Open
Close

Конспект занятия «Волнушки. Звуковая культура речи: звук ш»

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия.

Ребят мы целый месяц говорили о нашей стране. Скажите мне пожалуйста в какой стране мы с вами живем? (дети в России) правильно ребята в России значит мы (Россияне). Какая наша Россия (большая, красивая, величественная, любимая, богатая). Ребят давайте мы с вами повторим мы живем в России, наша страна Россия.

Дети находятся в игровой зоне.

Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Ребят отгадайте загадки.

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).

Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)

3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

Физ-минутка.

4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

6. Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Итог занятия.

Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.

Цель. Показать детям артикуляцию звука ш , учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш .

Ход занятия

«Послушайте, – говорит педагог, – о чем я сегодня вам расскажу.

Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: „Хвостик греется на солнышке“, а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: „Собака!“, а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш , подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш» .

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

«А теперь давайте играть, – предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

«Слов, которые начинаются со звука ш, очень много, – продолжает разговор педагог. – Шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим, услышите ли вы звук ш , когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш , хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы . (Произнося слово, педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово.)

Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком ш ».

Воспитатель читает стихотворение «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина):


Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.

«И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?» – спрашивает педагог.

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком ш .

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ш »).

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокращении):


Гуси-лебеди, спешите,
Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,
Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Занятие по речевому развитию

«Звуковая культура речи:

знакомство со звуками [ж] и [ш]»

(использование корректурных таблиц)

Воспитатель ДУУ «Антошка» г. Ровеньки, Луганская обл.

Коростылева Н. А.

Цель : Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

Задачи :

Образовательные : совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш ;

развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука , в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах ;

расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

Коррекционно- развивающие : способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

развивать артикуляционную моторику;

развивать тонкую моторику и кинетические навыки;

способствовать развитию координации речи с движением ;

способствовать развитию зрительной памяти ;

Воспитательные : продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Материал : картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш ; кружки синие и зеленые; два домика на доске; корректурные таблицы; запись песни-игры Николая Шуть «Мы идем»

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея) .

А теперь отгадайте другую загадку :

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук .

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке . Давайте попробуем. Движения у нас будут такие : поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук) .

Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)Я буду называть звуки , а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш , ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

2. - Сегодня на занятие я подобрала веселые чисто говорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа - тут ежата у е жа ;

ша – ша – ша – моет мама малы ша;

жу – жу – жу – я вам сказку расска жу ;

ши-ши-ши - любят песни малы ши;

аж – аж – аж – летом все идут на пля ж;

аш – аш – аш – есть у Кати каранда ш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

3. Физ. минутка .

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, ( Развести руки , имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала ( развести руки , поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

4. Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным» .

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж , поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш , поднимите зеленый кружок.

Слова : машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

5 . - Пальчиковая гимнастика "Дом".

Я хочу построить дом (руки над головой "домиком")

Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами, пальцы рук сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)

Пёс ворота охранял (собака лает)

Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, (стряхивающие движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

6. Работа с корректурными таблицами

Сейчас, я вам предлагаю поработать с корректурной таблицей. Слушаем внимательно вопрос, а ответ ищем на картинках. Давайте определим место звука в словах:

(индивидуальная работа с детьми)

    Ж в начале слова;

    Ж в середине слова;

    Ж в конце слова;

    Ш в начале слова;

    Ш в середине слова;

    Ш в конце слова.

    Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ш?

    Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ж?

Дифференциация звуков «Ш» - «Ж».

7. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик» .

У вас на столах лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж . На доске домики, в левом домике живет звук Ш , а в правом – звук Ж . Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш , то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж , то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

8 . А сейчас послушайте сказку и найди слова со звуком Ж .

Сказка «Ёжик»

Телёнок увидел ежа и говорит ему:

- Я тебя съем!

Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:

- Попробуй! ...

Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.

    Ой! Ой! Ой! - заревел маленький телёнок и побежал

жаловаться маме-корове:

    Ёж меня за язык сильно укусил!

Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву...

Ребята, я предлагаю вам немного размяться.

9 . песня-игра Николая Шуть «Мы идем»

ИТОГ:- С какими звуками мы сейчас работали?

Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

Чем они похожи, чем отличаются?

Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура речи: дифференциация звуков С -Ш.

Цель. Познакомить со звуками С-Ш.

Образовательные задачи: закрепить правильное произношение звуков С-Ш; дифференцировать их на слух; отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками; упражнять детей в подборе слов со звукам С и Ш; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков С и Ш, на определение позиции звука в слове.

Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, дыхание.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал: картинки (пес, лошадь, ландыш). Карточка с тремя окошками, фишка. Плакат с изображением разных картинок, в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Фишки синего и красного цвета.

Раздаточный материал: карточки с тремя окошками, фишка. Карточки с изображение картинок в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Карандаши красного и синего цвета.

1.Организационный момент.

С Добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень!

Улыбнемся мы друг-другу, улыбнемся мы гостям!

На занятье не зевать на все вопросы отвечать!

2. Основная часть.

Ребята, сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учится различать звуки, а какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступила осень. Саша с Настей поехали на велосипеде в лес за грибами. В лесу дети увидели змею. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш-Ш. Саша испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая змея сердитая!» Дети решили не трогать змею и отправились к ручью. Тут у Насти произошла неприятность с велосипедом- колесо спустило. Он взял насос и стал качать: С-С-С-С. Это засвистел веселый насос. Саша помог сестре накачать шину, и они вместе поехали дальше собирать грибы.

Итак, ребята, какой вы слышали звук, когда змея грозно шипела на Сашу с Настей? (Ш-Ш-Ш).

А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С).

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Ребята давайте поиграем, если вы услышите звук «С», то нужно показать, как будто вы качаете насос, а если услышите звук «Ш», сделайте зигзагообразное движение кистью руки, от себя, как будто уползает змея. (Произношу звуки Си Ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук).

А теперь ребята задание посложней, я буду называть слова со звуками Си Ш, а вы услышав заданный звук, выполняйте движения: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель.