Open
Close

Откуда был заимствован термин социальная стратификация. Социальная стратификация определение

Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой". Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

  • Социальная структура
  • Социальный класс
  • Креативный класс
  • Социальное неравенство
  • Религиозное расслоение
  • Расизм
  • Касты
  • Классовая борьба
  • Социальное поведение

Ссылки

  • Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
  • Социальная стратификация
  • Сушкова-Ирина Я. И. Динамика социальной стратификации и ее представленность в картинах мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . - 2010. - № 4 - Культурология.
  • Эксперты ИА REX о социальной стратификации

Примечания

  1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C. 373
Категории:
  • Социология
  • Социальная иерархия

Соц стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

32.КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Существует особый вид стратификации современного общества, который носит название классовой стратификации .

Общественные классы , по определению Ленина "... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Впервые развернутое понятие социального класса было сформулировано К. Марксом посредством использования понятия классово-образующего признака . По Марксу таким признаком является отношение людей к собственности. Одни классы в обществе владеют собственностью, могут распоряжаться собственностью, в то время как другие классы лишены этой собственности. Такое разделение может приводить к межклассовым конфликтам, которые направлены прежде всего на перераспределение, передел собственности. Наличие этого признака классового разделения общества продолжает использоваться многими современными учеными.

В отличие от Маркса, немецкий социолог Макс Вебер выделяет несколько признаков классового разделения общества. В частности, он рассматривает престиж как один из важнейших признаков социального класса. Кроме престижа, Вебер считает такими признаками богатство и власть, а также отношение к собственности . В связи с этим Вебер выделяет в обществе значительно большее количество классов, чем Маркс. Каждый из социальных классов обладает собственной субкультурой, которая включает в себя специфические способы поведения, принятую систему ценностей и набор социальных норм. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует собственные ценности, модели поведения и идеалы. Эти субкультуры имеют достаточно четки границы, внутри которых индивиды чувствуют сво: принадлежность к социальному классу, идентифицируют себя с ним.

В настоящее время существует достаточно много моделей классовой структуры общества. Однако самой распространенной моделью следует считать модель У. Уотсона . Согласно этой модели современное общество делится на шесть основных классов. Особенно четко выделены высшие и средние классы общества.

Опыт использования этой модели показал, что она имеет ограничения применительно к дорыночной России. Однако с развитием рыночных отношений классовая структура российского общества все более напоминает классовые структуры западных стран. Именно поэтому модель классовой структуры Уотсона может иметь большое значение при анализе социальных процессов протекающих в современной России.

Социальная стратификация

Социальная стратификация - это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. У различных авторов понятие страты нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя далее эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия. Вот почему М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов - он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям)

Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на "верхние ступени" социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Выделение у М. Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П. Сорокин . Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И, напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в кругах высшего общества.

В дальнейшем социологами предпринимались неоднократные попытки расширить число критериев стратификации путем включения, например, образовательного уровня. Можно принимать или отвергать дополнительные стратификационные критерии, но видимо нельзя не согласиться с признанием многомерности этого явления. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких пластов, не совпадающих полностью друг с другом.

В 30-40-е годы в американской социологии была предпринята попытка преодолеть многомерность стратификации путем предложения индивидам самим определить свое место в социальной структуре.) В исследованиях, проведенных У.Л. Уорнером в ряде американских городов, стратификационная структура была воспроизведена на основе принципа самоидентификации респондентов с одним из шести классов на основе разработанной автором методики. Данная методика не могла не вызвать критического отношения в силу дискуссионности предложенных критериев стратификации, субъективизма респондентов и, наконец, возможности эмпирические данные по нескольким городам представить как стратификационный срез всего общества. Но такого рода исследования дали другой результат: они показали, что сознательно или интуитивно люди ощущают, осознают иерархичность общества, чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

Тем не менее, исследование У. Л. Уорнера не опровергло утверждение о многомерности стратификационной структуры. Оно лишь показало, что разные виды иерархии, преломляясь через систему ценностей человека, создают у него целостную картину восприятия этого социального феномена.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. И здесь перед исследователями встает проблема делений на шкале социальной иерархии. Иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полным. Введение такого критерия как уровень богатства или доходов вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.

Иерархическая система современного общества лишена жесткости, формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться "внизу". Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к "размыванию" иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное "вытягивание" последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет "усечения" верхушки конуса - явление повторяющееся в истории всех обществ. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность "гасится" не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет.

