Open
Close

Причины, из-за которых малыш не хочет спать днем. Нарушения засыпания детей

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ребенок отказывается спать днем, и укладывание на дневной сон растягивается надолго, отнимает много сил, нервов и времени? С таким запросом к нам обратилась читательница:

Добрый день! Ребенку 1 год 10 месяцев. Вообще отказывается спать днем или засыпает после того как у меня заканчиваются все нервы (это примерно после часа укладывания), я встаю и ухожу. Сын начинает истошно кричать, так он не кричит никогда. Я конечно возвращаюсь и тогда он почти сразу засыпает. Но это не выход. Мы сейчас живем на даче, все время на свежем воздухе, бегает, играет, физическая нагрузка есть. Живем по режиму. Все ритуалы перед сном соблюдаем. Что я делаю не так? И как с этим бороться? Сейчас у нас период я сам. Мы на ГВ. Засыпаем с грудью, но сейчас и грудь не помогает. Та же ситуация и вечером, пока не перечитаем все книжки и не вымотаем нервы маме не успокоимся. Помогите с советом. Заранее спасибо.

Ия Цой, практикующий психолог:

Первое, на что я обратила внимание в Вашем письме - это Ваше настойчивое желание уложить ребёнка спать днём. Видимо, это потому, что Вы убеждены в необходимости дневного сна для него. Но ведь все дети, так же, как и взрослые, очень разные. На сегодня ни в медицине, ни в психологии не существует каких-либо строгих нормативов режима и времени, необходимого ребёнку для сна. Есть лишь приблизительные, усреднённые цифры. Так, известный врач Е. Комаровский считает, что в возрасте около 2 лет это примерно 13 часов. И дневной сон ребёнку 2 лет необязателен вообще. Правда, вам немного меньше, но ведь все дети растут с разной скоростью!

Я рекомендовала бы Вам для начала попробовать отменить сон днём. И уложить ребёнка пораньше вечером. Безусловно, режим очень важен, и хорошо, когда он обладает некоторой гибкостью. Ритуалы отхода ко сну - это тоже здорово. Кстати, есть ли среди них такой, как лёгкое поглаживание малыша по лицу краешком ткани (можно взять платочек и, держа его навесу, проводить в направлении от лба до подбородка)? Если нет, этот способ тоже можно попробовать, включив его в какую-нибудь успокаивающую игру. Например, представить пролетающих птиц, которые «касаются тебя крылом», одна за другой.

Вы пишете о том, что сейчас у Вашего малыша период «Я сам!». Обычно такое поведение относят к кризису 3-х лет, но, конечно, это очень условно, и многие его черты могут проявляться у детей гораздо раньше. Вообще, резкие изменения в поведении ребёнка - это хороший повод понаблюдать за ним и ответить себе на вопрос: «а какие, собственно, у него сейчас потребности?» и «как они удовлетворяются?». Ведь потребности человека - это не только про «поесть», «попить», «поспать». Например, где он может проявить эту свою «самость», кроме как в борьбе с мамой против дневного сна ? Есть ли у него какая-то своя территория, где работают свои правила; свои обязанности по дому или хотя бы по самообслуживанию? Вообще было бы интересно узнать, как вы с ним общаетесь. Понятно, что в коротком вопросе всего не напишешь. Но меня немного смутило у Вас слово «бороться». Обычно, когда родители употребляют военные метафоры, говоря о воспитании, я жду, что они упомянут о своей усталости (это есть и в Вашем письме). Всё правильно, потому что в любом противостоянии ребёнок обычно оказывается в более сильной позиции . Может быть, это происходит потому, что он отстаивает своё право делать то, что он ХОЧЕТ, а взрослые то, что, по мнению каких-то специалистов, делать НУЖНО.

Конечно, ребёнок - существо довольно сложное, и на его поведение влияют многие факторы. На консультациях я обычно выясняю весь контекст жизни семьи: чем заняты родители, насколько они сами удовлетворены жизнью, какие отношения между взрослыми - всё это важно. Нередко проблемы с его поведением - это способ сообщить что-то супругу или бабушкам-дедушкам , то есть такой непрямой вариант коммуникации. В таком случае лучшим выходом бывает научить взрослых выражать свои желания и претензии прямо (и вместе с тем корректно), не вовлекая ребёнка.

