Open
Close

Что значат ценности для человека. Жизнь как ценность

Последнее обновление:6/02/17

У каждого человека бывают такие дни, когда его одолевают сомнения, так ли он живет, тем ли он занимается. Он задает себе вопросы: для чего я живу, почему у меня далеко не все получается так, как я хочу. Подобные смутные тревоги и ощущения, что идешь куда-то не туда, что делаешь что-то не то, не дают возможности наслаждаться жизнью.

Для того чтобы разобраться в этих сомнениях, задайте себе несколько вопросов: Что для вас важно в жизни? Что вы цените в людях больше всего? Что вы цените в себе? Что должно присутствовать в вашей жизни, чтобы вы чувствовали себя счастливым? От каких принципов на ваш взгляд нельзя отказаться? Какие ценности жизни вы считаете главными ?

Если вы хотите понять самого себя, в первую очередь, вам нужно будет понять вашу систему жизненных ценностей . Составьте список всего того, без чего, как вам кажется, ваша жизнь теряет смысл. Напишите, какие жизненные ценности уже есть в вашей жизни, и какие должны быть.

Самые главные ценности в жизни каждого человека:

1. Здоровье: чем крепче ваше здоровье, тем вы счастливее. Здоровье — самое важное из того, что нужно ценить в жизни, и о чем нужно постоянно заботиться.

2. Любовь: в жизни каждого человека должна быть любовь. Замечательно, если у вас есть любимый человек. Но, возможно, это любовь родителей к вам или ваша любовь к родителям, любовь к детям, любовь к ближнему, наконец, это любовь к самому себе.

3. Семья: что может быть важнее счастливой семейной жизни?

4. Дружба: не забывайте, о том, как важно для вас понимание, как важна поддержка друзей, как много они для вас значат.

5. Успех: для вас это может быть работа, карьера, уважение и признание, материальное благополучие. Ответьте на вопросы: Что для вас значит успех? Что для вас означает добиться успеха?

Как вы понимаете, это далеко не все ценности жизни , и для вас они могут быть не главными . Вы можете написать в своем списке: стабильное материальное положение, уверенность в завтрашнем дне. Другой человек напишет: развитие личности, духовные ценности, самореализация. Третий напишет: молодость, красота, путешествия. И абсолютно по-другому расставит приоритеты.

Запишите по возможности все, что вы цените в жизни, стараясь ничего не упустить. Изучите список, и выберите из него главные для вас ценности жизни . Запишите их по мере снижения их значимости. Те жизненные ценности , которые заняли первые 7-9 строчек списка, и есть ваши главные ценности в жизни . А теперь подумайте, этим ли ценностям вы уделяете большую часть своего внимания, на них ли тратите свои силы и время. Если поймете, что вы заняты совсем другими делами, вам станет ясно, почему к вам приходят сомнения. Вам станет понятно, почему вы не чувствуете себя абсолютно счастливым, — вы служите не своим, а чужим ценностям, или тем ценностям, которые занимают в вашем списке далеко не первые места.

Постарайтесь изменить свою жизнь! потому и называются главными, что они значат для нас гораздо больше других, они являются нашими маяками в жизни, и позволяют нам убедиться, что мы движемся в правильном направлении!

Жизненные ценности – это категории моральных и материальных аспектов, являющиеся ведущими в выборе жизненной стратегии, путей достижения и ориентации в смысловом пространстве. Во многом именно ценности определяют возможность человека принимать решения, а также склоняют его деятельность в определенную сторону.

Наличие стрессовых факторов, проблемных ситуаций и прочих неурядиц способно заставить личность изменить свои позиции или начать прикладывать усилия к отстаиванию своей точки зрения. Можно сказать, что все трудности, встречаемые на пути, проверяют человека на прочность в собственных убеждениях, дают возможность доказать, что выбранные категории представляют именно жизненные ценности человека, а не сиюминутные потребности.

Что это такое

Жизненные ценности человека являются судьбопреобразующими и судьбореализующими факторами и непосредственно влияют на принятие всех жизненных решений. Они затрагивают все сферы жизни, включая высшее предназначение личности и души, взаимоотношения с близкими и поверхностно знакомыми людьми, отношение к материальным благам.

