Open
Close

Материалы для консультации по физике перед огэ. Темы, входящие в ГИА (ОГЭ) по курсу физики

В разработке собирается и обобщается опыт по решению задач, предлагаемых на ОГЭ по физике в 9 классе, в рамках раздела "кинематика. прямолинейное движение". Автор постарался разработать небольшой курс, в котором на примере разбора базовых простых задач формируется понимание общего принципа решения заданий по данной теме. Разработка содержит 19 уникальных заданий с подробнейшим разбором каждого, причем на некоторые задачи указано несколько способов решения, что по мнению автора должно способствовать глубокому и полному усвоению методик решения подобных заданий. Практически все задания авторские, но в каждом из них отражены особенности задач формы ОГЭ. Подавляющее большинство заданий ориентированы на графическое представлению, что способствует формированию метапредметных навыков. Кроме того разработка содержит минимальный необходимый теоретический материал, который представляет собой "концентрацию" общей теории по данному разделу. Может использоваться учителем при подготовке к обычному уроку, при проведении дополнительных занятий, а также рассчитан и на ученика, который в самостоятельном порядке готовится к сдаче ОГЭ по физике.

Методическое пособие (презентация) «Электромагнитные колебания и волны. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2013 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Электромагнитные колебания и волны), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.


Целевая аудитория: для 9 класса

Методическое пособие (презентация) «Влажность воздуха. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Влажность воздуха), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.


Методическое пособие (презентация) «Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Испарение и конденсация. Кипение жидкости), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.
Пособие можно использовать и для 10-11 классов при повторении соответствующих тем, что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в выпускные годы.


В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Механические колебания и волны. Звук), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.


Методическое пособие составлено в помощь учителям и ученикам, сдающим ГИА по физике на основе материалов ФИПИ для подготовки к экзамену в новой форме; содержит примеры оформления экспериментальных заданий из части 3. Пособие можно использовать и на уроках физики 7 – 9 классов на лабораторных работах, т.к. описание некоторых лабораторных работ не приводится в учебнике.

Методическое пособие (презентация) «Закон Архимеда. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Закон Архимеда), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.

Пособие можно использовать и для 10-11 классов при повторении соответствующих тем, что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в выпускные годы.

Методическое пособие (презентация) «Закон Паскаля. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Закон Паскаля), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.

Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.

Методическое пособие (презентация) «Давление. Атмосферное давление. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Давление. Атмосферное давление), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.
Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.
Пособие можно использовать и для 10-11 классов при повторении соответствующих тем, что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в выпускные годы.


Методическое пособие (презентация) «Простые механизмы. КПД простых механизмов. Подготовка к ГИА» составлена в соответствии с требованиями к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике 2010 года и предназначено для подготовки выпускников основной школы к экзамену.
В разработке приведены краткие сведения по теме (в соответствии с кодификатором ГИА) и Планом демонстрационного варианта экзаменационной работы (Простые механизмы. КПД простых механизмов), сопровождаемые анимацией и видеофрагментами.

Краткость и наглядность изложения позволяет быстро и качественно повторить пройденный материал при повторении курса физики в 9 классе, а также на примерах демоверсий ГИА по физике 2008-2010 годов показать применение основных законов и формул в вариантах экзаменационных заданий уровня А и В.
Пособие можно использовать и для 10-11 классов при повторении соответствующих тем, что позволит сориентировать обучающихся на экзамен по выбору в выпускные годы.

Задания. В ОГЭ по физике 26 заданий.

1–22 → задачи с кратким ответом. В соответствующее поле на бланке нужно вписать номер варианта, ответ или заполнить небольшую таблицу на соответствие.

23–26 → задачи с развёрнутым ответом. Записать нужно не только конечный результат ваших рассуждений и расчётов, но и весь ход решения задачи.

Основные разделы физики, которые проверяются на ОГЭ:

  • Механические явления
  • Тепловые явления
  • Электромагнитные явления
  • Квантовые явления

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 2–5 минут, повышенного уровня сложности - до 15 минут.

Дольше всего решаются задачи с развернутым ответом из второй части:

Задание 23, эксперимент → 30 минут

Задание 22, качественная задача → 15 минут

Задания 25 и 26 → по 20 минут

Распределите время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их на чистовик - заложите на это не менее 15 минут.