1. Провести эксперимент с отменой дневного сна. Не мучить себя и малыша. Посмотреть хотя бы недельку, что получится. Если он будет нормально высыпаться за ночь, то не укладывать его днем и в дальнейшем. Возможно, иногда он будет проситься поспать сам. Сделать для него несколько вариантов режима, чтобы не переживать, когда что-то идёт не так.

2. Подумать, нужно ли ещё продолжать кормить грудью? Если нужно, то кому и зачем? Больше ли от этого пользы или вреда для мамы и ребёнка? (Я в курсе рекомендаций ВОЗ, но опять-таки, они основываются на каких-то своих соображениях, а ваш случай может быть далёк от них).

3. Посмотреть, чем занят ребёнок. Есть ли у него занятия, позволяющие проявлять самостоятельность и ответственность? Реализует ли он себя как созидатель или только как потребитель?

4. Очень полезная практика: завести дневник с 2 колонками. В одну пишете, как он себя ведёт в течение дня, особенно те поступки, которые Вам непонятны, раздражают и т. п., а в другую колонку - потребность, которая за этим стояла. Это хороший ключ к пониманию своего ребёнка.

5. Проанализировать отношения между взрослыми в вашей семье . Если есть напряжение в отношениях, разногласия, непримиримые противоречия, они почти наверняка отражаются и на ребёнке. В этом случае можно обратиться к семейному психологу, для того, чтобы наладить нормальную коммуникацию.


Ксения Ильянович, автор проекта «Материнство — в радость»:

Я являюсь сторонником того, что большинству детей дневной сон все-таки необходим . Потому что очень сложно малышу бодрствовать 10 часов, нервной системе нужна передышка в течение дня и отдых. Проверить необходимость дневного сна можно так: если ребенок все-таки засыпает, то сколько он спит? Если 2-3 часа, значит реально хотел спать, если полчаса-час, то наверное, уже может и обойтись без дневного сна. Моему сыну 3,5 года, он спит днем по 2 часа. В очень редкие исключения, когда нет дневного сна, к вечеру ребенка уже не узнать, он сильно устает и легко раздражается.

Долгое укладывание может быть сигналом того, что ребенок «переходил» , уже слишком возбудился и теперь не может самостоятельно успокоиться и уснуть. Считается, что укладывать на сон стоит до так называемых признаков усталости: кто-то трет глазки, кто-то зевает, кто-то начинает «прислоняться». Я бы попробовала укладывать на час раньше например. Либо, наоборот, на час позже — если не успевает устать и захотеть спать.

Другая важная вещь — это настрой мамы. Хорошая новость в том, что это зависит только от вас 🙂 Однако обычно очень сложно успокоиться самой, взять себя в руки, избавиться от мысли «засыпай скорее!» и сохранять спокойствие. Сложно, но возможно при желании. Удачи вам! И терпения 🙂

Расскажите, ваш ребенок спит днем или уже нет? Как укладывание проходит?

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.

Результатом сна ребенка всегда должно быть его отличное настроение, активное поведение и хорошее самочувствие!

Для деток очень важен дневной сон. Малыши черпают свои силы именно во сне, они нужны им для роста и полноценного развития. Если ребенок выспится – он будет всегда веселый, бодрый и активный. Он хорошо кушает, играет и с удовольствием идет на контакт. Считается, что ребенок должен спать днем примерно до 6-7 лет. Кроме того, существуют некие нормы сна. Например, для новорожденных нормой считается сон, продолжительность которого составляет 16-20 часов, из которых на дневной сон приходится 6-8 часов (минимум 4 раза); для годовалых детей эта дневная норма снижается до 4-6 часов (2 раза); а для детей от полутора до 7 лет – до 2-х часов (1 раз). Однако мы должны понимать, что эти данные имеют усредненные значения и носят лишь рекомендательный характер. Все дети разные и потребность в дневном сне у каждого малыша индивидуальна. Некоторые дети крепко спят днем даже в подростковом возрасте, некоторые отказываются от дневного сна после 2-х лет, а некоторые не спят и в год.

