Open
Close

Узнамания. О, Виракоча! Ты, кому равных нет на всем свете

ГЛАВА V. ПРАРОДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Теперь оставим рациональную и философскую атмосферу "Сиканд Гуманик Вазара" Мардан Фаррукха с его оправданием дуализма, как единственной системы, позволяющей адекватно разрешить проблему зла и сотворения мира, которая иначе остается загадкой. В этой главе мы разберем, что же происходит с миром после его осквернения силами зла. В предыдущих главах мы имели возможность рассмотреть обоих Духов в их начальной стадии; мы видели, как начал враждебные действия на духовном и умственном плане Дух Зла и как он был отброшен на исходные позиции произнесением Истины. Мы видели, как Хормазд использовал его поражение и как он произвел идеальный и материальный мир, как бастион против агрессии Врага, когда тот возобновил покушение; и мы видели, что этот акт творенья для божества был вынужденной мерой самозащиты, и что материальный мир, ограниченный небом, служит ловушкой, в которой, подобно пойманному зверю, мечется и бьется Ахриман, поскольку он "без знания и системы". И, наконец, мы были свидетелями вторжения Ахримана в материальное творенье и внесение им в совершенный мир смерти и болезни, отравы и вредоносных существ, гнева, похоти, зависти, сластолюбия и всех сопутствующих им пороков, а также уничтожение Гайомарда, Благословенного Человека, при подстрекательстве и с помощью некоего странного персонажа, Блудницы, которая, по-видимому, ничто иное, как Вечная Женственность в ее злом аспекте.

Отрывок, избранный для настоящей главы, взят из начала четырнадцатой главы "Большого Бундахишна", озаглавленной "О природе Человека". Глава не содержит наставлений и имеется также в сокращенной или «индийской» версии «Бундахишна», и во многих случаях я следовал тексту этой версии.

Как мы уже знаем, Гайомард является праотцем человеческой расы. Он Первый Человек в том смысле, что от него произошло человечество, но сам он - полубог, круглый и "сияющий, как солнце", сын Хормазда и Земли, Спендармат.

Он является Первочеловеком в том смысле, что он - прототип человека; но, строго говоря, его нельзя назвать человеческим существом с руками, ногами и другими отличительными человеческими признаками. Гораздо больше он напоминает те примитивные создания, которые описаны в платоновских «Диалогах», андрогинов шарообразной формы. Перевод, приводимый в данной главе, рассказывает о перволюдях в собственном смысле слова, Машии (или Махре) и его сестре Машиане (или Махране), о том, как они появились, что делали и как сошли с пути истинного.

Через тридцать лет после вторжения Ахримана в материальный мир Гайомард умер, но перед смертью он изрек пророчество: "Теперь, когда пришел Противник, из моего семени взойдут люди, и наилучшее для них - совершать добрые дела". Тем самым Божественный замысел не был расстроен и "Благословенный Человек" остался жить среди человеческого рода; лучшее творение Бога, Первочеловек, продолжал сражаться на переднем крае против пойманного небом в ловушку Ахримана.

Третья глава поясняет, что почти наверняка существовал миф, согласно которому Благословенный Человек, Гайомард, был, так сказать, принужден к союзу с супругой Ахримана, Первоблудницей, которая едва ли может быть кем-то иным, кроме как олицетворением женского принципа, тогда как сам Гайомард олицетворяет мужской принцип. Но если в случае мужского принципа все достаточно определенно, то с женским возникает двусмысленность. Сказано, что Гайомард вырос из Земли, Спендармат, и семя, из которого он вырос, было посажено самим Хормаздом, отцом Спендармат. Как дочь и жена Хормазда, Спендармат является "Царицей Небес и Матерью Творенья; она, по сути, Мать-земля. В тексте, приведенном ниже, семя умирающего Гайомарда падает в его мать, Землю, и благодаря этому из нее вырастает первая человеческая пара, Машие и Машиана, в виде растения, известного как ревень. Таким образом, женское начало представлено и ужасной Блудницей, навлекающей "столько бед на Благословенного Человека и труженика Быка, что они не станут пригодны к жизни", и благой матерью, смиренной Спендармат, чье имя означает "щедрая гармония или преданность". Стало быть, Блудница - это, по сути, злотворный аспект женского принципа, тогда как Добрая мать - Земля, Спендармат - его добрый и благодетельный аспект. Спендармат представляет собой то, что профессор К.Юнг и его школа называют Великой Матерью, а Блудница - Ужасной Матерью. Это проявление одного и того же принципа вечной женственности, точно так же, как Хормазд и Ахриман - два проявления вечного мужского начала; в зороастризме они навсегда разделены и примирение их совершенно исключено. Следовательно, очевидная запутанность, которую влечет за собой миф о Блуднице, происходит просто от разделения женского принципа на два, принимающие, соответственно, сторону Хормазда и сторону Ахримана. Поэтому естественно, что помимо мифа о посмертном союзе Гайомарда с Богиней Земли, мы находим следы невольного союза с грязной демоницей, который приводит его к смерти. Быть может, она также является неким проявлением Богини Земли, что позволяет объяснить, как могли Машие и Машиана, дети "Благословенного Человека" и Доброй Матери-земли вести себя столь предосудительно, как описано далее в этой главе.

Продолжим наш рассказ. Итак, они выросли из земли в виде одинокого и неразветвленного стебля ревеня. Позднее они разделились и приняли человеческую форму.

Положение Машие и Машианы в мире, который уже вкусил зло, аналогично тому, что было у Адама и Евы, когда их изгнали из сада. Надо полагать, что к тому времени силы зла находились уже под каким-то контролем, и Машие и Машиане не пришлось принять на себя главный удар атаки Ахримана, как выпало несчастному Гайомарду. Как только они осознали себя, так сразу же получили строгое предостережение от Хормазда делать лишь добро и никогда не поклоняться демонам. И вот они покорно признают Хормазда Творцом, но как только на их пути встречается искушение, они тут же объявляют Ахримана создателем воды, земли и растений, т. е. сущностей достаточно значимых, учитывая вышесказанное, и относимых зороастрийцами к женскому полу. За это страшное, по канонам ортодоксии, богохульство "оба они прокляты; и их души пребудут в Аду до Последнего Тела".

Остается неясным, было ли предначертано Машие и Машиане жить на земле без принятия пищи. Согласно зороастрийской ортодоксии это кажется маловероятным, хотя возможно, что более аскетическое крыло зороастрийской церкви полагало иначе. Как бы то ни было, на протяжении тридцати дней они не принимали никакой пищи. И только затем они отважились выпить немного козьего молока, но, испив его, стали жаловаться, что заболели. "Это было их второй ложью, и демоны обрели силу от этого" (7). Надо сказать, что в зороастризме слово «лгать» означает грешить, откуда следует, что либо грех заключается в питье молока, либо в тошноте, последовавшей за этим. Здесь опять-таки имеется некоторая двусмысленность, ибо в ортодоксальном понимании они были осуждены за их неблагодарность, тогда как аскетически мыслящие гетеродоксы полагают, что это указание на то, что они не должны были есть вообще никогда, подобно тому, как в последние дни весь человеческий род совсем откажется от еды и питья.

