Open
Close

Учения и фихте об обществе государстве. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Теория нравственности, разработанная Фихте, имеет своим основанием его общефилософскую концепцию. Впрочем, это было свойственно и всем его предшественникам. Но именно о Фихте можно со всей определенностью ска­зать, что эта концепция для него не самоцель, а только предпосылка и метод решения этических проблем. Вопрос о человеке и путях его совер­шен­ст­во­вания всегда стоял в центре творческих поисков Фихте. Все остальное было подчинено реализации этой цели. И если уже Кант поставил практический разум (учение о морали) выше теоретического, то Фихте, используя основное для его философии понятие деятельности, развил этот тезис и превратил то, что у Канта было только догадкой, в ядро всей своей философской системы.

Деятельность Я в процессе познания, как уже было показано, состоит в преодолении противодействия со стороны не-Я и достижении от­но­си­тель­но­го тождества субъекта и объекта, которое затем сменяется новым про­ти­во­ре­чием Я и не-Я. Таков гносеологический аспект их взаимодействия. Однако, помимо него, существует и еще один аспект анализа, а именно: человек и общество. В этом случае Я и не-Я выводятся за пределы гносеологии, и проб­лема поворачивается в практическую плоскость: Антитезой Я и в этом случае является противостоящее ему не-Я, т.е. все то, что мешает Я реализоваться и ограничивает его самодеятельность. Таким образом, не познание, а прак­ти­чес­кую деятельность субъекта Фихте ставит во главу угла учения о нрав­ст­вен­ности.

В этом контексте становится очевидным, почему бездеятельность, лень, апатию Фихте считает не только безнравственными, но и худшими из зол, порождающими приспособленчество, лицемерие. Бездействие оставляет че­ло­ве­ка на уровне вещи, деятельность поднимает его на уровень личности.

Предпосылкой и условием нравственности Фихте считает свободу. Никто не имеет права ограничивать волю и свободный выбор человека. В качестве частного лица индивидуум подчиняется только своему свободному выбору, или, как пишет Фихте, своему собственному законодательству. Избрав тот или иной путь, индивид избирает и свою судьбу, а также созидает себя са­мо­го. Но это вовсе не значит, что любое свободно избранный поступок является нравственным. Деятельность индивида может быть признана нравственной лишь тогда, когда она соответствует нравственному закону. Таковым Фихте считает требование действовать не по принуждению, а всегда только по убеж­де­нию и свободной воле, но при этом так, чтобы твоя воля и основанные на ней свободные действия не ограничивали свободу других. Но и в этом случае речь может идти только о добровольном принятии нравственного императива и осознании долга, как внутренней побудительной причины его исполнения. В области нравственности Фихте, таким образом, отвергает всякое насилие и принуждение. И провозглашает право на свободу неотъемлемым правом лич­нос­ти. «Мое Я, - писал Фихте, - должно быть подлинным Я - са­мо­стоя­тель­ным существом, личностью, я всегда должен хотеть выполнить свой долг… и я имею право быть личностью и право хотеть выполнить свой долг». Нравственный прогресс Фихте связывает с умножение числа индивидов, не вынужденных внешними обстоятельствами, а желающих следовать нрав­ст­вен­ному императиву.

Итак, мы видим, что Фихте связывает нравственность со свободным волеизлиянием, ограниченным только опять-таки свободно принятым обязательством, или, что то же самое, - долгом действовать так, чтобы не ограничивать свободу других. Такая постановка вопроса весьма близка к кантовской. Однако, в отличие от Канта, Фихте не противопоставляет свободу и необходимость, а соединяет их. Кант считал, что необходимость присуща только природе. Что же касается человека, как существа сознательного, то он не подчинен необходимости. Применительно к субъекту Кант решает про­ти­во­ре­чие: «свобода - необходимость», в пользу свободы путем исключения необходимости. Фихте - диалектик объединяет тезис и антитезис в общем синтезе. Именно ему принадлежит определение, которое потом повторит: «Свобода есть познанная необходимость». Индивид, действующий «наобум», без учета необходимости не свободен в своих действиях. Он уподобляется слепому котенку, который в поисках выхода из комнаты, «свободно» ползает в разных направлениях и всюду натыкается на препятствия. Познание не­об­хо­ди­мости дает ориентир, позволяющий человеку свободно выбирать из веера возможных в той или иной ситуации решений единственно правильное. Та­ким образом, Фихте отрицает абсолютную свободу, ограничивая ее не только долгом, но и необходимостью.

