Open
Close

Набор лечебных трав для домашней аптечки. Какие травы должны быть в домашней аптечке Названия лекарственных растений домашней аптечки

Окружающий мир

Растения в домашней аптечке



Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются

лекарства, лечебные средства



Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель,

коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в

качестве сырья для производства лекарственных препаратов


Сбор дикорастущего сырья и

выращивание лекарственных

растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из

этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады



ДУШИЦА

Душица - многолетнее травянистое растение. Для приготовления лекарств используется вся его наземная часть.

Применение:

При головной боли, мигрени моют голову отваром душицы


мята

Мята - многолетнее травянистое растение. Для медицинских целей заготавливают листья мяты перечной.

Принимают настой мяты при:

  • бессоннице
  • головных болях
  • невралгиях
  • бронхите
  • тошноте, рвоте

ПИЖМА

Пижма - многолетнее травянистое растение. В медицине используют цветочные корзинки с соцветиями.

Настой и отвар из листьев и цветков пижмы используется при:

  • гастрите
  • обмороке
  • нарушениях сердечно-сосудистой системы

СОЛОДКА

Это многолетнее травянистое растение, известное в медицине не одно столетие. Для медицинских целей заготавливают корневище и корни растения.

Настой корня солодки используют как отхаркивающее средство при лечении:

  • туберкулеза легких
  • воспалении легких
  • бронхитах, особенно в пожилом возрасте и у детей
  • бронхиальной астмы у детей
  • ларингите
  • язвенной болезни желудка

ОДУВАНЧИК

Одуванчик - многолетнее травянистое растение. Для лекарственных целей собирают осенью корни растения.

Применяют настой из корня одуванчика при:

  • гастрите
  • отсутствии аппетита
  • псориазе
  • экземе
  • бронхите

БОЯРЫШНИК

Для медицинских целей заготавливают плоды и цветки этого колючего кустарника.

Применяют настой боярышника при:

  • нервных переживаниях
  • одышке
  • кашле
  • бессоннице
  • аритмии

крапива

Кто не знает это растение? Крапива "жжет" муравьиной кислотой, которая из клеток растения впрыскивается в кожу при прикосновении. В медицине используют листья крапивы двудомной.

Отвар используют при:

  • кровотечениях
  • железодефицитной анемии
  • гастритах
  • язвенной болезни желудка
  • ревматических болезнях
  • кожном зуде…

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение. Для лечебных целей собирают листья, реже - цветочные корзинки.

Отвар применяют при:

  • бронхитах
  • кашле
  • ларингитах
  • туберкулезе
  • воспалении почек, мочевого пузыря и мочевыводящих путей

ШАЛФЕЙ

С лекарственной целью используют листья этого многолетнего растения.

Настойку шалфея принимают при:


КАЛИНА

Плоды калины (ягоды калины) применяют как средства: противолихорадочные, потогонные, витаминные

Применяется при:

  • болези желудка
  • сахарном диабете
  • истерии
  • нарушении обмена веществ

СОСНА

А знаете ли вы, что сосна обыкновенная лечебная? Все части дерева используют в медицине, а особенно почки.

Принимают отвар почек сосны при:

  • бронхитах
  • пневманиях
  • тубекулезе

рябина

Для медицинских целей используют плоды рябины, которые заготавливают в период полной зрелости.

Плоды в виде настоя или чая используют при:

  • витаминной недостаточности


Листья этого дерева имеют форму сердечка.

Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчел.

В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, плели лапти.


липа

У липы и кора, и почки, и прицветники, и соцветия являются лекарственными.

Эфирное масло липового цвета обладает успокаивающим действием на нервную систему. При простуде быстро справиться с болезнью помогут липовый цвет и липовый мед. Липовый цвет применяется при лечении мочевого пузыря и почек, при ангине и бронхите. Используют липу и при лечении раковых заболеваний.


ВАЛЕРИАНА

Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат. Так нравящийся кошкам. Человек давно подружился с этим растением. В России еще при Петре I заготавливали валериану для госпиталей. Это растение очень поможет если человек сильно перенервничал.

Из корней валерианы готовят успокоительные капли.


ВАЛЕРИАНА

С лекарственной целью используют корневище с корнями.