Разнообразие пространства жизненных ценностей уникально в той же мере, в какой уникальна каждая личность. Именно сплетение важности отношения к той или иной категории позволяет увидеть индивидуальный рисунок смыслового и ценностного пространства. Большинство людей используют сиюминутные побуждения для построения жизненной концепции, без глубокого осознавания своих приоритетов, которые работают на подсознательном уровне.

Частые мучительные раздумья, невозможность сделать выбор, поступить правильно или последующим укорам самого себя за допущенную оплошность – привычные следствия отсутствия явной позиции. Если же повысить уровень осознанности, понять досконально свою градацию ценностей, то можно избежать значительной доли сомнений и сложностей выбора.

Дорога облегчается тем, что путь уже выбран, даже если ради длительной перспективы придется поступиться временным комфортом. Так, человек, поставивший семью на первое место, не будет долго сомневаться, как реагировать на предложение начальства о полугодовой командировке в другой стране, а непонимающий, что является для него приоритетным в контексте всей жизни, может так и не решиться на кардинальные изменения или совершить ошибку.

На определение наиболее значимых ценностей влияет множество факторов, как внутреннего устройства психики человека, так и внешних событий окружающего пространства. На первых порах фундамент закладывается особенностями личности и системой воспитания – множество ценностей имеют биологическое основание (потребность в активном или пассивном образе жизни, количестве контактов, медицинском обеспечении), а также интериоризируются от ближайшего окружения в самом раннем возрасте.

По мере взросления основные ценности формируют полученный жизненный опыт, личные эмоциональные переживания от некоторых ситуаций, складывающих общее отношение к жизни. В итоге появляется своеобразная конструкция, отделяющая важные вещи и события от второстепенных.

Когда человек строит свою жизнь, опираясь на глубинные истинные ценности, то ощущает себя наполненным энергией и счастливым. Действует и обратный закон – чем больше жизнь отходит от внутренних потребностей, тем меньше в ней счастья, в эмоциональном фоне личности начинает преобладать и неудовлетворенность. Необходимо определиться со своими первостепенными приоритетами, не забывая при этом, что наиболее гармонична та жизнь, в которой развиты все сферы. Даже если человек определяет для себя важность двух или трех ценностей, необходимо поддерживать на должном уровне все остальные, чтобы избежать дисбаланса и дисгармонии личности.

Базовые ценности жизни человека

Под базовыми ценностями понимаются категории общечеловеческих ценностей, представляющих неоспоримую важность для всех людей, в планетарном масштабе и индивидуальном уровне. Важна ценность собственной жизни, любовь к любым своим проявлениям. Отсюда вытекает забота о физическом и духовном здоровье, умение расставлять приоритеты и в первую очередь обеспечивать свое выживание. Во многом этот наиболее важный пункт регулируется , однако только на физическом уровне, психологическая жертвенность все чаще проявляется среди людей и пагубно влияет на жизнь и состояние психики.

Являясь социальным существом, человеку свойственно высоко ценить взаимоотношения, а также их качество. Потребность быть принятым и оцененным по достоинству способствует выживаемости и лучшей реализации в жизненном пространстве. Следующим после важности социальных отношений или вместо них можно считать ценность семейных отношений, включающих родительскую семью и построение собственной.

Интимные отношения, романтические проявления также можно отнести к данному пункту. Развивая данную категорию, появляется ценность любви к детям и потребность в их наличии. Тут может реализоваться сразу несколько дополнительных моментов, например реализация своей социальной функции, предназначения, способности передавать знания и прочее.

Важность родных мест, тех, где человек родился, вырос, провел большую часть своей жизни, может граничить с патриотизмом. В глобальном понимании место нашего рождения и воспитания напрямую формирует личность – именно там можно почувствовать себя принятым и понятым. На родине и среди людей с таким же менталитетом легче адаптироваться и легче дышится, есть возможность ярче и многогранное проявить все свои возможности. Во многих культурах сохранены традиции поддержания связи с родной землей, из интуитивного понимания важности количества энергии, получаемой человеком из привычного пространства.

Профессиональная и общественная деятельность, реализация себя как специалиста или достижение новых результатов в своих увлечениях становится практически необходимым фактором в современном мире. При этом затрагивается , которая наступит без материального обеспечения и стремление к развитию и признанию, как основные движущие механизмы деятельности человека. Столь сильные факторы в итоге заставляют многих ставить работу в приоритет, в итоге получается серьезный перекос в одну сторону.

