Open
Close

Спортивно-ориентированное образование в школе «Премьер. Лыжная подготовка в школе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Проблемы урока физической культуры

глазами учащихся

Иванова Анна Геннадьевна

Учитель физкультуры ГБОУ № 628

Санкт-Петербург

2016

Ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом всегда были важны в нашей стране, а за последние 5-6 лет вышли на первые позиции по значимости. Достаточно вспомнить внедрение третьего урока в программу по физической культуре в школе, возрождение комплекса ГТО. Огромным толчком к этому послужило проведение зимних Олимпийских Игр в Сочи. Но, не смотря на это, наблюдается странная тенденция: интерес к уроку физкультуры в школе падает.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересу школьников к уроку физической культуры.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

КАК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В основной части работы мы хотим выяснить, какое место занимает физкультура в школе вообще и в нашей гимназии в частности для того, чтобы понять угасает ли интерес к урокам физкультуры или нет.

Сегодня существует много литературы по данной проблеме. В нашей работе мы использовали учебные пособия и учебники по физической культуре.

Изучив доступную литературу, мы получили следующую информацию: физическая культура это часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, а также имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. То есть без физкультуры учебный процесс невозможен.

Как же должна проходить физкультура в школе? Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке, если она имеется. И в спортзале, и на площадке должны быть созданы определенные условия, согласно нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть раздевалок, сколько душевых комнат, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Каждый урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс. В конце урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Еще физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности детей.

Но социальная активность современных детей реализуется сейчас в основном через социальные сети, сидя за компьютером, а недостаток двигательной активности у школьников неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья.

Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

КАК ПРОХОДИТ ФИЗКУЛЬТУРА В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

В нашей гимназии физкультура проходит три раза в неделю, каждый урок длится 45 минут, независимо от возраста учащихся. Один раз за время обучения в школе дети имеют возможность один урок в неделю на протяжении учебного года заниматься в бассейне, обычно это параллель третьих классов. В течение учебного года мы на уроках физкультуры занимаемся легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой. Гимназия располагает двумя спортивными залами, размерами 24х12 метров с соответствующей разметкой. В залах есть оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Для занятий гимнастикой есть снаряды: гимнастический конь, гимнастический козел, гимнастическое бревно, параллельные брусья, шведские стенки, гимнастические канаты, скамейки с зацепами для прохождения полос препятствий. Также имеется разнообразный инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастические маты для акробатических упражнений, обручи, скакалки, медицинболы (утяжеленные мячи), гимнастические коврики. Для занятий подвижными и спортивными играми (в нашем случае это баскетбол, волейбол и пионербол) залы оборудованы баскетбольными щитами (по 4 штуки в каждом), волейбольными сетками. В наличии есть также баскетбольные и волейбольные мячи, точного количества которых мы не знаем, но их хватает обычно для всех занимающихся детей, то есть примерно по 25-30 мячей каждого вида. Занятия легкой атлетикой проходят осенью и весной, в первой и четвертой четвертях. Наиболее удобно заниматься легкой атлетикой на улице. Бег на короткие и длинные дистанции, метания на дальность, прыжки в длину с разбега в зале не проведешь. Но у гимназии нет стадиона, и погодные условия в Санкт-Петербурге далеко не всегда позволяют выйти на улицу. В зале можно отработать только технику отдельных элементов: правильность стартовой позиции для длинного и короткого бега, исходные положения для прыжков и метания, передачу эстафетной палочки. Но есть и нормативы и упражнения и в легкой атлетике, которыми можно заниматься в зале: прыжок в длину с места, метания на точность, челночный бег, круговая эстафета. Для этого имеется инвентарь в виде теннисных мячей (они подходят для метания в зале), эстафетных палочек, различных конусов (с их помощью можно размечать дистанцию для челночного бега), также имеется специальная стационарная разметка для прыжков в длину, мишени для метания на точность, стойки и планка для прыжков в высоту, стартовые колодки.

Когда мы выступаем на районных соревнованиях за нашу гимназию, мы бываем в других школах и можем сравнивать. Очень многие школы изначально спроектированы так, что в них только один спортивный зал, гимнастическое оборудование, а именно снаряды, есть очень в редких школах, даже количество баскетбольных щитов больше двух в зале – мало где встречается.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

Но, не смотря на прекрасные возможности нашей гимназии, мы наблюдаем на уроках физкультуры в нашем классе спад интереса к уроку. Сведения, которые нам дали учителя физкультуры о том, какова ситуация в других классах нашей гимназии, говорят о том, что дети стали заниматься физкультурой менее охотно, чем раньше. И чем старше дети, тем меньше у них желания для занятий. Вот тогда-то нам и стало интересно выяснить причины этих изменений. Для того, чтобы понять причины, мы решили опросить детей разных возрастов с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие дети из 1А, 3В, 5А, 5Б, 7В и 8А классов, общим количеством 164 человека. В анкете были следующие вопросы:

  • нравится ли вам урок физкультуры?
  • что вам нравится в уроке больше всего и почему?
  • что не нравится и почему?
  • что бы вы хотели добавить в урок?
  • занимаетесь ли вы физической культурой и спортом где-либо еще кроме гимназии, где занятия Вам нравятся больше и почему?

Ниже мы представляем результаты проделанной работы.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Диаграмма 1. Нравится ли Вам урок физической культуры?

Диаграмма 2. Нравится ли Вам урок физической культуры? Распределение по классам

Диаграмма 3. Что в уроке Вам нравится больше всего?

Диаграмма 4. Что в уроке Вам не нравится больше всего?

