Open
Close

Рефлекторный характер психики. Контрольная работа рефлекторный характер психики Рефлекторный характер

Основные функции центральной нервной системы - это осуществление связи всех частей организма между собой (так называемая низшая нервная деятельность) и реализация связи всего организма в целом с окружающей его и постоянно меняющейся средой (высшая нервная деятельность). И. П. Павлов определяет высшую нервную деятельность как условно-рефлекторную деятельность ведущих отделов головного мозга, которые обеспечивают наиболее совершенные и адекватные отношения целостного организма к внешнему миру.

Несмотря на то что нервная система функционирует как единое целое, ее отдельные функции связаны с деятельностью определенных областей. Так, например, управление самыми простыми двигательными реакциями реализуется за счет работы спинного мозга, а координация сложных движений, к примеру, ходьба или бег, осуществляется стволовой частью мозга и мозжечком. Ведущим органом психической деятельности является кора головного мозга, которая обеспечивает многообразие и сложность поведенческой деятельности человека. Ведущий физиологический механизм психической деятельности - это временная нервная связь в коре головного мозга (однако необходимо заметить, что психические явления нельзя полностью отождествлять с физиологическими, так как психическая деятельность помимо физиологических механизмов характеризуется содержанием отражения мозгом реальной действительности).

Для высшей нервной деятельности (ВНД) характерна ее направленность на взаимодействие с внешней средой. Она осуществляется посредством совокупности нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают сознательную и неосознанную переработку информации, ее усвоение, приспособительное поведение, обучение всем видам деятельности и целенаправленному поведению в социуме.

ВНД - это аналитико-синтетическая деятельность коры и ближайших подкорковых образований, позволяющая выделять из окружающей среды отдельные элементы и объединять их между собой.

Ведущий принцип физиологии ВНД близок к основному закону биологии - это принцип единства организма и среды. Этот принцип говорит о приспособительной изменчивости организма относительно среды.

Второй принцип - принцип детерминизма (причинности ) - говорит о том, что любая деятельность организма, любой акт нервной деятельности имеет определенную причину, будь то воздействие из внешнего мира или от внутренней среды организма.

Третий принцип ВНД - это принцип структурности , говорящий о том, что все процессы, происходящие в мозге, имеют материальную основу, а каждый физиологический акт нервной деятельности осуществляется посредством деятельности какой-то морфофизиологической структурой нервной системы. При этом нейроны этих структур содержат следы прошлых раздражений. Это дает возможность ориентироваться в прошлом, знать настоящее и прогнозировать будущее.

И четвертый принцип ВНД - принцип анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды - указывает на характер обработки поступающей в мозг информации, которая происходит путем разложения на элементарные составляющие (анализ) и объединение различных стимулов и «единиц информации» для получения целостной картины и единого ответа (синтез). В итоге организм извлекает извне полезную информацию, перерабатывает и фиксирует се в памяти, а затем может формировать ответные действия в зависимости от обстоятельств и потребностей.

Экспериментальные исследования подтверждают эти принципы и доказывают, что строение и характер функционирования головного мозга определяют и генетические, и средовые влияния. Поступление информации приводит к активации развития головного мозга (сенсорное стимулирование), а при ограничении поступления информации (сенсорной депривации) оно задерживается.

В основе ВНД человека и высших животных лежит условный рефлекс. Так как в процессе эволюции живых существ и усложнения их взаимодействия с окружающей средой только безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточно, возникновение условно-рефлекторных связей позволяет обеспечить необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Условные рефлексы - это сформированные в процессе онтогенеза реакции организма на ранее индифферентные раздражители, которые формируются у высших животных и приобретают все большее значение в их поведении.

Термином «условный рефлекс» И. П. Павлов называл рефлекторную реакцию, которая возникает в ответ на первоначально индифферентный раздражитель в том случае, если он несколько раз сочетается по времени с безусловным раздражителем. В основе образования условного рефлекса лежит либо модификация существующих нервных связей, либо формирование новых.

Условный рефлекс характеризуется следующими признаками:

  • - гибкость, возможность изменяться в зависимости от условий;
  • - приобретаемость и отменяемость;
  • - сигнальный характер (индифферентный раздражитель превращается в сигнал, т.е. становится значимым условным раздражителем);
  • - осуществление условного рефлекса высшими отделами центральной нервной системы.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей живого организма. Условные рефлексы дополняют безусловные и позволяют тонко и гибко приспосабливаться к разнообразным условиям окружающей среды (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Отличие условных рефлексов от безусловных

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные, отражают видовые особенности организма

Приобретаются в течение жизни и отражают индивидуальные особенности организма

Относительно постоянные в течение жизни особи

Образуются, изменяются и могут отменяться, когда они становятся неадекватными условиям жизни

