Open
Close

Рассказ о воспитании юношей в спарте. Образование под запретом

Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)

ПРО БОЛЬШИХ И ПРО МАЛЕНЬКИХ

ПЕТЯ РОДИЛСЯ


Петя родился
В семье педагога.
Петю решили
Воспитывать строго.
Вечером Петя
Явился на свет,
Утром созвали
Семейный совет.

Выступил дедушка -
Доктор наук:
– Он будет спартанцем,
Мой маленький внук!

Мы жёсткий матрасик
Положим на доски,
Мы будем воспитывать Петю
Без соски!
Раз он лежит
На сухом и на чистом,
Он должен молчать
И не быть эгоистом.

Петина тётя,
Дошкольный работник,
Решила в квартире
Устроить субботник,
А возле кроватки
Повесить картинки:

Цветочки на грядке
И спелый арбуз -
Пусть мальчик любуется,
Лёжа на спинке,
И пусть у него
Развивается вкус.

Но вот проходит десять дней,
Во рту у Пети соска,
Не расстаётся Петя с ней,
И спать ему не жёстко.

Он в одеялах и в платках
Ревёт у мамы на руках.

Только Петенька заплачет
(Он в кровать не хочет лечь),
Вся семья поёт и скачет,
Чтобы Петеньку развлечь.

Обе бабушки-старушки
Вынимают погремушки.
Дед пищит из-под стола:
– Мяу, кошечка пришла!

Тётя снимает со стенки арбуз:
– А хочешь, посмотрим цветочки?

И, развивая с младенчества вкус,
Петя их рвёт на кусочки.

Вот ребёнку скоро год.
Петю кормят кашкой.
Вот сидит он и ревёт
Перед полной чашкой.

Все рассказывают Пете:
– К нам придут другие дети,
Мы им кашки не дадим,
Сами кашку поедим.

Кошке Машке
Не дадим,
Сами кашку
Поедим.

Потом удивляется
Доктор наук:
– Какой у меня
Избалованный внук!

Теперь я на опыте
Мог убедиться:
Ребёнок всегда
Эгоистом родится.

Я В КУКЛЫ НЕ ИГРАЮ

Мы сегодня в детском саду игрушки прорабатывали. Зайку мы уже совсем проработали, он теперь даже без ушей. А лошадку Вовка хотя один прорабатывал, но от неё всё равно только грива осталась. Этот Вовка раньше был трудный ребёнок. А теперь трудных детей отменили, и он теперь называется бывший трудный ребёнок.

А в куклы я не играю, потому что Анна Семёновна сказала, что кому больше пяти лет, тому уже нужно играть не в куклы, а с двигателями. И я взяла этот двигатель, на все колёсики ему туфельки надела и спать уложила.

Потом у нас было тематическое вырезывание на тему «Весна». А Вовка на эту тему плевался и два раза попал.

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Оказывается, наша бабушка тоже была маленькая! Что мама была маленькая, это я знал. Ну что бабушка, этого я не думал!

Наверное, тогда все люди были маленькие и ничего у них не было… Радио у них не было! А как же они тогда первомайский парад передавали?

И метро у них тоже не было. Они приходят на площадь Маяковского, хотят сесть в метро, а его совсем нет!

А теперь все люди выросли и всё построили… И папа мой вырос, он ещё и сейчас растёт. Про него даже в газете писали, что он растёт прямо на работе.

МАМА ИЛИ Я?


Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я -
Новиков Илья?

Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
– Не завял букет?

Мама, а не я -
Новиков Илья.

Рассказала всем чужим:
– Скоро в школу побежим!-
Мама, а не я -
Новиков Илья.

Перед первым сентябрём
Мама сбилась с ног:
– Ну-ка книжки соберём!..
Что на завтрак мы берём?..
Не проспи, сынок!

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я -
Новиков Илья?!

ДАЧНЫЙ АДРЕС


Тётя сказала: – Такая удача -
Около станции чудная дача!
Там и сосны и дубы,
Земляника и грибы,
И всего до нашей дачи
Двадцать пять минут ходьбы.

Там прекрасная природа
И земля для огорода.

Пригласила тётя Оля
Папу, маму и меня.
Предложила тётя Оля:
– Приезжайте на два дня.

Я вам адрес объясню:
Вы выходите к плетню -
Там, от станции направо,
Начинается канава.

Вы дойдёте до сторожки
И пойдёте по дорожке.

Там высокая ограда,
Вам туда идти не надо.

Вы идите прямо-прямо,
На поляне будет яма.

Вы дойдёте до колодца,
Там дорога оборвётся.

Поднимитесь на пригорок -
Наш участок номер сорок.