Диаграмма 5. Что бы Вы хотели добавить в урок?

Диаграмма 6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом где либо еще кроме гимназии?

Диаграмма 7. Распределение по классам занимающихся и не занимающихся вне гимназии

ВЫВОДЫ

После проведённого нами анкетирования детей на заинтересовавшую нас тему, мы можем сделать следующие выводы:

  • В нашей гимназии отношение к уроку физической культуры в целом положительное. По общей статистике, урок физкультуры нравится 86% учеников. По статистике 1 и 5 классы одобряют урок физкультуры больше чем остальные классы из опрошенных. Детям нравится заниматься спортивными играми (115 голосов). Также важная роль отводится личности учителя физической культуры, в нашем случае учитель по физкультуре нравится многим детям (93 голоса).
  • Интерес по мере взросления учащихся от класса к классу угасает по следующим причинам: что больше всего детям всех возрастов не нравится кроссовая подготовка (127 человек проголосовали) и занятие теорией (40 человек проголосовали), недостаточно реализуется дифференцированный подход к ученикам на уроках, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%)
  • На формирование увеличения интереса к уроку физической культуры могут оказывать влияние следующие факторы:
  • Индивидуальный подбор упражнений.
  • Дифференцированная физическая нагрузка.
  • Увеличение количества времени отведенного на спортивные игры.
  • Увеличение количества занятий проводимых на улице.
  • Увеличение количества уроков в неделю.

Занятия по физкультуре в школе очень важны, т.к. анкетирование показало, что 66% учеников не занимаются в спортивных секциях после школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что проблема потери интереса к уроку физической культуры для современной школы действительно является актуальной. Это подтверждается изученными нами исследованиями, проведенными среди учащихся школ города, и анкетированием, проведенным среди учащихся нашей школы. Для того, чтобы поддержать интерес учеников к уроку физической культуры, и как следствие, к ведению здорового образа жизни, мы предлагаем следующие пути и методы решения проблемы:

  1. Увеличение времени, отведенного на спортивные игры, а также внедрение в урок дополнительных спортивных игр, таких как, например футбол.
  2. Дифференцировать подход к физическим нагрузкам и выполнению нормативов, учитывая физические особенности того или иного учащегося.
  3. Огромное желание всех учащихся нашей школы иметь возможность заниматься в плавательном бассейне и на специально оборудованной уличной площадке также сильно повлияли бы на повышение интереса к урокам физической культуры.

Цели, поставленные нами в начале работы, а это выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, что такое урок физкультуры, и какое значение он имеет, были достигнуты в ходе работы. Мы выяснили, что отношение к уроку в целом положительное, но есть ряд проблем, решить которые сообща в наших силах. И учителя и ученики должны обратить на это особенно пристальное внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов:Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-

Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад. шк., 1980.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.

Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе. Издательство РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург, 2013

Кузьмина С.В., Черняев Е.А. Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития, СПб, 2015.


Зачем проводится лыжная подготовка в школе? Рассказываем о требованиях к учебно-воспитательному процессу, типах уроков по лыжной подготовке и даем структуру лыжного занятия.

Почти на всей территории нашей страны зима ассоциируется с зимними видами спорта, такими как лыжи, санки, коньки. Лыжная подготовка в школе - обязательный элемент программы физического развития ребенка. Занятия укрепляют детский иммунитет, прокачивают все группы мышц. Лыжная подготовка проводится с 1 по 11 класс. Этому направлению по программе отводится 16 учебных часов.

Цели и задачи лыжной подготовки в школе

В настоящее время идет резкое снижение интереса к лыжной подготовке в школе. Одна из основных причин такого явления - монотонность занятий. Школьники в течение всего урочного времени наматывают несколько кругов подряд, затем бегут нормативы по этим же кругам, после уставшие и вспотевшие отправляются на другие занятия. Мало кому это понравится. К тому же экипировка довольно отягощенная: большое количество сменной одежды, лыжи, которые приходится таскать в школу и обратно плюс отсутствие душевой кабины. В итоге дети вырабатывают стойкую антипатию к лыжной подготовке в школе.

Человек любит то, что у него хорошо получается и в чем он хорошо разбирается. Детей надо обучать технике - правильному передвижению на лыжах и тогда они полюбят этот замечательный вид спорта. Стоит отметить, что техника таких движений сохраняется у человека на всю жизнь, а выносливость со временем (и довольно быстро) теряется. Это означает, что бессмысленно тратить уйму времени на развитие выносливости. Работа же над техникой в свою очередь повышает выносливость. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: учащиеся должны овладеть разными способами передвижения на лыжах. Задача педагога - научить их этому.


Скачать бесплатно в.ppt


Скачать бесплатно в.docx

Задачи лыжной подготовки в школе:

  1. Обучить школьников основным приемам передвижения на лыжах: спуски, подъемы, лыжные ходы, повороты, торможение
  2. Привить детям здоровый образ жизни (оздоровление и закаливание, польза пребывания на свежем воздухе)
  3. Привить устойчивый интерес к систематическим лыжным занятиям (с помощью игр на лыжах)
  4. Развить выносливость, силу, ловкость - главные физические качества
  5. Воспитать в детях морально-волевые качества (неустрашимость, упорство, собранность, организованность)
  6. Воспитать у учащихся навыки и умения, необходимые для самостоятельных занятий.

Требования к учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе

Ко всему учебно-воспитательному процессу по лыжной подготовке в школе и к каждому уроку в отдельности предъявляется целый ряд требований.

  1. На каждом занятии по решаются задачи: образовательные, воспитательные и задачи оздоровления. Образовательные задачи планируются обязательно и имеют точную формулировку на каждый урок. Задачи воспитания и оздоровления, как правило, на каждый урок не планируются. Они осуществляются всей системой занятий лыжной подготовки, применением упражнений, системой внеклассных мероприятий.
  2. Каждый урок неразделимо связан с уроком предыдущим и последующим. Возникает единая система уроков. В то же время каждый урок является вполне самостоятельной и целостной частью учебной работы.
  3. Ключевое требования к зимнему уроку физкультуры - руководящая роль педагога. Учитель, проводя урок физкультуры на лыжах, при подготовке к занятию должен иметь организаторские способности, должен руководить школьниками, направляя их и проявляя высокую требовательность. Его задача - активизировать учащихся на решение поставленных задач.
  4. Содержание, нагрузка, приемы обучения и развития физических качеств на уроке по должны неизменно соответствовать программному материалу, возрасту учащихся и их полу, поставленным задачам.
  5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать учащихся к активности, сознательному усвоению нового материала, техники безопасности. Для придания урокам физкультуры на лыжах большей эмоциональности рекомендуется включать в них элементы игр, соревнований, игровых заданий.
  6. На уроках по необходимо оптимально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В начале, когда школьники изучают новый метод передвижения на лыжах, применяется коллективное обучение. Однако, ввиду того, что степень подготовленности учащихся различная (кто-то отстает, а кто-то наоборот, опережает своих одноклассников), применяется разделение их на подгруппы с учетом ступени подготовки. Таким образом, учащиеся могут осваивать технику, не мешая друг другу. Школьники, справляющиеся хуже, передвигаются по внутреннему лыжному кругу, поближе к учителю.
  7. Активная деятельность учащихся на зимнем уроке п упражнений. Применение различных упражнений (имитационных, подводящих, основных) в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование практики на учебном склоне и на учебной площадке, на лыжне) с различной степенью интенсивности позволяет не только переключать внимание учащихся, но и поддерживать их работоспособность на протяжении всего занятия.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд требований, предъявляемых к процессу лыжной подготовки в школе. Они зависят от возраста учащихся, их физической подготовленности и других факторов.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Типы уроков по лыжной подготовке в школе

В зависимости от поставленных задач можно определить следующие типы уроков по лыжной подготовке в школе:

  • вводные
  • учебные
  • тренировочные
  • смешанные
  • контрольные

Каждый из этих уроков имеет свои характерные черты, отличающиеся по структуре, приемам организации, активизации учащихся.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года во всех классах, без исключения. На них учитель знакомит учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в школе, предусмотренными программой конкретно в этом классе. Также сообщает теоретические сведения о данном виде спорта, знакомит школьников с техникой безопасности и одновременно выявляет характерные особенности класса, физическую готовность школьников к усвоению нового для них материала.

Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах. Цель таких уроков - изучение нового материала. Помимо новых знаний на таких уроках совершенствуются знания уже полученные. В программу уроков включаются упражнения на развитие физических качеств, совершенствуются способы передвижения на лыжах, изученные ранее.

Тренировочные уроки чаще всего проводятся в старших классах. В начальной школе такие уроки не проводятся вообще, в средних классах крайне редко. В программе для IX-XI классов в раздел лыжная подготовка в школе включено очень мало нового учебного материала. В связи с этим тренировочные уроки имеют главную цель - развитие физических качеств учащихся при помощи лыжного спорта. Тренировочные уроки широко используются во внеклассной работе по лыжному спорту, когда проводятся занятия в школьных секциях.

Смешанные уроки по лыжной подготовке в школе широко распространены во всех классах. На таких уроках решаются всевозможные задачи обучения. Школьники совершенствуются в техниках передвижения на лыжах, развивают выносливость, силу и ловкость. Осуществляется текущий контроль за освоением учащимися академического материала.

Контрольные уроки по лыжной подготовке в школе проводятся с целью подведения итогов и учета успеваемости учеников. В первую очередь на таких уроках школьники сдают нормативы по дистанциям. Выставляются оценки за технику выполнения конкретных способов передвижения на лыжах. Оценка может быть выставлена педагогом как на контрольном уроке, так и в ходе других занятий (текущий учет успеваемости). В конце каждой четверти после приема академических нормативов ставится итоговая оценка.

Структура урока по лыжной подготовке в школе

Структура урока лыжной подготовки в школе уже долгое время не меняется, соответствует общепринятой в отечественной системе физического воспитания. Урок физкультуры на лыжах в школе состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой:

  • вводно-подготовительной;
  • основной;
  • заключительной

Вводно-подготовительная часть урока решает вопросы начальной организации учащихся, ознакомления их с предстоящей работой, техникой безопасности передвижения на лыжах. Кроме этого, школьники психологически настраиваются на овладение техниками лыжного бега. На этом этапе проводится постепенная подготовка организма школьников к последующим нагрузкам в основной части урока. Продолжительность вводно-подготовительной части составляет в среднем 8-12 минут.

В основной части урока решается главная задача - образовательная. Школьники обучаются новым способам лыжного бега, развивая в процессе физические качества: силу, волю, выносливость. Основная часть урока по лыжной подготовке в школе строится по следующей схеме: вначале повторяется уже пройденный материал (3-5 минут), после чего учащиеся начинают осваивать новые способы передвижения на лыжах, предусмотренные планом урока и программным материалом для данного класса. На основную часть урока затрачивается 25-35 минут. Длительность зависит от многих факторов: содержания, задач, методов и т.д.

