Open
Close

Отдел головного мозга отвечающий за интуицию. Игорь прокопенконезримая война

— Эту практику я специально оставил на конец нашего разговора, – сказал Дрейк. – Она настолько сильна и действенна, что способна перенести твое сознание на другой уровень восприятия. Упражнение направлено на включение в тебе интуитивных способностей. Я говорю не о развитии интуиции, как принято выражаться в нашем обществе, а именно о включении, потому что все, что тебе нужно, уже в тебе есть. Надо только знать, как запустить механизм, который сейчас заблокирован. Эта практика очень сильна, однако не стоит забывать и прочие упражнения, о которых мы говорили. Выполняя их в комплексе, ты достигнешь невиданных результатов… – Он сделал паузу.

– В чем они будут заключаться? – спросил я.

– Ты станешь на сто процентов предчувствовать любое событие, – ответил Дрейк. – Это значит, ты будешь знать, что тебе стоит делать, а что нет. В общем, у тебя появятся способности, которые принято называть экстрасенсорными. Знаешь ли ты, что такое шишковидная железа? – спросил он.

– По‑моему, это та часть мозга, которая как раз и отвечает за интуицию, – предположил я.

– Верно, – согласился Дрейк. – Она находится между полушариями головного мозга и в том числе отвечает за интуицию. В древности у людей эта железа была размером с мяч для настольного тенниса. У обычного цивилизованного человека нашего времени она не больше горошины. Почему?

– Возможно, потому что мы не используем интуицию, – сказал я.

– Это так. Помнишь правило: если не обращаешь на что‑то внимание, это исчезает? Люди пошли по пути научного прогресса, почти полностью растеряв способность настоящего восприятия реальности. В наше время ясновидение считается скорее феноменом, чем нормой. Мы перестали в должной мере использовать шишковидную железу, и она постепенно атрофировалась. Это как если вместо занятий в спортзале начать объедаться тортами. Былая физическая форма исчезнет, и ты просто превратишься толстяка с отдышкой и кучей проблем со здоровьем. Человечество отбросило часть своих возможностей, поэтому тычется сейчас носом, как слепой щенок, не зная, куда идти и что будет дальше.

Практика, которую ты освоишь, позволяет вернуть интуицию на прежний уровень, тот, который заложен в каждом из нас, но не каждый способен это осознать. В данном упражнении мы будем развивать шишковидную железу, пропуская через нее прану (энергию).

Все детали этого упражнения имеют значение, так как служат определенной геометрически‑энергетической формой, распределяющей энергию по телу особым образом и замыкающей необходимые цепи в организме. Это значит, что выполнять упражнения нужно в точности так, как я скажу, учитывая все тонкости, иначе результата не будет.

Включение интуиции, упражнение.

Тебе необходимо сесть в позу медитации. В позу лотоса, если это возможно. Если нет, просто скрести ноги по‑турецки. Можешь сесть в кресло и откинуться, однако обрати внимание на то, что спина в данном случае должна оставаться прямой. Руки опусти вниз, в район паха, ладонями вверх. Положи левую ладонь на правую. Большие пальцы обеих рук не должны сильно касаться друг друга. У тебя должно получиться что‑то вроде чаши. Эту позу необходимо удерживать на протяжении всего упражнения. Теперь перенеси внимание в область солнечного сплетения. Там находится одна из чакр (чакра Христа). Она имеет такое название, потому что именно из нее исходит любовь и сострадание ко всему (естественно, если мы это испытываем). Перед тем, как непосредственно приступить к практике, тебе необходимо создать в области солнечного сплетения сильное ощущение любви. Сделать это не сложно. Если у тебя есть дорогие твоему сердцу люди, возьми за основу чувства, которые ты испытываешь к ним, ту любовь, которая наполняет твое сердце при воспоминании о них. Создай это ощущение и усиль его как можно больше. После чего сделай его безадресным. Просто чувствуй, как любовь наполнила твое сердце. Если все сделано правильно, ощущение станет заметным на физическом уровне.

Дальше, не отпуская чувство любви из своего сердца, перенеси внимание на область шишковидной железы. Она находится на уровне третьего глаза внутри головы, в самом ее центре. Задержи на ней свой внутренний взгляд, почувствуй это место. Теперь представь, что вместо маленькой горошины здесь находится светящийся шар диаметром пять сантиметров. Если быть точным, то нормальный размер шишковидной железы определяется при соединении большого и указательного пальцев в кольцо. Она находится в центральном энергетическом канале, о котором мы говорили, обсуждая тибетские практики сновидений. Сидя в позе медитации, ощути его внутренним взором. (Напоминаю, что он проходит от промежности к темени.) В ходе самой практики ты будешь ощущать во время вдоха движение энергии (праны), проходящий от макушки по центральному каналу сквозь шишковидную железу до промежности, чувствовать, как железа набирает силу и восстанавливает свои утраченные свойства. Выдох стоит делать через солнечное сплетение, направляя в мир свою искреннюю любовь. Это очень важный момент. «Направляя любовь» – не просто красивая фраза. Совершая это действие, надо понимать, что энергия любви является связующей силой для всех элементов. Отдавая ее в пространство, мы производим созидательное действие, позволяющее осуществить наше намерение.

Итак, давай подытожим. Садимся в позу медитации, складываем руки в форму чаши (левую ладонь кладем поверх правой). Большие пальцы обеих рук касаются друг друга, замыкая поле в теле. Создаем чувство искренней любви ко всему во Вселенной и сосредотачиваем его в чакре Христа. После этого, не теряя ощущения любви, переносим внимание на шишковидную железу, визуализируя здесь шар, светящийся бело‑голубым светом, подобно свету молнии. Ощущаем, что этот шар находится в центральном энергетическом канале, который проходит от макушки до промежности.

Теперь совершаем глубокий вдох. Делаем это спокойно. На вдохе ощущаем, как энергия проходит по центральному каналу через светящийся шар. В это время создается впечатление, что шар вспыхивает сильнее, словно в нем раздувают огонь. Когда это происходит, осознавай, что твоя шишковидная железа восстанавливает все утраченные свойства, что она активизируется, а твоя интуиция при этом становится абсолютной, стопроцентной. Энергия проходит по каналу и расходится по всему телу. Не забывай удерживать состояние любви, тогда твои чувственные ощущения фиксируются и обретают материальную форму.

