Open
Close

Очарованный странник читать краткое содержание. Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. "Очарованный странник" - сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

"Очарованный странник" начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников. Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть. Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и "смеха ради" забил однажды на возу монаха. Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот - "обещанный сын" Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока "истинная погибель" не придет, и Флягин пойдет в чернецы. Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство. Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. "Очарованный странник" Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина. Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины. Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть "Очарованный странник" продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча "подщетинивают". Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. "Очарованный странник" продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя "едкую землю" в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает "на оброк".

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят "пьяные выходы". Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает "выход", но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть "Очарованный странник" по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина. Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть. Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку. После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол "справщиком", но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную "битву" в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? "Очарованный странник" заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков "Очарованный странник" написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как "естественный человек", который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота - женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого "богатыря" - обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

Путешественники плыли на корабле по Ладожскому озеру. На одной пристани на борт поднялся человек огромного роста. Судя по одежде, он готовился уйти в монастырь или уже был монахом. Мужчина производил впечатление доброго и простодушного человека. Но было видно, что жизнь он прожил, отнюдь, не легкую и много повидал на своем веку. Путешественники завязали с ним беседу.

Назвался мужчина Флягиным Иваном Северьянычем. Сказал, что много совершил путешествий. Собеседники попросили нового знакомого поведать о своей жизни и приготовились слушать истории о странствиях Ивана Северьяныча.

Глава вторая

Появился Флягин на свет в Орловской губернии. Родительская семья была из крепостных, в подчинении графа. Отец Ивана Северян служил кучером при дворе, поэтому сын, можно сказать, вырос в конюшне. С детства Иван узнал о лошадях абсолютно все.

Мальчик подрос и тоже стал выполнять обязанности кучера. Однажды, когда он вез графа, на узкой дороге ему не захотела уступить путь чья-то повозка. В ней спал старый монах. Флягин, пытаясь обогнать воз, нечаянно ударил монаха кнутом по спине. Тот спросонья потерял равновесие и упал на землю. Монах попал под колеса и был раздавлен насмерть.

Делу хода не дали, но в ту же ночь погибший священник явился молодому кучеру во сне. Он смотрел на Флягина с укоризной и напророчил ему несчастную жизнь. Это пророчество звучало примерно так: Иван будет много раз находиться на краю гибели, но сможет избежать быстрой смерти, а потом острижется в монахи.

Пророчество убитого стало сбываться уже через несколько дней. Повез Флягин графа, а у подножия крутой горы у повозки отказали тормоза. Лошади, что были впереди, упали в пропасть, но задних кучер смог удержать. Графа он спас, а сам улетел куда-то вниз. Остался Иван жив лишь чудом – упал на глиняную глыбу и съехал с нее, словно на санках.

Глава третья

В скором времени завел Иван у себя в конюшне пару голубей. У птиц постоянно вылуплялись птенцы, но их повадилась есть местная кошка. Как-то Флягин изловил ее, высек кнутом и отрубил хвост.

Кошка эта оказалась графской. Когда господин узнал, что кучер сделал с животным, то послал к Ивану свою горничную. Та выругала кучера и дала ему пощечину. Флягин такой обиды не стерпел и выгнал женщину грязной метлой. За это Ивана сильно избили и отправили на нудную работу. Ему нужно было, стоя на коленях, бить камушки для дорожек графского сада.

Иван так измучился на этой работе, что решил повеситься. Пошел он в лес, надел петлю на шею и прыгнул с дерева. Но тут внезапно появился цыган и перерезал веревку. Он предложил Флягину бежать от «графьев» и вместе красть коней. Не хотелось Ивану заниматься воровством, но другого выхода у него не оставалось.

Глава четвертая

В ту самую ночь, когда Иван повстречал цыгана, они вместе украли из конюшни двух лучших лошадей, а затем сбыли их в Карачеве, куда поехали. Но подельник Ивана оказался хитрым и выделил Флягину из всей суммы всего лишь рубль. А обставил это дело так, что он – профессионал, а Иван только учится воровскому ремеслу.

Понял Флягин, что цыган «нагрел» его, и ушел от конокрада. Сделал Иван через писаря отпускной вид с печатью, на что истратил последние деньги, и поехал в Николаев. Там он устроился на работу к одному барину. Жена того господина сбежала от мужа со скупщиком лошадей, бросив маленькую дочь. Вот и вверил барин свою девочку Флягину, приказал опекать ее.

Иван водил ребенка к морю, поил козьим молоком. Но как-то раз вновь приснился Флягину убитый монах и сказал, что нужно идти дальше, много еще испытаний ждет Ивана впереди. В этом же сне увидел Флягин широкую степь и диких коней.

А на морской берег стала часто приходить сбежавшая барыня. Она просила Ивана отдать ей дочку и обещала за это щедро его наградить. Но Флягин не соглашался. Не хотел он барину причинить боль.

Глава пятая

Пришел как-то на берег и новый муж барыни. Сначала они с Флягиным подрались и все деньги, что были предложены Ивану за девочку, по берегу разбросали. Но после Иван пожалел женщину и вернул ей дочку. Однако к барину уже не мог вернуться и поехал вместе с новыми знакомыми в Пензу. Там женщина заплатила Флягину двести рублей, на том и разошлись в разные стороны.

За Сурой часто торговали лошадьми. Орда татарская хана Джангара пригнала целые табуны. В последний день торговли хан выставил на продажу прекрасную белую кобылицу, которая была очень резва и красива. За нее и завязался спор, хотели завладеть лошадкой два знатных татарина. Никто из них не шел на уступки. Стояли насмерть. Много времени прошло, а кобылица все еще ничейной была.

И тогда придумали татары, как проблему решить. Сняли рубахи, сели напротив и начали, сил не жалея, пороть друг друга хлыстом по спине. Уговор был: кто сдастся первым, тот лошадь белую и уступит. Вокруг такого действа собрались зрители. Ивану так понравилось это состязание, что он и сам захотел поучаствовать.

Глава шестая

На сей раз на кону был жеребец караковый, в разы лучше белой кобылки. Сел Иван за него состязаться с татарином Савакиреем. Здоровый тот был мужик, как и Флягин. Долго они поролись. Не на шутку кровью истекали, но не уступал ни один. Но, в конце концов, не выдержал Савакирей и свалился замертво.

Татары претензий к Ивану не имели, ведь поролись они добровольно. Но вот русские власти решили Флягина под стражу взять за убийство. Снова пришлось Ивану убегать. На этот раз бежал он в степь далекую с ханом и татарами. Захотели басурманы, чтобы Флягин с ними остался. Почему-то решили, что он лечить разные хвори может. А на самом деле знал Флягин только два снадобья – калганный корень и сабур.

