Open
Close

Сравнительная характеристика произведений тютчева и фета. Сравнительный анализ стихов фета и тютчева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 16» г.о. Самара

Урок литературы в 10 классе

Учитель русского языка и литературы

Клинова Ольга Ивановна

«Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Тип урока : повторно-обобщающий.

Цель : Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

Задачи :

Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов.

Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов.

Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Оборудование урока:
Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В.Бетховена «Соната № 14».

Ход урока

Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

Слово учителя:

На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.

«Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

-« О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева.
- А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек - Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –

«Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
Перед вами два текста:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижной, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А. Фет
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста –
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

Работа с текстами

Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет : от уныния – к надежде и мечте Тютчев : созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство . Тютчев: преобладает мысль ).

Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь , очарован, неподвижная, немая.)

Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения ).

Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев : мир загадочный, таинственный).

Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет : «посвященным только зримо цветет весна и красота».Тютчев : тайна природы непостижима для человека.)
-Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина И. Грабаря «Февральская лазурь? Почему? (Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес »

Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы).
-В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира?

Ф. Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьям изнуренным,
Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь. Так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

- Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

А. Фет
Учись у них - у дуба, у березы
Кругом зима. Жестокая пора,
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Что вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

В дымке – невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью,черешней..

Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?

Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?

Сравним еще два стихотворения:

А.Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Ф. Тютчев

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным хочет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет : фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы. Тютчев : космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

Посмотрите на репродукцию картины русского художника

В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).

Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное).

Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая , она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной).

Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично:

ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

-«Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог?

Ф. Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод,
горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)

Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

И тайна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами,
Вот почему нам ночь страшна.
(«День и ночь»)

Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире?
Сравним еще два стихотворения.

А.Фет
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ф. Тютчев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой …

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет . Тютчев: страдание ).

Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии (греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания.

Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя? («Зеркальная композиция помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль?

ПЕВИЦЕ
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль.
Где кротка, как улыбка, печаль,
И все выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

(Аллитерация на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации; ассонанс на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия).
-Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «Поединок роковой » двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева:

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески- неясный,
Как откровения духов…

Пускай страдальческую грудь
волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы:
1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.

1. Логизация хаоса.

2. «Мысль, чувствующая и живая».
3. Иррациональность и внелогичность.

4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия.

5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения».

6. Эстетизация окружающего мира.

7. Трагическое мироощущение.

8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.

9.Колдовская музыкальность.

10. «Тайновидец природы».

12.Ощущение счастья бытия.

13. Идеализация любви.

14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

А теперь проверьте себя:

ТЮТЧЕВ
Логизация хаоса
«Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
Трагическое мироощущение
«Тайновидец природы»
«Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
ФЕТ
Иррациональность и внелогичность
Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
Эстетизация окружающего мира.
Полутона и смутные оттенки душевных движений.
Колдовская музыкальность
-Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
Ощущение счастья бытия
Идеализация любви

Домашнее задание:

1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева.

2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.

Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

  1. Введение. Наш мир многообразен, наполнен разными оттенками событий, вобравшие всю красоту палитры счастливых мгновений. Но, к сожалению, нравственные качества человека перестали иметь значимость в современном обществе . Пламень души, с которым жили наши деды и прадеды, перестал гореть с силой добросовестности, жажды помочь и поддержать других.

Пытаясь догнать последние новинки моды, мы рисуем себе лица, истребляя себя, совсем забывая о нашей внутренней красоте. Мы, словно сумасшедшие, бежим за стандартами общества, пытаясь быть в тренде и выглядеть богато.

В те далекие времена жить было просто. Именно в это время, когда каждый человек ценил миг прожитой жизни, когда каждый мечтал сделать благо во имя народа и совершить благородный подвиг, войдя в историю, стал рассветом серебряного века . Мы живем один раз в жизни, и почему бы не прожить ее в удовольствие себе и всем окружающим, не причиняя боли, страданий, озаряя всех своей улыбкой.

По этому поводу Омар Хайям , пишет следующее в своих «Рубаи» :

Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье –

его не подстеречь уж никогда потом.

