Open
Close

Психопатия: описание психопатологического синдрома. Какие бывают психопатии и в чём их различия Сенситивная психопатия у взрослого мужчины

Психопатия – это расстройство личности, которое характеризуется непринятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью, неумением формировать свои привязанности.

Психопатия проявляется неадекватностью эмоциональных переживаний человека, зачастую у него имеется склонность к навязчивым и депрессивным состояниям.

Диагностика психопатии

Психопатия, или личностное расстройство, обращает на себя внимание в проявляющемся у человека несоответствии его поведения с существующими в обществе социальными нормами.

Диагностируется психопатия при наличии у больного трех и более пунктов из следующих критериев:

  • Равнодушие, зачастую бессердечное к чувствам других людей.
  • Безответственность, пренебрежение к социальным нормам, правилам и обязанностям.
  • Неумение строить и поддерживать взаимоотношения с людьми.
  • Отсутствие способности выдерживать возникающие неудачи, усиленная борьба за исполнение своих потребностей и желаний, возможно, с проявлением признаков агрессии, даже включая насилие.
  • Отсутствие чувства вины, неумение анализировать свой жизненный опыт и извлекать из него пользу, особенно из полученных наказаний.
  • Постоянная конфликтность с обществом, которая возникает из-за выраженной склонности в обвинении во всем окружающих людей, благовидно оправдывая свое поведение.

При диагностировании, кроме общих критериев, симптомы психопатии могут проявляться следующими моментами в поведении человека:

Неуважение законов, их нарушение, приводящее к арестам;

Частая ложь, лицемерие, обман окружающих для получения личной выгоды;

Неспособность планирования, импульсивность;

Сильная раздражительность, агрессивность, проявляющаяся в частых драках;

Отсутствие чувства безопасности для себя и окружающих людей, излишняя рискованность;

Безответственность, неспособность выдерживать напряженный ритм работы, выполнять финансовые обязательства;

Причинение морального или физического вреда другим людям без чувства вины в последствии, воровство и т.д.

Типы психопатий

В практике выделяются следующие типы психопатий:

1.Астенический тип, когда наблюдается повышенная раздражительность и быстрая истощаемость.

2.Возбудимый тип, когда возникают вспышки гнева, неадекватность эмоциональных реакций.

3.Истерический тип, когда человеку свойственна впечатлительность, эгоцентризм и внушаемость.

4.Паранойяльный – с проявлением подозрительности, высокой самооценки, склонностью к навязыванию сверх ценных идей.

Типы психопатий у каждого человека определяются индивидуально, исходя из его поведения.

Психопатия: причины возникновения

Психопатия возникает при неправильном развитии волевых и эмоциональных черт характера человека. Есть мнение, что психопатия не является заболеванием, а обусловлена определенной патологией характера, вызванной:

Врожденной неполноценностью нервной системы;

Родовыми травмами, травмой головы;

Наследственными факторами, алкоголизмом родителей;

Тяжелыми болезнями в раннем детстве;

Энцефалитом.

Психопатия личности может быть обусловлена травмами, морально-бытовыми условиям и неблагоприятными условиям среды в целом.

Психопатия личности развивается при неправильном воспитании детей. Такое воспитание делится на четыре варианта:

1. Гиперопека, когда родители уделяют повышенное внимание к своему ребенку, постоянно навязывают ему свое мнение, не дают ему проявлять самостоятельность.

2. Гипоопека, когда родители, наоборот, проявляют недостаточное внимание к своему чаду, не занимаются его воспитанием.

3. «Кумир семьи», когда в семье захваливают ребенка, выполняют все его капризы, постоянно защищают, не приучают к труду.

4. «Золушка», когда ребенок не получает ласки со стороны родителей, его избивают, издеваются над ним, противопоставляют другим детям.

Психопатия не всегда нуждается в лечении.

В ее профилактике основное значение уделяется мерам социального воздействия: воспитанию в семье, в школе, социальной адаптации, правильному трудоустройству, которое должно соответствовать уровню интеллекта и психическому складу личности.

Диагностированная психопатия личности требует лечения, при котором применяются методы психотерапевтического воздействия: разъяснительная психотерапия, гипноз, аутогенная тренировка, семейная психотерапия.

При медикаментозном лечении психопатии назначаются психотропные препараты, но очень индивидуально и с учетом личностных особенностей и психопатологических реакций.