В заключительной части урока подводятся итоги, организм школьников приводится в оптимальное функциональное состояние для посещения остальных уроков. Заканчивая занятие по лыжной подготовке в школе, учитель может задать детям домашнее задание. Продолжительность этого отрезка урока - 4-5 минут.

Скачать презентацию по лыжной подготовке в школе
Скачать бесплатно в.ppt

Скачать доклад по физкультуре “Техника безопасности на уроках лыжной подготовки”
Скачать бесплатно в.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования»

Педагогический проект по проблеме:

«Как провести урок физической культуры с пользой»

Шаповалова Н.А. учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7 имени Береста А.П.

г. Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.

Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г. , разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка (Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.

Урок физической культуры – самый травмоопасный урок из всех предметов. Поэтому технике безопасности отводится важное место в методике обучения физическим движениям. Техника безопасности присутствует везде. Это и подготовка к уроку: спортивная одежда, обувь, состояние спортивной площадки и спортинвентаря. Это техника овладения необходимыми для жизни движениями, это правила поведения и правила общения со сверстниками. Это осознание опасности, важности и необходимости движения. Большое внимание на уроках отводится практической стороне физкультуры. Момент осознания физической культуры часто пропускается, как само собой разумеющееся явление. А в результате плохое овладение техникой, низкая физическая подготовка, травматизм, низкий уровень физического развития и как результат – плохое здоровье. Задачи по физкультуре заставляют учеников задуматься над важными моментами обучения движению.

Проект

урока физической культуры № 1 для обучающихся 1 класса.

Класс: 1, урок№ 1

Тема урока: Выбор одежды и инвентаря для занятий Цель урока: Выявить и обсудить правильность выбора одежды и инвентаря для занятия спортом

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с новым школьным предметом – физкультурой; с требованиями к одежде и обуви.

    Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии.

    Обучить построению в шеренгу, колонну.

    Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга.

Место проведения: спортивный зал.

Дата проведения: 5.09.2014г.

Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, два волейбольных мяча, мультимедийный проектор, диск с записями мультфильма « Ну, погоди!» выпуск №4, презентация.

Планируемые результаты:

    Универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (эстафета “гонка мячей сбоку”, игра “по своим местам”), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (правильно передать мяч рядом стоящему в шеренге, быстро построиться в шеренгу);

    Личностные – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживание в эстафете “гонка мячей сбоку”, игре “по своим местам”; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; проявлять дисциплинированность в достижении целей; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения (осознание значимости роли физической культуры в укреплении здоровья и физического развития);

    Метапредметные – объективная оценка действий в соответствии с поставленной задачей; определение наиболее эффективных способов достижения результата; обнаружение ошибок при выполнении задания (построение в одну шеренгу); формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способ конструктивно действовать в ситуациях неуспеха (в случае проигрыша команды в игре или эстафете, неправильном выполнении упражнения); готовность конструктивно разрешать конфликты; анализ результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

    Предметные – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на физическое развитие человека, о физической культуре как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д); взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр); оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;

Универсальные учебные действия:

    Познавательные: общеучебные – ознакомление с содержанием и организацией уроков физкультуры, ролью физической культуры в жизни человека; с требованиями к одежде и обуви на уроках физкультуры; с правилами игры “по своим местам” и эстафеты “гонка мячей сбоку”; выполнение строевого упражнения: построение в одну шеренгу; выполнение упражнения на координацию движений;

    Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи при выполнении упражнений и участии в игре и эстафете; принимать инструкцию учителя и четко следовать ей; планировать, контролировать и оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    Коммуникативные – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре;

    Личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в играх и эстафетах; проявляют ответственность при выполнении групповых и индивидуальных заданий; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают важность занятий физическими упражнениями; нравственно-этическое оценивание – знают основные морально-этические нормы, оценивают свои поступки, уважительно и доброжелательно относятся к сверстникам.

Проект урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

заметки

Вводная часть урока

Психологический настрой на занятие

Читает стихотворение «Школьный спорт»

Как вы думаете, есть ли среди вас такие ученики?

Ответы детей

Подготовительная часть урока

Что значит физическая культура

Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры.

Зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола, волейбола.

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека.

Какие игры вы знаете?

Каким видом спорта вы занимаетесь? Почему вы его выбрали?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Для чего нужно делать утреннюю зарядку?

Ответы детей

Ответы детей. Можно провести в виде соревнований между группами (рядами)

Ответы детей

Дети выполняют физкультминутку

Показ слайдов №3-6

Основная часть урока

Рассказ об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Давайте посмотрим на каких снарядах и каким видом спорта занимался волк из мультфильма «Ну, погоди!»

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу.

Построение в колонну

Игра “Гонка мячей сбоку”

Знаете ли вы, какой это вид спорта? Как называется спортивная форма у спортсменов?

Как называется вид спорта, который позволяет быть гибким, грациозным, сильным?

Кто знает на каких снарядах занимаются спортсмены?

Учитель задает загадки

Как вы думаете, в какой спортивной форме и обуви будет удобнее всего заниматься на уроках физической культуры?

Показ мультфильма «Ну погоди » выпуск № 4

Волк нам прислал письмо и просит назвать какими видами спорта занимается заяц и на каком оборудовании?

На этом Слайде показано как выбудете строиться По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Как вы думаете, для чего нужны правила в игре?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отгадывают загадки и показывают отгадки

Ответы детей

Обсуждение

Работа с карточками

Дети указывают вид спорта, спортивную одежду и инвентарь и оборудование

Построение в шеренгу Игра “По своим местам”

Ответы детей

Слайд №7,8,9,10

Слайд №11

Слайд №12

Заключительная часть урока

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке.

Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке.

I . Вводная часть.

Школьный спорт

Наши мальчики «спортсмены»,
Ведь на каждой перемене
Ни за что их не унять:
Упражняются опять!

…Тренировки, тренировки –
Для спортивной, знать, сноровки.

Вот на старте Коля с Толей,
Что ракетой мчат по школе,
Догоняет их Олег –
Этот спорт зовётся «БЕГ».

Бег спортивный – это КРОСС,
На него огромный спрос!

Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,
Оттого с распухшим носом:
Он вчера подрался с Васей,
Что его в игре «раскрасил».

Коль дерущихся гурьба –
То не драка, а БОРЬБА.
Но совсем не «вольная»,
А кулачно-школьная.

Глеб – известный «чемпион»
В спорте «Школьный БИАТЛОН» –
По стрельбе, но очень гадкой:
По животным, из рогатки!

Он у школы птиц стреляет,
И, к несчастью, попадает.

Есть другие виды спорта –
ТЕННИС, только не на корте:
Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет
По столам, по книгам мячик.

Коль летят над нами шапки,
Иль пеналы, или папки –
Это вовсе не гулянье,
Это – школьное МЕТАНЬЕ!

Друг на дружке – это СКАЧКИ,
Где нужна спина-силачка.
Всадник должен удержаться,
Чтоб до финиша домчаться.

Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ –
Пола мокрого маранье,
Что совсем не распрекрасно,
А заведомо опасно!

Вот такие виды спорта…
Где призы – совсем ни торты,
Ни медали, ни признанье.
Вместо кубка – порицанье!

Натали Самоний

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека. Об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу. Рассказ о требованиях к одежде, обуви, внешнему виду.

Показать Слайд 2 . Презентация .

Учитель. Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры. Какие игры знаете вы?

Кроме урока физкультуры есть и другие формы занятий физической культурой.

Показать Слайд 3.

Например, утренняя зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Показать Слайд 4.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Показать Слайд 5.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола,волейбола.

Показать Слайд 6 .

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Основная часть.

А сейчас я вам расскажу, какие виды спорта входят в школьную программу. Их мы будем изучать на уроках физкультуры.

Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?

Показать Слайд 7.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Следующий вид спорта – это гимнастика.

Показать Слайд 8.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну конечно – это …………. (мяч).

Показать баскетбольный мяч.

Показать Слайд 9.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим этот мяч.

В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть,
И в кольцо его бросать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит – это………………(баскетбол).

Показать Слайд 10.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку про следующий вид спорта.

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Звероловы?
Что за сетка во дворе?
Не мешал бы ты игре.
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в…………….(волейбол).

На этом Слайде изображены волейболисты, играющие в волейбол. В волейболе игроки передают мяч через сетку руками. Стараются не допустить, чтобы мяч коснулся пола с их стороны. (Показать волейбольный мяч.)

Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это футболка, спортивные шорты, носки и спортивная обувь: кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую или прохладную погоду для занятий на улице – спортивный костюм.

Показать Слайд 11.

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу. На этом Слайде показан учитель, который встал к линии и поднял левую руку в сторону. По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Показать Слайд 12.

На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале.

Построение в одну шеренгу по росту. Отдельно мальчики и девочки. Учитель выбирает самого высокого ученика и ставит его первым – правофланговым. Потом, проходя, дотрагивается до плеча ученика, который должен стоять следующим по росту, тот выходит на линию и встает рядом с правофланговым, и т.д.

Учитель: в таком порядке вы будете строиться всегда. Запомните, кто ваши соседи.

Игра “По своим местам”

Дети садятся на скамейку. Затем по команде учителя: “По своим местам в шеренгу становись”, дети строятся в шеренгу на прежнее место и в прежнем порядке (отдельно шеренга девочек и шеренга мальчиков). Выигрывает шеренга, которая быстрее построилась. Повторить 2 раза.

Эстафета “Гонка мячей сбоку”.

Соревнуются две шеренги с равным количеством детей. У правофлангового мяч. По команде учителя нужно передавать мяч сбоку из рук в руки своему соседу слева, когда мяч дойдет до левофлангового, передать мяч обратно. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч обратно правофланговому. Повторить два раза.

Заключительная часть.

Упражнение на развитие равновесия.

Поставить ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде учителя закрыть глаза и стоять не шевелясь до десяти счетов. Затем усложнить упражнение. Одну ногу поставить впереди другой по одной линии. Впереди стоящая нога должна пяткой касаться сзади стоящей ноги. Так же простоять до десяти счетов.

Рефлексия деятельности.

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке. Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке. Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему уроку.

Объявить о том, что урок закончен.

Список использованной литературы.

    Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А.П.Матвеева / авт.-сост. А.Ю.Патрикеев . – Волгоград: Учитель, 2012.

    Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. / авт.-сост. В.И.Ковалько . – М.:Вако, 2010.

    Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева . 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.

    Физкультура в 1 классе: Поурочные планы. Первое полугодие / Н.И.Сорокина, С.А.Сорокин . – Волгоград: Учитель, 2004.

17 ноября 2016 года в Академии социального управления города Москвы проходил региональный методический семинар с темой «Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры и внеурочных занятий в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры».

Актуальность темы не вызывает сомнения. Повсеместно, нехватка спортивных залов. Материально-техническая база образовательных учреждений на низком уровне. Загруженность в течение учебного дня школьных спортивных залов так велика, что просто удивляешься педагогическим способностям и мастерству наших учителей. Как можно провести полноценный урок, когда в спортзале одновременно занимаются 2-3 класса, и при чем, не всегда одного возраста?