На выдохе энергия, распространенная по всему телу, выходит через сердечную чакру в пространство вместе с чувством искренней любви. Осознавай при этом, что ты посылаешь свое намерение во Вселенную и формируешь из него реальность. Любовь здесь основная созидательная сила.

Если все сделано правильно, после трех – пяти повторов ты отчетливо почувствуешь в своем теле шишковидную железу и сердечную чакру. Твое дыхание буквально будет проходить через эти области.

Не знаю, сколько тебе потребуется времени на то, чтобы получить видимые результаты и начать пользоваться интуицией, но рано или поздно это точно произойдет. Регулярная практика способна у любого человека, даже не обладающего никакими сверхъестественными способностями, пробудить абсолютную интуицию. Как и в любом деле, здесь важны настойчивость и самоотдача. Отслеживай каждое ощущение, пусть оно будет осознанным и наполненным, замечай моменты, когда действия начинают происходить на автомате, возвращай внимание и продолжай дальше.

Упражнение стоит проводить два раза в день в любое удобное время. Плюс к этому в течение дня периодически вспоминай о присутствии шишковидной железы, концентрируй на ней внимание, понимая в этот момент, что она восстанавливает свои свойства, возвращая тебе интуицию. Чем чаще это делать, тем больше энергии к ней будет поступать, и тем активнее будет проявляться твоя интуиция. Помни о желании эго сбить тебя с пути и о привычке получать сиюминутную выгоду. Когда в голове появятся мысли об отступлении, улыбайся им, понимая, что они не принадлежат тебе. Это всего лишь результат привычки мыслить в пределах узких рамок.

Теннис – королевский вид спорта. Эта игра увлекает на всю жизнь. Для поддержания хорошей физической формы и психического здоровья рекомендую посещать тренировки по большому теннису . tennis— group. ru – у нашего партнера, Теннис Групп, вы можете обучиться основам этой прекрасной игры.

Иными словами, интуицию возможно натренировать. Более того, ученые считают, что человек получает предсказания от собственного мозга по множеству раз в день: мы догадываемся, кто звонит по телефону, когда придет долгожданный автобус, сумеем ли успеть на работу и стоит ли брать с собой зонт. А недавно исследователи из университета Вашингтона окончательно поставили точку в этом вопросе: проведя уникальный эксперимент, они выяснили, какой отдел человеческого мозга отвечает за предвидение. Участники начинали просмотр видеороликов. В определенный момент экспериментатор выключал видео и просил испытуемых предсказать, что же будет дальше. После этого просмотр возобновлялся. Результаты поразили ученых: удалось установить, что несколько участков среднего мозга, в том числе черное вещество и полосатое тело, начинают активно работать, когда человек пытается что-то предугадать…

Последние исследования дают возможность предположить, что когда-то на земле все были ясновидящими. Они умели общаться с высшими силами, могли лечить взглядом или передавать мысли на расстоянии, однако со временем мы утратили эти знания. Но возможно, благодаря последним научным открытиям в недалеком будущем экстрасенсорные способности снова станут доступными человечеству. Однако некоторые исследователи считают, что уже слишком поздно и нашу цивилизацию ждет совсем другая участь.


Отдел головного мозга, отвечающий за интуицию


Что это за планеты и чем они грозят человечеству, сказать трудно, но есть предположения, что таким образом природа и высшие силы пытаются предупредить человечество об опасности. Нам осталось лишь уловить этот сигнал. И ученые считают, что людям это под силу. Совсем недавно были обнаружены древние рукописи, в которых сохранились рисунки человека с третьим глазом… Более того, есть свидетельства, что античные философы верили в его существование и считали органом связи с высшими силами. Леонардо да Винчи, который всерьез занимался анатомией и препарировал множество трупов, утверждал: в голове человека существуют связанные с глазами особые сферические зоны. Одну из них он назвал «камера здравого смысла». По мнению великого ученого, именно там обитает наша душа и именно эта зона отвечает за общение с богом. На Востоке во время сакральных обрядов между бровей до сих пор рисуют глаз или точку. Она символизирует окно, сквозь которое в нас входит поток космической энергии.


Камера здравого смысла. Рисунок Леонардо да Винчи


Как показали последние медицинские исследования, третий глаз был и у человека.

Его «зародыш» вместе с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками образуется в районе промежуточного мозга у двухмесячного плода, но потом перестает развиваться и превращается в эпифиз. Это крохотное, весом меньше полуграмма, зернышко запрятано в глубину головного мозга. Но самое удивительное, что эта железа очень подвижна, способна вращаться подобно глазу и даже улавливать свет. Играя роль своеобразных биологических часов, она руководит сменой сна и бодрствования. От нее зависит продолжительность жизни. Гормоны, вырабатываемые эпифизом, отвечают за омоложение клеток организма. Однако ученые убеждены, что это далеко не все функции загадочного третьего глаза. Последние исследования доказывают, что именно он контролирует все процессы, происходящие в мозге. Более того, в нем расположена так называемая зона погрешностей мозга. Ведь, как выяснилось, даже самый совершенный орган в теле человека способен на ошибки…

Ошибка программы

Малышку зовут Грейс Риддел, ей всего пять лет. Родители никогда не оставляют дочь одну, ведь каждую секунду она может нанести себе смертельную травму – порезать руку, наступить на гвоздь, может даже откусить себе кончик языка и ничего не почувствовать. Ее уникальная особенность до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Дело в том, что Грейс вообще не чувствует боли, болевой порог запредельно высокий. Она может упасть, ушибиться, и никто не узнает об этом.

Более того, у Грейс практически отсутствует инстинкт самосохранения. Если не держать ее за руку, она может выйти на дорогу при наличие там машин. Девочка их видит, но не осознает опасности.

Сотни лет ученые и генетики бьются над созданием вакцины от страха. В СССР организовывались секретные лаборатории, где проводились опыты по созданию сверхчеловека, лишенного чувства боли, бесстрашного, способного пойти на все ради великой цели. Каким-то непостижимым образом подобная программа была заложена в голове этой маленькой девочки. Грейс практически не спит. Словно к новорожденному ребенку, родители вынуждены приходить к ней по 6 раз за ночь, чтобы успокоить и уложить еще хотя бы на пару часов.

