Open
Close

Мозг в черепной коробке. Основы устройства головного мозга и любопытные факты об этом органе

На недавнем TED Дэниел Дж. Амен - доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр - рассказывал о том, что его рабочей группе дали исследования снимков мозга 83000 пациентов.

Цитируя мимоходом Достоевского, он рассказал о том, что существует определенная взаимосвязь между состоянием мозга (его здоровьем, наличием или отсутствием травм) и разрушительными формами поведения, плохой памятью или даже деменцией, качеством координации движений и поз. И то, что еще вчера лечили таблетками и психотерапией, теперь можно вылечить специальной системой мер, восстанавливающих головной мозг. Прекрасная новость, не имеющая непосредственного отношения к теме статьи, но показывающая, как сложен мозг и его функции.

Действительно, почти все, что происходит с нашим организмом, - это результат той или иной активности головного мозга. Но мозг - это своеобразный двигатель, которому нужно топливо. Им является информация, которую поставляют каналы ощущений. Зрительный канал поставляет визуальные ощущения, слуховой - звуковые, наша кожа переносит мозгу массу информации обо всем, что ее касается. Мозг воспринимает запахи, вкус, данные о равновесии, о состоянии суставов, мышц и внутренних органов. Поток информации воспринимается мозгом в виде ощущений, а затем, в процессе обработки этой информации, формируются образы. За их формирование отвечает другой психический процесс - восприятие. Восприятие работает так, что при контакте с предметом мы воспринимаем его целостно, суммируя и приумножая ощущения ото всех каналов. Например, про лимон мы можем рассказать и о том, как он выглядит, и о том, как он пахнет, какой он на ощупь и вкус. Люди с развитым воображением могут даже почувствовать повышенное слюноотделение, как будто во рту оказалась долька кислейшего лимона. Если вы, читая эти строки, тоже это чувствуете - у вас богатое воображение.

Образ - результат работы восприятия. Именно с образами дальше имеют дело все прочие психические процессы, и именно с работы с образами мы начинаем интеллектуальную тренировку в Advance. Сознательной работе с образами большинство людей совсем не уделяет времени. Детям проще - они порой в голове проигрывают целые сцены и игры. Поэтому у них этот этап тренировки проходит с меньшими затратами энергии.

Сознательное манипулирование образами - вот с чего надо начинать. Представьте себе машину. Получилось? Теперь представьте ее… Оранжевой! Если вдруг вы исходно имели дело с оранжевой машиной, то перекрасьте ее в фиолетовый, например.

Для тренировки перекрасьте и все остальные предметы. Теперь к оранжевой/фиолетовой машине прикрутите желтые бамперы и в три раза увеличьте фары.

Получилось? Давайте сделаем передние колеса автомобиля квадратными, а задние - треугольными; добавим на крышу огромный розовый бантик и вместо антенны прикрепим параболическую тарелку. Покрутите получившийся объект в своем воображении, рассмотрите его со всех сторон.

Простое, незатейливое упражнение, но с подвохом. Представьте, что вам надо проделывать это за 1–2 секунды и от эффективности этого процесса зависит качество запоминания информации. Это упражнение - основа качественного запоминания. Как это работает? Наш мозг хорошо запоминает:

  • то, на чем мы сосредотачиваемся;
  • то, что привлекает внимание, являясь раздражителем, - что-то яркое, громкое, острое на вкус и пр.;
  • то, что необычно;
  • то, что вызвало эмоции.

Пока мы перекрашивали и трансформировали машину, мы были сосредоточены на этом образе. В процессе трансформации мы сделали машину необычной, яркой, ну и, представляя итоговый вариант с бантом и тарелкой на крыше, скорее всего вы улыбнулись, то есть испытали эмоции. Условия выполнены, оптимальный образ для запоминания создан.

Как только работа с образами начнет проходить легко и быстро, вы заметите ТЗС - три замечательных следствия:

  • Вам станет очень легко осваивать любые технологии развития памяти, поскольку часть непосредственно основана на этом упражнении, а на другую часть тренированность в образном мышлении влияет косвенно, но очень заметно;
  • Вам начнет нравиться это упражнение. Вы заметите, что можете работать с образами быстро, «прогонять» их через всю историю изменений;
  • У многих учеников заметно повышается креативность, поскольку именно умение сознательно трансформировать образ, манипулировать им, поворачивая, заглядывая внутрь, присматриваясь к деталям, - это то, чем отличаются многие творческие люди.

Таким образом, работа с образами на курсах в Advance или самостоятельно дома - это отличное начало большой работы по приведению головного мозга в тонус, необходимый для обучения и выполнения интеллектуальной работы.

Подробности организации головного мозга нам знать ни к чему – многие из них неясны даже ученым. Нам же эта информация только усложнит жизнь. Но кое‑что все‑таки не помешает выяснить – для общего развития и чтобы лучше представлять, что происходит в нашей голове при наступлении патологии.

Головной и спинной мозг, а также вся центральная нервная система (ЦНС) образованы сплошь нейронами . Это особые, сверхчувствительные клетки, способные генерировать слабый электрический импульс при их раздражении. Нейроны также отличаются от любых других клеток наличием у них множества длинных ветвистых отростков – дендритов и аксонов . Причем интересно, что количество как тех, так и других у каждой клетки может быть разным.

Нейроны сплетены друг с другом сетью именно этих отростков. Из соединенных переплетениями отростков клеток формируется нервная ткань. У нервной системы есть три больших отдела – головной мозг, спинной мозг и периферическая система иннервации . Последняя начинается от позвоночника: из каждого позвонка во все стороны обильно ветвятся длинные нервные стволы. Сначала они довольно велики. Но по мере отдаления от спинного мозга они сами становятся все тоньше, а ответвлений на них – все больше.

Периферические нервные волокна пронизывают каждую ткань, каждый орган и выходят на поверхность кожи. Их очень много – мы даже представить себе не можем, сколько именно. В принципе, между периферическими нейронами и теми, что составляют спинной либо головной мозг, разницы нет. Ведь все нервные клетки обладают одинаковыми свойствами и занимаются, так сказать, одним делом – генерируют и передают выше, в кору, электрический импульс, возникший в них при раздражении их окончаний.

Тем не менее есть и некоторые различия. Касаются они не тела клетки и его устройства, а структуры разных отростков. Аксон – отросток длинный, он не ветвится и передает всегда только исходящий сигнал. Обычно он покрыт оболочкой из молекул особого белка – миелина , который и придает аксону белый цвет. Такая «оплетка» позволяет ему передавать импульс в десятки раз быстрее, чем обычно. Дендрит – короткий, но весьма разветвленный. Такие отростки служат в основном «приемниками» сигналов, поступающих из других клеток, и оболочки у них нет.

Классика медицины долгое время считала, что дендритов у нервных клеток всегда много, а аксон, напротив, всегда один. Оно и понятно: каждая клетка может принять множество сигналов с разных сторон. Но если она еще и отошлет это множество в нескольких направлениях одновременно, кора, в которую в итоге поступят все эти сигналы, просто не сможет ничего понять. Однако по мере изучения структуры именно головного мозга наука убедилась, что в его тканях имеются как клетки вообще без единого аксона, так и клетки с несколькими аксонами. Так что все в мире относительно, и исключения из правил имеются даже в мозгу. Хотя, обратим внимание, клеток с нарушениями количества тех или иных отростков на периферии нет – это касается только крупных отделов ЦНС.