В скором времени взяла Ивана страшная тоска по родной сторонке. Что ни день – вспоминает Россию. Попробовал Флягин сбежать от татар, но ничего у него не вышло. Те его поймали, разрезали стопы и засунули под кожу конские волосы. После такой экзекуции передвигаться Иван мог лишь с вывернутыми ногами, на щиколотках. Конский волос иглами впивался в плоть мужчины.

Больше татары ничем Ивана не обидели, даже дали ему двух жен. Одной из них недавно исполнилось тринадцать лет. Еще раз Флягин сбежать не пытался. Через несколько лет послали его татары в соседнюю орду, а там украли Ивана другие татары и откочевали на большое расстояние.

Глава седьмая

В новой орде выделили Флягину двух других жен. Обе родили от него детей. Но Флягин не считал младенцев своими, поскольку они были не его веры.

Скучал Иван по родине все сильнее, достало его однообразие степи. Не по душе была и жесткая татарская конина. Все чаще вспоминал он свою родную деревню. Там в праздник готовят гусей и уток, а добрый пьяный священник отец Илья ходит из дома в дом. В каждой избе выпивает рюмашку и собирает угощения разные.

С татарами жизнь совсем иная. Очень тяжело было Ивану без христианской веры. С женами он жил без венчания, а если умрет здесь, знал, что похоронят без отпеваний. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он частенько выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Глава восьмая

В один день его молитвы были услышаны, в татарскую орду пришли два христианских проповедника. Еле дошел Иван до них, мешал конский волос в ступнях. А когда дошел, упал Флягин к проповедникам в ноги и попросил забрать отсюда. Но татары захотели за Ивана большой выкуп, а у проповедников таких денег не было.

Вскоре одного из проповедников Иван увидел мертвым. Кожа у него была содрана, а на лбу вырезан крест. Такая же участь ожидала и иудейского проповедника, который вскоре забрел в татарскую орду. Не любили басурманы, когда им веру чужую навязывали.

Глава девятая

Еще через некоторое время в татарскую орду пришли два человека с ящичками. Они стали пугать татар богом Талафой. Говорили, что если он разгневается, то может вызвать огонь небесный и за ночь сжечь все. Еще сказали, что такой пожар может случиться ближайшей ночью.

И, правда, в эту же ночь в степи послышалось шипение, а потом с неба начал огонь разноцветный сыпаться. Иван догадался, что это салют. Гости сбежали, но один из ящиков с фейерверками прихватить забыли. Флягин начал запускать в небо горящие предметы, а татары, которые никогда салюта не видели, со страху упали ему в ноги. Иван смекнул, что такой поворот событий ему явно на руку, и заставил татар креститься. Он сказал, что обжег кожу землей, из которой были салюты сделаны.

Флягин прикинулся больным и стал эту землю к своим раненым стопам прикладывать. Очень скоро ноги набухли, и конский волос вышел вместе с гноем. Когда ступни зажили, Иван поджег на прощание еще один фейерверк и сбежал от татар. Они гнаться за ним не осмелились, поскольку боялись гнева божьего и огня небесного.

Иван Северьяныч прошел в одиночку через всю степь и вышел к Астрахани. Там он сильно напился, попал в полицию и был отправлен в имение к графу. Отец Илья на три года отлучил Флягина от причастия, поскольку тот с татарскими женщинами «многоженствовал». А граф не захотел держать при себе такого мужика. Ивана высекли и отправили на оброк.

Глава десятая

Флягин пошел на ярмарку, где решил воспользоваться полученным опытом. Он предлагал свои услуги мужикам, которых обманывали цыгане при покупке коней. Вскоре Иван обрел хорошую славу, и его взял к себе помощником один князь.

В течение трех лет Иван жил с благородным князем и получал неплохие деньги. Вельможа доверил Ивану должность казначея, поскольку сам любил частенько сыграть в карты и проигрывался до последнего рубля. Если Иван видел, что игра у князя не шла, переставал давать ему деньги.

Словом, все было у Флягина хорошо. Единственно, что омрачало его жизнь – это запои. А случались они у Ивана частенько. Перед тем как уйти в запой, уже Иван отдавал князю свои сбережения.

Глава одиннадцатая

Однажды очень сильно захотелось Ивану напиться, а князь в это время отлучился по делам. Отдать деньги было некому. Иван держался изо всех сил. В трактире пил только чай. Но во время этого чаепития прицепился к нему один трактирный завсегдатай, который у всех на водку деньги выпрашивал. Рассказывал, что в прошлом был дворянином.

Говорил этот «дворянин» много и все просил у Ивана деньги. Флягин «сжалился» над пьяницей, купил ему и себе водки. Случайный собутыльник начал уверять Ивана, что обладает исцеляющим даром и может от страсти к выпивке избавить любого. Но в тот день оба так напились, что уже и разговаривать связно не могли.

Глава двенадцатая

Флягин боялся, что новый друг его обворует и все время проверял свой сверток с деньгами, который держал за пазухой. Когда оба вышли из трактира, «дворянин» начал бормотать какие-то заклинания, уверял, что они излечат Ивана от пагубной страсти. Так мужчины дошли до дома, из окон которого лился свет и доносились звуки гитары. Тут «магнетизер» куда-то исчез, как сквозь землю провалился. Но, возможно, Ивану так показалось, поскольку он был в этот вечер изрядно пьян.

Глава тринадцатая

Флягин немного постоял и решил войти в дом. Внутри он увидел, что цыган выводит его собутыльника через заднюю дверь. Хозяин дал «дворянину» полтинник и поблагодарил за хорошо проделанную работу. А еще добавил, что если от приведенного человека толк будет, то он подкинет еще деньжат. Затем, повернувшись к Ивану, цыган предложил ему остаться и песни послушать.

Флягин увидел, что в доме полно людей. Там были даже известные в городе люди. Гостей угощала прекрасная цыганка Груша, которая с подносом ходила по комнате. Она всем предлагала шампанское, за которое гости бросали банкноты прямо на поднос.

Цыган, что расплачивался с «дворянином», кивнул Груше, и женщина подошла к Ивану. Цыганка вежливо поклонилась и предложила Флягину шампанское с подноса. Богачи стали морщиться и шептаться, мол, зачем простому мужику такой благородный напиток.

