Open
Close

Пароход гойя. Шестнадцатое апреля – затопление транспорта «Гойя

73 года прошло с момента, когда грузовое судно Гойя килем коснулось дна океана. Все потому, что оно не выдержало торпедной атаки советской субмарины Л-3.

Источник: wikipedia.org

Изначально Гойя было грузовым судном, построенным на Akers Mekanika Verksted в Осло. Спущено на воду 4-го апреля в 1940-м. Но недолго оно плавало под флагом Норвегии. Его быстро конфисковали оккупанты из нацистской Германии. Сначала это была условная мишень для подготовки экипажей немецких субмарин. А потом Гойя помогала эвакуировать морем немецкие войска от наступающей Красной армии.

Судно совершило четыре похода, чем спасло жизни 19 785-ти солдатам. Пятый поход, происходивший в ночь с 15-го на 16-е апреля 1945-го, стал последним. Гойю торпедировала советская подводная лодка Л-3. Судно затонуло в Балтийском море, прихватив с собой на тот свет 6900 человек.


Источник: wikipedia.org

Гойя — судно №1 в списке кораблей, затонувших вместе с невероятным количеством людей. Какие еще огромные корабли затонули и сколько людей с ними пало — читай далее.

Дзюнъе-мару

Дзюнъе-мару — японское грузовое судно, потопленное тоже во времена Второй мировой. В 1944-м году британская подлодка Tradewind торпедировала гиганта, в результате чего погибло около 5 тысяч 620 человек.

Корабль был построен в 1913 году компанией Robert Duncan Co в Глазго. Имел водоизмещение 5065 тонн, длину 123 метра, ширину 16 метров и осадку 8,3 метра. Мощность силовой установки — 475 л.с. Мощно, но не помогло в бою против коварных британских торпед. Это вторая самая крупная морская катастрофа после потопления Гойи.


Источник: navsource.org

Тояма-мару

Еще одна морская звезда Японии — сухогрузное судно Тояма-мару , построенное в 1915-м году на заводе Russell & Company . Во время Второй мировой передано флоту для использования в военно-транспортных целях.

Но 29-го июня в 1944-м американская подводная лодка Sturgeon встретила Тояма-мару четверкой торпед. Стрелки оказались настолько метки, что они одновременно попали в среднюю часть трюма, машинное отделение и нос судна. От взрывов бензин вспыхнул и растекся по палубе, а потом и по воде. Результат — 5 тысяч 600 покойников.


Источник: svpproductions.com

Кап Аркона

Вторая мировая не щадила даже пароходы класса люкс. Один из таких — Кап Аркона. Корабль был назван в честь мыса Аркона, расположенного на острове Рюген.

Как умер: 3-го мая в 1945-м, перед капитуляцией Германии, пароход атаковали и потопили английские бомбардировщики. Результат: 5 тысяч 594 человека погибших (в основном узники концлагерей ).


Источник: navsource.org

Вильгельм Густлофф

На момент постройки, Вильгельм Густлофф был одним из крупнейших пассажирских кораблей. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа . Спущен на воду 5-го мая в 1937-м. На церемонии присутствовал сам Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. До начала Второй Мировой Войны корабль использовался как плавучий дом отдыха и совершил 50 круизов у побережья Европы.

Но в сентябре 1939-го судно передали в распоряжение военно-морским силам. В итоге, Густлоффа превратили в плавучий госпиталь на 500 коек. С 1940-го переоборудован в надводную казарму и использовался как учебное судно 2-й дивизии подводного плавания в порту Готенхафен .

Но 30-го января в 1945-м Вильгельм затонул. Советская субмарина С-13 под командованием А. И. Маринеско торпедировала корабль, на чем его тяжелое бремя оборвалось. А с ним — и жизни 5-ти тысяч 348-ми человек. Хотя, есть источники, утверждающие, что потери могли превышать 9 тысяч человек, среди которых были 5 тысяч детей.


Источник: history.navy.mil

Армения

Советским кораблям тоже пришлось натерпеться во времена Второй мировой. Вот, например, пассажирско-грузовой теплоход Армения , потопленный 7-го ноября в 1941-м году. Построили его на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928-м году.