Личностям с симптомами психопатии эмоциональной неустойчивости прописываются антидепрессанты, истерической реакции - небольшие дозы нейролептиков (трифтазин, аминазин,), состояния злобности, агрессивности - нейролептики (галоперидол,тизерцин), с явно выраженными отклонениями в поведении хорошо действуют сонапакс и неулептил.

Психопатия с тяжелыми астеническими реакциями требует назначения стимуляторов (сиднокарб) или естественных препаратов таких, как женьшень, заманиха, китайский лимонник, элеутерококк, левзея и др.

Следует понимать, что психопатия – не повод для самолечения! Подбором любых препаратов, доз и способов их применения должен заниматься только врач-психиатр!

Видео с YouTube по теме статьи:

Психопатия - ярко выраженное антисоциальное личностное расстройство, создающее серьёзные препятствия для адаптации в социуме. Обычно такая аномалия характера является врождённой, но окончательно она закрепляется в подростковом возрасте, после чего уже не меняется на протяжении всей жизни.

Однажды столкнувшись с психотическим расстройством, вы уже никогда не спутаете его с другими психическими заболеваниями.

Кто такие психопаты?

Пример психопатической личности. Кадр из фильма «Заводной апельсин».

Многие психопаты отнюдь не являются безжалостными преступниками. Напротив, они часто могут быть успешными бизнесменами, ответственными руководителями, великолепными специалистами своего дела. Мужчины с психопатией славятся очень высоким интеллектом, они превосходно умеют зарабатывать деньги, отличаются прекрасными манерами, что нередко создаёт иллюзию нормальности. Женщины-психопатки — яркие и артистичные личности, пользующиеся огромным успехом у мужчин.

Проблема психопатов заключается в абсолютном отсутствии у них высших моральных чувств. Психопат не знает, что такое совесть, стыд или сострадание. Он не может испытывать чувство любви, сочувствия, привязанности. Печально, но для психопатов не существует таких понятий, как честность и раскаяние.

Психотические расстройства

Психопатия либо психотическое расстройство - аномалия личности (врождённая или возникшая в раннем детстве), патология характера, дефект высшей нервной деятельности, приводящий к психической неполноценности. Название заболевания происходит от двух греческих слов: душа и страдание. Именно психопатов можно назвать «душевно больными» в прямом смысле этого слова.

Признаки органического поражения мозга при психопатиях отсутствуют, это косвенно подтверждает высокое развитие интеллекта больного этим расстройством. Аномалии ВНД обычно проявляются в выраженной неуравновешенности нервных процессов (торможение и возбуждение), в их особенной подвижности, преобладании какой-либо сигнальной системы либо недостаточной регуляции подкорки. Комбинация этих аномалий в разных сочетаниях и обусловливает форму психопатии.

Поведение психопатической личности очень вариативно, оно меняется в зависимости от формы расстройства. Любая психопатия развивается тогда, когда биологически врождённая либо приобретённая в раннем детстве недостаточность нервной системы вступает в реакцию с неблагоприятными внешними условиями. Характерологическая особенность личности, у которой диагностирована психопатия, — диссонанс эмоциональной и волевой сфер с интеллектуальной сохранностью. Психопатические особенности такой личности сильно затрудняют её адаптацию в социуме, а при острой психотравме приводят к асоциальному поведению.

Психопатия является обратимым личностным дефектом. Если психопату создать благоприятные условия для жизни, то их психические аномалии значительно сгладятся. Но надо учитывать, что такие люди всегда ходят по грани нормального поведения. Во всех проблемных ситуациях психопаты обязательно срываются, что является проявлением поведенческой дезадаптации. Психопат отличается незрелой психикой, инфантильностью, внушаемостью, большой склонностью к преувеличениям, мнительностью. К тому же, психопаты занимают чуть ли не основное место среди людей, склонных к насилию и криминалу.

Даже если психопатия присуща вполне добропорядочному гражданину, его склонность к странному и необычному поведению, а также к резким беспричинным изменениям настроения, всегда будет неотъемлемым признаком такой личности. Наличие психопатии всегда накладывает отпечаток на всю жизнь.

Причины

В возникновении разных видов психопатий участвует совокупность разнообразных факторов, но один из них всегда имеет определяющее значение.

Иногда ведущим фактором возникновения психопатии являются врождённые особенности конституции, а иногда - психогенное взаимодействие социума и окружающей среды.

