Open
Close

Кто же на самом деле придумал буденовку? (5 фото). Интересные факты про «буденовку От летнего шлема к зимнему варианту

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.

Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Статья с сайта "Крамола"

Считается, что буденовка была разработана еще в царские времена – в Первую мировую войну. Однако такое мнение сегодня признается лишь одной из версий возникновения всеми узнаваемого головного убора. А когда же на самом деле появилась идея о пошиве буденовки?

«Царская» версия

Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.

В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.

От синей до оранжевой

Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.

От летнего шлема к зимнему варианту

Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.

От «громоотвода» до символа

Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.

16 января 1919 года в качестве головного убора красной армии была введена суконная шапка-богатырка, впоследствии названная "будёновкой".
В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца. Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая - лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».
Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.
Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.
Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом - эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние - 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.
Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии - синюю, в артиллерии - оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках - чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов - голубую, пограничники - традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» - по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.
Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.
Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

("Будёновка" в архитектуре)

Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства - серп и молот. В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.

Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki - меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами будёновка окончательно исчезла из войск.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как буденовка и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т.д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.

Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства. Так, в исследовании О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем: «…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».

Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающиеся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л.Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.

Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Исторические процессы общественного и социального развития всегда сопровождались «революционными переменами» в пространстве повседневности. Прежде всего, это касается моды, в контексте того, «как», а главное, «что» и «кто» носил. Причина проста – изменение внешнего облика людей конкретной «эпохи», духовно-нравственных и морально-ценностных установок в результате исторических трансформаций бытия. При этом, выступая неотъемлемой частью исторического процесса развития человечества, мода всегда становилась неким специфическим «символом» той или иной эпохи, характеризуя таким образом «своё время». Образ России во время революционного перелома начала ХХ века сквозь практику повседневности любопытен не только обывателю, но и современному поколению исследователей отечественной истории.

Мода на революцию в начале ХХ века в России логично приводит к «революции» в самой моде. Результатом станут новые элементы одежды и практики её ношения, которые в свою очередь выступят знаковыми символами произошедших в 1917 году перемен в истории России. При этом, если в дореволюционное время основные веяния моды отражались на особенно обеспеченных слоях общества – верхушке дворянства и купечества, то после событий Октября 1917 г. их с успехом можно проследить по одежде высших партийных кругов и одежде пролетариата. Главными знаковыми символами пространства повседневности и моды первых послереволюционных лет в России стали: кожаная куртка – «кожанка», «будёновка», ленинская кепка, красные женские косынки. Главное лицо Октябрьской революции 1917 года, лидер большевиков В.И. Ленин, несмотря на своё дворянское происхождение, одевался по-пролетарски.

Обыкновенный пиджачный костюмтройка, галстук, двубортное пальто, кепка с козырьком французского образца, которая, несомненно, стала одним из символов эпохи революционных перемен в России. Подчеркнём, что «ленинская кепка» была чрезвычайно популярна в партийных кругах того времени и постепенно вышла из моды только после смерти вождя. был прост и непритязателен в быту и одежде, за его стилем скорее всего следила сестра Мария. В 1920 году К. Цеткин пишет, что «…Ленин показался мне не изменившимся, почти не постаревшим, я могла бы поклясться, что на нем был тот же скромный, тщательно вычищенный пиджак, который я видела на нем при первой нашей встрече в 1907 г.» . В свете данного обратим внимание и на образ жены В.И. Ленина Н.К. Крупской. На наш взгляд, модой она не увлекалась и, также как и Ленин, совершенно не заботилась о своем внешнем виде.