Как оценивается работа

1 балл → задания 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18, 20–22

2 балла → задания 1, 6, 9, 15 и 19. Максимальный балл поставят, если верно указаны оба элемента ответа. Если допущена одна ошибка, вы получите 1 балл.

2–4 балла → задачи с развёрнутым ответом. Максимальный балл даётся за экспериментальную задачу 23. Эти задания оцениваются двумя экспертами: они выставляют баллы независимо друг от друга. Если их оценки существенно расходятся, работу проверяет третий эксперт. Его баллы считаются окончательными.

Максимально на ОГЭ по физике можно получить 40 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

10–19 баллов → «3»

20–30 баллов → «4»

с 31 балла → «5»

Что проверяют на экзамене

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

На ОГЭ проверяют, насколько хорошо вы:

  • Знаете основные физические понятия, величины и явления
  • Умеете применять физические законы
  • Владеете основами знаний о методах научного познания
  • Умеете проводить эксперименты
  • Понимаете тексты физического содержания и можете извлекать из них информацию
  • Решаете задачи разного типа и уровня сложности

Разберём несколько примеров задач на эти темы.

Разбор задач

Физические законы - задача 7

Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».

Как решать

Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.

Физические явления - задача 6

Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.

Как решать

Ответ: 2, 4.

На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов. Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.

Методы научного познания - задачи 18 и 19

Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.

Как решать

Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.

Ответ : 1.

Как решать

✔️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.

✔️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.

❌ Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.

❌ Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.

❌ Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.

Ответ : 1, 2.

На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента. При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.

Эксперимент - задача 23

Как решать

1. Рисуем схему электрической сети.

Ответ : 5 Ом.

На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании.

Ответ : 5 Ом.

Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.

Вы получите только 3 балла → если всё верно, но

  • Неправильно вычислили ответ
  • Неправильно записали единицу измерения
  • Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще
  • Не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 2 балла → если верно провели измерения, но

  • Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ
  • Не дали ответа и схемы экспериментальной установки
  • Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 1 балл → если

  • Привели правильные значения прямых измерений
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему

Понимание текстов физического содержания - задачи 20 и 22

Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.

Как решать

❌ В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте - о горных породах, значит, утверждение А неверно.

✔️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.

Ответ: 2.

Как решать

В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.

Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.

Ответ: утверждение неверно.

Задачи разного типа и уровня сложности

Задачи с кратким ответом - 3 и 10

Как решать

В данном случае важно обратить внимание на ключевой момент в условии - слова «между столом и книгой». Правильный ответ на задачу - 2. В остальных случаях на рисунке изображены силы, действующие либо только на книгу, либо только на стол, либо на книгу и стол вместе, но не между ними.

Ответ: 2.

Как решать

Ответ: его просят выразить в граммах, поэтому 200 граммов.

На что обратить внимание

  • Внимательно читайте условие
  • Записывайте все цифры так, как указано в справочных материалах
  • Всегда переводите все величины в систему СИ (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин)
  • Записывайте не только цифру, но и обозначение физической величины

Задача с развернутым ответом - 25

Как решать

Ответ: 25 метров.

На что обратить внимание

  • Обязательно записывайте краткое условие - что вам дано
  • Внесите в «дано» все величины. Даже те, которые не упомянуты в задаче, но которые вы будете использовать
  • Все величины должны быть в одних единицах измерения (СИ)
  • Объясняйте введение всех новых величин
  • Рисунки и схемы должны быть понятными и отражать условие задачи
  • Расписывайте каждое ваше действие
  • Всегда пишите слово «ответ»

Критерии оценивания

Чтобы получить 3 балла за задачу 25, необходимо верно записать краткое условие задачи, привести уравнения и формулы, необходимые и достаточные для решения задачи, правильно выполнить все математические преобразования и расчёты и указать верный ответ.

Вы получите только 2 балла → если всё верно, но

  • Ошиблись в записи краткого условия задачи
  • Неправильно перевели единицы в СИ
  • Привели только решение без расчётов
  • Неправильно выполнили математические преобразования или ошиблись в вычислениях

Вы получите только 1 балл → если

  • Записали не все формулы, необходимые и достаточные для решения задачи
  • Привели все формулы, но в одной из них допустили ошибку

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Пурышева Н.С.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 288 с.