Выделяют три группы психопатий согласно их ведущим факторам:

  1. Ядерная или конституциональная психопатия. Главной причиной заболевания является наследственность или конституция (т.е. биологические факторы), но ситуационные факторы также значимы (например, семейные дисфункции);
  2. Органическая психопатия. Причиной таких психопатий является приобретённая в детстве лёгкая органическая недостаточность (ММД). Внешние ситуационные факторы играют тем более значительную роль, чем слабее выражена сама органическая аномалия. Такая психопатия ещё часто называется мозаичной.
  3. Краевая психопатия. Роль биологических факторов минимальна, а формирование расстройства зависит от психогенных и ситуационных факторов.

Симптоматика

Психопатия, вне зависимости от её вида, всегда имеет общие симптомы. Это расстройство должно удовлетворять таким критериям:

Диагноз ставится при наличии трёх из вышеперечисленных характерологических признаков.

Известно пять крупных разновидностей психопатий: астеническая, шизоидная, истерическая, паранойяльная и возбудимая психопатия. Каждый из видов психопатий имеет свои симптомы:


Особенности заболевания

Особенность психопатии заключается в том, что её признаки у мужчин проявляются намного чаще, чем у женщин. А вот психопатические расстройства у современных детей - состояния намного более распространённые, чем об этом думают (первичные признаки расстройства могут быть заметны уже в трёхлетнем возрасте).

Мужчины-психопаты

Пример психопатической личности. Кадр из фильма «Сияние».

Какие проявления психопатии у мужчин являются самыми распространёнными? Относительно таких мужчин можно сказать, что все они являются притворщиками и лицемерами. Свои чувства они просто изображают, а не испытывают в реальности. У таких мужчин всегда выражена тяга к манипулированию окружающими людьми. Это холодные и аморальные люди, поэтому в личной жизни психопатических мужчин присутствует эмоциональный разлад. Близким людям, а также сотрудникам, они постоянно причиняют только беспокойство и страдания.

Особенно страдают от этих мужчин женщины, находящиеся в личных взаимоотношениях с ними. Как правило, любовные отношения с психопатами приводят к сильнейшим психотравмам. Отличительной чертой этих мужчин является постоянное злоупотребление доверием и унижение женщин, многочисленные бессмысленные измены. Среди психопатов-мужчин очень много ярких личностей, имеющих проблемы с законом. Близкие отношения с психопатом подвергают женщину риску сексуального и физического насилия.

Женщины-психопатки

Как же проявляется психопатическое расстройство у женщин? Особенности проявлений психотического расстройства у женщин исследованы меньше, чем у мужчин. Это связано с тем, что психопатия встречается у женщин гораздо реже. Исследователи женской психопатии утверждают, что поведение типичных психопаток имеет свои особенности. Так, женщины-психопатки всё же не такие агрессивные и жестокие по сравнению с психопатами-мужчинами. Кроме того, женщины-психопатки намного реже, чем мужчины, совершают преступления, находясь в состоянии аффекта.

Психопатия женщин обычно сопровождается клептоманией, алкоголизмом, зависимостью от других психоактивных веществ, склонностью к бродяжничеству и сексуальной распущенностью. Симптомы асоциального поведения у женщин с психопатией обнаруживаются уже в одиннадцатилетнем возрасте. Однако, если не обращать внимания на избыточную сексуальную активность, то психопатки почти не отличаются по своим характеристикам и поведению от мужчин, имеющих психопатию.

Дети с психотическими расстройствами

Первые признаки детской психопатии могут проявиться ещё в 2-3 года, но чаще это происходит у подростков. Психотическое расстройство у маленького ребёнка может выражаться в его неспособности сочувствовать и сострадать, в отсутствии раскаяния за неприемлемое поведение, но особенно явным признаком является жестокость к другим детям, а также животным.

Повзрослев, такие дети «не вписываются» в стандарты и нормы социума. Им нравится постоянно совершать асоциальные поступки, принимать наркотики либо алкоголь, нарушать закон (воровать, хулиганить). Психотическое расстройство у подростков обычно приводит к постановке на учёт в детской комнате милиции, поскольку их родители крайне неохотно обращаются к врачам.

Основные признаки ребёнка с чертами психопатии:

  • регулярные драки, кража или порча чужих вещей;
  • нарушение запретов родителей, например, побеги из дома;
  • нет чувства вины за негативные поступки;
  • безразличие к чувствам окружающих;
  • равнодушие по поводу школьной успеваемости;
  • показывает яркие эмоции, когда хочет сильно напугать либо подчинить воле;
  • отказывается брать на себя ответственность;
  • отсутствие страха, осознанное стремление к риску;
  • отсутствие реакции на угрозу наказания;
  • больше всего ценит личные удовольствия.