12 лет он служил Стране Советов , а на 13-й его разбомбила немецкая авиация вблизи побережья Крыма. Число погибших до сих пор не установлено. Но, по предварительным оценкам, это не меньше 5-ти тысяч человек.


Источник: odkrywca.pl

Рюсэй-мару

25-го февраля в 1944-м году еще один японский транспортный корабль нырнул под воду. Немаленький на то время Рюсэй-мару подвергся торпедированию американской субмарины Rasher . Результат: 4 998 человек и 4 861 тонна железа внезапно оказались на дне.


Источник: svpproductions.com

Донья Пас

В списке крупнейших морских катастроф есть и пассажирский паром, утонувший в мирное время. Это филиппинский Донья Пас , который 20-го декабря в 1987-м столкнулся с танкером Вектор.

    Ниже приводятся воспоминания Ганса Шойфлера, участника боев в междуруечье Одера и Вислы, бывшего начальника связи 35-го танкового полка, затем 4-й танковой дивизии, в состав которого входило это соединение.
    Опубликовано: Ханс Шойфлер (Hans Schaufler) «Разгром Вермахта между Одером и Вислой», перевод Михаила Крысина.
.

    …Полные великих надежд, ожиданий и планов, 16 апреля 1945 года двести наших боевых товарищей из 35-го танкового полка вместе с шестью тысячами других людей поднялись на борт транспортного судна «Гойя» (Goya), которое вскоре должно было унести их от этого «бесконечного фронта» навстречу жизни.
    В своих походных ранцах они уносили наши письма с последними приветами и пожеланиями близким, оставшимся в Германии. Мы же провожали их с тяжелым сердцем и почти без надежд на будущее, словно чувствуя сжимающееся объятия смерти.
    Стоявшие на борту уже протянули руки навстречу отечеству и вновь обретенной жизни. Но судьба нанесла безжалостный удар неожиданно. Шесть тысячь людей – шесть тысячь непрожитых жизней – «Aquis Submersus» – сгинули под водой!..