Спальня Грейс называется «безопасным пространством» – в основе отражающие стены. Она может сказать, чтобы их «расстегнули», и тогда видно, что с ней все в порядке.

Раньше она буквально кричала, билась головой и расстраивалась из-за того, что не может спать.

Таких как Грейс, по всему миру не больше ста человек, но ученые до сих пор не могут понять, почему их мозг не реагирует на сигналы. Долгое время наука не могла даже диагностировать это загадочное заболевание. Однако последние исследования показали, что в мозге таких детей нарушаются причинно-следственные связи, отвечающие за болевые ощущения. Но объяснить, почему так происходит, ученые пока не в силах…

Родители Грейс знают, что болезнь неизлечима. Они живут в надежде на то, что удастся разработать прибор, который поможет исправить генетическую поломку в ее голове. Однако все разработки пока на стадии идей. Если бы у нейрохирургов, как у электриков, появился прибор, который в спутанной сети проводов способен найти слабое место, проблема была бы решена. Но мозг человека – это 100 млрд нервных клеток, количество связей между ними бесчисленно, проще посчитать атомы во вселенной.

Павел Балабан : «Мы не все знаем о мозге. Это одна из самых главных загадок, одна из самых главных проблем XXI века для науки».

Уже доказано, что мозг – это наш биологический «процессор» и что программы, заложенные в нем, можно изменять. Но как создать искусственный интеллект, подобный человеческому? Уникальную программу, способную проникать в самые дальние уголки подсознания и исправлять ошибки, допущенные природой?

Вот что на эту тему думает Святослав Медведев : «У нас 10 млрд нейронов плюс-минус порядок. Скорость взаимодействия между ними – 1400 метров в секунду, как скорость звука в воде. Каким образом при столь низкой скорости взаимодействия они могут работать совместно, самоорганизовываться? На этот вопрос сейчас никто не может ответить».

Лишь недавно ученые приблизились к разгадке. Изучая историю великих открытий, исследователи заметили необычную закономерность: практически все они совершались спонтанно, а не путем долгих и кропотливых вычислений. Что-то всегда подталкивает к гениальному решению. Эту божью искру мы называем озарением. Но что это такое и как оно возникает? В поисках ответа ученые выдвинули сенсационную версию – мозг человека может работать гораздо быстрее человеческой мысли и именно в момент этой интенсивной работы, приходит озарение.

Неужели мозг этих гениев – это ошибка природы? Долгое время было принято считать, что гениальность зависит от количества извилин и веса мозга, однако последние исследования не подтверждают эту теорию. Более того, для некоторых изобретений хватало всего его части.

По мнению Святослава Медведева, «Пастер, который совершил гениальные открытия, сделал это одной половиной мозга, у него был инсульт, и вторая половина была поражена. Мозг – это не центр, это система синхронно и слаженно работающих нейронов. Гений может себе представить то, чего не может обычный человек. Например, Нильс Бор представил, что электрон вращается вокруг атома и не излучает. Эйнштейн представил, что пространство не плоское, а кривое, изогнутое ».

Но почему мозг обычного человека не способен на подобные озарения? Есть ли где-то у нас в голове рычажок, дернув который, можно совершить прорыв? Вот вопрос, задаваемый учеными уже сотни лет. Для поисков ответов еще в СССР создали специальный институт, где собрали коллекцию «выдающихся» мозгов: революционеры, ученые, писатели. Казалось, что ответ кроется в их уникальном мозге, но ничего выдающегося обнаружено не было. Западные исследователи тоже периодически извлекают их из запасников, прежде всего Эйнштейна, его мозг прошел уже неоднократный анализ. Но и это успехом не увенчалось.


Мозг Альберта Эйнштейна


В процессе исследований обнаружилась еще одна странность. Оказывается, большинство гениальных открытий в математике и физике были совершены в возрасте до 35 лет. А дальше – ничего. Но с чем это связано? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые выдвинули гипотезу, что в нашем мозгу действует четкая программа предотвращения ошибок, которая запрещает выходить за рамки уже наработанного опыта. Иначе человек каждый день заново совершал бы одни и те же ошибки. Запоминая опыт и его последствия, поступки начинают делиться на «можно» и «нельзя». Как только начинаем выходить за рамки дозволенного, придумывать что-то новое, – мозг сразу дает команду «не может быть».

Святослав Медведев поясняет: «Есть такой механизм, называется детектор ошибок. Он начинает развиваться с детства, у ребенка его почти совсем нет, дальше с опытом приходит, что делать нельзя, а что – можно и нужно. Ребенку нужно говорить: «Ты утром вымыл руки, зубы почистил?» «Ах, нет, забыл». Дальше уже создается матрица утреннего поведения: чистите зубы, бреетесь, умываетесь. Это работа детектора ошибок, который «научился» и теперь знает, как надо. Данный механизм мешает гениальности, творчеству, потому что придумать что-то новое – значит пойти вразрез с детектором ошибок, а это трудно».

Принято считать, что все дети – гениальны. А дело в том, что у них практически не существует порогов дозволенного, они не знакомы с понятием «не может быть». Часто дети способны на самые неожиданные открытия, возможность которых ограничена лишь недостатком знаний. Однако ученые установили, что к тому времени, как мы приобретаем необходимые знания и навыки, детектор ошибок успевает надеть на нас шоры, лишающие способности слушать интуицию и выходить за пределы познанного. И лишь тем немногим, кому удается сохранить в себе ребенка, суждено совершать гениальные открытия!

Святослав Медведев: «Ведь как говорил Эйнштейн? Все знают, что это, допустим, делать нельзя, но находится один, который не знает. Мозг человека, если назвать его основную идею, – баланс многих сил. И если что-то его нарушает – это болезнь, отклонение от нормы. Даже само утверждение, что гений способен сделать то, на что не способен нормальный человек, означает, что он не такой, как все».

Быть не таким, как все, – это божий дар или приговор? Что происходит, когда мозг сам отключает детектор ошибок?

Человек дождя

Родителям Коли Филиппова не сразу стало ясно, что их ребенок – не такой, как все. Мальчик получил в роддоме первую группу здоровья, хорошо прибавлял в весе и развивался в соответствии с медицинскими нормами. Однако, когда он немного подрос, стало ясно: Коля не похож на своих сверстников.