Время несется с огромной скоростью и меняет людей, подчиняя своим правилам. Получается, что, имея плотный график работы, мы превращаемся в рабов времени, оплачивая ее полет драгоценными мечтами, живущими в нашем сердце.

Серебряный век - это не просто период, который раскрыл талантливых писателей и поэтов, а это бесценное богатство, наследие нашей культуры. Произведения, созданные легкой рукой наших собратьев, наделены волшебной силой. Чудеса, таинственность, пропитаны в каждой строчке их творения, пронзая каждую струну нашей души, размягчая материю нашего сердца.

Практически каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает важные проблемы нашего общества, но, несмотря на это каждый стих по-своему мил, прелестен и красив. Когда поэт брался за написание стихотворения, он мыслил. Но, мыслил по-своему, представлял определенный образ, картину.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, почему разные писатели, такие как А. А. Фет и Ф. И. Тютчев , давали разные качества одному и тому же предмету?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткая характеристика стихотворений об осени известных русских поэтов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, установить связь между стихотворениями, доказать, что они имеют сходство и различие, убедиться, что красота своеобразия присутствуют у обоих поэтов.

Проблема исследования. В чем сходство и различие в описании осени у разных поэтов, в ее представлении и подаче материала читателю?

Объект и предмет исследования. Стихотворения А. А. Фета «Осень», «Задрожали листы, облетая», «Какая холодная осень!"; стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Обвеян вещею дремотой».

Задача исследования. Провести сравнительный анализ стихотворений поэтов.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в основу образа осени ложится восприятие каждым отдельным человеком окружающей среды.

Методы исследования. Сравнение и анализ.

Научная и практическая значимость. Данная работа представляет собой оригинальное сравнение и анализ стихотворений об осени указанных поэтов.

  1. Анализ стихотворений Фета А. А. Афанасий Афанасьевич Фет - великий русский поэт, родился в 1820 году в посёлке Новосёлки. Настоящая фамилия Шеншин. Отцом его был Афанасий Шеншин, богатый дворянин. С матерью, Шарлоттой Фет, они поженились заграницей, так как в России это было сделать невозможно.

В 14 лет, документы признали недействительными, и мальчику пришлось взять фамилию мамы. После смены фамилии, вся привилегия богатой жизни были воспоминанием для Фета. Поэтому всю жизнь он ненавидел свою фамилию.

Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет» .

Учился он в немецкой школе, далее поступил в пансион профессора Погодина, чтобы подготовиться к поступлению в университет на факультет филологии. Уже в студенческие годы Фет проявляет свой поэтический талант, и становится знаменит благодаря своим стихам. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди»... (1842 год) был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева , «песней, сделавшейся почти народною» .

Внешность поэта была вызывающе антипоэтична: грузный, кряжистый, тяжёлый, с грубым и прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Нам кажется, что его характер и душевное состояние отразились на внешности поэта. Дело в том, что с ним случилось несчастье: его жена и единственная любовь всей его жизни погибла. Он очень сильно переживал о потери любимой, тем самым становился черствым человеком, который с трудом находил общий язык с людьми. У него было мрачное представление о жизни, что отразилось в стихах. Поэтому его поэтические шедевры стали печальными и тяжелыми.

Однако, природа всегда была интересна поэту. Возможно, именно в ней он находил силы и помощь жить дальше, после тяжелой утраты. Смотря на шумные реки, бескрайние поля и леса, ему было не так одиноко. Следовательно, если он любил природу и наблюдать за ней, значит, любил передавать её красоту в своих стихах. К таким произведениям относятся все три стихотворения, взятые нами за основу для анализа.

На момент написания стихотворения «Осень» (8 октября 1883 года) , поэту было шестьдесят три года. В своей несчастной и печальной жизни он добился многого. В его жизни наступила та пора, когда можно переосмыслить свой жизненный путь и начать наслаждаться жизнью.

Это стихотворение вторит и показывает нам о его состоянии и настроении в этот период. Хотя автор наслаждался осенью и восхищался ею, стихотворение «Осень» получилось довольно печальным. Хотя, здесь нельзя сказать однозначно. Стихотворение состоит из трёх строф, и каждому свойственно своё настроение, своя тональность. То она вызывает тоску, уныние и печаль - все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорается при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но, во второй строфе мысль с резкостью меняется, и осень предстает в другом образе, наполняясь цветом, теплом, счастьем. Контраст первой и второй картины, играя чувствами человека, заставляют увидеть ее самобытность, многоликость.