Про меня сказала тётя:
– Вы с собой его возьмёте,
Он не будет нам мешать,
Будет воздухом дышать…

Мы дошли до поворота,
Оказалось – там болото.

Мы шагали по опушке,
Мы взбирались на пригорок.
Мы спросили у старушки:
– Где участок номер сорок?

А старушка нам сказала:
– Это где-то у вокзала.

Как нарочно, дождь закапал.
– Так! – сказал сердито папа.-
Говорил: возьмите зонтик,
Вон гроза на горизонте!

Мы решили: переждём.
Постояли под дождём.
Дальше я идти не мог -
Я до ниточки промок.

Перешли мы через мостик.
Там стояли поезда…
Больше я на дачу в гости
Не поеду никогда.

Тёте Оле напишу,
Что я дома подышу.

ТАК НА ТАК


Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять,
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь!

Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.

Друзья не ищут выгод,-
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: – Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять,
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь!

Так целый день менялись
И при своём остались.

МОЙ ПАПА РАССЕРДИЛСЯ


Я заработал двойку
Из-за трёхзначных чисел,
Мой папа рассердился,
Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол.

Нет, он молчит часами…
Он слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.

Он, мне не отвечая,
Меня не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая.

Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка…

А мне молчанье в тягость,
Я с горя спать улягусь.

ПЕРВАЯ ВЫСОТА


Уговариваем братца
Мы на лавочку взобраться.
Маловат Андрейка наш!
Для Андрейки все скамейки
Как для нас второй этаж.

Уговариваем братца,
Ну, а он давай брыкаться!

Тут, сказать на чистоту,
Как схватили мы Андрейку,
Как втащили на скамейку…
Взял он эту высоту!

ЕЩЁ ОДНИ ШЕФЫ

На сцене выступать нетрудно. Мы на сцене выступали в академии, потому что наш детский сад над академиками шефствует. Мы для них всё делаем, мы для них поправились на двадцать кило.

Мы для них костюмы сделали из бумаги и танцевали. Младшая группа была – зайчики, а старшая – васильки. Я стихи не говорила. Я говорила приветствие, потому что Мария Алексеевна сказала, что у меня хорошее общее развитие.

Я всё хорошо сказала, я только про лицо забыла – что мы их от ихнего лица приветствуем или они нас от нашего? Потом я всё про лицо вспомнила, и про тепло, и про ремонт в столовой, что мы его не царапаем.

Я ещё только неправильно вот что сказала: оказывается, это не мы для них всё делаем, а они для нас. Значит, это не мы для них поправились, а они для нас. Я только не знаю, на сколько кило.

КАК НА МАМИНЫ ИМЕНИНЫ…


Готова к празднику семья:
Подарки клеят сыновья
Для мамы, не жалея
Ни сил своих, ни клея.

– Я по-другому поступлю,-
Придумал старший самый.-
Подарок маме я куплю!
А деньги где? У мамы.

У мамы просит денег
Сынок лет десяти:
– Подарок в день рожденья
Тебе преподнести!

Хоть мама, скажем прямо,
Взглянула на сынка
Растерянно слегка,
Дала полтинник мама
Ему из кошелька.

– Теперь, – сказал сыночек,-
Ты, для такого дня,
Купи себе что хочешь
В подарок от меня!

Но этих денег мало,
Прибавь себе сама.-
Тут мама простонала:
– Нет, я сойду с ума!

КОМУ ЧТО


Старички сидят в тени
Час, другой и третий.
Удивляются они:
– Как от вечной беготни
Не устанут дети?

А мальчишка впопыхах
Говорит о старичках,
Бегая по саду:
– Как они не устают?
Я устану в пять минут,
Если я присяду!

ИСТИННАЯ ПРАВДА

Папа меня посадил на стул и сказал: «Имей в виду, ты должен расти честным, принципиальным и всегда находить в себе мужество всем говорить истинную правду. А не вилять, как, например, наш начальник товарищ Фёдоров». И мама тоже согласилась, что нельзя быть как Фёдоров, что если её сын будет как Фёдоров, то она лучше сразу утопится. И я обещал, что буду всегда всем говорить истинную правду. Тогда меня они отпустили гулять. А когда я пришёл со двора, мамы не было. Я хотел отковырнуть лёд на подоконнике и его немножко погрызть, а потом сказать маме прямо в глаза, что я лёд съел. Но тут зазвонил телефон. Я взял трубку и закричал: «Алло, никого нет дома, кто спрашивает?» А там был дядя, он ответил: «Ты меня не знаешь, я Фёдоров». А я сказал, что Фёдорова знаю, он папин начальник и всё время виляет. И что, если я на него буду похож, моя мама утопится.