Их следующее физическое действие также допускает двоякую интерпретацию. Они убили некое животное (то ли быка, то ли овцу - слово gospand на пехлеви имеет два значения) и поджарили его на огне "по знаку от небесных богов". В шкуру животного они оделись, а из его шерсти сделали подстилки, познав, таким образом, искусство плетения. Затем Машия и Машиана узнали, как изготовить орудие из железа и как резать им дерево. Т. е., по сути, они становились разумными и цивилизованными людьми; тем не менее, их снова порицают: "Через неблагодарность, которую они выказали, демоны ободрились" (11).

Что они сделали не так? Как будто ясно, что ни разжигание костра, что было сделано ими по наущению богов, ни изготовление одежды из шерсти животного, ни изготовление утвари не может быть ложным шагом. В чем тогда состоит их неблагодарность? По-видимому, в убийстве невинного животного, в потреблении его мяса и предложении мяса огню и вышним богам. Если дар был принят, его вряд ли перехватил бы гриф, как произошло на самом деле. На земле же первое мясо было съедено собакой - вероятно, как указание на то, что согласно Божественной воле, человек не должен был стать плотоядным.

В последней главе мы очень коротко коснемся вопроса о животных жертвоприношениях. Достаточно сказать, что сам Зороастр решительно осуждал этот обычай, однако, впоследствии он был введен в позднюю Авесту, где упомянуто всесожжение. На протяжении всего сасанидского периода не было достигнуто согласия между авторитетами по поводу допустимости такой жертвы. Известно, например, что Адурбад, сын Махраспенда, на которого пехлевийские книги указывают как на великого ортодоксального учителя, увещевал правоверных "воздерживаться от несправедливого убийства быков и овец", но было много случаев, когда цари и принцы устраивали целые гекатомбы жертв.

Но что интересно в этой изначальной жертве, совершенной Машие, так это близкое сходство с жертвой, изображенной на митраических монументах. Примечательно присутствие птицы (в данном случае грифа, а там - ворона) и собаки в обоих случаях; причем на митраических изображениях именно собака лакает кровь убитого быка, а птица стоит между Митрой и Солнцем, т. е., точно так же, как в нашем тексте, где гриф перехватывает жертву, предназначенную богам, а собака, очевидно, поглощает часть, предназначенную для огня. Мы, следовательно, видим здесь древнюю, дозороастрийскую форму жертвоприношения, которая затем вошла в зороастризм, но позже снова была из него исключена, став символически предлагаемой бескровной, как это происходит и по сей день.

В митраизме жертвоприношение сохранилось. Вопрос о том, как Митра ассоциируется с этой жертвой, здесь неуместен.

И поскольку мы рассматриваем жертву, предложенную Машие и Машианой, то факт остается фактом, что демоны ободрились, и наши прародители принялись жестоко нападать друг на друга, споря, надо полагать, о том, как разделить новообретенные сокровища. Вновь поддавшись искушению, они предложили (в жертву) демонам молоко, чем весьма укрепили силу последних.

Таким образом, Машия и Машиана обнаруживают удивительную неспособность выполнить предназначенную им роль в замысле Хормазда. В отличие от Гайомарда, который был безгрешен, его сын и дочь богохульствовали против своего Создателя, и как если б этого было мало, они еще пытались умилостивить его смертельных врагов, предложив им жертву. Грех был столь ужасен и демоны до такой степени укрепились им, что даже сумели сделать эту упрямую пару на пятьдесят лет сексуально бессильной.

В первой главе мы видели, сколь важный акцент ставили зороастрийцы на продолжении рода, считая его священным долгом. И то обстоятельство, что в течение пятидесяти лет первая пара должна была оставаться бездетной, показывает, как печально они провалились в осуществлении божественной цели. Когда же, наконец, они произвели на свет близнецов, то снова сотворили чудовищное деяние: "Дети были такими сладкими, что отец проглотил одного из них, а мать - другого. Тогда Ахура Мазда отнял у них сладость детей, чтобы они могли воспитывать их, и чтобы дети при этом могли остаться живы" (14).

Легенда о Машин и Машиане с незначительными изменениями изложена и в других источниках. Это зороастрийская версия падения. Гайомард - прототип человека и совершенный образец, он не совершает падения в теологическом смысле, он просто подавлен превосходящей силой и умирает. С другой стороны, Машия и Машиана неоднократно впадают в грех: они богохульствуют, поклоняются демонам и поглощают собственных детей. Их основательная испорченность не объяснима, если считать их детьми Гайомарда и Земли, Спендармат, на что ясно указывает текст; но вполне постигается, если они произошли от Гайомарда, "Благословенного Человека" лишь с одной стороны, а с другой - от «Блудницы», злого проявления женского начала. Только так можно объяснить их врожденную извращенность.

Их падение указывает на то, что человеческая природа уже испорчена в своей основе, и сила демонов, нарастанию которой они так способствовали, может быть обуздана лишь принесением Доброй Религии пророком, Зороастром. Таким образом, зороастризм сасанидского времени рассматривает историю материального мира, как вечное предвкушение Фрашекарта, окончательного Восстановления в конце времен. Первое вторжение - наихудшее, и богам приходится вмешиваться самим, чтобы восстановить положение. Начало Машие и Машианы было плачевным, и Хормазд уменьшил их естественное удовольствие от еды, что показывает чудовищную избыточность их аппетита. С установлением Доброй Религии с ее доктриной умеренности во всем, наихудшие излишества демонов похоти были загнаны в угол до времени всеобщего обновления всех вещей и решительного контрнаступления против Ахримана, которое уничтожит его власть навечно и навсегда.

БОЛЬШОЙ БУНДАХИШН

Глава XIV (Анклесария, стр. 100–106)

ИНДИЙСКИЙ БУНДАХИШН

Глава XV (Джусти, стр. 19–21)

"(1) Хормазд возвестил в Религии: "Я сотворил человека в десяти видах. И первым был именно Гайомард, светлый и ясноокий. Гайомард был единственным из этих десяти видов, а остальные девять произошли от него. Десятым была обезьяна, низшая из людей". Далее он изрек: "Когда Гайомарда одолела болезнь, он пал на левый бок. Из его головы вышел свинец, из его крови цинк, из костного мозга - серебро, из его ног - железо, из костей - медь, из жира - хрусталь, из его рук - сталь, а из его души (jan), когда она отошла - золото, которое даже теперь люди отдают лишь с самой жизнью, так высока его ценность. Ибо от той доли смерти, что вошла в тело Гайомарда, смерть будет настигать все живые существа до окончательного Восстановления.