Я не стану утверждать это про все школы страны. Современные, новые школы оснащены всем необходимым: несколько спортивных и тренажерный залы, плавательный бассейн и хореографические кабинеты. А в старых школах и, в особенности, сельских учреждениях, уже приспосабливать кабинеты под физическую культуру нет возможности из-за роста численности занимающихся. Но выходить победителем из создавшейся ситуации необходимо.

На семинаре я выступил с видео презентацией. Тема: «Организация процесса обучения на уроках физической культуры в условиях неудовлетворительной материально-технической базы в общеобразовательном учреждении».

Как же проводить уроки физической культуры или внеурочные мероприятия в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры?

Поделюсь своими соображениями и примерами из собственного опыта работы.

Первое, что хочется предложить – это заниматься физкультурой как можно больше и дольше на открытом воздухе. Лет 20 назад повсеместно, в нашей стране, проводился час здоровья. Думаю, некоторые из Вас помнят это. На открытом воздухе, в рекреации, коридорах и в спортивных залах учащиеся образовательных учреждений занимались физической культурой и спортом в течение часа в середине учебного дня. И, ведь, получалось не плохо.

А в школе, но не в спортивном зале, рекомендую широко использовать лестничные марши между этажами (можно придумать массу упражнений на развитие быстроты, силы, ловкости и координации движений). Мое спортивное становление начиналось на стадионе, и я помню беговые и прыжковые упражнения на старых, деревянных трибунах.

В рекреации или в маленьком кабинете на гимнастических матах целесообразно выполнять упражнения с элементами акробатики, борьбы и даже подвижными играми.

Я не буду акцентировать Ваше внимание на упражнениях со скакалкой и на занятиях аэробикой (очень много есть методических разработок и упражнений).

Давайте познакомимся с нетрадиционными формами занятий, которые применяются на нашей сельской школе.

Игра «Резиночка». Ох, как она была популярна в Советское время. Помните? И на переменах, и на открытом воздухе во внеурочное время. В нашей школе мои коллеги возродили эти увлекательные и полезные упражнения. С интересом занимаются учащиеся младших классов и среднего звена и не только девочки.

Напомню, что длина резинки 3 метра.

Состоит комплекс из 6 упражнений.

Высоту натянутой резинки изменяют по мере выполнения всего комплекса упражнений.

Год назад меня осенила мысль заменить мяч на волан при метании на дальность. Техника одна и та же, что при метании мяча и волана. Только волан не улетает далеко, как мяч. И можно заниматься практически везде. Выполнять метание волана можно как дальность, так и на точность (в цель).

Я уже успел провести ряд открытых уроков с использованием этого снаряда. И отзывы специалистов (тренеров по легкой атлетике) только положительные.

Ну, а это психологический тренажер под названием «Дружба» на воспитание чувства локтя, коллективизма и сплочение команды. Благодаря этому тренажеру можно легко определить лидера в группе, коллективе.

На полу установлена платформа, на которой лежит теннисный мяч. К платформе прикреплены 6 веревок одинаковой длины (1 метр). Каждому участнику, необходимо взявшись за конец веревки, натягивая к себе, приподнять платформу так, чтобы мяч не упал. Далее, пройти 2-3 метра и в условленном месте опустить на пол. Задача: во время выполнения задания, мяч все время должен находиться на платформе и придерживать его нельзя.

В этом учебном году я заинтересовал учащихся младшего и среднего звена игрой из моего детства «Колесо». Моя затея превзошла все ожидания. Во внеурочное время и во время прогулок на открытом воздухе это занятие стало одним из любимых. Смысл упражнения-игры «Колесо» заключается в катании колеса-обода при помощи проволоки-руля. Инвентарь состоит из проволоки, загнутой определенным образом на конце и колеса, обода от велосипеда. Диаметр колеса не имеет значения, но более маневренными являются диаметром 20-30 см. Можно катать, даже, гимнастический обруч.
Особый статус в моей педагогической практике имеет стретчинг. Не скажу, что сейчас я его часто использую на уроках, но интерес к нему у меня более 10 лет. Периодически я использую его на уроках физической культуры. И вас призываю заинтересоваться им.

Вот один из комплексов индивидуальных упражнений. Коротко познакомьтесь и оцените. Комплекс упражнений предназначен для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и подвижности в суставах. Он может использоваться в любой части урока.




Физкультура в США

Спорт в США — одна из национальных идей, а школы — резерв для национальных сборных. Поэтому уроки физкультуры здесь не просто занятия, а целая система, в которую вовлечены почти все ученики.

У каждой школы есть своя полноценная площадка: баскетбольная, бейсбольная, для американского (или европейского) футбола. Многие школы оснащены бассейном. Почти все принимают участие в межшкольных соревнованиях, которые даже показывают по местному телевидению для пропаганды спортивного образа жизни с самого раннего детства.

Имена игроков пишут на экране, а одноклассники болеют за своих на стадионе или дома перед телевизором

Вспомните любой американский фильм про подростков или школу. Там обязательно будет что-нибудь про местных спортсменов, школьную команду и чирлидерш. Дворовая культура спорта тоже хорошо развита в США. Правда, вместо популярного в России уличного футбола, американцы больше любят баскетбол, бейсбол, пробежки и даже йогу на улицах.

Большая часть уроков физкультуры завязана на соревнованиях и командной работе. С первых классов вместе с традиционной разминкой ученики занимаются на школьном стадионе, участвуют во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. У школьника всегда есть возможность выбрать любимый вид спорта.

