Социальная психология где можно работать. Где может работать психолог
Здравствуйте! У меня очень трудная ситуация в жизни, помогите мне пожалуйста. У меня среднее фармацевтическое образование, но мне очень не нравится быть продавцом. Еще в школе у меня всегда были проблемы с математикой,но по совету мамы я пошла учиться на фармацевта. Хотя мне очень нравилась литература,я на отлично писала сочинения. Родители мне сказали,что я могу выучиться на учителя русского языка и литературы. Но я не хотела быть учителем,на что мне сказали,что других профессий,связанных с литературой не существует. Конечно же они существуют,просто родители не знали об этом. За это я их простить не могу. И мне пришлось выучиться на фармацевта . Но,надо сказать,что мне очень нравится вращаться с лекарствами,меня интересуют новые лекарства. Но я часто не понимаю,как разойтись с человеком,если мне нечем дать сдачу и другие кассовые операции мне непонятны. Получается,что у меня вроде бы и есть профессия,а работать не могу.
С недавних пор меня интересует где может работать фармацевт, кроме аптеки,если учесть,что химиком я тоже быть не хочу. Если бы вы помогли мне ответить на этот вопрос,я была бы счастлива. А на работу,связанную с литературой меня не возьмут без образования, не так ли?
Очень надеюсь на то, что вы мне поможете. Буду ждать ответа.
Ответы (1)
Сергей :
Ирина, смена сферы деятельности — дело непростое, но возможное. Я не совсем понял, что значит «работа, связанная с литературой». Если это включает в себя написание текстов, то вы можете стать копирайтером , редактором или журналистом . Профессии распространенные, много обучения в этой сфере есть. Если поставить себе задачу, то выйти на новую «литературную» работу можно уже через 3-4 месяца.
Если понятие «работа, связанная с литературой» подразумевает писательство, поэзию и иную классическую литературу, то зарабатывать будет сложно. Это скорее станет хобби.
Например, Стивен Кинг пробовал писать с детства, в университетские годы и после них писал много и с отдачей, однако романы у него долго не покупали. Поэтому он работал упаковщиком на ткацкой фабрике. У него дело пошло в гору, но могло и не пойти. Другой человек в подобной ситуации может до сих пор работать упаковщиком и писать романы. Бывает всякое.
Что же касается фармацевта, то решать вам — оставаться в профессии или нет. Вполне вероятно, что в вашей сфере есть что-то интересное кроме аптеки и химии. Какие-либо исследования, обучение медперсонала и т.д. Об этих вещах вы должны больше меня знать. Общайтесь с коллегами, задавайте им тонны вопросов, изучайте ваш рынок.
Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься
. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.
Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.
Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.
В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.
Окончив обучение, молодой специалист может работать:
-
психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
в больницах и поликлиниках;
преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).
Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.
Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.
Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог
- решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог
работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог
- это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.
Где может работать клинический психолог?
В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.
Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.
Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.
Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).
Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».
В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :
-
улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
способность принять решение;
способность осуществить принятое решение;
подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
получение поддержки;
приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
поиск и изучение альтернатив;
получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
получение информации;
реагирование на действия других людей и ситуацию.
Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.
Ежегодно огромное количество вузов всего мира выпускает молодых специалистов разных областей. В каждой стране свои условия приёма на работу, а также определённые особенности прохождения испытательного срока и перспективы.
Перед современной молодёжью встаёт вопрос:
«Где можно получить опыт работы по специальности, если в большей части требуются специалисты, имеющие трудовой стаж?».
Именно с таким вопросом, а также с просьбами прохождения практики, обращаются молодые специалисты-психологи. Многие из них опасаются сразу же приступить к прямой работе с клиентом, понимая, что для уверенности в себе как в специалисте им не хватает практического опыта.
- В первой части материала мы обсудим: с чего может начаться путь дипломированного, не имеющего опыта, психолога?
- Вторая часть будет посвящена разбору сфер деятельности, не связанных напрямую с психологическим консультированием, но которые могут быть полезны.
- В заключении укажем этапы, приводящие к практической деятельности.
