Open
Close

Презентация на тему "мурзилка". История создания журналов “Весёлые картинки” и “Мурзилка”


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
История «Мурзилки»Преподаватель: Бессонова Ю.А., канд. филол.наук, доц. ОФ РАНХиГС 16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала для детей от 6 до 12 лет «Мурзилка». История самого героя началась еще в 1879 году, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» – небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами. В России Мурзилка появился благодаря Анне Хвольсон, которая и сделала перевод книги Кокса, назвав персонажей по-новому. Одним из персонажей и был Мурзилка.Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами. А еще в руках у него всегда были элегантная трость и монокль. В конце 19 – начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли. В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала. Ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс. Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе. На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков. В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка» рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах». Журнал «Мурзилка» был и остается зеркалом нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи. Новые современные стихи и рассказы для детей печатаются в журнале вместе с устоявшейся классикой для детей, на которой выросло уже не одно поколение. В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».Несмотря на свою длинную историю, издание не стоит на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Современный «Мурзилка» – полноцветное глянцевое издание, как и прежде насыщенное интересными, познавательными материалами. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Многие материалы носят не только информационный характер, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки. Также здесь печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы.

Ежемесячный детский журнал «Рабочей газеты» — «Мурзилка». Номер за август 1927 года. Иллюстрирован цветными рисунками. Содержание — стихи и рассказы для детей младшего школьного возраста советских поэтов и писателей. Ни на одной из страниц не указан состав редколлегии, однако есть ее адрес — Москва, Тверская, 3. Оригинал. Состояние удовлетворительное. В нашей коллекции представлен один из ранних номеров издания с 95-летней историей.

О существовании Мурзилки — жёлтого зверька в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом — в нашей стране знает каждый. И даже если вы не читали одноименный детский журнал, то уж точно слышали о нем, видели красочные иллюстрации и встречали рассказы из этого замечательно журнала для детей. 16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала для детей от 6 до 12 лет – «Мурзилка».

История этого персонажа началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о брауни (Brownie) – это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги. Но это была лишь проба перед реальным созданием тех образов, которые в последствии завоюют публику. Так в 1881 году в журнале «Wide Awake» появились именно те самые брауни, которые начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру.

В феврале 1883 года Кокс начал публиковать в нью-йоркском детском издании «St. Nicholas» картинки с брауни, сопровождая стихотворениями о приключениях героев. А через четыре года в свет вышла первая книжка «The Brownies, Their Book», где была собрана коллекция историй про брауни и которая разошлась тиражом в миллион копий. Всего до своей смерти в 1924 году Палмер Кокс создал 15 оригинальных книг о брауни. Кстати, как таковых имен у брауни Кокса не было – они именовались характерными прозвищами, такими как Китаец, Моряк, Дэнди, Жокей, Русский, Индус, Король, Студент, Полицейский, Канадец и др.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок». Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон, а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса. Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898, 1902 и 1915 годах.

В 1913 году в России вышла книга с рисунками Палмера Кокса и русским текстом от Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Анна Хвольсон сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена: Мазь-Перемаз, Дедко-Бородач, Знайка, Незнайка, ловкий Скок, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи-ка-чи, индеец Ски, Микробка, американец Джон и т.п. Ну и собственно Мурзилка, от имени которого велся рассказ. И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на известного нам носовского Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и различия. Мурзилка, например, заправский денди. Фрак или длинное пальто, цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль – непременные составляющие его каждодневного костюма.

В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала.

Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс.

Журнал был рассчитан на октябрят, младших школьников, воспитанников старших групп детских садов. Основной задачей «Мурзилки» было коммунистическое воспитание детей в духе советского патриотизма, уважения к труду, коллективизма и товарищества. Журнал публиковал рассказы, стихи, сказки, очерки и картинки о созидательном труде советских людей, героическом прошлом Родины. В живой, занимательной и доступной форме рассказывал детям об истории СССР, труде, природе, жизни школы, делах октябрят и т.д.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков. Журнал «Мурзилка» издается до сих пор. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».













История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».

Исполнитель: ученица 6 «а» класса Сулейменова Камила.

Слайд 2

«Мурзилка» - популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 87 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.

Слайд 3

Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем,кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго.

Слайд 4

В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом.

Слайд 5

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детскаялитература. В разные годы с журналом сотрудничали Агния Барто, Корней Чуковский,C.Маршак, М.Пришвин, К.Паустовский… В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи.