Фёдоров сначала удивился, а потом так меня благодарил, он сказал: «Наконец-то я знаю всю правду, большое тебе спасибо, мальчик».

Я папе рассказал, как мы с Фёдоровым хорошо поговорили, как он был ужасно рад и меня благодарил за всю правду. Но мой папа вдруг схватился за голову и закричал на меня изо всех сил: «Как ты смел?! Ты же меня зарезал! Я теперь никогда не выйду из этого положения!» А мама заплакала и сказала, что она утопится!

ВСЁ ИЗ-ЗА ЭТОЙ ЛЮБЫ


Вздыхал отец,
Вздыхала мать:
– Ну как на сына
Повлиять?
Всё утро мы влияли -
Храпит он в одеяле!

Наверно, слишком
Мы добры!
Он поздно
Спать ложится,
Он отрастил
Свои вихры,
Как будто он
Девица!

Как он развязно
Входит в дверь,
Играя на гитаре.
Он не с товарищем
Теперь,
С девчонкой Любой
В паре.


Вздыхал отец,
Вздыхала мать:
– Наверно, из-за Любы
Ты перестал
Нас понимать,
Ты стал нечуткий,
Грубый…

И вдруг он
Без гитары
Идёт в причёске
Старой…
Ни дерзостей,
Ни крика,
Не мальчик -
Кот-мурлыка.

Удивлены
Отец и мать:
Кто мог
На парня
Повлиять?!

А повлияла
Люба.
Он понял:
Ей не любо,
Когда он дерзок
С ней.
Он раньше,
Без гитары,
В своей причёске
Старой,
Ей нравился
Сильней.

ТРУДНЫЙ ПЕРЕУЛОК

К нам в воскресенье приехал дядя Миша, не в троллейбусе, а в своей машине. Он начальник цеха, он получил премию, и у него теперь есть «Москвич». Там четыре человека помещаются и ещё ребёнок, если он не очень крупный. Я не крупный, и меня дядя Миша взял с собой. Мы сели в машину и поехали к бабушке.

Водителем быть трудно, потому что везде висят знаки, что сюда ехать нельзя. К бабушке надо в переулок налево, но налево нельзя, и мы проехали мимо. А в соседнем переулке висел хороший знак, но дядя Миша растерялся и его проехал, а потом опять налево нельзя. Дядя Миша так расстроился, но мы сказали, чтобы он не нервничал, не обязательно ехать к бабушке, можно вообще ехать прямо, лишь бы только у нас не было нарушений. Мой папа дядю Мишу подбадривал, чтобы он не падал духом и верил в свои силы. А тётя Оля велела, когда мы к милиционеру подъезжали, чтобы дядя Миша сделал такое лицо, как будто он опытный водитель.

Мы всё время ехали прямо и никак не могли выбрать, где же нам правильно развернуться. Наконец, у самой заставы, мы развернулись и поехали опять мимо бабушки. Дядя Миша сказал, что с её переулком лучше не связываться, лучше он нас довезёт до музея, он туда уже утром ездил по этой дороге и уже выучился.

Мы доехали до музея и обратно и дядю Мишу очень благодарили, потому что он для первого раза хорошо себя проявил.

А бабушка сказала, что если у неё такой трудный переулок, то она лучше завтра сама к нам приедет в автобусе.

МАМА ВОЗРАЖАЕТ


Сажали саженцы в саду.
Сынок сказал: – И я пойду!-
Но мама крикнула: – Нет, нет!
Нельзя, ни в коем случае!
Ребёнку только десять лет,
А саженцы колючие.

Не по дням, а по часам
Сын растёт, мужает.
Хочет гвоздь забить он сам,
Мама возражает:

– Нет, ты лучше, в добрый час,
Погуляй по саду,
Ты же слабенький у нас,
Родился в блокаду!

Стал сыночек привыкать
К маминым запретам,
Стал охотно отдыхать
И зимой и летом.

Мать признала наконец,
На сыночка глядя:
– Сын и вправду молодец,
Здоровенный дядя!

Краснощёк он и здоров.
Наколи, сыночек, дров!

Но в ответ раздался бас:
– Нет, я лучше сяду!
Я же слабенький у вас,
Родился в блокаду!

ЕСЛИ БУДУ Я УСАТ


Захотел иметь усы
Маленький Геннадий:
– Отращу себе усы,
Сразу стану дядей.

Если буду я усат,
Не пойду я в детский сад.

Отпущу себе усы,
Сделаюсь взрослее,
Буду целые часы
Прыгать по аллее.

Для чего мне детский сад,
Если я теперь усат?

