Open
Close

Основы дрессировки. Игровой метод дрессировки собак Методы дрессировки собак

Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие.

Способ наведения, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.

Способ пассивной флексии, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы - взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.

Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в эту половину клетки, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании этих двух условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.

Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:

Способ усиления поведенческого признака, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;

Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама» собакой.

Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора - собакой к забору.

Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).

Способ оборонительного поведения или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику - оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.

Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко - 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.

Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировки), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов.

Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто «быстрые» способы не являются самыми лучшими.

Все собаки очень любят играть. В то же время многие из них воспринимают дрессировку как сложный и утомительный процесс. Но что мешает нам сделать игру элементом дрессировки, чтобы собака не избегала отработки новых команд, а считала их частью интересной прогулки?

Конечно, игра – это вспомогательный, а не основной метод дрессировки. Но именно при помощи игры мы можем долгое время удерживать внимание питомца и в полной мере вовлекать его в учебный процесс. Кроме того, игровые элементы исключают вероятность стресса, нередко сопровождающего собаку во время отработки сложных команд. При недостатке опыта нам бывает сложно объяснить питомцу, что именно мы от него хотим, но в процессе игры взаимопонимание между питомцем и хозяином налаживается естественным образом, и это позволяет достичь наилучшего результата. Чаще всего игровой метод используется в сочетании с двумя основными методами дрессировки: механическим и вкусопоощрительным. Нагрузка на нервную систему собаки при таком подходе к занятиям минимальна.

Суть игрового метода заключается в формировании у собаки определенного поведения через игровой процесс с целью последующего обучения командам. И самый простой пример – обучение команде «Апорт!» через игру с игрушками-апортировками. Причем очень важно использовать именно специальные апортировки для собак (например, Petstages, Zogoflex), так как они разработаны с целью нравиться животным. Следовательно, такие игрушки лучшим образом привлекают внимание питомца, а также, в отличие от палок с улицы, являются совершенно безопасными. Обычные палки не стоит использовать для игры еще и потому, что «нехороший человек» может отвлечь такой палкой вашу собаку.

Собака должна отвлекаться только на свою игрушку и не реагировать на остальные предметы.

Как работает игровой метод на примере игр с апортировкой? Вы даете собаке подержать в зубах апортировку, а потом кидаете ее на небольшое расстояние (со временем расстояние нужно увеличивать). Собака устремляется в погоню за игрушкой, и в это время вы командуете ей: «Апорт!» Когда собака находит игрушку и приносит ее вам, у вас появляется возможность также отработать команду «Дай!». Не забывайте угощать собаку лакомством, но только если она все сделала правильно, иначе смысл занятий пропадает. Таким образом, на основе интересной и любимой всеми собаками игры вы научите своего питомца приносить искомые предметы.

Другие эффективные помощники в дрессировке – это, к примеру, мячики для собак. И вот простой пример того, какую пользу в учебном процессе может сослужить один такой мячик.

Несколько минут поиграйте с собакой в мячик. Пусть питомец разогреется и настроится на занимательную прогулку, проявит интерес к вашим жестам. Через какое-то время сделайте перерыв, остановившись и держа мяч в руке. Конечно, собака будет пытаться продолжить игру и, возможно, отнять у вас мяч. Когда она встанет напротив вас, поднимите руку с мячиком и медленно заносите ее над головой питомца (так, как вы работаете с лакомством). Чтобы не потерять мячик из поля зрения, собака начнет садиться. Как только она сядет, скомандуйте ей «Сидеть!» и угостите лакомством. Таким образом, при помощи простейшей игры в мяч вы закрепите у собаки выполнение одной из самых необходимых в повседневной жизни команд.


Говоря о других полезных командах, обучить которым собаку можно через игровой метод, нельзя не вспомнить о команде «Ищи!». Вы даете собаке понюхать игрушку, а затем прячете ее – сначала в поле зрения собаки, чтобы она видела, куда вы положили игрушку и быстро нашла ее, а затем в более отдаленные места. Когда собака начнет искать спрятанную игрушку, скомандуйте ей «Ищи!». А за находку не забудьте похвалить лакомством. По аналогии игра в прятки с членами семьи обучит собаку находить человека.

Также игровой метод будет очень полезен в воспитании щенков. Если вы увидели, что малыш проказничает, например, грызет ножку стола, просто отвлеките его внимание игрой. А затем подсуньте ему игрушку – чем не альтернатива мебели и ботинкам?

В доме, где живет собака, должно быть, как минимум 3 игрушки и их необходимо чередовать. Иначе собака просто потеряет к игре интерес.

Не забывайте совершенствовать свои навыки дрессировщика, читайте специализированную литературу и не стесняйтесь советоваться с профессионалами. Совсем скоро вы поймете, что дрессировка – это не только полезный, но и очень занимательный процесс, который укрепляет дружбу и улучшает взаимопонимание между хозяином и питомцем!

Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также выработать и закрепить условный рефлекс на определенный раздражитель (звуковую команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и приемы воздействия на собаку.

Различают четыре основных метода дрессировки: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель. При этом вид и запах пищевого раздражителя используют для побуждения собаки к совершению желаемого действия, а дачу лакомства - для закрепления выполненного действия.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода был известный советский дрессировщик В. Л. Дуров, который считал, что в основе дрессировки должен лежать принцип удовлетворения определенной биологической потребности животного и прежде всего потребности в пище.

