Open
Close

Возникновение и развитие романтизма в 19 веке. Возникновение романтизма в россии

Лекция 1. Русский романтизм

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Лекция 1. Русский романтизм
Рубрика (тематическая категория) История

1. Исторические предпосылки возникновения романтизма

2. Общая характеристика течения

3. Новаторство романтиков

4. Типология русского романтизма

5. Отличие русского романтизма от европейского

Литература

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.

4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.

5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.

6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.

7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.

I . Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определœенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.

Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр.
Размещено на реф.рф
революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принœесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принœесет с собой свободу.

В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.

II . 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Οʜᴎ мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. По этой причине критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Οʜᴎ мечтают о внесоциальном существовании . К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.

Я – мир собственной души

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - П - прошлое

Ф - фантастика

2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.

3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ ʼʼестественного человекаʼʼ, уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в ʼʼКавказском пленникеʼʼ, цыгане в ʼʼЦыганахʼʼ). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).

С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, ᴛ.ᴇ. как форму политического бунта. По этой причине исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.

4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, ᴛ.ᴇ. ʼʼсознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединœенияʼʼ (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.

5. Из отрицания всœемогущества разума и действительности рождается романтический герой.

Романтический герой - ϶ᴛᴏ герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя ʼʼчеловеком вне социальной средыʼʼ (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, ᴛ.ᴇ. всœему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно в связи с этим он чаще всœего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал ʼʼодну лишь пламенную страстьʼʼ. На нем лежит черта избранности, выделœенности.

Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всœего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).

Необычность героя выражается во всœем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).

Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.

6. Презирая толпу (тех, кто живет повсœедневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).

7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому ʼʼздесьʼʼ противопоставляется таинственное ʼʼтамʼʼ.

8. Так как в центре внимания писателœей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.

9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определœенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всœего творчества того или иного поэта (к примеру, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия ʼʼВечерʼʼ).

10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.

11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.

111 . 1. Романтики обратились к фантастике.

Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. По этой причине самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).

2. Интерес к фольклору.

Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (к примеру, баллады В.А.Жуковского)

3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста͵ а в выступлении соперником переводимого автора.

4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).

Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.

5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма всœе другие, поскольку лирика изображает мир души.

1У. В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.

Вторая волна – после реакции на восстание 1825 ᴦ. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.

Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма

1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)

2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)

3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к серединœе 40-х годов.

Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):

1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)

2. Зарождение романтизма (связано с ʼʼСельским кладбищемʼʼ Жуковского, 1802).

3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.

4. 20-е годы – расцвет.

5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.

6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.

7. 50-е годы – отход от романтизма.

Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета͵ Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.

До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о крайне важно сти подчиняться судьбе. Общее : едины в своем отрицании существующего общества, расчета͵ пошлости, скуки.

Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (к примеру, философский романтизм Веневитинова).

Фохт предложил развернутую схему русского романтизма

· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)

· гедонистическая разновидность (Батюшков)

· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)

· социальная (Н.Полевой)

· философская (Веневитинов, Баратынский)

· синтетический романтизм (Лермонтов)

· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)

Маймин Е.А. предлагает свою схему:

· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)

· Гражданский, революционный романтизм декабристов

· Романтизм Пушкина – синтетический

· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, ʼʼбайроническогоʼʼ.

Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.

· Элегический (Жуковского)

· Античный (Батюшкова)

· Ренессансный (Пушкина)

· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)

· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).

У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути всœе большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Οʜᴎ искали пружины исторического развития в социальных факторах.

2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности

Во-первых , меньшая отчетливость, выраженность базовых признаков, свойств романтизма . (ʼʼРом.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор.
Размещено на реф.рф
почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)

Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями . (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)

3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:

1. Отношением к мистике.

2. Ролью индивидуального, личностного начала.

Русские романтики (за небольшим исключением, к примеру, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.

У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.

3. Проблема ʼʼместного колоритаʼʼ трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (к примеру, ʼʼВестник Европыʼʼ) она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта͵ костюмов времени.

Н.Полевой (издатель ʼʼМосковского телœеграфаʼʼ) понимал ʼʼместный колоритʼʼ более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.

4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.

Лекция 1. Русский романтизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 1. Русский романтизм" 2017, 2018.

    Русский романтизм. Его особенности, представители.