(2) Когда Гайомард почил и пало его семя, это семя было очищено светом Солнца, две части его были сохранены Нериосангом (божество, действующее как посланник богов) и одну часть получила Спендармат (Земля). И сорок лет семя оставалось в земле. Когда минуло сорок лет, Машин и Машиана выросли из земли в виде растения ревеня с одним стеблем и пятнадцатью отростками. И было так, будто их ладони были прижаты к ушам, и они были соединены друг с другом конечностями и телом, и их khwarr (это слово заключает сложную идею, в другом месте я перевел его как «достоинство»; здесь оно означает «сущность» или "конечную причину", которая направляет ruvan, или рациональную душу; khwarr, авест. хварн, человека в пехлевийских текстах это его предсущая душа, равно как и его "конечная причина" в аристотелевском смысле) парил над ними. И так тесно они были соединены друг с другом, что было не ясно, где мужчина, а где женщина. Хварн, который был сотворен Хормаздом, и который сопровождал их, и который и есть хварн (душа и достоинство) человеческого рода, был дан им.

(3) Ибо сказано в Религии: "Что Хормазд сотворил первым, хварн или тело?" И отвечал Хормазд: "Сначала был сотворен хварн, а затем тело". Хварн был вложен в тело того, для кого он был сотворен, ибо сначала было определено предназначение человека, а уж потом для него было создано тело. И толкование этого таково, что первой была сотворена душа (ruvan), а за ней - тело. Душа указывает телу его предназначение.

(4) Затем они развились из растения в человеческую форму, и хварн, который есть их душа, вошел в них тайно (meno kiha). Даже по сей день деревья вырастают тем же путем, деревья, чьим плодом являются десять видов человека.

(5) И Хормазд сказал Машия и Машиане: "Вы - люди, отец и мать этого мира. Так исполняйте ваши дела в согласии с порядком праведности (datastan) и с совершенным разумом. Думайте, говорите и делайте добро. И не поклоняйтесь демонам". И первой мыслью, которая явилась у обоих, когда они рассмотрели друг друга, была: "Он - человеческое существо". И первым делом, которое они сделали, было то, что они стали двигаться и заморгали глазами. А первым, что они сказали, было: "Хормазд сотворил воду, землю, растения, животных, звезды, Луну и Солнце и все обилие вещей", что в праведном откровении было названо корнем и плодом.

(6) Тогда Противник вторгся в их ум и извратил его. И они вскричали: "Дух Разрушения сотворил воду, землю, растения и другие вещи". И когда они произносили эту первую ложь, которая погубила их, то говорили в согласии с волей демонов. И это было первой радостью, которую Дух Разрушения похитил у них и присвоил себе. За эту ложь оба они были прокляты. И их души пребудут в Аду до Последнего Тела.

(7) Тридцать дней они воздерживались от пищи и одевались в траву. Через тридцать дней в пустынном месте они набрели на белошерстную козу, и они сосали молоко из ее вымени. И испив молока, Машие сказал Машиане: "Мне было радостнее, когда я не пил молока, чем теперь, когда я его отведал; мое тело больно". Это было их второй ложью; и демоны обрели силу от нее.

(8) И сладость вкуса пищи была отнята у них, так что лишь сотая часть ее осталась.

(9) И когда прошло еще тридцать дней и ночей, они встретили скота оранжевого цвета с белой челюстью, и они убили его; и по знаку небесных богов они сложили костер из дерева самшита и лотоса, так как эти два дерева дают больше всего огня. Своим дыханием они раздули костер, а первым топливом была солома и ветки оливы, мастикового дерева и финиковой пальмы. Они поджарили зверя на вертеле и, отделив часть мяса величиной с три горсти, кинули ее в огонь, говоря: "Это доля огня". А другую часть они кинули к небу, говоря: "Это доля богов". И гриф, пролетавший над ними, схватил мясо и унес его прочь; что касается первого (куска) мяса, то оно было съедено собакой.

(10) Затем они облачились в одежды из шкур. И они сплели подстилку в пустынном месте, и изготовили тканую одежду и одели ее. Потом они укрепили камень в земле и расплавили железо, и били железом о камень, и сделали из него нож; и стали резать им дерево и сделали деревянную посуду.

(11) И через неблагодарность, которую они выказали, демоны ободрились. И по своей воле Машия и Машиана стали страшно завидовать друг другу, и они набросились друг на друга, били и раздирали один другого, и рвали друг у друга волосы.

(12) И тогда демоны вскричали из тьмы, говоря: "Вы - люди! Так поклоняйтесь демонам, чтобы ваша зависть утихла". И Машиана встала и надоила молока у коровы и вылила его на северную четверть. И от почести, оказанной им этой жертвой, прибыло у демонов силы.

(13) И половые части Машие и Машианы так усохли, что целых пятьдесят лет у них не было никакого желания друг к другу; и даже если б они соединились в желании, все равно от них не произошло бы потомства. И только к концу пятидесяти лет они стали подумывать о продолжении рода, сначала Машие, а затем Машиана. Ибо Машие сказал Машиане: "Mihi ventrum tuum aspisienti exsurgit membrum". И тогда сказала Машиана: "Брат Машие, Mihi membrum tuum ingens exurgens aspisienti palpilat ventrum". Затем они завершили свое взаимное стремление, и в этом акте свершения они думали: "Вот дело, которым нам следовало заниматься все последние пятьдесят лет".

(14) Через девять месяцев у них родилась пара близнецов, девочка и мальчик. И столь сладки были (эти) дети, что мать проглотила одного из них, а отец - другого. Тогда Хормазд отнял у них сладость детей, чтобы они могли их воспитывать и чтобы дети сумели при этом выжить. И (после этого) семь пар близнецов были рождены ими, мальчики и девочки. И каждый брат взял себе сестру в жены; и все шесть пар остались с Машией и Машианой; и через пятьдесят лет у каждой пары родился потомок, а в сто лет все они умерли".

Из книги Мир сложнее, чем мы думали автора Мулдашев Эрнст Рифгатович

Из книги Встреча с мастером автора Мулдашев Эрнст Рифгатович

Из книги "Две жизни" (ч.III, т.1-2) автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава 2 Что знают простые люди о происхождении человечества Если в России, США, Германии и других подобных странах задать этот вопрос обычным людям, то кто-то из них сразу ответит, что человек произошел от обезьяны, кто-то скажет, что пришельцы из космоса занесли семя

Из книги Летние ливни в Бриндаване - 1972 автора Баба Шри Сатья Саи

"Две жизни" Часть IV Глава 1. "Храм человечества" Путешествие по морю лорда Бенедикта и его спутников на пароходе капитана Ретедли. Новые знакомства обитателей Лондонского особняка с пассажирами первого класса. Размышления Алисы и ее разговор с лордом Бенедиктом о

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 2 Истины Вед - достояние всего человечества Рожденные в человеческой расе и выросшие среди подобных себе, люди, - увы - забыли об основных достоинствах и признаках человеческой расы. Из всего животного царства, из всех живых существ, что появляются на свет и дышат, -

Из книги Почему человечество приближает конец света? Пути выхода из трагической ситуации на земле автора Лисицын В. Ю.