Скажут люди про меня:
– Ну с какой же стати
Должен мальчик среди дня
Отдыхать в кровати?

Посудите сами -
Он уже с усами!

Мчится к маме он чуть свет,
Шепчет с важным видом:
– Я тебе один секрет
По секрету выдам.

Ничего я до сих пор
Не сказал ребятам:
Скоро выйду я во двор
Взрослым и усатым.-

Говорит она в ответ,
Соглашаясь с сыном:
– Что ж, пройдёт немного лет,
И пойдут усы нам!

ЁЛКА


Купили мне матроску,
И папа мне сказал:
– Сегодня мы на ёлку
Пойдём в огромный зал.

Я был в матроске новой
Похож на моряка,
В огромном зале ёлка
Почти до потолка.

Серебряные рыбки,
Блестящи и легки,
Качаются на ветках,
Расправив плавники.

Внизу под этой ёлкой
Сидел большой медведь
Мне всё на этой ёлке
Хотелось разглядеть.

Тётя незнакомая
Ко мне подходит вдруг,
Кричит весёлым голосом:
– Ребята, встаньте в круг!

Сейчас наденем маски!
Сейчас начнутся пляски!

Я плясал и прыгал
С ребятами в кругу,
Потом сказал ребятам:
– Я к ёлке побегу!

Пойду рукой потрогаю
Блестящего жука!-
А тётя незнакомая
Кричит издалека:

– Теперь снимайте маски,
Теперь кончайте пляски!
Сюда приехал сказочник,
Он нам расскажет сказки!

Сказка длинная была:
Про то, как жил козлёнок,
Как он по полю гулял,
По траве зелёной,

Как потом его в лесу
Забодали волки…
Я стоял так далеко,
Что не видел ёлки.

Я только на верхушке
Увидел полхлопушки.
– Теперь, – сказала тётя,-
Идём скорей к Петрушке.

А мне на эту ёлку
Хотелось поглядеть.
Внизу под этой ёлкой
Сидел большой медведь.

– Теперь, – сказала тётя,-
Мы будем песни петь.-
Мы пели «Волга, Волга…»,
Мы пели долго, долго…

Потом мне дали яблоко
И жёлтый леденец.
Потом сказала тётя,
Что празднику конец.

Я в большой передней
Долго одевался,
А потом обратно
В коридор пробрался.

И оттуда в щёлочку
Разглядел всю ёлочку.

В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ

Маме дали путёвку в дом отдыха, а детей туда не берут. Но потом меня всё-таки взяли в порядке исключения. Мама мне сказала, что в доме отдыха все отдыхающие, они целый год работают, а теперь им нужно укрепить здоровье, поэтому шуметь нельзя, прыгать нельзя и петь тоже нельзя, чтобы никому не мешать. И я не шумела, и никому не мешала, и играла с кошкой.

Вдруг ко мне подходит один дядя и спрашивает: «Девочка, почему ты всё время молчишь? Это неестественно в твоём возрасте!»

А я молчу, потому что он отдыхающий и ему нельзя мешать. И тётя спрашивает: «Девочка, ты умеешь читать стихи?» А я ничего не отвечаю. Вдруг один дядя с усами сказал, что этого дела так нельзя оставить, что ребёнок должен быть живым, бодрым и меня нужно развлечь. И тут все отдыхающие взялись за руки и стали вокруг меня бегать, прыгать и петь «В лесу родилась ёлочка». Я всё сдерживалась и не прыгала, только немножко, а не как тот дядя с усами.

Мама пришла и на меня рассердилась: «Я же тебя просила не мешать отдыхающим!» И тогда все сказали, что это они сами шумели, чтобы я была подвижная. А дядя с усами сказал, что он тут скучал, а сегодня прекрасно провёл время и что пускай всегда детей сюда берут в порядке исключения.

ЗОЛОТАЯ МИШУРА


Нарушено, нарушено
Спокойствие Андрюшино!

До сих пор бывало так:
Нужно сделать красный мак
Или склеить рамочку -
Он попросит мамочку.

Расцелует ямочки
На щеках у мамочки,
И уже готова мать
И тетрадки линовать,
И закладки рисовать.

Жил за маминой спиной,
Как за каменной стеной.

Вдруг нагрянула беда,
Как всегда,
Негаданно -
К понедельнику, к утру,
К школьной ёлке мишуру
Сделать было задано.

– Сделай, мамочка, к утру
Золотую мишуру!

Вы подумайте – отказ
Получил он в этот раз!

Как же это понимать?
– Сделай сам, – сказала мать.-
На себя я не беру
Всех твоих забот.