Неотрывно от ценности работы есть ценность отдыха, позволяющего восстановить ресурсы, переключиться. Во время отдыха человек может открыть новое видение прошлой ситуации, почувствовать вкус жизни, реализовать непрактичные, но душевно значимые желания. Все это в итоге позволяет гармонизировать всю остальную жизнь.

Примеры из жизни

Чтобы понимать нагляднее, как проявляются ценности, имеет смысл рассмотреть несколько примеров каждой из них. Так ценность семьи и отношений проявляется заботой, способностью прийти на помощь и предоставить ее даже тогда, когда об этом прямо не просят. Человек, выделяющий время всем важным в его судьбе людям явно ценит данную категорию. Сюда же стоит отнести способность всегда уважительно обращаться к людям, быть отзывчивым, толерантным и терпимым. Отсутствие данных проявлений в скором времени способно разрушить любые отношения и человек остается один. Безусловно, он может жертвовать подобным, направляя энергию не на внимательное отношение к другим, а на развитие собственной карьеры или навыков, но тогда в приоритетах у человека прописаны совершенно иные идеалы.

Когда у человека основной ценностью является материальное благосостояние, то это проявляется в постоянном саморазвитии в своей профессиональной области, поиске новых возможностей и должностей.
Ярким примером является пропустить семейный ужин или совместный ужин из-за важного совещания или потребности доделать сверхурочную работу. В погоне за финансовой состоятельностью люди могут брать дополнительную работу, устраивать фрилансерами помимо основной деятельности, жертвовать рабочими отношениям, подставляя сотрудников, чтобы занять привилегированное место.

Когда пошатнулось здоровье, то первый план среди всего перечня ценностей выходит именно эта категория, поскольку иначе человек не может нормально функционировать, а возможно и вообще попрощается с жизнью. Во многих ситуациях потребность заботы о физическом состоянии возникает именно на фоне проблем, но существуют люди, поставившие себе эту ценность в одну из наиболее высоких, стремясь поддерживать постоянное хорошее самочувствие. Это проявляется в регулярных обследованиях, соблюдении подходящей диеты и физической нагрузки, прохождении периодических реабилитационных и восстанавливающих процедур.

Ценность саморазвития и духовности может выглядеть выбором вместо пляжа паломничества или эзотерический фестиваль, вместо новых туфель предпочитается психологический тренинг. Все, что имеет для человека важность, требует времени и внимания, поэтому только осознавание поможет спланировать время таким образом, чтобы не пострадали остальные жизненные сферы.

Личностные ценности являются отражением наших потребностей, желаний, и всего того, что мы особенно ценим в жизни. Ценности – это огромная движущая сила, которая может рассматриваться в качестве руководства, с помощью которого мы создаем свою сущность. Определение ваших ценностей поможет вам выяснить, чего добиваться и чего избегать. Это позволит вам идти по жизни с сильным внутренним компасом. И, наконец, в самых сложных ситуациях личностные ценности могут служить в качестве напоминания о том, чем вы на самом деле дорожите. Таким образом, их определение поможет вам оставаться верным себе в любых обстоятельствах.

Шаги

Отслеживание возникающих ценностей

    Очистить пространство для «вашего» времени. Поскольку определение ваших личностных ценностей требует так называемого самокопания, освободите для этого свое собственное пространство. Выключите телефон, послушайте успокаивающую музыку или сделайте что-нибудь такое, что поможет вам расслабиться и сосредоточиться на настоящем.

    Запишите моменты вашего величайшего счастья и глубочайшей печали. Вспомните все свои взлеты и падения, при этом выделите детали и чувства, связанные с каждым воспоминанием. Включайте в список только то, что оказало наибольшее влияние на вашу жизнь и самочувствие, а не то, благодаря чему вы получили похвалу или признание от других.

