Open
Close

Платон: биография, учения и философия Платона. Учение Платона об «идеях

12. Платон

Платон (427–347 до н. э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он - предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь - выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г. Гегель).

Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: «Мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим». Космос - это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он - цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных И пребывающих в своей лучезарной красоте . По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии .

Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея - это смысл, сущность вещи.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они - вечные образцы, парадигмы (от греч. paradigma - образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра - она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, т. е. к принципу «все дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому наказанию «нечестивцев».

Напомню одну мысль А.Ф. Лосева: Платон - восторженный поэт, влюбленный в свое царство идей, противоречил здесь Платону - строгому философу, понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей и возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия «идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая» . Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т. д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т. е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.

О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т. д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о государстве - это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже худшее) - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное миросозерцание мыслителя развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) - оно согласуется со взглядами Сократа: «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). Именно во имя этих идей Платон обличает весь нравственный строй афинского общества, осудившего себя в смерти Сократа. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В таких диалогах, как «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика», этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа, как уже говорилось, получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию .

Этой тенденцией не исчерпывается этическое учение Платона; наряду с ней излагается примиряющая эвдемоническая позиция, которая позднее все более сказывается в его диалогах (например, «Филеб» и «Законы»), хотя она проявляется и раньше: в самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Платон Платон (428–347 гг. до н. э.) родился в Афинах от Аристона и Периктионы. Отец его был потомок Кодра, а мать происходила из рода Солона и приходилась сестрой Хармиду и двоюродной сестрой Критию. Мало философов древности имели столько биографов, как Платон. Ксенократ,

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ПЛАТОН Платон (427–347 до н. э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила,

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

IV. Платон

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Платон (427–347 гг.) Гуманистическое направление в философии, возникшее в V в., привело к созданию великого синтезирующего учения - философии Платона. Это была не первая синтезирующая философия греков, до Платона такими качествами обладала философия Демокрита. Однако

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

A. Платон Платон также должен быть причислен к сократикам. Он – знаменитейший из друзей и слушателей Сократа, и он постиг в его истине выставленный последним принцип, что сущность содержится в сознании, так как, согласно Платону, абсолютное содержится в мысли, и всякая

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Платон 427–347 гг. до н. э.Великий древнегреческий философ, ученик Сократа. В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.* * *Самое тяжелое и горькое рабство - рабство у

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Платон У Платона изучаемый нами термин указывает иной раз не столько на метод или систему, сколько на вступление к изображению предмета (Phaedr. 237с) или доказательства (Phaedr. 245c). Говорится о"начале движения"(245d) или о"начале"исследования (Tim. 48de). Но говорится также и о"принципе

Из книги автора

1. Платон Платон пытается объединить космологическую интуицию ранней классики и мыслительную дискурсию средней классики. Поэтому у него возникло учение о мышлении, но не о прежнем мышлении, в узком смысле слова, но в смысле построения всей универсальной

Из книги автора

1. Платон Учение Платона о числе разработано у этого представителя развитой и зрелой классики очень глубоко. Этому у нас было посвящено много места (ИАЭ II 311 – 405). Мы пришли к выводу, что вся система Платона, особенно позднего периода, буквально пронизана числовыми теориями

Из книги автора

2. Платон а) Разнообразные, спутанные и часто противоречивые материалы из Платона по вопросу о мимесисе мы уже подвергли подробному изучению (ИАЭ III 32 – 56). Повторять здесь этот анализ мы не будем, и приводить кричащим образом противоречивые тексты из Платона мы здесь тоже

Из книги автора

11. То же. Платон В сравнении с рассмотренными сейчас авторами Платон занимает совершенно новую позицию. Он чрезвычайно чутко относится не только к самим пропорциям, установленным раньше него, но и к тому непрерывному становлению, которое между ними совершается и которое

Из книги автора

1. Платон Развитое учение о софии впервые мы находим в зрелой классике у Платона, у которого наряду с точными формулами, правда, содержится множество всякого рода деталей и даже посторонних мыслей. Сводка платоновских текстов о софии дана у нас в своем месте, (ИАЭ II 478 –

Из книги автора

1. Платон а) Эмпирического исследователя Платона поражает неимоверная пестрота и противоречивость употребления им термина"природа". На эту тему уже было создано несколько специальных исследований, которые были рассмотрены нами выше (ИАЭ III 13 – 16; 224 – 226). Дело доходило