Путь к нравственному совершенствованию Фихте видит не в про­све­ти­тельстве, хотя и его он не отрицает, а в активной деятельности. При этом он понимал, что общество, целиком состоящее из нравственных людей - это только идеал, к которому человечество может лишь приближаться в ходе своей истории. Смысл истории Фихте усматривал в реализации свободы лич­нос­ти, однако, и в этом случае, он предупреждал, что к такому идеалу можно лишь приближаться, но воплотить его в действительность невозможно, так как это противоречит принципу бесконечного саморазвития абсолютного и индивидуального Я.

Исходя из этого, Фихте, как и Кант, делал вывод о необходимости права и государственной власти, которые регулировали бы отношения между членами общества таким образом, чтобы свобода одного гражданина не ущемляла сво­бо­ды другого, имеющего равное с ним право на свободу. Однако этим ог­ра­ни­чи­вается сходство между правовыми теориями двух выдающихся философов.

В отличие от Канта, Фихте считает первым правом человека право на жизнь. Прежде чем думать о свободе, - утверждал Фихте, - надо подумать о том, чтобы жить. Решающую гарантию этого права Фихте видел в праве на труд. Такое право должно быть закреплено законодательно. Но Фихте идет дальше: поскольку возможность жить обусловлена трудом, постольку, - зак­лю­ча­ет он, - каждый должен иметь возможность жить своим трудом. Пер­вей­шая обязанность государства состоит в создании таких условий, при на­ли­чии которых каждый гражданин имел бы реальную возможность обеспечить свое существование трудом.

Каковы же именно эти условия? Предлагаемый Фихте проект, написанный под явным влиянием идей Руссо, позволяет говорить о нем, как идеологе мелкой буржуазии с ее идеалами уравнительства. Чтобы право на труд не ограничилось областью теоретических изысканий, необходимо, во-первых, сделать всех граждан собственниками. «Каждый взрослый и разумный че­ло­век должен иметь собственность», - пишет Фихте в «Системе о нравст­вен­ности». Во-вторых, эта собственность должна быть достаточной, чтобы обес­пе­чить жизнь ее владельца и его семьи, и недостаточной, чтобы использовать ее для эксплуатации чужого труда. В-третьих, государство обязано следить за тем, чтобы собственность в тех целях, для которых она предназначена, а именно как условие свободного труда. В-четвертых, подлежат наказанию те, кто не трудится. В-пятых, государство обеспечивает всем необходимым тех, кто по состоянию здоровья или по возрасту не может участвовать в трудовом процессе.

При выполнении всех этих условий исчезнет подневольный труд, и работа будет приносить радость и удовлетворение. «Человек должен работать, но не так, как вьючное животное, которое погружается в сон под своей ношей и после скудного восстановления истощенных сил опять понуждается к тас­ка­нию той же ноши. Он должен работать безбоязненно, с охотой и радостью».

Из всего сказанного явствует, что Фихте делает попытку связать проблему прав человека не только с законодательством, но и с экономикой. Сама по себе, такая идея, несомненно, плодотворна. Однако, ее конкретизация вы­ли­ва­ется в чисто утопические предложения, не только не осуществимые, но и противоречащие естественно - историческому развитию общества.