Но Иван был уже так сильно пьян, что любой алкоголь принимал с радостью. Он заплатил за шампанское больше всех – бросил на поднос сто рублей. Сразу же несколько цыган подошли к Флягину и предложили лучшее место в первом ряду.

Вечер был в самом разгаре, цыганский хор пел и плясал. Прекрасная Груша жалобным голосом исполнила романс «Челнок» и снова пошла с подносом по рядам. Флягин опять же не отказался от шампанского и бросил еще сто рублей. Груша за такую щедрость подарила ему поцелуй.

Все гости пели, плясали и веселились вместе с цыганами. За Грушей начал увиваться молодой гусар. Иван, как увидел это, вскочил с места, вытащил несколько сторублевок и стал одну за другой бросать Груше под ноги. Потом выгреб весь сверток и подарил его цыганке.

Глава четырнадцатая

Иван не помнил, что было дальше, как он добрался домой. Утром вернулся князь, который все свои наличные проиграл в городе. Он попросил у Флягина денег, чтобы отыграться. Расстроенный Иван рассказал о том, как спустил все свои сбережения на цыганку. Князь был в шоке, но не стал ругать Ивана, поскольку сам был ничуть не лучше. Только сказал Флягину, что они очень похожи друг на друга.

Вскоре Иван попал в больницу – допился до белой горячки. А когда вышел из лечебницы, то сразу поехал на поклон к князю. Тот рассказал Ивану, что ходил к цыганам, чтобы деньги его назад вернуть. Но, когда увидел прекрасную Грушу, то сам отдал цыганам пятьдесят тысяч, чтобы только красавицу с ним отпустили. Ради нее он всю жизнь свою с ног на голову перевернул: в отставку вышел и дом свой заложил.

Цыганка уже жила в его деревне. Она вышла к мужчинам и спела романс про печаль на сердце. Князь в это время рыдал, сидя на полу в обнимку с Грушиной туфелькой.

Глава пятнадцатая

Князь был человеком ветреным, и прекрасная Груша вскоре ему надоела. Цыганка опечалилась и стала жаловаться Ивану на мужа. Женщину очень сильно раздирала ревность к супругу, который перестал обращать на нее внимание.

Обнищавший князь снова искал способ разбогатеть. Он часто стал выезжать в город, а Груша в это время съедала себя ревностью. Она подозревала, что муж нашел ей в городе замену. И ее опасения имели под собой почву. Дело в том, что в городе жила бывшая возлюбленная князя – добрая и ласкова женщина Евгения Семеновна. У них была совместная дочь. Когда-то князь купил любовнице дом, который приносил небольшой доход. Но сам приезжал сюда крайне редко.

Однажды Флягин приехал к Евгении Семеновне, и в это же время явился в гости князь. Женщина спрятала Ивана в гардеробной, и оттуда он прекрасно слышал весь разговор.

Глава шестнадцатая

Князь просил Евгению заложить свой дом и добыть для него хотя бы двадцать тысяч. Он говорил женщине, что хочет разбогатеть, а для этого ему нужно купить суконную фабрику и начать торговать красивыми и яркими тканями.

Но Евгения была умной женщиной. Она сразу поняла, что князь просто хочет дать задаток за фабрику и прослыть богатым человеком. Потом взять в жены дочь предводителя и стать богачом не от продажи сукон, а от приданого невесты. Она сказала о своих предположениях князю, и он признался, что его план именно такой.

Евгения Семеновна согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же князь будет делать с Грушей? Ведь она его жена. Князь ответил, что это не проблема. Поскольку цыганка дружит с Иваном, то он их поженит и купит для них дом.

Вскоре князь занялся покупкой фабрики, а Флягина сделал своим доверенным лицом и послал на ярмарку набирать заказы. Иван ехал обратно в хорошем расположении духа, он мечтал о встрече с любимой Грушей. Но когда вернулся, то цыганку в деревне не нашел. Люди сказали, что князь ее куда-то увез.

Подготовка к свадьбе князя с новой возлюбленной шла полным ходом. Флягин в это время сильно тосковал по Груше и был крайне обеспокоен ее судьбой. Не в силах справиться со своими чувствами, он вышел на берег реки и отчаянно стал звать цыганку. А она, как по волшебству, появилась из ниоткуда и бросилась к Ивану на шею.

Глава семнадцатая

Груша была в ужасном состоянии: грязная, оборванная, изможденная и на последнем месяце беременности. Она сходила с ума от ревности. Цыганка была одержима жаждой мести и все время повторяла Ивану, что хочет убить новую жену князя. Груша, конечно, понимала, что женщина является всего лишь невинной жертвой, но ничего не могла поделать со своими чувствами.

Глава восемнадцатая

Цыганка рассказала Ивану, что князь позвал ее прокатиться в коляске. Затем коварно завез Грушу в какой-то дом, что находился в лесу. Сказал, что теперь Груша будет жить здесь под присмотром трех девок. Цыганка догадалась, что он нашел себе новую жену, а от нее решил избавиться таким способом.

Краткое содержание Очарованный странник

По дороге к Валааму по Ладожскому озеру на корабле встретились несколько путников. Когда судно причалило у Корелы, пассажиры поехали на лошадях, рассуждая о том, зачем неугодных людей так далеко ссылать, если есть такие пустынные места, где апатия одолевает всякое свободомыслие. Одного из них звали Флягин Иван Сверьяныч . Одет он был в послушничий подрясник и с виду был похож на настоящего богатыря. Он уверял своих спутников, что является знатоком всех лошадей и всю жизнь погибал, но по воле Божьей никак не мог погибнуть. Затем он стал рассказывать историю своей жизни.

Был Иван Северьяныч родом из Орловской губернии. Он с детства жил на кучерском дворе и рано пристрастился к лошадям. В одиннадцать лет он уже стал форейтором, хотя физически был пока слаб. Как и любой форейтор, он стегал по дороге кнутом тех, кто становился у него на пути. Однажды по дороге в монастырь он так убил старика-монаха, спавшего с возу. Граф, у которого он служил, уладил это дело, но ночью Ивану во сне явился этот старик и корил его. При этом он сказал Флягину, что тот «обещанный» Богу сын, оттого будет много раз погибать, но так ни разу не погибнет, пока не придет настоящая погибель. Вот тогда он и пойдет в чернецы. С этими словами монах и исчез.

