Open
Close

Приказ министерства труда 1024 от 17.12. Эксперты: что меняет новый приказ о критериях инвалидности? Сахарный диабет и фенилкетонурия – слабые звенья

Массовое «выздоровление» инвалидов

За прошедший год численность инвалидов в стране снизилась почти на 200 тысяч человек (по другим данным – на 500 тысяч). Подобный «прогресс» многим показался подозрительным. Эксперты и общественные организации связывают его с новыми правилами установления инвалидности, которые вступили в силу в начале 2015 года.

С февраля 2016 года под давлением общественности и при вмешательстве Минюста и Совета Федерации приказ № 664н о медико-социальной экспертизе, вызвавший шквал нареканий, был заменен новым, № 1024н, где конкретизировались и уточнялись некоторые моменты. Однако, по мнению родителей детей-инвалидов и правозащитников, новый документ почти не отличается от прежнего.

В Минтруда утверждают, что снижение количества инвалидов никак не связано с изменением правил экспертизы. Министр Максим Топилин полагает , что причина – в естественной убыли пожилого населения. В свою очередь, заместитель министра Григорий Лекарев заявил на одной из пресс-конференций, что «снижается не количество установленных инвалидностей, а количество лиц, которые за ней обращаются».

Наличие здесь коррупционной составляющей отметил, в частности, Григорий Лекарев . «Перекосы бывают, и медико-социальная экспертиза… все равно строится в определенном объеме на субъективном мнении экспертов. Здесь могут быть и искаженные толкования актов, и прямое игнорирование, а иногда и коррупционная составляющая, с чем мы намерены бороться», – сказал он.

«Вся эта классификация – высшая математика для обычных людей», – считает глава «Лиги пациентов» Александр Саверский .

«Для нас важно, чтобы это все было прозрачно, понятно и корректно, чтобы человек, который приходит, понимал, почему так, а те, кто принимает решение, исходили из объективных причин, а не из субъективного “я так вижу”, “я так чувствую” или “я так хочу”», – сказал «Милосердию.ru» Олег Рысев , заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов. По его мнению, балльная система должна помочь добиться как раз такого результата. Однако оценить ее эффективность можно будет лишь спустя некоторое время, считает он.

Инвалидность и лекарства

Что означает статус инвалида? Получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи, компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%, гарантию трудовой занятости, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, сокращенную продолжительность рабочего дня для инвалидов I и II групп, выплату пенсий, пособий, различных страховых денежных сумм и др.

«Чтобы получить инвалидность, надо умереть»

После введения новых правил МСЭ появилась странная тенденция: ребенок, страдающий тяжелым заболеванием, получая правильное лечение, теряет статус инвалида. Тем самым он лишается бесплатных лекарств и технических средств, а также реабилитации. Но болезнь не исчезает.

Без реабилитационных мероприятий состояние ребенка ухудшается, а способность к социальной адаптации снижается. Из-за этого, возможно, инвалидность будет вновь установлена. Но ребенок окажется отброшен назад в своем развитии – как физическом, так и социальном.

Недавно среди самых популярных записей в блогах оказался рассказ о девочке с ДЦП из Подмосковья: «Есть у меня крестница. У нее ДЦП. <…> Бюро медико-социальной экспертизы №38 приняло решение, что ребенок больше не инвалид. <…>. А инвалидность – это бесплатное лечение в профильных клиниках, пособие, бесплатная специальная обувь, возможность свободного графика в школе. Всего этого теперь у ребенка не будет. А ДЦП будет. Просто начальник комиссии, юноша лет тридцати, психолог (!) по специальности, установил, что у ребенка утеряно менее 30% подвижности».

Дочери Ольги М. из Магнитогорска врачи по ошибке удалили щитовидную железу. «Кристине дали статус инвалида, а в 2015 году отобрали. Заявили: “Пациентка здорова”. У дочери часто идет кровь из носа и кружится голова, она теряет сознание, не может долго стоять, быстро утомляется, у нее нарушился обмен веществ. Кристина семь лет сидит на гормонах. А в МСЭ мы слышим: “Ее недомогания – это возрастное”», – рассказывает мать.