В отличие от многих детей мальчик запоминал очень большие тексты, например, Чуковского: «Федорино горе», «Бармалея». Все это происходило уже в два года. Но при этом он не мог высказать собственную мысль, желания, элементарно не удавалось попросить пить. Он говорил чужими фразами. Вместо того чтобы сказать «Ма, хочу пить», он говорил, как мама ему: «Хочешь пить?»

Мальчик стал часто просыпаться по ночам, его мучили кошмары, он стал все больше и больше замыкаться в себе и со временем вовсе перестал говорить. Единственным способом общения с миром стали рисунки.

Коля не мог сказать: «Мне не нравится этот человек». Однажды пригласили очередного врача, и ему очень не понравилась эта женщина. Она сидела с родителями на кухне, разговор занял часа три, в течение которых мальчик был один. Когда мама пошла наконец его проведать, то увидела, что он сидит на кровати, перед ним подушка и на ней нарисован портрет этой женщины с какими-то страшными зубами, огромными глазами, волосы дыбом и изо рта торчат клыки.

Потеряв спокойствие и сон, родители обивали пороги больниц и научных центров, пока однажды не услышали страшный диагноз – аутизм.

Мария Бабурова: «Я уже вся в слезах, говорю: «Ну как же так может быть, чтобы ребенок был сумасшедшим? Ведь аутизм – это сумасшествие… И что же мне теперь делать?» Они сказали: «Любите его. Это все, что вы можете сделать». И давали какие-то лекарства».

Тогда о подобном заболевании в Советском Союзе практически ничего не знали. Первые центры по изучению этого странного нарушения головного мозга появились в США, где и было установлено, что аутизм – это вовсе не слабоумие.

Павел Балабан: «Аутизм – это блокада части восприятия, она очень избирательная. На многие сигналы больные просто не реагируют. Когда мозг развивается, у него есть критические периоды формирования определенных структур и установления связи. Все дело в общем-то именно в них».

На самом деле интеллект сохраняется, просто эти дети глубоко погружены в собственный мир, словно в панцирь, который защищает от всего, что происходит снаружи. Поломка в мозгу Коли Филиппова привела к тому, что грань, отделяющая норму от «не нормы», стерлась и на свет стали появляться настоящие шедевры, которые обычным детям просто неподвластны.

Мария Бабурова: «Это было послание внешнему миру. Молчащий четырехлетний мальчик рисовал город в перспективе! Там ехали машины в трехмерном измерении – то, что обычно маленькие дети не делают. Совершенно необычно».

Многие исследователи считают, что эти люди наделены сверхспособностями. Им доступно общение с тонким миром и путешествия в параллельные реальности, которые никогда не откроются взору обычных людей. Однако в их поведении, как считают исследователи, кроется серьезная опасность. Находясь в подобном состоянии, человек может навсегда заблудиться в собственном придуманном мире и никогда не вернуться назад.

Любой раздражитель интеллекта заставляет его развиваться. Появляются новые нейроны, новые связи. А мальчик закрылся, его мозг перестал реагировать на эти самые внешние раздражители. Мало того, он закрывается и начинает не то что деградировать, а просто остается на уровне трехлетнего ребенка. И если оставить его в таком состоянии без лечения, он превратится в умственно отсталого.

Ученые долгое время стараются нащупать тонкую грань, которая отделяет гениальность от сумасшествия. Однако пока это лишь попытки. Сложность в том, что мозг гения и шизофреника почти одинаков, а значит, отследить механизм, который делает из человека или гения, или умалишенного, практически нереально. Но у исследователей все же есть одна зацепка. Последние эксперименты говорят, что разгадка может скрываться в полушариях мозга, а точнее – в обязанностях, которые они выполняют…

Левый и правый мир

Удивительно, но природа, создав мозг человека как единый управляющий орган, в то же время наделила его полушария неодинаковыми способностями и обязанностями. Асимметрия до сих пор заставляет исследователей спорить и выдвигать самые разные теории. Многие считают, что именно она существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным.


Межполушарная асимметрия


Павел Балабан: «Одно из полушарий более эмоциональное, второе – более абстрактное. Оба развиты примерно одинаково, но свойства могут быть разными».

Российский ученый, профессор Автандил Ананиашвили, первым в мире доказал, что предугадать действия человека можно по тому, как работают его полушария. Он разработал уникальную программу, которая использует особенности асимметрии наших полушарий, а соответственно, и лиц, чтобы составить индивидуальный психо-эмоциональный портрет человека. И таких, как оказалось, у каждого человека два.

Суть эксперимента в следующем: фотография анализируется специальной компьютерной программой, внутри которой заключены данные зависимости тех или иных черт лица от работы его полушарий и, соответственно, особенностей его личности. В результате появилась шкала из нескольких цветов, соответствующих тому или иному «психотипу».

Далее на это изображение наносятся специальные маркерные линии. Есть несколько контрольных точек: внутренний угол глаза, внешний угол глаза, середина рта, сердцевидный отросток верхней губы, угол рта и максимальный вынос точки крыла носа и угла рта. Дальше компьютер измеряет углы между этими линиями и на основе соотношений этих угловых значений выводит математическую модель вашего психического состояния.

Получается портрет полушарий: правого – духовный, а левого – рационально-логический или жизненный.

Словно ангел и демон, эти два человека живут в каждом из нас, по-разному влияя на характер и поступки.

Если у нас более ярко выражена мимика левой половины лица, то иннервация мимических мышц выражена более ярко, соответственно, доминирует левое полушарие. И наоборот. Если мимика выражена одинаково неярко на обеих сторонах, то, значит, оба полушария работают синхронно, но не очень интенсивно.

Создатели программы подвергали исследованию лица многих известных людей, преступников, ученых, исторических личностей. И это только подтвердило теорию.

Ученые подвергли исследованию фотографию капитана «Титаника» Эдварда Смита и его первого помощника Уильяма Мердока, сделанную перед роковым рейсом.