Вскоре граф со всей семьей поехали в Воронеж. В селе Крутом ему опять привиделся этот монах, но Иван слушать его не стал. Когда они проезжали через опасный обрыв, где погибло немало людей, с ними приключилась беда. Лопнул тормоз, а лошади понеслись к обрыву. Иван спрыгнул с козел и всеми силами затормозил экипаж. Граф с графиней и их дочерью чудом остались живых. Ивану, которого прозвали Голован, они обещали подарить все, что он захочет. Но он дурак попросил только гармошку. С тех пор он был в милости господ. Однажды он отрубил хозяйской кошке хвост за то, что она таскала у него голубей. За это его приказали сечь, а затем отправили в сад бить камешки молотком.

Это его так расстроило, что он хотел было покончить с жизнью. Но и тут ему не повезло. Веревку, которую он приготовил для смерти, обрезал цыган. С ним он и ушел от графа, но по дороге расстался и пошел в «няньки» к маленькой дочке одного барина. Там он тоже долго не задержался. Вышло так, что он подрался с офицером-уланом и разгневанный хозяин погнался за ним. Отослали его без паспорта прочь, и пришлось ему идти по степи, где проходят татарские торги коней. Там ему понравился один красавец-конь, из-за которого он не выдержал и запорол одного татарина до смерти. Как и полагается его отвели в полицию, но он и оттуда сбежал. Тогда татары поймали его и оставили у себя лекарем.

Много лет он прожил у татар, даже женился несколько раз и имел много детей. Но он своих жен «Наташ» и детей «Колек» не любил, так как были они «некрещеными». Иван уже совсем потерял веру попасть домой. Через некоторое время в степи появились русские миссионеры, но Ивана с собой брать не хотели. Когда одного из них убили, Иван похоронил его по православным обычаям и сказал, что «азият» надо насильно превращать в христиан. Сам он переоделся в огненного бога Талафу и крестил татар. Далее, по дороге ему встретились русские, пьющие водку, но они его «беспаспартного» прогнали. Побывав в Астрахани в остроге, он вернулся, наконец, домой.

Там он устроился по конской части, помогал выбирать хороших лошадей. Его взял к себе на работу один князь. Иван Северьяныч периодически напивался, перед этим оставляя деньги у князя. После продажи красивой лошади Дидоны он отправился в трактир, где встретил человека, которому «бросить пить христианские чувства не позволяли». Пытаясь освободить Ивана от пьянства, он чрезвычайно споил его. За ночь он перемещался из одного трактира в другой и случайно познакомился с прекрасной цыганкой Грушенькой . Все деньги он спустил на то, чтобы послушать ее пение. Хозяин Ивана и сам немало денег потратил, чтобы выкупить ее из табора.

Поначалу она ему нравилась, а потом у него остыли чувства, а Груша теперь мучилась ревностью. Князь вскоре собрался жениться, а несчастную Грушеньку хотел выдать за нелюбимого Ивана Северьяныча. Более того, он хотел ее отправить в изгнание. От всего этого у Груши сил больше не было жить дальше. Она стала просить Ивана убить ее одним ударом в сердце, иначе она сама хотела на себя руки наложить. При этом добавила, что если не умрет, то станет «самою стыдной женщиной». Иван Северьяныч колоть ее не стал, а велел молиться и потом спихнул с крутого обрыва в реку.

По дороге обратно он узнал, что крестьянских сыновей забирали в армию. Прикинувшись крестьянским сыном, он попросился на войну, хотел найти быструю погибель. Перед отъездом он отдал все свои деньги в монастырь, как вклад за Грушину душу. На войне он мечтал погибнуть, но остался невредим. Тогда рассказал он про Грушину убийство, но доказательств нет, оттого никто ему не поверил. Вскоре его отправили домой с орденом святого Георгия и рекомендательным письмом. Сначла он недолго работал в адресном столе, потом подался в актеры. Но и там он долго не задержался. Ему выпала роль демона, а как раз была Страстная неделя. Играть такую роль было грех, тогда ушел он в монастырь.

Монастырская жизнь ему была по душе. Там и лошади были, и жизнь в послушании. Однажды ему явился бес в женском образе. После этого он стал усердно молиться, остались только маленькие бесы. Одного беса он зарубил топором. Как потом оказалось, это была корова. После очередной такой выходки посадили его в погреб, где у него открылся дар пророчества. Но и монастырь не стал для него последним пристанищем. Теперь на корабле он отправлялся молиться в Соловки. Внутренний голос предвещал ему скорую смерть и отправлял на войну, а за свой народ и умереть было не жаль.

«Очарованный странник» - одно из лучших произведений самобытного русского писателя Н. С. Лескова. Сам автор считал произведение рассказом, хотя литературоведы склонны называть его повестью. Как бы то ни было, главная его заслуга - особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ Ивана Северьяныча Флягина, человека с истинно русской душой, которого умело изобразил Лесков.

«Очарованный странник»: краткое содержание 1 главы

Повествование начинается с сообщения о том, что группа случайных попутчиков направлялась по Ладожскому озеру к Валааму. По пути зашли в Корелу, которая, по мнению одного из пассажиров, могла бы стать идеальным местом для жизни изгнанников. Завязался разговор о том, что в Корелу как-то сослали семинариста, и вскоре он повесился. Так перешли к вопросу о самоубийцах, и за опального дьячка вступился человек, которого раньше никто не замечал.

Немолодой (по виду ему можно было дать за пятьдесят), огромный, смуглолицый, со свинцового оттенка волосами, он больше смахивал на русского богатыря. Между тем, подрясник, широкий монастырский пояс и высокий колпачок указывали на то, что этот пассажир мог быть послушником или постриженным монахом. Так знакомит со своим героем читателя Н. Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается рассказом черноризца о человеке, который получил разрешение молиться о самоубийцах. Это был попик-пьяница, которого высокопреосвященный владыка лишил места. Сначала наказанный монах хотел лишить себя жизни, но потом подумал, что тогда душа его грешная покоя не найдет. И стал он скорбеть и усердно молиться. Владыке же как-то приснился святой отец Сергий, просивший милости за того самого попика. Спустя время высокопреосвященный вновь увидел странный сон. С грохотом скакали в нем рыцари и молили: «Отпусти его! Он за нас молится!» Проснувшись, понял владыка, кем были воины, и отправил попика на его прежнее место.

Когда черноризец закончил рассказ, слушатели обратились к нему с вопросами: кто он сам таков? Оказалось, что в былые времена пассажир нес военную службу. Был конэсером и умел ловко укрощать лошадей. Побывал в плену и вообще многое перенес на своем веку. А в монахи пошел, так как родительское обещание выполнить следовало - такой получилась беседа и ее краткое содержание.

Очарованный странник - 1 глава стала началом большой и интересной истории - поведал собравшимся о своей жизни с самого ее начала.