    Теплоход «Гойя» был современным быстроходным грузовым судном с двумя винтовыми двигателями водоизмещением 5230 тонн, построенным в 1942 году. Совершенно необычная камуфлированная окраска делала его почти незаметным.
    День 16 апреля 1945 года начался для экипажа неудачно. В начале того страшного утра внезапно налетели вражеские бомбардировщики. Орудия противовоздушной обороны судна яростно отстреливались, но, несмотря на это, во время четвертого захода бомбардировщикам все-таки удалось поразить «Гойю». Теплоход получил прямое попадание в носовую часть. Авиабомба пробила палубу, ранив несколько матросов из орудийного расчета. Капитан Плюннеке так же получил осколочное ранение.
    Но, несмотря на пробоину в верхней палубе, судно оставалось на плаву. В 9 часов утра оно приняло на борт еще одну партию беженцев, раненных и солдат для отправки в Хелу. Целый день вокруг «Гойи» сновали паромы и шлюпки. Но и советская авиация тоже не дремала, сея панику среди экипажа корабля, его пассажиров и тех, кто только готовился взойти на борт. Среди них уже были ощутимые потери.
    До 19.00 шло оглашение судовых списков, но они оказались не полными, поскольку на теплоход постоянно пробирались новые люди. Всего на борту значилось 6100 человек, среди них 1800 солдат. Но эти цифры довольно условны, так как реально на «Гойе» находилось минимум 7000 человек.
    С наступлением темноты – это было около 22.00 по летнему времени – корабль вышел в море. За ним выстроились другие суда, готовые к отплытию на запад. В состав конвоя вошли еще два маленьких теплохода – «Кроненфельс» (Kronenfels) и «Эгир» (Aegir). В качестве охраны их сопровождали два минных тральщика – «М-256» и «М-328». Теплоход «Гойя» следовал чуть севернее остальных.
    Когда конвой вошел в открытое море, напряжение людей на борту спало, страх перед налетами советской авиации постепенно исчез. Но ему на смену пришел страх перед подводными лодками и минами. Судно было перегружено и переполнено. Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 морских миль в час, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними.
    Около 22.30 наблюдатель сообщил о силуэте неизвестного корабля по правому борту. «М-328» выпустил несколько осветительных ракет, после чего тень исчезла. Срочно поступила команда: «Надеть спасательные жилеты!» Однако на корабле их было в наличии только 1500 штук.
    В 22.30 «Кроненфельс» замедлил ход и остановился на короткое время из-за поломки в машинном отделении. Другие суда конвоя легли в дрейф и стали ждать. Команда «Кроненфельса» лихорадочно пыталась устранить поломку подручными средствами, и, в конце концов, их усилия увенчались успехом. Корабли охраны все это время кружили рядом с неисправным судном. К 23.30 конвой, находившийся на широте Риксхёфта у основания косы Путцигер-Нерунг, двинулся дальше.
    Ни один человек не подозревал в тот момент, что советская подводная лодка «Л-3» под командованием капитан-лейтенанта В.К. Коновалова уже долгое время следовала за ними по пятам…
    В 23.45 «Гойя» содрогнулся от двух могучих взрывов. Теплоход сильно качнуло, рывком бросило вперед, а потом корма резко осела вниз. В тот же момент погасло освещение. Из темноты раздалась команда: «Спасайтесь, кто может!» Было слышно, как через пробоину внутрь корабля с шумом устремился поток воды. Люди метались по палубе, некоторые прыгали за борт.
    На борту вспыхнула неописуемая паника. Несколько сотен человек были тяжело ранены. Из трюмов и с нижней палубы люди пытались добраться до трапов, чтобы оказаться наверху. Многие, прежде всего дети, были сбиты с ног и смяты напиравшей сзади толпой. Судно все больше кренилось назад, корма уже частично была залита водой. Прежде чем были готовы спасательные шлюпки, «Гойя» разломился на две части и очень быстро начал погружаться на дно. В одно мгновенье люди, стоящие на палубе, оказались по пояс в воде. Однако прежде, чем мачты накренились, многие сами бросились в воду и поплыли к кораблям, спасая свою жизнь.
    Столб пламени высотой с дом вырвался из смертельно раненного «Гойи». Вслед за этим в трюме тонущего корабля прогремел взрыв. Затем все произошло с невероятной быстротой. За считанные минуты обе половины теплохода скрылись под водой.
    Немногие оставшиеся на поверхности пассажиры «Гойи» на какое-то время различили на поверхности воды мрачный силуэт подводной лодки. На месте катастрофы плавали обломки корабля, трупы, раздавались крики о помощи и проклятия. Вода в это время года была еще ледяной, поэтому, оставшись в воде, человек быстро замерзал и лишался сил. Большинство людей были легко одеты, так как на судне царила страшная духота.