    • Например, вы можете вспомнить тот вечер, в который вы познакомились с вашим лучшим другом. Это, возможно, не было самым большим достижением в вашей жизни, но в тот день вы, возможно, узнали много нового о вашей личности и о том, как начать дружить и делиться впечатлениями с другими людьми.
    • Определите темы, которые проходят через ваши самые яркие воспоминания, хорошие и плохие. Они могут также быть подкреплены вашими духовными или политическими пристрастиями. Скорее всего, вы определите несколько вещей, которые вызывают у вас ощущения несправедливости, печали, гнева, или всего вышеперечисленного вместе. Постарайтесь проделать то же самое со счастливыми моментами.
  1. Рассмотрим общие ценности человечества. Все мы имеем относительно похожие, самые основные потребности, которые исходят из конституций и эволюции человеческой культуры. Вещи, которые мы ценим, в конечном счете, вытекают из наших потребностей – вот почему мы так увлечены и привержены нашим ценностям! Изучение человеческих потребностей даст вам мощный толчок для понимания своих собственных ценности. Более или менее универсальные потребности включают в себя:

    • Физическое благополучие (еда, отдых, безопасность)
    • Автономность (свобода выбора, самовыражения)
    • Мир (надежда, спокойствие)
    • Чувства (восхваление, участие, понимание)
    • Связь (теплота, уважение, внимание)
    • Развлечение (приключения, юмор, радость)
  2. Сделайте набросок первоначального списка личных ценностей. Включите в него пункты, без которых вы не можете представить себе свою жизнь. В нем вы можете соединить личный опыт с вашей культурой ценностей, а также универсальными человеческими потребностями.

  3. Фиксируйте то, как вы отбираете эти ценности. Они могут варьироваться в зависимости от стратегии, которую вы использовали. Зачастую стратегия исходит от вероисповедания семьи, в которой вы выросли. Зная об этом, вы будете иметь более полное представление о ценностях, которые позволяют вам совершать поступки, которыми вы сможете гордиться.

    • Например, у вас есть ценность – высокое положение в обществе. Но как вы будете ей следовать - будете носить дизайнерскую одежду или станете правозащитником? Если вы цените глубокое чувство мира и порядка, организовывали бы вы у себя дома домашний завод по созданию эфирных масел? Или, может быть, вы привыкли разрешать конфликты, которые возникают в вашей семье? Проследите связь между ценностями и вашей повседневной жизнью.

    Проверка и балансировка личностных ценностей

    1. Определите, что движет вами по жизни. Один из способов, помогающий проверить ваши ценности, заключается в том, чтобы провести целый день за наблюдениями и определением того, что движет вами по жизни. Если у вас есть определенная первоочередная ценность, и вы попадаете в ситуацию, в которой она находится под угрозой, вы будете чувствовать себя встревоженным, беззащитным, или даже злым. То, что вы слышите или видите по новостям, может также изменить ход вашей жизни.

      • Например, ваш босс может сказать вам, что ваш вязаный жилет – это не самая уместная одежда для работы. Вместо того чтобы просто немного расстроиться, вы могли бы ощутить злость или даже раздражение. В этом случае вы можете сказать, что вашими ценностями являются принятие собственных решений и автономность.
    2. Взгляните на решения, принятые под влиянием ваших ценностей. Это можно сделать как с помощью реальных, так и вымышленных ситуаций. Например, вы цените независимость, и рассматриваете возможность подселения к вам нового сожителя. Что же вы сделаете, если учитывать вашу ценность? Если вы цените покой и спонтанность, но ваша работа отбирает у вас 70 часов в неделю, как вам избежать стресса и внутреннего конфликта? В подобных ситуациях понимание своих ценностей действительно может помочь принять креативное решения, отражающие ваше собственное «Я»

      • Имейте в виду, что наиболее ярко вы сможете увидеть вашу ценность только при принятии реального решения. Иногда мы настолько очарованы определенной ценностью, что считаем, что она обязательно спровоцирует принятие наилучших решений (хотя это не обязательно).
    3. Решите, как вы будете ее отстаивать. Если вы находитесь в трудной ситуации, и вам сложно отстоять правильность своей ценности, подумайте о том, стоит ли высказываться или нет. Вы не в состоянии жить согласно своей ценности, потому что все в мире меняется? Какая ценность находится под угрозой, и почему?

      • Допустим, вы находитесь в отношениях с кем-то, кто не ценит ваш труд, и вы поставили перед собой цель добиться признания своих усилий. Можно ли решить эту проблему разговором? Получите ли вы удовольствие от того, если ваш партнер начнет выражать вам признательность?
      • Еще один способ проверки заключается в следующем. Выступите по поводу какого-то вопроса перед сообществом. Возможно, вас беспокоит сокращения финансирования государственных школ – вы хотели бы знать об этом больше, или вас это каким-то образом задело? В зависимости от ответа вашей ценностью может быть как забота о будущих поколениях, так и призыв к действию.
      • Если вы посмотрите на ваш список ценностей и соедините между собой те, которые потенциально могут конфликтовать, вы обретете понимание того, что создает творческое напряжение в вашей жизни.
        • Например, вы можете ценить наличие собственного пространства и в то же время безоговорочно поддерживать отношения. В этом случае, вам нужно так организовать свое общение с семьей и друзьями, чтобы у вас оставалось время для себя, но в то же время вы не должны забывать о близких. Балансировка между этими потенциально конфликтующими ценностями может быть сложной, но, зная об этой проблеме, вы сможете принимать более обоснованные решения.