Корень валерианы обладает действием:

  • успокаивающим
  • расслабляющим
  • сосудорасширяющим
  • противосудорожным
  • желчегонным

КАЛЕНДУЛА

Их часто разводят на клумбах, садах и скверах. Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков. Когда человек заболевает ангиной, врач советует полоскать горло настойкой календулы , она убивает вредные микробы.

Лекарство из соцветий применяют для лечения

ран, ожогов, при

заболевании печени.


ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

Листьев у тысячелистника, конечно, не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый лист изрезан, рассечен на множество долек. На высоком стебле белая шапка. Эту траву люди знают давно. Еще 900 лет

назад знаменитый греческий

врач Диоскорид писал, что

тысячелистник заживляет

раны и останавливает

кровотечения . А еще он

помогает при заболеваниях

желудка и кишечника . Трава

улучшает аппетит. А в народе ее применяют от зубной боли .


ПОДОРОЖНИК

Подорожник – значит растет по дорогам. Как лекарство это растение используется с древнейших времен. Листья подорожника прикладывают к ранам когда человек обрежется, поцарапается, натрет ногу. Он обладает ранозаживляющим, противовоспалительным и отхаркивающим свойством .

Отвар листьев-

полезное средство

при болезни желудка .


ПОДОРОЖНИК

Подорожник - многолетнее растение. С лечебными целями используют его листья.

Препараты из подорожника обладают действием:

  • ранозаживляющим
  • отхаркивающим
  • обезболивающим
  • обволакивающим
  • противовоспалительным
  • кровоостанавливающим
  • антисептическим

Отвар из листьев подорожника принимают при:

  • гастритах
  • острых и хронических колитах
  • язвенной болезни желудка
  • болезнях дыхательных путей неврастении

ШИПОВНИК

В народе его называют дикой розой.

Он растет по лесам и оврагам.

Плоды шиповника – неоценимый подарок, преподнесенный нам щедрой природой. Достаточно съесть несколько штук, чтобы обеспечить себя витаминами на целые сутки. Шиповником лечат различные заболевания. Впервые его полезные свойства описал в 4 веке до н.э. древнегреческий естествоиспытатель, "отец ботаники" Теофраст. С тех пор настоем, отваром, настойкой, маслом шиповника повышают умственную и физическую способность, укрепляют иммунитет. Растение помогает справиться с простудой.


шиповник

В медицине используют плоды шиповника этого кустарника.

Настой из плодов шиповника принимают при:

  • острых и хронических инфекциях
  • заболеваниях печени
  • заболеваниях кишечника
  • заболеваниях легких
  • заболеваниях кожи

РОМАШКА

Ромашка - однолетнее растение. Для медицинских нужд заготавливаются цветки и соцветия.

Настой ромашки применяют при:

  • спазмах кишечника
  • гастрите
  • холецистите
  • неврозах
  • простуде
  • заболеваниях мочевого пузыря и почек
  • мигрени
  • бессоннице …

Цветки ромашки обладают действием:

  • противомикробным,
  • слабительным,
  • желчегонным, противовоспалительным.

Это надо знать!

Лекарственные растения, как и все лекарства, при неправильном использовании могут нанести вред здоровью.

  • Препараты валерианы при длительном употреблении и в больших дозах нарушают работу сердца, возбуждают нервную систему, способствуют появлению головной боли, нарушают процессы пищеварения, снижают работоспособность!!!
  • У некоторых лиц отмечается аллергическая реакция на компонеты эфирного масла мяты!!!

Лекарственные растения

деревья

кустарники

травы

душица

мята

валериана

солодка

одуванчик

крапива

подорожник

мать-и-мачеха

шалфей

ромашка

сосна

рябина

липа

боярышник

шиповник

калина



Какие части растений используют в лечебных целях?


ПРОВЕРЬ!

Тысячелистник

Цветок

Подорожник

Лист

Календула

Цветок

Валериана

Корень

Шиповник

Ягода

Липа

Цветок



Правила сбора лекарственных растений

  • Собирать лекарственные растения должен знающий человек. Он должен различать лекарственные растения и знать, что у этого растения взять: лист, корень или соцветие.
  • Лекарственные растения собирают тогда, когда в нём много активных веществ.
  • При сборе каждое растение нужно класть отдельно от другого, используя полотняные мешочки.
  • При сборе надо взять столько, сколько нужно.
  • Нельзя собирать лекарственные растения около шоссе, дороги, трассы.
  • Не нужно брать растения, занесённые в красную книгу.