Как мы уже, наверное, угадали, белое вещество отличается от серого тем, сколько покрытых оболочкой отростков имеет каждая клетка этой ткани. Если покрытые миелином аксоны проводят сигнал вдесятеро быстрее «голых» дендритов, вывод, что скорость прохождения сигналов в белом веществе выше, чем в сером, напрашивается сам собой. И действительно, разница здесь лишь в скорости и, следовательно, функциях, выполняемых тем или иным веществом.

Главная задача белого вещества – как можно скорее доставить принятый сигнал в определенный участок серого. Серое вещество занимается в основном обработкой полученных импульсов. Хотя оба типа вещества имеются как в головном, так и в спинном мозге, пока принято считать, что полноценно обрабатывать сигналы и выдавать готовый ответ по каждому из них умеет лишь кора головного мозга. Назначение же скоплений серого вещества в спинном мозге и внутри белых тканей мозга головного науке пока не совсем понятно.

Теперь немного сориентируемся непосредственно в устройстве головного мозга. Он образован запоминающегося вида полушариями и еще несколькими крупными отделами. Однако «мыслящая» кора имеется лишь у полушарий – прочие отделы ее лишены. Кора – это слой серых нейронов толщиной около 0,5 см. А, так сказать, тело головного мозга (его основная масса) образовано сплошь белым веществом с небольшими вкраплениями серого.

Интересный факт: долгое время наука полагала, что извилины коры появляются со временем, по мере приобретения человеком знаний. Но на данный момент уже точно известно, что они имеются даже у новорожденных. Более того: расположение и рисунок большинства извилин одинаков у всех людей мира. На самом деле эти глубокие складки многократно увеличивают реальную площадь коры. Когда мы смотрим на полушария снаружи, мы видим не более 1/3 от общей ее поверхности – остальное скрыто в складках извилин. Оттого приобретение новых знаний с количеством извилин никак не связано. Хотя чрезмерно большой объем постоянно получаемых новых знаний и сложных задач только из одной области и впрямь может привести к появлению на этом участке коры 1–3 новых извилин.

Возможно, вам известно, что полушария головного мозга связаны друг с другом своеобразным мостиком – мозолистым телом . Оно позволяет полушариям обмениваться поступившей в них информацией и работать согласованно – особенно когда это необходимо. Мыслит в головном мозгу, как мы и сказали, только кора. Она разделена на участки, в которые преимущественно поступают сигналы того или иного типа.

Интересный факт: хотя за работу над одинакового типа заданиями отвечают приблизительно одни и те же участки коры, нейроны в них легко меняют «специализацию». Например, при повреждении клеток одного из центров их обязанности вскоре перенимает участок по соседству. Именно этим явлением объясняются случаи частичного или даже полного восстановления функций, нарушенных после черепно‑мозговой травмы.

Следует сказать, что у абсолютного большинства людей при размышлении над задачей того или иного типа оба полушария задействуются одновременно. Но пик активности может регистрироваться в разных центрах их коры. Традиционно считается, что у людей с творческим складом ума лучше развито правое полушарие, а у людей с аналитическим – левое. Отсюда и разница в том, у кого какое из них доминирует от природы: доминирование такого типа легко узнать по тому, какой рукой человек от природы выполняет сложные действия.

Дело в том, что правая и левая половины туловища управляются в основном противоположными полушариями мозга. Точно так же и зрительные нервы от разных глаз перекрещиваются, чтобы изображение из, скажем, левого глаза поступало в правый зрительный центр. А травма левого зрительного центра приводит к слепоте на правый глаз. Потому правши больше аналитики, чем художники, и наоборот. Но нужно сказать, что среди представителей различных профессий общее соотношение правшей и левшей сохраняется – правшей на свете гораздо больше, потому их больше в любой профессии. И кстати, далеко не всем левшам рифма дается проще интегралов. Так что эту закономерность можно считать весьма относительной.

Интересный факт: у больных шизофренией при выполнении одинаковых со здоровыми людьми задач пиковая активность регистрируется совсем в других участках коры. Кроме того, у них значительно сильнее выражена синхронизация активности обоих полушарий. Если у здоровых людей разные полушария проявляют разную активность неодинаковых участков, то у шизофреников, судя по энцефалограмме, над одной проблемой работает весь головной мозг одновременно.

Если львиную долю мышления берет на себя кора больших полушарий, это еще не означает, что прочие отделы мозга работают лишь связующими звеньями между нею и органами тела. Например, координацию всех мышц – разгибателей туловища, а также активность мышц, подчиняющихся безусловным рефлексам (диафрагма, сердце, мышцы желудочно‑кишечного тракта) регулирует не столько она, сколько мозжечок . Мозжечок расположен сразу за полушариями, в сторону спинного мозга. У нас он находится примерно на уровне затылка.

Интересный факт: мозжечок имеет полушария, как и основной отдел головного мозга. Правда, их поверхность лишена извилин. Из‑за внешнего сходства этих двух отделов долгое время считалось, что мозжечок является чем‑то вроде запасного мозга – на случай гибели или удаления основного раздела.

В настоящее время известно, что расстройства сердечного ритма и дыхания, а также полный или частичный паралич могут появиться и при полностью здоровой коре головного мозга. Для этого достаточно более или менее сильно повредить мозжечок. Если разрушение невелико, в течение нескольких недель эти функции могут и полностью восстановиться. Впрочем, аналогичный результат легко получить при разрушении любого из отделов между позвоночным столбом и полушариями.

Тем не менее именно врожденными патологиями развития или функционирования мозжечка объясняются необъяснимые ничем другим сахарный диабет (поджелудочная полностью здорова), гастрит (не вырабатывается желудочный сок – и все тут!), атония кишечника, слабость диафрагмы и легких и пр. А врожденный, явно выраженный дефект такого рода называется атаксией – неспособностью больного правильно скоординировать даже самое простое движение. При патологиях мозжечка жизненно важные функции не прекращаются, но серьезно нарушаются, не глядя ни на какие усилия коры. Потому в настоящее время за мозжечком принято признавать не только проводящие, но и самостоятельно исполняемые функции.

У головного мозга имеется и другая часть, которая, по‑видимому, выполняет некоторые функции «за» кору. Речь идет о среднем мозге – продолжении мозжечка, которое соединяет всю «начинку» черепной коробки с «начинкой» позвоночного столба. Функции среднего мозга во многом схожи с мозжечком. Потому некоторые ученые их не разделяют, полагая мозжечок частью среднего мозга. В любом случае, нам следует знать, что именно в среднем мозге расположена главная эндокринная железа тела – гипофиз .

Гипофиз важен тем, что он регулирует с помощью своих гормонов активность как самой коры, так и всех остальных желез внутренней секреции. За исключением вилочковой и эпифиза.