«По логике МСЭ, чтобы добиться статуса инвалида для сына, я должна пять раз довести его до полусмерти. Без инвалидности мы не продержимся на плаву. Только не надо говорить, что регионы будут обеспечивать детей бесплатными лекарствами. Уже не обеспечивают», – говорит Марина Нижегородова , автор петиции на сайте Change.org. У ее сына врожденная дисфункция коры надпочечников. Для установления инвалидности медики должны зафиксировать пять кризов в год.

Сахарный диабет и фенилкетонурия – слабые звенья

В самом сложном положении оказались пациенты с фенилкетонурией, сахарным диабетом, заболеваниями эндокринной и центральной нервной системы.

Так, подросткам с сахарным диабетом I вида в последнее время все чаще отказывают в установлении инвалидности, мотивируя это тем, что диабет не диагноз, а «образ жизни».

Критерии составлены таким образом, что если о ребенке заботятся, то «получить те самые 40% нереально», рассказала активистка Хабаровской краевой общественной организации помощи детям-инвалидам «Диабет» Нина Сухих .

«В приказе № 664н было также прописано, что инвалидность давали при условии трех тяжелых состояний гипогликемий на протяжении трех дней. Они должны быть зафиксированы скорой помощью. Ни одна нормальная мама своего ребенка до такой ситуации не доведет», – добавила она. А новый приказ рассчитывает, что подросток с 14 лет может самостоятельно «контролировать течение заболевания».

Родители детей с фенилкетонурией I типа заявляют, что критерии, необходимые для установления инвалидности, предполагают запущенную форму болезни. Если ребенок получает необходимое лечение и питание своевременно, тяжких последствий можно избежать. Однако, по мнению родителей, без инвалидности это значительно труднее обеспечить.

«Я многодетная мать, – пишет Ольга Баженова . – Воспитываю троих детей, двое из которых страдают фенилкетонурией. В мае 2015 года по приказу 664 нам отказали в инвалидности… В этом году по приказу 1024 снова отказали. Даже при том, что за полгода у моих детей наступило ухудшение состояния здоровья. <…> Сказали, будет у ваших детей IQ ниже 50, приходите. Дадим».

Рак и инвалидность

В результате приказа № 1024н пострадали также женщины с раком молочной железы стадий от Т1 до Т2 pN0 М0. Если ранее они могли рассчитывать на II и III группы, то теперь вообще лишены инвалидности, даже на период химиотерапии.

«В новом приказе не учитывается, насколько калечащее лечение ты проходишь, главное, с какой стадией тебя приняли на операцию. У меня вторая стадия, в вырезанных лимфоузлах метастазов не нашли, отдаленные метастазы при поступлении не зафиксированы. <…> После завершенного лечения я буду признана по новому приказу способной к выполнению трудовой деятельности. Хотя пока мне просто жить больно, не говоря о внешнем виде. <…> Дорогие друзья, так нельзя, нужен хотя бы год, чтобы прийти в себя, честное слово», – пишет Ирина Успенская из Екатеринбурга.

Однако суд лишь в редких случаях пересматривает решение МСЭ в пользу пациента. «Доказать, что решение по снятию или понижению группы инвалидности принято неверно, сегодня практически невозможно», – заявила руководитель единственного в стране новосибирского Центра независимой медико-социальной экспертизы Светлана Данилова .

По мнению правозащитников, невозможность пересмотреть решение МСЭ объясняется почти полным отсутствием независимой экспертизы. В настоящий момент эта услуга по карману лишь незначительному кругу инвалидов, ее стоимость может достигать 200 тысяч рублей.

Обычно суды прибегают к судебно-медицинской экспертизе, сотрудники которой не имеют необходимого опыта и квалификации для оценки инвалидности.