– Сделай, мамочка, к утру
Золотую мишуру!-
Сын уже ревёт -
Золотую мишуру,
А иначе я умру!

Мать вздыхает: поздний час,
Сыну спать пора.
– Так и быть! В последний раз…
Будет мишура!

Вытер слёзы наш герой,
Он ложится спать.
И сидит над мишурой
Мамочка опять.

Дотемна сидит она,
За окном блестит луна,
Все огни потушены…

Скоро ёлка, Новый год!
Пусть он твёрдость принесёт
Мамочке Андрюшиной…

Словосочетание «спартанское воспитание» всемирно известно. Четко продуманная и отлаженная система не столько воспитания детей, сколько построения целого общества, прославила небольшое древнее греческое государство в веках.

Но мало кто знает, что строгие принципы, целью которых было создание боеспособного и готового к любым тяготам народа, привели к обеднению культуры и духовности Спарты.

По мнению многих ученых, именно «спартанское воспитание» стало причиной упадка и исчезновения этого государства.

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским.

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют.
О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

Узнайте также: о мифах дельфийского оракула, и как его строили, и много других исторических легенд.

Предлагаем посетить увлекательную экскурсию и узнать все о пещере Зевса: как добраться и что посмотреть в окрестностях, поможет в этом .

Археологические памятники, древний Акрополь, святилище Аполлона — все это можно увидеть в городе Гортине, читайте .

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.


Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.


По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Похожие материалы

ПЕТЯ РОДИЛСЯ


Петя родился
В семье педагога.
Петю решили
Воспитывать строго.
Вечером Петя
Явился на свет,
Утром созвали
Семейный совет.


Выступил дедушка -
Доктор наук:
- Он будет спартанцем,
Мой маленький внук!


Мы жёсткий матрасик
Положим на доски,
Мы будем воспитывать Петю
Без соски!
Раз он лежит
На сухом и на чистом,
Он должен молчать
И не быть эгоистом.


Петина тётя,
Дошкольный работник,
Решила в квартире
Устроить субботник,
А возле кроватки
Повесить картинки:


Цветочки на грядке
И спелый арбуз -
Пусть мальчик любуется,
Лёжа на спинке,
И пусть у него
Развивается вкус.


Но вот проходит десять дней,
Во рту у Пети соска,
Не расстаётся Петя с ней,
И спать ему не жёстко.


Он в одеялах и в платках
Ревёт у мамы на руках.


Только Петенька заплачет
(Он в кровать не хочет лечь),
Вся семья поёт и скачет,
Чтобы Петеньку развлечь.


Обе бабушки-старушки
Вынимают погремушки.
Дед пищит из-под стола:
- Мяу, кошечка пришла!


Тётя снимает со стенки арбуз:
- А хочешь, посмотрим цветочки?


И, развивая с младенчества вкус,
Петя их рвёт на кусочки.


Вот ребёнку скоро год.
Петю кормят кашкой.
Вот сидит он и ревёт
Перед полной чашкой.


Все рассказывают Пете:
- К нам придут другие дети,
Мы им кашки не дадим,
Сами кашку поедим.


Кошке Машке
Не дадим,
Сами кашку
Поедим.


Потом удивляется
Доктор наук:
- Какой у меня
Избалованный внук!


Теперь я на опыте
Мог убедиться:
Ребёнок всегда
Эгоистом родится.

1940

Я В КУКЛЫ НЕ ИГРАЮ

Мы сегодня в детском саду игрушки прорабатывали. Зайку мы уже совсем проработали, он теперь даже без ушей. А лошадку Вовка хотя один прорабатывал, но от неё всё равно только грива осталась. Этот Вовка раньше был трудный ребёнок. А теперь трудных детей отменили, и он теперь называется бывший трудный ребёнок.

А в куклы я не играю, потому что Анна Семёновна сказала, что кому больше пяти лет, тому уже нужно играть не в куклы, а с двигателями. И я взяла этот двигатель, на все колёсики ему туфельки надела и спать уложила.

Потом у нас было тематическое вырезывание на тему «Весна». А Вовка на эту тему плевался и два раза попал.

1937

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Оказывается, наша бабушка тоже была маленькая! Что мама была маленькая, это я знал. Ну что бабушка, этого я не думал!

Наверное, тогда все люди были маленькие и ничего у них не было… Радио у них не было! А как же они тогда первомайский парад передавали?

И метро у них тоже не было. Они приходят на площадь Маяковского, хотят сесть в метро, а его совсем нет!

А теперь все люди выросли и всё построили… И папа мой вырос, он ещё и сейчас растёт. Про него даже в газете писали, что он растёт прямо на работе.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.