А это как‑никак щитовидная железа, надпочечники, половые железы, поджелудочная. Так что едва ли нас удивит, что одна эта железа (кстати, очень маленькая) постоянно производит около 20 различных гормонов…

Рядом с ним расположен упомянутый только что эпифиз – железа, которая отвечает за суточные ритмы в организме. Эпифиз вырабатывает два гормона – серотонин (гормон бодрости и сосредоточенности) и мелатонин – его антипод, гормон сонливости.

Интересный факт: эпифиз уникален своей способностью не столько производить два гормона – антипода, сколько соотносить эту выработку со временем суток. Причем дело здесь вовсе не в постоянстве суточного ритма. Ведь именно работе эпифиза мы обязаны постепенным его изменением при переезде в другой часовой пояс. В тканях эпифиза имеются пинеалоциты – клетки, похожие на те, что присутствуют в коже и вырабатывают гормон ровного загара меланин. Эти клетки обладают повышенной чувствительностью к уровню освещения. И как раз по подаваемым ими сигналам, а не по информации от зрительных органов эпифиз «судит» о том, какой гормон сейчас более актуален.

Кроме эпифиза, в среднем мозге расположено еще одно скопление уникальных клеток – ретикулярная формация .

Известно, что головной мозг, наряду с мышцами, является основным потребителем глюкозы – вещества, в которое в нашем желудке и кишечнике превращаются углеводы, белки и жиры. Но с одной существенной оговоркой: в состоянии покоя мышцы по скорости потребления сахара мозгу и впрямь не конкуренты. Однако когда мы заняты физическим трудом или спортом, они потребляют его значительно больше, чем мозг. В то же время имеется и еще одно различие. А именно: в глюкозе нуждаются все ткани тела. Но все ткани могут усваивать ее только в присутствии гормона инсулина. Отсюда и сахарный диабет (неспособность усваивать глюкозу) у людей, у которых поджелудочная перестает вырабатывать инсулин.

А вот головной мозг в инсулине не столь уж и нуждается. Он ему, конечно, не помешает, но в экстренной ситуации ткани мозга способны усваивать сахар и при нулевом содержании инсулина в крови. И обязан он таким чудом именно исправной работе ретикулярной формации.

Что еще нам было бы полезно или важно знать о головном мозге? Наверное, не помешает прояснить вопрос с особенностями его кровоснабжения и защиты от ряда нежелательных воздействий. Основная часть сосудов и капилляров головного мозга расположена между последним твердым слоем, относящимся к черепной коробке, и поверхностью коры. Нам следует особенно хорошо запомнить, что система сосудов покрывает мозг как бы сверху, а не поднимается в его ткани снизу. То есть сонные артерии ведут из шеи в череп, а затем разветвляются в пространстве между черепом и мозгом . Таким образом, сосуды располагаются по всей внутренней поверхности черепа, входя в головной мозг именно оттуда, со стороны коры, а не белого вещества или мозжечка…

Еще одна значимая в иных случаях особенность кровоснабжения этого органа называется гематоэнцефалическим барьером . Данный барьер образуется особыми клетками в структуре сосудов и капилляров, уходящих непосредственно в ткани мозга. Они обладают высокой чувствительностью к составу поступающей крови и называются астроцитами – из‑за их похожей на звезду формы. Благодаря им стенка капилляра мозга становится почти непроницаемой. То есть в основном ее проницаемость довольно низка – куда ниже, чем на большинстве других участков сосудистой сетки. Но она может как еще снизиться, так и быстро увеличиться – все зависит от насущного, так сказать, аппетита мозга на имеющиеся в крови вещества.

Через узенькие просветы между астроцитами в ткань могут просочиться только вещества с определенным, очень маленьким размером молекулы . В этом механизме есть смысл: все естественные для организма вещества обладают именно маленьким размером молекул. А вот большой размер характерен для веществ инородных – возбудителей заболеваний, медицинских препаратов, многих токсинов…

Кроме того, гематоэнцефалический барьер не пропускает в мозг часть веществ нужных, но способных наделать в мозгу много бед. Самый яркий пример такого рода – иммунные тельца. Ведь если они вызовут обширное воспаление и нагноение в тканях мозга без очень серьезного к тому повода, дело кончится наверняка плохо. Остается добавить, что при необходимости астроциты могут как снижать и без того невысокую проницаемость капилляров головного мозга, так и значительно повышать ее. Скажем, для поступления увеличенного количества сахара или кортикостероидных гормонов.

От быстрых и сильных перепадов температуры мозг и сосуды внутри него защищает волосяной покров. Однако имеется и еще один вид нежелательных воздействий на головной мозг, от которого мало помогают прочные, спаянные в виде купола кости черепа, и ровно ничем не спасает гематоэнцефалический барьер. Речь идет, конечно, о естественной вибрации и толчках в моменты, когда мы бежим, прыгаем, трясемся по плохой дороге на еще худшей машине… С этой стороны у головного мозга тоже имеется своя гарантия относительного спокойствия – ряд структур внутри его тканей и сам позвоночный столб.

Во‑первых, естественные толчки при шаге значительно сглаживает тазобедренный сустав с его сложной структурой костей и мощным мышечным аппаратом. Во‑вторых, остаточные колебания стремится погасить поясничный изгиб – тоже из мощных позвонков с толстой хрящевой прослойкой между ними, расположенных в виде буквы «S». На случай, если толчки придутся уровнем выше (скажем, на плечи или середину спины), черепная коробка крепится к верхнему торцу позвоночного столба буквально на шарнирах – ведь форма этого сустава больше всего похожа именно на них. К тому же сама шея имеет небольшой изгиб – чуть поменьше поясничного, но заметный в профиль и по выступающему над самым уровнем плеч 7‑му позвонку.

В‑третьих же, мозг внутри черепа не подвешен и не прикреплен к нему – он взвешен в жидкости. Конечно, на внутренней поверхности свода черепа имеются гребнеобразные разрастания, которые слегка вклиниваются между отделами головного мозга, разделяя их. Но с самим черепом кора не соприкасается нигде – иначе бы голова у нас болела постоянно . Внутри массы обоих полушарий расположены желудочки головного мозга – довольно обширные полости, заполненные спинномозговой жидкостью. Кроме того, этот же ликвор окружает мозг, заполняя всю черепную коробку. Система снабжения ликвором у спинного и головного мозга общая. Потому увеличение его давления (скажем, из‑за травмы) в спинномозговом канале немедленно повысит его давление и внутри черепа.

Интересный факт: существует такое врожденное заболевание, как гидроцефалия. При ней как раз нарушена взаимосвязь между системой циркуляции ликвора головного и спинного мозга. Поступление его по спинномозговому каналу остается нормальным, а вот отток снижен. В результате появляются люди с большим и очень большим диаметром черепной коробки. Хотя в данном случае речь идет не о большой величине мозга, а о том, что желудочки внутри его тканей неправдоподобно велики из‑за переполнения ликвором. Очень часто при развитой гидроцефалии белого вещества в мозгу пациента почти не остается. Вплоть до визуального впечатления, будто во всей черепной коробке имеется лишь ликвор и тонкая прослойка коры под самым куполом черепа. Однако уже доказано, что на мыслительной способности постепенно развивающаяся гидроцефалия почти не сказывается. Эту патологию успешно лечат установкой временного или постоянного шунта.