В двухлетнем возрасте малыши часто отказываются от дневного сна, этот возраст является переломным. При этом беспокойство мамочек чаще связано не с тем, что дети отходят от принятых норм сна и у них исчезает всякая возможность заняться личными делами, а скорее с тем, что, дети,отказавшиеся от обеденного сна, становятся непослушными и капризными. При этом к вечеру они начинают хныкать и засыпать, а, когда приходит время укладываться на ночь, они вновь становятся неугомонными и активными. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему ребенок не спит днем,и как научить его отдыхать в дневное время?

Основные причины, почему ребенок не спит днем:

1. МАЛЫШУ НЕ НУЖЕН ДНЕВНОЙ СОН.

Крепкий здоровый сон – это естественная потребность человеческогоорганизма, однако показателем нормальной и полноценной жизнедеятельности ребенка считается не дневной сон, а ночной! В том случае, если малыш крепко и сладко спит всю ночь, спокойно и быстро засыпает вечером, а утром без проблем просыпается, – нет нужды беспокоиться о том, что он отказывается от дневного сна. Почему ребенок не спит днем? Потому что ему это не нужно.Но речь идет здесь только о тех детях, которым не присущи такие вещи, как: нервные срывы, плохое самочувствие, неадекватное поведение, беспочвенные капризы, повышенная возбудимость или попытки уснуть раньше обычного времени. Если вы периодически сталкиваетесь с подобными проблемами, – то, скорее всего, причина, почему ребенок не спит днем, совершенно иная.

Что делать в этом случае?

Нужно не паниковать, а успокоиться и постараться понять специфику организма вашего ребенка и смириться с тем, что ваш малыш не нуждается в дневном сне. Однако в этом случае вам все-таки необходимо научить малыша расслабляться в течение нескольких минут в середине дня. Нужно, чтобы ребенок мог спокойно полежать, пусть даже не засыпая, некоторое время. Это особенно важно для тех детей, которые ходят в детский сад.

Заинтересуйте ребенка сказкой и разговором, чтобы уложить в кроватку. И, возможно, на радость вам, он все-таки уснет.

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

В детской педиатрии существует такое понятие, как «дети с повышенными потребностями», или проще говоря, дети, имеющие неврологические особенности. Это не заболевание, но диагноз, от которого вам навряд ли удастся избавиться, но к которому можно приспособиться. По сути это гиперактивные дети. Они очень эмоциональны, впечатлительны, импульсивны и чересчур активны. При этом они быстро устают, не умеют расслабляться и плохо засыпают. Как правило, именно у таких детей бывают проблемы со сном. Их может мучить бессонница, лунатизм, ночные кошмары, патологическая сонливость, энурез и прочие заболевания, связанные с расстройством сна, даже во взрослой жизни.

Что делать?

Необходима консультация, наблюдение и, скорее всего, лечение у невролога. Таким детям показан строгий режим дня, эмоциональное спокойствие, любовь и терпение родителей, а также отсутствие всяких нервных потрясений. Им противопоказаны компьютерные игры, просмотр телевизора в течение длительного времени и слишком активные игры.

3. МАОЫШ ПЕРЕВОЗБУДИЛСЯ.

Тут мы имеем в виду разовые события: поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, длительное путешествие или какое-то сильное потрясение, как положительное, так и негативное. Сюда же можно отнести и накопленную усталость – гиперусталость. Например, если в течение какого-то длительного времени ребенку приходилось рано вставать или поздно ложиться, а также, если в течение нескольких дней его жизнь была слишком насыщенна, активна и эмоциональна, то нежелание спать – это ответная реакция детского организма на переутомление.

Очень постарайтесь уложить ребенка в постель чуть раньше, чем он захочет спать. Старайтесь делать перерывы между активными действиями ребенка, играйте в пассивные игры и дайте малышу возможность больше отдыхать.

4. РЕБЕНОК, НАОБОРОТ, НЕ УСТАЛ И НЕ ИСТРАТИЛ СВОЮ ЭНЕРГИЮ.

Данная причина тоже, как правило, носит кратковременный характер. Дети в возрасте от года до 7 лет имеют столько энергии, что любому взрослому остается только завидовать. Возможно, ваш ребенок в течение какого-то времени вследствие каких-то причин, меньше обычного гулял, играл и, соответственно, не истратил запас своей дневной энергии.

Увеличьте время пребывания на свежем воздухе, отправьте ребенка в кружок танцев, займитесь спортом или поиграйте в подвижные игры.

