Open
Close

Опыт вебера в норме. Опыты ринне и вебера

РИННЕ ОПЫТ (Rinne), один из диагностических методов, применяемый в отиатрии для исследования аппарата, проводящего звук. Опыт основан на физиол. предпосылке: проводимость звука через воздух продолжительнее и интенсивнее сравнительно с проводимостью через кость. Техника опыта: звучащий камертон помещается ножкой на сосцевидном отростке исследуемой стороны, наружное же слуховое отверстие предварительно закрывается плотным тампоном; испытуемому предлагается дать сигнал о прекращении ощущения звука; немедленно после сигнала камертон (без повторения приемов, вызывающих его вибрацию!) подносится к наружному слуховому отверстию, конечно освобожденному от тампона. Результат опыта считается положительным, если прекратившееся восприятие звука через кость возобновилось через воздух. (Условное обозначение: Ринне+ .) Отрицательный результат (Ринне-) констатируется в тех случаях, когда звук камертона, не различимый испытуемым при нахождении инструмента на сосцевидном отростке, не ощущается им и при приближении камертона к наружному слуховому проходу; в этих случаях; обычно производится проверочная модификация опыта: первоначально приставляют звучащий камертон вблизи наружного слухового отверстия и затем, когда испытуемый укажет момент прекращения слышимости звука, камертон переносится на сосцевидный отросток, после чего звук снова начинает ощущаться. Отрицательный Ринне указывает на заболевание какого-либо отдела звукопроводящего аппарата (среднее ухо, слуховые косточки, барабанная перепонка). Лит.: Rinne H., Beitrage z. Physiologie des men-schlichen Ohres, Prager VІerteljahrsschr., B. I, 1855 (также в Ztscnr. f. rat. Med., 3. Reine, B. ХХІV, 1865).

Смотрите также:

  • РИНО ЛИТ (от греч. rhis, rhinos-нос и Н-thos-камень), или носовой камень, является конкрементом, образовавшимся в носовой полости из секрета ее слизистой оболочки, а также из проникающей в нос слезной жидкости, в результате...
  • РИНОПЛАСТИКА . В то время, когда пластика носа была единственным содержанием пластической хирургии, старые хирурги (Taglia-cozzi, Grafe, Carpue, Dieffenbach и др.) рассматривали Р. как искусство восстановления носа исключительно путем замещения дефекта...
  • РИНОСКЛЕРОМА , см. Склерома.
  • РИНОСКОПИЯ (от греч. rhis-нос и skopeo- смотрю), метод исследования носовой полости, при помощи к-рого она может быть осмотрена через носовое отверстие или через рот и носоглотку и хоаны,-п ередняяи задняя Р. ...
  • РИНОФИМА , rhinophyma (от греч. rhis-нос и phyma-нарост).синонимы elephantiasis nasi, гипертрофия носа, винный нос, медный, луковичный нос. Название Р. введено Гебра (He-bra), кфый обозначал под этим названием 3-й стадий acne rosacea ...

12346 0

Исследование производят по следующему плану:
1. Опрос — выяснение жалоб на снижение слуха и другие нарушения функции уха.
2. Исследование речью: шепот, разговорная речь, громкая разговорная речь, крик.
3. Исследование с помощью камертонов.
4. Аудиометрическое исследование (тональная, речевая аудиометрия).
5. Импедансометрия.

Предварительное заключение о характере нарушения слуха можно получить, проверяя остроту слуха, прибегая к произнесению слов и регистрации расстояния, с которого испытуемый четко повторяет слова, произносимые шепотом или обычным голосом. В норме человек различает неакцентированную шепотную речь с расстояния 6 м, а разговорную — с 20 м. Отклонение от этих цифр говорит о понижении слуха. Чтобы исключить переслушивание лучше слышащим ухом, больного поворачивают к врачу исследуемым ухом, а противоположное просят закрыть (введением указательного пальца в слуховой проход).

Данные восприятия шепотной и разговорной речи заносят в паспорт исследования слуха.

Камертональное исследование слуха

Используют набор камертонов. Восприятие звука камертона зависит от высоты тона, который он излучает. Разница в восприятии низких и высоких тонов может указать на характер тугоухости — кондуктивная или перцептивная. Схема восприятия звуков камертона как через воздух, так и через кость была показана ранее.