Глава 6 Всеобщее развращение человечества 1. Когда люди начал и умножаться на земле и родились у них дочери, "Когда люди начали умножаться на земле..." Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части - "каинитяне" обозначаются общим понятием "людей", аналогию

Из книги Эволюция жизни. Путь от Богочеловека к человеку автора

Глава 1. Проблема нравственной деградации человечества на Земле К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Глава 9 ПОТОМСТВО СИФА КАК ГАРАНТ ЖИЗНИ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. «Сверхчеловек» Ницше и потомство Каина Даже поверхностный взгляд на наше прошлое показывает, что история человечества состоит из непрерывных попыток потомства Каина, физически истребить или закабалить

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XIV Духовные семена человеческих душ современного человечества Ветхозаветные бытовые детали взаимодействия еврейских племен с арийским населением ханаанских народов Палестины, свидетельствуют о том, что эти арийские народы по своему человеческому духу и

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

Прародители Иисуса Вот родословие Иисуса Христа, потомка Давида и Авраама:2 от Авраама родился Исаак, от Исаака родился Иаков,от Иакова родились Иуда и братья его,3 от Иуды родились Фарес и Зара, матерью их была Фамарь;от Фареса родился Есром, от Есрома - Арам,4 от Арама

Из книги Философия и религия Ф.М. Достоевского автора (Попович) Иустин

Из книги Боги славянского и русского язычества. Общие представления автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Глава 1. Единственное утешение человечества Достоевский несомненно и неопровержимо доказал одно: дьявол есть. Но если бы он не доказал так же несомненно и неопровержимо, что Бог есть, - горе ему, лучше было бы, чтобы его из колыбели сразу в гроб перенесли. Но еще хуже было

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Сварог, отец Огня и Даждьбога. Семаргл. Прародители Сварога: Крът и

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

Глава 6. 1. Всеобщее развращение человечества. 1. Когда люди начал и умножаться на земле и родились у них дочери,“Когда люди начали умножаться на земле…”Контекст речи показывает, что здесь целое берется вместо части – “каинитяне” обозначаются общим понятием “людей,”

Из книги автора

4. ТУМАННОСТИ - ПРАРОДИТЕЛИ ВСЕЛЕННЫХ Хотя сотворение и организация вселенных извечно управляются бесконечными Создателями и их партнерами, весь этот процесс протекает в соответствии с предопределенным механизмом и в согласии с гравитационными законами силы, энергии

Что означает понятие« последний общий предок всего человечества»? Являются ли митохондриальная Ева и Y-хромосомный Адам — Адамом и Евой Библии, единственными прародителями всех людей на Земле? Эти вопросы нередко задает любопытствующая публика, и хоть науке известны ответы, понять их обычному человеку с позиций бытового здравого смысла не так-то легко.

Откуда берутся митохондриальные Евы? Схема демонстрирует, каким образом в результате генетического дрейфа разнообразие мтДНК в популяции в конце концов приходит к одному-единственному варианту, носителем которого становятся все самки. Этот процесс стохастический, основанный на случайностях, но исход его неизбежен.

Последний общий предок человечества, тот, с кем каждый житель Земли — от австралийского аборигена до гренландского эскимоса — связан прямым родством. Интуиция подсказывает, что этот наш общий пращур обитал на Земле в какие-то фантастически древние времена, возможно, миллион лет назад. Однако на самом деле это не так, что подтверждается не самыми сложными расчетами.

Все быстро породнились

Представим себе, что есть некая популяция с постоянной численностью, где из поколения в поколение число особей не меняется. И представим себе, что из поколения в поколение брачные пары внутри популяции образуются случайным образом, то есть в ней не существует изолированных подгрупп. Каждый самец имеет равные шансы составить пару с любой самкой и наоборот. Такая популяция называется панмиктической и являет собой широко используемую в биологии идеальную модель, сродни идеальному газу или абсолютно черному телу в физике. В панмиктической популяции каждая пара родителей будет оставлять какое-то количество потомков (например, от 0 до 4), но в результате выживает количество особей, которое точно соответствует численности родительского поколения. То есть каждая пара родителей оставит в среднем двух выживших детей. Это же можно сказать и про каждую отдельную особь из поколения «0»: в поколении «1» у нее будет в среднем по два потомка. Значит, в поколении «2» у этой же особи окажется четыре внука, в поколении «3» — восемь правнуков и т. д. До тех пор, пока потомки данной особи не начнут скрещиваться друг с другом, число их будет расти как 2 в степени N, где N — число поколений. То есть очень быстро, и даже после начала родственных скрещиваний скорость не сильно упадет. И вот однажды придет поколение, каждый представитель которого будет связан прямым родством с одной из особей поколения «0».

Точки схождения

Митохондриальную Еву и Y-хромосомного Адама правильнее называть точками схождения. Это те точки на эволюционном дереве, где все ветви сходятся в один узел. И такая точка схождения есть у дерева, построенного по любому гену. Если взять какой-нибудь ген на аутосомах (неполовых хромосомах), то точка схождения окажется, как правило, еще древнее, чем митохондриальная Ева и Y-хромосомный Адам. Дело в том, что мтДНК и Y-хромосома имеют более низкую эффективную численность. МтДНК есть и у мужчин, и у женщин, причем только в одном варианте, а потомству передается только материнская мтДНК. Y-хромосома есть только у мужчин и тоже лишь одна. Ген, находящийся на аутосоме, имеет в четыре раза большую эффективную численность, так как и у самок, и у самцов он существует в двух экземплярах (вариантах) и потомству передается от обоих родителей. Таким образом, можно ожидать, что последний общий предок (точка схождения) по любому аутосомному гену будет примерно в четыре раза глубже в прошлом, чем митохондриальная Ева. По некоторым генам точка схождения может находиться даже раньше, чем точка расхождения предков человека и шимпанзе. Значит, еще тогда существовало две вариации данного гена и оба перешли в популяцию Homo sapiens.