Часто урок начинается не с разминки, а с молитвы. Впрочем, такая практика имеет место только в отдельных штатах.

Разминка в начале урока очень долгая и насыщенная. Детей заставляют много бегать, играть в примитивные командные игры с мячом, догонялки, перепасовку. По словам американских педагогов, такой подход к уроку помогает решить три проблемы: разогреть мышцы перед игрой, позволить детям выплеснуть накопившуюся за предыдущие уроки энергию, организовать класс в единую команду, что особенно работает в классах с плохой дисциплиной.


Вторая часть урока — фитнес. Во многих школах действует такая система: ученики делятся на группы и каждая группа несколько минут занимается каким-то одним видом активности. Прыгает через скакалку, кидает мяч, отжимается. Через несколько минут группы меняются.

Сделано это для того, чтобы ученики могли понять, какой вид спорта и какой вид нагрузок вообще им ближе. Ведь всегда есть тот, кто любит бегать, а есть тот, кому больше по душе играть с мячом.


Последнюю часть урока уделяют игре. В случае со школьными уроками — это чаще всего баскетбол или волейбол.

В некоторых крупных школах занятия физкультурой в старших классах полностью заменяют разные секции

То есть ученик, например, записывается на бейсбол и занимается им в середине школьного дня, чтобы не было возможности прогулять и можно было сделать перерыв в «сидячей учёбе».

В школах США, кроме уроков физической культуры, с 1986 года действуют обязательные специальные программы «Вызов президента». Это тесты по физической подготовке детей от шести до 17 лет. Программа «Вызов президента» содержит пять видов упражнений: бег на милю, челночный бег 4×39 футов, подтягивание в висе, сгибание туловища из положения лёжа, наклоны вперёд.


В Америке в обязательном порядке создают команды обоих полов по всем видам спорта, кроме американского футбола. Конечно, для такого разнообразия физподготовки нужно много преподавателей. В таких школах работают до десяти учителей физкультуры и тренеров по отдельным секциям.

Высокий балл по физкультуре часто помогает поступить в колледж при прочих равных с другими абитуриентами

За сильного спортсмена колледжи готовы побороться между собой.

Кстати, в США есть специальные спортивные клубы для детей и взрослых с лишним весом. Вход в такой клуб разрешён только людям, чей вес сильно больше нормы. Например, в Чикаго и Далласе вес должен превышать норму на 23 килограмма. Полным людям психологически непросто ходить в обычные клубы и бассейны, а в специализированных клубах у них не возникнет подобных проблем, так считают организаторы этого спортивного досуга.

Физкультура в Японии

В Японии здоровье граждан — часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру.

Зарплата учителя физкультуры зачастую равняется зарплате директора крупного завода. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель.

Учитель физкультуры в Японии — не просто физрук, он должен иметь ещё и медицинскую квалификацию

Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого внимательного отношения к здоровью школьника. Уже в первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.


Физкультура в Японии у младших школьников

Японцы любят командную работу и изобретают игры для школьников, где можно побегать и заодно получить какие-то навыки ориентирования, проявить смекалку и выработать дисциплину.

В Японии приветствуются занятия единоборствами с детства: в школах очень много секций каратэ, сумо, джиу-джитсу и других

Здесь развита культура спортивных клубов, многие школьные секции тесно связаны с клубами, в которых ученик сможет состоять всю жизнь. Школьные клубы называются «букацу». В этих кружках школьники кроме спорта занимаются изучением иерархии и церемоний. Назначается староста, его заместитель, а внутри может создаваться дополнительная структура. Например, главный по хозяйственной части (следит за износом мячей, бит, флажков), главный по бухгалтерии (на кружки скидываются родители учеников), главный по расписанию и так далее. Таким образом школьники приобретают навыки социализации и знания структуры общества.


Занятия единоборствами в «букацу»

Что касается иерархии, то в «букацу» она очень строгая. Например, в кружке пинг-понга в некоторых школах первый год новые члены в основном подбирают мячики, отлетающие во время игры. Они убирают зал, смотрят на игру и почти не тренируются.

Каждому гражданину Японии с детства известно слово «ундокай». Переводится примерно как «спортивная встреча». Это может случиться в любом возрасте: японца могут позвать бегать, прыгать и участвовать в соревнованиях. «Ундокай» — это долгие показательные выступления: соревнования в беге на разные дистанции, эстафеты, прыжки в мешках, подвижные игры, разные конкурсы. Зрители должны сидеть по пять-шесть часов или под открытым небом, или под тентами, на трибунах или на циновках — в зависимости от местных условий. Это событие проводится каждый год начиная с детского сада, потом — в школе и в университете.


«Ундокай»

Начинается «ундокай» с построения, шествия с флагами, напоминает парад. К организации мероприятия привлекают родителей, которые с семи утра устанавливают оборудование, приносят с собой еду и устраивают пикники. Команды детей маршируют, исполняют комплекс утренней гимнастики, танцуют групповой танец, кричат речёвки.

Кроме спортивных состязаний классический в Японии вид соревнования — закидывание маленьких мячиков в корзину на шесте

За определённое время команда должна забросить больше мячей, чем соперник.

«Ундокай» длится по пять-семь часов, родители, соседи и учителя за это время могут познакомиться друг с другом. Всё это — часть системы подготовки ребёнка к взрослой японской реальности, где очень важна дисциплина, трудолюбие, умение работать на благо команды и на результат.


