Open
Close

Дикие люди людоеды. Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов

Последние людоеды, как известно, обитают в Папуа Новой Гвинеи. Здесь всё ещё живут по правилам, принятым 5 тысяч лет назад: мужчины ходят голыми, а женщины отрезают себе пальцы. Существует всего три племени до сих пор занимающиеся каннибализмом, это - Яли, Вануату и Карафаи. Карафаи (или древесные люди) - самое жестокое племя. Они едят не только воинов чужих племён, заплутавших местных или туристов, но и всех своих умерших родственников. Название «древесные люди» получили из за своих домов, которые стоят неимоверно высоко (см. последние 3 фотки). Племя Вануату - достаточно мирное, чтоб не съели фотографа, вождю приносят нескольких свиней. Яли - грозные воины (фото Яли начинаются с 9 фотки). Фаланги пальцев женщины племени Яли отрубают топориком в знак скорби по умершему или погибшему родственнику.

Самый главный праздник Яли - праздник смерти. Женщины и мужчины раскрашивают своё тело в виде скелета. На праздник смерти раньше, возможно это делают и сейчас, убивали шамана и вождь племени съёдал его тёплый мозг. Это делалось для того, чтоб удовлетворить Смерть и впитать вождю знания шамана. Сейчас Яли людей убивают реже обычного, в основном, если был неурожай или по каким-то ещё "важным" причинам.



Голодный каннибализм, которому предшествует убийство, расценивается в психиатрии как проявление так называемого голодного помешательства.



Также известен бытовой каннибализм, не продиктованный необходимостью выживания и не спровоцированный голодным помешательством. В судебной практике такие случаи не квалифицируются как умышленное убийство с особой жестокостью.



За исключением этих не слишком распространённых случаев, при слове "каннибализм" на ум чаще приходят всё же безумные ритуальные пиры, во время которых победившие племена пожирают части тел своих врагов, чтобы обрести их силу; или другое известное полезное "применение" этого явления: наследники таким образом обходятся с телами своих отцов в благочестивой надежде, что те возродятся в теле пожирателей их плоти.


Самой "каннибальской" странной современного мира является Индонезия. В этом государстве есть два знаменитых центра массового людоедства - принадлежащая Индонезии часть острова Новая Гвинея и остров Калимантан (Борнео). Джунгли Калимантана заселяют 7-8 миллионов даяков, известных охотников за черепами и каннибалов.


Самыми лакомыми частями тела у них считаются голова - язык, щёки, кожа с подбородка, извлекаемый через носовую полость или ушное отверстие мозг, мясо с бёдер и икр, сердце, ладони. Инициаторами многолюдных походов за черепами у даяков являются женщины.
Последний по времени всплеск людоедства на Борнео произошёл на рубеже 20 и 21 веков, когда индонезийское правительство попыталось организовать коллонизацию внутренних районов острова силами цивилизованных выходцев с Явы и Мадуры. Несчастные крестьяне- поселенцы и сопровождавшие их солдаты в большинстве своём были вырезаны и употреблены в пищу. До последнего времени сохранялся каннибализм на острове Суматра, где батакские племена ели приговорённых к смерти преступников и недееспособных стариков.


Большую роль в практически полной ликвидации каннибализма на Суматре и некоторых других островах сыграла деятельность "отца индонезийской независимости" Сукарно и военного диктатора Сухарто. Но даже они не смогли ни на йоту улучшить ситуацию в Ириан-Джая - индонезийской Новой Гвинее. Живущие там папуасские этносы, по свидетельству миссионеров, одержимы страстью к человеческому мясу и отличаются небывалой жестокостью.


Особенно предпочитают они человеческую печень с целебными травами, пенисы, носы, языки, мясо с бёдер, ступни ног, грудные железы. В восточной части острова Новая Гвинея, в независимом государстве Папуа - Новая Гвинея фактов каннибализма фиксируется гораздо меньше.

Землю населяют сотни различных народов. Какие-то из них являются приверженцами европейской толерантности, другие отказываются признавать такие ценности, третьи отличаются собственными, порой оригинальными ценностями. Но есть и такие, с которыми лучше не иметь никаких дел. Почему? Всего лишь потому, что для некоторых племен живущих в труднодоступных уголках, чужак – это не просто незваный гость, а особенный ужин. Племена каннибалов есть в Южных морях, в Вест и Ист-Индии, в Африке, в Южной Америке…

Африканское племя мамбила и его традиции

Начнём с Африки. Точнее, с её западной части. Здесь расположена страна Нигерия. На ее территории компактно проживает племя мамбила. Руководство Нигерии, как и значительная часть её общественности, стремятся к тому, чтобы это государство выглядело не хуже других. Есть там здесь и армия, и полиция, и законы различные существуют. Один из них запрещает каннибализм. За такое дело в Нигерии даже довольно суровое наказание полагается. Однако не все так просто в Африке.

Пока в середине двадцатого века в страну не приезжали благотворительные миссии, всё было хорошо. В европейских и прочих странах, придерживающихся общечеловеческих ценностей, граждане были в неведении о событиях на «черном континенте». Но уже от первых миссионеров посыпались сообщения о том, что на территории Нигерии практикуется массовое поедание людей.Как выяснилось, каннибализм был чем-то вроде обязательного ритуала для местного населения. Причем людей есть были обязаны все, от мала до велика. Племя мамбила воевало с соседями, да и внутриплеменные стычки также случались. Согласно устоявшимся традициям победители должны были поедать убитых врагов прямо на месте сражения. Это делалось для того, чтобы вражья сила перешла к победителю вместе с его плотью.

Буквально до последних лет все люди племени мамбилы оставались каннибалами. Они бы и сейчас не отказались от такой особенности, да перед властями страшно. Наказания теперь в Нигерии за такое довольно серьёзное.

Что касается самой традиции, то часто убитыми врагами становились жители соседней деревни. В мирное время между такими соседями заключались браки. Но начиналась война, и порой получалось так, что победитель съедал какого-нибудь своего родственника. Случалось, что какой-нибудь герой, убивал и съедал братьев собственных жен. Исключением для победителя был только его собственный тесть. Съедать его запрещалось. Победитель мог серьезно заболеть или даже умереть.

К сведению! Чаще всего каннибализм связан с определенными ритуалами. Люди не просто верят, что сила поедаемого врага переходит к ним, но и уверены, что тем самым они обеспечивают себе помощь от каких-нибудь богов или духов. То есть, речь идет об обычае, предусмотренном религией. У племени мамбилов религиозной составляющей в каннибализме практически нет.

Труп убитого врага для людей этого племени, как они уточняли миссионерам, - всего лишь обыкновенное мясо. Убитого врага победители просто резали на куски. Часть добычи съедалась на месте в сыром виде. При этом какие-то формальности отсутствовали. Победители не обращались ни к духам, ни к богам. Они просто утоляли голод. Остатки добычи воины несли домой. Там отдавали добытое старикам. Ведь и им нужно было утолить голод.

Отходы от такого пиршества были минимальными. Люди племени мамбила ели даже внутренности. Их извлекали из трупа, аккуратно мыли. В пищу их использовали в вареном виде.

Особое внимание уделялось черепам. Их сохраняли. Когда молодые воины первый раз отправлялись сражаться с врагом, они должны были вначале пить из этих черепов какой-нибудь особый настой. Если была возможность, то пили пиво. За счет этого в молодых воинов вселялось мужество.