Когда это произойдет? Подсчитано, что первый общий предок из поколения «0» возникнет для поколения, номер которого ориентировочно можно вычислить при помощи математического выражения log2P (где P — численность популяции). Попросту говоря, много поколений для этого не потребуется. Для численности 1000 особей это будет примерно 10-е поколение. По прошествии еще примерно стольких же поколений уже все особи из поколения «0» станут либо общими предками всех ныне живущих членов популяции, либо вообще не будут иметь живущих потомков (за счет прерванных линий). Для популяции в 100 000 особей момент появления первого общего предка наступает примерно через 17 поколений, а через 30 или чуть больше все особи поколения «0» станут общими предками всей живущей популяции, кроме тех, кто вообще не имеет живых потомков.


Схема демонстрирует, каким образом в результате генетического дрейфа разнообразие мтДНК в популяции в конце концов приходит к одному единственному варианту, носителем которого становятся все самки. Этот процесс стохастический, основанный на случайностях, но исход его неизбежен.

Все мы Рюриковичи и Чингисовичи

Из этой нехитрой математики следует вывод: за последним общим предком как всего человечества, так и его крупных групп слишком далеко в прошлое ходить не надо. С большой вероятностью все ныне живущее население Евразии — это потомки любого человека, который жил 1000 лет назад и имел много детей или внуков. Например, многочисленный род Рюриковичей расцвел примерно 1000 лет назад, из чего можно заключить, что сейчас все русские практически наверняка являются прямыми потомками Рюриковичей. Даже если учесть, что вступление членов этого рода в брак было ограничено социальными барьерами, минимального протекания через эти барьеры было достаточно, чтобы модель сработала и гены русского княжеско-царского рода добрались до каждого из нас.

Было Батыево нашествие и проникновение на Русь монголов? Значит, можно смело утверждать, что все русские являются потомками каких-то монголов и даже лично Чингисхана (о нем чуть ниже). Но как такое может быть? — возразит кто-то. — Ведь в русском генофонде монгольских генов практически нет! Да, но это вовсе не доказывает отсутствие монгольских предков. Вся популяция может состоять из потомков какого-то одного человека, но не нести в своем геноме его участков ДНК. Дело в том, что при геометрическом росте количества потомков доля генов предка в той же геометрической прогрессии будет убывать. Поколений через 35 с большой вероятностью у данного конкретного потомка не будет уже ни одного унаследованного от предка нуклеотида. Доля оставшихся от предка генов вычисляется в данном случае как 1 делить на 2 в степени 35. Если учесть, что нуклеотидов у нас около шести миллиардов, получается, что эта доля составит меньше одного нуклеотида.


Сообщалось, что сегодня среди аборигенов Зеленого континента уже невозможно найти чистый австралийский геном. У всех есть европейская примесь, хотя совершенно непонятно, откуда она взялась у племен, живущих изолированно в пустынях. Понятно, что это след какого-то весьма редкого контакта, но теперь все коренные австралийцы — немного белые. Подлинный геном австралийского аборигена удалось прочесть лишь недавно, но для этого пришлось использовать образец волос аборигена, собранный каким-то антропологом более 100 лет назад.

Случайная Ева

Итак, последний общий предок человечества гораздо ближе к нам, чем можно было бы подумать. Совсем другое дело, если мы будем искать не просто последнего общего предка, а последнего общего предка по какому-то конкретному гену или по конкретному кусочку генома, скажем, по митохондриальной ДНК или Y-хромосоме. Как известно, эти две части нашего генома интересны тем, что одна из них (мтДНК) передается строго по материнской линии, а другая (Y-хромосома) — строго по мужской. Все другие участки генома мы получаем и от отца, и от матери.


Генографическая карта показывает, какими путями перемещалось человечество по миру, выйдя однажды со своей африканской прародины. Данные науки свидетельствуют о том, что предками людей, заселивших Евразию, Австралию и обе Америки были всего несколько тысяч африканцев.

Последний общий предок по прямой материнской линии, который традиционно называется «митохондриальной Евой», находится в прошлом гораздо дальше, чем просто последний общий предок. Дело в том, что количество потомков некой женщины по прямой женской линии не обладает свойством увеличиваться в геометрической прогрессии в каждом поколении, а ведет себя совершенно иначе. Оно меняется по закону случайных блужданий — за счет генетического дрейфа. В каждом поколении оно может увеличиваться на какую-то случайную величину и на какую-то случайную величину уменьшаться, и никакой «памяти» этот процесс не имеет. Однако мы все равно имеем дело с математически просчитываемой ситуацией, исход которой можно предсказать.

Допустим, есть поколение «0», и в нем 20 женщин, каждая из которых имеет свой вариант мтДНК. В следующем поколении каждая из этих женщин производит на свет некое количество (например, от 0 до 4) дочерей (сыновьями в данном случае можно пренебречь). Из общего числа дочерей в поколении остаются снова 20. И каким-то женщинам поколения «0» не повезло: они дочерей не родили или их дочери не выжили. Таким образом, в поколении «1» разнообразие мтДНК несколько уменьшилось. Так происходит от поколения к поколению: постепенно в популяции остается все меньше вариаций мтДНК. И хотя частота каждого из 20 гаплотипов колеблется по закону блужданий, примерно к 30-му поколению из исходных вариантов остается один. В этот момент женщина, которая внесла в поколение «0» этот вариант мтДНК, становится митохондриальной Евой всей живущей популяции. Это стохастический, основанный на случайностях процесс, но исход его неизбежен: все живущие женщины популяции будут прямыми потомками по женской линии одной-единственной женщины из поколения «0».


Из объяснения видно, что митохондриальная Ева ни в коем случае не является какой-то единственной женщиной, которая существовала в далекие времена и от которой все произошли. Нет, кроме нее жила целая популяция, и многие из женщин поколения «0» тоже являются предками молодого поколения, но не по прямой женской линии, а уже через посредство сыновей, внуков, правнуков, то есть предков мужского пола. Возраст у митохондриальной Евы принципиально больше, чем у просто последнего общего предка. Ее отделяет от живущего поколения количество поколений, примерно равное количеству особей в популяции.

Правда, стоит оговориться, что все эти выкладки имеют отношение к идеальной панмиктической популяции. В реальности миграции, изоляция части популяции на других континентах и островах — все это может влиять на процесс и увеличивать число поколений. Тем не менее в реальной истории полная изоляция если и бывает, то долго по меркам антропогенеза обычно не продолжается. Население Америки 10−12 тысяч лет находилось в почти полной изоляции от населения Евразии, но потом приплыл Колумб, и обмен генами продолжился.

Все древнее и древнее

До недавних пор получалось, что и митохондриальная Ева, и Y-хромосомный Адам примерно «одновозрастны» и оба жили в Восточной Африке 180−190 тысяч лет назад. Но, возможно, эта оценка основывалась на неполном знании о генетическом разнообразии человечества. Достаточно найти в дебрях тропической Африки какого-нибудь одного человека с неизвестным ранее вариантом мтДНК (какое-то очень древнее ответвление), и Ева сразу станет древнее. Недавно было сообщение, что у чернокожего жителя США провели анализ ДНК и обнаружили неизвестный ранее тип Y-хромосомы. А это значит, что «постареть» придется Y-хромосомному Адаму.