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

В третьей строфе стихотворения нет ни красок, ни печали. Автор рассказывает нейтрально, умеренно, без лишних окрасок. Особенность стихотворения в том, что автор не меняет действия или героев, а меняет эмоции, и стихотворение получается необычным и по-своему прекрасным.

Тропы и эпитеты здесь «сумрачные дни» , осень «беззвучная, хладная» , «золотолиственных» уборов. Также эпитетами являются дни «грустны» , истома «безотрадная» , «сумрачные» дни. Метафоры здесь «в крови золотолиственных уборов» ; градация здесь «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «и знойных прихотей любви» .

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Нас немного удивило и озадачило появление образа любви в этом стихотворении. Нам казалось, что осень - это образ уныния, покоя, так называемая спячка души. Но А. А. Фет пишет «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви» .

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Еще одним прекрасным творением служит стихотворение «Задрожали листы, облетая» (13 июля 1887 года) . Образ осени, является для А. А. Фета временем ухода и прощания, тем самым временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Читая это стихотворение, невольно приходят мысли о пустоте и вечности, страхе и волнении, скрывающееся в осеннем пейзаже.

Первые строки посвящены образу бури с метафорами «злая буря» , где глаголы «рвет» и «мечет» , что говорит о неблагоприятной погоде. А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, жаждущей так и подхватить жертву в любой момент. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативом и отвращением. А в роли жертвы выступают зеленые листья. Они молоды, полны энергией и не чувствуют холод наступающей опасности, но узнав ее огненные порывы, пытаются уцепиться за каждую веточки, чтобы выжить.

Автор сопоставляет молодые, наивные листочки осенней поры с бунтующей, властолюбивой бурей, создавая контраст между двумя образами. Этот процесс говорит читателю о том, что за окном царствует поздняя осень, готовящая трон для царствования зимы. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, и, читая такие строки, как бы погружаешься в атмосферу холода, страха и переживания. Все это передано с помощью олицетворений «задрожали» листы, тучи «закрыли» , буря «рвет и мечет и воет» . Эпитет здесь буря «злая».

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшися, злая

Рвет и мечет и воет в лесу .

Во второй строфе А. А. Фет повествует о маленьком, теплом гнездышке, рассказывая о крохотной птичке, которая воплощает в себе образ храбрости, стойкости и мужества. Очень интересным нам показалось то, что по контексту получается, птица не напугана бурей, не боится ее свирепости. Происходит такое ощущение, что страх приравнивается к смерти, а жизнь к мужеству. Если сравнить первую и вторую строфу, то мы увидим изменения в настроении, в подаче информации. Первая строфа строгая, зловещая, от нее веет холодом, мраком, мрачностью. Вторая, наоборот, легкая, как полет птички, теплая и мягкая, как ее гнездо.

Таким образом, гнездышко становится символом защиты и спасения от невзгод. Если глубоко вникнуть, то мы поймем, что под словом гнездышко зашифровано более масштабный смысл, затаено значение дома, крепости, защиты. В описании бури автор использует глаголы («стремительность», «несущее хищническое разрушительное начало») , которые точно передают чувство и эмоции поэта, в описании птички же - краткие прилагательные («светлогруда», «легка», «невеличка») , что способствует созданию светлого, лучезарного образа.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна .

Третей строфе присуще тоска и одиночество, ну не многие же способны пережить сильную бурю? Несмотря на черные краски осеннего пейзажа, есть маленькая искра цвета, озаряющая стих светом, красотой, легкостью. Нам ее немного жаль, все же, она одна противостоит буре, одна капелька цвета во мраке тьмы, с помощью метафоры «грохочет» громов перекличка. Эпитеты здесь мгла «черна» , гнездышко «теплое» , птичка «светлогруда, легка, невеличка» .

