Open
Close

«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. План по самообразованию "театрализованная деятельность - как средство развития креативной личности ребенка"

«Уверенный человек» - Диагностика. Памятник А.В.Суворову в Швейцарии на перевале. Небольшое количество адреналина не принесет вреда. У меня есть право выбирать друзей. Цель: формирование у учащихся уверенности в своих силах. Лесенка уверенности. Полезные советы. Как утверждает Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств».

«Сила воли» - Привычка и сила воли. Позитивное мышление. Личное развитие. Благодарность. Как развить силу воли. Производительность. Три способа развития силы воли. Займитесь медитацией. Здоровье. Что такое сила воли. Полезные привычки. Станьте личностью. Принципы и цели. Идите только к одной цели в настоящий момент.

«Юношеский возраст» - Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Коммуникативная сфера. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Физическое развитие. Повышается саморегуляция эмоциональных состояний. Основные функции дневника: Юношеский возраст - период активного развития и проявления творческих способностей.

«Самопознание личности» - Концепция. Вопросы кодификатора. Человек. Значение самосознания. Мировой разум. Природа. Компоненты самосознания. Самовосприятие. Фазы самопознания и самооценки. Варианты обретения идентичности у подростков. Идентичность. Образы. Процесс самопознания. Социальное познание. Образ «Я». Самооценка. Научное познание.

«Формирование компетентной личности» - Книга. Ораторская речь. Список вопросов по тексту. Изготовление декораций. Подготовка к спектаклю. Выступление. Изготовление кукол. Кукольный спектакль. Комфортные условия для самореализации обучающихся. Исторические комментарии. Образец текста пьесы. Учимся выходить на поклон. Делимся на группы. Формирование компетентной личности.

«Самооценка подростка» - Интеллект-? Самовоспитание. Чтение книг. Понятие самооценки. Характер- ? способности-? Темперамент-? Мы узнали о себе очень много. Высокая самооценка ускоряет развитие подростка. Что мы узнали о себе. Самостимуляция. Задумаемся. Чувства- ? эмоции- ? У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки выше.

Всего в теме 20 презентаций

(Из опыта работы)

Личные данные

Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Окончила Тверской Государственный университет в 1998 г.

Специальность:"Дошкольная педагогика и психология"

Квалификация:"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии"

Общий стаж работы: 21 год. В должности воспитателя: 21 год.

Имею первую квалификационную категорию. В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации.

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

57 % воспитывается в полных семьях, 43 % неполных с одним из родителей, 10% семей многодетных, воспитывающих 3-х и более детей.

Социальное положение благополучное.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

  • Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Активности;
  • Стабильности-динамичности;
  • Комплексирования и гибкого зонирования;
  • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Эстетической организации среды;
  • Открытости-закрытости;
  • Половых и возрастных различий.

Противоречия

1. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет обогащать опыт сотрудничества.

2. Благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению ребёнок может добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

3. Декорации, костюмы открывают перед детьми возможность для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

4. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям и переживаниям других людей.

1. Выдвижение на первый план активных детей. У неактивных детей возникает чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением.

2. Взрослые "навязывают" детям своё видение роли.

3. Воспитатели сами изготавливают атрибуты к спектаклям, тем самым лишая детей возможности проявлять творчество.

4. Дети исполняют роль, которую дал им воспитатель, не задумываясь о том, что рядом тоже ребенок и с ним нужно согласовать свои действия.

1. Самообразование;

2. Диагностика;

3. Задачи;

4. Совместная деятельность воспитателя

с детьми;

5. Развивающая среда;

6. Работа с родителями;

7. Результаты и перспективы.

Самообразование.

1. Повышение теоретического опыта по теме: Театрализованная деятельность в детском саду".

2. Продолжать поиск правильного подхода к подборке материала для использования в работе с детьми.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Первые театральные постановки для детей возникли в семье. В мемуарах писательницы М.Ф. Каменской (И.№9) указывается, что "спектакли давались всегда сюрпризов и непременно по случаю чьих-либо именин".

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Т. Шишовой и др.

Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка.

Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И.№4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Известный психолог А.Н. Леонтьев (И.№10) писал: "Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей".

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Для шести летнего ребенка театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. "Я – артист! Я – артистка!" От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, потому, что роль для него чрезвычайно привлекательна.

В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Важное значение театрализованной деятельности имеют изменения, которые произошли в эмоциональном развитии ребёнка.

К шести годам дети могу т понять эмоциональное состояние других людей по выражению их лица, позе, жестам. По внешним признакам они могут распознать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.

В организации работы по руководству театрализованной деятельности изучался государственный стандарт и соответствие ему программы "Из детства в отрочество".