Как отметиться в истории

Что касается Y-хромосомного Адама, то можно ожидать, что, поскольку в разных культурах время от времени возникает полигиния, гаремная система, и возможны ситуации, когда один мужчина может оставить тысячи потомков, разные варианты Y-хромосомы будут вытеснять друг друга быстрей, чем разные варианты мтДНК. И поэтому Y-хромосома может временами очень быстро распространяться. Интересная научная работа была проделана в 2003 году, когда генетики проанализировали Y-хромосомы у очень большого количества популяций современных азиатов и обнаружили один ее вариант, возникший около 1000 лет назад и присутствовавший у 8% мужчин в 16 популяциях. Общая численность носителей гена составляет примерно 16 млн человек. Как же мог столь «молодой» вариант Y-хромосомы так широко распространиться? Случайным дрейфом, колебаниями частот аллелей он таких показателей достичь не мог. Следовательно, ему помог отбор, неслучайное, избирательное размножение носителей этой Y-хромосомы. По многим косвенным признакам можно предположить, что этот вариант возник либо у самого Чингисхана, либо у его ближайших предков по отцовской линии и распространился в результате завоеваний. Эту гипотезу подтверждает и совпадение границ ареала распространения данного варианта Y-хромосомы с контурами империи Чингисхана. Есть и специальные случаи, которые подтверждают эту гипотезу. Например, в Пакистане живет небольшой народ, люди которого считают себя потомками Чингисхана. И именно среди них обнаружен высокий процент «чингисхановского» варианта, при том что у окружающих племен такой Y-хромосомы нет.


Так сколько их было?

Но если генетические исследования не подтверждают библейский миф о происхождении всех людей от одной пары, то от какого количества особей произошло человечество? Здесь возможны только очень приблизительные оценки, основанные на характере генетического полиморфизма современного человечества. Дело в том, что «бутылочные горлышки» — периоды резкого сокращения численности — оставляют характерные следы в геноме, и можно с известной долей вероятности просчитать колебания численности предковой популяции в прошлом. Расчеты показывают, что предки всего внеафриканского человечества испытали «бутылочное горлышко» 100 000 лет назад — это соответствует выходу из Африки небольшой группы «сапиенсов». Предки людей, заселивших потом всю Евразию, Австралию и обе Америки, имели начальную численность порядка нескольких тысяч.

Если бы популяция сократилась до одной пары особей, мы бы имели очень резкое сгущение точек схождения по разным генам в этот гипотетический период в прошлом. Но ничего подобного не наблюдается: эволюционные деревья, построенные по разным генам, уходят далеко в глубь времен и даже за момент появления Homo sapiens. Это говорит о том, что численность нашей предковой популяции никогда не снижалась до экстремально низких значений. Адамов и Ев было несколько тысяч, а может быть, тысяч 10−20.

Кто нашел первое подтверждение эволюции?

Каждый человек интересуется историей происхождения своей семьи. Этот интерес может развиться до глобальных масштабов, что и случилось в 20 веке. Ученые начали активно изучать происхождение человека. В своих поисках они погрузились в доисторический период.

В 1924 профессор, специализация которого была основана на анатомии, осмотрел окаменелый череп. Звали ученого Раймонд Дарт. Археологи обнаружили череп вблизи южноафриканского поселения Таунг. Сперва, ученый решил, что перед ним еще один экземпляр черепа человекообразной обезьяны, но затем заметил признаки, которые характерны непосредственно для человека, а именно: большое затылочное отверстие, служащее своеобразным каналом соединения головного и спинного мозга, расположенное таким образом, что тело должно было иметь более или менее прямое положение.

Приняв решение назвать первый экземпляр детеныша предка человека африканским австралопитеком, ученый вызвал своим открытием настоящую сенсацию. Находку назвали промежуточным звеном эволюции.

Кто же такая Люси?

В 1972 году экспедиция, в состав которой вошли лучшие антропологи и геологи того времени, исследовала окрестности маленькой африканской деревни Хадар. Спустя несколько лет, 24 ноября, археологи обнаружили скелет женской особи. Состояние костей было невероятно для ученых – сохранилось целых 40 процентов скелета! Такой показатель является для антропологии большой редкостью.
В предвкушении значимого открытия и неминуемых наград, ученые подняли на ноги весь свой лагерь и, включив песню «Битлз» «Люси в небе с бриллиантами», стали отмечать. С этого самого момента находка обрела имя, которые мы все хорошо знаем – «Люси».

Невероятная сохранность скелета позволила ученым воссоздать внешний вид австралопитека. «Люси» не сильно походила на человека. Ее рост составил 105 см, а вес 27 кг. Можно подумать, что это была молодая особь, однако, внимательно изучив зубы человекообразного, исследователи сделали вывод, что ей было около 30 лет, так как зубы мудрости на момент смерти были уже старые и стертые. 3,5 миллиона лет – таков геологический возраст находки. Этот скелет является самым древним на данный момент, именно поэтому «Люси» так важна для человечества и его истории.

Чем примечательно «первое семейство»?

После долгих лет исследований были найдены еще 30 представителей того же вида, что и «Люси». Всю группу этих находок назвали «первое семейство». Интересным фактом является то, что на этой стадии развития человека появились признаки полового диморфизма, самцы были крупнее самок.
Сходство с человеком отмечалось и в строении челюсти. Представители семейства освоили двуногую походку. Форма их ступни стала почти человеческой. Однако строение рук все еще сильно отличалось от знакомого нам. Их конечности были длиннее, а пыльцы более изогнуты. Мозг оставался на стадии развития приматов, а именно шимпанзе.

У этих индивидов прослеживался ряд адаптаций к древесному образу жизни, а именно отношение длинны верхней и нижней конечности. Руки были длиннее, чем ноги, и они были более развиты. На черепе мужских особей можно было отследить клыки и сильное выступание лица.

Существовал ли еще один представитель рода «Люси»?

«Люси» считается прародительницей современного человека, однако ученые утверждают, что она не единственный представитель своего рода. В 2011 году археологи откопали фрагменты челюсти. Их принадлежность была установлена позже. Вид, который нашли ученые, был назван австралопитек дейиремеда.
Австралопитек афарский существовал с 3,5 до 2,9 млн. лет назад. В том же районе обитания были найдены останки дейиремеда. Ископаемые находились на расстоянии 35 километров друг от друга, что дало повод ученым полагать, что эти два вида существовали одновременно.

После некоторых исследований останков, общество получило неоспоримые доказательства о разнообразии предков. Анализ находки показал, что от своего родственника австралопитек дейиремеда отличается формой и размером челюсти. Передние зубы были относительно небольшими, это наводит на мысль, что у афарского австралопитека питание было отличным от его собрата.