Обычаи племени мамблила довольно основательно описаны в книге К.Мика. Этот антрополог провел довольного много времени в Африке, в том числе в племени каннибалов. Ему удалось познакомиться с такими обычаями, которые не смогли увидеть исследователи ни до него, ни после.

К примеру, К.Мик сообщал, что женщины не имели права питаться человеческой плотью. Что касается ограничений для мужчин, то женатым нельзя было есть мясо женщин, которые были убиты при налете на вражескую деревню. Но если старик не имел жен, но он мог есть мясо женщин при любом случае и в любых количествах.

Жестокие обычаи племени ангу

Теперь несколько слов о традициях племени, обитавшем в другом уголке земного шара. Почему «обитавшем»? Дело в том, что оно за несколько десятилетий почти растворилось среди других жителей большого острова в Тихом океане. Племя называлось Ангу, и обитало оно в юго-западной части Новой Гвинеи. До сих пор люди племени ангу считаются самыми воинственными и кровожадными.

Эти люди съедали не только убитых врагов. Часто случалось, что в качестве блюда они использовали своих родителей. С этим они старались торопиться. Главное условие – старики не должны были успеть потерять память или впасть в старческое слабоумие. Убийство родителей происходило как ритуал. Самим делать это было нельзя. Для проведения ритуала приглашался мужчина из другой семьи. За это убийство он получал определенное вознаграждение. После того, как его тело омывалось, его свежевали и съедали. Оставляли только голову. Её устанавливали в определенном месте. Затем следовали магические ритуалы. Голове молились, у нее спрашивали совета, просили у неё помощи и защиты.

В отличие от обычаев ранее описанного племени, обитатели Новой Гвинеи человеческое мясо в сыром виде почти не ели. Его варили, иногда тушили. Особенным блюдом считался пенис. Разрезав пополам, его поджаривали на углях.

К разряду «деликатесов» у ангу относились руки, ступни ног, язык, грудные железы. Лакомством признавался мозг. Варили его, не извлекая из головы. Затем через «большую дыру» (к сожалению, источники не уточняют, что это такое), сварившийся мозг вытаскивали, разрезали на небольшие куски и подавали наиболее значимым соплеменникам.

К непрошенным гостям ангу относились как к самым лютым врагам. Для них финал мог быть только одним. Также поступали эти каннибалы и с пленниками. При этом всегда старались сделать так, чтобы жертвы приняли как можно больше мучений. Причем только физической болью дело не ограничивалось.

В случае если в деревню удавалось доставить, хотя бы двух пленников, сразу всех не убивали. Убийство совершалось на глазах у живых пленников. При этом делалось все, чтобы живые могли видеть предсмертную агонию соплеменника.

Конечно, такие варварские ритуалы можно было бы посчитать в качестве проявления садизма. То есть, ангу, доставляя мучения тем, кого собирались убить и съесть, получали наслаждения, наблюдая за ними. Однако, как установлено исследователями, таким массовым отклонением психики людоеды не страдали. Все это для них было рядовым событием, без которого нельзя обойтись. То есть, речь идет о традиции, передававшейся из поколения в поколение.

Гуманные каннибалы

Обычаи племени бачесу, обитающего в Уганде, как и племен тукано, кобене, жумано, живущих в Амазонии, можно отнести к более гуманным. Эти каннибалы едят не только что собственноручно убитых людей, а трупы умерших родственников. Это они делают из благих побуждений. Люди уверены, что, поступая так, они оказывают знаки истинного почтения к умершему.

Трапеза начинается приблизительно через месяц после смерти человека. К этому времени труп уже полуразложился. Но таков обычай, для названых племен – это нормальное, привычное дело. Процесс происходит следующим образом. Труп помещают в большую металлическую емкость. Обычно он напоминает огромный котел. Под котлом разводится огонь. Процесс варки продолжается до того времени, пока «варево» не начинает так жутко вонять, что запах разносится на многие десятки метров.

Полуразложившийся труп варят без воды. По этой причине он постепенно превращается просто в угли. Когда в котле не останется ничего кроме этих углей, варка заканчивается. Соплеменники дожидаются, когда котел и его содержимое остынет до той степени, чтобы процесс приготовления нужного можно было продолжить. Это продолжение заключается в растирании углей в порошок. Позже его подмешивают в пищу, используя в качестве специй. Добавляют его и в некоторые местные напитки. Как уверены члены племен, такие напитки являются «напитками мужества». Его пьют все воины племени. Считается, что такой напиток делает человека более мужественным, находчивым, мудрым.

В Новой Гвинее живет племя Яли - это самые страшные каннибалы нашего времени. Дикая и невероятно опасная группа людей насчитывает двадцать тысяч человек. Людоедство для них - абсолютно привычное и обыденное дело, а съесть своего врага считается высшим пиком доблести, потому что выживает сильнейший. Вождь устрашающего племени считает, что поедание человечины - мистический ритуал, в ходе которого можно получить необыкновенную силу.


Безусловно, правительство Новой Гвинеи недовольно такими, мягко говоря, негуманными пристрастиями племени и всячески пытается искоренить традицию. Количество случаев людоедства значительно сократилось после того, как Яли приняли христианство, но полностью избавиться от этого не вышло. Опытные воины племени запросто поделятся с вами рецептами «экзотической» кулинарии. Считается, что самые вкусные блюда из ягодиц врага, настоящий деликатес! Удивительно, но Яли искренне верят в то, что таким образом приобщаются к духовному.


Последнее время интересной тенденцией в вере племени стало то, что с тем, как в их жизни появился Христос, Яли отказались поедать белокожих людей. Если у вас светлый цвет кожи, можете смело навестить это гостеприимное местечко. С давних времен колонизации будничная жизнь народа абсолютно никак не изменилась. Они все так же ходят практически обнаженными, прикрывая листьями «интересные» места.


Яли очень любят украшения, особенно бусы. Изготавливают их в основном из ракушек. Самых привлекательных дам можно легко отличить от других, у них отсутствуют передние зубы, их выбивают намеренно. Такое себе понятие красоты, правда?


Мужчины охотятся. Это их основное, и кстати, любимое занятие. Иногда некоторые семьи заводят кур или свиней, но они не такие вкусные, как человечина. Местный популярный наркотик - мякоть ореха бателя. Из-за него у всех жителей племени красные зубы.


Яли любят праздники, различные события они отмечают тем, что собираются несколькими кланами, едят и дарят друг другу подарки. Если захотите их порадовать, подарите ребятам какую-нибудь яркую одежду, например, рубашку. Как бы там ни было, на первый взгляд очень милые люди, в действительности бескомпромиссные и жестокие. Отправиться в те края может только самый бесстрашный человек с полностью отсутствующим инстинктом самосохранения. Так что, если не хотите превратиться во вкусный обед, стоит несколько раз подумать, прежде чем решиться на такое путешествие.

Амасанга порыскал по просторам интернета и отыскал попсовую статью о каннибализме историческом и современном в Африке. И решил-таки запостить ее, чтобы эпатировать читателя с тонкой душевной организацией.