Не менее утопичными были и рассуждения Фихте о дальнейшей судьбе государства. Исходя из того, что постепенно все граждане станут собст­вен­ни­ками, благодаря чему их труд из принудительного превратиться в доб­ро­воль­ный, Фихте заключал, что все они будут связаны общим интересом. Го­су­дар­ство в таком случае утратит свою необходимость и со временем исчезнет. Правда, Фихте оговаривался, что это только теоретическая модель, а не ре­аль­ная перспектива. Но эта модель полезна в качестве ориентира. Разумное государство должна следовать этому ориентиру, создавая тем самым условия своего собственного отмирания.

Большое место в трудах Фихте занимает комплекс проблем, связанных с революцией. Надо сказать, что отношение Фихте к революционному дви­же­нию было далеко не академическим. Он горячо приветствовал Французскую революцию, в том числе ее якобинский этап, и, как вспоминает один из его друзей, говорил, что из всех званий для него самым почетным было бы звание «француз». Характерен также заголовок одной из его статей: «К исправлению суждения публики о Французской революции».

Приступая к анализу революции, Фихте, прежде всего, использует теорию общественного договора. В отличие от Гоббса и его многочисленных по­сле­до­ва­телей, Фихте считает общественный договор не историческим фактом, а лишь теоретическим допущением, которое позволяет обнаружить причину и сущность революции, а также дать ей правильную оценку. Фихте признает, что всякая революция - акт не конституционный. Ее причина в нарушении договора одной из его сторон, а именно властью и поддерживающими ее высшими сословиями общества. В этом случае народ имеет право на ре­во­люцию. Признание за народом этого права, роднит Фихте с его духовным отцом - Руссо.

Однако практика Французской революции поставила перед Фихте еще одну весьма сложную проблему: как совместить революционное насилие с неотъемлемым правом человека на свободу? Фихте переводит эту проблему из абстрактно-теоретической области в юридическую. Если народ вправе разорвать договор, то он вправе также отказаться и от законов, действовавших в обществе до революции. Революция имеет своим следствием принятие новых законов, разработанных представителями народа, выражающих его интересы и охраняющих его права. Из них, как мы уже выяснили, Фихте главными считал право на жизнь и труд. Гарантия этих прав требует передела собственности с целью сделать собственниками каждого гражданина. Ко­ро­левской семье, аристократии, церкви предоставляется право добровольного отказа от принадлежащей им собственности, в первую очередь, огромных земельных угодий. Отказ и сопротивление ставят всех их в положение врагов нации, нарушителей нового, утвержденного революционным народом за­ко­но­да­тельства. Что же касается крайностей якобинского террора, то Фихте объ­яс­нял их особенностями исторического развития Франции.

Впоследствии Фихте отказался от столь восторженных оценок революции и все больше склонялся к признанию реформ, как наиболее безболезненного способа разрешения общественных противоречий. В этой связи он указывал на немцев, которые, пройдя через Реформацию, оказались, с его точки зре­ния, более зрелыми, чем французы, осуществившие свою революцию без пред­шест­вующей ей Реформации. Вообще следует отметить, что Фихте не двусмысленно утверждал, что только немецкая нация может, если и не дос­тичь, то уж во всяком случае приблизиться к цели, поставленной историей, создать общество труда, свободы и равноправия.

В социально-политических работах Фихте, можно найти не мало ин­те­рес­ных мыслей и плодотворных идей. Вместе с тем, в них присутствуют и историческая ограниченность автора, и его иллюзии относительно будущего человечества, его, далеко не прогрессивные, представления об эко­но­ми­чес­ком равенстве. Далек был Фихте и от исследования конкретной классовой структуры общества. Вместо этого он пользовался абстрактным понятием «народ». Все эти недостатки было бы не верно отнести на счет личной ограниченности Фихте, как мыслителя. Он был сыном своего времени, и, пожалуй, никто из классиков немецкой философии не выразил столь ярко, как это сделал Фихте, особенности бурной эпохи войн и революций, пе­ре­смотра устоявшихся традиций и ценностей, великих надежд и великих ра­зо­чарований. Его философия стала теоретическим осмыслением ис­то­ри­чес­ко­го процесса этой эпохи. был прав, рассматривая философию Фихте как тео­ре­ти­зацию определенного исторического сознания.