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Замысел этого стихотворение передается легко, просто и изящно, автор пытается убедить нас, что все трудности, которые мы испытываем, являются мелочами нашей жизни, словно туман над рекой по утрам. Если рано утром густой туман мешает выйти нам из его пелена, то через время, под огненными лучами небесного факела, он рассеется, и все будет еще лучше, чем бывало!

А ведь еще ранее, А. А. Фет в 1847 году пишет стихотворение «Какая холодная осень!" (1847 год) . В первой строфе с первой же строчки, автор восклицает о негреющей, бессердечной, бесчувственной поре. При описании картины суровой и мерзлой осени, в нашей голове, в мгновение ока воспламеняется изображение туч, как с блеском искр, цвета благородного чёрного опала, она так и морщится, показывая свое уныние с неба. Картина, поджигает нас, пробирающим до костей ветром, уносящего в вальс листьев, невольным образом заставляющего листья плясать под его дудку, с помощью эпитета «холодная осень» .

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот .

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает .

Складывается ощущение, что поэт, рассказывая о природе, повествует о внутреннем мире человека. Горящий пожар, является не потухший страстью души, холод осени - болью человека, которого не выслушали, оттолкнули. Конечно, человек будет неловко себя чувствовать, томится, угнетать себя, но свои умения, свое пристрастие бросить не сможет. Как пианист не сможет расстаться с роялем, художник с мольбертом или садовод с огородом. А близкий человек, увидевший такую боль своего друга, и пытаясь разжечь в его душе огонь, стремится показать красоту осеннего мира, чтобы тот, взглянув на окружающее его богатство, поверил в себя и понял, как прекрасен его талант и умение!

Со второй строфы, поэт, яркими словами пишет картину, с помощью эпитета «фосфорные ночи» , метафор «сияние северной ночи» . Олицетворения «светят очи» , «очи не греют» , благодаря такой подборке выразительных средств, стих получился воздушным, насыщенным, хоть и вьется он с запахом мороза и люда.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Стихи А. А. Фета воспроизвели на нас большое впечатление, его творчество приукрашивает, обогащает стихотворный сборник в нашей истории и литературе, в его стихах отражается сущность природы, внутренний мир человека. Он способен заставить человека глубоко задуматься о многих вещах, окружающие нас каждый день, да еще с такой силой, что прочитав хотя бы одно его произведение, взгляд на какое-либо явление или процесс изменится.

Сам А. А. Фет стал нашим одним из любимых поэтов, его биография показала нам, какая она, настоящая любовь, наверно, не каждый сможет сохранить верность своей возлюбленной. Также он полюбился нам своим умением дарить читателю необычные образы и картины золотой поры!

  1. Анализ стихотворений Тютчева Ф. И. Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование под руководством С. Е. Раича .

Юный Федор интересовался стихосложением и классическими языками, где его поддерживал преподаватель. Изучал древнеримскую поэзию, и уже к двенадцати годам он переводил оды Горация .

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами, небрежно одетый, часто рассеянный талантливый поэт, однако дипломат преображался во время салонного общения. Следовало Тютчеву заговорить, как окружающие замолкали, в его словах настолько было много разумного, образного и оригинального смысла.

Его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку, производило колоссальное впечатление на окружающих. Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Ф. И. Тютчев был близок с природой, и природа в его творчестве играет важную роль. Описывая пейзажи разных времен года, он оживляет явления, объекты природы, просто и ясно описывая качества, присущие предметам. В его творчестве присутствует философия. День, ночь, зима лето, в бесконечном круговороте заменяют друг друга, представая в новых образах перед читателями, открывая другие стороны своего характера.

Особенно тонко поэт в своих стихотворениях об осени, красиво описывает действия, происходящие в природе, дуновения ветра, хруст листьев, палитру осенних цветов. Но самое главное - это описание чувств. Оживляя предметы, он характеризует его со всех сторон, передает эмоции и чувства. Нежная пустота с холодной лаской осени, струится в порывах воздуха, и, подхватываясь порывами ветерка, одурманивают разум человека.

Именно подобные чувства, когда душа человека начинает снова осмысливать жизнь, когда сердце, успокаиваясь от ярких огней страсти лета, начинает остывать и смотреть на жизнь более глубокомысленно, переставая отдаваться амбициям, рождены в строчках настоящего шедевра.

Одним из таких примеров является стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 год) , которое окунает нас в мир удивительной легкости, неназойливой тревоги, прозрачной грусти и теплой надежды. Стихотворение заставляет нас задуматься о жизни. Если мы хорошо поразмыслим, то поймем, что автор сопоставляет различные проявления погоды. Вначале, он описывает тихую, спокойную погоду, а потом тревогу, страх, и заканчивает гармонией.

Нам стоит задуматься о мыслях, которые Ф. И. Тютчев пытался нам передать, а именно, умение верить и надеяться в любую неясную погоду, потому что когда-нибудь она точно прояснится. Пленительностью отмечены первые две строчки, в которых царят покой и тишина осеннего заката, озаряющие светом очаровательности. Он будто ухмыляется увяданием природы, зная, что после теплых, сухих деньков обязательно наступит суровость и дерзость непогоды.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

И на самом деле, уже в третьей строке, настроение поэта меняется. Он чувствует скрытую угрозу от движения воздуха падающей листвы, и для передачи столь тонкого предчувствия страха он использует звукописи, используя свист шипящих и ноющих согласных, а также добавляя контрастные, насыщенные цвета, добавляя капли беспокойства, используя антитезу.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Создается картина, пропитанная тревогой, страхом того, что можно будет ожидать в последующие минуты. Но вместо ожидаемого ветра, бури и дождя на смену приходит спокойствие, тишина и неподвижность. Все угомонилось. Страх и тревога развеялись вместе с лучами пылкого солнца, и на место багряному и оранжевому цвету пришла лазурь, блеск лучей сменяется легкой дымкой тумана.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Поэт олицетворяет саму жизнь, показывая насколько легко, она может измениться в любую секунду. Из сонного и неподвижного состояния порывы холодного ветра становятся предвестником будущей суровой зимы, хотя автор наполнен позитивом и пишет с чувством теплоты.

Последние строчки уже не вызывают печали, страданья, хотя имеют в наличие слова с таким же смыслом. Но сердце автора спокойно, не волнуется и не переживает, а лишь живет верой, что все закончится, все пройдет. Потому что, как бы ни была ночь темна, и сколько страхов она в себе не таила, пройдет время, и лучи солнца растворят ужас мрака, одаряя всех улыбкой своего света!

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья .

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге, с перекрёстной рифмовкой. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Эпитеты здесь «зловещий блеск» и «пестрота дерев» , «багряных» листьев, «грустно-сиротеющей» землею.

Также эпитетами являются «умильная, таинственная» прелесть, «туманная и тихая» лазурь, «порывистый, холодный» ветер. Имеется в данном стихотворении и аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев - «багряных листьев томный шепот» , свежее дыхание ветра - «и, как предчувствие сходящих бурь» , «порывистый, холодный ветер» . Олицетворение здесь - багряных листьев «шелест» .

Еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (22 августа 1857 года, по дороге из Овстуга в Москву) , которое при чтении вызывает приятное чувство, наслаждение эмоциями. Он любит природу и понимает ее. Стихотворение легкое, приятное. Автор рассуждает о взаимоотношение природы с человеком, о красоте, о необычайности этого времени года, но самое главное, он затрагивает проблему вечности.

Сравнивая дни, когда люди усердно работали на поле и осеннюю пору, когда уже на поле ни одной живой души, показывает, как быстротечно время, как изменчива наша жизнь, что через год, два или три все повторится, и так будет вечно. С первых строк мы убеждаемся его восхищением первой порой осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…

Указывая на красоту осени в этот момент, когда еще сухо, и осень только вступила в свои права, наделяет вечер теплом, и с трепетом использует сравнение «хрустальный день» , показывая чистоту, свежесть этих мгновений.