Жизнь у графа

Иван Северьяныч Флягин, или Голован, родился в семье дворовых в Орловской губернии. Мать умерла после родов. Осталось предание, что она долго не имела детей и в случае милости обещала младенца богу. Отец служил кучером у графа, потому мальчик с детских лет познал искусство обращения с лошадями. На одиннадцатом году его уж определили форейтором. Тогда-то и произошла эта история. Однажды шестерик графа, где сидел Иван, догнал воз, который никак не уступал дорогу. На сене лежал человек, и герой решил его проучить: огрел кнутом вдоль спины. Лошади помчались вскачь, а ехавший на возу монах упал, запутался в вожжах, отчего и умер. Ночью он явился Флягину и сообщил, что тот обещан богу и, коль пойдет наперекор судьбе, будет множество раз умирать, но не умрет.

Вскоре случилась первая неприятность. При спуске лопнул тормоз, а впереди - пропасть. Бросился Иван на дышло, и лошади остановились. А затем полетел вниз. Очнувшись, узнал, что спасся чудом - упал на глыбу и на ней скатился на дно. Лошади разбились, но граф спасся - заканчивает эту историю Лесков. Очарованный странник - краткое содержание 2 главы это подтверждает - начал трудный жизненный путь, предсказанный монахом.

У графа Флягин служил недолго. Завел он голубей и заметил, что кошка птенцов таскает. Поймал в силки и хвост отрубил. Оказалось, это хозяйкина Зозинька была. Высекли его и заставили на коленях камешки бить. Не выдержал Иван и хотел повеситься. Но его спас цыган и позвал к себе - на этом заканчивается 3 глава.

В няньках

Недолго был герой в разбойниках. Цыган заставил его лошадей своровать, затем продал их, а Ивану дал только целковый. На том и разошлись - отмечает Лесков.

Очарованный странник - содержание по главам расскажет о герое еще много необычного - решил наняться на работу и столкнулся с барином. Тот расспросил, кто он, и, выслушав, сделал вывод: коль птенцов пожалел, то и за грудным дитем, что сбежавшая жена бросила, присмотрит. Так Флягин стал за девочкой ухаживать. Она уж подросла, когда случилась новая неприятность. Однажды Иван, посадив ребенка в песок - так ноги ей лечил - задремал, а когда очнулся, увидел чужую женщину, прижимавшую девочку к себе. Она стала просить отдать ей дочь. Нянька на это не согласился, но стал каждый день ребенка матери приносить. В один из дней пришел и ее ухажер. Стали они драться, как вдруг появился барин. Неожиданно Голован решил отдать ребенка матери и сам с ними сбежал. Да только не смог простить себе, что дрался с офицером, и вскорости ушел. О новых его приключениях расскажет краткое содержание.

Лесков, «Очарованный странник»: знакомство с Джангаром

Вышел герой в степь, где ярмарка развернулась. Заметил, что множество народу стоит по кругу, а в центре какой-то татарин сидит. Это был хан Джангар, которому вся степь от Урала до Волги подчинялась. Здесь шел торг относительно прекрасной кобылицы. Сосед рассказал Флягину, что так всегда бывает. Распродаст хан лошадей, а самую лучшую на последний день припасет. И пойдет тогда торг нешуточный. Действительно, в спор вступили два татарина. Сначала они деньги давали, потом дочерей хану посулили, наконец, стали раздеваться. «Сейчас перепор пойдет», - пояснил сосед. Татары сели один против другого, взяли нагайки и стали друг друга по голой спине стегать. А Флягин все выспрашивал, в чем секреты такой борьбы кроются. Когда один из татар упал, а другой накинул на лошадь халат, лег на нее брюхом и уехал, герой вновь заскучал. Однако сосед отметил, что, наверняка, Джангар еще что-то припас, и герой оживился - подводит итог Лесков. Очарованный странник - краткое содержание следующей главы это подтвердит - решил: если еще что-то подобное случится, сам примет участие в состязаниях.

Сосед не ошибся: хан вывел жеребенка, которого описать было нельзя. Решил поторговаться за него и офицер, которому Иван дочку барина отдал. Только денег у него мало имелось. Флягин подбил его на торг, сказав, что сам с татарином поборется. В итоге запорол противника до смерти и выиграл коня, которого офицеру отдал. Правда, потом в Рынь-пески бежать пришлось: кочевники-то ничего, а русские хотели его судить.

Жизнь у татар

Описанием десятилетнего плена продолжается краткое содержание. Очарованный странник, по главам 6, 7, много чего претерпел. Оказавшись у татар, попытался бежать, но те его поймали и подщетинили: подрезали на пятках кожу, набили в рану резаного конского волоса и зашили. Иван признался, что, когда впервые после операции встал на ноги, закричал и заплакал от боли. Потом научился ходить на щиколотках. Татары дали ему двух «Наташ»: сначала жену забитого им татарина, а потом тринадцатилетнюю девочку, которая часто веселила Ивана. Они родили ему детей, но поскольку татарчат не крестили, он не считал их своими. Сам Флягин занимался лечением лошадей и людей. Очень скучал по Родине и не переставал молиться.

Через время увез его к себе другой хан, где произошла встреча с монахами, отправленными в Рынь-пески христианство устанавливать. И хотя они отказались ему помочь, Флягин вспоминал их по-доброму: миссионеры от татар смерть приняли за свои убеждения.

Помощь пришла неожиданно - от индийцев, явившихся в степь коней покупать и настраивать татар против русских. Стали они пугать население своим богом, который огонь якобы насылает. В самом деле, по ночам раздавались громкие звуки, а с неба искры сыпались. Пока татары по степи разбегались и своему богу молились, Иван разглядел, что это был простой фейерверк, и решил использовать его для освобождения. Первым делом загнал бусурман в реку и окрестил, а потом и молиться заставил. А еще нашел он в коробочках землю, что кожу разъедала, притворился больным и недели две себе пятки выжигал, пока вся щетина с гноем не вышла. Вылечившись, нагнал страху на татар, приказал им три дня из юрт не выходить, а сам дал деру. Несколько дней пешком шел, пока русских людей не увидел. Таким образом, много испытаний претерпел в плену, как показывает краткое содержание, очарованный странник. По главам этим можно судить, что Иван Северьяныч - человек отважный, решительный, преданный своей стране и вере.

Возвращение на родину

9 глава завершается тем, как Флягина арестовали за отсутствие паспорта и доставили в Орловскую губернию. Графиня уж померла, а муж ее приказал бывшего дворового высечь и отправить к батюшке исповедаться. Однако отец Илья отказался причащать героя за то, что он с татарками жил. Выдали Ивану паспорт и прогнали со двора.