Действительно, вкусо-поощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон. С его помощью у собаки быстро образуется большинство условных рефлексов. Наблюдается большая собаки в выполнении навыков, выработанных этим способом, укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки.

Однако наряду с этим вкусо-поощрительным методом дрессировки имеет и определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; выполнение необходимых действий может ослабиться или исчезнуть в период сытости животного; с помощью только этого метода невозможно отработать все необходимые навыки.

Суть механического метода дрессировки заключается в том, что в качестве безусловного раздражителя используют различные механические раздражители, вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у собаки первоначальное действие (безусловный рефлекс), но используется и для подкрепления условного рефлекса (сглаживание). Характерная особенность рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет желательные для дрессировщика действия по принуждению.

Положительная сторона механического метода дрессировки состоит в том, что все действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое его использование вызывает у некоторых собак угнетенное тормозное состояние и проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной реакцией это проявляется в виде боязни и трусости, злобные собаки пытаются кусать дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки.

Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной, защитно-караульной и розыскной службам в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника, дразнящего собаку, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Контрастный метод является основным методом дрессировки служебных собак. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на собаку (дача лакомства, оглаживание, команда). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные раздражители - для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. После такого воздействия безусловным механическим раздражителем собака совершает посадку. Дрессировщик закрепляет это действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный рефлекс на команду.

Этому методу дрессировки присущи достоинства вкусо-поощрительного и механического методов.

Преимущество контрастного метода; быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий, отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и упрочение контакта между дрессировщиком и собакой; безотказное выполнение собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.).

Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод используют при дрессировке собак как вспомогательный способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы использование злобной, хорошо облаивающей собаки может стимулировать проявление злобности у менее возбудимой и плохо облаивающей собаки. Отработку преодоления препятствий также можно вести способом подражания. Особенно широкое применение может иметь этот метод в практике воспитания щенков.


| |

Принципы и способы воздействия дрессировщика на собаку при выработке необходимых служебных навыков представлены в табл. 3.

Сами действия дрессировщика по отношению к собаке могут быть активными и пассивными, и те и другие широко используются при дрессировке служебных собак.

Принуждение чаще связано с отработкой навыков общего курса дрессировки при приучении собаки садиться, ложиться по команде, ходить рядом с хозяином.

Провоцируя животное, можно обучить его как преодолению препятствий, так и многим элементам охранной деятельности. Приучение собаки к поиску человека по его запаховому следу с предварительным дразнением - тоже пример провоци-рования собаки.

Наталкивание часто используют на первых этапах обучения собаки работе по чутью, например, когда помощник прокладывает следы на местности, где нет следов других людей и животных, а дрессировщик, зная линию следа, сознательно направляет к нему собаку.

Подражая взрослым животным и человеку, молодая собака может научиться любому навыку, о чем уже достаточно говорилось выше.

Подлавливание - это основной способ воздействия на животное при цирковой дрессировке, однако и в практике служебного собаководства его с успехом используют, например, при обучении собак апортировке различных предметов.

В практике деятельности специалистов служебного собаководства предпочтение отдают активным способам воздействия на собаку, т. к. при этом быстрее достигается необходимый результат, к тому же есть возможность активно формировать границы и конкретную форму выполнения навыка, поправлять собаку в случае надобности. Например, попеременно провоцируя и принуждая животное, его обучают не бросаться на всех людей, которые подходят к хозяину, а лишь на тех, кто проявляет агрессивные намерения (формируют границы навыка), развивают крепкую хватку, если необходимо, перехват и т. д. (т. е. желаемую форму выполнения навыка).

Таким образом, приступая к отработке приема, дрессировщик уясняет себе базу, на которой формируется требуемый навык, выбирает метод дрессировки и способ воздействия на собаку в соответствии с ее индивидуальными особенностями и поставленными задачами. Он разрабатывает конкретный план занятий, который корректируется в зависимости от достигнутых результатов. При стабилизации и закреплении навыка постепенно вводит усложнения и отказывается от поощрения собаки лакомством (пищей).

Начиная дрессировать собаку на базе какой-то одной потребности, постепенно переходят к ее дрессировке на другой основе. Например, на пищевой основе формируют потребность в поиске, и к концу обучения собака сама заинтересована в точной проработке запахового следа. К тому же в процессе дрессировки собака начинает все больше ориентироваться на дрессировщика, т. е. у нее развивается социальная потребность согласовывать свои действия с действиями хозяина (вожака). Таким образом, четкая работа совместно с дрессировщиком становится для собаки сама по себе целью и подкреплением, т. е. работа собаки переходит в инстинктивное русло.

3. Основные методы дрессировке

Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом "механический" раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по "принуждению".


Рис. 100. Схема анализа "механического" раздражителя

Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.

1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.

2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:

1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных - в виде стремления кусать своего дрессировщика;

2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.

Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды - жеста).

Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.

Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:

1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;

2) большая "заинтересованность" собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;

3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.

Однако этот метод имеет недостатки:

1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;

2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;

3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.

Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и "поощрительного" воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда "хорошо"). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а "поощрительные" раздражители - для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду "сидеть", после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду "сидеть".

Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды "сидеть" с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда "сидеть") вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:

1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,

2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде "голос", при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.