Open
Close

Топ 5 техногенных катастроф. Авария на Чернобыльской АЭС

Современное развитие технологий предоставляет нам огромное количество новых возможностей. К сожалению, в этом мире ничего не бывает бесплатно, ведь использование некоторых способов получения энергии или ресурсов, а также усовершенствования производства, таят в себе потенциальную опасность.

Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, однако некоторые из них связаны с испытаниями новых видов вооружений.

Видео: ТОП техногенных катастроф мира

Ядовитое облако в Севесо

В итальянском городке Севесо когда-то проживало семнадцать тысяч жителей. Он располагался в долине реки По, у подножия холмов, в окружении зеленых лесов и полей. Живописная местность привлекала большое количество туристов из Милана. Однако главным предприятием был химический завод, на котором работало большинство жителей.

10 июня 1976 года на заводе произошел взрыв, который сопровождался мощным выбросом в атмосферу одного из самых страшных ядов, известных человеку – диоксина. Химикат образовал облако, которое нависло над городом, а со временем яд начал опускаться на сады и жилые дома.

У людей, которые вдыхали яд, наблюдались такие симптомы как приступы тошноты, развитие болезней глаз с ослаблением зрения. Сейчас Севесо является городом-призраком, в котором уже много лет никто не живет, его называют итальянской Хиросимой. Для того чтобы обеззаразить почву необходимо было потратить много лет. Последствия выброса химикатов были усугублены тем, что владельцы завода не сразу сообщили врачам причину ухудшения самочувствия жителей города.

Причиной аварии, было несоблюдение температурного режима – температура химической реакции была завышена, поскольку не соблюдались инструкции по охлаждению.

Авария на Трехмильном острове

28 марта 1979 года произошла одна из самых крупных техногенных катастроф мире и истории ядерной энергетики. Атомная электростанция «Три-Майл Айлэнд» (Трехмильный остров), располагалась на реке Саскэхуанна возле города Гаррисберга, в штате Пенсильвания.

В ночь с 27 на 28 марта второй энергоблок работал на 97% мощности. Незадолго до того как случилась авария все системы работали в штатном порядке. Однако было известно о существовании двух проблем:

  • Через затвор одного из клапанов компенсатора давления постоянно протекал теплоноситель. Из-за этого температура в сбросном трубопроводе была выше нормы, а избыток среды приходилось сливать каждые восемь часов.
  • Трубопровод выгрузки ионообменной смолы был закупорен, и рабочие пытались его продуть при помощи воды и сжатого воздуха.

Эти проблемы привели к тому, что операторы столкнулись с внезапной остановкой реактора, и при этом наблюдались два отклонения от стандартного сценария, которому следовал персонал.

Из-за разрушения оболочек ТВЭЛов произошел выброс радиоактивных материалов, а именно газов ксенон-133 и иод-131. Из-за того, что фильтрующие элементы не менялись вовремя, большое количество радиоактивных газов попало в атмосферу.

Несмотря на то, что серьезных человеческих жертв удалось избежать, эта авария заставила пересмотреть нормы безопасности эксплуатации ядерных объектов.

Происшествие в Лав-Канал

В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.

К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.

Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.

Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле. Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе

21 сентября 2001 года в Тулузе произошел чудовищный взрыв, который стал причиной гибели тридцати человек и ранения тысяч людей, уничтожения огромного количества зданий и сооружений.

Из-за сих пор неизвестной причины произошла детонация трехсот тонн нитрата аммония, который находился в ангаре, принадлежавшем химическому заводу AZF. На месте взрыва осталась воронка диаметром до пятидесяти метров и глубиной примерно в пять метров.

Были серьезно повреждены производственные сооружения, несколько тысяч человек получили телесные повреждения разной тяжести. В течение следующих одиннадцати лет AZF, были вынуждены выплатить два миллиарда евро пострадавшим.

Мощность взрыва, причиненный ущерб и огромное количество пострадавших делают это происшествие одной из самых ужасных техногенных катастроф мира.

Химическая катастрофа в Бхопале

3 декабря 1984 года произошла одна из самых известных техногенных катастроф – Бхопальская трагедия. Из-за аварии, которая произошла на заводе американской компании «Union carbide» погибло более восемнадцати тысяч человек.