Описанием дальнейших приключений героя, ощутившего теперь полную свободу, продолжает повествование Лесков.

Очарованный странник, краткое содержание, анализ поступков которого все больше возбуждали любопытство слушателей, попал на ярмарку, где меняли и продавали лошадей. Так получилось, что он уберег от обмана мужика: цыган хотел отобрать у него хорошего коня. С той поры так и повелось: Иван простому человеку хорошую лошадь выбирал, а тот в награду давал ему магарыч. Тем и жил.

Вскоре слава о Головане разлетелась далеко, и стал его один князь просить, чтобы научил своим премудростям. Флягин - человек не жадный, потому дал советы, которые сам использовал. Однако князь показал свою полную непригодность в этом деле и позвал героя к себе в конэсеры. Жили они мирно и уважали друг друга. Бывало, правда, Иван совершал выходы - отдавал деньги князю, предупреждал его об отлучке и кутил. Но однажды решил он поставить в этом деле точку. И так получилось, что последний выход стал самым страшным.

Действие магнетизма: содержание

Очарованный странник - по главам 8-9 выходило, что он попал под власть хорошего знатока человеческой психологии - рассказал, что у князя была замечательная кобыла. И вот в один из дней они по-отдельности направились на ярмарку. Вдруг Иван получает приказ: привести хозяину Дидону, любимую свою лошадь. Очень огорчился герой, но так как возможности передать князю полученные им для ярмарки деньги не было, решил свой выход отложить. И пошел в трактир чаю попить. Там он застал удивительную сцену: какой-то человек за рюмку вина пообещал съесть стекло. И сделал-таки это. Флягин пожалел страдальца и решил угостить его. Во время разговора новый знакомый сообщил, что занимается магнетизмом и может избавить человека от его слабостей. Первую рюмку, нужную для дела, Иван не хотел пить, но третью уже сам наливал. Успокаивало только то, что пьет для лечения - отмечал, рассказывая о состоявшейся беседе слушателям и передавая ее краткое содержание очарованный странник. 11 глава заканчивается тем, что вывели их из трактира уже перед закрытием.

А дальше происходили какие-то непонятные вещи: виделись рожи, перебегавшие дорогу, а баринок знакомый то не по-русски что-то наговаривал, то руками по голове водил, то сахаром кормил… В конце концов оказались они в каком-то доме, в котором свечи горели и звуки музыки раздавались.

Знакомство с Грушей

В большой комнате собралось много народа, среди которого увидел Флягин и знакомых. А в центре стояла прекрасная цыганка. Допев песню, она пошла по кругу, подавая гостям бокал. А те выпивали шампанское и клали на поднос золотые да ассигнации и получали в награду поцелуй. Хотела она мимо героя пройти, но цыган ее окликнул, заметив, что у них любому гостю рады. Выпил Иван и достал сторублевку, за что тут же был вознагражден и проведен в первый ряд. И так весь вечер. А в конце его, когда уж все просто так стали золотые и деньги бросать, пустился в пляс и все пять тысяч из-за пазухи под ноги красавице побросал. Зато уж пить с того дня точно бросил. Вот в такую невероятную историю попал, как отмечает Лесков, очарованный странник. Краткое содержание 11 главы и описание вечера у цыган раскрыли для слушателей новую сторону характера черноризца - наивного, доброго, открытого человека.

Цыгане привели Ивана к князю. Тот хотел сначала его наказать, но так как сам нынче все деньги проиграл, простил. А потом с героем случилась горячка, и очнулся он только через несколько дней. Первым делом направился к князю, чтобы долг отработать, но узнал, что его хозяин сам был очарован цыганкой и теперь готов ради нее на все. А после привел девушку, сообщив, что имение заложил и в отставку вышел. Груша начала петь, но расплакалась, чем разворошила душу князю. Он зарыдал, а цыганка вдруг успокоилась и стала его утешать.

Убийство Груши

Сначала жили князь с цыганкой хорошо, но как человек переменчивый, он скоро охладел к девушке. Томило и то, что нищим из-за нее остался. Все реже стал князь появляться дома. Флягин, между тем, привязался к Груше и полюбил ее, как родную. И вот стала девушка просить Голована разузнать, нет ли кого у князя. С этого началась еще одна трагическая история, которую подробно описывает в последних главах Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием встречи князя с бывшей возлюбленной и матерью его дочери, Евгеньей Семеновной. Именно к ней отправился Иван Северьяныч после разговора с Грушей. Она сообщила, что князь собирается покупать в городе фабрику и сегодня должен заехать повидать дочь. Вскорости раздался звонок, и герой собрался уходить. Но нянька, увидевшая в Иване собеседника, предложила спрятаться в гардеробной и послушать разговор. Так Флягину стало известно, что князь хочет, чтобы Евгенья Семеновна заложила купленный им для дочери дом и одолжила ему денег. На них он купит фабрику, наберет, благодаря Головану, заказов и поправит дела. А надоевшую Грушу можно выдать замуж за Ивана Северьяныча - так завершил разговор князь (здесь приведено его краткое содержание).

Лесков - «Очарованный странник» по главам подтверждает, что Флягину действительно было суждено много раз погибать, но не погибнуть - вновь ставит героя перед выбором. Хотя Иван Северьяныч и был очень привязан к цыганке, но жениться на ней не мог: знал, как любила девушка князя. А еще понимал, что она со своим гордым характером вряд ли смирится с подобным решением. Поэтому, сделав заказы для хозяина, он сразу же отправился проведать Грушу. Однако в доме князя нашел лишь большие переустройства - девушки там не было. Первая пришедшая в голову мысль испугала его, но герой все же отправился на поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, князь поселил девушку на новом месте, а сам задумал жениться. Обманом Груше удалось сбежать - она непременно хотела увидеть Ивана Северьяныча. И теперь, при встрече, призналась, что жить так дальше нет мочи, а самоубийство считает страшным грехом. После этих слов она подала Головану нож и попросила ударить в сердце. Флягину ничего не оставалось, как толкнуть девушку в реку, и она утонула. Так невесело закончилась эта страница в жизни черноризца.

На военной службе

Совершив, пусть и вынужденное, но убийство, Иван Северьяныч захотел оказаться подальше от этих мест. На дороге встретил плачущих крестьян: они провожали сына в солдаты. Флягин назвался его именем и отправился на Кавказ, где прослужил больше пятнадцати лет. Совершил он и подвиг: под татарскими пулями переплыл реку и подготовил мост для переправы. Такова была служба, за которую получил Георгиевский крест (не позволяет писать об этом много краткое содержание) очарованный странник.

