Open
Close

Здоровый образ жизни - что это? Урок обж "здоровье человека" Общее понятие о здоровье.

Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека. Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.

Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Духовное здоровье человека - это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения). Индивидуальное здоровье - это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры - культуры здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.

Оценка здоровья

Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные резервы по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в саниторной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее. Включает совокупность природных и антропогенных факторов. Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья

На конференции ООН в 1972 г. в Стокгольме была принята декларация, в которой говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, дающей ему физическую основу для жизни и возможность интеллектуального, морального, общественного и духовного развития. Таким образом, для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, в том числе права на жизнь, важное значение имеют два аспекта - природная среда и та, которую создал человек. В этом секторе условий жизни в конце XX в. сконцентрированы наиболее опасные для человека тенденции, т.ак как исчерпание природных ресурсов и загрязнение природной среды происходят быстрее, чем люди успевают заменять их искусственными условиями. Наибольшую остроту эти тенденции приобрели в крупных промышленных регионах, городах.

На рис. 19.4 по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину (1994) хорошо просматривается, с какой неотвратимостью сходятся к зданию и к машине с красным крестом потоки вещества, энергии и информации, которые человек своей деятельностью наращивает в окружающей среде и пропускает через себя.

Рис. 19.4. Взаимосвязи факторов среды, образующих комплекс

стрессовых воздействий на человека (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)

Существенным слагаемым этих влияний оказываются социальный стресс, психологическое напряжение, охватившее массы людей, обусловленное ускорением темпа жизни и социальных перемен.

Здоровье человека.

Учитель: Наше путешествие в страну Безопасности продолжается. Наши помощники: Мудрая Сова (она всегда и обо всем знает), Дед-Рифмоед (он всегда и про все сочиняет) и Зайка-Спрошайка (просто очень любопытный) уже здесь и готовы нам помочь. Сегодня, мы будем говорить о здоровье человека.

Мудрая Сова: Самая большая и главная ценность человека - это его здоровье. Поэтому его нужно сохранять и укреплять. Для этого необходимо всегда:1, 2 и т.д. читать как первое, второе и т.д. 1. Соблюдать распорядок дня; 2. Правильно питаться. 3. Принимать душ после сна - утром, и перед сном - вечером. 4. Не реже одного раза в неделю мыться с мылом и мочалкой. 5. Подстригать ногти и волосы. 6. Следить за чистотой своей одежды и обуви. 7. Не забывайте делать уборку дома и в классе.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика и занятия физической культурой, закаливание помогут вам укрепить ваше здоровье.

Дед-Рифмовед: Пусть зима улыбается в окно, Но в классе светло и тепло! Здоровье своё бережём с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед!

Учитель: - Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота - залог здоровья! Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.

Дед-Рифмовед: Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает». Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло, Хорошо бы это было! Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все свои места - Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай, гуляй, да отдыхай! Тут и мама б перестала, Говорить, что я лентяй!

Мудрая Сова: Запомните: Чистота - лучшая красота. Кто аккуратен - тот людям приятен.

Зайка-Спрошайка: А что означает правильно питаться? Это много и вкусно? Мудрая Сова: Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Учитель: Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? - Что вы посоветуете ей? (Ответы учащихся). - Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?

Дед-Рифмовед:

Фрукты, овощи на завтрак Очень детям нравятся. От здорового питания Щёчки аж румянятся

Надо кушать много каши, Пить кефир и простоквашу, И не забывай про супчик, Будешь ты здоров, голубчик!

Мудрая Сова: Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Чтобы при этом

| Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 25
Здоровье человека
как индивидуальная, так и общественная ценность




Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье - это непременное условие благополучия человека и его счастья.

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья человека. Назовем основные из них:

Отсутствие болезни;
нормальное функционирование организма человека в системе человек - окружающая среда;
способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья:«Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Заметим, что достичь благополучия возможно только через общественно полезный труд, направленный на повышение социального благополучия личности, общества и государства. Поэтому здоровье можно еще определить как непременное условие эффективной, общественно полезной деятельности на благо себя, нашего общества и государства.

Запомните!

Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.

Духовную составляющую здоровья человека можно определить как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности. Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека - это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность - это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80-90%.)

Запомните!

Духовное здоровье - это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.

Уровень духовного здоровья определяется также способностью человека к добру, милосердию, бескорыстной помощи окружающим.

Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств

Это должен знать каждый

Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:

Совершенством состояния тела человека;
способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной;
способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений. Укрепляется физическое здоровье с помощью:
физической культуры;
рационального питания;
закаливания организма;
рационального сочетания умственного и физического труда;
умения сочетать нагрузки и отдых;
исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;
умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь. Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности. Укрепляется социальное здоровье с помощью:
умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;
знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;
знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.

Человек, в отличие от остального животного мира, наделен творческим разумом, поэтому основой человеческого здоровья является его духовная составляющая. Это было известно людям еще в древности.

Древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон писал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам - стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину» (трактат «Об обязанностях»).

Обратим ваше внимание на ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Первый фактор - это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.

Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.

Второй фактор - влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.

Третий фактор - влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

Четвертый фактор - влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%! Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни - это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.

В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один - соблюдение норм здорового образа жизни.

Вопросы

1. Что понимается под здоровьем человека и какое содержанка вкладывается в это понятие?

2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?

3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?

4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?

5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

Задание

Здоровый образ жизни - это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;
  • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье - это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого - заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье - непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.

Факторы, влияющие на здоровье

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность) - около 20%;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
  • служба здоровья - 10%;
  • индивидуальный образ жизни - 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:

    «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

    Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),

Основные составляющие здорового образа жизни

Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего - распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека - началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.

Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна - основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание - это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Выводы

  1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
  2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
  3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
  4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
  5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
  2. Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?
  3. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
  4. Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

Задания

  1. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Определите в режиме дня время для занятий физической культурой и спортом.
  3. Поработайте в библиотеке и, используя средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодёжи в нашем регионе».

Цель: Уяснить основные критерии здоровья и влияние вредных привычек на его состояние.

Литература:

1.Учебник «ОБЖ» 10-11 кл. АСТ - ЛТД. М., 2000 .

2. Журналы «Военные знания» №6 – 1996, стр. 32, №8 – 1997, ст. 43.

3. Журнал «ОБЖ» №9 – 2005, стр. 8.

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия» - Устав Всемирной Организации Здравоохранения.

«Благополучие – это спокойное и счастливое состояние» (словарь Ожегова)

Определение здоровья содержит 5 критериев:

1. Отсутствие болезни.

2. Нормальная работа организма

3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

4. Способность приспосабливаться к изменяющейся обстановке.

5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций (труд)

Здоровье подразделяется на индивидуальное и общественное.

Общественное – это здоровье общества, зависит от государственной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения, выделения финансовых средств на её осуществление.

Индивидуальное подразделяется на духовное и физическое.

Духовное – это система мышления, отсутствие психических расстройств, негативных мыслей и желаний.

Физическое – нормальная работа всего организма.

Если взять здоровье – 100% , то из чего оно состоит:

наследственность – 20%

окружающая среда – 20%

ИОЖ (индивидуальный образ жизни)– 50%

состояние здравоохранения – 10%

ИОЖ – это индивидуальная система поведения человека.

Факторы, положительно влияющие на здоровье :

1. Соблюдение режима дня (труд, питание, отдых, сон)

2. Рациональное питание

3. Двигательная активность

4. Закаливание

5. Хорошие взаимоотношения с людьми

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье :

1. Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)

2. Эмоциональное и психическое напряжение

3. Неблагоприятная экология

Вредные привычки:

1. Алкоголь - наркотический яд, парализующий клетки головного мозга.

7 грамм спирта на 1 кг веса тела – смертельная доза. 80 грамм алкоголя сохраняются в крови 24 часа. От 100 грамм водки погибают 7,5 тысяч активно работающих клеток головного мозга.

Существуют 3 степени опьянения:

Лёгкая – повышение настроения, бодрость, довольство, человек весел, шумит, исполнен симпатией к окружающим. Появляется самоуверенность, склонность к хвастовству, появляется стремление говорить, демонстрировать силу и ловкость. Речь быстрая и громкая. Длится 30 мин – 3 часа.

Средняя – грубые плоские шутки, брань. С трудом переключается внимание. Легко обнажаются затаённые чувства обиды, ревности, ущемленной справедливости. Бесцеремонное поведение, утрачивается чувство стыда, появляется сексуальная расторможенность. Длится несколько часов, затем сон, тяжёлое протрезвление с долго сохраняющимся чувством слабости, жаждой, отсутствием аппетита.

Тяжёлая – затрудняется восприятие окружающего. Речь нечленораздельная, утрачивается её понимание. Тошнота, рвота, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Протрезвление медленно, в течение нескольких дней, нарушается сон, отсутствует аппетит.

Влияние на организм:

1. Нарушение равновесия, координации, внимания – причина несчастных случаев.

2. Хронический гепатит и цирроз печени.

3. Нарушается регуляция тонуса сосудов, сердечный ритм, необратимые изменения в клетках головного мозга.

4. Негативное влияние на железы внутренней секреции – снижение половой активности.

5. Средняя продолжительность жизни – 55-57 лет.

6. Увеличивается риск заражения сифилисом, гонореей, СПИДом.

7. У пьющих женщин – риск рождения недоношенных и мёртвых детей.

8. У пьющих родителей – риск рождения олигофренов.

2. Курение – это вредная привычка, заключается во вдыхании дыма тлеющего табака.

*Активным началом табачного дыма является никотин , который мгновенно попадает в кровь через альвеолы лёгких. Никотин – сильный яд, смертельная доза 1мг на 1 кг веса, т.е. 50-70 мг (1/2 пачки). Ежегодно в мире умирает 5 млн человек.

*Кроме того, в дыме содержится угарный газ, синильная кислота, сероводород, углекислый газ, аммиак, дёготь (смола). В дёгте около 100 химических соединений, но самые опасные – радиоактивный изотоп калия и мышьяк, вызывающие рак.

Влияние на организм:

1. Вредное воздействие на нервную систему, сначала возбуждая, затем угнетая.

2. Память и внимание ослабевают.

3. Нарушение зубной эмали, отложение табачного дёгтя.

4. Риск развития бронхита, язвы желудка.

6. По мере привыкания появляется физическая и психическая зависимость.

7. Ослабевает функция лёгких.

8. Риск развития ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

9. Курение требует ежедневных расходов.

10. Курение влияет на окружающих - пассивное курение.

11. Курение убивает больше в 50 раз, чем СПИД.

3. Наркомания

1. Опийная наркомания . Опиаты – опий, героин, морфин, маковая соломка. Признаки – узкие зрачки, вялость, отрешённость, очень быстрая зависимость – 1-2 дозы. После эйфории наступает озноб, мучительные боли в руках, ногах, спине, бессонница, понос, отсутствие аппетита.

2. Гашишизм – это препараты конопли – гашиш, марихуана, анаша. Признаки – налитые кровью глаза. Появляется дурашливость, смешливость, подвижность. Далее снижается настроение, раздражительность, гнев, нарушение сна.

3. Наркомания от стимуляторов – эфедрин, экстези, ЛСД, мескалин, циклодол, димедрол. Галлюцинации, истеричность, агрессивность, экстаз. Затем длительная бессонница и депрессия.

4. Наркомания от снотворных – метадон, нембутал, седуксен, элениум, нитрозепам. Дают впечатление алкогольного опьянения.

Токсикомания – вдыхание паров бензина, ацетона, клея, растворителей. Впечатление лёгкого алкогольного опьянения.

Дальнейшее употребление наркотиков ведёт к снижению эйфории и увеличению дозы, повышается риск передозировки.

Единственная цель наркомана – приобретение и употребление наркотика.

Наркотики – это химические продукты синтетического или растительного происхождения, оказывающие специфическое воздействие на весь организм.

Наркомания тяжёлое заболевание, вызванное злоупотреблением наркотиками.

Вопросы для контроля:

  1. Здоровье. Основные критерии.

2. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье.

3. Алкоголь, влияние на организм.

4. Курение, влияние на организм.

5. Наркотики, виды, влияние.