    В темноте раздавались душераздирающие крики о помощи. Тонущие хватались за все подряд, и они тянули на дно других. Тут и там вспыхивали желтые огоньки на надувных лодках, загоравшиеся автоматически при соприкосновении с водой. В их мерцающем свете эти зловещие события выглядели еще ужасней.
    Солдаты звали фронтовых товарищей, которые пытались собраться на спасательных плотах. Некоторые плоты переворачивались от чрезмерной перегрузки. Шла ожесточенная борьба за жизнь. При этом плот можно было сравнить со спасительной соломинкой, за которую хватались, чтобы остаться в живых. Те, кто уже успел взобраться на плот, пинками и ударами кулаков отшвыривали остальных, пытавших потеснить или столкнуть их в пучину. Здесь господствовало жестокое, первобытное право сильного. Более слабые беззвучно уходили под воду. С каждой минутой людей на поверхности воды становилось все меньше и меньше. Вскоре цепляться за плоты уже было некому. Крики из воды становились все слабее и слабее, затем – короткое бульканье, всплеск, и еще один человек исчезал под водой навсегда…
    Двумя часами позже корабль сопровождения «М-328» подобрал на месте катастрофы еще оставшихся в живых. Спасенные почти окоченели и страдали от переохлаждения; их сразу же закутали в теплые одеяла и оказали медицинскую помощь. Сотню из них удалось возвратить к жизни. Все спасенные позднее были переправлены на «Кроненфельс», который доставил их вместе с остальными пассажирами в Копенгаген. Другой корабль сопровождения спас еще 83 потерпевших кораблекрушение.
    Только эти 183 человека остались в живых; сред них было семь наших сослуживцев из 35-го танкового полка. Остальные шесть тысяч вместе со злополучным теплоходом навсегда остались погребенными в морской пучине…
    …Несколько сотен людей были убиты на месте в результате двух торпедных попаданий: их разорвало на куски огромным давлением. Тысячи других приняли не менее ужасную смерть, захлебнувшись, когда через пробоину на палубу обрушилась огромная масса воды. Всего за 20 минут маленький плавучий городок прекратил свое существование. Некоторые из этих несчастных так и не успели осознать, что же произошло. Пассажиры и команда «Гойи» остались в страшном списке жертв войны как «пропавшие без вести».
    Весть о крушении «Гойи» не достигла фронта у Вислы. Мы ошибочно воображали себе, что наши боевые товарищи в безопасности. Лишь значительно позже мы узнали о великой катастрофе судна на море.
    Йохен Ханнеман был одним из семи спасенных солдат нашего 35-го танкового полка. Его личные переживания подтверждают описанные выше события:
    «16 апреля 1945 г. в 20.00 теплоход «Гойя» с 6488 беженцами, ранеными и солдатами отправился в Хелу. Конвой сопровождали два минных тральщика.
    Бойцы нашего 35-го полка разместились в средней части корабля на нижней палубе. Повсюду – в проходах, кабинах и грузовых трюмах – стояли, сидели, лежали женщины, дети, солдаты и раненные. Теснота была такая, что с трудом можно было пошевелиться. Было очень жарко и душно. Я все пытался выбраться на верхнюю палубу, чтобы хоть немного вдохнуть свежего воздуха. Это, вероятно, и спасло мне жизнь.
    Спокойное море сверкало серебром в звездной ночи. Снаружи было довольно холодно. Ближе к полуночи я снова находился на палубе и вдруг почувствовал два глухих удара. Корабль подбросило вверх. Исполинские водяные столбы взмыли в черное небо и обрушились на палубу. Внезапно погас свет. Внутри «Гойи» началась ужасная паника. Каждый пытался пробиться к выходу. На лестницах нижней палубы разыгралось незабываемое зрелище: началась борьба не на жизнь, а на смерть. Пожалуй, никто так никогда и не узнает о том, что происходило внутри судна. Должно быть, это было ужасно. Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды.
    Когда стало невозможно оставаться дальше на корабле, я прыгнул через леерное ограждение в ледяные воды Балтийского моря. Гигантская волна подхватила меня. Вдруг передо мной вынырнул и подскочил вверх спасательный плот, который, по всей видимости, снесло волной с утонувшего «Гойи»! Удача улыбнулась мне, и я смог удержаться на этом плотике. Вскоре за плот цеплялась уже целая куча людей.
    Около двух часов мы боролись с волнами в ледяной воде. Все мы были уже в полном изнеможении, когда наконец появился корабль Кригсмарине и подобрал нас. Я насчитал всего 172 человека, которым удалось спастись. Более шести тысяч других вместе с теплоходом «Гойя» ушли в морскую пучину, хотя еще несколько часов назад эти несчастные верили, что все опасности уже позади…
    …Во второй половине дня нас переправили с военного корабля на транспортное судно «Кроненфельс», которое доставило всех в Копенгаген. Из 200 бойцов группы Кюсперта остались в живых только 7 боевых товарищей. Не считая меня самого, это были обер-фельдфебель Курт Мозер, унтер-офицер Венер, унтер-офицер Гросс, ефрейтор Юнг, обер-ефрейтор Фейт и ефрейтор Буркхард».