Изучался опыт дошкольных учреждений города через посещение методических объединений, курсов повышения квалификации воспитателей.

Были изучены статьи журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду".

Основными направлениями в создании системы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении определили:

Изучение уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Повышение возможностей детей в театрализованной деятельности

через целенаправленную работу, учитывая современные подходы.

Диагностика.

Цель:Выявить у детей уровень развития в театрализованной деятельности, умение творчески решать поставленную задачу.

Педагогическая технология.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной игровой деятельности, на занятиях, во время праздничных утренников. Использовала в своей работе словесно-дидактические игры (Приложение 1) на подбор рифм, придумывание движений, развитие голоса. Была составлена диагностическая таблица (Приложение 2), в которой оценивались умения детей исполнять монологи и диалоги, находить выразительные средства исполнения роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Данные диагностического обследования показали, что половина детей группы (9 человек) не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованы на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду.

Поставила задачи:

1. Изучить уровень развития детей

в театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские

умения детей в создании

художественного образа.

3. Развивать память, мышление,

воображение, фантазию, внимание детей.

4. Воспитывать гуманные чувства.

Расширять культурный диапазон детей.

5. Сделать выводы и определить

перспективы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Работа по театрализованной деятельности проводилась ежедневно во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление – работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Детям предлагались задания

– на развитие фантазии (Приложение 3).

На развитие мимики, жестов, поз (Приложение 4).

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике я предлагала детям игры на восприятие чувств по поведению (Приложение 5).

Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью . Как она строится?

Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение

целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на

сценической площадке; мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма.

С целью сохранения непосредственности и живости детского восприятия мы использовали:

Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

Спектакли на основе содержания, придуманного детьми;

Инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.

В ходе подготовки к спектаклю "Сообразительные осьминожки" дети на занятиях по изодеятельности изготовили игрушки-осьминожки. Вместе с родителями придумали, как их украшать.

Я рассказала детям про "театр марионеток", предложила им "сыграть сказку" про осьминожек. Для декораций дети придумали положить на пол макет для сюжетно-ролевых игр "Морское дно".

В начале спектакля мы побеседовали с детьми об осьминогах. Затем познакомила зрителей с жилищем каждого осьминога.

В ходе спектакля я вела с детьми диалог и побуждала детей к действиям с осьминожкой.

"Театр марионеток" очень важен для развития детей. Учёными доказано, что стеснительные дети "психологически прячутся за куклу".

Когда я познакомила детей со стихотворением В. Лифщица "Поросята", то они захотели инсценировать его.

Вначале дети решили, как будет выглядеть герой-поросёнок. На занятиях по ручному труду они изготовили шапочки-маски с ушками и пятачками, самостоятельно раскрасили их. Особое внимание детей я обратила на выбор героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения.

Вначале я выяснила у каждого ребёнка, каков характер героя (смелые, добрые, решительные). "Поделила" детей на группы. Затем детям каждой группы предложила продемонстрировать движения своих персонажей. Потом, в зависимости от образа и характера героя предлагала детям выбрать соответствующую интонацию. Заранее с детьми были "проиграны" сценки (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).

Во время спектакля дети-"поросята" продемонстрировали своё "плохое" воспитание, а после спектакля объяснили, что такое может быть только на сцене.

С целью развития у детей двигательного воображения наряду с традиционными постановками мы ставили с детьми спектакли, содержание для которых придумали сами дети.

Дети придумали сказку "Новые приключения Колобка" (Приложения 6,7), в свободной деятельности сделали рисунки к сказке. Я рассказала детям о театре би-ба-бо, и мы решили показать сказку детям средней и старшей группы.

Следующая сказка, которую придумали дети, называется "Гарри Поттер и принцесса". Мы решили инсценировать сказку. Я предложила детям изготовить театр ложек. В свободной деятельности дети разрисовали ложки, придумали лицо, одежду для кукол. Сказку мы показали родителям к празднику "День семьи" (Приложение 8).

Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребёнка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными – зависят эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно и характер дальнейших отношений к людям.

Для формирования у детей доброжелательных отношений мы использовали методику психолога Якобсон С.Г. (И.№15). В ходе театрализованной деятельности ставили пьески из данной методики.

- "Камешек в туфельке".

- "Растоптанный торт".

- "Чужой кубик".

- " Качели".

- "Чужой рисунок".

Начиная со старшей группы, я вела кружок по театрализованной деятельности (План-приложение 9).

Детям предлагались этюды (Приложение 10).

С детьми из театрального кружка мы подготовили инсценировки: "Волк и коза", "Грибы". Сказки мы показали к празднику, посвященному 30 –летию детского сада.

Была составлена диагностическая таблица деятельности детей театрального кружка (Приложение 11).