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу физики, необходимый для сдачи основного государственного экзамена в 9 классе. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс основной школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам и учителям.

Формат: pdf

Размер: 6,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Траектория. Путь.
Перемещение 7
Равномерное прямолинейное движение 15
Скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение 21
Свободное падение 31
Равномерное движение тела по окружности 36
Масса. Плотность вещества 40
Сила. Сложение сил 44
Законы Ньютона 49
Сила трения 55
Сила упругости. Вес тела 60
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести 66
Импульс тела. Закон сохранения импульса 71
Механическая работа. Мощность 76
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии 82
Простые механизмы. КПД простых механизмов 88
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда 94
Механические колебания и волны 105
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твёрдого тела 116
Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия.
Тепловое равновесие 125
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии 133
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение 138
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость 146
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах 153
Испарение и конденсация. Кипение жидкости 161
Плавление и кристаллизация 169
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда 176
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики 182
Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи 188
Последовательное и параллельное соединения проводников 200
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца 206
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током 210
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания и волны 220
Закон прямолинейного распространения света. Закон
отражения света. Плоское зеркало. Преломление света 229
Дисперсия света Линза. Фокусное расстояние линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы 234
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома 241
Состав атомного ядра. Ядерные реакции 246
Справочные материалы 252
Пример варианта контрольно-измерительных материалов ОГЭ (ГИА) 255
Ответы 268

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу физики основной школы и предназначен для подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену (ОГЭ).
Содержание основных разделов справочника - «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления», соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольно-измерительные материала (КИМы) ОГЭ.
Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Чёткость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.
Практическая часть справочника включает образцы тестовых заданий, которые и по форме, и по содержанию полностью соответствуют реальным вариантам, предлагаемым на основном государственном экзамене по физике.

Чаще всего пишут о подготовке к сдаче ЕГЭ, незаслуженно забывая об ОГЭ. Но чтобы сдавать экзамен после одиннадцатого класса, нужно прежде всего перейти в десятый и плодотворно проучиться еще два года. Именно подготовка к ОГЭ и сдача его мобилизует все внутренние резервы ребенка, мощно мотивирует его на продолжение учебы, стремление к благополучному будущему, интересной профессии.

Усиленно готовясь к ОГЭ, ребенок строит прочный фундамент дальнейшего успеха. В том числе это и хорошая учеба в 10-11-ом классах, и значительный задел для высокобалльной сдачи ЕГЭ, и успешная учеба в выбранном учебном заведении, куда ребенок поступит после окончания школы.

Экзаменационная работа состоит из двух частей и содержит 26 заданий. В части 1 двадцать два задания разной сложности, но требующие краткого ответа - нужно написать в качестве ответа цифру или набор цифр, установить соответствия.

Часть 2 - четыре задания - предполагает развернутые ответы. Причем одно из них является лабораторной работой. Оборудование для нее будет предоставлено, поэтому возможность ошибиться с необходимыми приборами и материалами отпадает. Что же должен продемонстрировать выпускник, выполняя это практическое задание? Правильно провести физический опыт, зарисовать, суметь записать полученные результаты, проанализировать их и произвести правильные расчеты. Задание очень непростое и к нему необходимо тщательно подготовиться. Также не стоит забывать, что требуется четко выполнить только поставленную задачу. Никаких дополнительных измерений, возможных при проведении той или иной лабораторной работы, а также вычислений проводить на экзамене не нужно - это лишняя трата столь драгоценного времени, которое можно было бы использовать на решение остальных заданий. Баллы за дополнительные изыскания и решения не ставятся. Только за выполнение поставленной задачи.

Часто обидной ошибкой при оформлении экспериментальной работы являются небрежная зарисовка экспериментальной установки, или отсутствие ее, или неполная.

Также нередко выпускники забывают записать единицы измерений при вычислениях или, произведя правильные исчисления, не делают вывод. Мелочь? Но из них складываются баллы.