70 лет назад советская подлодка уничтожила около 7 тыс. человек, потопив немецкое судно «Гойя»

16 апреля 1945 года произошла одна из крупнейших в истории катастроф на море - советская подлодка торпедировала немецкое судно «Гойя», в результате чего погибли около 7 тыс. человек.

Война на море еще со времен Первой мировой отличалась бескомпромиссностью и жестокостью. Тогда Германия вела «неограниченную подводную войну» и топила все суда без разбора вопреки требованиям Гаагской и Женевской конвенций. Не особо изменилась ситуация и во время Второй мировой войны. Вот только тогда ответ немцам были готовы дать и другие участники боевых действий. В феврале Ссылка видна только зарегистрированным пользователям , как советская подводная лодка под командованием Александра Маринеско потопила немецкий круизный лайнер «Вильгельм Гюстлофф» с беженцами и военными.

И если о числе погибших в той атаке по-прежнему ведутся споры, то история уничтожения немецкого транспортника «Гойя» подобных вопросов не вызывает: в результате атаки погибли около 7 тыс. человек.

Грузовое судно «Франсиско де Гойя» было построено в Норвегии в 1940 году. Оно было названо в честь великого испанского художника и гравера и успело поработать целых два года, прежде чем его реквизировали представители кригсмарине - военно-морских сил Третьего рейха. Изначально нацисты использовали корабль в качестве вспомогательного транспорта для подводных лодок, благо водоизмещение судна составляло 5430 брутто-регистровых тонн. В 1943 году из «Гойи» попытались сделать плавучую базу для кригсмарине, однако от этой идеи быстро отказались: комфортно разместить кого-либо на грузовом судне было довольно сложно. Поэтому корабль отогнали в литовский город Клайпеда, где немецкие подводники практиковались на нем в стрельбе учебными торпедами.

Так и продолжалось вплоть до 1945 года. Вспомнили о «Гойе» лишь в первые месяцы 1945-го, когда остро встал вопрос о необходимости эвакуировать немецких граждан из Восточной Пруссии ввиду наступления Красной армии.

Эта операция получила название «Ганнибал», а участие в ней, помимо «Гойи», приняли несколько кораблей, в том числе «Вильгельм Гюстлофф» и «Генерал Штойбен», которые были потоплены Александром Маринеско. Предполагается, что были уничтожены 163 корабля, принимавших участие в этой операции. Погибли, соответственно, около 40 тыс. человек, среди которых были как беженцы, так и военные. К середине апреля 1945 года «Гойя» успел эвакуировать около 20 тыс. человек в четыре ходки.

16 апреля судно находилось в Данцигской бухте и принимало на борт тех, кто должен был быть эвакуирован, но тут налетела советская авиация: одна из бомб и вовсе попала на палубу, нанеся ей повреждения в районе носа судна. Люди продолжали пытаться попасть на борт даже после этого, потому что в порту ходили слухи о том, что корабль будет последним. Таким образом, на борту находились около 7 тыс. человек, причем примерно 2 тыс. из них точно были военными.

Изначально корабль должен был отправиться в польский город Свиноуйсьце, однако в нем и так было слишком много беженцев, поэтому было решено плыть в Копенгаген.

Вместе с «Гойей» шли еще два небольших транспортных корабля и два минных тральщика. Все бы ничего, но выход из бухты к тому моменту на протяжении почти недели патрулировала советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 «Фрунзевец». К моменту встречи с «Гойей» уже стемнело, поэтому подлодка всплыла, а затем, идентифицировав самую крупную из целей, - выпустила по ней две торпеды. Этой целью оказался транспортник «Гойя», который в течение семи минут затонул. Перед этим он просел и раскололся на две части. Многие люди погибли уже в результате попадания торпед. Кроме того, на грузовом судне не было обязательных для кораблей пассажирских переборок между отсеками.

Спастись смогли только 183 человека.

Подводная лодка Л-3 смогла погрузиться и покинуть район Данцигской бухты. Ее капитану Владимиру Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза, а впоследствии он дослужился до звания контр-адмирала. От принесшей ему славу подводной лодки после утилизации осталась одна лишь рубка - сама Л-3 была утилизирована в 1971 году. На протяжении нескольких лет она находилась в Прибалтике, а после развала СССР была перевезена в Россию и сейчас находится на Поклонной горе.

16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 отправила ко дну немецкое судно "Гойя". На борту судна по официальным данным находилось около 6 900 человек. Однако, свидетели считают, что пассажиров было гораздо больше, т.к. "Гойя" перевозил беженцев и раненных, и погрузка была достаточно хаотичной. На борту находились только 200 солдат 25-го танкового полка Вермахта. По количеству жертв затонувший «Гойя» занимает первое место в истории мирового мореплавания.