Психопатия часто маскируется под «трудный характер». Личность с психопатией стремится манипулировать другими людьми, совершенно не считается с их интересами. Психопата не волнуют чужие чувства, он абсолютно не раскаивается после своих поступков, даже самых нелицеприятных. Люди с психотическими расстройствами никогда не делают выводов из своего поведения при возникновении проблем, не пытаются его изменить. Их поведение очень импульсивно и лживо, они игнорируют любую опасность, склонны к жестокому обращению с людьми и животными.

Классификации психопатий весьма разнообразны. Были попытки все разновидности психопатий свести к двум - возбудимой и тормозимой; были описания, включающие более десятка типов. В МКБ-10 включены следующие типы.

Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия) по МКБ-10 характеризуется следующими чертами характера:

  • неспособностью переживать наслаждение (ангедония);
  • эмоциональной холодностью и неспособностью выразить теплые или неприязненные чувства к другим;
  • слабой реакцией на похвалу и порицания; малым интересом к сексуальному общению с другими;
  • склонностью к фантазированию про себя (аутистическое фантазирование) и к интроспекции (погружение во внутренний мир);
  • недостатком тесных доверительных контактов с другими;
  • затруднением в понимании и усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется эксцентричными поступками.

Наиболее яркой чертой характера служит замкнутость и необщительность (с детства предпочитали играть одни). Часто живут своими необычными интересами и увлечениями, в области которых могут достигать успехов (уникальные сведения в какой-либо узкой отрасли, глубокий интерес к философским и религиозным вопросам, необычные коллекции и др.). Увлечения и фантазии заполняют внутренний мир, почти всегда закрытый для других. Фантазии предназначены для самих себя и бывают честолюбивыми или эротическими (при внешней асексуальности). Эмоциональная сдержанность выглядит как холодность, хотя внутренние переживания могут быть сильными и глубокими. Трудно устанавливать неформальные эмоциональные контакты. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие желания, опасения, переживания. Склонны к нонконформизму - не любят поступать “как все”. Тяжело переносятся ситуации, где надо быстро и без разбора устанавливать неформальные контакты, а также насильственное вторжение посторонних в свой внутренний мир.

Диссоциативное расстройство личности (психопатия неустойчивого типа, антисоциальное расстройство личности) по МКБ-10 распознается по следующим признакам:

  • пренебрежение чувствами других и недостаток эмпатии - способности проникновения в их переживания;
  • безответственность и игнорирование социальных норм, правил и обязанностей;
  • неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими; низкая толерантность к фрустрации (невозможность получить желаемое);
  • легкость агрессивных вспышек, включая жестокость; отсутствие чувства вины и неумение извлекать опыт из прошлого, в особенности из наказаний;
  • склонность во всем обвинять других и жаловаться на неудачи;
  • постоянная раздражительность.

Главной чертой является постоянная жажда легких развлечений и наслаждений, праздного образа жизни с уклонением ото всякого труда, учебы, выполнения любых обязанностей, как общественных, так и семейных. С подросткового возраста тянутся к асоциальным компаниям, алкоголю, наркотикам. Сексуальная жизнь служит лишь источником для наслаждений. Не способны ни влюбляться, ни привязываться к близким и друзьям. К своему будущему равнодушны - живут настоящим. Слабовольны и трусливы, от любых трудностей и неприятностей стараются убежать. Одиночество переносят плохо - неспособны сами чем-нибудь занять себя. Пагубной оказывается ситуация безнадзорности, отсутствия опеки и строгого контроля.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (эмоционально-лабильный тип психопатии, эксплозивная, аффективная, импульсивная, возбудимая, эпилептоидная психопатии) по МКБ-10 представляет сборную группу с различными нарушениями эмоциональной сферы. В русской психиатрии принято различать два близких, но не тождественных типа.

Эксплозивная (аффективно-лабильная) психопатия характеризуется эмоциональными вспышками по малейшему поводу, но гнев легко сменяется слезами, ругань и швыряние вещей - стенаниями, агрессия к другим - нанесением самоповреждений, покушениями на самоубийство. Настроение часто меняется, что ведет к неусидчивости, несобранности, отвлекаемости. Совершенно невыдержаны, вскипают при малейших замечаниях или противодействии, крайне болезненно реагируют на эмоциональное отвержение и любые стрессы.