Из книги автора

§3. Платон 1. Индивидуальный человек Главнейшие тексты из Платона на эту тему и их необходимый анализ тоже были предложены нами выше (ИАЭ II 593 – 599). Из этих материалов выясняется и соответствующая терминология.а) Прежде всего, подробное изучение текстов Платона приводит к

Из книги автора

2. Платон Эта тема тоже весьма сложная и в отдельных деталях даже противоречивая. Касаться этих противоречивых деталей мы, конечно, не будем, поскольку для нас важным является в настоящий момент только общеантичное понимание добродетели, для которого Платон – только один

Из книги автора

§6. Платон 1. Семантическая пестрота Платон, как это хорошо известно, негодует на изображение и толкование мифов у Гомера или Гесиода, он критикует и осуждает их неблагочестивое мифотворчество (см. его"Государство") именно потому, что сам он вкладывает в слово"миф"весьма

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. В трактате «Государство» он пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных "интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, "извращения" совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

Тимократия Ї власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. "Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще - скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать". В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, "убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение". Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Олигархия - "строй, основывающийся на имущественном цензе". В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно Ї бедняков, другое - богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия. "Демократия, на мой взгляд, Ї пишет Платон, Ї осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию". В этом государстве будет "полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь". В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия "опьяняется свободой в неразбавленном виде", она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. "Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, "очищения" государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат. платон общественный государственный

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков, проводил идею циклического развития истории.

Тема 8. Основные положения теории идей Платона.

Одним из самых выдающихся учеников Сократа был Платон (427-347 гᴦ. до н.э.), основавший в 387 ᴦ. до н.э. в Афинах свою собственную школу, получившую название Академии. Кроме философии в Академии изучали и другие науки, в особенности математику и риторику. После смерти Платона в 347 ᴦ. до н.э. Академия просуществовала почти девять веков.

Свои идеи Платон излагает в форме диалогов, основным персонажем которых выступает его учитель Сократ. Сам Сократ, как известно, ничего не писал по принципиальным соображениям, предпочитая философским трактатам живые устные беседы. Диалоги - ϶ᴛᴏ одновременно и философские трактаты, и художественные произведения, построенные по законам литературного жанра. Платон широко использует мифы и аллегории.

Стержнем философии Платона является теория идей. (“Теэтет”)

По Платону, “Истинное бытие - ϶ᴛᴏ некие умопостигаемые и бестелœесные идеи ”. Этот мир и обладает подлинной реальностью и полнотой бытия. Любая вещь в чувственно воспринимаемом мире существует лишь потому, что в мире идей ей соответствует идея этой вещи.

Идеи - это общие понятия, и как понятия они абстрактны, пусты и являются лишь чистыми логическими формами, они существуют объективно, и не являются продуктом деятельности мышления человека . Идеи - ϶ᴛᴏ вечные и неизменные образцы, эталоны вещей и в то же время недосягаемые для вещей цели, к которым они стремятся. Чем более соответствует вещь идее, тем она совершеннее и обладает большей полнотой бытия. Мир идей умопостигаем. Разум - способность созерцания идей. Философ призван осуществлять это созерцание. Безобразная вещь не имеет эйдоса (образа).

Душа любого человека уже с момента рождения содержит в себе знание всœех идей, но не осознает этого знания. До своего всœелœения в земное тело души пребывали на небесах, где могли беспрепятственно, не будучи загрязненными ничем чувственным и телœесным, созерцать идеи.

Платон, утверждает, что “знание есть припоминание”. В “Меноне” мальчик-раб, не знающий геометрии доказывает математическую теорему, отвечая на поставленные Сократом вопросы. Понятно, что вопросы эти носят направленный, наводящий характер.
Размещено на реф.рф
(ех. Преподаватель на экзамене).

Существует и метод припоминания – диалектика. В греческом языке слово диалектика означало искусство вести беседу, искусство спора. Как философский термин это слово впервые использовал Сократ , понимавший под ним искусство ведения беседы, в процессе которой умелая постановка вопросов позволяет собеседникам “породить” истину .

Платон понимал под диалектикой философский метод познания, не пользующийся “ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимных отношениях", а диалектик - ϶ᴛᴏ “человек, которому доступно доказательство сущности каждой вещи”.

Знание не является чисто чувственным восприятием, т.к., чувственно воспринимаемый мир неистинœен, изменчив, бесформен, само чувственное восприятие субъективно и единично. Знание основано на сравнении.

