Open
Close

Проверенные временем детские рассказы о добре и зле.

Чёрное и белое? Добро и зло?

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.

У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:

ЧТОБЫ ПОБЕДА ДАВАЛАСЬ ЗЛУ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ!!!

Где рождается добро и заканчивается зло

Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:

Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… - тут он оборачивается и видит своего начальника, - …в хорошем смысле этого слова.

Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром , а что злом , очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что - злом, с точки зрения научной терминологии?

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

Зло - понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.

-противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире . Это наиболее распространенная тема для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил Лев Толстой:

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!

Для многих людей источником добра является церковь . «Не сотвори себе кумира», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» – помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем сам опоиска, сам осовершенствования, сам одисциплины, сам ореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла , кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло . Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Дарья ЩУКИНА

Притча о добре и зле

Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

  • Карпова Ирина Игоревна , студент
  • Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского
  • Чалкова Галина Валерьевна , студент
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
  • СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  • ОПРОС
  • ОБЩЕНИЕ

Статья посвящена формированию представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не совсем сформирована.

  • Изучение показателей физического развития школьников и студентов
  • Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы
  • Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов
  • Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы
  • Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников

Каждый день человек сталкивается понятиями добра и зла, оказывается в ситуации выбора, совершает добрые или злые поступки. Мы думаем, что понимаем, когда человек поступает хорошо, а когда он поступает плохо. Система ценностей - понятие, обозначающее комплекс сформировавшихся у человека представлений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок») . Люди опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

С древнейших времен до современного этапа развития общества понимание добра и зла постоянно исследовалось и менялось. Тем не менее точных, общепринятых определений понятий добра и зла на данный момент не существует. Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста в современных условиях социально-экономического развития общества. Формирование этих представлений у дошкольников мы рассматриваем как одно из условий успешной социальной адаптации . Ребенок, имеющий некую систему ценностей, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить свои поступки, сверстников, старается регулировать свое поведение.

Понятия о добре и зле стихийно формируются у детей с самого детства. Ведь добро начинается тогда, когда на свет появляется ребенок. В дальнейшем на формирование представлений о добром и злом в сознании ребенка большое влияние оказывает социальный фактор – семья, детский сад, школа, вуз. В семье закладываются первоначальные основы личности. В.А. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени» .

В настоящее время проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с требованиями предъявляемыми Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.

Проблема понимания, соотношения и изучения понятий добра и зла интересовала людей с давнего времени. Проблемой изучения занимались многие учёные, такие как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант, Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель, Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли большой вклад в понимание данной проблемы.

В своей работе мы бы хотели изучить формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий социальной адаптации. Основным методом в нашей работе стал устный опрос - один из самых распространенных методов получения информации.

Учитывая специфику наших испытуемых – детей дошкольного возраста, мы придерживались следующих правил:

  • при составлении опроса важно, чтобы вопросы были просты, понятны и в тоже время не содержащие подсказок и указаний на конкретный тип ответа;
  • прежде чем начать опрос, нужно дать ребенку приспособиться к новой обстановке и расположить ребенка к себе приветливой мимикой и добрыми словами;
  • во время опроса не должно быть посторонних, исследователь должен быть один на один с отвечающим;
  • разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно. Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные;
  • если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство;
  • после каждого вопроса необходимо похвалить ребенка за его ответ;
  • интервью должно длиться 5-15 минут,не дольше, так как после этого времени у детей снижается интерес и устойчивость внимания;
  • при опросе детей, необходимо убедиться в правильном понимании ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы;
  • после окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

В нашем исследовании участвовали 17 детей из подготовительной группы. В ходе устного индивидуального опроса детям задавали следующие вопросы:

  • Что такое добро. Что такое зло?
  • Какого человека мы называем добрым, какого злым?
  • Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?

Обратимся к анализу результатов.

На вопрос 1 дети ответили следующим образом: (см.Приложение №1)

  • 24% сказали что, добро – никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки;
  • 43% понимают добро как помощь родителям, хорошее поведение, совершение добрых поступков;
  • 33% детей понимают добро, как дружбу,игру с другими, веселье;

Зло дети понимают как противоположность понятия добра.