Эпилептоидная психопатия отличается тем, что, кроме эксплозивности (склонности к безудержным аффективным реакциям с агрессией и аутоагрессией), периодически возникают состояния дисфории - мрачно-злобного настроения, во время которого больные ищут, на чем бы сорвать накопившееся зло. Дисфории длятся от нескольких часов до нескольких дней. Бурным аффективным реакциям обычно предшествует постепенное закипание сперва подавляемого раздражения. В аффекте, во время драк звереют - способны наносить тяжкие повреждения. Иногда выявляются нарушения влечений, чаще всего садистско-мазохистские склонности. Получают удовольствие, мучая, изощренно издеваясь или жестоко избивая слабых, беззащитных, зависимых от них, неспособных дать отпор. Нередко еще с детства любят истязать и убивать животных. Но могут получать чувственное наслаждение, причиняя боль себе порезами, ожогами от горящих сигарет. Алкогольные опьянения чаще бывают по дисфорическому типу. Напиваться любят до бесчувствия. Суицидальные попытки могут быть как демонстративными с целью кого-то шантажировать ими, так и во время дисфории с действительным намерением покончить с собой.

Гистрионическое расстройство личности (истерическая психопатия), согласно МКБ-10, может быть диагностировано при:

  • наличии склонности к самодраматизации, театральности поведения, преувеличенном выражении эмоций;
  • внушаемости, легкой податливости влиянию других;
  • поверхностной и лабильной эффективности; эгоцентричности со стремлением себе все прощать и не считаться с интересами других;
  • постоянного желания быть оцененным и легкой уязвимости;
  • жажды ситуаций, где можно быть в центре внимания окружения;
  • манипулятивного поведения (любые подтасовки), чтобы добиться своих целей.

Среди перечисленных черт характера наиболее яркой является постоянное желание быть в центре внимания окружения, демонстративность, претенциозность. С этой целью даже прибегают к спектаклям, изображающим суицидальные попытки. Внушаемость, нередко весьма подчеркиваемая, на самом деле весьма избирательна: внушить можно лишь то, что не противоречит эгоцентрическим устремлениям. Зато высок уровень притязаний: претендуют на гораздо большее, чем позволяют способности и возможности. Под влиянием тяжелых психических травм могут возникать истерические психозы - сумеречные состояния, псевдодеменция и др.

Ананкастное (обсессивно-компулъсивное) расстройство личности (психастеническая психопатия) по МКБ-10 характеризуется:

  • нерешительностью, постоянными сомнениями;
  • чрезмерной предусмотрительностью в отношении возможно опасного или неприятного для себя хода событий;
  • перфекционизмом (т. е. стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим образом независимо от маловажности дела);
  • потребностью повторно перепроверять сделанное;
  • крайней озабоченностью в отношении деталей в пустяковых вещах и утратой широкой перспективы;
  • чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, озабоченностью, мешающими испытывать удовольствие;
  • педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выразить теплые чувства;
  • ригидностью и упрямством, настаиванием, чтобы другие подчинялись установленному ими порядку;
  • появлением нежелательных мыслей и побуждений, которые, однако, не достигают степени тяжелой навязчивости;
  • потребностью планировать всякую деятельность наперед в самых незначительных деталях.

Навязчивые мысли, движения, ритуалы, опасения, самими придуманные “приметы” и “запреты” наблюдаются почти постоянно, то усиливаясь, то ослабевая (например, для ответственных случаев всегда надевать одну и ту же одежду, ходить только по одному маршруту, не прикасаться ни к чему черному и т. п.). Педантизм, желание все заранее предусмотреть и запланировать в малейших деталях, мелочное соблюдение правил служат компенсацией при постоянном опасении за будущее - свое и своих близких. Утрированными могут оказаться другие компенсаторные механизмы: нерешительность при уже принятом решении оборачивается нетерпеливостью, застенчивость - неожиданной и ненужной безапелляционностью. Данный тип психопатии обычно проявляется со школьных лет, но усиливается, когда начинают жить самостоятельно и надо отвечать и за себя, и за других.

Тревожное (“избегающее”) расстройство личности (сенситивная психопатия) по критериям МКБ-10 может быть распознано по:

  • постоянному чувству внутреннего напряжения и тревоги;
  • застенчивости и чувству собственной неполноценности, неуверенности в себе;
  • постоянным попыткам понравиться и быть принятым другими;
  • повышенной чувствительности к критике со стороны;
  • по склонности отказываться вступать во взаимоотношения с окружающими, пока не будут уверены, что не будут подвергнуты критике;
  • весьма ограниченному кругу личных привязанностей;
  • тенденции преувеличивать потенциальную опасность и риск каждодневных ситуаций, избегая некоторые из них, что, однако, не достигает устойчивых фобий (навязчивых опасений);
  • по ограниченному образу жизни, позволяющему чувствовать себя в безопасности.

Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности составляют две главные черты. В себе видят множество недостатков и страшатся быть осмеянными и подвергнутыми осуждению. Замкнутость у них чисто внешняя - следствие отгороженности от чужих людей и незнакомых ситуаций. С теми, к кому привыкли и кому доверяют, достаточно общительны. Невыносимой оказывается обстановка, в которой они становятся предметом недоброжелательного внимания окружающих, когда на их репутацию падает тень или они подвергаются несправедливым обвинениям. Склонны к депрессивным реакциям, во время которых могут исподволь и тайком подготовлять самоубийство или оказываются способными на неожиданные отчаянные поступки, ведущие к тяжким последствиям (вплоть до нанесения тяжких повреждений или убийств обидчиков).

Зависимое расстройство личности по критериям МКБ-10 соответствует одному из видов астенической психопатии. Его характеризует склонность перекладывать ответственность за себя на других и целиком подчиняться интересам того, от кого зависят, пренебрегая собственными желаниями. Себя оценивают как беспомощных, некомпетентных и невыносливых. Им присущ страх быть покинутыми и постоянная потребность в успокоении в этом отношении. Они не переносят одиночества, чувствуют себя опустошенными и беспомощными, когда обрываются связи с тем, от кого зависели. Ответственность за несчастья переносят на других.

Смешанные типы расстройства личности диагностируются, когда трудно установить отдельный тип из-за того, что черты разных типов представлены относительно равномерно. Однако совершенно “чистые” типы психопатий встречаются относительно редко - тип следует определять по преобладающим чертам. Так же как при акцентуациях характера, смешанные типы могут быть промежуточными (преимущественно наследственно обусловленными, например шизоидно-эпилептоидная психопатия), или амальгамными (на эндогенное ядро одного типа наслаиваются черты другого вследствие длительного неблагоприятного влияния среды, например, на конституциональные черты эмоциональной лабильности при воспитании в детстве как “кумира семьи” накладываются гистрионические, т. е. истероидные, черты).

Органические психопатии чаще всего бывают смешанными, представляя различные сочетания эмоционально-лабильных, гистрионических и диссоциативных черт (т. е. эксплозивной, истерической и неустойчивой психопатии). Диагностика органических психопатий основывается на следующих признаках. В анамнезе имеются внутриутробные, родовые и ранние постнатальные (первые 2-3. года жизни) черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и нейроинтоксикации. Выявляется резидуальная неврологическая “микросимптоматика”: асимметрия лицевой иннервации, нерезкие глазодвигательные нарушения, неравномерность сухожильных и кожных рефлексов, легкие диэнцефальные расстройства. На рентгенограмме черепа видны аномалии оссификации и признаки повышения внутричерепного давления, на ЭЭГ обычно встречаются выраженные диффузные изменения. При патопсихологическом обследовании обнаруживаются нарушения внимания, истощаемость при повторении заданий.

Другие классификации психопатий. Было предложено множество классификаций. Одни из них являются описательными - типы выделяются по наиболее ярким чертам характера, другие исходят из определенного принципа. В русской психиатрии примером первых может служить систематика П. Б. Ганнушкина (1933), а второй - его ученика О. В. Кербикова (1968), а также Б. В. Шостаковича (1988) и А. Е. Личко (1977).

П. Б. Ганнушкин описал несколько групп психопатий.

Группа циклоидов (конституционально-депрессивные, конституционально-возбужденные, циклотимики, эмотивно-лабильные) отличаются особенностями господствующего настроения - постоянно угнетенного, повышенного, периодически или часто меняющегося. Группу астеников (неврастеники, “чрезмерно впечатлительные”, психастеники) объединяла склонность к легкой истощаемости и “раздражительная слабость”. Кроме того, выделялись группы шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических и неустойчивых психопатов и др., большинство из которых включены в МКБ-10 под теми же или иными названиями. О. В. Кербиков для классификации взял типы высшей нервной деятельности И. П. Павлова и прежде всего разделил психопатии на возбудимые (эксплозивные, эпилептоиды) и тормозимые (астеники, психастеники). Но особо за пределами выбранного принципа были поставлены “патологически замкнутые” (т. е. шизоиды), истерические, неустойчивые, сексуальные и мозаичные (т. е. смешанные) психопатии. Б. В. Шостакович использовал для систематики психологический принцип: преобладание изменений в сфере мышления (шизоиды, психастеники, паранойяльные), в сфере аффективных нарушений (эпилептоиды, возбудимые, циклоиды, истерические) или в сфере волевых нарушений (неустойчивые, сексуальные). А. Е. Личко объединил систематику психопатий и акцентуаций характера, описывая одни и те же типы, являющиеся или вариантами нормы (акцентуации), или достигающие патологического уровня отклонения (психопатии).