В честь знаменитого австралопитека назван алмаз в созвездии Центавра. Он располагается в центре небесного тела под названием BPM 37093. Звезда была обнаружена в 1992 году, и в 1995 году ученые предположили, что в ядре звезды находится огромный алмаз, позже эта теория подтвердилась.
После долгих лет изучения скелета, ученые нашли среди останков «Люси» один из спинных позвонков бабуина. Как в скелете австралопитека оказалась кость обезьяны? Ведь там, где была сделана находка, никаких бабуинов не обитало. Неужели «Люси» это очередная мистификация?

После повторного анализа скелета, ученые все же склоняются к мнению, что кости действительно принадлежат предку человека, а не обезьяны, однако до сих пор не установлено, откуда в скелете взялась кость бабуина.
В нашем мире выдвигается огромное количество гипотез и теорий, некоторые подтверждаются, а некоторые нет. Однако существуют на Земле такие открытия, которые сложно оспорить. Таким и является «Люси». С помощью современных технологий мы можем подтвердить догадки предшествующих нам поколений, которые полагались на теорию эволюции Дарвина. «Люси» полностью соответствует представлениям ученых о промежуточном этапе эволюции человека.

Вы знаете, что антропологи подразделяют людей на три большие расы: негроиды, европеоиды и монголоиды. Представители этих рас отличаются цветом кожи, формой тела, разрезом глаз и т.д. Но на самом деле четкие различия между разными людьми, относящимся к разным расам, имеются только если мы возьмем географически отдаленные группы. Если посмотреть на все разнообразие антропометрических признаков в целом, то окажется, что четких различий нет, существует множество переходных форм. Почему и как у людей сформировались внешние различия, где и когда зародилось человечество?

Рисунки к статье созданы на основе данных лаборатории анализа генома ИОГен РАН и следующих публикаций:

  • Степанов В.А. Этногеномика народов Северной Евразии. Томск, 2002.
  • Stephen Oppenheimer. The Real Eve: modern man"s journey out of Africa www.bradshawfoundation.com/journey/
  • Ovchinnikov IV, G?therstr?m A, Romanova GP, Kharitonov VM, Lid?n K, Goodwin W.Molecular analysis of Neanderthal DNA from the northern Caucasus.// Nature. 2000 30;404(6777):490-3.
  • Tishkoff SA, Williams SM. Genetic analysis of African populations: human evolution and complex disease. //Nat Rev Genet. 2002;3(8):611-21.


В преданиях, легендах, мифах древних народов содержится множество загадочных сведений об историческом прошлом нашей цивилизации, которые невозможно объяснить с позиций современной науки. При археологических раскопках ученые находят необычные захоронения и артефакты, опровергающие общепринятые представления о событиях, происходивших в далекие от нас времена. Анализ мифов, легенд и древних документов позволяет предположить, что эволюция человечества шла не совсем так, как ее описывают учебники...

У многих историков сложилось предвзятое отношение к мифам и легендам как ложным, некритическим, оторванным от действительности концепциям и представлениям об окружающем нас мире, а также о событиях, происходивших в незапамятные времена. Греческое слово «миф» (mythos) прежде всего обозначает «предание, сказание». Несмотря на иносказательность отдельных легенд, повествующих о событиях прошлого, в них порой больше сведений, чем в многотомных трудах некоторых ученых, поэтому стоит более серьезно и внимательно относиться к рассказам наших предков, дошедшим до нас через века и тысячелетия.


Многочисленные исторические документы и артефакты свидетельствуют о том, что появление на нашей планете людей, а также прогресс всего человечества связаны с присутствием на Земле инопланетных цивилизаций. Существуют подлинные записи загадочных событий, происходивших в далеком прошлом, которые не согласуются с общепринятыми теориями. К таким документам можно отнести шумерские, вавилонские клинописные таблички, египетские папирусы, кодексы индейцев Южной Америки, библейские тексты


О присутствии в прошлом инопланетян на нашей планете писали Чарльз Хой Форт, Эрик фон Дэникен, Б. Даунинг, Д. Сенди, Р. Дрейк, Захария Ситчин, Алан Ф. Элфорд, Н. Непомнящий, А.К. Прийма, В.Ю. Конелес и др. Этой теме посвящены десятки книг и сотни статей, но некоторые вопросы древнейшей истории, истории Средневековья и современности так и не были достаточно подробно рассмотрены, в том числе происхождение человека и возможные генетические эксперименты пришельцев.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка на основе мифов, сказаний, легенд и сведений из различных исторических источников реконструировать эволюционный путь развития человечества, воссоздать истинный ход событий прошлого, а также обратить внимание читателя на проблему вмешательства представителей инопланетных цивилизаций в жизнь землян.

Древние шумерские тексты, древневавилонское «Сказание об Атрахасисе», кодексы южноамериканских индейцев и библейские предания очень похоже описывают появление на Земле человечества. Обобщение этих источников позволяет в общих чертах воссоздать процесс зарождения цивилизации землян.

Приблизительно 45-50 тысяч лет назад на нашу планету высадилась экспедиция «бессмертных» ануннаков с планеты Нибиру. Изначально их было всего пятьдесят: аккадское «ан-нун-на-ки» переводится как «(те) пятьдесят, (которые) сошли с Небес на Землю». Затем количество пришельцев увеличилось:

Триста [ануннаков] поставил он [Энлиль - руководитель экспедиции] в небесном дозоре… А на Земле шестьсот он поселил.

Их целью была колонизация Земли и добыча полезных ископаемых для отправки на родную планету. С ануннаками прибыли и человекоподобные «боги» игиги - основная рабочая сила пришельцев. Игиги работали в шахтах, строили базу и жилища для пришельцев, углубляли русла Тигра и Евфрата, рыли каналы, осушая болота, проводили и другие мелиоративные работы. Две с половиной тысячи лет трудились эти боги-рабы в рудниках и болотах. В «Сказании об Атрахасисе» (перевод В. Афанасьевой) так говорится об этом:

Когда боги, подобно людям,

Несли бремя и муки тяжкого труда,

Великим был тяжелый труд богов,

Трудной была работа, и велико было страдание.

Когда игиги посчитали годы своего труда, их терпение лопнуло. Они подняли восстание, сожгли свои инструменты и направились к Энлилю с требованием освободить их от непосильной работы. Энлиль, увидев игигов, приказал закрыть ворота, вооружил своих слуг и послал гонцов за помощью к отцу всех богов, великому Ану. Верховный владыка прибыл на Землю и собрал совет богов. Энлиль предложил подавить восстание с помощью вооруженной силы:

Не должен ли я устроить сражение?

Подошла битва к моим воротам!