PS
Интересные фотографии приходилось видеть из Анголы конца 80-х - начала 90-х годов XX века.
PPS
Про каннибализм у индейских народов Амазонии (в исторический период) Амасанга писал

Никакой другой континент не скрывает столько загадочного, таинственного, непознанного, как Африка. Сказочная, богатейшая природа и удивительный животный мир "черного континента" с многоликим, разнообразным миром африканских аборигенов всегда вызывали и вызывают в душе пытливого человека восхищение, удивление, страх и необъяснимый негаснущий интерес.
Африка - континент контрастов. Здесь можно увидеть очаги современного, так называемого цивилизованного, мира и тут же окунуться в глубину первобытно-общинного строя. Здесь еще не знают колеса. Правят знахари-шаманы. Господствует полигамия. Население разобщено по племенному признаку. Присутствуют сепаратизм, черный расизм и трайбализм. Люди чудовищно суеверны. За внешним фасадом белокаменных столиц царит первобытная дикость.
Одной из мрачных, черных тайн тропической и южной Африки является людоедство — каннибализм. Поедание себе подобных.
Вера в эффективное воздействие человеческой плоти и крови свойственна многим африканским племенам. Гражданские войны и свирепые столкновения на почве межплеменной вражды всегда провоцировали производство стимулирующих отвагу снадобий из человеческой плоти. Зачастую оно приобретало широкое распространение.
На языках африканских аборигенов это снадобье носит название "диретло" или "дитло" и по древним обычаям готовится из сердца (иной раз печени) врага, чтобы тем самым перенять у него смелость, мужество и героизм.
Сердце растирали в порошок, из которого готовили снадобья. Куски человеческого мяса сжигали на огне с целебными травами и другими ингредиентами, пока в результате не получится обугленная масса, которую сбивали и смешивали с животным или человеческим жиром. Получалось что-то вроде черной мази. Это вещество, называемое "ленака" помещали в полый козлиный рог. Оно использовалось для укрепления тела и духа воинов перед битвой, для защиты родной деревни, для противодействия заклинаниям врагов-магов.
В прошлые времена это снадобье приготавливали, главным образом, из плоти чужеземцев, прежде всего пленников. В наше время для получения особого снадобья под названием "диретло" требуется разрезать в определенном порядке плоть живого человека, причем жертва выбирается из числа соплеменников знахарем этого племени, который разглядел в этом человеке нужные магические способности, необходимые для приготовления сильнодействующего снадобья.
Иногда может быть выбран даже родственник одного из участников обряда. Никаких подробностей относительно выбранной жертвы никогда никому не сообщается. Это решает знахарь — омуроди. Весь обряд совершается в глубокой тайне.
Для приготовления "диретло" требуется не только срезать плоть у живого человека, но потом его умертвить и труп вначале спрятать в тайном месте, а затем перенести куда-нибудь подальше от деревни.
Вот один из примеров проведения такого обряда. Группа чернокожих во главе с омуроди пришла в хижину выбранного для ритуального убийства. Тот, ни о чем не догадываясь, вышел с ними наружу. Его моментально схватили. Участники акции сохраняли гробовое молчание. Несчастный кричал, что отдаст все, что есть у него, лишь бы его освободили. Ему быстро заткнули рот и потащили подальше от деревни.
Отыскав место поукромнее, чернокожие быстро раздели обреченного догола, уложили на землю. Тут же появилась масляная лампа, при свете которой палачи, ловко орудуя ножами, отрезали от тела жертвы несколько кусков мяса. Один облюбовал икру ноги, второй — бицепс на правой руке, третий вырезал кусок из правой груди, а четвертый — из паха. Все эти куски они разложили на белой тряпице перед омуроди, которому предстояло приготовить необходимое снадобье. Один из группы собрал в котелок струящуюся из ран кровь. Другой, вытащив нож, содрал всю плоть с лица до костей — от лба до горла, вырезал язык и выколол глаза.
Но жертва их умерла только после того, как ее полоснули острым ножом по горлу.
В настоящее время все африканцы понимают, что магическое снадобье, приготовленное из человеческой плоти, не способно обеспечить победу в гражданской войне, но тем не менее оно широко используется как способ для усиления интриг и закулисных маневров.
Вместо вражеских пленников жертвами теперь становятся члены того же племени — довольно редкая форма человеческих жертвоприношений, для которых прежде требовались только чужаки, рабы, пленники, но ни в коем случае не соплеменники.
Масштаб таких ритуальных убийств неизвестен. Все происходит в глубочайшей тайне даже от жителей деревень, где они осуществляются. В настоящее время уже бытует мнение среди африканских аборигенов, что ритуальные убийства не "ритуальны" до конца, а посему не являются настоящими человеческими жертвоприношениями. Однако выбор жертвы, способ убийства и избавления от трупа убеждают в том, что тщательно разработанный ритуал сопровождает каждый этап приготовления снадобья.
Вера в эффективное воздействие человеческой плоти и крови в тропической и южной Африке свойственна многим племенам. Для них превращенное в заклинание человеческое мясо не только дает желанные привилегии представителям высшей африканской знати, но еще и воздействует на богов, побуждая их не скупиться на тучный урожай.
Вот как описывал невольничьи рынки на притоках реки Луалабы антрополог и этнограф Герберт Уорд, хорошо изучивший этот регион.
Вероятно, самой бесчеловечной практикой среди туземных племен следует считать отрывание кусков плоти у живой жертвы. Каннибалы становятся похожи на ястреба, выклевывающего плоть своей жертвы.
Как это ни невероятно, но пленников обычно водят с одного места на другое перед жаждущими их мяса, которые, в свою очередь, особыми знаками метят те лакомые куски, которые хотели бы купить. Обычно это делается либо глиной, либо с помощью приклеиваемых к телу полосок жира.
Поразителен стоицизм этих несчастных жертв, на глазах у которых идет бойкая торговля частями их тела! Его можно только сравнить с той обреченностью, с которой они встречают свою участь".
— Вы здесь едите человеческое мясо? — спросил Уорд в одной из деревень, указывая на длинные, унизанные мясом вертела над дымящимися кострами.
— Мы-то едим, а вы разве нет? — последовал ответ.
Через несколько минут навстречу вышел вождь племени и предложил целое блюдо из больших жареных кусков мяса, которое, несомненно, было человеческим. Он ужасно расстроился, получив от Уорда отказ.
Однажды в большом лесу, когда экспедиция Уорда устраивалась на ночевку с группой захваченных в плен рабов-воинов и их соплеменников, белые вынуждены были поменять место, так как их донимал тошнотворный запах жареного человеческого мяса, которое готовили повсюду на кострах.
Вождь объяснил белым, что условия пожирания человеческой жертвы зависят от того, что она из себя представляла. Если это был пленник, то труп съедал только вождь, а если раб, то труп делили между собой члены его племени.
Что касается массовых ритуальных убийств в Африке, то они были скорее исключением, чем общепринятым правилом. Суть зимбабвийских ритуальных человеческих жертвоприношений заключалась в том, что требовалась смерть одного человека, а не массовое уничтожение людей.
Каннибализм в Африке далеко не мертв. В наше время правитель Уганды, получивший образование на Западе, оказался "цивилизованным" каннибалом, съевшим более полусотни своих соплеменников.
За аборигенами в глухих джунглях абсолютно невозможно осуществлять какой-либо контроль. Из-за ложной стыдливости и нежелания показаться дикарями власти скрывают истинную картину каннибализма.
На севере Анголы, на границе с Заиром, произошел такой случай. Один провинциал полицейский (начальник), стоя на пороге своего дома и прислушиваясь в ночи к гулкому длинному голосу тамтама, заметил: "Наверняка они там кого-то разрубают". — "Почему же ты ничего не предпринимаешь"? — поинтересовались мы. — "Если я пошлю туда одного из моих помощников, то он только притворится, что там побывал. Он не сунет туда носа, опасаясь, как бы самому не угодить на вертел. Мы можем предпринять что-то, если у нас на руках есть доказательства и мы обнаружим человеческие кости. Но они умеют избавляться и от них".
В семидесятых годах двадцатого века, во время освободительной борьбы движения (позже партии) за освобождение Гвинеи-Бисау и островов Зеленого Мыса от португальских колонизаторов, повстанцам приходилось уходить из-под ударов португальских войск на север, в Сенегал. Раненых, чтобы не потерять мобильность, они оставляли в поселениях дружественных племен. Но, вернувшись вновь в Гвинею-Бисау, они не находили оставленных раненых бойцов. Случаев таких было много.
И тогда лидер Паигк Амилкар Кабрал приказал разрыть места, где, по словам аборигенов, они закопали умерших. Там ничего не нашли. Африканцы сознались, что "они употребили их в пищу". Были найдены кости и черепа за границей поселений. Повстанцы из пулеметов расстреляли каннибалов и сожгли все поселения.