План

  1. Политическое и правовое учение И. Канта
  2. Учение о государстве и праве И. Г. Фихте
  3. Г. В. Ф. Гегель и его учение о государстве и праве

Сравнительно поздно - с середины XVIII в. на путь Просвещения вступила Германия, где в это время сложилась плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер и др., оказавших большое влияние на мировоззрение Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, Фейербаха и др. Именно И. Кант - крупнейший представитель немецкой философии - в работе «Ответ на вопрос: что есть Просвещение?» (1784 г.), суммируя основные идеи Просвещения, дает ему определение: "Просвещение - это выход человека их неправоспособности, в которой он сам виноват. Неправоспособность - это неспособность использовать свой разум без чужого руководства... Будь смел и используй свой разум».

К классикам немецкой философии традиционно относят И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля.

1. Политическое и правовое учение И. Канта

Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Родился в Кенигсберге в семье ремесленника. В 16 лет Кант поступил в университет, одновременно работал домашним учителем в богатых семьях, что давало материальные средства для занятий философией. В 1755 г. завершает обучение в университете, защищает диссертации и получает звание приват-доцента. Следующие 15 лет он в ожидании профессорской должности служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. В 1770 г. занимает кафедру логики и метафизики в Кенигсбергском университете. В 1786 и 1788 гг. избирался ректором университета. Ярких внешних событий в его жизни не было. Он полностью сосредоточился на науке. За время своей преподавательской деятельности он читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до философии. Кант служил профессором до 1796 г., когда вынужден был прекратить чтение лекций из-за слабого здоровья, а в 1801 г. оставил университет.

Основные произведения: « К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве», «Метафизика нравов», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др.

Государство.

Происхождение государства. Кант, так же как и Руссо, считал, что до образования государства люди находились в естественном состоянии и могли быть более счастливы, чем в государственном. Однако правовая незащищенность, угроза насилия приводит людей к мысли учреждения государства посредством общественного договора. Государствоесть результат соглашения, в силу которого каждый отказывается от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства. Принимая в целом идею общественного договора, Кант называет его первоначальным договором. Этот договор, по его мнению, не исторический факт, а не более чем объяснение, одна из версий событий, о которых мы не можем иметь достоверных сведений.

Правовое государство. И. Кант рассматривал государство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», но это определение не конкретного государства, а его идеи, т.е. каким оно должно быть. Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через категорический императив. Правовой категорический императив (Кант назвал его законом нравственной свободы) основан на чувстве долга и его можно сформулировать следующим образом: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону.

Именно Канту принадлежит разработка ряда основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства.

Разделение власти : законодательная (принадлежит суверенной «коллективной воле народа»), исполнительная (сосредоточена в руках законного правителя) и судебная. В отличие от Ш.Монтескьё Кант писал о разделении власти не как о системе сдержек и противовесов, а как о четкой субординации всех ее ветвей: верховная - законодательная власть, ей подчинена исполнительная, которая в свою очередь формирует судебную. Именно субординация и согласие всех ветвей власти, по мнению Канта, способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Форма правления. В соответствии с количеством носителей высшей власти Кант выделял автократию , аристократию и демократию. Однако по критерию разделения властей он выделял две формы правления: республиканскую, где существует разделение власти и деспотическую, при которой происходит их слияние. Считал, что республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Сам Кант был сторонником конституционной монархии, полагая, что самодержавие может быть и республикой, если в ней четко разделены законодательная и исполнительная ветви власти.

И.Кант осуждает право народа на восстание, т.к. все политические изменения должны проводиться плавно, путем реформ сверху.

Право. Право по Канту является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов, т.е. право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие всеобщих принудительных законов, равенство граждан перед такими законами, правовое гарантирование личных прав граждан, разрешение конфликтов через суд. То есть нормы права как бы очерчивают границы, внутри которых человек может действовать свободно.