Суммируем уже известное нам о головном мозге. Его ткани образованы нейронами – особыми клетками, способными производить электрический импульс при раздражении их окончаний – отростков. Затем нейроны передают возникший сигнал по системе этих взаимосвязанных отростков в кору головного мозга. Кора является единственной тканью во всем теле, которая способна обработать этот сигнал – понять его смысл и выдать готовый ответ, как телу нужно реагировать на то или иное раздражение. Сигналы разного типа изначально поступают в отдельные центры коры. Но в процессе их обработки в коре, если это необходимо, могут активизироваться и другие центры, отвечающие за прием сигналов с иным смыслом. Кроме того, при повреждении одного участка коры соседние легко перенимают его функции, начиная обрабатывать сигналы, которые ранее поступали не к ним.

У мозга имеются свои, особые, нехарактерные для других органов защитные механизмы. Например, «амортизационная подушка» из ликвора, в которой он фактически плавает, находясь в черепе. Плюс, головной мозг защищен от попадания в его ткани многих нормальных и аномальных элементов гематоэнцефалическим барьером – особо плотной структурой стенок капилляров. Такими гематологическими барьерами обладают и другие органы – печень, некоторые из структур глаза и пр. Однако гематоэнцефалический барьер не имеет аналогов по степени жесткости «отбора» компонентов крови. В большинстве случаев это качество спасает головной мозг от инфицирования, отравления, перепадов активности коры из‑за гормонального всплеска и т. д. В том числе, если в других тканях тела процесс давно начался и развивается беспрепятственно. В то же время существуют и случаи, когда временный отказ этого барьера пошел бы пациенту лишь на пользу. Например, когда инфекция поразила именно ткани мозга, а в задетые ею ткани антибиотик просто не попадает…

Как на работу мозга влияют продукты питания, алкоголь, физические упражнения, интеллектуальные нагрузки? Многочисленные исследования позволяют не только ответить на этот вопрос, но и понять, как активизировать деятельность мозга обычного человека.

Ученые до сих пор не разгадали всех загадок человеческого мозга. Одной из таких загадок, к сожалению, остаются и заболевания вроде болезни Альцгеймера. Но все-таки исследователи могут помочь тем, кто хочет поддерживать в форме свой мыслительный орган. Это вполне тебе по силам – советы врачей очень просты. Главное – помнить, что результат будет ощутимым, если заниматься собой регулярно.

Проверь себя!

Этот несложный тест поможет понять, нужна ли мозгу помощь, чтобы вовремя принять меры.

1. Ты забываешь имена, даты, номера телефонов, ключи?

2. Ты часто сомневаешься, что закрыла дверь, выключила утюг?

3. Ты помнишь давние события лучше, чем то, что было вчера?

4. Не можешь сосредоточиться, сконцентрироваться?

5. У тебя повышенные нагрузки, стрессы на работе?

6. Беспокоят частые головные боли, головокружения, шум в ушах?

7. Бывают подъемы артериального давления?

8. В твоей семье были случаи атеросклероза с нарушениями памяти?

Если на все вопросы ты ответила "НЕТ": тебе не о чем беспокоиться – мозг функционирует отлично!

Если ты ответила "ДА" на вопросы с 1 по 5: нужно помочь мозгу. Правильная диета и 2-3 недели здорового образа жизни принесут результат.

Если ты ответила "ДА" на 6-8: твой мозг срочно нуждается в помощи. Не откладывай решительные действия. Следи за диетой, больше активного движения на свежем воздухе. Чтобы предупредить проблемы, сходи на консультацию к неврологу.

Очищаем сосуды

Причин загрязнения организма много: содержащие вредные вещества воздух, пища и вода, табак, алкоголь, лекарства. Чтобы восстановить работу мозга, необходимо очистить сосуды и кровь.

Прохождение крови через капилляры и их стенки возможно только при хорошей проницаемости мембран клеток и текучести крови. Нас подстерегают четыре основные опасности. Первая – загрязнение клеток и клеточных мембран. Вторая – закупорка сосудов и капилляров атерослекротическими бляшками (они есть у 80 % людей старше 30 лет!). Третья – сдавливание сосудов, артерий и вен жировыми отложениями, что приводит к уменьшению их диаметра и, как следствие, к нарушению мозгового кровообращения. Четвертая – замедление скорости тока крови, в том числе и из-за недостаточного потребления жидкости.

Обрати внимание: в течение дня следует выпивать не менее 2,5 л жидкости: это может быть вода, соки, чай, компот.

Перед обедом полезно выпить стакан яблочного, капустного или морковного сока.

Во время обеда и ужина старайся обязательно съесть лук, зубчик чеснока, морковь, салат из капусты с хреном и петрушкой или порцию гречневой каши. Эти продукты играют роль своеобразной "метлы".

Очень полезны лук, чеснок и препараты из них. Они разрушают атеросклеротические бляшки, затрудняющие движение крови по сосудам головного мозга.

А вот прекрасный антисклеротический рецепт: утром натощак выпей стакан воды с содой и лимонным соком для растворения холестериновых отложений. На следующий день – стакан травяного отвара липового цвета, листьев клевера, душицы, зверобоя, земляники, смородины, взятых в равных частях, с ложкой джема из калины и рябины.

Очищаем кровь

  • Столовую ложку кашицы хрена залить стаканом сметаны. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой.
  • Стакан сока репчатого лука смешать со стаканом меда. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день за час до еды не менее месяца.
  • 50 г сухого корня девясила залить 0,5 л водки, настоять 2 недели, процедить, принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день перед едой не менее трех месяцев.
  • Листья мелиссы залить кипятком, настоять в термосе, пить по 40-50 г 3 раза в день.
  • Для чистки крови и сосудов попробуй специальный сбор. В него входят: шелковица – 5 частей, цикорий, хвощ полевой, цветки боярышника – по 4 части, листья грецкого ореха, росянки, крапивы жгучей – по 3 части, пустырник и семена льна – по 2 части, бессмертник – 5 частей. Одну столовую ложку сбора заливают 200 мл воды и кипятят несколько минут. Принимают по 1/3 стакана 3 раза в день за 30 минут до еды. Курс рассчитан на 30 дней.

Мозгу нужен кислород!

Упражнения, благодаря которым кровь и клетки мозга насыщаются кислородом и очень важны! Давай освоим простые приемы!

Исследования ученых подтвердили, что тренировка задержки дыхания создает самые благоприятные условия для усвоения кровью кислорода и полноценного питания мозга. Тренируй задержку дыхания на выдохе, стараясь постепенно увеличивая время. Каждая приобретенная секунда продлевает жизнь: альвеолы в легких более полно раскрываются, кровь насыщается кислородом и, обогащенная, поступает в мозг. Желательно выполнять это упражнение ежедневно.

