Open
Close

Крупнейшие разливы нефти в истории человечества. «Эксон Вальдез» - катастрофа в проливе принца Уильяма

Москва, 29 января - «Вести. Экономика». Шедший под флагом Панамы танкер SANCHI перевозил 136 тыс. тонн газового конденсата. 6 января в 290 км к востоку от устья реки Янцзы в Восточно-Китайском море он столкнулся с гонконгским сухогрузом. Танкер загорелся, 32 члена его команды - граждане Ирана и Бангладеш - погибли. Китайские экологи продолжают вести очистительные работы в акватории, где затонул танкер. Судно находится на глубине 115 метров, и из его пробоины в борту продолжают вытекать нефтепродукты. Ранее власти КНР проинформировали, что поднять SANCHI со дна океана пока не представляется возможным, поскольку танкер может взорваться. Центральное правительство КНР, администрация Гонконга, власти Ирана и Панамы приступают к совместному расследованию причин аварии иранского нефтеналивного танкера SANCHI. Выяснением деталей инцидента, в результате которого погибли люди, займется специальная комиссия. Все процедуры расследования будут осуществляться на основе специального четырехстороннего соглашения, подписанного 25 января. Экологи бьют тревогу, так как вытекающие из судна нефтепродукты губительно сказываются на экологическом состоянии Восточно-Китайского моря. Кроме того, последствия этого инцидента могут затронуть не только территории Восточно-Китайского моря. Дело в том, что в том месте протекают течения, которые разносят нефтепродукты на довольно дальние расстояния. Так, по прогнозам экологов, через 25 дней часть нефтепродуктов достигнет островов, принадлежащих Японии. Часть нефтепродуктов также движется по направлению к Корейскому полуострову. Таким образом, последствия этого разлива могут быть гораздо более ужасающими, чем изначально предполагалось. Ниже представляем самые страшные случаи разлива нефти в истории. 1. Разлив во время войны в Персидском заливе

Дата: 19 января 1991 годаМесто: Персидский залив, КувейтОбъем разлитой нефти: 8 млн баррелейВойна в Персидском заливе- война (2 августа 1990 - 28 февраля 1991) между многонациональными силами (МНС) (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Война имела тяжёлые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Это нанесло серьёзный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 000 птиц. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции (более 90 погибло). В Кувейте, Турции, ОАЭ шли чёрные дожди. На «высыхание» 320 озёр ушло всё последующее десятилетие. По оценке ВВС, в результате войны произошла одна из самых тяжёлых экологических катастроф в истории 2. Нефтяной фонтан в Калифорнии

Дата: 1910 годМесто: штат Калифорния, СШАОбъем разлитой нефти: почти 11 млн баррелейОдин из первых крупных разливов нефти в истории произошел 14 мая 1910 года в Калифорнии. В результате на поверхности земли оказалось около 1300000 тонн нефти. Сначала скважину пытались закрыть коробкой из бревен, потом пришлось ее взорвать. Место разлива огородили стеной из мешков с песком, постоянно ее достраивая. Через 18 месяцев нефтяной фонтан перестал бить. Следы аварии видны до сих пор, на этом месте установлен памятник. 3. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата: 20 апреля 2010 годаМесто: Мексиканский заливОбъем разлитой нефти: 5 млн баррелейВзрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - авария (взрыв и пожар), произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели ещё 2 человек при ликвидации последствий катастрофы. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5% площади Мексиканского залива. 4. Разлив нефти с платформы Ixtoc I Дата: 3 июня 1979 годаМесто: Залив Кампече, МексикаОбъем разлитой нефти: 4 млн барреллейIxtoc I - бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135. Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 метров. Авария на скважине 3 июня 1979 года привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории. Компания Pemex (Petr∎leos Mexicanos), принадлежащая правительству Мексики, производила бурение нефтяной скважины на глубине более 3 км, когда в буровой установке Sedco 135 остановилась циркуляция (давление в стержне) бурового раствора. В современных системах роторного бурения, буровой раствор прогоняется вниз бурильной скважины и обратно. Целью этого является поддержание давления в буровом валу и контроль возврата раствора, вытесняющего газ из пласта. Из-за произошедшего из месторождения под напором прорвалась нефть, что привело к её возгоранию на поверхности моря, и платформа Sedco 135 загорелась и рухнула в море. На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 000 баррелей (5000 м∎) нефти в сутки. В июле 1979 года, с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3000 м∎, а в августе - до 2000 м∎ в сутки. Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов (Корексит). Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной. 5. Разлив в результате столкновения судов Atlantic Empress и Aegean Captain