Для оценки состояния звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов используются различные методы применения камертонов.
Сравнивают продолжительность восприятия звука камертона С128, поднося звучащий камертон к наружному слуховому проходу, и при установке этого же камертона ножкой его на область сосцевидного отростка. В норме опыт Ринне положительный, т.е. восприятие звука через воздух в 2 раза дольше, чем восприятие через кость. При нарушении звукопроводящего аппарата это соотношение меняется: через воздух испытуемый может или совсем не слышать звука камертона, или время восприятия звука равняется времени восприятия через кость (опыт Ринне отрицательный).

Определение стороны, на которой испытуемый сильнее воспринимает звук того же камертона С128, установленного на середине темени. В случае нарушения звукопроводящего отдела уха больной ощущает более громкий звук на стороне поражения, наблюдается латерализация звука.



Опыт Ринне. Объяснение в тексте


Опыт Вебера. Объяснение в тексте


При нарушении звуковоспринимающего аппарата выявляется латерализация в сторону лучше слышащего уха.
Ножку камертона С128 устанавливают на сосцевидный отросток. Надавливая и отпуская козелок, добиваются сгущения и разряжения воздуха в наружном слуховом проходе, т.е. интенсивного смещения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Если при этом испытуемый, который жалуется на снижение слуха на это ухо, отмечает, что воспринимает звук камертона как прерывистый, волнообразный, то заключают, что причина тугоухости не связана с тугоподвижностью, анкилозом стремени (что наблюдается при отосклерозе). О вероятности отосклероза, фиксации стремени будет свидетельствовать восприятие больным звука камертона как равномерного, непрерывистого.



Опыт Желле. Объяснение в тексте


Существует еще ряд опытов с камертонами, которые применяются в отиатрической практике для дифференциации и более подробной характеристики выявленной тугоухости (опыты Бинга, Федеричи, Швабаха).

Ю.М. Овчинников, В.П. Гамов

Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.

О процедуре

Проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.

Костная проводимость

По кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.

Опыт Ринне

а - опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б - опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.

Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Также при помощи камертонов проводится тональная пороговая .

контрольная работа

6. Опыт Ринне. Опыт Вебера. Проводимость (костная, воздушная) при нейросенсорной тугоухости

Для ориентировочной оценки состояния слуха можно пользоваться шепотной и разговорной речью (речевая аудиометрия). При легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается больным с расстояния 1--3 м, разговорная -- с расстояния 4 м и более. При средней степени тугоухости шепотная речь воспринимается с расстояния меньше 1 м, разговорная речь -- с расстояния 2--4 м. При тяжелой степени тугоухость шепотная речь, как правило, вовсе не воспринимается, разговорная воспринимается с расстояния менее 1 м. Более точное определение степени понижения слуха осуществляется с помощью тональной аудиометрии. При этом к легкой степени тугоухости относят потерю слуха на тоны речевого диапазона в пределах 40 дБ, к средней степени -- около 60 дБ, к тяжелой -- около 80 дБ. Большую потерю слуха относят к глухоте.

В диагностике тугоухость не утратили своего значения камертоны. Их используют преимущественно в условиях поликлиники, и особенно при необходимости обследования больного на дому. Для определения слухового порога (минимальная интенсивность звука, еще воспринимаемая ухом испытуемого при воздушном проведении), характеризующего остроту слуха, камертон помещают у входа в наружный слуховой проход таким образом, чтобы ось камертона (поперечная линия между его браншами) находилась на одной линии с осью слухового прохода в непосредственной близости от него; при этом камертон не должен касаться козелка и волос. Для определения слухового порога в условиях костной проводимости (опыт Швабаха) используют камертоны с числом колебаний 128 и 256 в 1 мин; ножку камертона прижимают к сосцевидному отростку или к середине теменной области и измеряют время восприятия испытуемым звука. Сопоставление длительности звучания камертона при воздушном и костном проведении (опыт Ринне ) позволяет дифференцировать кондуктивную и нейросенсорую тугоухость; при кондуктивной тугоухости звук камертона при воздушном проведении воспринимается дольше, чем при костном, -- положительный опыт Ринне; при нейросенсорной тугоухости опыт Ринне также положителен, но цифровые значения звукопроведения камертонов меньше, чем в норме.

О пыт Вебера : при помещении ножки камертона на среднюю линию головы у больных с нейросенсорной тугоухостью звук ощущается (латерализуется) в лучше слышащем ухе. Уточнению диагноза способствует исследование восприятия звука камертона при костном проведении в условиях повышения давления в наружном слуховом проходе (опыт Желле) или закрытия наружного слухового прохода влажным пальцем (проба Бинга).