Эдвард Смит и Уильям Мердок


Стало совершенно очевидно, что «Титаник» был обречен на какое-то тяжелое происшествие, при этом не обязательно на гибель. Капитан Смит находился в состоянии, граничившем с невменяемостью, а его первый помощник – в состоянии, которое гарантировало 50 % вероятности принятия неправильных решений, особенно в критических условиях. Именно такое он и принял, когда был обнаружен айсберг. Формально оно было правильным, но было облечено в неправильную команду. Итог известен всем.

Уникальная разработка российских ученых позволяет выдвигать громкую версию о том, что программы, заложенные мозгом, можно корректировать и даже менять. А совсем недавно сделали еще одно удивительно открытие. Проводя эксперименты с мозгом дельфинов, выяснили, что он почти на 300 граммов превышает человеческий и имеет в два раза больше извилин. Более того, у них полушария функционируют отдельно друг от друга, благодаря чему млекопитающие никогда не спят. Там присутствуют особые клетки – будильники. Когда одна часть мозга хочет отдохнуть, этим клеткам подается сигнал, и просыпается другое полушарие. Удивительно, но у человека тоже есть подобные клетки, однако сегодня они выполняют иную функцию. Поэтому долгое время считалось, что человеческому мозгу такое не под силу.

Исследования последних лет показывают, что в экстремальных ситуациях мозг человека, словно запасной генератор, способен подключать оба полушария и использовать их практически на 100 %. Но как заставить мозг по команде активировать сверхспособности?

Сегодня этот орган изучен меньше всего. Проблема заключается в том, что увидеть этот орган невозможно, пока человек жив. Однако, по мнению ученых, у каждого формируется индивидуальная форма мозга. Это как отпечаток пальца, который уникален.

Но для чего каждому человеку такая сложная форма мозга? К чему такие жертвы? Ведь мы используем всего 10 % его реальных возможностей. Ответ напрашивается только один – существует высшая сила, которая управляет им, защищая от информации и способностей, управлять которыми мы еще не научились. Сегодня ученые не сомневаются, что мозг является самым сложным устройством во всей вселенной. Ведь еще никому не удалось воплотить в жизнь идею создания искусственного интеллекта, который бы хоть немного напоминал человеческий мозг и работал по тому же принципу.

А совсем недавно научный мир взорвало еще одно открытие – в мозге человека существуют зоны, о которых, как признались сами ученые, до сих пор ничего не известно. Изучая эти участки, нейрофизиологи не смогли найти ни одного «рычага влияния». Именно поэтому их назвали «зонами молчания мозга». Более того, последние открытия говорят о том, что мозг нам лжет, искажая реальную картину мира! Ведь все, что мы видим, обрабатывается именно им. Он подсказывает, что трава зеленая, небо голубое, а радуга разноцветная. Но что, если на самом деле все выглядит совершенно иначе и все – обман? Встает другой вопрос – зачем? В попытках ответить, была выдвинута гипотеза: обманывая, мозг нас оберегает. Правда, это пораждает вопрос – от чего? Быть может, от информации и способностей, к которым мы не готовы? Некоторые исследователи уверены, что мозг – уникальный передатчик, с помощью которого нашей жизнью кто-то руководит? Кто? Внеземные цивилизации, высший разум? Найти ответы ученые пока не в силах.

Павел Балабан: «В работе мозга, наверное, самое удивительное – это способность к изменению и адаптированию к условиям. Человек стал человеком именно благодаря этой способности. Мозг, с одной стороны, четко структурирован. Есть структура амигдала, например, или миндалевидное тело, которое отвечает не только за чувства, но и за эмоциональные переживания. Там много ядер, которые участвуют в разных ситуациях – в обучении, в системе подкрепления».

Что это за планеты и чем они грозят человечеству, сказать трудно, но есть предположения, что таким образом природа и высшие силы пытаются предупредить человечество об опасности. Нам осталось лишь уловить этот сигнал. И ученые считают, что людям это под силу. Совсем недавно были обнаружены древние рукописи, в которых сохранились рисунки человека с третьим глазом… Более того, есть свидетельства, что античные философы верили в его существование и считали органом связи с высшими силами. Леонардо да Винчи, который всерьез занимался анатомией и препарировал множество трупов, утверждал: в голове человека существуют связанные с глазами особые сферические зоны. Одну из них он назвал «камера здравого смысла». По мнению великого ученого, именно там обитает наша душа и именно эта зона отвечает за общение с богом. На Востоке во время сакральных обрядов между бровей до сих пор рисуют глаз или точку. Она символизирует окно, сквозь которое в нас входит поток космической энергии.

Камера здравого смысла. Рисунок Леонардо да Винчи

Как показали последние медицинские исследования, третий глаз был и у человека. Его «зародыш» вместе с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками образуется в районе промежуточного мозга у двухмесячного плода, но потом перестает развиваться и превращается в эпифиз. Это крохотное, весом меньше полуграмма, зернышко запрятано в глубину головного мозга. Но самое удивительное, что эта железа очень подвижна, способна вращаться подобно глазу и даже улавливать свет. Играя роль своеобразных биологических часов, она руководит сменой сна и бодрствования. От нее зависит продолжительность жизни. Гормоны, вырабатываемые эпифизом, отвечают за омоложение клеток организма. Однако ученые убеждены, что это далеко не все функции загадочного третьего глаза. Последние исследования доказывают, что именно он контролирует все процессы, происходящие в мозге. Более того, в нем расположена так называемая зона погрешностей мозга. Ведь, как выяснилось, даже самый совершенный орган в теле человека способен на ошибки…

Ошибка программы

Малышку зовут Грейс Риддел, ей всего пять лет. Родители никогда не оставляют дочь одну, ведь каждую секунду она может нанести себе смертельную травму - порезать руку, наступить на гвоздь, может даже откусить себе кончик языка и ничего не почувствовать. Ее уникальная особенность до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Дело в том, что Грейс вообще не чувствует боли, болевой порог запредельно высокий. Она может упасть, ушибиться, и никто не узнает об этом.

Более того, у Грейс практически отсутствует инстинкт самосохранения. Если не держать ее за руку, она может выйти на дорогу при наличие там машин. Девочка их видит, но не осознает опасности.