5. МАЛЫШ НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ РЕЖИМА ДНЯ

Если вчера вы проснулись в 9 утра, пропустили обеденный сон, легли в 10 вечера, а сегодня встали в 7, вместо дневного сна пошли гулять, а в 8 вечера уже уснули на ночь – не удивительно, что ваш малыш не хочет спать в обед, а также плохо спит ночью.

В этом случае необходимо составить ребенку режим дня и непременно придерживаться его!

6. СБИТ РЕЖИМ СНА.

Почему ребенок не спит днем? Вспомните, возможно, сегодня он вздремнул в автобусе или на пару минут закрыл глаза в автомобиле. Возможно, вчера он поздно уснул из-за гостей или утром встал очень рано для того, чтобы пойти в поликлинику.

Что делать в этом случае?

Старайтесь всячески отвлекать ребенка во время поездок и не давайте ему дремать вне кровати. Соблюдайте время и место его ночного сна и дневного отдыха, несмотря ни на какие обстоятельства в вашей жизни. Соблюдайте ритуалы отхода ребенка ко сну. Одинокого повторяющиеся действия перед сном: чтение книги, пение колыбельной, массаж, поцелуй, и подобные вещи привычно расслабляют ребенка и настраивают его организм на сон. Старайтесь, чтобы ребенок всегда спал в одной и той же комнате и в одной и той же кровати.

7. МАЛЫШ ИСПЫТЫВАЕТ ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.

Плохая погода,ветер, жара, холод или духота в комнате, слишком тугая или теплая одежда, некомфортное постельное белье – все это может негативно повлиять на сон ребенка. Причиной нежелания ребенка засыпать, может стать перестановка мебели в комнате, ремонт или переезд в новую квартиру.Также плохо на сон малыша влияют компьютерные игры и длительный просмотр телевизора. Возможно, он насмотрелся ужастиков, ему непривычна новая обстановка или он просто боится один оставаться в кровати.

Что делать?

Сделайте момент засыпания ребенка комфортным, а при смене обстановки – побудьте вместе с ним. Поговорите с ребенком о том, что может его пугать, а для спокойствия дайте ему что-то знакомое, например, любимую игрушку.

8. У НЕГО ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ ОН БОЛЕН.

Болит животик, ушко, режутся зубки – да мало ли что может беспокоить ребенка. Подобные проблемы со сном начинаются внезапно: малыш засыпает, но резко просыпается, кричит и плачет.

Найдите и устраните причину недомогания ребенка.

9. В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Почему ребенок не спит днем? Возможно, это реакция на значимые изменения и события: вы переехали или развелись с мужем, у вас родился второй ребенок или малыш пошел в детский садик – в вашей жизни произошло что-то неординарное, к чему ребенок пока не привык и из-за чего может сильно переживать.

Если в вашей жизни что-то сильно поменялось, будьте терпеливы к ребенку, проявите к нему больше заботы, ласки и любви. Покажите малышу, что несмотря ни на что, в ваших с ним отношениях ничего не изменилось и что вы по-прежнему его любите.

Результатом сна ребенка всегда должно быть его отличное настроение, активное поведение и хорошее самочувствие. Если ваш малыш, несмотря на отсутствие дневного сна, бодр, активен и весел, не стоит лишний раз беспокоиться и размышлять о том, почему ребенок не спит днем. Однако если малыш плохо спит ночью, тяжело просыпается утром, капризничает днем, засыпает к вечеру, а чуть позже никак не может уснуть – постарайтесь найти причину подобного поведения и научите его днем, если не спать, то хотя бы отдыхать.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Мамы, не беспокойтесь, если ваш ребенок сначала сказал «Папа» – это означает, что у вас с ребенком супер связь!

Беременность и роды

Просмотрено

Как я могу безопасно избавиться от лишних волос на теле, когда я беременна?

Советы родителям

Просмотрено

Исследования показывают, что все больше семей приобретают оружие, и это опасно для маленьких детей!

Советы родителям

Просмотрено

Что делать, если в ухе или в носу у ребенка застряло инородное тело?

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного , конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Ваш ребенок не хочет ложиться спать, сопротивляется сну, когда вы пытаетесь его уложить, требует определенных действий от мамы и папы, просит родителей спать вместе с ним, не отпускает от себя, просыпается по нескольку раз за ночь и встает очень рано утром. Ваше приглашение ко сну действует на ребенка как приглашение на дискотеку, он начинает прыгать и веселиться.