Выявление тугоухости у детей раннего возраста представляет значительные трудности, т.к. ребенок не может дать ответа о наличии или отсутствии слухового ощущения. В последнее время исследование слуха у детей проводят с использованием вычислительной техники путем регистрации слуховых вызванных потенциалов, представляющих собой электрический ответ на звуковую стимуляцию, различный в зависимости от места отведения потенциала и его параметров (компьютерная аудиометрия). По слуховым вызванным потенциалам можно судить о наличии слуховой реакции у ребенка любого возраста, а при необходимости -- и у плода. Кроме того, это исследование позволяет сделать объективное заключение о степени тугоухости, месте поражения слухового пути, а также оценить перспективы реабилитационных мероприятий. Более широкое распространение в аудиологической практике получил метод объективной оценки слуха у детей по данным измерения акустического сопротивления (импеданса) среднего уха.

Основной метод лечения нейросенсорной тугоухости - консервативный: медикаментозная терапия, физиотерапия, однако при хронической нейросенсорной тугоухости оно, как правило, малоэффективно. Лишь некоторые формы острой (внезапной) нейросенсорной тугоухости на ранних этапах развития поддаются лечению. Реабилитация больных с хронической нейросенсорной тугоухостью осуществляется главным образом путем слухопротезирования, которое позволяет улучшить слух далеко не у всех больных.

В профилактике тугоухости большое значение имеет массовое обследование различных контингентов населения. Его проводят широкодоступными и быстровыполнимыми методами (например, с помощью тональной аудиометрии на 3--4 частотах) у лиц, занятых в шумном производстве, среди групп населения с факторами риска возникновения нарушений слуха (например, при браках между близкими родственниками), в профессиональных коллективах, связанных по роду работы с восприятием специальных акустических сигналов. Особое значение имеет раннее выявление признаков тугоухости у детей, т.к. вовремя не обнаруженные слуховые нарушения приводят к задержке формирования речи у ребенка, отставанию его в интеллектуальном развитии и, в конечном счете -- к инвалидности, требующей длительной и не всегда успешной реабилитации. При своевременном установлении дефекта слуха и идентификации степени его выраженности ребенка переводят под наблюдение специалистов-сурдопедагогов.

Делись добром;)

Ножку звучащего камертона приставляют к середине темени . При нормальном слухе звук передается одинаково в оба уха и место звучания камертона определяется на середине головы или в обоих ушах. Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, то звук воспринимается этим ухом и источник его кажется находящимся ближе к нему (латерализация звука).
В случае односторонних заболевапий звукопроводящего аппарата при опыте Вебера звук воспринимается больным ухом,-звук направлен в больное ухо.

Латерализация звука объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.

При односторонних заболеваниях звуковоспринимающего аппарата звук при этом опыте будет восприниматься здоровым ухом. Опыт может быть произведен с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества по сравнению с камертопами, колебания которых быстро затухают.

При оценке опыта Вебера нужно иметь в виду, что ответ обследуемого является субъективным и далеко не всегда правильным. Во многих случаях больной сам не в состоянии разобраться в локализации звука. Нередко при односторонней глухоте он не латерализует звук или дает путаные ответы. Для уточнения результатов нужно перемещать ножку камертона по обе стороны от средней линии; совпадение ответов больного с этим перемещением облегчает суждение о результатах опыта.

Латерализация нередко меняется в зависимости от высоты камертона. Так, наблюдаются разные результаты при высоком и низком камертоне. Дополнением к опыту Вебера может служить опыт с камертоном или трещоткой Барани, которые ставят на некотором расстоянии от затылка по средней линии. При неодинаковом слухе на оба уха больной будет латерализовать звук, передаваемый через воздух, в сторону лучше слышащего уха.

При поражении звукопроводящего аппарата латерализация при этом опыте и опыте Вебера разная; при поражении звуковосприятия она совпадает.
При некоторых процессах во внутреннем ухе звук при опыте Вебера вначале воспринимается посередине, а затем латерализуется в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885)

Сравнение костной и воздушной проводимости является одним из наиболее распространенных диагностических методов и известно как опыт Ринне.
Опыт проводится следующим образом . Звучащий камертон приставляют ножкой к сосцевидному отростку; звук воспринимается в течение известного количества секунд, затем он не слышен. Если теперь, не ударяя вновь, поднести бранши камертона к слуховому проходу больного, то при нормальном состоянии уха или при поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет опять слышен (положительный опыт Ринне).

При значительном поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: после того как камертон перестает быть слышимым через воздух, звук продолжает восприниматься, если поставить ножку камертона на сосцевидный отросток (отрицательный опыт Ринне).