Планируется, что в дальнейшем независимую экспертизу смогут проводить медицинские организации, получив соответствующие лицензии.

После проведения мониторинга по применению классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 664н, всего фактически после года применения, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №1024н от 17.12.2015 утверждены новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
2 февраля вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Приказ №1024н).
Изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все граждане с инвалидностью остались в этом статусе. При этом субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности не был исключен. Оказалось, что многие тяжелобольные граждане, большую часть из которых составили дети, не были признаны инвалидами, и не получили соответствующих возможностей лечения и реабилитации.
Основной целью издания Приказа №1024н было конкретизация подходов к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критериев установления инвалидности, в том числе детям, уточнение формулировок нарушенных функций, что должно было исключить их неодинаковое толкование в различных регионах и еще более объективизировать подходы к проведению медико-социальной экспертизы.
В Приказ №1024н были включены такие заболевания и дефекты, встречающиеся у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте.
Новый Приказ №1024н определяет основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Как и в Приказе №664н, выделено шесть основных групп видов стойких расстройств функций организма человека: нарушения психических функций; нарушения языковых и речевых функций; нарушения сенсорных функций; нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций; нарушения функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством.
Также сохранен алгоритм оценивания степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, – в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%. По-прежнему выделяется четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека – I степень – нарушения в диапазоне от 10 до 30%, II степень – нарушения в диапазоне от 40 до 60%, III степень – нарушения в диапазоне от 70 до 80%, IV степень – нарушения в диапазоне от 90 до 100%.
Принципиальной разницы в установлении групп инвалидности нет. Но, в Приказе №1024н нет четкого изложения формулировки критериев, которые были бы понятны не только специалисту МСЭ, но и простому гражданину или врачу медицинской организации, направившего пациента на МСЭ.
Допустим, согласно п. 8 Приказа №1024н критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Согласно п 9. критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих. А далее конкретно по группам инвалидности о категориях жизнедеятельности, соответствующих той или иной группе инвалидности не указано.
Так, в п.10 указано: критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В п.11 указано: критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В п. 12 указано: критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В п.13. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Т.е., в Приказе №664н было четко указано соответствие степени выраженности стойких нарушений функций организма человека степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности человека.
В Приказе №1024н нет четкого понятия, что II степень выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов) может соответствовать 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях.
Например, при установлении третьей группы инвалидности стойкие нарушения статодинамических функций II степени выраженности (в диапазоне от 40 до 60 процентов) могут соответствовать 1 степени выраженности категории передвижения и самообслуживания (или 1 степени выраженности категории трудовой деятельности и передвижения) и т.д.
Было бы понятнее, если бы в Приказе №1024н оставили старые критерии, добавив лишь диапазон процентов.
Для детей, как и в Приказе №664, так и в Приказе №1024н тоже нет четкого понятия по установлению категории ребенок-инвалид.
Так, согласно п. 13 нового Приказа №1024н категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Из чего можно понять, что у ребенка, как и взрослого должна быть группа инвалидности.
В Приказе №1024н, как и в Приказе №664н включены наиболее распространенные заболевания. Но, в Приказе №1024н указали, что «если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса. Т.е., все равно остается непонятным, откуда брать клинико-функциональные характеристики заболеваний, отсутствующие в Перечне. Вероятно, как и прежде из общепринятых классификаций нарушений функций, принятых в клинической практике, которых множество. Т.е., получается – снова субъективный подход.
Таким образом, с одной стороны Новые классификации и критерии исправили многие недостатки прежних классификаций и критериев. С другой стороны остается много вопросов, требующих пояснения со стороны вышестоящих организаций со стороны федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Он принят вместо аналогичного документа № 664н, который пришлось отменить из-за многочисленных жалоб: оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь – дети, не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации.