Слайд 6

Мурзилка» - это не только рассказы и сказки для детей, это еще и полезное детское чтение. Постоянные рубрики журнала, интересные и познавательные, являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Детективное агенство», «Как появилось слово»), география («Путешествия и открытия – великие географические открытия»), естествознания (Красная книга Мурзилки), труда (достижения науки и техники в рубриках),физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраски, конструкции-самоделки.

Слайд 7

Слайд 8

Страницы первых номеров журнала «Мурзилка»

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Структура журнала - содержание

    Очень удобна структура журнала. На первой странице журнала главный герой «Мурзилка» держит в руках разноцветные шарики с названием рубрик и статей, опубликованных в журнале с указанием страниц.

    Слайд 11

    Познавательную информацию нахожу в рубрике «Путешествия и открытия»

    Вместе с путешественниками много открытий для себя сделала читая рубрику «Путешествия и открытия».

    Слайд 12

    Путешествия и открытия

    Читая статью Олега Тихомирова «По морям и караванным тропам» я заочно познакомилась с великим путешественником и «отцом истории» - Геродотом и его книгой «История в девяти книгах».

    Слайд 13

    Путешествуя с Геродотом я побывала в городах, расположенных вдоль побережья Малой Азии, малоизвестных краях Македонии и Фракии, в загадочном «крае земли» Колхиде, в древнем Вавилоне, Индии, Африке.

    Слайд 14

    Священный город крокодилов Крокодилополь вызвал у меня удивление. Люди там умеют приручать крокодилов, на лапы надевают золотые кольца и уши украшают стеклянными серьгами.

    Слайд 15

    Черная борода – так называли Васко де Гама – простого дворянина, преданного королю, носившего густую черную бороду, несколько длиннее, чем у других приближенных короля. Решительность и упорство позволили Васко да Гама открыть морской путь в Индию. Чтение этой статьи позволило мне узнать - как это было?

    Слайд 16

    Рискуя жизнью, скрываясь под именем торговца Алимбека, служащий российской армией, адъютант генерал-губернатора Западной Сибири, молодой офицер Чокан Валиханов, изучал Джунгарию и людей, населявших ее, их обычая и, обряды и праздники.

    Слайд 17

    Как удалось Ч.Валиханову изучить неизведанный край - Джунгарию? Ведь закон джунгарских властей был суров – за его нарушение чужестранцам рубили головы. Найти ответ на этот вопрос мне помогла статья «Тайна Алимбека или Свой среди чужих».

    Слайд 18

    Конец XIII века – средневековая Венеция. О своем путешествии, которое длилось 24 года Марко Поло написал в книге «Книга о разнообразии мира».

    Слайд 19

    В то время европейцы Марко Поло называли «выдумщик». Он пишет в книге о том, что в Китае расплачиваются не только золотом и серебром, но и бумажными деньгами. Что разжигают «черные камни» (то есть уголь), которые горят жарче дров.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Но сменялся век за веком и читатели уже находят в «Книге разнообразии мира» уже не вымысел, а интересные факты, о которых посчастливилось узнать и мне.

    Слайд 22

    После открытия в 1820 г русскими мореплавателями на Южном полюсе материка – Антарктида, попытку пройти в глубь материка осуществлял англичанин Роберт Скотт.

    Слайд 23

    Экспедиция Р.Скотта проводили магнитные наблюдения, собирали образцы породы. До южной точки мира оставалось несколько миль. Издали путешественники увидели прикрепленный к шесту норвежский флаг. Норвежская экспедиция Раула Амундсена опередила их на целый месяц. Обратный путь был трагическим.

    Слайд 24

    Впечатляют последние записи Роберта Скотта «Человек способен жить и терпеть ради будущего». В ноябре 1912 года нашли палатку, в которой погибли герои. В память мужественной пятерки на вершине холма был возведен крест из красного дерева с их именами, на нем надпись: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

    Слайд 25

    Джеймс Кук совершил три кругосветных путешествия. Кук привез огромное количество карт и научных записей. Ходила молва, что его схватили и затем съели туземцы. Но все было совсем не так…

    Слайд 26

    Трагедия разыгралась на Гавайях. Туземцы стали посещать корабль Кука и забирать корабельную утварь. Они унесли шлюпку, которая нужна была Куку. На требование вернуть, последовал отказ. Кук взял в плен вождя: верните лодку – вернем вождя. Но произошло непоправимое, у одного из солдат не выдержали нервы и он выстрелом убил туземца.