Для сравнения, катастрофа Титаника унесла жизни 1514 человек, что в 4.5 раз меньше количества человек, которые погибли на "Гойя".

"Гойя" был спущен на воду в Норвегии, однако, после конфисковано немцами. В дальнейшем грузовой корабль служил силам Вермахта как судно для эвакуации. Он успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек.

В тот роковой день судно держало курс на город Свинемюнде. В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода «Кроненфельс» («Kronenfels») и морского буксира «Эгир» («Ägir»), вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков М-256 и М-328. Около 23:00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген. В 23:45 самое крупное судно "Гойя" содрогнулось от двух взрывов и в течении 7 минут затонуло.



Советская субмарина Л-3, под командованием Владимира Коновалова следовала за конвоем от самого Данцига. Только 183 человека выжили. Тела умерших еще долго находили на пляжах. 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3 ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».



26 августа, 2002 года, судно было обнаружено польскими дайверами (Grzegorz Dominik и Michał Porada). 16 апреля 2003 года на судно отправилась международная экспедиция. Оказалось, что в документах место затопления корабля было указано неверно, и на польских морских картах "Гойя" был обозначен как "Судно номер 88".

Обломки корабля лежат на глубине 75 м в нескольких километрах от берега Балтики на север от городка Розеве. Чтобы защитить останки судна и память пассажиров, дайвинг запрещен в радиусе 500 м.

Подводная война как составная часть Второй мировой на всем своем протяжении отличалась небывалым трагизмом - едва ли не большим, чем тот, что сопровождал все происходившее на суше. Прежде всего вина за это лежит на немецких подводниках - «волках Деница». Понятно, что огульно обвинять в нарушении конвенций всех без исключения подводников нацистской Германии было бы неверно. Но так же неверно и забывать о том, что именно они развязали неограниченную подводную войну.

Платить по счетам пришлось не только немецким военным морякам, но всему народу Германии. Именно так - как трагическое следствие действий германских вооруженных сил - нужно рассматривать события, разыгравшиеся на Балтике в последние месяцы войны. В это время советские подводники одержали три крупнейшие победы в Великой Отечественной, и они же стали крупнейшими трагедиями для немецких кораблей той эпохи. 30 января подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 брутто-регистровых тонны (вместе с ним погибли, по официальным данным, 5 348 человек, по неофициальным, свыше 9 000). Через неполные две недели та же С-13 потопила лайнер «Штойбен» водоизмещением 14 690 брутто-регистровых тонн (число погибших, по разным данным, от 1 100 до 4 200 человек). А 16 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» под командованием капитан-лейтенанта Владимира Коновалова потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5 230 брутто-регистровых тонн.

В результате этой атаки вместе с транспортом, который утонул через семь минут после попадания первой из двух торпед, погибли около 7 000 человек. В актуальном на сегодняшний день списке крупнейших морских катастроф гибель «Гойи» стоит на первом месте по числу погибших, почти в пять раз превосходя по этому показателю легендарный «Титаник». И в полтора раза - советский госпитальный корабль «Армения»: на борту этого судна, потопленного 7 ноября 1941 года фашистской авиацией, погибли около 5 000 человек, в подавляющем большинстве раненые и медработники.

Атака «Гойи» стала кульминационным моментом последнего, восьмого похода подлодки Л-3 «Фрунзевец» в годы Великой Отечественной войны. В него она отправилась 23 марта из финского порта Турку, где советские подводные лодки из состава бригады подлодок Краснознаменного Балтийского флота базировались с сентября 1944-го. К этому времени она считалась самой результативной среди советских субмарин по общему числу потопленных кораблей: к концу февраля 1945-го их счет у Л-3 перевалил за два десятка. Большинство из них были потоплены не торпедами, а выставленными минами: лодка была подводным минным заградителем. Тем не менее в счет шли все победы, и Л-3, на которой за время войны сменился второй командир (первый, капитан 3-го ранга Петр Грищенко, в конце февраля 1943-го ушел на повышение, передав командование своему помощнику Владимиру Коновалову, служившему на лодке с 1940 года), выбилась в лидеры по числу потопленных судов.