Дата: 19 июля 1979 годаМесто: у берегов Тринидад и ТобагоОбъем разлитой нефти: 287 тыс. тоннВ 1979 году около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера - Atlantic Empress и Aegean Captain. Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час. Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства - целых 287 тысяч тонн. Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах. 6. Разлив на реке Колва

Дата: 8 сентября 1994 годаМесто: река Колва, РоссияОбъем разлитой нефти: 220 тыс. тоннВ 1994 году России произошла катастрофа, связанная с транспортом нефти и нефтепродуктов. Так самая крупная авария, вызвавшая разлив свыше 100.000 (по некоторым данным 220.000) тонн нефти произошла в 1994 году на нефтепроводе Харьяга - Усинск. Вплоть до возникновения экологической катастрофы в 1994 г. на нефтепроводе не проводились в полном объеме ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозийной защиты. 7. Разлив на месторождении Новруз

Дата: 10 февраля-18 сентября 1983 годаМесто: Персидский залив, ИранОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тоннНефтяное месторождение Навруз находится в Иране, Персидский залив, оно стало известным благодаря нескольким разливам нефти, которые произошли в 1983 году. Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось. Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу. В общей сложности, объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов или 260 тыс. тонн нефти. 8. Крушение танкера Castillo de Bellver

Дата: 6 августа 1983 годаМесто: Залив Салданья, ЮАРОбъем разлитой нефти: 250 тыс. тоннТанкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР). В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало. 9. Крушение танкера Amoco Cadiz

Дата: 16-17 марта 1978 годаМесто: у побережья ФранцииОбъем разлитой нефти: 223 тыс. тоннВ 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. 10. Крушение танкера ABT Summer

Дата: 28 мая 1991 годаМесто: у побережья АнголыОбъем разлитой нефти: 260 тыс. тонн28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Amoco Cadiz — бывший супертанкер, ходивший под либерийским флагом, принадлежавший американской компании “Амоко “. 16 марта 1978 года, он сел на мель в 5 км от побережья Бретани (Франция ). В итоге раскололся на 3 части и затонул. Результат: один из крупнейших нефтяных разливов в истории.

Источник: wikipedia.org

Катастрофа произошла очень близко от берега + сильные мартовские ветры, дующие с запада → от “черного прилива “ пострадало все побережье Бретани — почти 400 км . Итог:

  • за все время было собрано порядка 100 тысяч тонн воды, смешанной с нефтью (правда, количество нефти, выделенной из этой смеси, едва ли превысило 20 тысяч тонн);
  • погибли устричные плантации, огромное количество рыбы и птицы;
  • спасательные работы обошлись в 460 миллионов франков .


Источник: wikipedia.org

В “честь “ 40-летия катастрофы вспоминаем еще 5 страшных крушений танкеров с масштабными разливами нефти. Искренне надеемся, такого с человечеством не случится больше никогда.

Exxon Valdez

Нефтяной танкер длиной 301 метр, шириной 50 метров и осадкой 26 метров. Может перевозить 235 тысяч кубометров (1,48 млн баррелей ) нефти на скорости 30 км / час (16,25 узлов ). Стал известен после аварии в проливе принца Уильяма . Авария привела к утечке неимоверного количества сырой нефти, загрязнившей воды и побережье Аляски.

  • По различным оценкам из танкера вытекло: от 40,9 тысяч до 120 тысяч кубометров (или от 257 тыс. до 750 тыс. баррелей) нефти.

Дело было 24 марта 1989 года. Exxon Valdez направлялся в Лонг-бич (Калифорния ) и налетел на Блайт-риф . О разлившейся нефти ты прочел чуть выше. Еще были судебные разбирательства, в результате которых компанию Exxon Mobil (хозяева танкера ) заставили заплатить штрафы в размере до миллиарда долларов.

Но самое печальное: по состоянию на 2010 год приблизительно 98 кубометров сырой нефти, вылившейся из Exxon Valdez , все еще загрязняют песок и почву Аляски.

MT Haven

Супертанкер, 11 апреля в 1991 году взорвавшийся и позже затонувший у берегов Генуи (Италия ). Судно было загружено 144,000 тоннами (1 млн баррелей ) сырой нефти (согласно другим источникам — на борту было 230 000 тонн нефти ).