Ценности человека - вопрос чрезвычайно актуальный. Всем нам они хорошо известны. Но вряд ли кто-то пытался их четко для себя определить. Наша статья, посвящена именно этому: осознанию современных ценностей.

Определение

Ценность - это то, к чему сознательно или бессознательно тянется человек, что отвечает его потребностям. Разумеется, люди все разные, а значит, и ценности человека также сугубо индивидуальны, но так или иначе существуют общие нравственные ориентиры: добро, красота, истина, счастье.

Положительные и отрицательные ценности современного человека

Всем ясно, что стремиться к счастью (эвдемонизм) или к наслаждению (гедонизм) - это нормально. Сейчас это даже более понятно, чем, например, 100 или 200 лет назад. Несмотря на то что офисные сотрудники, безусловно, устают на работе, жизнь в настоящее время стала значительно легче, чем у наших бабушек или дедушек. Россию все так же сотрясают различные кризисы, но все-таки это не войны, не блокадный Ленинград и прочие ужасы, которыми наградил историю безумный ХХ век.

Наш современник вполне может сказать, оглядываясь на историю: «Я устал страдать, я хочу наслаждаться». Конечно, здесь он имеет в виду не себя, а человека как родовую сущность, воплощенную в разных телесных оболочках от древнейших времен и до наших дней.

Поэтому актуальная реальность, может быть, больше всех остальных исторических действительностей настраивает его на погоню за счастьем и удовольствием (положительные ценности человека) и бегством от страданий и боли (отрицательные константы его бытия). Мы имеем радость (правда, весьма сомнительного качества) - наблюдать, как классическая этическая триада «добро, красота, истина» уступает свое место таким ориентирам человеческого существования, как деньги, успешность, счастье, удовольствие. Их сложно собрать в какую-то конструкцию, но если попробовать, то счастье и удовольствие будут определенно на вершине, деньги - в основании, а все остальное - между ними.

Наступило время поговорить о таком понятии, как «система ценностей человека».

Религиозные ценности

Здравомыслящим людям ясно, что мир капиталистический, т.е. такой, где все или почти все решают деньги, не вечен и не единственен, а тот порядок ценностей, который им предлагается, не универсален. Также, почти само собой понятно, что естественной оппозицией выступает религиозное толкование действительности, которое подчиняется нравственным и духовным законам. Кстати сказать, извечная дуальность бытия между духовными и материальными ее аспектами не дает человеку потерять свою гуманистическую сущность. Именно поэтому настолько важны духовные ценности человека для его морального самосохранения.

Христос как инициатор духовного переворота

Почему Христос был революционером? Он сделал много всего, чтобы заслужить столь почетное звание, но главное в контексте нашей статьи то, что он сказал: «Последние станут первыми, а первые — последними».

Таким образом, он перевернул всю ту конструкцию, которая носит название «система ценностей человека». До него же (как и теперь) считалось, что богатство, слава и прочие прелести бездуховной жизни - это как раз высшие цели людского существования. А Мессия пришел и сказал состоятельным людям: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». А они-то думали, что уже все себе купили, но нет.

Иисус их огорчил, а у бедных, несчастных и ущемленных появилась какая-то надежда. Кто-то из читателей, не слишком верящих в рай, скажет: «Но разве может обещанная после смерти благость искупить существующие страдания в земном бытии человека?» Дорогой читатель, мы с вами совершенно согласны. Будущее счастье - слабое утешение, но Христос подарил неудачникам мира сего надежду и зарядил их силами на борьбу против своей незавидной участи. Другими словами, ценности человека, ценности личности стали иными и обрели вариативность.