Официально причина этой трагедии до сих пор не установлена. Существует множество разных версий, среди которых нарушение техники безопасности, халатность и целенаправленный саботаж. Тем не менее, точно было установлено, что руководство компании давило на сотрудников завода, заставляя сокращать расходы, в том числе и за счет мер безопасности, что не могло не повлиять на вероятность появления этой катастрофы.

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Болезнь в Минамате

Под названием «Болезнь Минамата» подразумевают синдром, который вызывает отравление метилртутью и другими органическими соединениями ртути. Впервые это заболевание было обнаружено в городе Минамата, префектуры Кумамото в 1956 году.

Его симптомы:

  • Парестезия в конечностях;
  • Нарушения моторики;
  • Ухудшения речи;
  • Ослабление слуха и зрения;
  • Нарушения сознания;
  • Паралич.

Также это заболевание вызывает летальный исход.

Впервые врачи столкнулись с этим заболеванием в апреле 1956 года, когда к ним поступила пятилетняя девочка с симптомами, которые свидетельствовали о неизвестной нервной болезни. Постепенно начали обнаруживать аномалии в поведении животных, а также аналогичные симптомы среди жителей рыбацких деревень. Болезнь унесла жизни четырнадцати человек.

Дальнейшее расследование позволило обнаружить, что причиной возникновения патологий являлось сильное заражение метилртутью морепродуктов, которыми питались пострадавшие. После этого был проведен химический анализ воды, который позволил обнаружить повышенное содержание ртути, свинца, таллия, селена, мышьяка. Все эти металлы попадали в воду из-за продолжительного выброса ртути в воду компанией «Chisso». Важным моментом является то, что микроорганизмы, которые жили на дне моря, перерабатывали ртуть, превращая её в метилртуть, которая обладает большей токсичностью и накапливалась в организме. Это происшествие является одной из самых больших техногенных катастроф мира.

Авария на Чернобыльской АЭС

События, произошедшие 26 апреля 1986 года, по праву считаются крупнейшей техногенной катастрофой в мире, и одним из самых значительных событий в истории атомной энергетики.

В настоящее время существует множество версий катастрофы в Чернобыле, которые появлялись в результате расследований проведенных государственной комиссией СССР в 1986 и 1991 годах, консультативной группы INSAG.

Наиболее вероятными факторами, способствовавшими аварии на АЭС, считаются:

  • Конструктивные недостатки АЭС;
  • Замалчивание серьезности ситуации в первые дни происшествия;
  • Желание сотрудников провести эксперимент «любой ценой»;
  • Вывод из работы исправных технологических защит, которые могли бы вовремя отключить реактор.

Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от лучевой болезни умерло 134 сотрудника и члена спасательных команд, которые находились на станции во время взрыва. Кроме того, мощный выброс радиации привел к развитию огромное количество случаев онкологических заболеваний, в частности рака щитовидной железы. Также зафиксировано множество патологий у новорожденных.

Из сельскохозяйственного оборота было выведено примерно пять миллионов гектаров земель, а вокруг электростанции была создана зона отчуждением радиусом в тридцать километров. Пришлось похоронить сотни небольших населенных пунктов, а также город Припять.

Кроме того, последствия аварии серьезно сказались на экологической обстановке в районе. Наибольшая концентрация цезия-137 была обнаружена в верхнем слое почвы, из которого он попадает в грибы и растения, через которые загрязнение передается птицам и животным. Радиоактивные осадки выпали в отдаленных районах, таких как Мордовия, Чувашия и Ленинградская область.

Авария на АЭС Фукусима

Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.

Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.

Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.

Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.

Плюсануть

12-го марта в 2011-м году произошла одна из самых ужасных техногенных катастроф - авария на АЭС Фукусима-1. Это жуткое событие, последствия которого человечество разгребает до сих пор.

Авария возникла в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Стихии повредили электроснабжение и дизельные генераторы, за чем началась цепочка жутких событий. Закончилось все тем, что из строя вышли все системы аварийного охлаждения реакторов. Результат - расплавление их активных зон.

Катастрофа стала настолько масштабной, что ее последствия на себе почувствовал весь мир: во многих странах (Германия, Франция, США, Южная Корея и Россия) были найдены радиоактивные вещества, несвойственные для данной местности. 160-тонный железобетонный плавучий пирс, унесенный цунами из Японии, пересек весь Тихий океан и через год и три месяца оказался у берегов штата Орегон. Санитарные службы США обнаружили следы радиации в мясе тунца и прочей рыбы, пойманной у берегов Калифорнии.

Что касается самой Японии, больше всех пострадала ТЕРСО - компания-владелец АЭС Фукусима-1. Правительство страны обязало хозяев выплатить 80-ти тысячам переселенцев компенсацию в размере порядка 130-ти миллиардов долларов. При этом стоимость акций ТЕРСО снизилась на 80%, сама компания резко подешевела на 32 миллиарда долларов и утратила высокий кредитный рейтинг. Хоть АЭС и была застрахована на несколько десятков миллионов евро (в Немецком объединении страховщиков ядерных реакторов), денежку ТЕРСО так и не получили. Причина: Германия не признала землетрясение и цунами страховым случаем.

Смотри видео с кадрами аварии, произошедшей на Фукусиме.

Пользуясь случаем, мужской журнал MPORT решил вспомнить еще несколько ужасных техногенных катастроф, от воспоминаний о которых аж дрожат коленки.

Техногенные катастрофы: К-19

К-19 - одна из самых известных атомных подводных лодок СССР. Это первая советская вооруженная баллистическими ядерными ракетами атомная субмарина. Но прославилась она благодаря другому. Это многочисленные передряги, в которые К-19 постоянно влипала. За это ее даже прозвали "Хиросима".

Еще до спуска лодки на воду, в ней уже гибли люди: в 1959-м при окраске трюмов вспыхнул пожар и унес жизни двух человек, потом там задохнулась женщина-маляр. В 1961-м при загрузке ракет в шахты субмарины одного матроса насмерть придавило крышкой. Одна из самых жестких аварий произошла 4-го июля в 1961-м. Был поврежден кормовой реактор, в результате чего погибли 8 членов экипажа, остальные были жестко облучены радиацией. 15-го ноября 1969-го К-19 столкнулась Gato - подлодкой ВМС США. 24-го февраля в 1972-м в двух отсеках произошел пожар, из-за которого погибли 30 человек, а девяти выжившим пришлось пережить настоящие пытки: матросы 23 дня пробыли в заточении в кормовом отсеке без света, связи, еды, со скудными запасами воды и воздуха.

Это далеко не конец списка "заслуг" К-19. Не даром этому техногенному ужасу с ядерными реакторами посвящен даже американский фильм "К-19: Оставляющая вдов".

Источник: deadlinelive.info

Техногенные катастрофы: Три-Майл-Айленд

События, произошедшие 28-го марта в 1979-м на АЭС Три-Майл-Айленд (штат Пенсильвания), стали одной из крупнейших техногенных аварий в истории ядерной энергетики (второе место после Чернобыля). В ходе событий была серьёзно повреждена активная зона реактора, в результате чего расплавилась часть ядерного топлива. Хоть оно не прожгло корпус хранилища и радиоактивные вещества остались внутри, но выброс опасных нуклидов (йод-131) был значительным. На устранение последствий аварии правительство потратило почти миллиард долларов. Была проведена дезактивация территории станции, топливо было выгружено из реактора. Но часть радиоактивной воды успела впитаться в бетон защитной оболочки, и эту радиоактивность удалить практически невозможно.


Источник: blog.nownews.com

Техногенные катастрофы: Бхопальская катастрофа

Бхопальская катастрофа - лидер техногенных аварий по количеству жертв. Произошедшая 3-го декабря в 1984-м на химическом заводе Union Carbide в индийском городе Бхопал, она унесла жизни 18-ти тысяч человек. Причина - аварийный выброс паров пестицида метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), взорвал защитный клапан и испарился. Результат - в атмосферу выброшено около 42-х тонн ядовитых паров. Три тысячи жителей городка и соседних трущоб скончались сразу, остальные 15 тысяч умерло в последующие годы от воздействия химикатов на организм. Общее количество пострадавших - от 150-ти до 600-та тысяч человек.

Union Carbide пострадавшим пришлось выплатить 470 миллионов долларов. Акции компании упали на два миллиарда долларов, а уже бывших руководителей приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу - $2100.


Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

Бригады спасателей разбирают завалы рухнувшего в аквапарке "Трансвааль-парк" купола Фото: Валерий Блинов/РИА Новости

«Трансвааль-парк», Москва

Погибшие: 28 человек, среди которых 8 детей.

Что случилось: В день трагедии в здании аквапарка в Ясенево, самого большого в Восточной Европе, находились около 1300 человек. Железобетонный купол обрушился прямо на зону водных развлечений. 193 человека, в том числе 51 ребенок, получили тяжелые травмы, многие остались инвалидами.