Анализируя ответы детей на первый вопрос, можно прийти к выводу, что для детей изучаемые понятия имеют социальную направленность. 57% опрошенных детей считают, что добро и зло – понятия определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. 43% детей характеризуют данные понятия общением с близкими взрослыми. Исходя из ответов детей, можно убедиться, что данные понятия для детей старшего дошкольного возраста в первую очередь социально ориентированы.

Приложение №1 Зло – наоборот

На второй вопрос дети ответили что добрый/злой человек это тот кто: (см.Приложение №2)

  • 31% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто помогает другим, играет с ними, любит окружающих, никого не обманывает /вредит окружающей его природе, смеется над другими, обижает других;
  • 23% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто со всеми дружит, всегда придет на помощь, честный и добрый, со всеми делиться /жадничает, дерется, смеется над другими, всем мешает;
  • 15% под добрым и злым человеком понимают героев родного края - Илью Муромца /Соловья Разбойника;
  • 7% сказали добрый/злой человек это тот кто делиться игрушками конфетками /кидает фантики на улице, обижает других;
  • 24% сказали добрый/злой человек это тот кто ни с кем не дерется, помогает маме и папе /дерется, обижает других, жадничает, не помогает.

Приложение №2

Ответы на второй вопрос так же носят социальный характер. Большинство опрошенных наделяют доброго человека коммуникативными качествами, героизмом и щедростью; злого - насмешливостью, грубостью и неуважением к окружающим. Остальные дети подчеркивают важность общения с родителями. Сформированность представлений о добром или злом человеке – необходимое условие социальной адаптации детей, так как малыш должен научиться разбираться в людях и находить с ними общий язык.

На последний вопрос дети ответили, что они считают себя добрыми, и объясняли это тем что: (см.Приложение №3)

  • они помогают маме и папе (50%ответов);
  • они честные, делятся игрушками, никого не обижают, не жадничают(33%ответов);
  • они тихие и послушные (8% ответов);
  • они хорошие и их всегда хвалят(9%ответов);

Приложение №3

При ответе на третий вопрос 100% опрошенных нами детей назвали себя добрыми. Из диаграммы видно, что на первый план выходят семейные ценности (50% всех опрошенных ответили, что они добрые потому что помогают маме и папе), а общение со сверстниками и личностные особенности детей (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) отходят на второй. Примечательно, что дети без особых затруднений высказали свое понимание добра и зла, они с радостью шли на контакт с нами, смогли отнести себя к одной из предложенных категорий.

Таким образом, проанализировав результаты всех ответов детей по составленным нами вопросам, можно прийти к выводу, что общение дошкольников на этом этапе развития имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не сформировалась. Мы выяснили, что на первый план для дошкольников выступают отношения со сверстниками, а отношения с родителями постепенно отходят на второй план. У старших дошкольников еще не устоявшаяся система представлений о добре и зле. В дальнейшем с помощью бесед, личного опыта и специализированной литературы педагог поможет ребенку сформировать полноценное развитие системы понятий добра и зла и системы социальных ценностей, которые в будущем помогут ему адаптироваться в социуме.

Список литературы

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.
  2. Немов Р.С. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1995.- 496с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет!

– А воровать?

– А убивать?

– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:

– Что вы видите?

Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:

– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».


Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?

Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.

– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Мастер ответил, что они верны полностью.

– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.

– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.

Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:

– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!

– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.

А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:

О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!

«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.

Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:

– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.

Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.

– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.

Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:

– Откуда ты, сова?

– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.

Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:

– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?

– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.

– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.

Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.

Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:

– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.

– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.

Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.

Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.

Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:

– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!

Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:

– Бабочка, – ответил мудрец.

– А живая или мёртвая?

Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:

– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.

Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:

– Нет! Я останусь посредине.

– Хорошо! – сказали обе стороны.

Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.

Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.

Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:

– Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:

– Выбирай.

Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:

– Господи, можно мне взять этот?

– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?

Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».

Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.

Тогда мудрец ответил: «Всё».

Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»

Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.

Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:

– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?