Вертикальный мир

Кроме того, христианство сделало мир вертикальным, т.е. все земные ценности признаются отныне низменными и неважными. Главное - это духовное самосовершенствование и единение с Богом. Конечно, человек еще жестко поплатится за свои духовные стремления в Средние века и в эпоху Возрождения, но все равно подвиг Иисуса чрезвычайно значим даже вне религиозного контекста, потому что пророк показал, принеся в жертву свою жизнь, что возможны и иные ценности в жизни человека, которые гармонично складываются в систему.

Вариации ценностных систем

Из предыдущего раздела стало ясно, что система устремлений человека может быть совершенно различной. Все зависит только от того, на что ориентирована отдельная личность или группа. Существует, например, в этом вопросе социологизаторский подход: вертикаль значимого выстраивается от высшего к низшему в соответствии с интересами коллектива. Под последним могут подразумеваться как отдельные группы, так и социум в целом. И мы знаем те периоды, когда некоторые народы ставили коллектив выше личности. Это рассуждение замечательно подойдет к теме «Ценности человека и общества».

Индивидуализация

У индивидуализированного мира свои приоритеты и собственное разумение высшего и низшего. Мы их можем наблюдать в современной нам действительности: материальное благополучие, личное счастье, побольше удовольствий и поменьше страданий. Очевидно, что это грубый набросок значимых человеческих ориентиров, но так или иначе в эту картину попадает каждый из нас. Аскетов сейчас маловато.

Формальные и действительные ценности

Если кто-то спросит, какую роль играют ценности в жизни человека, то на этот вопрос ответить трудно. Одно дело, что человек говорит, и другое, что он делает, т.е. разница между формальными и реальными его смысловыми приоритетами. Например, в России многие считают себя верующими. Строятся храмы. Уже скоро в каждом дворе будет свой храм, чтобы набожным людям далеко не ходить. Но толку от этого мало, ибо, как говорит епископ из третьей части киносаги «Крестный отец» главному герою фильма: «Христианство уже 2 000 лет окружает человека, но внутрь оно так и не проникло». На деле большинство людей воспринимают религиозные установления, как условные, и их не особенно интересует проблема греха. Странно так же и то, что, думая о Боге, верующие совершенно забывают о ближних, т.е. социальные ценности человека находятся в некотором смысле в загоне. Естественно, в такой ситуации трудно говорить об истинной вере.

Питирим Сорокин и его ценностная периодизация культур

Известный социолог и общественный деятель П. Сорокин положил в основание своей типологии культур не что иное, как ценности. Он совершенно справедливо полагал, что у каждой культуры есть свое лицо, своя индивидуальность, которая проистекает из руководящего принципа или идеи. Ученый разделил все культуры на три типа.

  1. Идиационный - когда религиозные убеждения превалируют над материальными благами и такая доминирующая установка определяет ценности и нормы человека и культуру в целом. Отражается это на архитектуре, философии, литературе, общественных идеалах. Например, в период европейского Средневековья каноном человека считался святой, отшельник или аскет.
  2. Чувственный тип культуры. Самый яркий пример - это, конечно, эпоха Возрождения. Религиозные ценности не то чтобы попираются, они фактически отменяются. Бог начинает восприниматься как источник наслаждений. Человек становится мерой всех вещей. Ущемленная в Средневековье чувственность хочет раскрыть и проявить себя во всю мощь своих возможностей. Отсюда возникают и знаменитые моральные коллизии Возрождения, когда значительный культурный подъем соседствует с фантастическим нравственным упадком.
  3. Идеалистический или смешанный тип. В этой модели культуры находят согласие материальные и духовные идеалы и устремления человека, но утверждается примат вторых над первыми. Ориентирование на высокие нравственные идеалы помогает человеку жить самым малым в материальном смысле и верить в духовное самосовершенствование.

В этом построении П. Сорокина нет крайностей двух предыдущих типов, но есть и один существенный недостаток: нельзя подобрать реальный пример такой культуры. Можно лишь сказать, что так живут люди, которые попали в крайне затруднительные бытийные обстоятельства (болезни, бедность, стихийные бедствия, бедные кварталы стран всего мира). Нищим и инвалидам по своей воле приходится минимизировать телесные потребности и держать перед глазами высокий нравственный идеал. Для них это непременное условие выживания и существования в определенных моральных рамках.

Такой получилась статья, в фокусе которой были культурные ценности человека. Надеемся, что читателю она поможет разобраться в этой непростой и в то же время чрезвычайно интересной теме.

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.