"Размывание" среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями.

Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться и уменьшаться. Это связано со множеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое обновление и появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может "вытягиваться" беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения национального богатства власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости, либо, чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Забота о среднем слое - залог стабильности общества.

Что такое стратификация общества?

Психея

Стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

Баркодавр

Социация - одна из основных тем в социологии. Это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия) , вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса) . В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В самом раннем, архаическом обществе структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники) . Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны – многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают существование множества порою стратификационных моделей) . Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки со слоям земли.

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
"Стратификация" - термин принят в науке, а слово "расслоение" больше употребляется в повседневном языке.

Социальная стратификация (краткое определение) - социальное расслоение, т. е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Расслоение - разделение общества на бедных и богатых, к-рые составляют два полюса общества.

Поляризация общества - процесс, когда расстояние сильно увеличивается между бедными и богатыми.

Классом называют большую соцгруппу, владеющую средствами производства, занимающую определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения доходов.

Андеркласс - самый нижний слой стратификации (нищие) .

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.


Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

32.КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Существует особый вид стратификации современного общества, который носит название классовой стратификации .

Общественные классы , по определению Ленина "... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Впервые развернутое понятие социального класса было сформулировано К. Марксом посредством использования понятия классово-образующего признака . По Марксу таким признаком является отношение людей к собственности. Одни классы в обществе владеют собственностью, могут распоряжаться собственностью, в то время как другие классы лишены этой собственности. Такое разделение может приводить к межклассовым конфликтам, которые направлены прежде всего на перераспределение, передел собственности. Наличие этого признака классового разделения общества продолжает использоваться многими современными учеными.

В отличие от Маркса, немецкий социолог Макс Вебер выделяет несколько признаков классового разделения общества. В частности, он рассматривает престиж как один из важнейших признаков социального класса. Кроме престижа, Вебер считает такими признаками богатство и власть, а также отношение к собственности . В связи с этим Вебер выделяет в обществе значительно большее количество классов, чем Маркс. Каждый из социальных классов обладает собственной субкультурой, которая включает в себя специфические способы поведения, принятую систему ценностей и набор социальных норм. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует собственные ценности, модели поведения и идеалы. Эти субкультуры имеют достаточно четки границы, внутри которых индивиды чувствуют сво: принадлежность к социальному классу, идентифицируют себя с ним.

В настоящее время существует достаточно много моделей классовой структуры общества. Однако самой распространенной моделью следует считать модель У. Уотсона . Согласно этой модели современное общество делится на шесть основных классов. Особенно четко выделены высшие и средние классы общества.

Опыт использования этой модели показал, что она имеет ограничения применительно к дорыночной России. Однако с развитием рыночных отношений классовая структура российского общества все более напоминает классовые структуры западных стран. Именно поэтому модель классовой структуры Уотсона может иметь большое значение при анализе социальных процессов протекающих в современной России.

Социальная стратификация - центральная тема социологии.

Стратификация - наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу их положения в социальной иерархии .

Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти.

Страта - переводится «пласт, слой». Термин «стратификация» был заимствован из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М, 2001 - с. 265. Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

Соц. страта - слой, люди с общим статусным признаком своего положения, чувствующие свою связность. Это горизонтальное деление Идентифицируется по культурно-психологическим оценкам, реализующимся в поведении и сознании.

Признаки слоя - экономическое положение, вид и характер труда, объём властных полномочий, престиж, авторитет, влияние, местопроживания, потребление жизненных и культурных благ, семейные связи, круг общения. Изучают: взаимовлияние элементов, самоидентификацию и восприятие группы другими.

Функции стратификации - поддерживать социум в упорядоченном состоянии, сохранять его границы и целостность; приспособление к меняющимся условиям, сохраняя культурную идентичность. Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К. Маркс и М. Вебер.

Основные стратификации:

1. По Марксу - владение частной собственностью.

2. По Веберу:

Отношение к собственности и уровень доходов,

Отношение к статусным группам

Наличие политической власти или близость к политическим кругам.

3. По Сорокину - основными стратификациями выступают: - экономическая, - политическая, - профессиональная

Сегодня соц. стратификация носит иерархический характер, сложна и многопланова.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Открытая классовая стратификация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т.д. С развитием современного общества растет социальная мобильность, т.е. активизируется переход из одних страт в другие.

Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты перехода из одной страты в другую. Кастовый строй не типичен для современного общества.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты.

Исторические типы социальной стратификации:

Рабство,

Рабство. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Обычно указывают на три причины рабства:

1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

2. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

3. война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Кланы. Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов.

Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Классы. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Гендерное неравенство и социальная стратификация.

В любом обществе тендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации - будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

Основные понятия стратификационного деления общества

Социальный класс - крупная социальная страта отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем; большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации.

Согласно марксизму рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антогонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после - феодалы и крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третьим класс - это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, свободные крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей. Каждый социальный класс - это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы.

Социальный слой (страта) - большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальны, ни групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфически); культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления); это - множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации это - разновидность социальной общности, объединяющая людей по статусным признакам, которые объективно приобретают в данном обществе ранговый характер: «выше ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т.д.; это - группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Они могут и приближаться к понятию класса, и представлять внутриклассовые или межклассовые прослойки. К понятию «социальный слой» могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы общества. Социальный слой - социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества - доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. Социальный слой может рассматриваться как составная часть класса и больших социальных групп (например, рабочие, занятые трудом низкой, средней и высокой квалификации). При выделении слоев, различающихся, к примеру, по уровню доходов или другим признакам, можно определить расслоение всего общества. Такая стратификационная модель носит, как правило, иерархический характер: в ней выделяются выше- и нижележащие слои. Анализ слоевой структуры общества позволит объяснить многие стороны его дифференциации полнее, чем классовый анализ. В стратификационной модели могут быть выделены наибеднейшие слои, независимо от их классовой принадлежности, а также наиболее богатые слои общества. Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов, которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

Наличие взаимодействия между ее членами;

Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.

Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т.е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1. то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2. приобретенный статус (трудовая деятельность);

3. то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация - это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» - естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» - проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) - это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

одномерная (группу выделяют по одному признаку);

многомерная (31

группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1. односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2. многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс.

Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1. вертикальная и горизонтальная мобильность;

2. изменение социальной структуры;

3. появление новой системы стратификации.

Причем третий фактор - это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны. Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.

Для обозначения всей картины различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро - и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот.

Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.

Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.

Собственность, по определению, - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.

Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.

Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Типы стратификационных систем

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Социальная стратификация - это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.

Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:

1. физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;

2. кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте - наследственное явление. Это общество закрытое;

3. сословие-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;

4. этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, распределения ресурсов, привилегий. Группы на этой основе имеют свой стиль жизни, благополучия, престижность тех позиций, которые они занимают;

5. социально-профессиональная. Важное значение здесь имеют условия и содержание труда (особые навыки, опыт). Иерархия в этой системе строится на сертификатах(дипломах, лицензиях), отражающих уровень квалификации человека. Действительность этих сертификатов поддерживается государством;

6. классовая. Различия имеются в характере и размерах собственности (хотя политический и правовой статусы одинаковы), уровне дохода, материальных благ. Принадлежность к какому-либо классу не устанавливается по закону и не наследуется;

7. культурно-символическая. У разных групп разные возможности получать социально значимую информацию, быть носителем сакрального знания (раньше это были жрецы, в новое время - ученые);

8. культурно-нормативный. Различия образа жизни и норм поведения людей ведут к различиям уважения и престижа (различие физического и умственного труда, манеры общения);

9. социально-территориальная. Неравномерное деление ресурсов между регионами, пользование культурными учреждениями, доступ к жилью и работе разный.

Конечно же, мы понимаем, что любое общество соединяет в себе даже несколько стратификационных систем, а представленные здесь типы стратификационных систем - это «идеальные типы».

Типы социальной стратификации

Социальная стратификация - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1. при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2. при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х - ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Социальная мобильность

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк - семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

горизонтальная социальная мобильность;

вертикальная социальная мобильность.31

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность - это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны. Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) - лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность - это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т.д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1. перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV - V в., разрушившее Римскую империю);

2. перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3. перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4. перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, - стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % - банкира и биржевика, в 12 % - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П.А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Тема 6. Социология национальных отношений (Этносоциология)

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов.

Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах - отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то, что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека - существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов.

Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень - национальные территориальные общности.

Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос - это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т.е. все то, что называют культурой этноса.

Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т.е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.

Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л.Н. Гумилев: этнос - основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является неотделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия - люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция - люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.

Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).

Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.

Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

Социология расселения изучает связь между социальным развитием людей и их положением в системе расселения. Расселение - распределение поселений по обитаемой территории, распределение населения по поселениям и, наконец, размещение людей в границах поселения.

Для социологии расселения принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил (развертыванием отношений в системе «общество - природа») и характером общественных отношений (сущностью связей и отношений в системе «общество - человек»). Расселение становится категорией социологии в конечном счете в силу трех причин:

1. вплоть до определенного исторического рубежа оно носит социально-дифференцированный характер;

2. факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как совокупности территориально локализованных поселений;

3. соединение людей и оговоренных выше условий, т.е. проживание в тех или иных поселениях, становится предпосылкой для их объединения в социальные общности особого рода и тем самым для превращения в предмет социологии.

Наиболее глубоким выражением социальной дифференциации расселения является различие между городом и деревней. В основе этого различия лежит отделение ремесленного производства от земледелия. Обособление этих важнейших видов производства привело к отделению города от деревни. Разделение труда включает в себя и закрепление людей за определенными видами. Это распределение по видам труда, который всегда привязан к территории, рождает феномен поселения как места жительства.

Демография - это статистическое изучение человеческого населения (его численности и плотности, распределения и жизненной статистики: рождения, браки, смертные случаи и т.д.).

Современные демографические исследования рассматривают также демографический взрыв, взаимодействие между населением и экономическим развитием, влияние ограничения рождаемости, незаконной иммиграции и распределения рабочей силы.

Основные компоненты изменения численности населения немногочисленны. Закрытое население (когда нет процессов иммиграции и эмиграции) может изменяться согласно простому уравнению:

численность закрытого населения в конце определенного периода времени равна численности населения в начале этого периода плюс число рождений минус число смертей.

Другими словами, численность закрытого населения растет только благодаря рождениям и снижается только из-за смертей. В целом численность населения планеты является закрытой.

Однако численность населения континентов, стран, регионов, городов, деревень редко бывает закрытой. Если опустить допущение закрытости населения, то иммиграции и эмиграции влияют на рост и снижение численности населения так же, как смерти и рождения. Тогда численность населения (открытая) к концу периода равна численности в начале периода плюс рождения за этот период минус миграция из страны.

Следовательно, для изучения демографических изменений необходимо знать уровень рождаемости, смертности и миграции.

Этническая общность - группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы.) Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура.

Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов и этносов.

Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды в свою очередь объединяются в свою очередь объединяются в кланы.

Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы до сегодняшних дней сохранились в различных уголках мира (на Кавказе, в Африке и Китае, у американских индейцев). Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Конфликт - столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт - это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1. в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2. классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения(время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3. исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4. по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых - объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник - подчиненный, покупатель - продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых - отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные.

Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т.е. группы в конфликте не задействованы.

Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Социальная стратификация

Социальная роль

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсœем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова ʼʼдинамическаяʼʼ, ʼʼповедениеʼʼ, ʼʼнормаʼʼ указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а ссоциальным взаимодействием. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы должны усвоить:

· социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

· социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

· социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Поданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятсясоциальными нормами. В случае если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, делœение социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, в связи с этим стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Термин ʼʼстратификацияʼʼ пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населœения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У неечетыре измерительных линœейки , илиоси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

· власть;

· образование;

· престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определœенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид(индивидуальный доход) или семья(семейный доход ) в течении определœенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

На оси координат мы откладываем равные промежутки, к примеру, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. И т. д. до 75000 долл. И выше.

Доходы чаще всœего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денеᴦ. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта͵ ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход -только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсœе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означаютэкономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населœения имеют неравные жизненные шансы. Οʜᴎ покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всœеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя - 9 лет, полная средняя -11, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура - 3 года. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 148 млн человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7-10 человек.

Сутьвласти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе властьинституционализирована , т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в т.ч. законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всœех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной,- составляют институционализированнуюэлиту . Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всœего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Οʜᴎ изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.

Исторические типы стратификации

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателœем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом.

Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е.закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковыисторические типы стратификации.

закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Важно заметить, что для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой.

Социальная стратификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная стратификация" 2017, 2018.