(В ранних сократических диалогах Платон считал идеи вечными и неизменными, но в поздних диалогах стал рассматривать взаимный переход идей друг в друга. В диалоге “Софист” излагается диалектика бытия и небытия. В диалоге “Парменид” рассмотрено как Единое переходит во многое, “порождает” многое, а затем “возвращается к самому себе”, ᴛ.ᴇ. многое приходит обратно к единству.)

Миру идей у Платона противостоит материя (по-гречески – “хора”), которая характеризуется такими понятиями, как изменчивость, хаос, неопределœенность. Мир идей умопостигаем, а в материи и постигать нечего, ибо она лишена любой определœенности - ϶ᴛᴏ “род пространства”. Только идеи способны организовать, придать форму и структурировать хаос.

В диалоге “Тимей” Платон развивает свою космологию и космогонию. Наряду с миром идей и материей существует Бог, которого Платон отождествил с Умом. Бог является Творцом – Демиургом, который, взирая на идеи, как божественные образцы, создает Мировую Душу, а затем чувственно воспринимаемый мир – “тело космоса”. Мировая Душа – посредница между миром идей и материей, это принцип одушевленности, жизненности.

Демиург (греч. demiurgos - мастер, ремесленник, от demos - народ, ergon, urgos - работа) - термин, встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновременно и мастеровой, и герольд, предсказатель; позднее это слово означает скорее ремесленника - плотника или кузнеца. В истории философии оно приобретает особое значение в диалоге Платона ʼʼТимейʼʼ, где Демиург предстает как ʼʼтворец и родитель Вселœеннойʼʼ, производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью. Речь не идет о творении ʼʼиз ничегоʼʼ, роль Демиурга сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в ʼʼнестройном и беспорядочном движенииʼʼ, ʼʼиз беспорядка в порядокʼʼ, привести каждую вещь ʼʼк согласию с самой собойʼʼ. Демиург ведет всœе к благу, поскольку само благо, творение происходит благодаря уму; мир, ʼʼживое существо, наделœенное душой и умомʼʼ, родится ʼʼс помощью божественного провиденияʼʼ, по замыслу вечносущего бога. Согласно Платону, Демиург создает душу мира из трех частей - предела, беспредельного и их смеси. Далее мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга - внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время как ʼʼдвижущееся подобие вечностиʼʼ. Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ - ʼʼставшие богиʼʼ совместно с Демиург принимают участие в творении человека.

Платон называет космогонию, предложенную в диалоге ʼʼТимейʼʼ, ʼʼправдоподобным мифомʼʼ, в связи с чем довольно трудно решить, считал ли он, что создание мира Демиург было конкретным событием в конкретный момент времени в прошлом, или это выраженное в хронологической форме платоновское представление о соотносительной ценности различных элементов Вселœенной, об онтологическом приоритете идеального. В Академии платоновской космогония ʼʼТимеяʼʼ была истолкована метафорически, рассказ о сотворении тела после души использовался для описания вторичности тела по отношению к душе. Аристотель употреблял слово ʼʼД.ʼʼ в традиционном значении - ʼʼремесленникʼʼ, ʼʼмастерʼʼ. Концепция Д. развивалась в неоплатонизме и у некоторых гностических авторов. Согласно Валентину, Д. располагается ниже эонов, ниже Софии, он устраивает мир феноменов, не имеющий отношения к невидимому Богу. Для Маркиона Д. тождествен Богу Ветхого Завета. Этот Д. зол и злы его творения, закон, который он предписывает, порождает грех и бессилие человека. Чтобы войти в царство благого Бога, человек должен освободиться от власти Д. и от связи с материей. Против гностического понимания Д. как источника зла в мире выступал Плотин в ʼʼЭннеадахʼʼ.

Детально разработанной иерархии идей у Платона нет, но факт упорядоченности признается. В диалоге “Государство” излагается метод восхождения от менее общих идей к более общим. Такое восхождение завершается идеей Блага или Единым, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является первопричиной всœех остальных идей и, таким образом, первоосновой всœего мира.

Опираясь на пифагорейское учение, Платон выводит из Единого следующий принцип – Диада (двойственность). Единое и Диада порождают множественность – так возникают остальные идеи. В учении Платона об идеях прообразом всœех вещей, всœего в чувственно воспринимаемом мире, являются идеи. В случае если первоначально Платон рассматривал числа как некий опосредующий принцип (они посредники между миром идей и миром вещей), то в поздних диалогах он стал считать числа идеями.