Общая структура права согласно воззрениям Канта такова:

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительной силой. Придать праву принудительную силу способно лишь государство.

Международное право. Часть философии Канта - это идея вечного мира. Будущее развитие человечества он связывал с образованием мировой конфедерации суверенных республик, где международный правовой порядок основан на принципах равенства народов, невмешательства во внутренние дела друг друга. Это своего рода общественный договор на государственном уровне.

1. Учение о государстве и праве И. Г. Фихте

В учении о государстве и праве И. Г. Фихте специфические черты немецкого идеализма получили своеобразное выражение.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) родился в Рамменау. С 1774 по 1780 г. он учился в Пфорте. Затем Фихте слушал лекции богословия в Йенском и Лейпцигском университетах. С 1788 года он делается домашним учителем в Цюрихе. В Берлине, куда он отправился в 1799 г. стал читать публичные лекции, привлекавшие многочисленную аудиторию. В 1809 г. был основан Берлинский университет, где Фихте занял кафедру философии. Умер 29 января 1814 г. в Берлине от горячки.

Основные произведения: « О назначении ученого», «О назначении человека», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», «Основные черты современной эпохи», «Основы общего наукоучения», «Основы естественного права согласно принципам наукоучения», «Первое введение в наукоучение», «Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему», «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения».

Право. Его учение до 1806 г. было построено на положениях, присущих учению о естественном праве, под которые он пытался подвести философский фундамент. Понятие права у И. Г. Фихте вытекает из взаимодействия свободных существ между собой, которые вступают в юридические отношения со взаимным ограничением свободы.

Таким образом, И. Г. Фихте считал, что право основано на разуме. Поэтому если обычное или писаное право противоречит разуму, то его нельзя признать правом.

Философ еще более настойчиво утверждает, что о праве может идти речь тогда, когда намерения людей выражаются в действиях. То, что не проявляется внешне и остается в глубине души, не входит в сферу права. Поэтому нет никакого смысла говорить о праве на свободу мысли, свободу совести, так как, по мнению мыслителя, это относится к сфере внутренней, субъективной жизни и якобы не выражается в действиях.

Из этого видно, что И. Г. Фихте еще более решительно, чем И. Кант, разрывает связь между правом и нравственностью. Существо права И. Г. Фихте видит только в принудительной силе.

Право для своего существования нуждается в принуждении. Но принуждение не может действовать механически, так как механическое воздействие вообще неприменимо к свободной воле, иначе устраняется свобода разумных существ. Принуждение должно обращаться к самой воле и побуждать ее действовать согласно с ее собственными велениями.

Государство. Исходя из такого понимания права, И. Г. Фихте строит свое учение о государстве. Стремясь изобразить государство как организацию, призванную обеспечивать частные интересы собственников, он утверждает, что люди в желании обеспечить границы своей свободы стремятся подчинить общее дело своим частным целям, и задача заключается в поиске синтеза частной и общей воли. Этот синтез осуществляется только в государстве, образование которого возможно только путем договора. Цель договора состоит в определении границ свободы каждого индивидуума и в учреждении принудительной власти. Этот договор имеет своей целью обеспечение собственности каждого, безопасности индивидуума и безопасности всего целого.

Для обеспечения порядка, созданного действием общей воли, требуется сверхсила, превосходящая силу каждого отдельного индивидуума. С помощью этой сверхсилы государство и осуществляет принуждение. Но осуществление этого принуждения должно быть правомерным: власть должна действовать только в соответствии с гражданскимии уголовными законами.

Особые надежды И. Г. Фихте возлагает на эксплуататорское государство, думая, что оно в состоянии обеспечить каждому жизнь собственным трудом и пользование собственностью. Поэтому он предлагает передать руководство производством и распределением государству. Государство должно распределить профессии между гражданами. Исключается всякая свобода в выборе профессий. Государство наделяется широкими полномочиями в регламентации производства и в охране отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Он считает, что в экономической области государство должно стать замкнутым, и провозглашает идею экономической автаркии. Все, что в стране продается и покупается, должно быть в ней же продано и потреблено. Тщательно регламентируются труд и даже частная жизнь граждан.