Узнаете себя? Вступаете «в бой за сон» каждый день, а слово «сон» вызывает у вас нервное возбуждение? Вам стоит сначала немного успокоиться, проанализировать ситуацию и найти реальную причину, от чего малыш не хочет спать? В этой статье мы хотим выделить основные причины такому «сопротивления сну» и дать рекомендации, которые помогут вашему ребенку хорошо спать.

Исключите медицинские причины

В первую очередь важно исключить все медицинские причины , которые мешают малютке спокойно спать. Расстройства сна, вызванные медицинскими проблемами встречаются часто. Родителям важно получить «зеленый свет» у врача, прежде, чем предпринимать какие-либо активные действия по налаживанию сна.

Что делать:

  • запишитесь к врачам на ближайшее время, даже если вы недавно были на плановом осмотре
  • задайте врачу вопрос о плохом сне вашего крохи
  • попросите исключить все педиатрические и неврологические проблемы, которые могут повлиять на сон

Исключите регресс сна

Помните, что дети развиваются скачкообразно. Каждый малыш за первые 24 месяца жизни переживает несколько скачков развития, которые ведут к регрессам сна .

Проверьте примерный график регрессов сна и признаки регресса.

Когда ребенок переживает регресс он:

  • отказывается спать и его сон нарушается - это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • возбудим и склонен к истерикам
  • становится очень «прилипчивый», не хочет отпускать маму ни на минуту, повышается потребность в ласке, объятиях, физическом контакте
  • больше есть, у него возрастает аппетит

Проверьте, достаточно ли ребенку сна

Если крохе не хватает сна, то как это не удивительно звучит, то спать он будет хуже. «Плохой сон» влечет за собой «плохой сон», недосып накапливается и переутомленный, «накортизоленный ребенок» засыпает с трудом, часто просыпается и поднимается рано утром. Чтобы с уверенностью говорить о том, что малютке хватает сна, проверьте, сколько он получает сна в соответствии с нормами сна в его возрасте.

Проверьте, не наблюдаете ли вы хотя бы один из признаков недосыпа (подходит для детей после 3 месяцев!). Если у ребенка недосып, то он:

Быстро засыпает в машине или коляске при начале движения

В течение времени бодрствования капризничает, раздражается или выглядит утомленным

Иногда внезапно сам засыпает на ночь намного раньше обычного времени

Часто просыпается по ночам и часто встает утром раньше 6 утра

Вечером сложно уложить спать, он прыгает, бегает, веселится, но не спит

Засыпает и просыпается со слезами, протестует против дневных снов

Подберите комфортный режим

Все дети любят режим! Потому что режим - это не только предсказуемость действий, которая дает малышу чувство безопасности, но и важная составляющая комфорта и качественного сна.

Проверьте, насколько текущий режим подходит вашему ребенку:

  • достаточно сна
  • количество дневных снов соответствует возрасту
  • длительность одного дневного сна не менее 40 минут (для детей старше 3-х месяцев)
  • малыш выдерживает время бодрствования (ВБ) в соответствии со средними значениями для этого возраста
  • у малыша ровное настроение в течение дня, он не капризничает без видимой причины
  • на засыпание в среднем требуется 15-20 минут

Не пропускайте ритуалы перед сном

Всем без исключения, и взрослым, и детям, очень сложно переключиться от активного бодрствования на сон. Представьте, что вы танцуете на дискотеке, громкая музыка, много людей, свет.. И тут вас просят быстро лечь в постель и уснуть. Вряд ли быстро получится. И вашему крохе так же сложно. Нужен настрой, расслабление и ритуалы! Ритуалы помогают настроиться на сон и расслабиться. Не игнорируйте ритуалы. Выберите те, которые особенно нравятся не только вашему малышу, но и вам. Тогда время перед сном станет самым чудесным временем дня и ваш кроха с радостью будет воспринимать слова, о том, что пора в кровать.