Властям приходится бороться с каннибализмом, но, несмотря на все усилия, некоторые племена продолжают эту чудовищную практику. У некоторых чернокожих можно видеть заточенные зубы - признак каннибализма. На это еще указывали антропологи XIX века, исследовавшие бассейн Луалабы. Там, где обитают "острозубые", не удавалось нигде поблизости обнаружить хотя бы одну могилу — весьма красноречивое тому доказательство.
Обычай съедания мертвецов был широко распространен среди всех кланов многочисленного племени богесу (район реки Убанги). Поедание осуществлялось в период, предназначенный для оплакивания умерших.
Усопший находится в доме до вечера. Созванные по этому случаю родственники собираются для его оплакивания. В некоторых особых случаях на такие сборы уходил день, а то и два, но обычно обходились одним днем. На закате солнца труп относили на ближайший пустырь и укладывали на землю. В это время члены клана прятались вокруг в кустах, а когда темнота сгущалась, принимались дуть в свои тыквы-рожки, создавая шум, похожий на завывания шакалов. Сельчан предупреждали о появлении "шакалов", а молодежи было строго запрещено выходить из жилищ. С наступлением полной темноты группа старых женщин, родственниц умершего, подходила к трупу и расчленяла его, забирая самые лучшие куски с собой и оставляя несъедобные части на растерзание диким зверям.
В течение следующих трех-четырех часов родственники оплакивали усопшего. После этого все участники церемонии готовили его мясо и ели, после чего сжигали на костре его кости, не оставляя от него никаких следов.
Вдовы, однако, сжигали свои травяные набедренные повязки и либо ходили нагишом, либо прикрывались маленькими фартучками, которые обычно носили незамужние девушки. После этой церемонии вдовы вновь становились свободными, могущими выйти замуж. Такую церемонию удалось наблюдать в одном из поселений на севере Анголы. Очень похожую историю о каннибальских ритуалах рассказывали кубинцы, воевавшие в составе экспедиционного корпуса против заировских войск на севере и северо-востоке Анголы. Члены племени объясняли обычай съедать своих умерших следующим образом. Если, говорили они, похоронить мертвого в земле и, как это обычно делается, позволить ему разлагаться, то дух его будет досаждать всем в округе: будет мстить за то, что трупу позволено спокойно гнить.
А вот как проходит захоронение умершего африканца. Умершему сгибали ноги, а перекрещенные руки протягивали вдоль тела перед ним, что делалось еще до наступления смерти. Труп связывали в таком положении, чтобы он не распрямился, а с наступлением окоченения все его члены затвердевали. С умершего снимали все украшения. Могилу обычно рыли здесь же, в хижине, а тело опускали в нее на старую циновку или шкуру, причем в сидячем положении. Могилу после этого засыпали. Женщин хоронили за пределами хижины. Труп укладывали на спину, подгибали ноги, а руки подтягивали с двух сторон к голове.
Брат умершего сразу же забирал к себе всех его вдов, но одну из них оставлял в хижине, чтобы она присматривала в течение месяца (лунного) за свежей могилой, а всем остальным предстояло выполнять ежедневную программу по оплакиванию усопшего с воплями и душераздирающими криками. Плакальщицы ели мясо, потом мылись, брили головы и остригали ногти. Волосы и ногти каждого участника церемонии клали в узел, который подвешивали к крыше хижины. На этом церемония оплакивания заканчивалась, и больше никто не обращал никакого внимания на это место, хотя, конечно, все были уверены, что дух мертвеца бродит где-то поблизости.
Вырытая могила внутри хижины, которую потом обрушивали на нее, может, конечно, в какой-то мере объяснить тот феномен, почему невозможно обнаружить никаких мест погребений. В прошлом с этим сталкивались и путешественники, из чего они сделали вполне разумный вывод: африканские племена поддерживали древний обычай, обязывающий съедать на месте своих умерших родственников.
Практика каннибализма в некоторых регионах Африки носила скрытный, тайный характер, в других, наоборот, открытый, поражающий воображение. Антропологам удалось собрать огромное количество фактов. Вот некоторые примеры.
Аборигены племени ганавури (район Синих Гор), например, сдирали мясо с тела своих поверженных врагов, оставляя лишь внутренности и кости. С кусками человеческого мяса на остриях пик они возвращались домой, где передавали добычу в руки жрецов, которые должны были по справедливости разделить ее среди стариков. Самый знатный из старейшин получал плоть, содранную с головы. Для этого у жертвы с головы срезали волосы, потом содранное мясо, разрезав на полоски, готовили и съедали возле священного камня.
Но как бы ни проявляли себя молодые члены племени в бою, им было строго-настрого запрещено принимать участие в таком пиршестве.
Племя ганавури обычно ограничивалось поеданием мертвых тел врагов, убитых на поле боя. Эти дикари никогда преднамеренно не убивали своих женщин. Однако соседнее племя атака не брезговало женской плотью врагов, другое племя, тантале, занимавшееся "охотой за черепами", "специализировалось" на потреблении мяса, срезанного с женских голов.
Каннибалы из племени колери старались съесть как можно больше трупов своих врагов. Они были настолько кровожадными, что убивали и тут же съедали любого чужака, как белого, так и чернокожего, если тот оказывался вдруг на их территории.
Каннибалы из племени горгум обычно выжидали два дня после возвращения с добычей своих воинов и только после этого начинали свое людоедское пиршество. Головы всегда варились отдельно от остального тела, и ни одному воину не позволялось есть плоть с головы, если только он лично сам не убил этого врага в ходе боя. Остальная человеческая плоть не имела такого большого значения, и ею могли лакомиться все соплеменники — мужчины, женщины и дети. В этом племени в пищу шли даже внутренности, после того как их отделили от тела, помыли, очистили смесью золы с травами в воде.
Каннибалы племени сура (река Арувими) добавляли соль и растительное масло к мясу своих жертв при варке и более широко использовали возрастной ценз своих жертв. Ни одной женщине своего племени они не разрешали даже смотреть на человеческое мясо, но кормили мальчиков и юношей, даже насильно, если те отказывались есть, так как, по убеждению старших, это вселяло в них больше мужества и смелости.
Племя анга отказывалось от употребления мяса мальчиков и юношей, ибо, по их мнению, у тех пока не выработалось никаких особых добродетелей, пригодных для передачи другому. Не ели и стариков по той причине, что если те в зрелые годы и были людьми смелыми и мужественными, умелыми следопытами, то с возрастом все их лучшие качества явно приходили в упадок.
У некоторых из этих людоедских племен существовал довольно хорошо разработанный "уголовный кодекс", связанный с их каннибальской практикой. В племени анга разрешалось употреблять в пищу плоть соплеменника, если он был признан преступником и приговорен к смертной казни. Каннибалы племени сура ели плоть соплеменницы, если та совершала прелюбодеяние.
В племени варьава были готовы принести в жертву любого члена клана, который каким-нибудь образом нарушил закон, и такое наказание сопровождалось тщательно разработанным ритуалом. Виновника не просто убивали, а приносили в жертву. Из него выкачивали кровь для своеобразной евхаристии (причастия), и только после этого его плоть передавали для потребления членам племени.
У некоторых племен мотивации носили несколько иной, не столь "неблагородный" характер, как зверская страсть к человеческой плоти. У них существовали глубоко укоренившиеся суеверия: при поедании головы и остальных частей тела они якобы уничтожали дух жертвы, лишали ее возможности совершить возмездие, вернуться из потустороннего мира, чтобы причинить вред тем, кто еще здесь остался. Хотя и считалось, что дух жертвы обитает в ее голове, на сей счет существовали подозрения, что он в случае необходимости может перемещаться из одной части тела в другую. Отсюда и стремление уничтожить всю жертву без остатка.
Но было и другое поверье. Члены племени анга обычно съедали своих стариков, еще не достигших старческого слабоумия и в должной мере проявлявших свои физические и умственные способности. Семья, принявшая роковое решение, обращалась к человеку, проживающему на окраине поселения, с просьбой взять на себя приведение негласного приговора в исполнение и даже предлагала ему за это плату.
После умерщвления человека тело его съедали, но голову тщательно хранили в горшке, перед которым впоследствии приносились различные жертвы, произносились молитвы, причем все это совершалось довольно часто.
У племен йоргум и тангале (река Нигер) в ходу была наиболее примитивная форма каннибализма. Неутолимая страсть к человеческому мясу вкупе с не менее сильной страстью возмездия играли важную роль. У людей этого племени была даже ритуальная молитва, в которой они выражали свою ненависть к врагам и позорную страсть к человеческой плоти, что еще больше будоражило их.