По главам анализ помогает последовательно воссоздать образ могучего, честного, бескорыстного, верного своим идеалам человека. После службы он еще будет актером и вступится за девочку. А затем все же выполнит обещание, данное богу матерью, и поселится в монастыре. Но и здесь его не оставляют неприятности: или бесенята шалят и смущают, или Петр-апостол явится. А теперь направляется черноризец в Соловки, где желает поклониться святым Савватию и Зосиме.

Таким длинным и интересным сделал рассказ главного героя - самые важные его части включены в краткое содержание - Лесков. «Очарованный странник» по главам, последовательно, познакомил читателя с жизнью одного из замечательных русских людей - Ивана Северьяныча Флягина. Кстати, этим его приключения вряд ли закончатся, так как после Соловков герой планирует вновь вернуться на службу.

  1. Иван Северьянович Флягин . На момент повествования ему 52 года. Добрый, честный и ответственный человек. Прожил интересную и насыщенную жизнь. Мать вымолила его у Бога и ему пророчествовали, что к нему сам он и придет.

Другие герои

  1. граф ;
  2. барин-поляк ;
  3. хан ;

Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Путешественники посетили поселок Корела во время своего путешествия по Ладожскому озеру. Когда поездка продолжилась, путешественники начали дискутировать об этом довольно бедном городке
Один из собеседников, предрасположенный к философии, предложил, что неудобных государству людей требуется отправлять не в Сибирь, а именно в Корелу. Это выгодней для страны, чем отправлять за Урал.

Иной заявил, что проживавший тут в изгнании дьякон недолго выдержал царящую в поселке атмосферу апатии и скуки - взял и повесился. За самоубийцу вступился одинокий пассажир, безмолвный, громоздкий, седой человек лет 50 в одеянии послушника.

По внешнему виду он напоминал богатыря Илью Муромца. Герой поведал о священнике из столичного духовенства, который молился за самоубийц и тем самым «исправляет их положение» в аду. По причине пьянства Филарет желал расстричь попа, но за такого заступился сам преподобный Сергий, два раза появившийся перед патриархом во сне.

Вслед за тем пассажиры начали расспрашивать богатыря в черной рясе о его жизни, и узнали, что работал он в армии конэсером - подбирал и укрощал армейских лошадей, к коим имел определенный подход. По всему было видать, что монах прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры упросили его поведать о себе.

Начало жизни и пророчество

Иван Северьяныч Флягин был рожден крепостным в Орловской губернии в имении. Граф разводил лошадей, а Иван работал при нём кучером. У мамы Ивана длительное время не было детей, и она буквально вымолила ребёнка у бога, а сама погибла при рождении первенца. Мальчишка появился с большой головой, в следствие этого прислуга прикрепила к нему прозвище Голован.

Раннее детство герой провёл на конюшне, где и полюбил лошадей. В 11 лет его посадили форейтором на шестёрку, которой управлял его отец. Иван обязан был шуметь, прогоняя с дороги людей. Задремавшихся требовалось стегать кнутом.

Как-то Иван вместе с отцом везли графа мимо подворья монастыря. Мальчишка стегнул кнутом заснувшего монаха. Тот ужаснулся, свалился с тележки, лошади понесли, и монаха затоптали. Ночью Ивану явился убитый монах, заявил, собственно Иванова матушка не только вымолила его, но и сулила богу, и велел направляться в монастырь.

Монах пообещал, что будет Флягин большое количество раз гибнуть и ни разу не погибнет, пока же придёт его истинная смерть, и он за это время вспомнит материно обязательство за сына и сходит в черное духовенство.
Иван не придал смысла речам мёртвого монаха, но в скором времени произошла его «первая погибель». По проезжей части в Воронеж упряжка графа совместно с экипажем чуть не обрушилась в основательную бездну.

Иван смог приструнить лошадей, а сам свалился, но чудом остался живЗа спасение собственной жизни граф принял решение вознаградить Ивана. Мальчишка захотел обыкновенную гармошку, с которой обращаться так и не научился.

В скором времени Иван завёл для себя пару голубей, от их пошли птенцы, коих повадилась трепать кошка. Иван кошку застал, высек и убил. Кошка принадлежала приближенной горничной графини. Женщина прибежала к Ивану браниться, что ударил её «метлою по талии», за собственно, что был выпорот на конюшне и отправлен на тяжелую работу.

Иван дробил гранит, длительное время, собственно, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть издевки - мол, осудили его за кошкину смерть - и принял решение повеситься в ближнем осиновом леске. Лишь только навис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану податься с ним в грабители. Флягин согласился.

Поступление в няньки

Дабы Иван не скрылся теперь от него и оказался у него на крючке -цыган принудил его похитить лошадей из графской конюшни. Жеребцов реализовали задорого, но Иван получил лишь только рубль серебром, поругался с цыганом и принял решение идти сдаваться властям. Но попал к ушлому писарю.

За рубль и нательный крест из серебра тот сделал Ивану пропуск и порекомендовал направляться в Николаев, где было в достатке работы.В Николаеве Иван попал к барствующему поляку. Его жена убежала с военным, бросив свою маленькую еще грудную дочь, которую Иван обязан был нянчить, в том числе кормить козьим молоком.

За год Иван привязался к девочке. Однажды он обнаружил, что ножки у девчонки «колесом идут». Лекарь заявил, что это последствия «аглицкой болезни» и порекомендовал закапывать ребёнка в тёплый песок.Иван начал носить девочку на берег залива. Там ему вновь показался монах, манил его куда-то, демонстрировал большущий белоснежный монастырь, степи, «диких людей».

Очнувшись, Иван заметил, как незнакомая женщина целует его воспитанницу. Женщина оказалась ее матерью. Забрать ребёнка Иван не позволил, но дал добро встречаться им на этом месте, в тайне от поляка.Женщина поведала, что мачеха против воли выдала её замуж за барина.

Когда женщине пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку огромные средства, но Иван Северьянович категорически отказался, потому что был человеком «должностным и верным».За это время явился сожитель женщины, улан. Иван предпочел с ним подраться и плюнул на все деньги, которые ему предлагали. «Ничего, не считая телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги подымать не стал, и этим жестом приглянулся Ивану.

Попробовал улан дитя схватить, Иван сначала не дал, а затем заметил, как мать к нему тянется, и сжалился. В это же время был замечен барин-поляк с оружием, и Иван успел уехать с дамой и уланом, оставив у поляка свой паспорт.