Проверьте, насколько ваш сценарий ритуалов помогает расслабиться и уснуть:

Нравится маме

Нравится малышу

Проводится непосредственно перед сном

Длительность минимум 20 минут

Успокаивает/расслабляет

Проводится в одинаковой последовательности

Насыщает вниманием мамы

Проверьте условия сна

Условия сна - самый простой инструмент, который помогает лучше и качественнее спать. Кроме того, правильная обстановка может помогать ему заснуть самостоятельно.

Есть много исследований, подтверждающих, что свет (и искусственный, и естественный) разрушает мелатонин «гормон сна», а шум и духота не позволяют погрузиться в глубокий сон.

Если ваш малыш кроха не отказывается спать, проверьте, насколько условия сна, в которых он спит, способствуют качественному сну:

  • Темнота

Свет разрушает «гормон сна» мелатонин, поэтому для быстрого засыпания и качественного сна (как дневного, так и ночного) важно максимально затемнить комнату. Помогут - шторы из специальной ткани, не пропускающие дневной свет. Особенно активным, любопытным детям такие шторы существенно улучшают дневной сон и засыпание вечером, когда еще светло. Ночью желательно не включать свет. Допустимо при необходимости использовать очень тусклый ночник, чтобы ориентироваться в пространстве.

  • Тишина

В любом доме всегда есть какой-то фоновый шум. Но звуки, которые громче «фона» на 10-12 дБ мешают мозгу заснуть и могут препятствовать переходу от быстрого к медленному глубокому сну. Кроме того, звуки могут просто разбудить вашего кроху, когда он будет находиться в стадии легкого сна или в промежуточном состоянии между циклами сна.

Один из методов «маскировки внешних звуков» - это применение . «Белый шум» - монотонный непрерывный шум, который как бы «поднимает» уровень фоновых звуков вокруг. Таким образом, посторонние звуки на этом фоне уже не кажутся такими громкими и резкими, или становятся «не слышны».

  • Температура

Важно понимать, что перегрев опасен для детей и может провоцировать СВДС. А слишком низкая температура в спальне может вызывать дискомфорт и будить малыша, особенно в утренние часы, когда доля поверхностного сна выше.

Уходите от сильных ассоциаций на засыпание

Устоявшиеся привычки на засыпание, называются ассоциациями на сон. Мы говорим об определенных условиях или действиях, которые помогают малютке уснуть. Ассоциации на сон могут быть позитивными или негативными.

«Негативные ассоциации» или «вредные привычки» , которые выработались у крохи как ассоциации на сон - одна из самых распространенных причин частых ночных пробуждений и короткого дневного сна у детей до 2-х лет. Чаще всего во «вредную привычку» перерастают следующие предметы или действия:

Сосание соски
- укачивание на руках или фитболе
- засыпание только на груди или только с бутылочкой во рту
- засыпание только при физическом контакте с мамой или папой, например, поглаживание, держание за палец/за волосы
- засыпание только в движущейся коляске
- засыпание только в присутствие родителей

Таким образом, негативные ассоциации - это ассоциации на засыпание, которые ваш малыш не может воспроизвести самостоятельно. Если ваш кроха привык засыпать в вашем присутствии и с вашей помощью, то ночью, просыпаясь в одиночестве, он не может успокоить себя, чтобы заснуть снова и будет просыпаться ночью чаще, снова и снова звать вас на помощь.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что не стоит волноваться о негативных привычках на сон до возраста 3-х месяцев. До этого возраста главная задача родителей всеми доступными способами помогать малютке успокоиться и заснуть! Только старайтесь чередовать способы, чтобы кроха не привык к одному-единственному способу.

Что делать, если сформировались «вредные привычки» на сон:

  • постепенно сокращайте вашу помощь при засыпании и учите кроху способам успокаиваться самостоятельно
  • не спешите предлагать свою помощь «по первому писку», не забирайте ребенка сразу же из кроватки, но дайте ему шанс попробовать самому успокоиться, находясь при этом рядом
  • укладывайте малютку в кроватку сонным, но еще не спящим
  • постепенно сокращайте свое участие, давая малютке возможность развить в себе навык самоуспокоения, постепенно он научиться засыпать самостоятельно

Если вы не нашли в нашей статье ответ на вопрос, от чего мой малютка плохо спит, очень рекомендуем вам посмотреть наш бесплатный вебинар Почему ребенок не спит? или приобрести индивидуальную консультацию , которая поможет вам найти ответ на свои вопросы.

Видеозапись вебинара