Каннибализм ни в коей мере не связан с уровнем развития того или иного племени или с его "моральными стандартами". Он был широко распространенным явлением даже среди таких племен, которые обладали самым высоким уровнем развития. (Такие племена, как гереро и масаи, никогда не занимались людоедством, так как были скотоводами. Им хватало мяса скота)
Каннибалы заявляли, что едят человеческую плоть только потому, что им нравится есть мясо, причем африканский абориген отдает предпочтение человеческому мясу из-за его большей сочности. Самым большим лакомством считались ладони рук, пальцы рук и ног, а у женщины ее грудь. Чем моложе жертва, тем мягче ее мясо. Человеческое мясо — самое вкусное, за ним следует мясо обезьяны.
Некоторые нигерийские племена отличались свирепой жестокостью. Людоеды племени бафум-бансо часто пытали пленников перед смертью. Они кипятили пальмовое масло и с помощью тыквы, используемой в качестве клизмы, выливали кипящее содержимое либо через горло несчастного ему в желудок, либо через задний проход в кишечник. По их мнению, после этого мясо пленников становилось еще нежнее, еще сочнее. Тела умерших долго лежали, покуда не пропитывались маслом насквозь, после чего их расчленяли и жадно поедали.
В самом сердце экваториальной Африки находится бассейн великой реки Конго (Луалабы). Исследованию этого района посвятили себя многие и многие путешественники, миссионеры, антропологи, этнографы. Один из них, Джеймс Деннис, поведал в своих "Путевых записках": "В центральной части Африки, от восточного до западного побережья, особенно вверх и вниз по многочисленным притокам реки Конго, до сих пор практикуется каннибализм, который сопровождается зверской жестокостью. Почти все племена в бассейне реки Конго либо каннибалы, либо до недавнего времени являлись таковыми, а среди некоторых такая отвратительная практика на подъеме.
Те племена, которые до этого времени никогда не были людоедами, в результате постоянно растущих конфликтов с окружающими их каннибалами тоже приучились есть человеческое мясо.
Интересно отметить пристрастия различных племен к различным частям человеческого тела. Одни вырезают длинные, как полоски, куски из бедра жертвы, его ног или рук; другие предпочитают кисти рук и ступни, и хотя большинство не употребляет в пищу голову, но мне не встречалось ни одного племени, которое бы побрезговало этой частью человеческого тела. Многие используют также и внутренности, считая, что в них очень много жира.
Человек, имеющий глаза, наверняка увидит ужасные человеческие останки либо на дороге, либо на поле боя, с той, правда, разницей, что на поле сражения останки ждут шакалов, а на дороге, где расположены стоянки племен с их дымящимися кострами, полно белых разбитых, потрескавшихся костей, — все то, что осталось от чудовищных пиршеств.
Во время путешествий по этой стране меня больше всего поразило громадное количество частично изуродованных тел. У некоторых трупов не хватало рук и ног, у других — полоски мяса были вырезаны из бедер, у третьих - извлечены внутренности. Никто не мог избежать подобной участи — ни молодой человек, ни женщины, ни дети. Все они без разбора становились жертвами и едой для их завоевателей или соседей".
Людоеды племени бамбала считали особым деликатесом человеческое мясо, если оно пролежало несколько дней зарытым в земле, а также человеческую кровь, смешанную с мукой маниоки. Женщинам племени запрещалось прикасаться к человеческой плоти, но они все же находили множество способов обойти такое "табу", и особой популярностью у них пользовалась мертвечина, извлеченная из могил, особенно достигшая высокой степени разложения.
В начале XX столетия миссионеры-католики, проведшие в Конго немало лет, рассказывали, как каннибалы много раз обращались к капитанам судов, курсировавших по реке от устья правого притока Мобанги (Убанги) до водопада Стенли, с тем чтобы те продали им своих матросов или тех, кто постоянно работал на океанском побережье.
— Вы же едите кур, другую домашнюю птицу, коз, а мы — людей, почему бы и нет"
Один из вождей племени либоко, когда его спросили об употреблении человеческого мяса, воскликнул:
— Ай! Будь на то моя воля, я сожрал бы всех до одного на этой земле!
В бассейне реки Мобанги каннибалы организовывают неожиданные набеги на поселения, разбросанные по обоим берегам реки, захватывают жителей и обращают их в рабство. Пленников кормят на убой, как скотину, а затем на нескольких каноэ переправляют вверх по реке. Там каннибалы обменивали живой товар на слоновую кость.
Новые владельцы, перекупщики, содержали своих рабов так, чтобы они имели достойный, "товарный вид", после чего убивали их, расчленяли трупы и продавали мясо на вес. Если рынок был перенасыщен, то часть мяса они оставляли у себя, коптили над огнем или закапывали на глубину штыка лопаты возле небольшого костра. После такой обработки мясо можно было хранить в течение нескольких недель и сбывать без всякой спешки. Каннибал покупал отдельно ногу или другую часть, разрубал на куски и кормил ими своих жен, детей и рабов".
Это картина повседневной жизни тысяч и тысяч людей черной Африки начала XX столетия. Миссионеры, распространявшие среди аборигенов Африки новую веру, утверждали, что новообращенные каннибалы начинали вести праведную, тихую христианскую жизнь.
Но таких было мало. Один словоохотливый дикарь на вопрос, почему он ест человеческое мясо, с возмущением отвечал:
— Вы, белые люди, считаете свинину самым вкусным мясом, но ее можно вполне сравнить с человеческой плотью. Человеческое мясо вкуснее, и почему нельзя есть то, что особенно нравится? Ну чего вы к нам привязались? Мы тоже покупаем наше живое мясо и убиваем его. Какое вам до этого дело?
В разговоре с миссионером местный житель признался, что он недавно убил и съел одну из своих семи жен: "Она, негодница, нарушила закон семьи и племени!" И он славно попировал с остальными женами, насыщаясь в назидание ее мясом.
В восточной Африке каннибализм существовал до недавнего времени, как заявляют власти стран этого региона, но он сопровождался куда меньшей жестокостью и зверствами по сравнению с людоедством в экваториальной Африке, особенно в ее западной части.
Каннибальским обычаям на востоке Африки свойственна какая-то "домашняя" экономия. Плоть стариков, больных, ни на что не способных соплеменников высушивалась и хранилась с почти религиозным благоговением в кладовке семьи. Ее предлагали в знак особого внимания, как лакомство, гостям. Отказ откушать воспринимался как смертельное оскорбление, а согласие принять предложение означало намерение впредь укреплять дружбу.
Без сомнения, многим путешественникам по восточной Африке в силу вышеуказанных причин пришлось отведать этой пищи. И здесь не стоит лицемерить. Иначе как можно объяснить тот факт, что экспедиции, состоявшие из нескольких белых, могли свободно преодолевать огромные расстояния по восточной и экваториальной Африке, населенной дикими, кровожадными племенами, евшими в порядке вещей себе подобных?
Как все это объяснить? Во время своих путешествий им активно помогало аборигенное население. На чем зиждилась их дружба? На строгом выполнении местных традиций и обычаев. Тот, кому посчастливилось побывать в африканской глубинке, знает это не понаслышке.
В своих книгах-мемуарах великие путешественники по восточной, западной и экваториальной Африке ни словом не обмолвились о том, что в силу определенных обстоятельств им пришлось нарушить заповеди христианства. Мораль и этика не позволили им это написать.
Подобного нельзя сказать лишь о легендарном исследователе Африки Генри Мортоне Стенли. Он с оружием в руках пробивался через джунгли Африки не в одиночку, а в составе вооруженных огнестрельным оружием отрядов, насчитывавших от 150 до 300 и более человек.
Стенли нес с собой мораль "настоящего" белого человека. В историю исследования африканского континента он вошел как жестокий, непреклонный, не останавливающийся ни перед чем в достижении своих целей белый колонизатор.
Человек по своей природе плотояден. Многие сотни и сотни тысяч лет он придерживался традиции своих предков — поеданию себе подобных. Об этом говорят кости и черепа, обнаруженные в Швейцарии и других странах. И позже, на закате бронзового века, обрабатывая металлы, человек поедал человеческую плоть. Тому свидетельства — суждения и точка зрения Диогена. Полемизируя о пользе трудов как самых страшных и непобедимых противников ленивых людей, он предлагал подвергнуть последних "очистительным обрядам, а лучше — убить, разрубить на мясо и употребить в пишу, как делают с крупными рыбами".
Согласно информации, собранной в XIX и XX веках, можно предположить, что практика употребления в пищу человеческого мяса существовала на всех континентах, за исключением Европы .
Еще в XVII веке великий французский философ и моралист Мишель Монтень предлагал оставить каннибалов в покое, ибо обычаи европейцев, хотя во многом и отличались, были, по существу, еще более жестокими и человеконенавистническими, чем у людоедов.