    Жуковский и Батюшков – родоначальники русского романтизма.

    Поэзия декабристов. А. Грибоедов «Горе от ума». Романтическая поэзия Пушкина.

Вопрос 1. Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Романтизм принес раскрепощение личности, человеческого духа, творческой мысли. Романтизм не отвергал достижений предшествующих эпох, он возник на гуманистической основе, вобрав в себя многое из того лучшего, что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности.

Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В.Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм не просто направление в литературе – это прежде всего миропонимание, мировосприятие. Для романтизма свойственно противопоставление мечты и действительности, идеала и реальности. Реальной, отвергаемой действительности романтизм противопоставляет некое высшее, поэтическое начало. Антитеза «мечта – действительность» становится у романтиков конструктивной.

Из романтического отрицания действительности возникает и особенный романтический герой. Подобного героя не знала прежняя литература. Это герой, находящийся во враждебных отношениях с обществом, противопоставленный прозе жизни, противопоставленный «толпе». Это человек внебытовой, необыкновенный, беспокойный, одинокий и трагический. Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности, в нем заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховною и бесчеловечною прозою жизни.

Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, обращались к историческому материалу в своих произведениях. Романтики, обращаясь к истории, видели в ней основы национальной культуры, ее глубинные источники. По отношению к историческому материалу романтики чувствовали себя достаточно свободными, относились к истории свободно и поэтически. Романтики в истории искали не быль, а мечту, не то, что было, а желаемое, они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими общественными и эстетическими идеалами.

Все это обусловило следующие черты романтизма:

    романтический культ поэта и поэзии,

    признание исключительной роли поэзии и поэтического начала в жизни,

    утверждение высокого, исключительного, жизненного призвания поэта.

Русский романтизм – это вполне самобытное явление. На развитие русского романтизма оказало огромное влияние национальное самосознание. Однако романтизм в России развивался не обособленно, он находился в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его. Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского, следовательно, не мог не принять некоторых его родовых свойств и примет. Аполлон Григорьев писал: «Романтизм, и притом наш, русский… романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целой эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение… Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных…». Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтической настроенности и романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.

Преромантизм. Б.В.Томашевский писал: «Этим словом (преромантизм) принято называть те явления в литературе классицизма, в которых присутствуют некоторые признаки нового направления, получившие полное выражение в романтизме. Таким образом, преромантизм есть явление переходное. В нем еще соблюдены все формы классической поэзии, но одновременно намечается и то, что ведет к романтизму». Каковы же признаки, которые ведут к романтизму? Это прежде всего ясное выражение личного отношения к описываемому, изображаемый пейзаж у преромантиков всегда гармонировал с настроениями поэта. Романтизм возникает не внезапно и не сразу. Например, лирика Жуковского вырастала непосредственно в недрах сентиментализма. У Батюшкова связь с сентиментализмом была органической, хотя в лирике его сохранились, в преображенной форме, некоторые черты классицизма. Жуковский был не только первым романтиком в русской литературе, но и до конца жизни неизменно преданным мечте об «ином», «лучшем мире», своему романтическому идеалу.

Романтизм – явление многоликое, он не был однороден в рамках одной национальной культуры, в пределах даже одного и того же исторического периода. Если в романтизме Жуковского и Батюшкова преобладает созерцательно-мечтательное начало, то определяющим признаком романтизма Лермонтова становится напряженный психологизм – подлинное открытие лермонтовского романтизма. Философский романтизм – Одоевский, глава литературно- философского кружка «любомудров», любомудры увлекались немецким романтизмом. Романтик в Одоевском сочетался с упорным «искателем истины», со страстным желанием дойти до сокровенных тайн "души человеческой". С деятельностью кружка «любомудров» связано и творчество Веневитинова, склонного к «философским созерцаниям». С романтическим направлением в разной степени связано творчество поэтов пушкинской плеяды: Вяземского, Дельвига, Давыдова, Языкова. Русский романтизм составляет органическую часть общеевропейского движения романтизма, представителями которого были Шиллер и Гейне, Байрон и Шелли, Жорж Санд и Гюго. Это романтизм «страданий мысли», «духовной жажды», «мятежной мечты», романтизм, обладающий огромной социальной активностью. » Русский романтизм, как и западноевропейский, создал непреходящие эстетические ценности.

Русская поэзия 1/3 XIX века пошла своим особым путем – путем переводов. Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов переводили стихи Гете, Шиллера, Байрона, Петрарки, Ариосто. Жуковский переводил немецких поэтов, Батюшков – итальянских, Пушкин и Лермонтов – французских и английских. Русский язык как бы «омывался» другими европейскими языками, малоизвестные имена становились известными в России. Все эти поэтические переводы не были переводами в строгом смысле этого слова, напротив, это было своеобразное преображение европейской поэзии, приспособление ее к русской почве.

В начале XIX века в русской культурной жизни бурление, нет закоснелой традиционности, происходит своеобразная ломка всех оснований, начиная с языка, сама жизнь была лишена какой бы то ни было стабильности. В русской литературе начинается своеобразное движение к собственному романтизму.

Романтизм как литературный стиль всегда зависит от политической ситуации: в Европе на возникновение романтизма оказала влияние Французская революция. Вместе с тем русский романтизм значительно отличался от европейского: во Франции Наполеон становится диктатором; в Англии, Италии, Испании – романтизм явился результатом разочарований, так как никакой свободы человек не получал, а равенства тем более. Романтические герои восставали против общества, целого мира, Вселенной, иногда – самого Бога. Таким образом, романтический конфликт – это конфликт личности с обществом, со всем миром, конфликт обыденной жизни и мира мечты, мира идеала.

Русский романтизм был иным, хотя, несомненно, опирался на художественные завоевания, которые были достигнуты в западноевропейском романтизме. Русский романтизм был оптимистическим по своему пафосу, опирался и основывался на вере в личность, верил в духовные возможности личности. Уже в начале XIX века в России появились три направления, которые станут ведущими в русском романтизме:

    элегический романтизм (Жуковский и Батюшков),

    гражданский романтизм (поэты-декабристы: Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев)

    философский романтизм (поэты-любомудры:Веневитинов).

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.

В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.

Русский романтизм - это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:

  • консервативное;
  • революционное.

Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.

Русский романтизм

Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.

Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIXв. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

Особенности русского романтизма:

 Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

 Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

 Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон Григорьев -- это уникальное культурное явление, и в его характеристике показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и на протяжении всей своей жизни.

Аполлон Григорьев точно определил и характер воздействия романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе явления совершенно оригинальные.

а) Литература

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Русский романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие, приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе. В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических произведений - поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их героев были разные.

Поиск идеала - главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Они вносили новые понятия, новые характеры, новые идеалы, дали полное представление о том, что такое свобода, что такое настоящая жизнь. Каждый из них представляет свой путь к идеалу, это право выбора каждой личности.

Само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения.

Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства. Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей художественной цели.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием.

Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных варианта: есть героический романтический герой («пленник», «разбойник», «беглец»), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокое испытание бурными страстями, и есть страдающий герой, в котором тонкие душевные переживания несочетаемы с жестокостью внешнего мира («изгнанник», «узник»).

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим законам - в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что в Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет. Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и многие другие.

Возникновение и развитие русского романтизма. Его эстетическая сущность и основные течения. Какая из работ, неоднозначно решающих вопрос о генезисе и сущности романтизма, Вам близка?

«В 1820-е гг. романтизм стал главным событием литературной жизни, борьбы, центром оживления и шумной журнально-критической полемики в России. Романтизм в России сформировался перед тем, как стране предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нём сказывалось разочарование русских людей в существующем порядке. В нём выразились общественные силы, которые начали пробуждаться, стремление к росту общественного самосознания» - так говорит Гуревич о возникновении романтизма в России в своей книге «Романтизм в русской литературе».

Маймин в своей книге «О русском романтизме» говорит, что русский романтизм был частью европейского романтизма, поэтому в русском романтизме есть приметы романтизма европейского, но русский романтизм так же имеет и свою истоки. А именно, война 1812 г., её последствия для русской жизни и самоосознания. «Она показала, - пишет Маймин, - силу и величие простого народа». Это явилось почвой для недовольства рабского уклада жизни простого народа, и, как следствие, для романтических и декабристских настроений.

Первые кто пытался разобрать что такое романтизм были Пушкин и Рылеев, позже появляется трактат Георгиевского и Галича. В работах Веселовского романтизм рассматривается как проявление либерализма. Замотин полагает, что романтизм это проявление, выражение идеалистического в литературе. Сиповский определяет романтизм как индивидуализм эпохи. Сокурин говорит что это ирреализм. В 1957 г происходит дисскусия по проблемам реалиазма. На этой почве появл. сборники и монографии о романтизме. Одна из работ - это статья Соколова «К спорам о романтизме», в которой автор приводит различные точки зрения на романтизм и делает не маловажный вывод: каждое из определений заключает в себе долю истины, но не одно из них «не составляет чувства полной удовлетворённости», потому что они пытаются определить романтизм «по одному его признаку». Между тем «все попытки охватить романтизм какой-то единой формулой неизбежно дадут обедненное, одностороннее и потому неверное представление об этом литературном явлении. Необходимо раскрыть систему признаков романтизма и по этой системе определить изучаемое явление». И тут, в свою очередь, делает своё замечание Манн: недостаточность любого дифференцированного подхода к романтизму, необходимость «раскрыть систему признаков» - отмечены Соколовым правильно, но при этом он не разъясняет понятия системности как таковой. Представление о романтизме, вместе с тем, не станет истиннее, если мы будем судить о нём «не по одному признаку», а по ряду признаков. В их перечислении нет никакой обязательности: его можно прервать и возобновить в любое время. Каждая новая черта находится в той же плоскости, что и все предыдущие, тогда как обязательность их связи была бы достигнута лишь в том случае, если бы мы могли проникнуть «через них» в самую организацию художественного явления. Тут же нельзя не отметить вводную статью Волкова к книге «История Русского романтизма», в которой автор ставит для себя задачу уточнить понятие «романтизма» и «романтики» с учётом разных национальных литератур, обращаясь к разнообразным работам по романтизму, в том числе и к статье Соколова, названной выше. Многозначность и разноречивость теории и истории романтизма он относит «больше к истории этой проблемы, чем к нынешнему состоянию её научного решения». Он говорит, что многие термины романтизма уже исчезли, потеряли свою значимость и, отметая их, он приходит к выводу о том, что в современном литературоведении существует только два значения термина «романтизм». Одно из них - «понятие о романтизме как "преобразующей" стороне всякого подлинно художественного творчества». Это понятие наиболее последовательно и полно изложено в учебнике Л.И. Тимофеева «Основы теории литературы». Волков, в свою очередь, говорит, что хоть теория реализма-романтизма Тимофеева и утверждает единство объективного и субъективного содержания в искусстве, познавательной и преобразовательной функций художественного творчества, но выбор термина «романтизм» для обозначения преобразующей стороны художественного творчества носит явно произвольный характер. Это он объясняет тем, что преобразовательную сторону можно назвать и сентиментализмом, и экспрессионизмом и интеллектуализмом, - ведь эти термины не менее, чем романтизм, указывают именно на субъективную сторону художественного творчества, и тогда может произойти подмена всего многообразия художественного творчества одной из его конкретно-исторических форм. И тогда в рамках этой теории больше подходит термин «романтика» (наряду с трагикой, сатирой и т.п.). «Остаётся одно, общепринятое значение термина "романтизм", - продолжает Соколов, - то, что относится к художественной системе, порождённой на рубеже 18-19 веков, и составившей в первой трети 19 века целую эпоху в художественном развитии человечества. Споры, которые идут в настоящее время о романтизме, относятся, главным образом, к этому, собственно романтическому искусству и к вопросу о возможности и наличии такового искусства в последующее время и наши дни». Гуревич в своей книге «Романтизм в русской литературе» пишет: «Романтизм - революция в искусстве. Революционна сама эпоха романтизма, это время великих разочарований и ожиданий, время решительных перемен в сознании людей». Дальше он продолжает: «Характерная черта романтизма - неудовлетворённость действительностью, подчас глубокое разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь может быть построена на началах добра, разума, справедливости. Отсюда появляется мечта о переустройстве мира и человека, страстное стремление к возвышенной идеализации». «Невиданная острота реального и идеального порождают напряжённое, трагическое переживание. Это двоемирие - определительная черта романтического искусства». Маймин так же считает, что романтизм основан на разочаровании в действительности. Глубоким прафосом романтизма он считает противопоставление мечты и реальности, того, что возможно, и того, что есть. Гуляев считает что романтизм и реализм - две грани худ процесса субъект (ром) и объект (реал.). Р - явление кот возникает в опред эпоху проходит определенный этап и время его можно точно определить. Время возникновения 10 е гг, конец- 30. Буревич считает что русский романтизм возникает к 30м гг т е Жуковский, Батюшков, Рылеев, Языков, Пушкин и др. - не романтики. Возникает проблема течений.

Маймин в совей мнографии «О русском романтизме» пишет, что романтизм - это явление, которое понимается и толкуется самими романтиками по-разному. Здесь мы можем видеть объяснение того, почему в русском романтизме существуют разнообразные направления. У Гуковского можно увидеть несколько направлений романтизма. Первое представлено Жуковским и Батюшковым. Они, как говорил Гууовский, - родоночальники русского романтизма. Хоть романтизм и Жуковского, и Батюшкова, достаточно различен, но их произведения имеют одну, не маловажную черту: они не несут в себе никаких идей революционных, побуждающих к изменению мира. И тот, и другой поэты, создают свой, поистине романтический мир, и предпочитают жить в нём, не пытаясь принести свой идеал в реальность. Это существенно различие с романтизмом декабристским или гражданским, революционным, который, напротив, создавая образ идеального мира, желал воплотить его в реальности, откуда и взялись революционные идеи и призывы. Яркие представители этого направления - Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский и др. Трагеди 25 декабря 1825 года на Сенатской площади разбила декабристские представления о жизни и изменило их творчество как таковое. Творчество Пушкина-романтика можно определить как отдельное направление в романтизме, потому что, не смотря на то, что в начале своего творческого пути «Пушкин выступал сторонником революционного потрясения» он, всё-таки, не являлся декабристом. «Пушкин, - как пишет Гуковский в своей книге "Пушкин и проблемы реалитического стиля", - начал свой путь как собиратель и объединитель противоречий и разнообразных течений русского романтизма». И, идя вперёд в своей эволюции, Пушкин достаточно быстро переходит от романтизма к реализму. Переход этот он совершает гораздо раньше своих «собратьев по перу». Переходя к четвёртому, и последнему направлению романтизма, следует вернуться к катастрофе 25 декабря 1825 года, которая, как уже было сказано выше, разрушила представления декабристов о жизни. Начинаются поиски новой концепции реальности, мучительные раздумья. Творчество этого направления характеризуется сложным отношением романтизма и реализма в творчестве писателей. Вершины этого направления - Лермонтов, проза Гоголя, лирика Тютчева.

Так как Оермонтов Гоголь, Тютчев освещают разное в жизни, у них разные пути, разные представления об идеалах, то это одно цельное направление, можно разделить ещё на несколько поднаправлений, чтобы не создавалось путанниц и неверных представлений. Иную, но всё-таки чем-то схожую с предыдущей, классификацию направлений романтизма предлагает Маймин: 1) романтизм Жуковского, характерный для раннего этапа русского романтизма, определяется как созерцательный; 2) гражданский, революционный романтизм декабристов, в частности Рылеев, Кохельбекер, Мерлинский-Бестужев: 3) романтизм Пушкина, имеющий синтетический характер и объеденяющий достоинства первого и второго направленийи включающий нечто особенное, неповторимо-высокое; 4) романтизм Лермонтова то же синтетический, но иначе, чем у Пушкина. Лермонтов развивает трагичносто второго и третьего направлений и бунтовской романтизм Байрона; 5) философский романтизм. Представлен Везевитовым, Тотчевым, прозаическими философскими произведениями Вл. Одоевского. Ещё одна классификация направлений романтизма представлена у Фохта: 1) отвлечённо-психологичное (Жуковский и Козлов); 2) гедонический (Батюшков); 3) гражданский (Пушкин, Рылеев); 4)философский (Венивитов, Варатынский, Вл. Одоевский); 5) сентетических романтизм - вершина русского романтизма (Лермонтов); 6) эпигоны психологичекого романтизма (Бенедиктов, напр.); 7) «лжеромантики» (Кукольник, поздний Полевой, Загоскин).Маймин считает эту классификацию не очень удобной из-за излишней дробности.

Т.о., рассмотрев основные точки зрения на возникновение романтизма, его сущность и основные течения, можно придти к выводу о том, что о романтизме существует весьма спорное мнение. Из работ, неоднозначно решающих вопрос о генезисе и сущности романтизма, мне более всего близка работа Гуревича «Романтизм в русской литературе».