О том, что изменится после вступления в силу нового документа, и какие результаты может дать его использование, порталу Милосердие.ru рассказали Артур Кушаков и Линь Нгуен – сотрудники юридического отдела РООИ «Перспектива»:

«В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается.

Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.

Новый Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», который вступает в силу 02.02.2016г. большинство прежних проблем решает – включены и уточнены множество заболеваний, которых в предыдущем Приказе не было.

Сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Это значит, что теперь исключается субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности.

К примеру, каждый человек, обратившийся в органы медико-социальной экспертизы с заявлением о проведении экспертизы, может оценить перспективы, а также правильность установления инвалидности, сравнив имеющееся заболевание из медицинского заключения с приложением нового Приказа, где четко прописана количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма. Это значит, что минимизируется риск коррупционных действий, а также вводится единообразное применение классификаций и критериев, применяемых при проведении медико-социальной экспертизы.

На наш взгляд, новые классификации и критерии исправляют многие недостатки прежних формулировок. Тем не менее, только применение на практике может показать, все ли учтено в них и насколько исключительно медицинский подход к установлению инвалидности является правильным».

Церебральная сосудистая патология характеризуется значительным полиморфизмом клинических проявлений, включающих дисциркуляторные, очаговые и общемозговые нарушения, что требует в большинстве конкретных случае индивидуального подхода к количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных цереброваскулярными болезнями. Цереброваскулярные заболевания чаще возникают на почве атеросклероза, гипертонической болезни, осложненных хронической недостаточностью мозгового кровообращения (энцефалопатией), острым нарушением мозгового кровообращения в системе внутренних и позвоночных артерий. В развитии сосудистой мозговой недостаточности придается значение многим факторам: атеросклерозу сосудов мозга, дуги аорты и брахиоцефальных ветвей, стенозу, изгибам и деформациям экстра- и интракраниальных отделов сонных артерий, аномалиям строения сосудов головного мозга и др. Методические основы оценки инвалидности у лиц с цереброваскулярными заболеваниями определяются сложным комплексом патоморфологических изменений и патофизиологических механизмов нарушения мозгового кровообращения. Выраженность последних зависит от локализации и характера поражения сосуда, топики очага, его глубины и протяженности, степени повреждения нервных клеток и проводящих путей. Среди патоморфологических субстратов основное значение имеют: изменение сосудов - атеросклеротические бляшки, аневризма, тромбоз, патологическая извитость, васкулит; изменения в веществе мозга - инфаркт, геморрагический инфаркт, кровоизлияние, отек, дислокация и вклинивание, мозговой рубец, атрофия мозга, киста. Патофизиологические механизмы представлены в виде:

изменений сосудистой системы - артериальная гипертензия, гипотензия, ангиоспазм, вазопарез, недостаточность коллатерального кровообращения, феномен обкрадывания, усиление проницаемости гематоэнцефалического барьера, сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, обменно-регуляторных нарушений - гипоксия, гиперкоагулянтность, тканевой ацидоз, изотермия и др.

Течение сосудистого заболевания головного мозга (прогрессирующее, стационарное или стабильное, рецидивирующее) определяется в зависимости от динамики процесса, темпов его прогрессирования либо от периода обострения. Сосудистое заболевание головного мозга чаще характеризуется прогредиентным течением, при этом необходимо учитывать темп развития сосудистого процесса. Следует различать медленно прогрессирующее течение с хронической недостаточностью мозгового кровообращения и быстро прогрессирующее течение с развитием II, III степени хронической недостаточности церебрального кровообращения с выраженными очаговыми и общемозговыми изменениями. При оценке характера рецидивирующего течения церебральной сосудистой патологии необходимо учитывать частоту обострений: редкие обострения с интервалом более года; обострения средней частоты - 1-2 раза в год; частые обострения - 3-4 раза в год. Определяется продолжительность преходящих нарушений мозгового кровообращения: кратковременная продолжительность (секунды, минуты, до одного часа); средней продолжительности (2-3 часа); большой продолжительности (от 3 до 23 часов). Клинический прогноз при сосудистой патологии головного мозга отягощают появляющиеся церебральные кризы, преходящие нарушения мозгового кровообращения, инсульты, т.е. многообразие клинического течения и исходов сосудистой патологии определяют разнообразный клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный). Последний зависит от многих факторов - характера и течения общего сосудистого заболевания (атеросклероз, гипертоническая болезнь), состояния магистральных и интрацеребральных артерий, возможностей коллатерального кровообращения, ранней диагностики, вида и степени нарушения функций и т.д.