Второй важный прием – ритмичное дыхание. Оно выполняется в среднем в течение 10 минут: вдох на 8 ударов пульса, задержка дыхания на 8 ударов, выдох также растягивается на 8 ударов, а за ним следует новая задержка на 8 ударов пульса.

Этих двух упражнений достаточно для улучшения мозгового кровообращения, если заниматься регулярно в течение нескольких месяцев. Очень полезно делать это на свежем воздухе, например на даче или на прогулке в парке.

Закончив дыхательные упражнения, спокойно подыши ароматами растений, стимулирующими и нормализующими работу сердца и мозга. Для этого подходят перец, гвоздика, лавровый лист, укроп, кориандр, свежая петрушка или базилик.

Целебный аромат

Почаще дыши воздухом, наполненным ароматом розы, шиповника, черемухи, ландыша, липы, душицы, мяты и хмеля. При любой возможности капни около носа каплю розового масла или масла чайного дерева и продолжай заниматься своими делами. Возьми за правило ставить на свой рабочий стол букет цветов. Весной – черемухи, ландышей или цветущей липы, летом – роз. А зимой букет может заменить растворенные в чашке с водой несколько капель розового масла.

5 самых распространенных заблуждений

Человеческий мозг – одно из величайших творений эволюции, до сих пор остается для ученых великой тайной. Ученые, изучающие мозг, заявляют, что он менее познаваем, чем космос. И неудивительно, что существует множество заблуждений, связанных с работой мозга.

1. Мнение о том, что чем больше мозг, тем умнее человек, до сих пор бытует в народе. Это не так. Кстати, самый большой вес мозга – у психически больных. Кстати, исследования немецкого ученого Т. Бишофа, изучившего 120 лет назад массу серого вещества у двух тысяч представителей различных социальных слоев, показали, что самыми тяжелыми мозгами обладали не ученые или дворяне, а... рабочие!

2. Неверно и то, что у развитых народов мозги тяжелее. Например, у англичан средняя масса мозга – 1 346 граммов, у бурят – 1 481 г, а у кенийцев – 1 296 г, больше, чем у французов – 1280 г.

3. Не соответствует действительности и популярное в народе мнение, что ум человека зависит от количества извилин мозга и их глубины. Как и в случае с весом мозга, выяснилось, что больше всего извилин – у идиотов.

4. Нейрофизиологи полностью опровергли бытовавшее ранее мнение, что человеческий мозг – безнадежный лентяй и в нем одновременно работает лишь 10 % нервных клеток. Хотя отдельные нейроны время от времени устраивают себе выходной, в основном почти все они прилежно трудятся, причем даже когда мы спим.

5. И еще об одном заблуждении, связанном с работой нашего мозга. Принято считать, что мозги отличаются только массой, но похожи друг на друга, как увеличенные или уменьшенные ксерокопии одного и того же устройства. Это тоже ошибка – мозг каждого из нас уникален не только по содержанию, но и по форме.

Физической нагрузке – да!

Ты замечала, что после активных движений лучше думается? Кровь начинает активно циркулировать в теле, что значительно улучшает работу мозга. В состоянии покоя сосуды мозга наполняются кровью только на 10-20%.

Еще Авиценна заметил, что мозг лучше всего снабжается кровью, а сосуды мозга лучше всего тренируются при выполнении наклонов. Они не только усиливают кровоток и улучшают эластичность сосудов, но и способствуют образованию новых нейронных связей, необходимых для продуктивной мыслительной деятельности.

Поначалу делай упражнения осторожно – наши сосуды настолько слабы, что даже простые наклоны могут вызвать головокружение и мелькание "мушек" перед глазами. Очень скоро ты привыкнешь, и тебе ничто не будет мешать. Кстати, врачи заметили, у тех, кто делает стойку на голове, обычно не бывает инсультов и других болезней, связанных с нарушением мозгового кровообращения и спазмами сосудов мозга.

Наклоны и вращения головой. Вытягивая шею, запрокидывай голову назад, затем резко опускай ее вперед, стараясь коснуться подбородком груди. Поочередно наклоняй голову к левому и правому плечу, стараясь коснуться их ухом. Выполняй также полные вращения головой сначала по часовой стрелке, затем против нее, постепенно увеличивая их число с 1-2 до 10 раз.

Асинхронные вращения. Это упражнение лучше делать стоя, но можно и сидя, поскольку в работу включены только руки: правую руку вращают к себе, а левую – от себя. Такие асинхронные движения тренируют оба полушария головного мозга, одно из которых "отвечает" за логическое, а другое – за образное мышление.

Питание для мозга

Из 20 известных аминокислот, являющихся строительным материалом для белков, 8 считаются незаменимыми. Это значит, что организм их синтезировать не может, а получает извне, с пищей. Следовательно, для нормальной жизнедеятельности всего организма, и мозга в частности, эти аминокислоты должны поступать в достаточном количестве.

Незаменимая аминокислота фенилаланин требуется для синтеза гормонов адреналина и норадреналина, отвечающих за быстроту реакции. Основные поставщики фенилаланина – продукты животного происхождения: мясо, рыба, птица, молоко, сметана, творог и яйца. В ходе исследований ученые обнаружили, что у людей, которые в течение месяца употребляли только постную пищу, снижается скорость реакции. В овощах фенилаланина совсем немного, поэтому вегетарианцам нужно принимать особые меры для его пополнения.

Для оптимального функционирования мозга и сохранения нормального психического состояния, особенно в пожилом возрасте, необходима незаменимая аминокислота триптофан. Некоторые ученые считают, что триптофан препятствует старению – достаточное количество его в пище позволяет приостановить процессы старения клеток. Много триптофана содержится в мясе курицы и индейки, в рыбе, твороге, орехах, финиках, инжире, кураге, бананах, винограде.

Важной для мозга аминокислотой является лизин. Этой незаменимой аминокислоты в организме должно быть достаточно, если человек до старости хочет быстро и четко мыслить. Процесс мышления можно активизировать, если употреблять продукты, богатые лизином, – горькие сорта шоколада, какао, кукурузу, бобовые, орехи, семечки, пророщенную пшеницу и овес. Особенно полезен овсяный отвар. Много этого вещества и в продуктах животного происхождения: мясе, курице, индейке.

Незаменимая аминокислота лейцин способствует активизации умственной деятельности и укреплению памяти. Нужно побольше есть нежирного творога, пророщенных семян ржи, а также пить молоко (лучше козье), есть йогурт и кефир. Много лейцина в мясе нежирных сортов и печени.

Для правильного холестеринового обмена организму требуется аминокислота метионин. Источниками метионина являются желтки яиц, рыба, бобовые, гречиха, капуста, морковь, зеленый горошек, апельсины, арбузы и дыни.

Не даром в народе есть поговорка: "Держи ноги в тепле, голову в холоде". Тренировка сосудов головного мозга холодом (умывание холодной водой, обливания) также отличная гимнастика для сосудов мозга.

Голова должна работать!

Чтобы мозг не старел, необходимо давать ему работу. При напряженной умственной деятельности обогащенная кислородом кровь активно поступает в клетки мозга.