Сотни лет ученые и генетики бьются над созданием вакцины от страха. В СССР организовывались секретные лаборатории, где проводились опыты по созданию сверхчеловека, лишенного чувства боли, бесстрашного, способного пойти на все ради великой цели. Каким-то непостижимым образом подобная программа была заложена в голове этой маленькой девочки. Грейс практически не спит. Словно к новорожденному ребенку, родители вынуждены приходить к ней по 6 раз за ночь, чтобы успокоить и уложить еще хотя бы на пару часов.

Спальня Грейс называется «безопасным пространством» - в основе отражающие стены. Она может сказать, чтобы их «расстегнули», и тогда видно, что с ней все в порядке.

Раньше она буквально кричала, билась головой и расстраивалась из-за того, что не может спать.

Таких как Грейс, по всему миру не больше ста человек, но ученые до сих пор не могут понять, почему их мозг не реагирует на сигналы. Долгое время наука не могла даже диагностировать это загадочное заболевание. Однако последние исследования показали, что в мозге таких детей нарушаются причинно-следственные связи, отвечающие за болевые ощущения. Но объяснить, почему так происходит, ученые пока не в силах…

Родители Грейс знают, что болезнь неизлечима. Они живут в надежде на то, что удастся разработать прибор, который поможет исправить генетическую поломку в ее голове. Однако все разработки пока на стадии идей. Если бы у нейрохирургов, как у электриков, появился прибор, который в спутанной сети проводов способен найти слабое место, проблема была бы решена. Но мозг человека - это 100 млрд нервных клеток, количество связей между ними бесчисленно, проще посчитать атомы во вселенной.

Павел Балабан : «Мы не все знаем о мозге. Это одна из самых главных загадок, одна из самых главных проблем XXI века для науки».

Уже доказано, что мозг - это наш биологический «процессор» и что программы, заложенные в нем, можно изменять. Но как создать искусственный интеллект, подобный человеческому? Уникальную программу, способную проникать в самые дальние уголки подсознания и исправлять ошибки, допущенные природой?

Вот что на эту тему думает Святослав Медведев : «У нас 10 млрд нейронов плюс-минус порядок. Скорость взаимодействия между ними - 1400 метров в секунду, как скорость звука в воде. Каким образом при столь низкой скорости взаимодействия они могут работать совместно, самоорганизовываться? На этот вопрос сейчас никто не может ответить».

Лишь недавно ученые приблизились к разгадке. Изучая историю великих открытий, исследователи заметили необычную закономерность: практически все они совершались спонтанно, а не путем долгих и кропотливых вычислений. Что-то всегда подталкивает к гениальному решению. Эту божью искру мы называем озарением. Но что это такое и как оно возникает? В поисках ответа ученые выдвинули сенсационную версию - мозг человека может работать гораздо быстрее человеческой мысли и именно в момент этой интенсивной работы, приходит озарение.

Неужели мозг этих гениев - это ошибка природы? Долгое время было принято считать, что гениальность зависит от количества извилин и веса мозга, однако последние исследования не подтверждают эту теорию. Более того, для некоторых изобретений хватало всего его части.

По мнению Святослава Медведева, «Пастер, который совершил гениальные открытия, сделал это одной половиной мозга, у него был инсульт, и вторая половина была поражена. Мозг - это не центр, это система синхронно и слаженно работающих нейронов. Гений может себе представить то, чего не может обычный человек. Например, Нильс Бор представил, что электрон вращается вокруг атома и не излучает. Эйнштейн представил, что пространство не плоское, а кривое, изогнутое ».

Но почему мозг обычного человека не способен на подобные озарения? Есть ли где-то у нас в голове рычажок, дернув который, можно совершить прорыв? Вот вопрос, задаваемый учеными уже сотни лет. Для поисков ответов еще в СССР создали специальный институт, где собрали коллекцию «выдающихся» мозгов: революционеры, ученые, писатели. Казалось, что ответ кроется в их уникальном мозге, но ничего выдающегося обнаружено не было. Западные исследователи тоже периодически извлекают их из запасников, прежде всего Эйнштейна, его мозг прошел уже неоднократный анализ. Но и это успехом не увенчалось.

Мозг Альберта Эйнштейна

В процессе исследований обнаружилась еще одна странность. Оказывается, большинство гениальных открытий в математике и физике были совершены в возрасте до 35 лет. А дальше - ничего. Но с чем это связано? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые выдвинули гипотезу, что в нашем мозгу действует четкая программа предотвращения ошибок, которая запрещает выходить за рамки уже наработанного опыта. Иначе человек каждый день заново совершал бы одни и те же ошибки. Запоминая опыт и его последствия, поступки начинают делиться на «можно» и «нельзя». Как только начинаем выходить за рамки дозволенного, придумывать что-то новое, - мозг сразу дает команду «не может быть».

Святослав Медведев поясняет: «Есть такой механизм, называется детектор ошибок. Он начинает развиваться с детства, у ребенка его почти совсем нет, дальше с опытом приходит, что делать нельзя, а что - можно и нужно. Ребенку нужно говорить: «Ты утром вымыл руки, зубы почистил?» «Ах, нет, забыл». Дальше уже создается матрица утреннего поведения: чистите зубы, бреетесь, умываетесь. Это работа детектора ошибок, который «научился» и теперь знает, как надо. Данный механизм мешает гениальности, творчеству, потому что придумать что-то новое - значит пойти вразрез с детектором ошибок, а это трудно».

Принято считать, что все дети - гениальны. А дело в том, что у них практически не существует порогов дозволенного, они не знакомы с понятием «не может быть». Часто дети способны на самые неожиданные открытия, возможность которых ограничена лишь недостатком знаний. Однако ученые установили, что к тому времени, как мы приобретаем необходимые знания и навыки, детектор ошибок успевает надеть на нас шоры, лишающие способности слушать интуицию и выходить за пределы познанного. И лишь тем немногим, кому удается сохранить в себе ребенка, суждено совершать гениальные открытия!

Святослав Медведев: «Ведь как говорил Эйнштейн? Все знают, что это, допустим, делать нельзя, но находится один, который не знает. Мозг человека, если назвать его основную идею, - баланс многих сил. И если что-то его нарушает - это болезнь, отклонение от нормы. Даже само утверждение, что гений способен сделать то, на что не способен нормальный человек, означает, что он не такой, как все».

Быть не таким, как все, - это божий дар или приговор? Что происходит, когда мозг сам отключает детектор ошибок?