История Центральноафриканской Республики не менее печальная, чем её настоящее, - это та самая страна, где правил настоящий людоед - Жан Бокасса, объявивший себя в этой бывшей колонии Франции ни много ни мало императором всей Африки. Любимой шуткой диктатора было пригласить на торжественный обед какого-нибудь посла европейской страны, а затем - как бы между делом - небрежно поинтересоваться:

Ну и как вам рёбрышки бывшего министра торговли? Кажется, что покойный и при жизни был немного жестковат?

А потом наблюдать, как цивилизованный европеец медленно сходит с ума, пытаясь подавить приступы рвоты - все знали, что Бокасса не шутил и его холодильник действительно был забит свежей человечиной...

Но Бокасса появился в этой стране вовсе не сам по себе.

Африканский Наполеон

Когда в эту часть Африки пришли французские колонизаторы, их встретили как настоящих спасителей - в течение многих лет местные племена гбайя отбивались от мусульманских работорговцев из Судана, открывших бесперебойный канал поставки тогдашнего "чёрного золота" на рынки Османской империи.

Французы, основавшие здесь колонию с красивым названием Убанги-Шари, разогнали суданских рейдеров, но затем и сами стали регулярно жечь деревни местных племён, никак не желавших оставлять скотоводство и становиться шахтёрами в местных рудниках - как выяснилось, главной ценностью Африки были вовсе не люди, а полезные ископаемые.

Восстания в Убанги-Шари вспыхивали с пугающей регулярностью, и когда в Париже подсчитали баланс, то решили, что все прибыли от прямого владения африканскими колониями никак не окупают тех колоссальных затрат на превращение выжженной солнцем саванны с дикарями в обычную французскую провинцию. В итоге Париж в августе 1960 года без особых сомнений и сожалений избавился от колонии Убанги-Шари, переведя "независимую Центральноафриканскую Республику" (ЦАР) на режим "доверительного управления" - проще говоря, у власти остаётся тот местный вождь, кто больше всех платит французам.

Именно таким и был бравый французский старший сержант Жан-Бедель Бокасса, который благодаря своему двоюродному брату Давиду Дако, первому президенту ЦАР, стал в независимой республике полковником и начштаба армии.

Правление Дако продолжалось шесть лет, после чего Бокасса, свергнув братца, сам объявил себя не просто президентом, а новым императором.

Лучшие европейские фирмы мастерили корону, украшенную двумя тысячами бриллиантов, - на её создание ушла четверть годового экспортного дохода страны. Также был изготовлен золотой трон в форме сидящего орла весом в две тонны.

Было закуплено более 100 лимузинов для иностранных гостей и 130 белых арабских скакунов для личной гвардии Бокассы. Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона I, которого новоявленный император считал образцом для подражания.

Правил Бокасса 13 лет, ввергнув страну в такую тотальную разруху и нищету, по сравнению с которыми времена колониального гнёта казались "золотым веком". Словно издеваясь над подданными, в 1970 году Бокасса принял ислам и даже короновал себя как "халиф Салах-эд-дин Ахмед" - хотя в те времена количество мусульман в стране не превышало и 10 процентов.