У тех, кто постоянно использует свой интеллектуальный потенциал, некоторое ухудшение работы мозга наступает только в глубокой старости. Всем известно, что для укрепления мышц их нужно нагружать и тренировать. То же самое происходит и с мозгом: нормальное его функционирование возможно только при ежедневных интеллектуальных нагрузках. Мозг человека, который много читает, думает, размышляет, находится в стабильно тренированном состоянии.

Но стоит только перестать нагружать свой мозг, как клетки, ответственные за мыслительные функции, начинают отмирать за ненадобностью. Французский философ Б. Паскаль не забывал ни одного из своих великолепных афоризмов, а их у него более двух тысяч. Владея многими языками, он утверждал, что никогда не забывал раз выученного слова. Сенека мог повторить две тысячи слов, услышав их только раз, в том же порядке, в каком они были произнесены.

Гинее, посол царя Пирра в Риме, за день так хорошо запоминал имена собравшихся, что мог приветствовать сенаторов и народ, называя каждого по имени. Ничего невероятного в этом нет. Каждый человек может развить подобные способности, регулярно тренируясь. Начинать надо с самых легких упражнений, например, разгадывания кроссвордов. Это отлично тренирует память, повышает эрудицию, заставляет напрягать извилины, повышая их мобильность.

Попробуй развивать образную память. Вечером в спокойной обстановке закрой глаза и вспомни во всех подробностях то, что доставило особое удовольствие в течение дня, например, вкусное блюдо. Нужно ощутить его аромат, вкус, вспомнить, как был сервирован стол, мысленно рассмотреть тарелки, вилки, салфетки, их цвет, форму... Постепенно ты будешь фиксировать те явления или предметы, на которые раньше не обращала внимания. Например, капельку росы, играющую на солнце, лепесток распустившейся розы, радугу после дождя. Самые яркие впечатления желательно записывать.

5 твоих принципов

Почему эти простые советы работают? За ними стоят серьезные медицинские исследования!

1. Ешь пищу, полезную для мозга

Мы – то, что мы едим, по крайней мере, для мозга это верно. Диета из нездоровой пищи, перенасыщенной трансжирами, может плохо сказаться на работоспособности синапсов мозга. Синапсы создают связи между нейронами и крайне важны в процессах обучения и запоминания. С другой стороны, сбалансированная диета, богатая жирными кислотами omega-3 (их содержат морская рыба (лосось, скумбрия, семга), грецкие орехи и киви), может улучшить работоспособность.

2. Занимайся спортом

Врачи утверждают, что тренируя тело, мы заставляем лучше работать и мозг. Физическая нагрузка – стресс для организма. В результате больше энергии идет на работу мышц, заставляя мозг обходиться меньшим количеством энергии. При этом выделяются особые вещества, делающие нейроны сильнее и здоровее. Достаточно получаса занятий в спортзале раз в два дня.

3. Головоломки

Работать должны не только мышцы тела, мозг тоже должен иногда напрягаться. Для этого вполне подойдут головоломки, кроссворды, паззлы, игры на запоминание или же интеллектуальные игры вроде "брейн-ринга". Даже внимательное наблюдение за политическими дебатами активирует системы, контролирующие внимание и обучение, которые глубоко "вшиты" в мозг.

4. Фокусы памяти

Запоминание и извлечение воспоминаний с возрастом тоже может оказаться делом практики. Например, уверенность в своих способностях может на самом деле влиять на работу памяти, особенно это касается людей в возрасте. С наступлением старости все больше возникает искушение списать все на возраст, даже не пытаясь по-настоящему вспомнить что-то. Также можно улучшить память, если заранее подготовиться. Если ты примерно представляешь, что тебе может понадобиться вспомнить через некоторое время – вероятность успешно все вспомнить выше.

5. Отдыхай

Сон дает мозгу время на обработку воспоминаний и перенос их из краткосрочной памяти в долгосрочную. Одно из исследований предполагает, что во сне эти процессы идут гораздо быстрее, чем во время бодрствования. 90 минут сна в обед могут помочь укрепить долговременную память, включая и навыки, которые ты пытаешься освоить.

Возможно, вы видели рекламу, которая предлагает увеличить силу вашего мозга при помощи каких-либо веществ, инструментов или техник, как правило за деньги. Маловероятно, что хоть что-то из этого имеет малейший эффект, потому что, если бы это было так, то подобные методики были бы гораздо популярнее, а мы все становились бы все умнее и наш мозг увеличивался бы до тех пор, пока мы не погибли бы под тяжестью собственного черепа. Однако как на самом деле можно увеличить силу мозга и прокачать интеллект?

Наверное, для этого можно было бы выявить различия между мозгом глупого и умного человека, а потом найти способ превратить первый во второй? Есть один момент, который кажется в корне неправильным: мозг умного человека, судя по всему, потребляет меньше энергии.

Это противоречащее здравому смыслу утверждение основано на результатах исследований со сканированием мозга, благодаря которым можно непосредственно наблюдать и регистрировать активность мозга. Например, для этого используется функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Это сложная методика, при которой людей помещают в МРТ-сканер и наблюдают за их метаболической активностью (то есть смотрят, какие ткани и клетки тела «заняты работой»). Для метаболизма нужен кислород, который переносится кровью. Аппарат фМРТ различает насыщенную и не насыщенную кислородом кровь и может высчитать, в какой момент первая превращается во вторую. Активнее всего это происходит там, где усиленно идет метаболизм. Например, в тех областях мозга, которые заняты выполнением какой-либо задачи. В общем, при помощи фМРТ можно наблюдать за активностью мозга и видеть, в какой момент какая-либо часть мозга становится особенно активной. Если человек выполняет задание на память, области мозга, ответственные за обработку воспоминаний, будут активированы сильнее, чем обычно, что и будет заметно на сканах. В результате можно считать, что именно те области, где замечена повышенная активность, и связаны с .

На самом деле все не так просто, потому что мозг все время активируется множеством различных способов. Для того чтобы найти более «активные» участки, нужно уметь фильтровать и анализировать данные. Тем не менее львиная доля современных исследований, посвященных поиску областей мозга, ответственных за определенные функции, применяет фМРТ.

* Рэймонд Кеттелл со своим студентом Джоном Хорном в ходе исследований с 1940-х по 1960-е годы выделили два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект - способность использовать информацию, работать с ней, применять ее и так далее. Для того чтобы сложить кубик Рубика, нужен текучий интеллект, равно как и для того чтобы понять, почему ваш супруг с вами не разговаривает, хотя вы не помните, что вы сделали не так. В обоих случаях вы получаете новую информацию и должны разобраться, как с ней поступить, чтобы получить подходящий вам результат. Кристаллизованный интеллект - это хранящаяся в вашей памяти информация, которую вы можете использовать, чтобы лучше справляться с жизненными ситуациями. Например, чтобы вспомнить имя актера, сыгравшего главную роль в фильме из глубоких 1950-х, нужен кристаллизованный интеллект. Способность назвать все столицы в Северном полушарии - тоже кристаллизованный интеллект. Кристаллизованный интеллект нужен для изучения второго (третьего, четвертого) языка. Кристаллизованный интеллект - это накопленные вами знания, а текучий интеллект - это насколько хорошо вы можете их использовать или справляться с ситуациями, где требуется разобраться с чем-то для вас незнакомым.

