. Особенно – переменами, которые он сам создает.

Люди всегда боялись и всегда будут бояться мечтателей. Мы предпочитаем останавливаться на достигнутом и быть «середнячками». Мы не любим «белых ворон» и мыслителей. Мы нация, которая делает все возможное для формирования устоявшегося среднего класса.

Достаточно весело будет провалить эту миссию.

Любой творческий человек смотрит на мир со своей точки зрения. И при этом его видение жизни иногда кардинально отличается от общепринятых взглядов. Креативность может быть даром, а может быть проклятием, но в любом случае у творческих людей есть много схожих черт характера. И самое главное сходство заключается в том, что такие люди ценят себя не за то, кем являются, а за то, кем бы они могли стать в будущем. У креативных людей всегда большие планы.

История знает немало творческих умов, способных создавать целые миры и даже вселенные. Курт Воннегут, Лев Толстой, Айзек Азимов… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Как им удалось воплотить свои фантазии в жизнь? Что для этого нужно? А нужно всего одно – думать иначе. Думать и делать свое дело по-другому, не так, как принято. Вот 11 вещей, которые творческие люди делают иначе.

Они работают по собственному графику

Творческий человек, конечно, знает, что творить в приливе вдохновения легко и приятно. Но сидеть и ждать, когда вновь вернется ушедшая муза, крайне непродуктивно. Поэтому творческие люди предпочитают работать по собственному графику. У каждого творца есть свои привычки, связанные с рабочими процессами. Кто-то хорошо думает с утра, другие достигают пика активности ближе к вечеру. Но в любом случае этот график не имеет ничего общего с рутинной работой с девяти до шести. Творческий человек находит время и для отдыха и для работы.

Они ищут новые возможности и впечатления

Еще одной общей чертой креативных людей является потребность в новом опыте и впечатлениях. Их никогда не устраивает что-то одно, так как это существенно ограничивает творческий потенциал. Очень многие люди являются разносторонне одаренными и для них мучительно отказываться от своих будоражащих ум идей в пользу одного дела. Творческие люди всегда находятся в поиске новых впечатлений так как впечатления являются пищей для их пытливых умов.

Они признают, что их работа может быть неудачной

Творческие люди могут работать очень хорошо на пике вдохновения, но все они признают, что этого недостаточно для того, чтобы создать что-нибудь стоящее. Очень часто вдохновение обманчиво и произведение получается слишком банальным или неинтересным. Признать это нелегко. Но креативные люди как раз и отличаются тем, что умеют признавать, что создали совершеннейшую дешевку. Они хорошо различают, где сумели реализовать уникальную идею, а где воспользовались штампами и клише.

Они не боятся неудачи

Успешные творческие люди не боятся неудач. Они абсолютно уверены в том, что любая неудача является ключом к успеху. Умение учиться на своих ошибках и извлекать пользу из неудачного опыта – это та черта, которая объединяет всех креативщиков, чем бы они ни занимались. Неудача для творческого человека является лишь досадной преградой, это небольшая помеха, которая настолько незначительна, что ей можно пренебречь на пути к сияющей цели. И если впечатления являются для таких людей пищей для ума, то неудачи – это энергетическая подпитка всего организма.

Они находят идеи везде, где только можно

Личный опыт имеет огромное значение для любого креативного человека. И получить этот опыт можно путем исследования окружающего мира. Одаренные люди находятся в постоянном поиске новых идей и новых стимулов. Нетерпеливые и любопытные, они заглядывают в разные сферы жизни, пытаясь понять, как полученные знания можно использовать в своей работе. Они ищут вдохновения, но вдохновения особого, которое может дать только новый опыт. Творческий человек не имеющий идеи, которую ему хотелось бы реализовать, испытывает сильный дискомфорт и это неприятное ощущение заставляет его продолжать поиски.

Они верят в свою мечту
Они живут в мире фантазий

В современном обществе мечтательность считается чем-то несерьезным, однако это общая черта всех творческих людей. Они много думают, так как их мозг постоянно создает новые образы. Жизнь в мире фантазий бывает настолько прекрасна, что очень часто творческие люди полностью отдаются своему вдохновению. Про таких говорят «не от мира сего» и в какой-то мере это действительно так. Погруженный в свои мысли человек выглядит отрешенным и сосредоточенным на себе. Но иначе нельзя, только так, живя в мире фантазий, можно создать великое произведение.

Они уверены в себе

Уверенность в своих силах часто является отличительной чертой креативного человека. Но это уверенность особого рода. Это еще и стремление рисковать. Каждый творческий человек бывает настолько уверен в себе и своих способностях, что не боится ставить смелые эксперименты, опровергать распространенные мнения и в пух и прах разбивать устоявшиеся теории. Его креативность и умение смотреть на мир другими глазами не дают покоя и креативщик не остановится, пока не докажет миру, что все можно сделать иначе. Даже если его одолевают сомнения, творческий человек знает, что то, в чем он уверен, можно создать. Даже то, что никогда не будет существовать.

Они не признают никаких границ

Творческие люди никогда не следуют общепринятым правилам и предписаниям, если они появляются на их пути. Любые ограничения для одаренного человека только мешают ему творить. Поэтому такие люди пытаются любым образом обойти запреты или инструкции. Они ищут нового, они стремятся создавать новое, и правила, особенно глупые, способны вызвать у них настоящую ярость. Желание свободно творить бывает настолько сильным, что художник или, к примеру писатель, может покинуть свою родину, если законы государства вступают в противоречие с их творчеством. История знает немало примеров, когда великий ум покидал свою родину только потому, что ему не давали творить.

Они задают много вопросов

Многие люди полагают, что стремление задавать множество вопросов являет признаком глупости и стараются помалкивать, даже если они чего-то не понимают. Но творческие люди, которые делают все по-другому, с этим не согласятся. Они настолько любопытны, что готовы задавать сотни вопросов, пока не разберутся в сути какого-либо явления. Даже если они при этом выглядят как забавные почемучки. Белые пятна для креативного человека являются сильным раздражителем, особенно в работе над важным произведением. Нехватка информации может повредить творчеству и вещь получится однобокой и неинтересной. Чтобы этого не допустить, недостаток знаний стоит восполнить. А значит, нужно спрашивать, в том числе и у себя.

Они создают творческое пространство

Стремление к одиночеству отличает многих креативных людей. Одиночки, конечно, не являются изгоями в современном обществе, но часто на них смотрят искоса, особенно если человек живет в мире фантазий. Но для создания действительно чего-то стоящего многим требуется уединение. И тогда одаренный человек начинает искать место, где он мог бы остаться один и спокойно подумать. Мастерские, кабинеты, просто тихое место в парке – для творческого человека подойдет любой вариант, лишь бы ему никто не мешал думать или воплощать в жизнь свои замыслы.