На что еще обратить внимание при подготовке к ОГЭ по физике? На правильность расчетов. Даже при идеальной верности физических выкладок математические вычисления, к сожалению, часто оказываются ошибочными, а отсюда и низкие баллы.

При решениях всегда требуется записывать не только расчеты, но и все применяемые в данном случае формулы. Если они отсутствуют или записаны только некоторые - высоких результатов не стоит ждать. Также должна быть краткая запись условия, например, расчетной задачи.

Учитывая условия проведения ОГЭ, характер заданий и нужно готовиться к предстоящему испытанию. Не просто зубрить теорию и формулы, а добиваться понимания, чтобы каждая буква в формуле была наполнена смыслом.

Если посмотреть анализ экзаменационных работ даже ЕГЭ, видим, что кроме темы «Механическое движение» все остальные, пройденные до десятого класса: тепловые, электромагнитные и квантовые явления - вызывают затруднения у выпускников и многочисленные ошибки. Даже … закон Архимеда. Поэтому отлично подготовившись к сдаче ОГЭ, ребенок уже готовится и к успешной сдаче ЕГЭ.

При решении демоверсии ОГЭ-2017, экзаменационных работ прошлых лет необходимо добиваться не просто правильного решения, но и научиться укладываться в отведенное на экзамен время - 180 минут. Некоторые школьники в силу специфики своего темперамента не любят спешки: они привыкли посмаковать задание, долго обдумывать разные варианты решения, не торопясь записать. В «Спецификации контрольно-измерительных материалов по физике» - золотом документе, действительно практическом руководстве к успешной поэтапной подготовке к сдаче экзамена, - приведено рассчитанное практическим путем примерное необходимое оптимальное время: предлагается на решение базовых заданий тратить 2-5 минут, повышенной сложности - от 6 до 15, высокой - 20-30. При подготовке нужно обязательно учитывать четко ограниченный отрезок времени, отведенный на выполнение экзаменационной работы.

Трудолюбие, усидчивость, желание узнать, понимать, достичь поставленной цели всегда приводит к победе, к высоким результатам.

  1. Механические явления
    1. Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение
    2. Равномерное прямолинейное движение
    3. Скорость
    4. Ускорение
    5. Равноускоренное прямолинейное движение
    6. Свободное падение
    7. Движение по окружности
    8. Масса. Плотность вещества
    9. Сила. Сложение сил
    10. Инерция. Первый закон Ньютона
    11. Второй закон Ньютона
    12. Третий закон Ньютона
    13. Сила трения
    14. Сила упругости
    15. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести
    16. Импульс тела
    17. Закон сохранения импульса
    18. Механическая работа и мощность
    19. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия
    20. Закон сохранения механической энергии
    21. Простые механизмы. КПД простых механизмов
    22. Давление. Атмосферное давление
    23. Закон Паскаля
    24. Закон Архимеда
    25. Механические колебания и волны. Звук
  2. Тепловые явления
    1. Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твердого тела
    2. Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия
    3. Тепловое равновесие
    4. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии
    5. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
    6. Количество теплоты. Удельная теплоемкость
    7. Закон сохранения энергии в тепловых процессах
    8. Испарение и конденсация. Кипение жидкости
    9. Влажность воздуха
    10. Плавление и кристаллизация
    11. Преобразование энергии в тепловых машинах
  3. Электромагнитные явления
    1. Электризация тел
    2. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов
    3. Закон сохранения электрического заряда
    4. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики
    5. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение
    6. Электрическое сопротивление
    7. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников
    8. Работа и мощность электрического тока
    9. Закон Джоуля – Ленца
    10. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока
    11. Взаимодействие магнитов
    12. Действие магнитного поля на проводник с током
    13. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея
    14. Электромагнитные колебания и волны
    15. Закон прямолинейного распространения света
    16. Закон отражения света. Плоское зеркало
    17. Преломление света
    18. Дисперсия света
    19. Линза. Фокусное расстояние линзы
    20. Глаз как оптическая система. Оптические приборы
  4. Квантовые явления
    1. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения
    2. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома
    3. Состав атомного ядра
    4. Ядерные реакции