Большое внимание на себя приковывает поле. Автор показывает тесную связь между природой и человеком, при этом, рассуждая о вечности, о вечных процессах, которые раз за разом выполняется в нашей жизни.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустота. Холод. Первая строчка содержит грусть, будто опустошается, обезвоживается, но к счастью, завершающие три строчки наполняют нас радостью, мы понимаем, что до зимы далеко, и радуемся теплым, летним денькам.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Тема данного стихотворения ранняя осень. Идея - показать особенную прелесть ранней осени, стих написан с помощью средства художественной изобразительности. Например, эпитеты «бодрый» серп, «дивная» пора, «праздная» борозда, день «хрустальный» , вечера «лучезарны» . Метафоры здесь «и льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле. Метонимия здесь «бодрый серп» . Олицетворение здесь серп «гулял» . Синекдоха здесь «блестит волос» , «падал колос» . Рифма здесь перекрестная. Звукопись и аллитерация в двух строчках: (1) Весь день стоит как бы хрустальный, и (2) И лучезарны вечера...

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» (15 сентября 1850 года, Петербург) в авторстве Ф. И. Тютчева не менее насыщено чувствами осенних красок. Нестандартное описание заставляет глубоко вникнуть в смысл его стихотворения, он рассматривает красоту через уродство, и возрождение через хаос, хотя первый куплет спокоен и смирён, не предвещает бурных изменений и страстей.

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Словно усмехаясь над явлениями природы, он смеется, не видя повода, грустит и огорчается, несмотря на то, что хочет первых молниевидных туч.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч!

Третий куплет очень необычен в отличие от остальных. Если мы прочитаем эти строки поверхностно, то не осмыслим его, не поймем глубины этой строфы. Автор, олицетворяя предметы, превращает их в образы людей. Философствуя над жизнью, он сопоставляет совсем разные понятия о красоте и об уродстве. Складывается ощущение, что речь идет о периоде чувств одного человека, который любил, был привязан, и доверял близкому им человеку, но спустя время, он разочаровался в нем.

Вспомнив счастливые моменты, проведенные с этим, близким ему человеком, он осознал его важность в своей жизни. Но понял, как в одно мгновение он стал чужим человеком, как теперь стала отвратительно, мерзко общение с ним, что отзыв его чувств становится примерно таким.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!..

Стих своеобразен, чем и очень интересен с помощью средств художественной выразительности. Метафоры здесь «обвеян вещею дремотой» , «гляжу с участьем умиленным» , «блестя осенней позолотой» . Эпитеты здесь «вещая» дремота, «полураздетый» лес, деревьям «испещренным» , листьям «изнуренным» . Олицетворение здесь лес «грустит» , из летних листьев разве сотой «шелестит» , «брызнет» луч, что так «цвело и жило» , «улыбнется» раз. Размер здесь, это первые две стопы - ямб, а третья стопа - это анапест. Такие размеры придают стихотворению быструю смену событий.

Ф. И. Тютчев имеет очень своеобразный стиль, совмещая разные виды размеров, продевая одни художественные средства в другие. Поверхностно читая его стихотворения, не всегда удается понять замысел автора, прочувствовать атмосферу стихотворения, но это только улучшает его оригинальность и желание читать его стихи.

Мы были рады работать с творчеством Ф. И. Тютчева, именно через его стихи мы открывали осень в другом свете, в других красках. Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева, как яркий отпечаток будет светить в нашем сердце при виде осени, золотого листопада в золотых рощах, и при лазурном небосводе между легкими прикосновениями ветра.

  1. Сходства в описании осени. Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Эти поэты, представители «чистого искусства» , сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, то есть описывается как пейзаж.

Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна» . Если мы сравним по три стихотворения каждого из двух поэтов, то увидим как общие черты написания, так и особые черты. В частности, осень у обоих писателей склонена к раннему периоду, когда еще позолоченные листочки плавно махают нам, в знак приветствия, а небо в лучезарности своей красоты одурманивает людям головы.

По характеру, у А. А. Фета осень давит грузом тяжести угрозы, холода и льда. Несмотря на то, что его стихи словно морозная погода, проникая во все, преображают в белый иней, и до глубины души щиплет сердце, он растворяет в строчках своего стихотворения капельку любви, но не к людям, а к природе, к ее изменениям, и ее объектам.

Нам так и хочется сравнить творчество А. А. Фета в литературе с творчеством Бетховена в музыке. Но это не из-за внешнего грустного, угрюмого вида, а из-за того, что они оба имеют одинаковый стиль, как в музыке, так и в литературе. Своими массивными произведениями они утягивают человека вглубь пространства человеческого сознания, не давая никакого повода для веселья и радости. Точными аккордами, играя на струнах души, оглушают посторонние мысли и звуки, проносящие вокруг, они прямой передачей, простым звуком души доносят до нас свои чувства, которые они хотят нам передать.