Вы можете ожидать, что ответственная за определенное действие область станет активней, когда ей надо будет выполнять это действие, подобно тому, как напрягается бицепс у тяжелоатлета, когда тот понимает гирю. Но нет. В некоторых исследованиях, например в исследовании, проведенном Ларсоном совместно с другими учеными в 1995 году, был получен противоречащий всем ожиданиям результат: при выполнении заданий на текучий интеллект * у испытуемых наблюдалась , за исключением тех из них, кто справлялся с заданием очень хорошо .

Поясню: люди с высокой степенью текучего интеллекта очевидно не использовали область мозга, связанную с текучим интеллектом. Это казалось довольно бессмысленным - например, как если бы, взвешивая людей, вы обнаружили бы, что весы реагируют только на худых. Дальнейший анализ показал, что у более умных испытуемых все-таки возникала активность в префронтальной коре, но только когда им давали по-настоящему сложные задания. Из этого можно сделать несколько интересных выводов.

Интеллект - продукт работы не одной специализированной области мозга, а нескольких взаимосвязанных. Судя по всему, у умных людей эти связи и соединения гораздо лучше организованы и более эффективны, поэтому в целом требуют меньше активации. Представьте, что области мозга работают подобно автомобилям: если один автомобиль рычит, как стая львов, изображающих ураган, а другой бесшумен, это совсем не значит, что первый автомобиль лучше. В данном случае он шумит и дергается, поскольку пытается сделать то, на что более эффективная модель легко способна. Все больше исследователей согласны с тем, что именно охват и эффективность связей между (префронтальная кора, теменная доля и так далее) оказывают бóльшее влияние на интеллект. Чем лучше человек может общаться и взаимодействовать, тем быстрее в его мозге происходит обработка информации и тем меньше усилий требуется для вычислений и принятия решений.

Это подтверждается исследованиями, демонстрирующими, что целостность и плотность в мозге является надежным показателем интеллекта. Белое вещество - это еще один вид мозговой ткани, который нередко игнорируют. Все внимание направлено на серое вещество, однако белое вещество не менее важно, поскольку составляет 50% мозга. Возможно, оно менее популярно, потому что не «делает» так много. В сером веществе происходит вся важная активность, а белое вещество состоит из пучков и связок частей нейронов, передающих активацию в другие области (это называется «аксон», длинная часть типичного нейрона). Если бы серое вещество было заводом, белое вещество было бы дорогами, необходимыми для отправки груза и поставки материалов.

Чем лучше две области мозга связаны при помощи белого вещества, тем меньше энергии и усилий необходимо, чтобы согласовать их работу и процессы, за которые они отвечают, поэтому их труднее обнаружить при помощи сканирования. Это как искать иголку в стоге сена, только вместо стога здесь множество иголок, и все вместе они сложены в стиральную машинку.

Дальнейшие исследования со сканированием мозга предполагают, что толщина мозолистого тела так же связана с уровнем общего интеллекта. Мозолистое тело - это «мост» между правым и левым полушарием. Это большой пучок белого вещества, и чем он толще, тем больше связей между правым и левым полушарием и тем лучше они могут взаимодействовать друг с другом. Если воспоминание, которое хранится в одном полушарии, понадобится префронтальной коре другого полушария, то более толстое мозолистое тело сделает доступ к нему легче и быстрее. Судя по всему, эффективность связи между полушариями существенно влияет на то, насколько успешно человек сможет применить свой интеллект к решению задач и проблем. Как следствие, люди, у которых довольно разные по структуре мозги (то есть у них отличается размер определенных областей, их расположение в коре и т.п.), могут иметь одинаковый уровень интеллекта. Точно так же две игровые консоли, сделанные разными фирмами, могут быть одинаково мощными.

Теперь мы знаем, что эффективность важнее силы. Как благодаря этому знанию мы можем стать умнее? Очевидно, при помощи образования и учебы. Все, что вы узнаете, активно изучая новые факты, информацию и понятия, существенно увеличит ваш кристаллизованный интеллект, а текучий интеллект улучшается при его активном использовании. Новые знания и тренировка новых навыков могут вызвать настоящие анатомические изменения мозга. Мозг - пластичный орган, он способен физически приспосабливаться к предъявляемым ему требованиям. Нейроны образуют новые синапсы, когда кодируют новое воспоминание, и подобного рода процесс наблюдаются по всему мозгу.

Например, двигательная кора в теменной доле отвечает за планирование и контроль произвольных движений. Различные части двигательной коры управляют различными частями тела. За управление корпусом отвечает не очень большой участок моторной коры, потому что при помощи корпуса мало что можно сделать. Он нужен для дыхания и для того, чтобы куда-то крепились руки. В то же время для управления руками и лицом отведено гораздо больше моторной коры, потому что им необходим очень строгий контроль. Исследования показали, что у музыкантов с классическим образованием, например скрипачей и пианистов, области моторной коры, отвечающие за контроль движений рук и пальцев, достигают огромных размеров. Эти люди совершают руками все более сложные и замысловатые движения (как правило, очень быстрые), их мозг меняется, чтобы обеспечить такое поведение.

То же относится и к гиппокампу, ответственному за эпизодическую и пространственную память (способность запоминать места и пути перемещения). Исследования профессора Элеоноры Магуайр с ее коллегами показали, что у лондонских водителей такси, которые умеют ориентироваться в огромной и невероятно сложной лондонской дорожной сети, задняя часть гиппокампа - участок, ответственный за навигацию, - была увеличена. Однако эти исследования проводились преимущественно во времена, когда спутниковых навигаторов и GPS еще не было. Так что неизвестно, какой бы они дали результат в наши дни.

Есть даже некоторые данные (правда, большинство из них получены на мышах, а насколько умны могут быть мыши?), что изучение новых навыков и обретение новых способностей действительно приводит к усилению задействованного в этом белого вещества, благодаря улучшению свойств миелина вокруг нервов (специальной оболочки, созданной вспомогательными клетками, которая регулирует скорость и эффективность передачи сигнала). Получается, что «прокачать» мозг технически возможно.

Это хорошая новость. А вот плохая.

Для всего, о чем я писал выше, нужно много времени и усилий, и даже тогда результат получится очень ограниченным. Мозг слишком сложен. Количество функций, за которые он отвечает, до нелепости велико. Как следствие, легко повысить способность, контролируемую одной областью мозга, не повлияв на остальные. Музыкант может исключительно хорошо знать, как читать ноты, слушать тональности, разделять звуки и так далее, но это не значит, что он будет так же хорош в математике или языках. Повысить уровень общего, текучего интеллекта сложно. Он - результат работы нескольких областей мозга и связей между ними. Его невероятно сложно «увеличить» при помощи строгого набора заданий или методов.