Уголовное право . В области уголовного права И. Г. Фихте высказывает взгляды, которые во многом отличаются от кантовских концепций.

По его мнению, преступление - это нарушение общественного договора, посредством которого образуется государство. Кто нарушает этот договор, тот ставит себя вне закона и подлежит исключению из общества. Но это исключение может быть заменено искуплением вины. Преступник имеет право требовать этого, а государство обязано удовлетворить это требование. Искупление выражается в наказании, которое должно применяться по принципу талиона.

Так как абсолютной целью государства является обеспечение общественной безопасности, необходимо учреждение органа, прямой задачей которого является раскрытие и предупреждение преступлений. Таким органом является полиция, которая в отличие от суда не наказывает за преступления, а препятствует их осуществлению.

Международное право . В области международного права И. Г. Фихте исходит из того, что, поскольку создание единого мирового государства невозможно, необходимо установление определенных юридических отношений между государствами, то есть существование международного права.

Государства должны заключать между собой договоры, которые должны быть обеспечены признанием суверенитета заключивших их государств.

Каждое государство заботится о своей безопасности. Нарушение договоров должно влечь за собой применение принуждения к нарушителям. Это право принуждения осуществляется в войне. Так как целью войны является безопасность государства, ведущего войну, то вполне допустимо уничтожение самостоятельности побежденного государства, поскольку последнее представляет собой источник опасности.

И. Г. Фихте считает необходимым создание международной организации и международного суда для разрешения международных споров. По его мнению, в целях установления длительного мира необходима международная организация, которая может в случае надобности прибегать к силе, то есть вести войну против государства, нарушившего свои обязательства. Но он утверждает, что не следует вести войну против слабых государств.

2. Г. В. Ф. Гегель и его учение о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) родился в Штутгарте в семье чиновника. С 1788 по 1793 учился в теологическом институте, изучал там же философию и право. Затем несколько лет работал домашним учителем. В 1801-1806 гг. преподавал в Йенском университете. Некоторое время был директором гимназии в Нюрнберге. Преподавал философию и основы законоведения. Достигнув некоторого материального достатка, Гегель женился. Спокойная жизнь дала ему возможность активно работать, он приобретает широкую известность. В результате чего, одновременно три университета предлагают ему профессорскую кафедру. С 1816 г. - профессор университетов в Гейдельберге (1816-1818 гг.) и Берлине (с 1818 г.), где и прослужил до конца своих дней, незадолго до кончины став ректором университета.

Основная работа: « Философия права».

В «Философии права» Г. В. Ф. Гегель утверждает, что только философское учение о праве является подлинной наукой, и разрабатывает ее как часть философии, а не как юридическую дисциплину. Философская система Гегеля делится на три части: логика, философия природы и философия духа. Проблемы теории государства и права являются предметом философии духа. Но поскольку философия занимается идеями, то предметом философии права является сама идея права. В гегелевской трактовке понятие права включает в себя и понятие государства, т.е. философия права - это и философия государства.

Право. Гегель отрицал противопоставление естественного и позитивного права. С его точки зрения, естественное право соотносится с положительным, как теория соотносится с реально функционирующими нормами. Под естественным правом он понимал саму идею права, а идеей права, в свою очередь, считал всеобщую свободу, которая требует, чтобы устремления человека были подчинены нравственному долгу, а право человека подчинено обязанностям перед государством, свобода же личности должна быть согласована с необходимостью.

Идея права проходит три ступени развития:

  • абстрактное право (каждое лицо обладает правом владеть вещами, вступать в соглашение с другими и т.д., т.е. это право наделяет субъектов правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения и т.д.);
  • мораль (конкретизация абстрактного права в поступках субъекта, правомерных и неправомерных);
  • нравственность (высшая ступень осмысления права человеком, на этой ступени преодолеваются противоречия между абстрактным правом и моралью, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми, когда сознательно подчиняет свои поступки общим целям).

Гегель различал право и закон, но не противопоставлял их. «Право в себе» превращается в закон путем законотворчества, что придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Юридическая наука - наука о позитивном праве, которая занимается не смыслом права, а исторически изменчивым законодательством, тем, что в данном месте и в данное время установлено.

Международное право. Гегель, критикуя кантовскую идею «вечного мира», считал, что необходимо соблюдать международные договоры, но одновременно оправдывал возможность решения споров путем войны. Он настаивал лишь на том, чтобы войны велись с соблюдением определенных правил.

Государство.

Происхождение государства. Гегель отвергает договорную теорию происхождения государства. Но как возникло государство он не объясняет, считая, что в данном случае имело место проявление божественной воли.

Государство по Гегелю, есть воплощенная в действительности идея права, ее реальное проявление, конкретизация, сколь бы ущербным не было это реальное проявление. Основная задача государства - осуществление «блага целого» возможно в ущерб блага отдельного гражданина, т.е. государство не задумывается о благе отдельного гражданина.

Различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны государство - организация публичной власти. С субъективной - духовное сообщество (организм), все члены которого проникнуты духом патриотизма и осознанием национального единства.

Форма государства. Лучшей формой считал конституционную монархию (отнюдь не случайно Гегель с 1818 г. стал официальным философом прусской монархии) и критиковал демократию. В «благоустроенной» монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное «я хочу». Установление же конституционного строя возможно только путем постепенных реформ сверху.

Разделение власти. Разумно устроенное государство, по мнению Гегеля, имеет три ветви власти: законодательную, правительственную и княжескую.

Законодательная (нижняя) власть - двухпалатный парламент, где верхняя палата - наследственная, нижняя - выборная.

Правительственная (средняя) власть состоит из чиновников. Суд относился к правительственной ветви власти.

Княжеская (верховная) власть - власть государя.

Все эти ветви представляют собой неразрывное единство, объединяемое княжеской властью в целостный государственный механизм.

Гражданское общество. Многие ученые внесли свой вклад в разработку этой основополагающей теоретической категории, однако основная заслуга в этом по праву принадлежит Г. В. Ф. Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, он первым указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства.

Гражданское общество, как считал Гегель, представляет собой опосредованную систему потребностей, которая покоится на двух составляющих - отношениях собственности и формальном равенстве людей. Однако Гегель подчеркивал, что гражданское общество существует "лишь в современном мире", т.е., по сути, речь идет о современном ему буржуазном обществе.

Правовыми основами гражданского общества являются: равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Гегель признавал, что государство имеет приоритет над гражданским обществом. Государство, по его мнению, выступает гарантом действительной свободы гражданского общества.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  8. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т. 1-5.
  9. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  1. Баскин Ю. Я . Кант. - М., 1984.
  2. Галанза П. Н. Учение Канта о государстве и праве. - М., 1960.
  3. Гайденко П. П . Парадоксы свободы в учении Фихте. - М., 1990.
  4. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1990.
  5. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. - М., 1978.
  6. Кант И . Метафизика нравов. Метафизические начала учения о праве. - М., 1965. Т.4.
  7. Кузнецов В. Н . Немецкая классическая философия второй половины 18-начала 19 века. М. 1989.
  8. Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права: история и современность. - М., 1984.
  9. Нерсесянц В. С . Гегель. - М., 1979.
  10. Пионтковский А. А . Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. - М., 1963.
  11. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. - М., 1992.
  12. Философия Канта и современность. - М., 1974.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Как определял право И.Кант?
  2. И. Кант о правовом государстве.
  3. Сравните идею «вечного мира» И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
  4. Каково соотношение естественного и позитивного права в трактовке Г.В. Ф. Гегеля?
  5. Что, по Гегелю, представляет собой гражданское общество?