Зато Ф. И. Тютчев по характеру более мягок по отношению к природе, она для него в образе легкой красоты, от которой несет обворожительностью. В его стихотворениях больше запутанности, рассеянности и сопоставления. Но, его стихи чудесны, невесомы. Он, в отличие от А. А. Фета, видит красоту в уродстве, и, восхищаясь уродством, видит отблеск прекрасного.

А. А. Фет и Ф. И. Тютчев очень глубоко философствуют в своих стихотворениях, при этом имея как общие, так и особенные черты в своих потрясающих, очаровательных, немыслимо глубоких, сногсшибательных стихотворениях.

  1. Выводы и заключение. А. А. Фет и Тютчев Ф. И. подарили нам незабываемые, бесценные сокровища. Мы должны любить и ценить каждое их произведение. Именно в стихотворениях подобных поэтов мы черпаем бесценные знания и умения.

В этой работе мы выяснили, что по Тютчеву Ф. И. любовь губит человека, она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь, приносящая только страдания. Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Оба поэта пытаются познать Создателя через природу, потому что мир - это создание Творца как для первого, так и для второго поэта. Но если Фет А. А. смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то Тютчев Ф. И. как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Мы полагаем, что имеется особенная связь между рассмотренными стихотворениями, они имеют как различия, так и сходства, причем в каждом стихотворении наблюдается свой стиль, своя красота и изюминка.

Поэтому, несмотря на то, что каждый поэт по-своему богат особенным литературным мастерством слова, каждый из них останется на страничках истории и литературы из-за того, что роль каждого поэта велика и огромна. Содержание их стихотворений имеет большую, драгоценную роль для нашего развития и воспитания.

Однако, людей, которые не знают русскую классику очень много. Мы, проделывая подобные исследования и изыскания, учимся не только анализировать и сравнивать, например, стихи. Мы узнаем больше интересного о жизни и творчестве русских поэтов.

Почему? Потому, что стихотворения русских классиков имеют скрытые богатства, одаривающее читателей, позволяют прочувствовать настроение природы, видеть прекрасное во всем окружающем.

Мы горды тем, что наша страна богата такими великими, мудрыми поэтами-философами, которые оставили после себя множество красивых стихотворений.

Поэтому, современной молодежи необходимо больше изучать и читать классику, ибо в ней открываются врата честности, доброты, умение видеть в обыденных вещах маленькое и прекрасное.

Литература:

1. Луков В. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания.// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - М.: Издательство «Московский гуманитарный университет», 2008. - № 1. - С.1.

2. Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. - СПб.: Издательство «Гиперион», 2005. - 228 с.

3. Омар Хайям. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям (дата обращения 01.11.2017).

4. Омар Хайям. Рубаи. - М.: Издательство «Новая Нива», 2009. - 112 с.

5. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. - СПб.: Издательство «Наука. Ленинградское отделение», 1990. - 138 с.

6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. - М.: Издательство «АН СССР», 1962. - 376 с.

7. Григорьев Аполлон Александрович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Аполлон_Александрович (дата обращения 01.11.2017).

8. Фет А. А. Осень. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.128.

9. Фет А. А. Задрожали листы, облетая. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.153.

10. Фет А. А. Какая холодная осень! // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.71.

11. Раич Семён Егорович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раич,_Семён_Егорович (дата обращения 02.11.2017).

12. Гораций. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гораций (дата обращения 05.11.2017).

13. Тютчев Ф. И. Осенний вечер. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.20.

14. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.79.

15. Тютчев Ф. И. Обвеян вещею дремотой. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.93.

16. Людвиг ван Бетховен. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен,_Людвиг_ван (дата обращения 05.11.2017).

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф.И.Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после – наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф.И.Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык….». Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской ли¬тературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был нова¬тором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не зако¬вывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очелове¬чена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…» Фет - один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда: «Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…» Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь - радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева - “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души - любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.