Детский оркестр во время проведения «Ундокай»

В развитии физкультуры и спорта в Японии можно уловить влияние китайских обычаев и буддизма. Например, популярны секции конного поло, кемари (игра на ловкость и быстроту) и танцы.

В начальной школе (первый-шестой классы, возраст — 6-12 лет) предусмотрено не меньше трёх часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы: общая физическая подготовка, гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. По программе дополнительных занятий каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не реже одного раза в неделю.

В старших классах более 40% школьников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю, а остальные 60% тратят на физкультуру два-три часа в неделю — это обязательный минимум.

В Японии есть лига школьного бейсбола, которую показывают по телевизору. Зрители обычно болеют за школу в своём районе

Победившие в каждом регионе (нужно выиграть пять матчей) едут на главный стадион страны — Косиэн, префектура Хёго. Там в течение нескольких дней проходит главный чемпионат школьного бейсбола. Всё это показывают по телевизору, а имена старшеклассников пишутся на экране, как во взрослом спорте. Для многих мальчишек Косиэн — это главная школьная мечта. Девочек на этот стадион берут болельщицами, они готовят танец и кричалки.


Женская бейсбольная команда

Физкультура в Англии

В Великобритании есть только три предмета, обязательных в течение всей школьной учёбы — это математика, английский язык и физкультура. Кроме традиционной физической культуры школьнику там дополнительно предлагаются разные виды спорта. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта — от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек.


Британские школьники занимаются метанием диска

Физическая культура для школьников Англии примечательна тем, что ученики могут выбирать и среди нетрадиционных видов спорта. Например, в 2006 году английское агентство по активным видам спорта и музыкальному маркетингу (KAOS) внедрило концепцию активных видов спорта в школе — ASIS. Цель этой программы — привлечь как можно больше молодёжи к скейтбордингу.

ASIS добилась того, что скейтбординг перестал быть роскошью для обычных школ. Во многих из них появились специальные площадки для этого занятия

В средних школах действует программа под названием «Физическое воспитание как подготовка к жизни». Как и в США, здесь уделяют внимание межшкольным соревнованиям и внеклассным тренировкам. Турпоходы для школьников, выезды на природу, спортивное ориентирование. Ответственность за эту работу возложена на специальный орган — Национальный совет школьного спорта.


Занятие по крикету

Начиная с 11-13 лет школьники сами решают, каким видом спорта они будут заниматься в текущем триместре.

Перечень видов спорта, которыми можно заниматься в британской школе-интернате, огромен. Это хоккей на траве, крикет, бадминтон, фехтование, гольф, плавание, гребля, водное поло, парусный спорт, сквош, спортивная стрельба, конное поло, стрельба из лука, йога, скалолазание и многое другое. В некоторых школах есть, например, свои конюшни.

Самые популярные командные виды спорта — регби и футбол среди мальчиков, нэтбол (женский баскетбол), хоккей на траве

Спортивная программа каждой школы индивидуальна. Но чаще всего занятия физкультурой длятся полтора часа и проходят в дневное время два-три раза в неделю. А в выходные команды соревнуются со сборными других школ. Кроме того, есть время для индивидуальных занятий «Activity slots» — их время не ограничено.


Соревнования по регби

Физкультура в других европейских странах

Стандарты занятий физической культурой в разных странах Евросоюза не сильно отличаются друг от друга, и в целом похожи на российские. Уроки физ-ры обязательны и длятся от полутора до четырёх часов в неделю. Но есть свои особенности.

Во Франции во многих школах между занятиями бывают двухчасовые перерывы, во время которых можно играть в футбол, пинг-понг, баскетбол

Кроме того, есть обязательные занятия физкультурой — три-четыре часа в средней и старшей школе. Физическая культура начинается ещё в детском саду — обязательно не меньше шести часов в неделю. Детей с четырёх лет учат прыгать, бегать, держаться на воде. Стадионов и спортивных площадок для внеклассных занятий во Франции очень много. Но не всегда они используются в полном объёме. Бывает, что стадионы пустуют, особенно в небольших городах. Во Франции всё зависит от конкретной школы — программа может сильно отличаться. Где-то есть спортивные секции и кружки, где-то есть только один внеклассный вид спорта, но физкультура для всех школьников обязательна.


В Германии популярно членство в разных клубах, в том числе и спортивных. Например, если ученик занимается в секции футбола, то он может вступить в местный футбольный клуб, это очень приветствуется. Членство в таких клубах платное, но, как правило, не очень дорогое. У членов клубов свои традиции, съезды и мероприятия. Во многих школах в начальных классах занятия физкультурой проводятся ежедневно, дальше предусмотрено три-четыре часа в неделю. В Германии также проводятся межшкольные соревнования, особенно популярны «Молодёжь тренируется для Олимпиады» — соревнования для учащихся начальной школы. Они проводятся на городском и районном уровне по 12 основным олимпийским видам спорта. Со школами тесно сотрудничают спортивные клубы по этим видам спорта.


В Италии популярна культура дворового футбола, особенно в небольших городах. Дети и взрослые часто устраивают соревнования между дворами, а новости о любительских матчах выходят в местных газетах. Физкультура обязательна для итальянцев в течение 13 лет основного образования — для всех детей, не исключая детей с ограниченными возможностями. Для них проводят адаптированные занятия. Обучение в дополнительных секциях чаще всего платное.


Во многих европейских странах в небольших городах дети добираются до школы на велосипеде. Особенно популярна такая практика в Голландии, Финляндии и Франции, поэтому и велоспорт в этих странах в почёте со школы. Ещё в Европе во многих школах на переменах дети могут играть в настольный теннис, аэрохоккей или подтягиваться на турниках.