Впрочем, показная религиозность ничуть не мешала Бокассе устраивать банкеты со стейками из человечины - всё строго по языческим обычаям африканцев.

халифа-императора" Париж махнул рукой: дескать, у всех халифов свои причуды).

Кстати, привечали Бокассу не только в Париже, но и в СССР, где он с успехом исполнял роль "борца против колониализма". Бывший главный кремлёвский врач Евгений Чазов вспоминал, что, когда Бокасса в 1970 году проходил лечение в Москве, он полюбил русскую еду и попросил откомандировать с ним советского повара. Как-то повар обнаружил на президентской кухне в холодильнике человеческое мясо и в ужасе бежал в посольство.

халиф" решил отдать месторождения урана не французам, а ливийскому диктатору Каддафи, в Париже тут же объявили о начале процесса "демократических преобразований". В столицу ЦАР - город Банги - на ударных вертолётах прибыла группа опытных "демократизаторов" из Иностранного легиона, которые за один день свергли новоявленного "халифа" и вернули в президентское кресло Давида Дако, которого его братец-людоед почему-то так и не решился пустить на колбасу.

Наследники Бокассы

После этого в ЦАР установились относительная стабильность и спокойствие - французские компании выкачивали из страны нефть, уран и алмазы, а африканские вожди и царьки малой кровью свергали друг друга, претендуя на золотой трон в Банги. Но уже на рубеже тысячелетий в стране вспыхнула небольшая гражданская война.

Всё началось с того, что в 1993 году к власти после серии переворотов пришёл некто Анж-Феликс Патассе - бывший премьер-министр в правительстве Бокассы, который объявил о начале демократизации страны.

Патассе при полном благословении Франции правил страной более семи лет, пока в 2001 году против президента не поднял мятеж сам начальник Генштаба вооружённых сил Центральноафриканской Республики генерал Франсуа Янгувонда Бозизе.

Момент был выбран как нельзя кстати: как раз в это время французский президент Жак Ширак, стремительно терявший популярность у французов, был занят подготовкой к новым выборам, а также старался не допустить втягивания Франции в войну США в Афганистане. Словом, Париж при президенте Патассе совершенно расслабился и перестал обращать внимание на дела в бывших колониях.

Однако Патассе недаром слыл политическим тяжеловесом - вопреки национальной традиции, он не захотел свергаться. Более того, верные ему войска подавили мятеж генерала Бозизе. В столице более пяти дней шли ожесточённые бои с применением танков и авиации, превратившие центр Банги в натуральные руины. В итоге генерал Бозизе со своими сторонниками были вынуждены бежать на север страны - в сторону Чада.

империю", или "халифат" Бокассы. И начал он с указа о реабилитации людоеда, которого суд в 1980 году заочно приговорил к смертной казни по обвинению в 13 преступлениях (от изнасилований и воровства до убийств и каннибализма). Надо сказать, что после своего свержения Бокасса спокойно жил во Франции в собственном замке под Парижем. Но в 1986 году - после смерти братца Дако - Бокасса совершил, пожалуй, самый эксцентричный поступок в своей жизни: он добровольно вернулся в Банги, очевидно, рассчитывая, что народ вновь возведёт его на трон.

Но к власти уже пришёл генерал Андре Колингба - кстати, бывший помощник Бокассы, сыгравший в свержении босса самую решающую роль. Возможно, что именно Колингба и заманил Бокассу в страну, понимая, что только смерть "императора" станет гарантией его личного спокойствия. Так или иначе, но в аэропорту Бокасса был немедленно схвачен и отправлен в тюрьму. Суд снова приговорил свергнутого диктатора к смертной казни, которая была заменена на пожизненное заключение. Но в 1993 году людоед был амнистирован - по указу президента Потассе (бывшего министра водных ресурсов при Бокассе, в этой стране этот пост является стратегическим, как в России пост главы РАО "Газпром"). Три года спустя он скончался от инфаркта в своём поместье.

Но генерал Бозизе настоял не просто на амнистии, но на возвращении покойному людоеду всех его регалий и почестей. И о возвращении родственникам Бокассы всех конфискованных миллиардов.

Я хочу говорить о Бокассе, - восклицал генерал. - Великий гуманист и сын нации построил нашу страну, а мы разрушили всё, что он нам оставил!

Указ Бозизе возмутил северные племена, где ещё помнили о своих вождях, съеденных "императором". В стране вспыхнул новый мятеж, после которого Бозизе сам был вынужден бежать из страны, которая оказалась поделена между десятками террористических группировок.

"Селека"

Слово Seleka на местном жаргоне санго означает "коалиция". И первоначально эта группировка действительно была союзом трёх "национально-освободительных" политических партий (CPSK- CPJP-UFDR), работавших с мусульманским электоратом на севере страны. Создал же "Селеку" полковник Хасан Аль-Хабиб, служивший ещё при Бокассе.

В то же время он был яростным противником генерала Бозизе. И, когда в столице вспыхнул мятеж, полковник Аль-Хабиб, опубликовавший в Сети "Патриотическую конвенцию о спасении страны", призвал всех мусульман к оружию.

В прессе о новой "коалиции" мусульманских партий заговорили после того, как отряды полковника Аль-Хабиба взяли штурмом христианские города Сибут, Дамара и Декоа в самом центре страны. Причём город Дамара расположен всего в часе езды от Банги.

Наступление мусульман здорово испугало и самого президента Бозизе, и его противников. Буквально через несколько дней против отрядов "Селеки" было выслано звено боевых вертолётов, которые размолотили ракетами наступавшее ополчение, вооружённое в основном допотопными французскими винтовками.

Русский след" в Африке

Новым главой "Селеки" стал некий Мишель Ам-Нондокро Джотодия, которого в самой Африке все именуют "русским". И неслучайно - ещё в 70-е годы Мишель Джотодия отправился учиться в Советский Союз.

Первоначально он поступил в Учётно-кредитный техникум Госбанка СССР в Орле - ныне это Орловский банковский колледж Центрального Банка России. Затем он отправился в Москву, поступив на экономический факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

И, надо сказать, Мишелю Джотодия настолько понравилось жить в СССР, что он решил остаться в Москве навсегда. Мишель женился на русской девушке, обзавёлся дочерью.

Но всё изменил распад СССР. В 1993 году Джотодия решил вернуться на родину, где также шли реформы президента Потассе.

В Банги Джотодия был принят с распростёртыми объятиями. Около десяти лет он работал на различных государственных постах, возглавляя налоговую инспекцию и посольство в Судане. В 2006 году он вернулся в Банги и вместе с полковником Джума Наркойо основал свою партию - "Союз демократических сил за единство" (UFDR), которая и вошла в "Селеку".

После гибели полковника Аль-Хабиба Джотодия и возглавил группировку, отдав приказ о возобновлении атак на правительственные силы.

В марте 2013 года около тысячи бойцов "Селеки" вновь подошли к столице Банги. Мешали им не столько правительственные войска, сколько миротворцы Африканского союза - несколько сотен солдат армии ЮАР, которых поддерживал единственный оставшийся в строю боевой вертолёт. После непродолжительного боя бойцы "Селеки" умудрились сбить и последний вертолёт, после чего южноафриканцы, потеряв 13 человек убитыми, решили оставить столицу ЦАР.

принуждения к миру" и даже отдал приказ направить в аэропорт Банги более 500 французских десантников. Но, после того, как Джотодия объявил о страстной любви ко всему французскому, о планах отказаться от контрактов с китайскими бизнесменами в пользу французских, в Париже сменили тон и заявили, что французские десантники будут находиться в аэропорту исключительно для "защиты граждан Франции и Евросоюза".

И уже через неделю Джотодия стал новым президентом страны.

Падение Банги

"Селеке" потребовалась всего лишь пара дней, чтобы взять под контроль столицу, где исламисты отметилась феерическим - даже по африканским меркам - погромом города. Грабили буквально всё - от магазинов до церквей, школ и больниц, откуда растащили даже матрасы. Разгрому подверглась и местная электростанция, в результате чего многие городские кварталы лишились света и водоснабжения. Не работала канализация.

"Селека" хозяйничала в Банги девять месяцев, за это время её жертвами стали тысячи человек.

Мой муж ушёл на работу и не вернулся - просто исчез,- рассказывала одна из местных жительниц Одиль, официантка из отеля "Убанги". - Отца, школьного учителя, убили - пришли домой и просто расстреляли, узнав, что он христианин. А маму изнасиловали - она до сих пор не может оправиться от шока. Я с пятилетней дочкой целый месяц провела в католическом соборе, где прятались беженцы. Вы не можете себе представить, какой это ужас - спать на полу, когда по тебе ползают насекомые.

Боевики не покусились только на собственность международных организаций, потому как Джотодия предупредил полевых командиров, что это чревато разборками с французскими солдатами.

Впрочем, международная поддержка не помогла Джтодии сохранить власть в стране.

Когда в разорённой столице стало совсем нечего грабить, боевики "Селеки" рассеялись по стране, разоряя и сжигая деревни, а также отжимая для себя лично - уже не для президента - алмазные копанки.

В итоге президент Олланд под давлением бизнес-структур буквально заставил Джотодия уйти в отставку.

Главарь "Селеки" уехал в соседний Бенин, где он поселился со своей новой женой Шантиль Тохуэгона. Впрочем, в просторном особняке живут и старые жены Джотодия, и его русская дочь - по собственному признанию лидера Селеки", сегодня с ним постоянно живут 24 близких родственника - в основном его жёны, дети и внуки.

"Антибалака" против джихада

После отставки Джотодия военная мощь "Селеки" стала рушиться буквально на глазах.

К тому же в стране возникло новое движение "Антибалака". То есть "Антимачете" - именно с помощью этого оружия боевики "Селеки" массово резали местных жителей христиан, основное население столицы. Собственно, ещё до воцарения президента Джотодия в пригородах столицы начали стихийно формироваться отряды самообороны, которые стали совершать "рейды возмездия" в населённые мусульманами кварталы, вымещая ненависть к боевикам на абсолютно невиновных людях.

После же ухода Джотодия межобщинные столкновения переросли в полноценную религиозную войну христиан против мусульман. Из некоторых кварталов Банги было изгнано практически всё население, тысячи человек погибли. Резня происходила по всей стране - правда, счёт убитым в отдалённых городах и префектурах никто не вёл. Поэтому все данные относительно числа жертв приблизительные - гуманитарные организации говорят о "десятках тысяч".

Мировые СМИ запестрели заголовками: в одних "Селеку" представляли не просто бандами грабителей, но "джихадистами, режущими головы христианами по приказу ИГИЛ*"; в других "Антибалака" превращалась в "исламофобских крестоносцев, устраивающих геноцид мусульман".

В итоге в 2013 году президент Олланд всё-таки был вынужден вмешаться в гуманитарную катастрофу - да и обещанного лидерами "Селеки" доступа к месторождениям урана он так и не получил. И вскоре в аэропорт Банги прибыли первые подразделения 25-го авиационного инженерного полка, а вместе с ним французские морпехи - Troupes de marine.

Началась операция "Сангарис". Увы, всё получилось совсем не так образцово-показательно, как в Тимбукту, столице Мали, где в том же году французские парашютисты в ходе операции "Сервал" сместили туарегов-исламистов, решивших организовать свой филиал ИГИЛ под названием "Азавад". Если высадка в Тимбукту стала гордостью французских генералов, то операция "Сангари" в ЦАР не задалась с самого начала.

Главным сюрпризом для тысяч прекрасно обученных и оснащённых по последнему слову техники французов стало то, что боевики "Селеки" и "Антибалаки" ничуть не испугались европейцев, а стали отстреливать и всех встречных иностранцев. Поскольку миротворцы в ответ стали стрелять по всем людям, кто был облачён в камуфляж, боевики "Селеки" и "Антибалаки" моментально перешли на сугубо гражданскую одежду, что лишь усилило общий бардак и погромы.

Конфликт не только не утих, а, напротив, разгорелся с новой силой. В итоге французы, осознав, что численность оккупационного контингента явно недостаточна, чтобы навести порядок в такой огромной стране, которая по площади превосходит Германию и Великобританию, решили сосредоточить свои усилия только на столице.

Резня затихла только к 2016 году, когда "Антибалака" вырезала или заставила бежать из "своих районов" страны значительную часть обитавших в ней мусульман.

Сегодня ЦАР находится в состоянии полного распада.

Формально страной руководит президент Фостен-Арканж Туадера - доктор наук по математике и бывший ректор Университета Банги. Наверное, это лучший президент за всю историю страны, но только вот власть президента признаётся только в городе Банги, да и то далеко не во всех районах.

Мишель Джотодия, укрывшись в Бенине, стал главой Народного фронта возрождения Центральноафриканской Республики, боевики которого создали на территории страны отдельное не признанное никем мусульманское государство. Впрочем, несколько верных людей Джотодия - например, Махамат Усмане и Хасан Буба - вошли в состав правительства президента Туадера в качестве гарантов того, что исламисты вновь не пойдут на столицу войной.

"Селека" распалась на мелкие группы, каждая из которых контролирует мусульманские районы на севере.

Своё псевдогосударство появилась и у группировки "Антибалака", которую сейчас возглавляет Леви Якете - бывший пресс-секретарь свергнутого президента Франсуа Бозизе.

В 2013 году Якете стал и министром обороны страны - как считали французы, перераспределение полномочий в пользу боевиков-христиан поможет остановить войну. Но в прошлом году, после того как лидер "Антибалаки" попал в чёрный список ООН как международный преступник, президент Туадера уволил Леви Якете с поста министра обороны. В ответ "Антибалака" отказалась подчиняться центральному руководству страны, которое заняло явно промусульманскую позицию.

Впрочем, на тлеющей войне эти политические интриги не отразились никак.

И такое положение устраивает, похоже, всех главных игроков, стоящих за конфликтом между "Селекой" и "Антибалакой". Но самое главное - распад государства вполне устраивает французские и китайские корпорации, которые за последнее десятилетия взяли под свой полный контроль месторождения урана и других полезных ископаемых.

Ведь это же не бизнес, а настоящая мечта: надо только отстёгивать долю от прибыли местному полевому командиру - и больше не нужно платить налогов в бюджет страны, не нужно заботиться о соблюдении экологических норм и законов, не требуется и договариваться с профсоюзами, ведь, если потребуется, местные полевые командиры обратят в рабство всё население соседних деревень и загонят их работать в шахты.

* Деятельность террористической организации запрещена в России по решению Верховного суда.