Психопатия (греч.psyche- душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.

Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:

1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.

    Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.

    Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды (но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).

Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:

    наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);

    алкоголизм и наркомания у родителей;

    различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);

    родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;

    черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;

    длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;

    недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.

Акцентуация характера (лат. accentus - ударение и греч. charakter - черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.

Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.

При акцентуации характера (в отличие от психопатий):

    социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);

    черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;

    человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.

Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий :

    Эксплозивная (возбудимая) психопатия . С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:

    1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,

      приступы неудержимой ярости,

      расстройства настроения (тоска, злобность, страх),

      агрессивность, мстительность, деспотичность,

      склонность к ссорам и дракам (агрессивная реакция по типу короткого замыкания “раздражитель – реакция”),

      стремление самоутвердиться за счет слабых,

      эгоцентричность, жестокость и т.д.

Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым. Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). Могут быть энергичными, активными. Среди них бывают азартные игроки (как правило, это принимает болезненный характер). Конфликты с окружающими проходят через всю их жизнь и служат причиной нарушения социальной адаптации: они нетерпимы в школе, семье, в армии, на работе.

При возбудимой психопатии в большей степени страдают окружающие, чем сам психопат (хотя в драках достается и ему).

    Истерическая психопатия . Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.

Для истерической психопатии характерно:

    стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;

    стремление быть в центре внимания;

    неутолимая жажда признания;

    эгоистичность (жизнь за счет других), себялюбие, равнодушие к окружающим;

    позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект;

    склонность ко лжи,фантазированию;

    важность оценки окружающих;

    умение входить в доверие, контактность

Такие дети и взрослые обычно обладают хорошей памятью, раскованным мышлением, быстро овладевают новой профессией, но им несвойственны усидчивость и трудолюбие. Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду. С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности, они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя. Склонны к злоупотреблению алкоголем.

    Неустойчивая психопатия , при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются:

    робость, застенчивость, боязливость;

    отсутствие уверенности в своих силах;

    вялость, пониженная активность;

    ранимость, мимозность;

    повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.

Астеник дома должен обязательно долго отдыхать перед выполнением домашних заданий. Обычно у таких детей нет друзей, они не могут позвонить и узнать уроки или стесняются это сделать. Родители должны им постоянно помогать в приготовлении домашних заданий. Очень переживают перед любым ответственным событием – экзаменом, выступлением и др.Незначительное усложнение жизненной ситуации вызывает у них невротические реакции типа неврастении. Они не могут выполнять поручения, занимать должности, связанные с большой ответственностью и необходимостью руководить другими людьми. Причем неудачи в таких случаях очень болезненно переживаются.

5.Психастеническая психопатия . С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:

    нерешительность,мнительность;

    склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;

    склонность к самоанализу, умственная жвачка;

    чувство неполноценности, но при этом выраженное самолюбие и повышенная оценка;

    обидчивость;

    трудности в общении

С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!). вместе с тем большинство из них мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. У них пытливый ум, стремление дотошно докапываться до сути вещей, это прекрасные исполнители,они задают много вопросов (но только своим людям), но вызов к доске – мучителен.Самое “слабое” место – необходимость принять быстрое решение или выполнить работу в короткий срок.

Психастеническая психопатия – тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество (всю жизнь проводят в героической борьбе с самим собой).

6.Паранойяльная психопатия .Отличительными чертами ее являются

    подозрительность, мнительность;

    высокая степень готовности к образованию сверхценных идей (наиболее часто идеи ревности, сутяжничества,изобретательства);

    эгоистичность, самоуверенность, отсутствие сомнений;

    вера в свою непогрешимость;

    неуступчивость, активность в отстаивании своей идеи

    завышенная самооценка.

    Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:

    необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;

    флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;

    эмоциональная холодность, сухость;

    отсутствие эмпатии;

    большая близость к природе и книгам, чем к сверстникам (такие люди всегда в стороне, часто одиноки);

    в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;

    односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

    Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

    Патологические влечения , к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:

    гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

    садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);

    мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);

    педофилия (половое влечние к детям);

    содомия, зоофилия (половое влечение к животным);

    эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.

Различные психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе еще хуже, т.к. во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие и может развиться психопатическая реакция с обострением аномальных особенностей характера (учителю это нужно обязательно учитывать). Психопатическая реакция возникает внезапно, в ответ на малозначимые (для нормального человека) события (например, кто-то случайно коснулся, проходя мимо), как правило, она неадекватна, чаще всего выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии.

3.Неврозы и невротические состояния у детей и поростков

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

      Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам , чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями , в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны , повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

      Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

      Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

    - невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляетневоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

    - невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

    У детей нередко возникают системные неврозы :

    - невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

    - Мутизм (лат.mutus- молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

    Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

    - невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

    - нервная анорексия – отказ от еды;

    - невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

    - невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

    - невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

    Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

    Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

    Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

    Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

    Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

    Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

    перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

    назвать пограничные психические состояния у детей.

    объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

    охарактеризовать различные виды психопатий

    проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

    дать понятие невроза.

    рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1.Фактори ризику психічних захворювань в епоху НТР: урбанізація, гіподинамія, інформаційне перевантаження тощо .

Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр.68-74; 197-201.

Дополнительный блок информации.

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучния и постепенного удлиннения периода специализации части населения. С позиции жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности.Все это не представляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началов развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во втрой половине 20 века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться.

Урбанизация (лат. urbanus – городской) –социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, который связан с концентрацией и интенсификацией техногенных функций, распространением измененного городского образа жизни

Рост городского населения резко увеличил плотность контактов человек – человек. . Возросшие скорости передвижения человека обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значитеьной степени – с незнакомыми людьми. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными (опасность развития дистресса). Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20-30 минут в сутки. Часто отмечается нарушение традиционных семейных связей.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы (оживленная магистраль). Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей ТВ, радио и т.д. делают влияние шумов практически постоянными. Они в отличие от естественных (шум ветра и др.) оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в часности: меняются частота дыхания и АД, нарушается сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение (нервная система очень чувствительна к его воздействию), электромагнитное загрязнение в виде излучения от сплетения проводов, электроприборов (делает человека более агрессивным). На эмоциональную сферу человека исключительно неблагоприятно воздействуют и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и друг их физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города)генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы (повышение угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики и др.).

Разрушение естественного природного окружения человека (который сам – частица природы), замена его на искусственную из камня и бетона среду, содержащую изолированные пространнства и др.деформирует психику человека, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья.

Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности (развитию гиподинамии). Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека, его функциональных резервов.

По данным академика Берга, за последнее столетие расход энергии на мышечную деятельность у людей снизился с 94% до 1%. А это свидетельствует о том, что и резервы организма снизились в 94 раза. Особенно неблагоприятно гиподинамия проявляется у детей в период созревания организма, когда дефицит энергии лимитирует не только физическое развитие, но и психологическое (в том числе и интелектуальное). Может возникнуть протребность в допинге сначала психологическом, затем лекарственном и вполне возможно, что и наркотическом.

Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение . Это ведет к напряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс, снижает физическую и умственную работоспособность, нарушает нормальную работу мозга.

Современная жизнь сопряжена с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это означает, что современным детям необходимо усвоить информации, как минимум, в 4 раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их дедушкам и бабушкам. Но мозг современного человека остался практически таким же, каким был и 100, и 10 000 лет назад. Так возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, что нередко вызывает отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым», слабее реагирующим на проблемы близких, нечувствительным к жестокости, а затем и к добру, агрессивным. В ряде случаев это наблюдается уже у маленьких детей.

С рассмотренными факторами риска, характерными для большинства городов, связаны так называемые болезни цивилизации – широко распространенные среди экономически развитых стран заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, болезни обмена веществ, бронхиальная астма, неврозы, психические расстройства и др.

Перечислить основные факторы риска для здоровья, связанные с научно-технической революцией.

Объяснить негативное влияние урбанизации на психическое здоровье человека.

Охарактеризовать связь гиподинамии и психического здоровья человека

Описать действие избыточной информации на психику человека.

Дать понятие болезней цивилизации.