Литература

http://perfect-women.ru/

http://www.rulec.ru/boyarishnik.htm

http:// nsportal.ru/sites/default/files/2012/6/prezentaciya_lekarstvennye_rasteniya3333333.ppt

Учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая окружающий мир 2 класс Москва «Просвещение» 20113г

Лекарственные травы, в последнее время, все больше и больше становятся популярными. Если раньше ими лечили только деревенские знахарки, то сейчас их назначают наряду с медикаментозными препаратами. Фитотерапия в медицине, по праву заняла свое почетное место. Какие травы должны быть в домашней аптечке и при каких состояниях их нужно использовать, вы узнаете прочитав эту статью.

В домашней аптечке должны быть обязательно противовоспалительные травы. К ним относятся: ромашка, календула, зверобой, хвощ полевой, бессмертник, спорыш и многие другие. На некоторых из них мы остановимся по подробнее.

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная, незаменимое лекарственное растение, которое должно находиться в каждой домашней аптечке. Ее применяют при воспалениях желудочно-кишечного тракта, воспалениях печени и гинекологических заболеваниях, для полосканий полости рта и горла, в виде ванночек при заболеваниях кожи и аллергических реакциях. Ромашка входит в состав многих сборов и применяется как отдельно взятое лекарственное средство.

Из ромашки готовят настой: 1 ст.л. травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Настой применяют внутрь и наружно.

Календула или ноготки лекарственные

Цветки календулы содержат каротиноиды, флавоноиды и витамины, поэтому эта лекарственная трава обладает противовоспалительным действием. Ее применяют при гастритах, дискинезиях, гипертонической болезни, стенокардии, климаксе, нарушениях менструального цикла, неврозах, наружно — при воспалении слизистых оболочек и кожи. Незаменима календула будет и при заболеваниях верхних дыхательных путей гайморите, фарингите, ларингите, бронхите и трахеите.

Из календулы готовят настой: две столовые цветков заливают 0,5 л кипящей воды, настаивают в течение получаса, затем процеживают. Принимают по ½ стакана 3−4 раза в день. Или наружно, в виде примочек и ванночек.

Зверобой обыкновенный или продырявленный

Многолетнее лекарственное растение давно пользуется популярностью. Его применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, используют как ранозаживляющее средство. С его помощью укрепляют сосуды и капилляры. Зверобой способен залечить долго не заживающие раны и трофические язвы. Его используют при заболеваниях слизистой полости рта, горла, кожи, при заболеваниях суставов, геморрое и золотухе у детей.

Из зверобоя готовят настои и масляные настойки.1 ст.л. травы зверобоя заливают стаканом кипятка, ставят на паровую баню и держат 15 минут, затем снимают с огня и настаивают еще в течении 45 минут, затем процеживают и разводят теплой кипяченой водой до 200 мл. Принимают по 1/3 стакана 3 раза в день.

Хвощ полевой

Трава обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием. Хвощ дает положительный эффект как отхаркивающее, мочегонное и общеукрепляющее растение. Применяют его при сердечных и почечных отеках, экссудативном плеврите, воспалениях мочевого пузыря. В народной медицине хвощ полевой используют для лечения туберкулеза легких, поджелудочной железы, ревматизме, подагре, артрозе. Наружно для лечения ран, язв, ожогов, экземы, угрей. Для полоскания рта и горла. Настой хвоща используют при конъюнктивите.

1 ст.л. травы хвоща полевого заваривают 200 мл кипятка, дают настояться 30−40 минут, затем настой фильтруют. Применяют наружно в виде примочек и внутрь по 1−2 ст.л. 3 раза в день.

Бессмертник песчаный

В медицине используют соцветия, в них содержится большое количество эфирных масел, каротиноидов, слизи, смолы, дубильных веществ. Применяют бессмертник при острых и хронических заболеваниях печени, желчного пузыря, гастритах, колитах, панкреатите, кашле, простуде, как глистогонное средство. Женщинам назначают бессмертник при гинекологических воспалениях в виде спринцеваний.

1 ст.л. соцветий бессмертника заливают стаканом кипятка и варят на маленьком огне пять минут, затем настаивают один час. Отвар процеживают и принимают по ½ стакана 2−3 раза в день.