    Не стрелять! – скомандовал Кук. И тут же упал, сраженный копьем.

    Слайд 27

    Именем Кука назван пролив между островами Новой Зеландии, а также целый архипелаг, который состоит из группы островов и коралловых рифов.

    Слайд 28

    Красная книга

    Интересные сведения о траве под названием меч-трава – высота круглого стебля на верхушке которого располагаются цветки, похожие на морских ежиков, достигает 1,5 и более метров. А серо-зеленые узкие и жесткие листья длиной до одного метра напоминают боевые мечи. Отсюда, вероятно, и название пошло.

    Слайд 29

    Красная книга Мурзилки

    Послушайте легенду о появлении ландыша на Руси. Будто бы морская царевна Волхова полюбила гусляра Садко. Он же был предан земной красавице Любаве. Волхова вышла на берег и заплакала от горя. Так вот там, где падали ее слезинки, и выросли ландыши.

    Слайд 30

    Кондор – самая крупная из ныне живущих хищных птиц с размахом крыльев до трех метров. Кондор живет до 50 лет. Основная пища кондоров – погибшие животные – падаль, или ослабленные болезнью. Таким образом, кондоры выполняют роль санитаров, уменьшают распространение инфекции. Кондор занесен в Международную Красную книгу.

    Слайд 31

    Панда обитает в горных лесах Китая на высоте 2000 м. над уровнем моря. Основная еда – бамбук. Главные враги панды – красный волк и леопард. Спасаясь от них, панда кубарем скатывается с горных склонов. При этом животное закрывает глаза передними лапами.

    Слайд 32

    Продолжительность жизни рыси 15 – 20 лет. Охотится на зайцев, тетеревов, мелких грызунов, реже на косуль, оленей.

    Слайд 33

    Узнала об уникальной способности морских звезд – регенерации – восстановление оторванных лучей. Если морская звезда повреждена, но осталось часть с достаточно крупным куском центрального диска, то она способна вырасти в полноценное животное. Хорошо, если бы и люди имели такую способность.

    Слайд 34

    Интересно было узнать, что как не странно, гнездо филин устраивает в земле, в укрытии. В кладке бывает 3 – 4 яйца. Родители отважно защищают свое потомство, да и сами птицы могут постоять за себя. При приближении врага они приподнимают крылья, таращат глаза, щелкают клювом, переминаясь с ноги на ногу.

    Слайд 35

    Птичий калейдоскоп

    В статье «Осенние картинки» рубрики «Птичий калейдоскоп» в непринужденной, художественной форме узнала о жизни птиц в осеннее время: корольки, птица-огонек,трясогузка, снегирь и др.

    Слайд 36

    Обыкновенная птичка – снегирь – осенью становится фокусником. Если посмотреть сумочку- крылатку клена после того, как ее несколько раз переминая во рту подержал снегирь, то можно заметить, что сумочка - крылатка разошлась по шву, а внутри пусто. Вот такой фокусник – снегирь.

    Слайд 37

    Школа безопасности

  • Слайд 38

    Оказывается самый ядовитый гриб, от которого нет противоядия, это – бледная поганка. Но есть и очень «хитрые» грибы. Они называются ложными, потому что маскируются под съедобные, настоящие.

    Слайд 39

    Как чудесен летний лес!

    Звонок! – птичьими голосами и ручьями. Ароматен! – цветами и травами. Вкусен! – спелыми ягодами. Но лес может быть и опасен. Из рубрики «Школа безопасности» - на лесной опушке я узнала какие лесные ягоды полезны, а какие ядовиты.

    Слайд 40

    Но если все-таки по неосторожности произошло отравление, первыми признаками которого является головокружение, испарина, рвота, нужно немедленно обратиться к врачу.

    Слайд 41

    Слайд 43

    Внимательно прочитав советы Неболейки в рубрике «Школа безопасности» могу оказать себе и друзьям первую помощь.

    Слайд 44

    Как накладывать жгут, как обрабатывать края раны йодом.
    Если подвернул ногу, до вызова врача, чтобы стихла боль, опустить ноги в таз с холодной водой.

    Слайд 45

    Мурзилка предлагает внимательно рассмотреть рисунки по правилам дорожного движения и зачеркнуть неправильные.