От лат. а priori - из предшествующего - философское понятие, обозначающее знание, предшествующее опыту и независимое от него. И. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется опытным содержанием, обеспечивая универсальность и необходимость научного знания.

Социально-политическое отставание Германии от других европей­ских государств, как это ни парадоксально, стимулировало бурное развитие философской мысли, в том числе и в области философии права. Эпоха застоя породила целую плеяду выдающихся филосо­фов. Возглавил ее Иммануил Кант (1724 -1804). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума», «Метафизиче­ские начала учения о праве», «Спор факультетов», «Метафизика нра­вов», «К вечному миру».

К философско-правовой тематике Кант обратился не случайно. Его два из четырех известных вопросов, очерчивающих предметное поле философии, имеют непосредственное отношение к философии права: «что я должен делать» и «на что я могу надеяться?».

Отвечая на первый вопрос, И. Кант призывает поступать так, что­бы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех" быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других. В противном случае возникают произвол, анархия. Именно таково и было естественное состояние, считал Кант, ибо тогда люди постоянно нарушали права друг друга. Поэтому каждый член об­щества должен повиноваться правовому порядку, выражающему право каждого общим для всех законом. Отсюда И. Кант определял право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.

Согласно Канту, право делится на частное (отношения между ча­стными лицами) и публичное (отношения между человеком и обще­ством или между социальными группами). Главный объект частного права - собственность, публичного - правовые атрибуты человека: свобода, равенство и самостоятельность.

Примечательно, что именно право, по мнению И. Канта, должно господствовать в обществе, а страной надлежит управлять не людям, а законам.

Отвечая на вопрос «на что я могу надеяться?», философ подчер­кивает, что, кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, зна­чит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговоренные законом.

Отсюда Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фун­даментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опе­кать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т.п. И самое главное - человека ни при каких обстоятельствах нельзя ис­пользовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более вы­сокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священ­ным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти.

Философско-правовые взгляды другого представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) со­звучны идеям И. Канта.

В системе философских знаний он особо выделял практическую философию как учение о нравственности, праве и государстве.

В основе этого учения лежит идея свободы. Человек, утверждал И. Фихте, должен подчиняться законам, но не слепо, но под при­нуждением, а на основе познания необходимости.

Однако для гарантий свободы необходима сила закона, т.е. при­нуждение. Средством такого - правового - принуждения, а следо­вательно, и гарантом свободы Фихте считал государство, понимае­мое как «коллективная воля» граждан. В то же время государство в лице правителей, чиновников несет ответственность перед народом, и народ вправе менять правителей, если они не обеспечивают свобо­ду своим подданным. Причем эта «смена» может осуществляться в том числе и насильственным, т.е. революционным, путем.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ФИХТЕ.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – сын ткача, он сам был вынужден рано начатьработать. Взгляды Фихте сформировались под влиянием идей и общения с Кантом.Однако в отличе от последнего Фихте больше реагировал на злободневные проблемы.Общетеоретические взгляды на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основаэтих взглядов. Фихте - убежденный субъективный идеалист, для которого материальныймир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободычеловеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нетобъективной действительности.

По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеютотношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо тольконаличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако правобазируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимногопризнания индивидами личной свободы каждого из них. Чтобы гарантировать свободуотдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей.Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий извзаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Правофункционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий ипоступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а, следовательно, свобода индивидов, незастрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовыеотношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребностьобеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства.Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею можетбыть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех,необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общаяволя народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияниягосударства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовуюдоктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеальногостроя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машиннуютехнику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил иимеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762--1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте-- убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно и свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу нужно защищать принуждением.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантирует благоденствие каждого индивида.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, которое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе.

Учение Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) -- гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) -- одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: I) право как свобода («идея права»), II) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), III) право как закон («позитивное право»).

I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству.

III. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».

Право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность.

Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество, по Гегелю, -- сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы -- дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники).

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т. д. -- являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Недостатки гегелевского учения отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т. д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею (т. е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом,

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.