Реализуются но анатомическим путям, определенным генетически

Реализуются по функционально- организующимся временным связям

Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются в основном ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра)

Реализуются при обязательном участии коры головного мозга, и поэтому требуется ее целостность и сохранность, особенно у высших млекопитающих

Каждый рефлекс имеет специфическое рецептивное иоле и свои специфические раздражители

Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного ноля на самые разные раздражители

Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать

Приспосабливают организм к действию стимула, которого еще нет, его только предстоит испытать, т.е. они имеют предупредительное, сигнальное значение

Условно-рефлекторная связь не является врожденной, а образуется в результате научения. У новорожденного ребенка есть лишь набор нервных элементов для формирования условных рефлексов: рецепторы, восходящие и нисходящие нервные пути, находящиеся в стадии формирования центральные отделы сенсорных анализаторов и мозг, который обладает неограниченными возможностями объединения всех этих элементов.

Формирование условных рефлексов требует определенных условий:

  • 1) наличия двух раздражителей - безусловного (пища, болевой раздражитель и др.), «запускающего» безусловно-рефлекторную реакцию, и условного (сигнального), предшествующего безусловному;
  • 2) неоднократное воздействие условного раздражителя, предшествующее безусловному;
  • 3) индифферентный характер условного раздражителя (не должен быть чрезмерным, вызывать оборонительной или любой другой безусловной реакции);
  • 4) безусловный раздражитель должен быть достаточно значимым и сильным, возбуждение от него должно быть более выраженным, чем от условного раздражителя;
  • 5) формированию условного рефлекса препятствуют посторонние (отвлекающие) раздражители;
  • 6) тонус коры головного мозга должен быть достаточным для образования временной связи - состояние усталости или нездоровья препятствует формированию условного рефлекса.

Процесс формирования классического условного рефлекса состоит из трех стадий.

Первая стадия - стадия прегенерализации. Для нее характерна выраженная концентрация возбуждения, в первую очередь в зонах проекций условного и безз"словного раздражителей. Эта стадия концентрации возбуждения кратковременна, и за ней следует вторая стадия - стадия генерализации условного рефлекса. В основе стадии генерализации лежит процесс диффузного распространения возбуждения (иррадиация). В этот период условные реакции возникают как на сигнальный, так и на другие раздражители (явление афферентной генерализации). Также реакции возникают в интервалах между предъявлениями условного стимула - это межсигнальные реакции. На третьей стадии по мере того как подкрепляется только условный стимул, межсигнальные реакции угасают, а условный ответ возникает только на условный раздражитель. Эта стадия получила название стадии специализации, на ее протяжении биоэлектрическая активность мозга становится более ограниченной и связана преимущественно с действием условного стимула. Данный процесс обеспечивает дифференцирование (тонкое различение) стимулов и автоматизацию условного рефлекса.

Условный и безусловный рефлексы.

И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. И.П.Павлов развил учение И.М.Сеченова и создал рефлекторную теорию опирающуюся на следующие принципы:

Принцип детерминизма (причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена.

Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определённых структур, и, чем больше структурных элементов учавствует в этой реакции, тем она совершеннее.

Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез). Безусловный рефлекс- это вырожденная ответная реакция организма на раздражение при обязательном участии ЦНС. При этом кора головного мозга непосредственного участия не принимает,но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П.Павлову утверждать о наличии "коркового представительства" каждого безусловного рефлекса.

Павлов выделил 3 группы рефлексов: простые, сложные, сложнейшие: (индивидуально-пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, свободы, исследовательский,

игры, видополовой, родительский).Условный рефлекс- это приобретенная ответная реакция организма на раздражение при непосредственном участии высших отделов ЦНС, т.е.коры головного мозга.

Понятие о психике. Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности, Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие нарушения психической деятельности - страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучная разработка и обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих представителей - И.М.Сеченова (1829- 1905) и И.П.Павлова (1849-1936).

В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга » (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и, тем самым, - на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено - внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотделимая часть всего рефлекторного процесса. Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних влияний, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бь1 это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения.

Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший, для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». При этом Сеченов предупреждал против упрощенного понимания действий внешних условий. Он неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только внешние наличные воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт. Таким образом, И.М.Сеченовым было показано, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения).

В чем же заключается роль психических процессов ? Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психическое является регулятором ответной деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. То есть психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его школы. И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между воздействующими на организм раздражителями и ответными реакциями организма образуются временные связи. Их образование есть важнейшая функция коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И. П. Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как мы уже говорили, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного (зрительная и пищевая) оказываются объединенными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, вызывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И. П. Павловым сигналами первой сигнальной системы («первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

У человека сигналы первой сигнальной системы тоже играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека имеется вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, т.е. «вторые сигналы». При помощи слов могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы. Слово может вызывать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, т.е. слово - это «сигнал сигналов».