    Слайд 46

    Слайд 47

    Академия здоровья

    Я много читаю, смотрю телевизор и сижу за компьютером, поэтому специальная глазная гимнастика в Рубрике «Академия здоровья» мне очень пригодилась. Советую и вам познакомиться с ней. Я прислушалась к советам доктора и стала чувствовать себя намного лучше.

    Слайд 48

    Соседи по планете

    В разделе «Соседи по планете» интересно было узнать об индийском слоне, живущем в джунглях. Его приучают с помощью хобота и бивней перетаскивать тяжеленные бревна из джунглей на лесопилку. Индийский слон умеет складывать распиленные доски для просушки и сдувает хоботом опилки. Трудится слон самостоятельно, без всяких советов и указаний. Но когда поблизости не видать человека, слон выбирает длительный отдых и раздумья.

    Слайд 49

    Тигр прекрасно плавает и бесшумно подкрадывается. При сильном голоде проглотит все, что ползает, летает и плавает – рыбу или черепаху, крокодила или ящерицу, мышь, лягушку и даже саранчу. Охотится на диких оленей, коз, антилоп и даже медведей. Излюбленная его добыча – кабаны. Бывает, грызет орешки, щиплет траву, собирает ягоды и фрукты.

    Слайд 50

    Как вы думаете, мудро поступают обитатели джунглей и можно ли им позавидовать? Они не заглядывают далеко в будущее, не строят планов и просто живут и радуются каждому дню – хоть бы и пасмурному.

    Слайд 51

    Придумала сама название рубрики – где об интересном написано в форме художественного рассказа. Из рассказа Раисы Куликовой «Радость между рамами» узнала- Оказывается есть бабочка – геолог – Перламутровка. Эта бабочка любит фиалки, которые растут на земле с цинковой рудой. Где Перламутровка, там и руда.

    Слайд 52

    Галерея искусств Мурзилки

    Веера придумали с глубокой древности. Сначала их изготавливали из листьев пальмы или лотоса, а потом – из перьев страуса или павлина. Были веера и деревянные, и металлические, и бумажные.

    Слайд 53

    Самые красивые веера делали из в XVII – XIX в. Это были пластины из золота, серебра, перламутра, слоновой кости, панциря черепахи.

    Слайд 54

    Ткань, которая приклеивалась к пластинкам из нежного прозрачного шелка или пергамента – тонкой кожи.

    Слайд 55

    Веера украшались драгоценными камнями, кружевами, изысканной вышивкой или росписью.

    Слайд 56

    Дружба человека с собакой длится с незапамятных времен. О чем свидетельствуют многочисленные памятники и произведения искусства.

    Слайд 57

    Впервые я увидела столько много картин художников с изображением собак. В произведениях художников разного времени можно увидеть больших, сильных собак, охотничьих и сторожевых.

    Слайд 58

    На полотнах часто встречаются и маленькие, симпатичные комнатные собачки – лохматые болонки, белоснежные пушистые шпицы. Глядя на некоторые работы, можно себе представить, что собаки ведут какие-то свои интересные разговоры.

    Слайд 59

    Например, в картине фламандского мастера Пауля де Воса две собаки как будто обсуждают между собой новорожденных щенят.

    После интересного знакомства теперь буду всегда обращать внимание на картины с изображением собак и интересоваться их художниками.

    Слайд 60

    Билибин – настоящий художник-сказочник: он знаменит своими изумительными иллюстрациями к русским народным сказкам и сказкам Пушкина.

    Слайд 61

    Билибин рисовал пером и черной тушью на больших листах плотной бумаги, затем раскрашивал черно-белые рисунки акварелью.

    Слайд 62

    Многие рисунки Билибина украшены рамкой с орнаментом: переплетающиеся диковинные растения, геометрические фигуры

    Слайд 63

    Рассматривая иллюстрации Билибина я побывала в сказочном мире, созданном воображением замечательного художника.

    Слайд 64

    Наши любимые художники

    Трудно себе представить, что Буратино мог выглядеть как-то по другому. Деревянный человечек, веселый, милый и озорной вышел из под кисти художника Леонида Владимирского почти полвека назад.

    Слайд 65

    Иллюстрации художника В.В. Владимирского

    Замечательными у него вышли герои сказочной повести А.Волкова «Волшебник изумрудного города» - Страшила, Лев, Железный Дровосек и другие. Затем иллюстрации к книге «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «Три толстяка» Ю.Алеша, «Русские сказки» и др.

    Слайд 66

    Почему 100 лет читают Агнию Барто?

    Книжек Агнии Барто за это время вышло столько, что ими можно было уставить полки самого большого книжного магазина.

    Слайд 67

    Агния Барто – писатель детства

    Стихотворение «Жара – жарища», которое она написала, когда ей было всего 20 лет. Оно не встречается сейчас в ее книгах.

    Слайд 68

    Стихи нашего детства

  • Слайд 69

    Стихи А.Барто

  • Слайд 70

    Поздравляем с юбилеем

    50 лет Виктор Чижиков рисует картинки к произведениям Сергея Владимировича Михалкова.

    Слайд 71

    Обложки произведений С.Михалкова с рисунками художника В. Чижикова.

    «Рисую всегда с удовольствием, так как юмор и безграничная выдумка С.Михалкова очень мне близки и понятны», пишет Виктор Чижиков.

    Слайд 72

    Стихи моего детства

    Стихи С.Михалкова – это и стихи детства художника, члена редколлегии журнала «Мурзилка», Виктора Чижикова.

    Слайд 73

    С удовольствием перечитала стихи С.Михалкова «Облака»:

    На полянке я лежу,
    Из травы на вас гляжу
    Я лежу себе мечтаю:
    Почему я не летаю
    Вроде этих облаков…

    Слайд 74

    Стихи для детей

  • Слайд 75

    Детские писатели

    Слайд 76

    Григорий Остер

    А знаете ли вы, что, кроме наших учебников, по которым мы учимся – есть учебники Григория Остера по «Ничегонеделанию», «Конфетоедению», «Папамамологии», «Хваталгебре», «Визгкультуре»… Остается только найти эти учебники и обязательно прочитать.

    Слайд 77

    Наши любимые писатели

    Немного с завистью я узнала, что два раза в год Корней Чуковский устраивал на своем участке для детей окрестных поселков веселые костры: «Здравствуй, лето!» и «Лето, прощай!». Там перед детьми на маленькой эстраде выступали артисты и лучшие детские писатели, музыканты, акробаты, жонглеры, фокусники, дрессировщики зверей и птиц.

    Слайд 78

    Корней Чуковский

    Сам Корней Иванович приходил на костер в удивительном головном уборе индейского вождя. А потом зажигали костер и водили вокруг него хоровод. На своем дачном участке К.Чуковский выстроил Детскую библиотеку. И дети ходили в нее за книгами и любили там читать, играть, рисовать и даже делать уроки.

    Слайд 79

    Стихи К. Чуковского

  • Слайд 80

    Познай себя

    Буду всегда стараться благородным и вежливым человеком. Если выйдя из школы я нечаянно поскользнусь и незнакомый мальчишка, поддержав меня скажет «Осторожно, растяпа!», я засмеюсь и скажу «Спасибо большое, ты меня спас!»

    Слайд 81

    Психологические тесты

    Тест «Доброжелательный ли ты?» помог мне сделать вывод, что я смогу найти общий язык со всеми и мне будут везде рады.

    Слайд 82

    Познать себя

    Выбрав ответы на вопросы теста «Правильно ли ты оцениваешь себя?», я для себя выяснила, что я человек серьезный, самостоятельный и умею принимать правильные решения.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Журнал " Мурзилка "

    Мурзилка В конце XIX века канадский художник и писатель Палмер Кокс придумал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец « брауни » . Чуть позже русская писательница Анна Хвольсон по мотивам рисунков Кокса написала рассказы про маленьких лесных человечков, где главным героем был Мурзилка (имена писательница придумала сама) - человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. 16 мая 1924 г. в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Теперь Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином - мальчиком Петей.

    Одни из выпуска журнала

    Самые известные выпуски

    Первое издание Мурзилка » - популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет.

    Откуда появился журнал Мурзилка является самым популярным журналом для детей. Наш журнал существует уже 83 года. Его любят и читают многие. В нем публиковались такие классики детской литературы, как Корней Чуковский, Агния Барто, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко и Даниил Хармс. Мурзилку придумала еще до революции русская писательница Анна Хвольсон. Это был маленький лесной человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом Мурзилка шагал по страницам журнала в образе маленькой собачки, помогавшей всем, кто попал в беду.

    Самые первые выпуски