– Ругались, – ответили муж и жена.

– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?

– Да нет, всё как у всех.

– Но вы никогда не хотели разойтись?

– Бывали и такие мысли.

– Как же вам удалось так долго прожить вместе?

– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.

– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.

– Но почему?

– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?

– Я сильнее запираю её.

– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.

Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:

– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?

– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:

– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:

– Неужели тебя не задевают наши слова?!

– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:

– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.

Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.

Камень говорил:

– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.

Бамбук отвечал:

– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.

Камень возражал:

– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.

Бамбук настаивал:

– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.

На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.


Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.

С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства.

Родителям важно сформировать понятия о добре и зле наряду с развитием интеллекта и творческих способностей крохи. Именно в раннем детстве малышу проще всего не только научиться считать, читать, играть на музыкальных инструментах, но и раз и навсегда определить для себя систему нравственных ценностей. Позднее уже сложно будет исправить сложившиеся представления ребёнка о «плохом» и «хорошем». Уже годовалые малыши начинают задумываться о собственной личности и о других людях. Именно в этом возрасте они пробуют грани дозволенного, что можно, а что нельзя, за что похвалят, а за что поругают.

С раннего возраста формируйте правильные представления ребёнка о добре и зле. Например, не умиляйтесь, когда кроха дергает кота за хвост. Лучше сразу спокойно, но категорично выкажите свое отношение к ситуации: «Кошке больно, нехорошо её обижать. Давай лучше с ней поиграем!».

Маленький непоседа может шалить, испытывая ваше терпение. Прежде всего, Вам необходимо сохранять спокойствие, и ни в коем случае не называть ребёнка плохим или злым. Этим можно запрограммировать малыша на негативную черту характера. Вместо этого скажите крохе, что знаете, что он очень добрый и хороший. И Вам непонятно, почему малыш себя так ведёт, ведь добрые и хорошие дети так не делают. Ребёнок не пожелает обмануть Ваше доверие и будет стремиться быть хорошим.

Кстати, обязательно выражайте свою радость при совершении малышом добрых дел, поощряйте его.

Самые яркие представления о хорошем и плохом формируются нашими собственными поступками. Вы можете сколько угодно говорить ребёнку о необходимости быть щедрым или ласковым, но если будете жадничать или грубить, малыш Вам не поверит. Слова должны подтверждаться реальными действиями. Не лгите крохе, если учите быть правдивым, не кричите на него, если учите быть терпеливым и т.п. Ребёнку в дальнейшем придется непросто, если Вы будете вселять в его душу противоречия. Очень важно чтобы к началу посещения садика малыш научился чётко прокладывать грань между добром и злом.

Иван-царевич и Серый волк

Победа добра над злом должна быть в представлении крохи однозначной. Жаль, что современная действительность с её новыми мультфильмами, книгами, передачами размывает границу между плохим и хорошим. «Положительные» герои часто злы и безжалостны, но детишки восхищаются их кровожадными поступками. Нам всё равно не оградить малышей от телевидения и литературы, поэтому необходимо успеть заложить в них истинную систему ценностей - с раннего возраста знакомить с добрыми сказками, фильмами, спектаклями, где Добро раз и навсегда расправляется со Злом.

В русских сказках главным героем часто является Иван (Царевич, Дурак и т.д.) – бесстрашный и добрый герой, который победит всех врагов. Его спутницей выступает красивая, добрая и умная женщина – Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и др. Зло чаще всего олицетворяют Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Из наших народных сказок ребёнок сделает правильные выводы, какие поступки плохие, а какие хорошие.

Характер малыша можно формировать с помощью сказок. Воспитание доброты, воли, мышления, борьба с капризами происходят в ненавязчивой форме, но глубоко западают в душу крохи. Вы рассказываете ему сказку о нём самом же, в сюжете которой ребёнок совершает хорошие поступки. В результате Ваш сын или дочь захотят подражать своему сказочному образу в жизни. И тогда малышу не нужно будет объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо – он сможет рассказать Вам об этом сам!

Предлагаем рассказать Вашему крохе притчу о добре и зле:

«Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».