Начало пути во многом зависит от того, в каком направлении психологии человек настроен работать. К сожалению, это понимание не у всех студентов формируется в период получения знаний в вузе. В связи с этим, на протяжении обучения стоит учитывать ряд возможностей выбранной профессии.
- Психолог после окончания вуза может остаться работать на кафедре психологии. Обучаясь в магистратуре, увлечься наукой, объединив таким образом два направления: преподавательскую деятельность и научные разработки. В перспективе может быть защита диссертаций, и в результате будет пройден путь от студента до профессора университета.
- Психолого-педагогическое направление. Работа психолога в дошкольном учебном заведении, а также в школах. Преподавание предмета «Психология» в колледжах и других учебных заведениях.
- Область практической психологии достаточно обширна - от психолога на предприятии до частной психологической практики.
Не исключено, что на протяжении обучения могут меняться интересы, связанные с направлениями деятельности психолога. Поможет более тонко разобраться в своем истинном предназначении и обогатиться знаниями, связанными с практикой, регулярное дополнительное обучение у психологов-практиков на семинарах и тренингах.
Часто можно услышать высказывания отчаявшихся молодых специалистов: «Не могу найти работу! Разве я это представлял, обучаясь в университете?».
Рассмотрим виды деятельности для молодого специалиста, которые могут привести к профессии психолога.
1. Организатор обучающих программ.
Работать он может в психологическом или тренинговом центре. Эта деятельность даёт колоссальный опыт и большой багаж знаний. Если работает команда профессионалов, то они обязательно обучат специалиста следующим направлениям:
- ведение телефонных переговоров с потенциальными клиентами;
- техника проведения презентации учебной программы;
- проведение деловых переговоров;
- организация непосредственно самого мероприятия.
В результате будет накапливаться опыт работы с людьми и оттачиваться коммуникационный навык. Особым бонусом может быть имеющаяся возможность проходить обучающие программы либо со скидкой, либо бесплатно.
2. Администратор в психологическом центре.
Эта деятельность более узкая. Специалист обычно ведет запись, но должен уметь грамотно провести телефонные переговоры. Соответственно, владеть информацией о том, какие специалисты работают в центре и в каких направлениях. Как стартовую площадку тоже можно рассмотреть. Обычно с администраторами делятся своими проблемами люди, ожидающие свою очередь. Небольшой опыт общения эта работа предполагает. Заниматься данной деятельностью можно до одного года, не забывая о регулярном дополнительном обучении и саморазвитии.
Перспективой может быть место психолога в этом центре, но оно зависит от разного рода факторов:
- показателя эффективности в работе;
- требований руководства;
- имеющейся открытой вакансии.
3. Психолог на предприятии.
Как бы ни стремились современные компании идти в ногу со временем, но штатных единиц психолога в организации по-прежнему либо нет, либо крайне мало. По этой причине можно рассмотреть позицию менеджера по персоналу. О чем и будет написано в следующем пункте.
4. HR- manager (Human – человеческие, resources - ресурсы).
В организациях существуют не только единицы менеджеров по персоналу или HR-менеджеров, но и отделы, которые занимаются следующими направлениями:
- подбор персонала;
- проведение собеседований с соискателями;
- организация обучения персонала;
- аттестация сотрудников;
- мотивация персонала;
- корпоративная культура.
Психологическое образование для HR-специалистов приветствуется.
Перспективы. Начиная с найма и работы с резюме соискателей, можно параллельно изучать техники и методы проведения интервью с кандидатами. Искать пути присутствия на собеседованиях, которые проводят опытные руководители. Далее – можно продолжить работу в направлении проведения собеседований.
Работа в этой области даёт колоссальный опыт в плане знаний моделей поведения людей и специфики их деятельности. Накопленный информационный арсенал даст отличную базу для того, чтобы в будущей деятельности практического психолога с уверенностью разбирать темы клиентов, связанные с их работой.
5. Практический психолог, занимающийся частной практикой.
Как понятно из выше описанного, путь к самостоятельной деятельности проходит этапы:
- опыта работы в смежной области;
- непрерывного дополнительного образования;
- постоянного самообразования;
- прохождения личной терапии у опытного психолога;
- внутреннего понимания готовности к консультированию.