Сосудистая патология головного мозга может приводить к следующим нарушениям основных функций организма человека: нарушения статодинамических функций вследствие паралича, пареза конечностей, вестибулярно-мозжечковых, амиостатических, гиперкинетических расстройств и др.; нарушения сенсорных функций (снижение остроты зрения, гемианопсия, концентрическое сужение поля зрения, нейросенсорная тугоухость и др.); висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, кровообращения, дыхания и др.; нарушения психических функций (мнестико-интеллектуальное снижение, моторная, сенсорная, амнестическая афазия, дизартрия, анартрия, аграфия, алексия, нарушения праксиса, гнозиса и др.).

Перечисленные нарушения могут проявляться по тяжести всеми четырьмя степенями выраженности стойких нарушений функций организма: незначительные, умеренные, выраженные, значительно выраженные.

Ведущими клиническими проявлениями сосудистой патологии головного мозга являются двигательные расстройства (гемиплегия, гемипарез, парапарез нижних конечностей, вестибулярно-мозжечковые и др.), приводящие к различной степени нарушений статодинамической функции и ограничений способности к самостоятельному передвижению. При оценке степени ограничения передвижения больных с указанной патологией учитываются:

комплекс клинико-функциональных показателей, характеризующих степень и распространенность расстройств двигательной функции нижних конечностей или их сегментов - амплитуда активных движений в суставах конечностей (в градусах), степень снижения мышечной силы, выраженность повышения тонуса мышц, статика, координация движений, основная функция нижних конечностей, характер походки, использование дополнительных средств опоры при ходьбе;

комплекс клинико-функциональных показателей, характеризующих степень и распространенность расстройств двигательной функций верхней конечности или ее сегментов - объем активных движений в суставах конечности (в градусах), степень снижения мышечной силы, выраженность повышения мышечного тонуса, координация движений, основная статодинамическая функция верхней конечности - схват и удержание предметов;

комплекс показателей, характеризующих функциональное состояние вестибулярного анализатора (калорическая, вращательная пробы);

комплекс электромиографических признаков, свидетельствующих о характере и выраженности изменений биоэлектрической активности мышц;

комплекс биомеханических показателей (темп ходьбы, длительность двойного шага и др.) с вычислением коэффициента ритмичности ходьбы, как обобщающего показателя степени выраженности ограничения передвижения.

«О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; N 26, ст. 3577; N 29, ст. 4160; N 32, ст. 4499; N 36, ст. 4868; 2015, N 2, ст. 491; N 6, ст. 963; N 16, ст. 2384)

Приказ Минтруда 1024н от 17.12.2015 с изменениями:

Приказываю:

  • Утвердить прилагаемые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  • Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

    (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2014 г., регистрационный N 34792).

Министр М.А. Топилин

Утверждены приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 17 декабря 2015 г. N 1024н

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.07.2016 N 346н)

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия);
  • письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

  • I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
  • II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
  • III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
  • IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.

Если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим — шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:

  • 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

  • 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

  • 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

  • 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
  • 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

  • 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
  • 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
  • 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

  • 1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • 2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • 3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерий для установления инвалидности

8. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

(п. 8 в ред. Приказа Минтруда России от 05.07.2016 N 346н)

V. Критерии для установления групп инвалидности

9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.

10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровьячеловека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80
процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

13. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.