Во время катастрофы погибло 6 человек экипажа, а в Средиземное море было выброшено до 50 000 тонн сырой нефти.

Ролик о том, как боролись за жизнь и пытались спасти MT Haven. Смотри:

Prestige

Однокорпусный нефтяной танкер, ходивший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы.

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров , после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки .

Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии , однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии . Останки корабля легли на грунт на глубине около 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти .

Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы.

Над ликвидацией последствий аварии работали 300 000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в €4 млрд .

Atlantic Empress и Aegean Captain

Арктический пуризм

Норвежский Шпицберген - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане. Климат архипелага, на территории которого уместились бы лишь Бельгия и Швейцария, арктический: прохладное лето, не знающее ночи, и непроглядная, морозная зима. Куда ни глянь - высокие плоскогорья, скудная растительность, бескрайный горизонт и безоблачное, голубое небо.

Международный центр исследования Арктики

На протяжении уже многих лет регион является международным центром арктических исследований. Шпицберген - настоящая лаборатория для океанологов, метеорологов, геологов, геофизиков и исследователей-полярников.

Кладовая глобальной катастрофы

Изменение климата

Внушительная часть территории архипелага покрыта ледниками - их на Шпицбергене около 350. Но глобальное изменение климата дает о себе знать уже и здесь: глетчеры постепенно сдают свои позиции. Ученые считают, что их исчезновение со всей территории Арктики в летний период возможно уже в этом столетии. Уже сейчас количество чуждых для этого региона видов рыб и птиц увеличивается.

Кладовая глобальной катастрофы

Русский Шпицберген

Русские поморы-рыболовы и охотники наведывались на острова Шпицбергена с незапамятных времен. Но только в начале XX века к рыболовному промыслу прибавилась добыча угля, и наряду с норвежскими поселениями здесь в 1932 году появился советский Баренцбург. Сегодня здесь проживают около 500 россиян.

Кладовая глобальной катастрофы

От угледобычи - к туризму

Сейчас добыча угля на архипелаге для России - дело скорее убыточное: запасы угля изрядно истощились, а добываемое сырье почти полностью уходит на обогрев Баренцбурга. Архипелаг взял курс на развитие научной-экспедиционной базы и полярного туризма: летом в портах Шпицбергена регулярно пришвартовываются торговые и туристические суда. На снимке - один из российских кораблей.

Кладовая глобальной катастрофы

Ленин в Заполярье

Суровый климат архипелага имеет и свои преимущества: воздух и почва отличаются чистотой и минимальным содержанием микробов и пыли. Это обеспечивает "нетленность" как органики, так и объектов, созданных человеком: так, покинутые бывшими горняками дома остаются "в свежем виде" еще десятки лет спустя. На снимке - законсервированная советская эпоха Баренцбурга.

Кладовая глобальной катастрофы

Отдаленный форпост

Лонгйир - крупнейший населенный пункт на Шпиценбергене: сегодня здесь проживают почти 2500 человек. Из-за большой удаленности от материка их жизнеобеспечение является сложной логистической задачей. Все необходимое жителям архипелага приходится доставлять из Норвегии - самолетом или на корабле.

Кладовая глобальной катастрофы

Потайной вход

Всего в километре от Лонгйира - административного центра Шпицбергена - находится Всемирное семенохранилище, построенное по инициативе Норвегии. Снаружи виден лишь забетонированный вход, буквально выросший из покрытой снегом горы.

Кладовая глобальной катастрофы

Бункер

За входом скрывается 120-метровой туннель, ведущий в хранилище. Холодильные установки обеспечивают постоянную температуру - 7 градусов ниже нуля. В конце туннеля - дверь бункера, где хранятся образцы посадочного материала со всего мира, собранные под эгидой ООН в 2006 году. Арктический холод призван сохранить семена от уничтожения в случае природных бедствий или ядерной войны.

Кладовая глобальной катастрофы

Идеальное место

Для подобной миссии Шпицберген считается идеальным местом, ведь Норвегия ни с кем не воюет, а сам архипелаг - демилитаризованная зона. Для региона характерна небольшая тектоническая активность. Кроме того, хранилище находится на высоте 130 метров над уровнем моря, поэтому и наводнения ему не грозят. На фото: карманные фонарики в полной готовности.