В Пензе улан заявил, собственно что он, человек военный, содержать у себя беглого крепостного не имеет возможность, отдал Ивану деньги и отпустил. Иван принял решение в полицию пойти, но в начале зашёл в трактир, напился чаю с кренделями. Там хан Джангар, «первый степной коневод» продавал хороших лошадей. Два татарина принялись бороться за породистую кобылицу.

Плен у татар

В битву за надлежащего жеребца встрял улан. Иван вступил взамен него в битву с татарином и до смерти застегал его плетью. Татары, дабы не загремел герой в тюрьму забрали его собой

Прожил Иван в степи 10 лет, был у кочевников за лекаря. Соскучившись по родине, желал уволиться, но татары его поймали и «подщитинили»: сделали надрез на коже ступней, затолкали туда конского волоса, так и зашили. Когда всё зажило, Ивану очень больно было ходить: кололась щетина внутри, нарывала и гноилась.

Несколько лет Иван прожил в орде с татарами. У него была своя кибитка, даже две жены и дети. Затем другой хан попросил полечить супругу и оставил лекаря у себя. Но за 10 лет жизни с кочевниками к степи он так и не привык, и тосковал по дому.
В ночное время он неслышно уходил в степь и молился.

Однажды в орде появились двое православных священников - приехали обращать татар в христианство. Попросил Иван попов высвободить его, но те в дела кочевников ввязываться категорически отказались. Вскоре Иван нашел одного из нх мертвым, похоронил по-христиански.

Через год были замечены в орде двое в чалмах и ярких одеждах. Приехали они из Хивы жеребцов закупать и настраивать татар против русских. Дабы татары не ограбили их и не уничтожили, они начали страшить людей пламенным богом Талафой, который отдал им личное пламя.

Однажды

ночью незнакомцы сделали пламенное светопредставление. Жеребцы испугались и разбежались, а татары кинулись их ловить. В стане остались только дряхлые старики, дети да женщины. Иван вылез из своего жилища и понял, что пугали кочевников обычными фейерверками. Флягин нашел их большой запас, запустил, тем самым напугал татар и те дали согласие креститься в православную веру.

Иван нашел и «едкую землю»: приложил он ее к коже и прикинулся, что вставать не может с кровати. За несколько дней ступни разъело, и зашитая щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Ивану удалось сбежать от татар. Долгими путями, но Иван Флягин оказался у своего барина. Тот его выпорол дважды и отпустил, вручив паспорт на все четыре стороны.

Обустройство у князя

Ушёл Иван из родного усадьбы и попал на ярмарку, где заметил, как цыган пробует продать мужчине больную лошадь Будучи на цыган в обиде, Иван несомненно помог крестьянину. Так и начал он бродить по ярмаркам, мешая цыганам и барышникам наживаться на простом люде. Один граф все выпытывал у Флягина, как он распознает лошадей – но тот секрета барину не открыл. Пришлось князю звать его к себе работать конэсером.
Три года Иван исполнял свою работу, берег и деньги графа от излишних трат (тот давал ему их на сохранение, когда пьянствовал). Но однажды в трактире Флягина обворожила цыганка Груша, тот и кинул к ее ногам все казенные деньги.

Цыганка Груша

Протрезвев, Иван сознался князю:растратил казну на цыганку.
Позже Флягину стало известно — его князь заложил свои богатства для покупки из табора той самой цыганки.

Груша полюбила князя, а он со временем стал тяготиться ее любовью. Иван жалел цыганку и постепенно сдружился с ней.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его беднота. Его предприятия не увенчивались успехом, шли одни убытки. Груша заподозрила, что у князя есть возлюбленная.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным очевидцем их беседы. Князь желал взять в долг у Евгении Семёновны средств, арестовать в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и повенчаться на богатой наследнице. Грушу же он намеревался выдать замуж за Ивана.

Всё еще любившая князя дама заложила подаренный им же дом, и в скором времени князь посватался к завидной невесте. Возвратившись с ярмарки, где закупал «у азиатов» ткани и брал заказы, Иван понял, что дом убран к свадьбе, а былой возлюбленной цыганки нет. Князь убил Грушу? Флягин стал искать, и у рек нашел ее живую. Предложил жить вместе, но она отказалась. Сама Груша опасалась, что может сгубить новую жену князя берет клятву с героя – убить ее. Иван скинул влюбленную женщину с обрыва в реку.

Служба в армии

Иван сбежал и длительное время скитался, пока же Груша, явившаяся в облике крылатой фигуры не показала ему дорогу. В пути ему встретился дом, из которого у двух стариков забирал в армию единственного сына. С согласия Ивана родители сделали нужные бумаги: он стал теперь Петром Сердюковым. И отправился служить вместо него

Попав на службу, Иван попросился на Кавказ – шансы погибнуть там были высоки, чего герою хотелось больше всего. Но прослужил он там больше 15 лет. Но его берегли высшие силы. Был эпизод, когда его оберегала Груша. После этого эпизода Иван рассказал историю своей жизни полковнику.

Выяснилось, что по документам убийства цыганки не было. Иван Флягин погиб в крестьянском доме Сердюковых.
После прояснения этих обстоятельств полковник подумал, что от службы у героя помутился рассудок. Произвел его в офицерское звание и отправил к важной персоне в Петербург. Там ему поспособствовали, сделали справщиком, но карьера его в этой должности не пошла. Дохода от этой службы практически не было.

В кучера офицера Ивана офицера, не брали, и он пошёл в уличный балаган. Там Иван заступился за молодую актрису, и его выгнали.

Исполнение пророчества

После всех этих скитаний пошел Иван Флягин в монастырь. Стал отцом Измаилом, заботился о лошадях и был доволен монашеским укладом жизни. Старцы научили изгонять бесов из своей души – молиться, стоя на коленях. Под конец жизни ему стало казаться, что есть у него дар пророчества. Он предрекал скорую войну. Он так в нее уверовал, что вновь намеревался пойти в армию служить.

Н.Лесков пишет о себе, что он знает глубину характера русского человека. Но повесть выстроена таким образом, что непонятно отношение писателя к герою. Иван Флягин – странник не только по внешним житейским обстоятельствам, но и по внутреннему миру. С каждым шагом он все дальше продвигается в глубь себя, открывая Бога внутри своей души. «Очарованный» — находится под действием чар жизни, поддается под их влияние и тем самым находит свое предназначение.

Тест по повести Очарованный странник