Обычно она носила мешковатые пальто, темные, наглухо застёгнутые платья, как правило, отрезные по талии, с воротником-стойкой или планкой-застёжкой на груди. По воспоминаниям Клары Цеткин, волосы ее были гладко зачесаны назад, собраны на затылке . Контрастной противоположностью Н.К. Крупской выступает Инесса Арманд. Она предпочитает одежду элегантную, неброскую, очень дорогую, с красивыми деталями. Так в письме Кларе Цеткин она пишет: «Сегодня я сама выстирала свои жабо и кружевные воротнички. Вы будете бранить меня за моё легкомыслие, но прачки так портят, а у меня красивые кружева, которые я не хотела бы видеть изорванными. Я всё это выстирала сегодня утром, а теперь мне надо их гладить» . Основным маркером моды рассматриваемого периода выступила кожанка и «будёновка». Кожанки красных комиссаров не просто символ «новой власти», но и некий маркер привилегированного положения своего «хозяина» . Основной пик их популярности приходится на 1917 – первую половину 1920-х годов. При этом отметим, что кожаное обмундирование появляется в России ещё в самом начале ХХ века, в основе кроя которой лежала французская двубортная куртка. В императорской России такую форму в основном имели шоферы и летчики.

Историки придерживаются мнения, что кожаные куртки, выданные чекистам в качестве униформы, были пошиты во время Первой мировой войны и случайно обнаружены на царских складах после революции. Позднее такие куртки старались заполучить советские служащие и комсомольские активисты, чтобы внешне обозначить свою сопричастность к новой власти . Кожанка по праву стала символом новой власти и несгибаемой воли вождей революции, чекистов и партийцев. Костюм дополняли брюки-галифе, высокие сапоги, ремень, фуражка, кепка либо «буденовка». О происхождении «буденовки» существует несколько версий. «Буденовка» была утверждена либо в 1918 году на основании конкурса, проведенного новой советской властью, либо появилась еще в царской России и была разработана для парада императорской армии. Многие исследователи придерживаются средней позиции – идея «буденовки» (тогда называлась «богатыркой») появилась действительно до революции, но была утверждена как военный головной убор и получила широкое распространение лишь после 1918 г.

Доказательство тому – отсутствие исторических документов имперского периода по «буденовке», и их наличие в послереволюционный период. Так, имеется постановление Реввоенсовета, где дается описание нового головного убора: «Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося к верху и имеющего вид шлема, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинакового размера кусков мундирного сукна защитного цвета формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольника сходятся наверху в центре колпака, причем вершина колпака делается притупленной.

В вершину колпака вовнутрь вшивается круглая пластинка, обтянутая сукном, диаметром около 2 сантиметров. Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку, пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращенная острым концом вверх. В центре звезды укрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишневого цвета»

Первыми «богатырку» надели красноармейцы, поступившие в отряд М.В. Фрунзе, поэтому её достаточно часто называют также «фрунзевкой» (см. рис в начале статьи). Отметим, что позже появился и зимний вариант «богатырки», который и получил прозвище «буденовки» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Большое значение в цветовом решении одежды революционной повседневности периода 1917– 1920-х гг. приобрёл цвет знамени революции – красный. Мужчины носили солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями (при наличии), френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками . Женщины носили платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, галифе, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, с узлом на затылке. Цветочный рисунок фабричной ткани сменился на пролетарский – геометрические фигуры, шестеренки, тракторы, «серп и молот» . Таким образом, революционные события в России 1917 года напрямую нашли своё воплощение в форме одежды представителей «новой власти», пришедшей на смену монархическому строю. Завершив переход «от царского к советскому», она создала неповторимый шарм «новой» политической силы – «красных», выделив её из общей массы. При этом мода 1917 года – это ещё и «визитная карточка», которая давала чёткое представление лицам «старого режима» и врагам революции о том, «какой человек» стоит перед вами и чьё наступило время.

Литература 1. «Богатырка», «фрунзевка», «буденовка». URL: http://www.istpravda.ru/artifacts/ (дата обращения: 27.02.2018). 2. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2005. 288 с. 3. Костюм советского периода (1917-1980 гг.). URL: http://afield.org.ua/mod3/mod83_1.html (дата обращения: 27.02.2018). 4. Хорошилова О. Молодые и красивые: Мода двадцатых годов. URL: https://fictionbook.ru/author/ olga_horoshilova/_html (дата обращения: 27.02.2018). 5. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. URL: http://e-libra.ru/read/247749-vospominaniya-o-lenine.html (дата обращения: 27.02.2018).

О.А. Ермолова