Кладовая глобальной катастрофы

Трижды в году хранилище "оживает": прибывают новые образцы семян, готовые занять свое почетное место на одной из полок банка посадочного материала. Складские помещения предусмотрены для размещения 4,5 миллиона видов сельскохозяйственных растений. 500 семян приходится в среднем на каждый вид. Всего в трех помещениях бункера может поместиться 2,25 миллиарда семян.

Кладовая глобальной катастрофы

Недавно семена, прибывшие на хранение из Сирии, были затребованы обратно - впервые со дня основания хранилища. Запрос пришел из Международного центра аграрных исследований в засушливых регионах. Речь шла о сортах злаков, произрастающих в устойчивых к засухе регионах Ближнего Востока.

Кладовая глобальной катастрофы

Семена будущего?

Образцы посадочного материала из Германии хранятся в серебристых, герметично закрытых алюминиевых упаковках. В данное время в бункере Шпицбергена содержится 865 тысяч образцов семян из более 5 тысяч видов растений, имеющихся в мире. В официальном каталоге зарегистрированы образцы из 217 стран.


5 октября 2011 огромный либерийский танкер «Рена» длиной 235 метров столкнулся с рифом у берегов . На борту судна находились 2 100 контейнеров, 1 700 тонн мазута и 200 тонн дизельного топлива. Около 300 тонн нефти вылилось в Тихий океан, уже погибло более 1 000 птиц.

В стране, которая отличается исключительной экологической чистотой, произошла крупнейшая за последние десятилетия экологическая катастрофа .

Это случилось 5 октября в 14 км от Тауранга - города на Острове Северный в Новой Зеландии. 14 октября нефть продолжала разливаться из танкера «Рена», течь не удавалось ликвидировать. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Судно «Рена», 13 октября 2011. Капитану предъявлено обвинение, по которому ему грозит штраф в $8000 или тюремное заключение на 12 месяцев. (Фото Mark Alen | Getty Images):

Нефтепродукты продолжают вытекать из судна. Нефтяное пятно достигло побережья, пострадали одни из самых популярных в стране пляжей и дикая природа, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):



13 октября 2011.

Танкер столкнулся с рифом в 14 километрах от Тауранга. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Вид с воздуха на побережье города Тауранга, частично залитое мазутом, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Natacha Pisarenko | AP):

Из-за разлива нефти уже погибло около 1 000 различных птиц, 12 октября 2011. (Фото Mike Hutchings | AP):

Климат и географическое расположение города Тауранга делают туризм и сельское хозяйство основными источниками дохода. Этот город является одним из наиболее популярных мест отдыха в Новой Зеландии. Сейчас у берегов Тауранга закрыты все пляжи, 14 октября 2011 года. (Фото Mike Hutchings | AP):

Для очистки побережья были задействованы 400 военнослужащих,Тауранга, Новая Зеландия, 13 октября 2011 года. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

А тем временем, нефть продолжала выливаться в океан у берегов одной из самых чистых стран в мире, 13 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Трещина в корпусе танкера «Рена» после столкновения с рифом. (Фото Maritime New Zealand | Getty Images):

И с этим ничего не могли сделать. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Прибитый к берегам контейнер. (Фото Alan Gibson | AP):

В некоторых контейнерах были продукты. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Побережье курортного Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

На побережье развернут реабилитационный центр для спасения пострадавших животных. Первыми пациентами стала группа пингвинов, которых отмывали от нефти. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):

За последнее время одной из самых крупных экологических катастроф в Новой Зеландии был разлив 400 тонн нефти в 1998 году, когда корейское рыболовное судно «Дон Вон 529» село на мель около острова Стюарт. Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

А спасательная операция продолжается. Делается все возможное, чтобы взять ситуацию под контроль. (Фото Nicole Munro | AP):

«Мазутные берега» Тауранга. Название города может быть переведено с языка коренного населения страны как «защищённая бухта», 14 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Спасенный пингвинчик, Тауранга, Новая Зеландия. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):

Без особой огласки за последнее десятилетие на дно ушли множество огромных танкеров.

2 декабря 1999 года танкер «Эрика», шедший под мальтийским флагом из французского порта Дюнкерк в Италию, попал в шторм, и потерпел катастрофу в Бискайском заливе, неподалеку от мыса Пенмарш на западном побережье Франции. Судно водоизмещением 50 (по другим данным — 37) тысяч тонн, груженое 30 тысячами тонн нефтепродуктов, разломилось надвое.
В момент катастрофы на борту судна находился индийский экипаж в составе 26 человек. Людям посчастливилось спастись — французским и британским спасателям все же удалось с помощью вертолетов доставить всех членов экипажа «Эрики» со спасательных плотов на сушу.