Человек дождя

Родителям Коли Филиппова не сразу стало ясно, что их ребенок - не такой, как все. Мальчик получил в роддоме первую группу здоровья, хорошо прибавлял в весе и развивался в соответствии с медицинскими нормами. Однако, когда он немного подрос, стало ясно: Коля не похож на своих сверстников.

В отличие от многих детей мальчик запоминал очень большие тексты, например, Чуковского: «Федорино горе», «Бармалея». Все это происходило уже в два года. Но при этом он не мог высказать собственную мысль, желания, элементарно не удавалось попросить пить. Он говорил чужими фразами. Вместо того чтобы сказать «Ма, хочу пить», он говорил, как мама ему: «Хочешь пить?»

Мальчик стал часто просыпаться по ночам, его мучили кошмары, он стал все больше и больше замыкаться в себе и со временем вовсе перестал говорить. Единственным способом общения с миром стали рисунки.

Коля не мог сказать: «Мне не нравится этот человек». Однажды пригласили очередного врача, и ему очень не понравилась эта женщина. Она сидела с родителями на кухне, разговор занял часа три, в течение которых мальчик был один. Когда мама пошла наконец его проведать, то увидела, что он сидит на кровати, перед ним подушка и на ней нарисован портрет этой женщины с какими-то страшными зубами, огромными глазами, волосы дыбом и изо рта торчат клыки.

Потеряв спокойствие и сон, родители обивали пороги больниц и научных центров, пока однажды не услышали страшный диагноз - аутизм.

Мария Бабурова: «Я уже вся в слезах, говорю: «Ну как же так может быть, чтобы ребенок был сумасшедшим? Ведь аутизм - это сумасшествие… И что же мне теперь делать?» Они сказали: «Любите его. Это все, что вы можете сделать». И давали какие-то лекарства».

Тогда о подобном заболевании в Советском Союзе практически ничего не знали. Первые центры по изучению этого странного нарушения головного мозга появились в США, где и было установлено, что аутизм - это вовсе не слабоумие.

Павел Балабан: «Аутизм - это блокада части восприятия, она очень избирательная. На многие сигналы больные просто не реагируют. Когда мозг развивается, у него есть критические периоды формирования определенных структур и установления связи. Все дело в общем-то именно в них».

На самом деле интеллект сохраняется, просто эти дети глубоко погружены в собственный мир, словно в панцирь, который защищает от всего, что происходит снаружи. Поломка в мозгу Коли Филиппова привела к тому, что грань, отделяющая норму от «не нормы», стерлась и на свет стали появляться настоящие шедевры, которые обычным детям просто неподвластны.

Мария Бабурова: «Это было послание внешнему миру. Молчащий четырехлетний мальчик рисовал город в перспективе! Там ехали машины в трехмерном измерении - то, что обычно маленькие дети не делают. Совершенно необычно».

Многие исследователи считают, что эти люди наделены сверхспособностями. Им доступно общение с тонким миром и путешествия в параллельные реальности, которые никогда не откроются взору обычных людей. Однако в их поведении, как считают исследователи, кроется серьезная опасность. Находясь в подобном состоянии, человек может навсегда заблудиться в собственном придуманном мире и никогда не вернуться назад.

Любой раздражитель интеллекта заставляет его развиваться. Появляются новые нейроны, новые связи. А мальчик закрылся, его мозг перестал реагировать на эти самые внешние раздражители. Мало того, он закрывается и начинает не то что деградировать, а просто остается на уровне трехлетнего ребенка. И если оставить его в таком состоянии без лечения, он превратится в умственно отсталого.

Ученые долгое время стараются нащупать тонкую грань, которая отделяет гениальность от сумасшествия. Однако пока это лишь попытки. Сложность в том, что мозг гения и шизофреника почти одинаков, а значит, отследить механизм, который делает из человека или гения, или умалишенного, практически нереально. Но у исследователей все же есть одна зацепка. Последние эксперименты говорят, что разгадка может скрываться в полушариях мозга, а точнее - в обязанностях, которые они выполняют…

Левый и правый мир

Удивительно, но природа, создав мозг человека как единый управляющий орган, в то же время наделила его полушария неодинаковыми способностями и обязанностями. Асимметрия до сих пор заставляет исследователей спорить и выдвигать самые разные теории. Многие считают, что именно она существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным.

Межполушарная асимметрия

Павел Балабан: «Одно из полушарий более эмоциональное, второе - более абстрактное. Оба развиты примерно одинаково, но свойства могут быть разными».

Российский ученый, профессор Автандил Ананиашвили, первым в мире доказал, что предугадать действия человека можно по тому, как работают его полушария. Он разработал уникальную программу, которая использует особенности асимметрии наших полушарий, а соответственно, и лиц, чтобы составить индивидуальный психо-эмоциональный портрет человека. И таких, как оказалось, у каждого человека два.

Суть эксперимента в следующем: фотография анализируется специальной компьютерной программой, внутри которой заключены данные зависимости тех или иных черт лица от работы его полушарий и, соответственно, особенностей его личности. В результате появилась шкала из нескольких цветов, соответствующих тому или иному «психотипу».

Далее на это изображение наносятся специальные маркерные линии. Есть несколько контрольных точек: внутренний угол глаза, внешний угол глаза, середина рта, сердцевидный отросток верхней губы, угол рта и максимальный вынос точки крыла носа и угла рта. Дальше компьютер измеряет углы между этими линиями и на основе соотношений этих угловых значений выводит математическую модель вашего психического состояния.

Получается портрет полушарий: правого - духовный, а левого - рационально-логический или жизненный.

Словно ангел и демон, эти два человека живут в каждом из нас, по-разному влияя на характер и поступки.

Если у нас более ярко выражена мимика левой половины лица, то иннервация мимических мышц выражена более ярко, соответственно, доминирует левое полушарие. И наоборот. Если мимика выражена одинаково неярко на обеих сторонах, то, значит, оба полушария работают синхронно, но не очень интенсивно.

Создатели программы подвергали исследованию лица многих известных людей, преступников, ученых, исторических личностей. И это только подтвердило теорию.

Ученые подвергли исследованию фотографию капитана «Титаника» Эдварда Смита и его первого помощника Уильяма Мердока, сделанную перед роковым рейсом.


Похожая информация.


Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х лет

    У ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.

  • с 3 до 7 лет

    Образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.

  • с 7-8 лет и далее

    Происходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством - пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные - в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации - функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации - зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.

(Интуиция )
На основании исследований людей с рассечённым мозолистым телом, связывающим полушария головного мозга, некоторые нейрофизиологи высказывают предположение, что интуиция человека порождается работой правого полушария (у правшей). Выяснено, что левое полушарие осуществляет сознательную обработку воспринимаемых данных последовательно и аналитично, а правое - бессознательно, параллельно и синтетично. У разных людей в разной степени наблюдается врождённое доминирование того или иного полушария, асимметрия между которыми сильнее выражена у мужчин, чем у женщин. У правополушарных людей сильнее развиты воображение и эмоции, у левополушарных - логическое восприятие и рациональное мышление.

Природа асимметрии полушарий до сих пор вызывает споры. Согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально они совершенно идентичны в отношении всех функций. Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация существует уже с момента рождения ребёнка. Морфологические исследования показали, что от трёх до шести лет у детей наблюдается ускоренное развитие левого полушария (у правшей), а правое полушарие начинает догонять его от восьми до десяти лет. У мальчиков правое полушарие формируется раньше, чем у девочек. Окончательное оформление степени доминирования одного из полушарий завершается к подростковому возрасту.

В науковедении ХХ века было модно подразделять учёных-естественников по доминированию в мышлении их полушарий. И.М.Яглом (1983) на основании одному ему ведомых субъективных критериев составил два списка учёных. К правополушарным он отнёс Платона, Кеплера, Гюйгенса, Лобачевского, Римана, Гамильтона; к левополушарным - Пифагора, Аристотеля, Галилея, Лейбница, Паскаля. Подобная классификация обычно осуществляется исследователями, отрицающими существование у человека бессознательной научной интуиции, сводящими все её наблюдаемые проявления к мифическому "образному мышлению" правого полушария.

В современной практической психологии, позволяющей объективно дифференцировать психику людей по различным признакам, подразделение их по доминантным полушариям, как правило, не осуществляется. Видимо этот признак оказался малоинформативным. "Психологи"-дилетанты и "психологи"-шарлтаны, обычно, не отличают леворукость/праворукость от доминирования в интеллекте левого/правого полушария и используют в своих рекомендациях известные тесты со скрещенными пальцами и руками. Приемлемых научных тестов на выявление интуитивных творческих способностей в точных науках тоже не разработано. Д.Сержент (1989) обнаружил явное превосходство правого полушария при мысленных вращениях пространственных форм, однако М.Фарах (1984) выяснила, что у пациентов, жаловавшихся на утрату способности к произвольному порождению образов, повреждение было локализовано, как правило, в левом полушарии.

Даже доминантность левого полушария в отношении речевых функций не столь абсолютна, как это можно было бы предполагать, и степень этой доминантности, как показали исследования, значительно варьирует от субъекта к субъекту и от функции к функции.

Ещё Джексон (1869) высказал предположение, что речь осуществляется совместной работой обоих полушарий, причём левое, доминантное, полушарие связано с наиболее сложно построенными формами произвольной речи, в то время как правое полушарие осуществляет более элементарные функции автоматизированной речи.

Клинические наблюдения убедительно показали, что при поражении доминантного полушария речь и связанные с нею функции у разных субъектов нарушаются неодинаково. Эти факты нельзя объяснить только степенью поражения (величиной очага, наличием осложняющих факторов и т.д.). Очаг разрушений так называемой "речевой зоны" левого полушария может не приводить к сколько-нибудь выраженным симптомам.

Исследования интуиции нельзя основывать на рассказах испытуемых пациентов. Отличительная её способность - ненаблюдаемость происходящих в ней процессов, недекларативность. Интуитивное решение какой-либо проблемы неожиданно как бы "вскакивает" в сознание без всякой предварительной подготовки. Даже С.В.Шерешевский, обладавший феноменальной управляемой интуицией, не мог ничего рассказать об алгоритмах её работы. Следовательно, ощущаемое в самонаблюдениях правое полушарие головного мозга, хотя и характеризуется целостным и образным восприятием, не является "органом интуиции". Просто интуиция в своей деятельности использует всё, что ощущал человек, поэтому она использует целостные восприятия правого полушария. Такие же целостные восприятия есть в левом полушарии, но они не наблюдаемы сознанием человека. Информация, осознаваемая левым полушарием, тоже поступает в натуральную память человека, но её логический смысл в интуиции обычно не используется.

Высказывались гипотезы, что интуиция бывает "левополушарная" и "правополушарная". В частности, замечено, что левши, работающие в области точных наук, обычно не демонстрируют заметных творческих способностей. По какой-то причине их вариант интуиции, весьма эффективный у писателей и художников, мало подходит для точных наук. И наоборот, многочисленные наблюдения над людьми с повреждениями правого полушария показывают, что работа интуиции при этом редко нарушается. Так, у Луи Пастера болезнь в довольно раннем возрасте уничтожила практически всю правую половину мозга, но это не помешало ему сделать свои знаменитые открытия.

В научной литературе описано немало экспериментальных доказательств участия левого полушария (у правшей) в неосознаваемой обработке данных. Э.А.Костандов доказал ошибочность точки зрения, будто только правое полушарие ответственно за бессознательное в человеке. Процесс восприятия как на осознаваемом уровне, так и на неосознаваемом, осуществляется при тесном взаимодействии обоих полушарий. Вся умственная деятельность бессознательных животных - это и есть интуиция, основанная на работе обоих полушарий головного мозга. У животных тоже есть своеобразная асимметрия функций полушарий головного мозга, но все эти функции являются функциями интуиции, аналогичной интуиции человека.

Вопреки общепринятому бытовому мнению, женщины более ориентированы на левое полушарие, чем мужчины, и у них преобладает логический метод обработки данных. Но женщины менее эффективно используют своё левое полушарие, чем мужчины, в основном более ориентированные на правое. Они превосходят женщин в пространственной ориентации и в математическом мышлении. Дж.Бразер (1987) считает, что известная бОльшая проницательность женщин объясняется их способностью решать проблемы сразу двумя полушариями. Характерно, что женщины реже мужчин бывают левшами.