Тема 8. Основные положения теории идей Платона. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 8. Основные положения теории идей Платона." 2017, 2018.

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

Окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

Реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

Мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

Чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

Все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

Монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

Тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

Аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

Олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

Демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

Тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

******************************************************************

7. Философия Аристотеля.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

положение;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

***************************************************************************************

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основопо

Платон
(427 – 347 гг. до н.э.)
крупнейший философ
Древней Греции, ученик
Сократа, основатель
собственной
философской школы –
Академии,
основоположник
идеалистического
направления в
философии.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают
свое существование;
-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в
действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным
отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например,
кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи
коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Платон выдвигает
философское
учение о триаде,
согласно которому все
сущее состоит
из трех субстанций:
«единого»
«ума»
«души»

«Единое»
-является основой всякого бытия;
-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца,
ни частей, ни целостности, ни формы, ни
содержания, и т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше
всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей
явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки
зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»
-происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
-противоположен «единому»;
-является сущностью всех
вещей;
-есть обобщение всего живого
на земле.

«Душа»

-подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое –
ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все
вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой
отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе
душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в
подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую
телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон
Космоса

Гносеология (учение о познании) Платона

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из
созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь
отображением «мира идей», то предметом познания
должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного
познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а
лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только
люди подготовленные – образованные интеллектуалы,
философы, следовательно, только они способны увидеть и
осознать «чистые идеи».

Проблема государства в философии Платона.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для
предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками
первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон
выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не
существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и
шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном
указываются:
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства,
а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило,
вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и
оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

10. Значение философии Платона.

11.

-Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое собрание
фундаментальных произведений;
-положено начало идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия Платона» противоположность материалистической «линии
Демократа»);
-впервые глубоко исследованы проблемы не только природы,
но и общества – государство, законы и т.д.;
-были заложены основы понятийного мышления, произведена
попытка выделить философские категории (бытие –
становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся,
неделимое – делимое и др.);
-была создана философская школа (Академия),
просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие
видные последователи Платона (Аристотель и др.).

12. Академия Платона.

13.

Академия Платона – религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и
просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.).
Наиболее знаменитыми воспитанниками академии
являлись: Аристотель (учился у Платона, основал
собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит,
Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из
Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в
529 г. византийским императором Юстинианом как
рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою
историю успела добиться того, что платонизм и
неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской
философии.

14.

В своих бедствиях люди склонны
винить судьбу, богов и все что
угодно, но только не самих себя.
Глупца можно узнать по двум
приметам: он много говорит о вещах,
для него бесполезных, и
высказывается о том, про что его не
спрашивают.
Любимое часто ослепляет любящего.
Надежды - сны бодрствующих.
Никто не становится хорошим
человеком случайно.
Круглое невежество - не самое
большое зло: накопление плохо
усвоенных знаний еще хуже.
Стараясь о счастье других, мы
находим свое собственное.
Основа всякой мудрости есть
терпение.
Платон

15. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

16. Классификация философии, данная Аристотелем

Философию Аристотель разделил на три вида:
теоретическую, изучающую проблемы бытия,
различных сфер бытия, происхождения всего
сущего, причины различных явлений (получила
название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве
государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая
часть философии была выделена логика.

17. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»),
возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то
есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем
одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются:
сущность (субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами
количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также
согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей
действительности, без которых немыслимо само бытие.

18. Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии
Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир
чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в
отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей
«чистой идеи».
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального
мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей
действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики –
протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью,
отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть
существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади»,
воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в
конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом,
имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони
вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

19. Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания,
по Аристотелю,
является душа.
Философ выделяет
три уровня души:
растительная душа
животная душа
разумная душа

20.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения.
Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная
душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и
желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все
вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и
мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает,
что человек:
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных
животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в
коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к
возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося
производством материальных благ и их распределением, проживающего
на одной территории и объединенного языком, родственными и
культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание
внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

21. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

22.

-внес существенные коррективы в ряд положений философии
Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
-дал материалистическую трактовку происхождения мира и
человека;
-выделил 10 философских категорий;
-дал определение бытия через категории;
-определил сущность материи;
-выделил шесть типов государства и дал понятие идеального
типа – политии;
-внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие
дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал
систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок
заключения).