Более половины груза – 20 тыс. тонн тяжелого топлива – попали в море, а затем были выброшены на берег. Это привело к гибели от 60 тысяч до 300 тысяч птиц - наибольшее число летающих особей, когда-либо погибших из-за разлива нефтепродуктов,- и десятков тонн рыбы. Под густым слоем нефтепродуктов оказались более 400 км пляжей Франции и Испании.

Из Бреста к месту катастрофы «Эрики» вышли два морских буксира. Один из них отвел носовую часть в открытый океан, а другой занялся очисткой акватории океана от нефтепродуктов. Очистить и переработать пришлось 270 тысяч тонн морской воды, песка и камней, на что ушло 200 миллионов евро.
Расследование обстоятельств катастрофы длилось более 6 лет, и в конце концов следователи пришли к выводу: значительная часть вины за происшествие лежит на компании Total, перевозившей груз. По их мнению, фрахтуя судно, в компании не могли не знать, что оно было слишком старым: к моменту заключения сделки проржавевшему насквозь гигантскому танкеру минуло 25 лет.

Один из самых дорогих процессов в судебной истории Франции - дело о катастрофе танкера «Эрика» — проходил в Париже. Суд рассматривал историю о крушении танкера «Эрика» в 1999 году и загрязнение моря разлившейся нефтью, которая опустошила в течение нескольких дней бретонские берега Франции. В результате катастрофы большая часть из находившегося на борту мазута попала в воды Атлантики. Загрязненным оказался участок протяжностью около 4000 км. Погибло 150 тыс. птиц.

Следствие подозревает, что на танкере перевозился не топливный мазут, а ядовитые и крайне опасные отходы нефтеперерабатывающих заводов. На это указывают многочисленные случаи тяжелых поражений кожи у добровольцев и спасателей, занимавшихся очисткой побережья.

Гибель танкера, который в условиях шторма пошел на дно, расколовшись пополам, спровоцировала в Европе кампанию по усилению правил безопасности и эксплуатации нефтеналивных судов.

Экономический ущерб от катастрофы составил для гражданского истца (государство, общественные объединения, неправительственные организации) более 1 млрд евро. Истцы рассчитывают получить 128 млн евро — сумму, уже согласованную с Международным фондом возмещения убытков за загрязнение окружающей среды углеводородом.

Перед судом предстали судовладелец, а также компания-фрахтовщик Total и ее филиалы. После семилетнего расследования 15 человек были обвинены в загрязнении окружающей среды, причинении риска для жизни других людей и попустительстве кастастрофе. Оправдываться придется и итальянской компании «Рина», выдавшей сертификат на судоходство танкеру, построенному более четверти века назад.

Аргументы обвинения опираются в основном на заключение следствия: «Эрика» не могла утонуть, если бы ее погрязший в долгах судовладелец не пренебрегал мерами безопасности, чтобы эксплуатировать ее до последнего, и если бы Total не отклонялся от своих обязанностей с целью вовремя оплатить свои контракты по доставке товаров, избежав штрафа за опоздание.

Суд постановил, что Total совершила ошибку «по неосторожности», поскольку при эксплуатации судна не учла его возраст — «Эрика» эксплуатировалась уже около 25 лет, а также то, что техническое обслуживание судна было недостаточным. Судовладелец Джузеппе Саварезе (Giuseppe Savarese) и администратор Антонио Поллара (Antonio Pollara) признаны виновными в «явной ошибке», поскольку, согласно решению суда, они не могли не знать, что снижение расходов на ремонтные работы судна могли привести к негативным последствиям.

Кроме компенсации причиненного ущерба, который составил 192 миллиона евро, виновные должны будут выплатить максимальный штраф. Для юридических лиц — Total и итальянское классификационное общество Rina — он составит 375 тысяч евро, а для физических — Саварезе и Поллары — 75 тысяч евро. Суд освободил от ответственности четверых сотрудников спасательных служб, которым вменялось в вину, что они не сделали все необходимое, чтобы избежать крушения судна, а также капитана танкера индийца Каруна Матхура (Karun Mathur).