Итак, психика является свойством мозга . Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи - приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.

Ученые, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушений его деятельности. Существенным основанием этих взглядов были наблюдения за больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ранения или заболевания. У таких больных наблюдаются различные нарушения психической деятельности: страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и тому подобное. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга стало лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Но эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.

Обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей - И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

В своей работе "Рефлексы головного мозга" (1863) И. М. Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым - на всю психическую деятельность человека. Он показал, что "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы ". Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, И.М. Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешний раздражитель и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозге и возникновения на этой почве психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено ^ - внешнее движение. И.М. Сеченов отмечал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть отделена от двух других звеньев (внешнего раздражителя и действия-ответы), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса. Положение И.М. Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, то психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения.

Последовательно анализируя психические явления, И. М. Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостную ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируется головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил И.М.Сеченова сделать важный в научном плане вывод о детерминированности, причинную обусловленность всех действий и поступков человека внешними воздействиями. При этом он предупреждал против упрощенного понимания действий внешними условиями, отмечая, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и вся система предыдущих воздействий на человека, все ее предыдущий опыт.

Психические процессы при этом выполняют функцию сигнала или регулятора, которая делает действие соответствующей изменяющимся. Психическое является регулятором деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих участков мозга, куда направляется, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психическое явление - это ответ мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами, психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие как ответ на раздражение, действующих в настоящее время (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщают эти влияния предусматривают результаты, к которым они приведут (мышление и воображение). Таким образом, И.М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его коллег. И. П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания И.М. Сеченова психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее главные физиологические законы, создал новую отрасль науки - физиологии высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

По мнению И.П.Павлова, между влиянием раздражителя на организм, и реакцией организма образуются временные связи, их образования является важной функцией коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временный нервный связь является главным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любого временного связи является внешнее проявление действия как ответ на внешнее воздействие. Психическая деятельность является деятельностью отображения, рефлекторной деятельностью мозга, является следствием воздействия предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отображения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественно-научным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Признание важное значение временных нервных связей как физиологического механизма любой психической деятельности не означает отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что именно отображается мозгом в реальности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регуляции мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой получило название учения о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом определенного безусловного раздражителя, ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Условный рефлекс вызывается тем, что какой-нибудь условный раздражитель (например, звонок) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозге возникает временный нервный связь между двумя центрами (слуховой и пищевой), и две деятельности животные (слуховая и пищевая) оказываются объединенными. Мелодия становится сигналом кормления, который вызывает выделение слюны. В своем поведении животные руководствуются сигналами, Павлов называл сигналами первой сигнальной системы. Вся психическая деятельность животных осуществляется наравне первой сигнальной системы.

У человека сигналы первой сигнальной системы играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, которые могут замещать сигналы первой сигнальной системы. Слово может вызвать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, то есть слово - это "сигнал сигналов".

Таким образом, психическое является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание выше продуктом особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью большого количества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - превращают их в сигналы, строят планы поведения и контролируют их, третьи - вводится в действие мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию человека в среде.

Тема: Введение

Для понимания механизмов протекания психических процессов студенты должны владеть знаниями по физиологии высшей нервной деятельности (ВНД).

Физиология ВНД и психология изучают внутренний мир человека и пытаются найти объективные законы его поведения. При этом физиология ВНД изучает закономерности и механизмы работы головного мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внутренней и внешней средой. Психология изучает эти проблемы несколько в другом аспекте: она изучает внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира. Физиология ВНД и психология разными методами ведут общие исследования механизмов работы головного мозга и психических явлений.

Все элементы психической деятельности человека связаны с глубокими физиологическими процессами, составляющими ее основу. Хотя психические явления не сводятся к физиологическим, знание физиологических механизмов психических процессов необходимо для управления функциональным состоянием, обучением, памятью, восприятием, вниманием и другими функциями человека.

У студентов вызывает значительные трудности изучение физиологических механизмов таких сложнейших проявлений деятельности мозга, как память, мышление, восприятие, эмоции и т.д., а также понимание взаимоотношения между физиологией ВНД и психологией. Этим и была вызвана необходимость разработки данного учебного пособия.

Для получения более полного представления о физиологических механизмах психических процессов необходимо использовать лекции по физиологии ВНД и указанную литературу. Приведенные в пособии данные не раскрывают во всей полноте физиологических основ психических процессов, а только помогают их самостоятельному изучению.

И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение он выразил следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

И.П.Павлов развил учение И.М.Сеченова и создал рефлекторную теорию, опирающуюся на следующие принципы:

1. Принцип детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена;

2. Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определенных структур, и, чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее;

3. Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез).