Алексей Плещеев: биография. Годы жизни поэта Плещеева
Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев). Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде. С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.
С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали. С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья...» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.
В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор...», «Тобой лишь ясны дни мои...», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.
В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.
В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу. Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку. Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег. Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).
В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.
В 1890 Плещеев приезжал в родовое имение при с. Чернозерье Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Мокшанского района для принятия наследства, жил в Мокшане. В 1891 пожертвовал деньги в помощь голодающим губернии. До 1917 при Чернозерском училище была стипендия Плещева. Умер Алексей Николаевич в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.
Р усский писатель-петрашевец родился в обедневшей дворянской семье. Подростком его отдали в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где он, однако, не доучился, покинув ее 1843 году, чтобы поступить в Петербургский университет для изучения восточных языков. Благодаря университету он начал входить в литературные круги столицы, познакомился с Достоевским, Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и другими.
В 1845 году он подружился с участниками кружка Петрашевского. Тогда же он оставил университет из-за стесненного материального положения и посвятил себя исключительно писательству. На следующий год вышел его первый сборник стихов, вскоре он начал пробовать себя и в прозе. В 1849 году Плещеев в числе других членов кружка петрашевцев был арестован. 21 человек был приговорен к расстрелу, но все были помилованы прямо на месте казни (в том числе Достоевский). Плещеев получил взамен четыре года каторги.
В 1850 году он оказался сосланным в солдаты в Уральске, затем в Оренбурге. Всего в тех краях он провел восемь лет. Плещеев добровольно принял участие в Туркестанских походах и за храбрость был повышен до унтер-офицера, а затем получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу. Он поступил в канцелярию оренбургского губернатора и женился.
В 1858 году ему разрешили вернуться в Петербург и возвратили права потомственного дворянина. Тогда же, после десятилетнего перерыва, вышел его второй сборник стихов. На следующий год «под строжайшим надзором» он поселился в Москве и стал заниматься литературой, в частности сотрудничать с журналом «Современник». Со временем Плещеев все больше вовлекался в политическую жизнь, по неподтвержденным слухам, даже держал подпольную типографию. При этом лирика его оставалась мелодичной и романтической, из-за чего на его стихи было написано более сотни романсов и песен. В 1868 году овдовевший писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова занял пост секретаря журнала «Отечественные записки».
В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от одного из родственников, что позволило ему обеспечить детей, учредить фонды для поощрения талантливых писателей, финансировать издания. Через три года, направляясь для лечения в Ниццу, 67-летний Плещеев по дороге скончался от апоплексического удара.
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Плещеев Алексей Николаевич
Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
22 декабря 1849 года Алексея Плещева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки".
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то…
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Плещеев Алексей Николаевич
Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".
"Вперед! Без страха и сомненья..." - одно из самых известных стихотворений Алексея Николаевича Плещеева.
Часто мы готовы назвать человека дураком только за то, что он не сочувствует нашим убеждениям.
Плещеев Алексей Николаевич
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать,
И спящих мы от сна разбудим,
И поведем на битву рать!
Не сотворим себе кумира
Ни на земле, ни в небесах;
За все дары и блага мира
Мы не падем пред ним во прах!..
Провозглашать любви ученье
Мы будем нищим, богачам
И за него снесем гоненье,
Простив безумным палачам!
Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит;
И верьте, голос благородный
Недаром в мире прозвучит!
Внемлите ж, браться, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперед, вперед, и без возврата,
Что б рок вдали нам ни сулил!
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.
Его семья принадлежала к старинной дворянской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводится на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.
До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностранных языков.
В 1839 был отдан в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где некогда учился и Лермонтов .
В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Однако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его покинуть университет, чтобы на свободе заняться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и политэкономией.
В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Литературной газете».
В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он становится членом общества, возглавляемого Петрашевским.
В 1849 кружок был разгромлен. Алексей Николаевич вместе с другими членами кружка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядовым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.
В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерванную литературную деятельность. Он активный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Московский вестник».
В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.
В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.
В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и рассказов.
Плещеев издает в эту пору «Повести и рассказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Географические очерки и картины» , литературные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое положение, он вынужден служить ревизором Контрольной палаты Московского почтамта.
С 1867 в связи с возобновлением Некрасовым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.
В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, активным его сотрудником.
С 1877 - заведующим стихотворным отделом. После закрытия «Отечественных записок» вместе с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прилагал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он принимал деятельное участие в работе Литературного фонда, был старшиной Артистического кружка в Москве, организованного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических писателей, председателем Общества сценических деятелей, членом Театрально-литературного комитета, активным участником Общества российской словесности.
Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонтова, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции гражданской лирики.
Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, которую пели в канун революции.
Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до недавнего времени приписывали то Добролюбову, то Рылееву . Призывавшее к бесстрашию, оно способствовало сплочению передовых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.
Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стремления честного служения своей музой обществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев внимательно следит за деятельностью Чернышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдающему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).
Самое сильное стихотворение этого цикла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «ненависть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).
Реалистические тенденции русской литературы обусловили развитие сатирического жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, которому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастливец», «Дети века все больные» ). Самое сильное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренегатам и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические события, обращаясь к молодежи, к единомышленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэта и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.
Как и Некрасов, он обращается к образам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечательных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цензуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современники узнали тех, чей облик нашел воплощение в стихах Алексея Николаевича.
Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкновенно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою оторванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может воплотить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за свободу народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обществу, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей совестью, оставаясь верным служению отчизне.
Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающаяся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей любовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяснить окружающий мир. Он нарисовал прекрасные картины родной природы «родимой сторонки». Эти чудесные стихи по достоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написавшие на них музыку.
Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального творчества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому искусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России переводы из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мопассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.
Разносторонне образованный, обладавший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических статей, обзоров, рецензий, напечатанных анонимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.
Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демократических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» отражали отношение передовых людей к творчеству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.
Умер – , Париж.
Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.
Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.
В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.
В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".
В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".
В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.
В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".
Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).
Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).
В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.
Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.
Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).
В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".
В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".
Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.