Несмотря на то что мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни человека, его строение и структура по большей части «неизменны». Длинные тракты и пути из белого вещества были заложены на более ранних этапах нашей жизни, когда мозг только развивался. К тому времени, когда мы достигаем примерно двадцати пяти лет, наш мозг развивается практически полностью. С этого момента начинается тонкая настройка. По крайней мере, так на данный момент принято думать. И поэтому в целом считается, что текучий интеллект у взрослых «зафиксирован» и сильно зависит от генетических факторов и факторов воспитания, которые действовали, пока мы росли (в том числе жизненные установки наших родителей, наше образование и социальное происхождение).

Этот вывод разочарует большинство людей, особенно тех, кто хочет найти быстрое решение, легкий ответ, краткий путь к повышенным умственным способностям. Наука о мозге ничего такого не допускает. Тем не менее многие все равно предлагают различные способы «прокачать» мозг.

Бесчисленное множество компаний продают в наши дни игры и упражнения для «тренировки мозга», которые, как утверждается, способны повысить уровень интеллекта. Головоломки и задачи, как правило, различной степени сложности. Если вы будете достаточно часто решать их, то действительно постепенно начнете справляться с ними все лучше. Но только с ними. На сегодняшний день нет подтвержденных данных о том, что любой из этих продуктов может увеличить уровень общего интеллекта. Благодаря им вы просто начинаете хорошо играть в определенную игру, но это не значит, что для этого мозгу пришлось усилить все остальные функции - он слишком сложен для этого.

Некоторые студенты при подготовке к экзаменам начали принимать Риталин, Аддерол и другие медикаменты, предназначенные для лечения и подобных заболеваний, чтобы стать более сосредоточенными и усидчивыми. Полученный ими результат очень ограничен и быстро проходит, а вот отдаленные последствия приема таких сильных препаратов, влияющих на работу мозга, без всяких показаний к этому, окажутся достаточно нехорошими. Кроме того, подобные «эксперименты» скорее всего сыграют против вас: если вы неестественно задерете свою способность к концентрации при помощи лекарств, ваши внутренние резервы истощатся, в результате чего вы гораздо быстрее выгорите и (например) проспите экзамен, к которому готовились.

Лекарства, предназначенные для улучшения или усиления работы мозга, называются ноотропы, то есть «таблетки для ума». Большинство из них относительно новы и влияют только на отдельные функции, например на внимание или память. Об их влиянии на общий интеллект в долгосрочной перспективе можно только гадать. Самые сильные из них применяются в основном при нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, когда мозг, по сути, невероятно быстро деградирует.

Также считается, что целый ряд пищевых продуктов (например, рыбий жир) увеличивает общий интеллект, но и это сомнительно. Они могут слегка улучшать какой-нибудь аспект работы мозга, но этого недостаточно для постоянного и глобального усиления интеллекта.

Сейчас рекламируются даже технические методы влияния на мозг, например транскраниальная микрополяризация (ТКМП). Джамила Беннаби с соавторами в 2014 году обнаружила, что ТКМП (во время которой через целевые области мозга пускают постоянные микротоки) действительно улучшает память, речь и другие функции как у здоровых, так и у психически больных испытуемых, при этом, судя по всему, у нее нет практически никаких побочных эффектов. Насколько эта методика дает достоверные результаты, еще нужно подтвердить в других исследованиях и обзорах, чтобы широко применять ее в терапевтических целях.

Несмотря на это, многие фирмы уже начали продавать устройства, которые, как заявляется, используют ТКМП для того, чтобы человек, например, мог лучше играть в видеоигры. Я не стану утверждать, что эти устройства не работают. Но если они действительно работают, значит, эти компании продают устройства, активно влияющие на работу мозга (подобно сильным лекарствам), причем механизмы этого влияния разработаны не научным образом и не имеют научного объяснения, людям, у которых нет специального образования и которых никто не контролирует. Точно так же можно было бы продавать антидепрессанты в супермаркетах, рядом с шоколадками и батарейками.

Итак, вы можете увеличить свой интеллект, но для этого нужно много времени и усилий - недостаточно просто продолжать делать то, что вы уже умеете и/или знаете. Если вы начинаете делать что-то по-настоящему хорошо, ваш мозг настолько привыкает к этому, что, по сути, перестает осознавать, что вы что-то делаете. А если он не осознает какую-то деятельность, то и не приспосабливается к ней, и так возникает эффект самоограничения.

Для повышения интеллекта надо быть очень целеустремленным или очень умным, чтобы перехитрить собственный мозг.

Держится на головном мозге. Это, пожалуй, один из самых важных органов в человеческом теле. А как же он устроен? Строение головного мозга человека является самым сложным (по сравнению с другим живыми существами). Серое вещество состоит из 25 миллиардов нейронов. А сам мозг занимает около 95% места в черепе. Оставшиеся 5% отведены под околомозговую жидкость. Ее отсутствие свидетельствует о наличии серьезных отклонений в развитии или о серьезном заболевании.

Каково строение головного мозга человека? Орган состоит из пяти разделов, каждый из которых отвечает за свои функции в жизнедеятельности человека. Основные отделы включают в себя:

  • продолговатый мозг;
  • задний мозг;
  • промежуточный мозг;

Последний состоит из известных всем по курсу анатомии полушарий. Всего их два. У каждого из них есть своя «зона» ответственности. Например, правое полушарие является центром, отвечающим за творческие способности и развитие человека. Левое же контролирует процесс обучения и познавания мира. Именно это полушарие наиболее развито у людей с математическим Творческие люди (художники, писатели, дизайнеры и прочие) руководствуются больше правым.

Строение головного мозга человека не ограничивается только полушариями. Вторая составляющая - мозжечок. Без него человеческое тело не смогло бы координировать свои движения. Да и вообще контролировать свою физическую деятельность. Именно мозжечок связан со спинным мозгом, что дает двигаться на «автопилоте». То есть то, чему ребенок научился в детстве, сохраняется на всю жизнь. Исключение - тяжелые заболевания.

Структура головного мозга человека состоит не только из нескольких видов мозга, но из других элементов. Так, мост осуществляет передачу информации между полушариями и мозжечком. При этом на него также возложена ответственность за слух. Вся информация, которая попадает через слух в мозг, проходит именно по мосту.

Строение головного мозга человека весьма сложное. Так, имеет две части, каждая из которых имеет свою функцию. Гипоталамус (вентральная часть) отвечает за вегетососудистую систему и правильность ее работы. Дорсальная часть несет ответственность за адекватное восприятие внешних раздражителей и стресс. Именно промежуточный мозг преподносит в полушария информацию о внешнем мире так, чтобы человеку было комфортно. Это помогает справляться со всеми жизненными ситуациями.

Анатомия мозга человека самая сложная. Ни одно существо на планете не имеет такого строения серого вещества. Вот почему человек является разумным в сравнении с теми же обезьянами. Мозг способен не только запоминать информацию, но и анализировать, обрабатывать и осмысливать ее. Центром всей системы жизнедеятельности являются именно полушария. От веса мозга совершенно не зависит его работоспособность. К примеру, женское серое вещество меньше мужского на пару сотен граммов. Но это не означает, что представительницы прекрасного пола глупее. Известно, что человек использует для мышления всего лишь 30% своего мозга, независимо от половой принадлежности.