Спорыш или горец птичий

В народной медицине спорыш применяют для остановки кровотечений у женщин, как противовоспалительное средство при урологических заболеваниях. Спорыш используют для лечения бронхита, трахеита, коклюша, туберкулеза легких, при острых заболеваниях почек и мочевого пузыря. Снимает воспаление при геморрое.

Для настоя берут столовую ложку травы и заливают стаканом кипятка, настаивают 30 минут, затем процеживают. Принимают по по 1/3 стакана три раза в день.

Как и любое лекарственное средство, травы имеют свои показания и противопоказания. Они могут подходить одним людям и не давать эффекта другим. Перед применением любой лекарственной травы нужно проконсультироваться с доктором. Травы имеют свой срок годности, теряя при этом свои полезные качества. Даже, если ромашка или календула являются для вас панацеей от всех болезней, все равно не стоит покупать ее много. Пусть в вашей домашней аптечке будет лежать одна упаковочка травы. По мере необходимости приобретете в аптеке еще.

Конспект урока по «Окружающему миру»

2 класс

Тема: «Растения в домашней аптечке»

Используемые технологии:

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая;

учитель начальных классов

ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

Цели урока :

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лек.растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая

Ход урока.

I.Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… (Ромашки)

(Детям раздаются ромашки из бумаги с 5 лепестками)

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

- Ребята, вы когда - нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем. Представьте, что ваши любимые игрушки-зверята заболели. Что срочно необходимо делать?

Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

- Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

Где берет мама лекарства?(в аптеке)

Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? (у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)

Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

Кто догадался, о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

    познакомимся с тем, как появились лекарственные растения;

    какие бывают лекарственные растения;

    узнаем все ли части растений будут лекарственными;

    узнаем как собирают лекарственные растения;

    подберем лечение для наших больных.

III. Решение учебной задачи.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали? (историю возникновения лекарственных растений растений) (на каждом этапе урока проводится самооценка. На полученной заранее ромашке с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

Какой же наш следующий шаг?(узнаем, какие бывают лекарственные растения)

Предлагаю поработать в группах. Обсудите лекарственные растения из домашних аптечек, попробуйте оформить это в табличку:

название

применение

Проверка. Самооценка своей деятельности.(лепесток)

Как вы думаете о всех ли лекарственных растениях вы рассказали? (нет)

А почему?(мало пока знаем)

А как же будем лечить больных зверей?(нужно узнать больше)

Откуда мы это сможем узнать? (у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

Предлагаю открыть учебник.

Прочтите названия растений.

Я вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.

-Что такое легенда? (рассказ, предание о каком-либо событии) Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? (женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Теперь давайте откройте рабочие тетради. Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения

Понравилось? Самооценка своей деятельности.(лепесток)

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

Почему их так назвали люди?

Где их можно приобрести?

А в аптеку как они попадают?

А кто их собирает?

Какие люди их собирают?(знающие)

Какой же наш следующий этап работы?

Узнаем как собирают лекарственные растения.

Где это можно узнать?

Для чего нам это нужно?

Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

Мы теперь будем работать по карточкам.

Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Сверка с эталоном.

Самооценка своей деятельности .(лепесток)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, на что жаловались ваши больные? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле. простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете место, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга.

V.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)…………………………..

Какое лекарственное растение нам помогало на уроке? (ромашка)

Д/з (на выбор )- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

Приготовьте рецепт от какого либо недуга(болезни) с использование лекарственного растения.

Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.

Лекарственные растения в домашней аптечке. Отвары и настои из лекарственных трав.

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

Предмет - СБО

Класс – 7

Раздел – Медицинская помощь

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.

Отвары и настои из лекарственных трав.

Цели урока: Формировать знания обучающихся о лекарственных растениях,

их применение.

Формировать умения приготовления настоев и отваров из

лекарственных растений.

Воспитывать навыки безопасной работы с кипятком.

Продолжать работу по подготовке обучающихся к

самостоятельной жизни.

Оборудование: набор лекарственных растений, электроприбор (чайник), кипяток, стаканы, мёд, марля, таблицы, карточки.

Использование ИКТ(компьютер, проектор, экран).

Словарные слова: отвар, настой, подорожник, мать - и – мачеха, зверобой,

ромашка, плоды шиповника.

Ход урока.

Оргмомент.
Повторение пройденного материала. Домашняя аптечка, её состав. Проведение игры: «Собери домашнюю аптечку». Правила применения и назначение средств, входящих в состав домашней аптечки. Беседа: «Вред самолечения».
Сообщение темы и задач урока.
Сообщение теоретических сведений. Демонстрация горчицы, горчичников.

Ставили ли кому горчичники?

Какие у вас были ощущения?

Почему щиплет кожу?

Чем покрыт кусок бумаги?

Вывод: Горчица – это лекарственное растение. Показ её в гербарии.

Какие ещё лекарственные растения знаете?

Кто знает как нужно собирать лекарственные растения, как сушить.

Какие лекарственные растения от чего применяют?


Беседа с учащимися о бережном отношении к лекарственным растениям. Лекарственные растения . (адонис, горицвет, мать-и-мачеха, ландыш и др.) Рассматривание упаковок лекарственных растений. Чтение инструкций, способа применения. Работа с упаковками лекарственных растений. Заполнение таблицы в тетрадях обучающихся.

Буквенное задание на доске. Использование ИКТ.

На доске записан план изготовления отвара из лекарственных трав.

Учащиеся должны расставить всё по порядку, записать шифр в тетрадь.

«Т» - высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.

«В» - положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.

«О» - собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.

«А» - вскипяти воду.

«Р» - залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 15-20 минут.

Ключевое слово – ОТВАР.

Практическая деятельность учащихся. Составление плана. Чтение инструкции по приготовлению отвара из шиповника. Определение последовательности приготовление отвара. Практическое приготовление отвара учащимися.

Техника безопасности при работе с электроприборами (чайник), кипятком.


Запись с таблицы рецепта приготовления отвара шиповника.
Беседа с учащимися.

Рассматривание упаковок лекарственных растений, чтение инструкции, способа применения.

Эти растения применяют в виде отваров и настоев.

Растения применяют в виде отваров и настоев.

Отличие отвара и настоя.

Вред лекарственных растений.

Важно! Пользоваться только по назначению и придерживаться инструкции на упаковке.

Составление плана по приготовлению настоя липы. Чтение инструкции. Приготовление настоя. Запись плана в тетрадь.

VI. Работа по таблице: «Время сбора липы и шиповника»



Вопросы к учащимся:

В чём хранят лекарственные растения? Где хранят лекарственные растения? Где можно их купить?

Статья 67 Конституции гласит:

«Граждане РФ обязаны беречь природу, охранять её богатства».

Лекарственные растения срезать ножницами. Брать только в меру. Покупать только в магазине или .

VII. Процеживание и проба липового настоя.

VIII. Запись в тетрадь таблицы: «Время сбора липы и шиповника».

IХ. Закрепление материала.

Х. Подведение итогов урока.

ХI. Домашнее задание: составить рассказ – сообщение о лекарственных

растениях Белгородской области.

В давние времена женщин, обладающих знаниями о силе трав, называли ведьмами. Но слово "ведьма" в то время имело не то значение, к которому мы привыкли сегодня. Оно произошло от слов "ведать", "ведунья". То есть иметь какие-то знания в какой-либо области. На сегодняшний день многие свойства трав забыли, а зря. Природа не просто так наделила растения целебной силой. И лекарственные травы действительно спасали жизнь людей в то время, когда не было тех медикаментов, которыми лечат сегодня.

Травы, кстати, можно применять даже тогда, когда нельзя принимать другие методы лечения (например, противопоказания к приёму антибиотиков во время беременности и кормления грудью). И поэтому рекомендуем иметь минимальный "набор" из трав, которыми можно заменить медикаментозное лечение.

Обладает противовоспалительным эффектом, отхаркивающим эффектом, защищает слизистую дыхательных путей, эффективен при сухом кашле. Подходит даже для грудничков.

Приготовление . 1 чайную ложку корня алтея залить 1/2 стакана кипятка, настоять 15 минут, пить 2 раза в день.

Настой аниса обладает отхаркивающим и антибактериальным действием. Помогает при катарах дыхательных путей и нарушениях работы пищеварительной системы.

Приготовление . 1 чайную ложку плодов засыпать в термос, залить стаканом кипятка и настоять полчаса.