Когда выбранная профессия обусловлена высоким уровнем интереса и прилагаются дальнейшие усилия ею овладеть, есть все шансы для того, чтобы в ней состояться!
Филология - наука о языке. Дословно понимая этот термин, раскрыть его сущность можно следующим образом: «я люблю слово». Специалист в области словесности называется филологом. Если учесть, что слово является универсальным средством общения, то становится ясно, что человек, филигранно владеющий словом - это универсальный специалист, и область применения его познаний достаточно обширна.
Филолог ─ что это за профессия?
Специалистом по филологии можно стать, получив образование в высшем учебном заведении гуманитарной направленности. Обучение проходит на филологическом факультете. Специализация осуществляется по следующим областям гуманитарного знания:
- Преподаватели.
- Переводчики.
- Научная деятельность.
- Издательская деятельность.
Соответственно специализации функционал выпускника может быть востребован в этих сферах.
Очень часто гуманитарная компетенция для карьерного роста и предпринимательской деятельности недостаточна. И филологи получают дополнительное высшее образование в области точного знания - в технических, естественнонаучных и социальных науках.
Преподавательская деятельность
Филолог, что это за профессия? Самым распространённым ответом будет - преподаватель русского языка и литературы. И это соответствует действительности.
Русский язык и литература входит в число основных дисциплин и подлежит обязательной аттестации при завершении цикла неполного и среднего образования. Результаты зачитываются при поступлении в высшие образовательные учреждения.
Учитель русского языка и литературы всегда может найти себе рабочее место в средних образовательных учреждениях, в системе высшего и дополнительного образования - везде нужна профессия филолог. Зарплата преподавателязависит от ставки и уровня образовательного учреждения, продолжительности стажа, почасовой нагрузки. Соответствует среднестатистическим показателям по доходам для российского жителя, в диапазоне от двадцати до сорока тысяч рублей, в зависимости от региона. Самый высокий уровень дохода имеют преподаватели в Москве.
Филолог - переводчик
Филолог в научной деятельности
Для исследования в истории её формирования и для глубины познания феноменов в онтологии языка необходима профессия - филолог.
Описание феноменологии словесности - это только одна из граней научного исследования. На резонный вопрос, какая практическая значимость исследования в этой сфере, можно ответить, что слово - это способ бытия, запечатленный в словоформе. Филологические исследования закономерностей формирования слов делают открытия в способах исторического и современного мышления, что, в свою очередь, помогает глубже познать человека.
Издательская деятельность
Объемлет многие направления, все, что касается организации, производства и распространения печатной продукции в любой форме. Именно в этой сфере в полной степени востребован филолог. Что это за профессия - становится понятным на каждом их этапов издательской деятельности.
- Авторство материалов. Журналист, копирайтер, блогер - производитель авторских текстов. Это прямое призвание человека с филологическим образованием.
- Редакция и подготовка материалов к печати.
- Продвижение материалов и выпуск.
Так многогранно может проявиться профессия филолог. Особенности и степень её востребованности лежит в самом предмете специализации - в слове. Существуют и иные способы коммуникации и социальных взаимодействий. Но, согласитесь, что именно язык есть универсальный способ общения. И если в совершенстве владеть эти способом, востребованность услуги проявится в любой сфере жизнедеятельности общества.
Известные представители профессии
Для того чтобы понять: филолог - что это за профессия, достаточно вспомнить известные на мировом уровне имена деятелей с филологическим образованием. И все становится ясно.
Михаил Бахтин - великий русский мыслитель, филолог, исследователь. Дал начало многим школам и научным направлениям. Именно он задал вопрос научному сообществу о критерии истинности гуманитарного знания. Его фундаментальная работа «Творчество Франсуа Рабле и средневековая культура Ренессанса» является классикой филологии и раскрывает истоки происхождения словесности в народной культуре. Дмитрий Сергеевич Лихачев - олицетворение последовательной гражданской позиции в отстаивании своих взглядов. Он смог в своей профессиональной филологической среде показать силу слова в борьбе за свободу. Для него именно слово стало сильнейшим оружием в борьбе с лицемерием и официальной ложью.
Этот ряд можно продолжать бесконечно. Благодаря силе слова и значению его в информационной среде, журналистику часто называют четвертой властью общества.