I. Этюдный тренаж (мастерство актёра).

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жестов).

3. Мимика (этюды на выражение эмоций).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

II. Игры-драматизации.

1. Желание участвовать в играх-драматизациях.

2. Умение общаться с партнёром.

3. Способность импровизировать при создании образа.

III. Этюды с куклами.

1. Желание играть с куклой.

2. Умение управлять ею.

3. Способность импровизировать с куклой.

IV. Кукольные спектакли.

1. Желание участвовать.

2. Умение общаться с партнёром, используя кукол.

3. Способность создавать образ с помощью кукол разных систем.

Развивающая среда.

1. Наполнить развивающую среду разными

видами театров.

Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование.

2. Создать условия для дальнейшего

обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В группе мы оборудовали театральную зону, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Учёт индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности мы поместили разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.

Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал, студия детского творчества), где проводятся театрализованные занятия, кружковая работа и разнообразные праздники.

Таким образом, при создании развивающей среды мы учитывали принципы:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организация "зон приватности";

Предоставления права и свободы выбора;

Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

Полифункциональность использования помещений и оборудования.

Работа с родителями.

1. Донести до родителей важность темы "Развитие детей в театрализованной деятельности".

2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Нами было проведено родительское собрание "Театр в жизни детей", в ходе которого мы определили основные направления в работе по театрализованной деятельности.

Проводились беседы и консультации на тему " Значение театрализованной деятельности для развития ребенка" (Приложение 12).

Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную "ячейку" – возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.

Общая результативность.

Данные диагностики, проведённой в конце года (Приложение 13), показали, что более половины детей группы (17 детей) умеют исполнять монологи и диалоги между персонажами; находят выразительные средства исполнения роли своего персонажа, разыгрывают с персонажем действия. Дети могут придумать сказку, рассказ. Все дети стали принимать активное участие в праздничных утренниках.

Моя работа по теме "Развитие творчества детей в театрализованной деятельности" дала следующие результаты:

1. Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности.

2. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений.

3. Развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками.

4. Установлен тесный контакт с родителями. Родители выступают активными участниками, продолжают работу с детьми.

Вывод.

Таким образом, проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуя исполнительские умения детей, стимулируя их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией; продолжая обогащать словарь детей, уча пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствуя умение связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочиняя свои сказки, рассказы, используя кукол; развивая память, мышление, воображение, речь, внимание детей; мы повышаем уровень развития детей в театрализованной деятельности, воспитываем в детях гуманные чувства, учим искусству общения, расширяем культурный диапазон детей.

Перспективы.

1. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

2. Организовать совместно с другими группами "Театральные вечера".

Литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. АСТ, 1996 г.

2. Башаева Г.В. "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук". Ярославль. "Академия развития" 1997 г.

3. Белоусова Л.Е. "Удивительные истории" Санкт-Петербург. "Детство-Пресс" 2001 г.

4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М. "Просвещение" 1985 г.

5. Доронова Т.М., Доронова Е.Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности" М. 1997 г.

6. Доронова Т.М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности" М. 1998 г.

7. Доронова Т.М. "Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности" М. 1999 г.

8. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца" М. 1981 г.

9. Каменская М. "Воспоминания" М. Художественная литература, 1991 г.

10. Леонтьев А.М. "Проблемы развития психики". М. Издательство Московского университета.

11. Маханёва М.Д. "Театральные занятия в детском саду". М. 2004 г.

12. Поддъяков Н.Н. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" Волгоград "Перемена", 1997 г.

13. Теплов Б.М. "Психология" М. 1951 г.

14. Эльконин "Психология игры"

15. Якобсон С.Г. "Моральное воспитание в детском саду"

16. Журналы "Дошкольное воспитание"

№ 8 – 1999 г.

№ 12 – 2002 г.

№ 8 – 2004 г.

"Ребёнок в детском саду".

№ 2 – 2001 г.

№ 3 – 2001 г.

№ 4 – 2001 г.

№ 5 – 2001 г.

№ 2 – 2002 г.

План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: духовно- нравственное воспитание,развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

    формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

    формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

    развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

    Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

    закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

    развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

    поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

    Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:

1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).

2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).

4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).

5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Срок

Практический выход

Октябрь -май

Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение нового СанПиН

Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1 .Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008

4. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.

Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Работа над темами:

Знакомство с театром;

Кто работает в театре;

Правила поведения в театре;

С/р игра «Театр».

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Пальчиковый театр

Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность.

Работа над темами:

Плоскостной и пальчиковый театр;

Мимика и жесты.

(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения пальчиковым театром

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»

(в течение года)

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»

Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.

(В течение года)

Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица)

Проведение театрализованной деятельности в свободное время

Досуг «Проводы русской зимы»

Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;

Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей

Обучение детей владению куклой, игрушкой

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Театрализованное представление.

Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях

Показ спектакля родителям.

Литература:

    Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

    И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

    И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

    Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

    О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

    А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

    Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

    И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

    Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

    А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

    Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

    Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

    Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

    Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

    Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

    А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

    Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006..

    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

    О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

Работа с родителями

Срок

Практический выход

Октябрь -май

Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом

Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Консультация для родителей

План работы по самообразованию

Воспитатель: Шалаева О.Л. средней группы

Тема: «Театрализованная деятельность как средство

развития речи детей»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению-это путь через игру, фантазирование. Известно, что дети любят играть, их ненужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

«Игра–это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра–это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»

Цели: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

    Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

    Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

    Обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказочных героях», алгоритмов деятельности.

    Создать условия для развития творческой активности детей.

    Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.

    Развить артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.

    Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

План работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию

Программное содержание

Сентябрь

Подбор и приобретение

необходимого материала и оборудование по театрализованной деятельности.

Беседа «Что такое театр?»

Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Под грибом», «Заюшкина избушка» , «»Волк и семеро козлят», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок.

Изготовление картотеки «Загадки о сказочных героях», «Театрализованные игры»

Знакомить детей с русскими народными сказками.

Развивать интерес к слушанию произведений.

Воспитание у детей

интереса к драматизации, театральной

деятельности.

Познакомить детей

театром, с правилами поведения.

Создание предметно развивающей среды в группе.

Октябрь

Беседа «Виды театра»

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Кукольный спектакль «Яблонька»

Консультация для родителей «Театрализованная игра-источник творчества и самовыражения дошкольников»

Освоение навыков владения перчаточным, настольным и пальчиковым театрам.

Развитие мимики;

Раскрепощение через игровую деятельность;

Участие в музыкальном празднике «Золотая осень»

Познакомить детей с настольным театром.

Игры с кубиками: «Собери сказку»

«Кто как кричит»

Рассматривание игрушек и

иллюстрации к сказкам;

Показ кукольного театра:

«Теремок»

Освоение навыков владения настольным театром (инсценировка сказок «Теремок»)

Вызвать желание участвовать

Театрализованной игре.

Театрализованная постановка.

Инсценирование Русской народной сказки «Колобок»

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

Плоскостной пальчиковый шагающий театр.

Изготовление пальчикового шагающего театра.

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью настольного театра.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок)

Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Знакомство детей:

Театром масок

Театрализованные игры: «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем»

Изготовление театра из фетра.

Имитационные упражнения

«Покажи, как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка»

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка».

Освоение навыков владения театром масок (инсценировка сказки «Рукавичка»)

Формировать умения детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Раскрытие творческих способностей детей.

Дидактические игры «Назови ласково героя»,

«Кто как говорит»

Театрализованная постановка.

Инсценировки сказки «Гуси-лебеди»

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

с теневым театр.

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам:

«Рукавичка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

Разучивание и постановка сказки «Три медведя»

Освоение навыков владения

теневым театром (инсценировка сказки

«Заушина избушка», «Три поросенка»)

Обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, теневой, конусный.

Презентация о проделанной работе.

Показ презентации на родительском собрании.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Самообразование по теме:
«Развитие творчества детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Зеренкова Ирина Андреевна
г. Кемерово МАДОУ №219
"Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К.С.Станиславский

Актуальность.
На всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире.
Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.

Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:
Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Этапы работы:
1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
5. Составить перспективный план работы.

Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.

Формы работы с детьми:
игра
импровизация
инсценировки и драматизация
объяснение
рассказ детей
чтение воспитателя
беседы
просмотр видеофильмов
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
словесные, настольные и подвижные игры.
пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы

Используемая литература при работе над данной темой:
1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005
7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005
8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.
9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
«Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)

Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи
Сентябрь Мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
«За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.
Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Разнообразный мир театра Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
Октябрь Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Позови движением»
«Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства.
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа.
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость.
Развитие слуха и чувства ритма у детей.
Сила голоса и речевое дыхание Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»; «Задуть свечу»;
Пантомима
игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»;
Ноябрь Сценическая пластика
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций;
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Расслабление мышц
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая игрушка»;
этюд «Кривое зеркало»
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»
Декабрь Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
Развиваем воображение; расширяем словарный запас.
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Знакомство с русскими народными костюмами.
Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
«Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.
«Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры
Январь «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
Учить связно и логично передавать мысли.

Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки
«Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» чтение, пересказ.
Февраль «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
Развивать правильное речевое дыхание;
Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.
Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы.
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
«Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
«Веселые обезьянки»
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д
Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели.
Апрель Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция.
Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей.
Май Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

«Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека
У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки.
Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.