Трава зверобоя обладает вяжущим, притивовоспалительным действием. Используется как лекарственное средство при болезнях пищеварительного тракта. Настои и отвары зверобоя обладают спазмолитической активностью при язвенной болезни, неврозах, радикулите, головных болях. Использование зверобоя эффективно также при заболевании желчных путей (застое желчи, холецистите, желчнокаменной болезни, поносах и геморрое).

Приготовление. 1,5 столовой ложки травы залить 200 мл кипятка. Нагреть на водяной бане 15-20 минут, процедить, довести тёплой кипяченой водой до первоначального объема и пить по 1/3 стакана за 30 минут до еды.

Календула обладает противовоспалительным эффектом. Помогает при отравлениях.

Приготовление . 1 чайную ложку залить 1/2 стакана кипятка. Настоять 15 минут. Не рекомендуется детям до 2-х лет.

Липа незаменима при простудах и гриппе в качестве потогонного средства. К тому же её можно использовать для лечения грудничков.

Приготовление . 1 чайную ложку цветков липы залить 2/3 стакана кипятка, настоять в течение 15 минут. Пить 2-3 раза в день.

Малина оказывает жаропонижающее и потогонное действие. Применяется при простудах и заболеваниях горла. Причём полезны и листья малины, и варенье из ягод.

Приготовление . 1 чайную ложку листьев малины залить 1 стаканом кипятка. Настоять 15 минут.

Настой из листьев мелиссы оказывает мягкое успокаивающее действие, обладает умеренным спазмолитическим свойством, устраняет дискомфорт в желудке. Трава мелиссы содержит эфирное масло, витамины В1, В2, С, дубильные вещества, кумарины, флавоноиды, урсуловую кислоту.

Приготовление . 1 чайную ложку травы мелиссы залить стаканом кипятка, настоять 10-15 минут. Принимать по 2-3 чайные ложки 3 раза в день.

перечная помогает при проблемах пищеварения, спазмах в желудке, тошноте и рвоте. Снимает боль в животе, эффективна при инфекциях дыхательных путей.

Приготовление . 1 чайную ложку листьев залить стаканом кипятка, настоять 5-10 минут под крышкой. Пить по 2-3 чайные ложки. Деткам давать после года.

Ромашка оказывает жаропонижающее, противовоспалительное и потогонное действие. Применяется при простудных заболеваниях, болезнях горла, для полосканий и примочек.

Приготовление . 1 чайную ложку листьев залить стаканом кипятка. Настоять 15 минут, применять несколько раз в день.

Тмин обладает антибактериальным и расслабляющим действием. Эффективно борется со вздутием, благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта.

Приготовление . 1 чайную ложку тмина залить стаканом кипятка, настоять 15 минут. У детей применять после 2-х лет.

Фенхель снимает боли в животе, борется со вздутием и коликами. Чай из фенхеля можно использовать при катарах дыхательных путей.

Приготовление . 1 чайную ложку травы залить стаканом кипятка. Настаивать 5 минут под крышкой.

Настой травы чабреца оказывает отхаркивающее, болеутоляющее и противомикробное действие. Применяется внутрь в качестве отхаркивающего средства при воспалительных заболеваниях дыхательных путей: трахеитах, бронхитах, ларингитах, бронхопневмониях. Для полосканий носоглотки и горла чабрец применяется местно.

Приготовление . 1 чайную ложку травы залить в тремосе 1/2 стаканом кипятка, настоять 20 минут. Процедить и пить тёплым по 1/4 стакана 2 раза в день. У детей применяется после года.

Шалфей обладает антибактериальным, отхаркивающим и противовоспалительным действием. Используется для полоскания рта и горла. Внутрь - при гастрите, колите, язве желудка и двенадцатипёрстной кишки, при заболеваниях дыхательных путей, при воспалениях печени и желчного пузыря.

Приготовление . 1 чайную ложку травы залить 1/2 стаканом кипятка, настоять 15 минут.

Шиповника плоды содержат комплекс витаминов (группы В, А, Е, С, Р). Применяются при гиповитаминозах С и Р. В комплексной терапии острых и хронических инфекционных заболеваний, в период выздоровления, после хирургических вмешательств. Препараты шиповника способствуют повышению иммунитета, усилению регенерации тканей и синтезу гормонов, уменьшению проницаемости сосудов, нормализации углеродного обмена.

Приготовление . 1 столовую ложку плодов шиповника растолочь и залить стаканом кипятка в термосе. Настаивать 4-6 часов.