В восьмой поход лодка отправилась в район Данцигской бухты: операция немецкого флота «Ганнибал», целью которой была эвакуация немецких войск и беженцев из Восточной Пруссии и с оккупированных земель Польши, куда уже вошли войска Красной Армии, была в разгаре. Ее не смогли прервать даже такие катастрофические потери, как потопление С-13 транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Несмотря на то, что обстоятельства их гибели указывали на опасность использования для эвакуации мирного населения судов в камуфлированной окраске, идущих в сопровождении боевых кораблей, транспорт «Гойя» вышел в пятый и последний поход в рамках операции «Ганнибал». И практически сразу попал в поле зрения Л-3, не первый день подстерегавшей суда на северных подходах к Данцигской бухте. Предыдущие попытки атаковать конвои, шедшие оттуда, не увенчались успехом, и потому, когда в вечерних сумерках показался транспорт «Гойя» в сопровождении двух сторожевиков, командир лодки отдал команду атаковать конвой. Лодка пошла вдогонку за целью в надводном положении, поскольку подводная скорость не позволяла ей догнать транспорт, и незадолго до полуночи выпустила по нему две торпеды с расстояния в 8 кабельтовых (чуть менее полутора километров). Через 70 секунд на борту лодки увидели два мощных взрыва: обе торпеды попали в цель. Через семь минут транспорт «Гойя», расколовшись в месте попадания торпед, пошел на дно. Спастись удалось в общей сложности 183 пассажирам и членам экипажа - их подобрали другие суда.

Советская субмарина ушла с места атаки беспрепятственно: шокированные трагедией, команды сторожевиков поспешили на помощь уцелевшим, а пяток глубинных бомб сбросили для острастки, вдалеке от Л-3. По пути на базу подлодка несколько раз атаковала вражеские конвои, но результата эти атаки не принесли. 25 апреля «Фрунзевец» вернулся на базу и больше в боевые походы не выходил. Через месяц после Победы, 8 июля 1945 года командиру лодки гвардии капитану 3-го ранга Владимиру Коновалову присвоили звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками». На Балтике, и за ее пределами хорошо понимали, что командир лодки заслужил это звание, но поскольку он командовал субмариной только с 1943 года, приняв под свою руку гвардейский корабль (звание присвоено лодке 1 марта того же года), главным фактором стало потопление «Гойи».

В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников. При этом авторы подобных утверждений забывали, что потопленные суда нельзя было считать госпитальными или гражданскими. Все они шли в составе военных конвоев и имели на борту военнослужащих вермахта и кригсмарине, все имели военную камуфляжную окраску и бортовое зенитное вооружение и не имели нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе. Все три были законной целью для подводников любой страны антигитлеровской коалиции.

Нужно понимать, что с борта подводной лодки любое судно, если только оно не имеет заметных при любых условиях обозначений госпитального и не идет в одиночестве, выглядит как вражеский корабль и рассматривается как цель. О том, что на борту «Гойи», который до начала участия в операции «Ганнибал» служил мишенью для учебных торпед «волков Деница», находятся не только военные, но и беженцы, командир Л-3 мог только догадываться. Мог - но не был обязан. Рассмотрев крупный транспорт под конвоем двух сторожевиков, логичным образом он предположил, что судно военное и является законной целью.

… Сегодня рубка подлодки Л-3 занимает почетное место в экспозиции Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Сюда ее перевезли из Лиепаи, где она до начала 1990-х стояла у здания штаба 22-й бригады подводных лодок. Появилась она там в начале 1970-х, когда легендарный «Фрунзевец» закончил свою военную службу, пройдя все обычные для дизель-электрической подлодки стадии: действительная военная в качестве боевого корабля до 1953 года, потом - переклассификация в учебную и служба в этом качестве до 1956 года, затем - разоружение и служба в роли учебной станции по борьбе за живучесть и, наконец, исключение 15 февраля 1971 года из списков флота для разделки на металл.

Корабль на четыре года пережил своего знаменитого командира: Владимир Коновалов умер в 1967 году, дослужившись до звания контр-адмирала и поста замначальника кузницы кадров русских подводников - Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. И надо думать, его рассказы о военной службе и одержанных победах уверили в справедливости выбранной стези не один десяток курсантов-подводников.