Кто виноват: Причиной катастрофы стала ошибка проектирования. Следствие предъявило обвинение начальнику Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину, утвердившему проект, и главному архитектору парка Нодару Канчели. Канчели также проектировал подземный комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади, купол храма Христа Спасителя и крышу Басманного рынка, которая обрушилась в 2006 году. Через два года разбирательства Канчели был амнистирован в честь 100-летия Госдумы, а Воронин освобожден за отсутствием состава преступления. В 2013 году на месте аквапарка был открыт многофункциональный комплекс семейного отдыха «Мореон».

Басманный рынок, Москва

Погибшие: 68 человек.

Что случилось: Здание рынка рухнуло ранним утром, площадь обрушения составила 13 тысяч квадратных метров.

Кто виноват: Следователи установили, что катастрофа наступила из-за систематической неправильной эксплуатации здания. Например, на антресолях, спроектированных для лоточной торговли, были установлены торговые площадки, которые вместе с размещенным в них товаром перегружали конструкцию. Обвинение в нарушении эксплуатации были предъявлены директору Басманного рынка Марку Мишиеву. Через несколько дней его освободили из-под стражи, и все время следствия, которое продолжалось до 2008 года, он находился на свободе. Затем дело было внезапно прекращено, а через две недели снова возобновлено и завершилось к 2009 году. В 2010 году стало известно, что генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отказался утвердить обвинительное заключение против Мишиева и снова направил дело на дорасследование.

Клуб «Хромая лошадь», Пермь

Погибшие: 156 человек.

Что случилось: Во время празднования восьмилетия клуба, рассчитанного на 50 человек, в здании произошел пожар. В момент трагедии в помещении находилось 300 человек, включая персонал. Когда начался фейерверк, от холодного огня загорелись декорации. Свет погас, аварийного освещения предусмотрено не было, у двери эвакуации была открыта лишь одна створка, начались паника и давка. Люди погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.

Кто виноват: Сразу после трагедии все правительство Пермского края подало в отставку, со своего поста ушел глава администрации Перми Аркадий Кац. На скамье подсудимых оказалось восемь человек: соучредители, арт-директор и другие сотрудники клуба, а также поставщик пиротехники. Владелец «Хромой лошади» Анатолий Зак попытался скрыться, но был задержан и в конце концов приговорен к 9 годам и 10 месяцам колонии. Остальные обвиняемые получили от 4 до 6 лет колонии.

Теплоход «Булгария», Татарстан

Погибшие: 122 человек, в том числе 28 детей.

Что случилось: Теплоход шел по Волге по маршруту Казань — Болгар — Казань и, как позже выяснили следователи, не мог не затонуть: экипаж был неопытным и регулярно нарушал правила технической эксплуатации, а у судна имелись многочисленные повреждения — от неработающего дизель-генератора до дыр в корпусе. Кроме того, в день катастрофы поднялся шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду. Следователи установили, что главной причиной крушения стали незадраенные экипажем иллюминаторы: в них залилась вода, когда из-за сильного порыва ветра и выполнения судном поворота возник крен. Корабль завалился на бок и ушел под воду за считаные минуты. В катастрофе спаслись лишь 79 человек.

Кто виноват: Расследование продолжалось два года. Среди обвиняемых — глава организации-субарендатора и эксплуататора «Булгарии», эксперт Российского речного реестра, лицензировавший теплоход, начальник и главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора, а также выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». Пятеро обвиняемых получили сроки от 5 до 11 лет.

ТЦ «Адмирал», Казань

Погибшие: 18 человек во время пожара и 1 человек, подполковник МЧС, при обрушении здания.

Что случилось: Пожар возник из-за кровельных работ на крыше пристройки к торговому центру. Так как при строительстве ТЦ были использованы материалы низкой огнестойкости, конструкции здания быстро начали заваливаться, перекрывая эвакуационные выходы. Пламя захватило площадь в 4 тысячи квадратных метров.

Кто виноват: По версии следствия, с 2013 года здание ТЦ незаконно эксплуатировалось без соответствующего разрешения и с грубыми нарушениями норм противопожарных правил. К уголовной ответственности привлечены 12 человек: собственник торгового центра, директор организации-арендатора, сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, а также рабочие, чьи действия привели к возгоранию кровли. Часть дел передана в суд в 2017 году.

Подготовила Анна Карпова