Но Ану воспротивился и посоветовал отправить кого-нибудь для переговоров, чтобы узнать требования игигов. Бунтари ответили парламентеру:

Все, как один, войну объявили!..

Непосильное бремя нас убивает,

Тяжек труд, велики невзгоды!..

Восстание было подавлено, зачинщика Ве-Ила убили. Тем не менее Ану осознал, что следует создать рабов и переложить на них тяжкий труд игигов. Этот генетический эксперимент поручили провести богине Нинту (Мами). Шумеры называли ее и другими именами: Иннин, Инанна, Нинанна (буквальный перевод - «владычица небес». В вавилоно-ассирийской мифологии она носила имя Иштар.

Первым существом, которое богиня создала, был примитивный рабочий (lulu), но по каким-то причинам он не понравился богам. Им нужен был более совершенный раб. Тогда Нинту замесила глину на крови Ве-Ила (по другим данным, была использована кровь ануннака Гешту-Э), поместила в нее «разум бога» и сказала богам:

Вы приказали -

Я совершила,

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку.

Так появились люди - и стали работать на земле:

Загрубели руки от тяжелой работы.

Киркой и лопатой строили храмы,

Сооружали большие каналы.

Видимо, эксперимент по созданию рабов проходил не так гладко, как хотелось ануннакам. Для генетических опытов сначала были использованы клетки обезьянолюдей (неандертальцев) и различных животных, в результате чего появлялись страшные монстры. На некоторых месопотамских цилиндрических печатях можно увидеть изображения странных существ: обезьянолюдей, птицелюдей, сфинксов, быков с человеческими головами.

Вавилонский жрец Берос, повествуя об этом периоде времени, упоминает о появлении людей с крыльями, с одним телом и двумя головами, со смешанными мужскими и женскими органами, с козлиными рогами и ногами, а также о существах без половых органов и о женщине с внешними физическими аномалиями.

Историк церкви Евсевий Кесарийский в своих трудах приводит фрагмент из сочинений египетского жреца Менефона, в котором говорится, что боги в прошлом создавали ужасных монстров и чудовищ:

… и сотворили они людей с двумя крыльями, и иных, с четырьмя крыльями и двумя лицами, с одним туловищем и двумя головами, мужчин и женщин, и обоего пола, мужского и женского вместе; и еще других людей, козлоногих и с рогами на голове; и иных еще, с конскими ногами, и иных, имеющих конский облик сзади и человеческий облик - спереди; и сотворили они также быков с человеческими головами и псов с четырьмя туловищами, у которых хвосты походили на рыбьи и выступали позади туловища; и псов с конскими головами, и людей, и иных прочих чудищ… и вдобавок еще чудищ, походивших на драконов… и множество всяких диковинных созданий, мужеподобных и различных между собой.

Примечательно, что совсем на другом континенте, в древнем южноамериканском городе Монте-Альбан (предположительно построенном ольмеками), на одной из разрушенных пирамид имеются изображения различных уродцев. На каменных плитах, известных под названием «Танцоры», вырезаны фигурки людей с признаками явных аномалий: горбунов, карликов, макроцефалов, парализованных горбунов с недоразвитыми конечностями, с шишками на лбу, с четырьмя пальцами, с огромной грыжей, с двумя пенисами или совсем без половых признаков. Возможно, все эти уродливые создания были результатом генетических опытов пришельцев.

После многочисленных экспериментов над животными на основе генетического материала пришельцев и яйцеклетки обезьяноженщины из Африки Нинту создала первого человека - Адама (кроманьонца). Затем, используя удачный образец человека и метод клонирования, богиня запустила в «серийное производство» черноголовых людей с помощью суррогатных матерей:

Нинти отщипнула 14 частиц глины.

Семь она расположила справа,

Еще семь положила слева;

Посредине она поставила формочку.

Мудрых и много знающих

Дважды семь богинь-рожениц собрались.

Семеро породили мужчин;

Семеро породили женщин.

Богини-роженицы породили

Ветер Дыхания Жизни…

Когда были созданы люди,

Они не знали, что такое хлеб, не носили одежд;

Они ели растения ртом, подобно овцам,

И пили воду из канав.

У многих народов мира сохранились эзотерические знания о структуре ДНК, в которой зашифрована информация о строении всего организма в целом. Изображения Дерева Жизни в виде двух переплетенных змей, стволов деревьев или растений можно увидеть на шумерских цилиндрических печатях, ассирийских рельефах и в кодексах южноамериканских индейцев. Эти рисунки удивительно точно воспроизводят структуру двойной спирали ДНК.

Впервые структура дезоксирибонуклеиновой кислоты была установлена в 1953 году англичанами М. Уилкинсом, Дж. Уотсоном и Ф. Криком. Вскоре после этого американские исследователи А. Даунс и Дж. Гамов предположили, что структура белков каким-то образом закодирована в нуклеиновых кислотах. В 1965 году эта гипотеза была подтверждена многими исследователями: Ф. Криком (Англия), М. Ниренбергом и С. Очоа (США), Х. Кораной (Индия). Эти открытия произвели подлинную революцию в биологии. Они позволили объяснить феномен жизни через взаимодействие атомов и молекул.

В начале 1970-х годов в лаборатории Хабаровского медицинского института эмигрант из Китая Цзян Каньчжэн провел ряд экспериментов по изучению влияния СВЧ-излучения на код ДНК различных животных и растений. С помощью специальной камеры, позволяющей «считывать» биоэлектромагнитную информацию с ДНК одного живого объекта и направлять ее на другой живой объект, доктор Цзян получил куроуток с перепонками на лапах, козокроликов с большими загнутыми зубами, кукурузу с колосками, похожими на пшеничные. Воздействуя биоэлектромагнитным полем молодых подопытных мышей на старых особей, ученый добился их значительного омоложения. Исследователь повторил эксперимент на себе и своем 80-летнем отце. Результаты были ошеломляющими: старик избавился от хронических заболеваний; у него прекратились шум в ушах и аллергический зуд, исчезла доброкачественная опухоль. Через полгода на лысине выросли волосы, седые волосы стали черными. Через год на месте выпавшего 20 лет назад зуба вырос новый.

Интересно, что у ануннаков, согласно клинописным табличкам, тоже имелись «камеры жизни», в которых пришельцы продлевали свое существование. Как утверждают древние шумерские мифы, ануннаки были бессмертными.

Создавать гибриды животных, растений или клоны человека стало вполне возможно на современном этапе развития генетики. В 1975 году британские ученые клонировали лягушек. В начале 1980-х годов китайские и американские исследователи провели успешные эксперименты по клонированию рыб. В 1982 году Ральфу Бринстеру (университет Пенсильвании) и Ричарду Пэлмайтеру (Медицинский институт Говарда Хьюза) удалось скомбинировать генные структуры крысы и мыши и создать крысомышь. В журнале «Nature» были опубликованы сообщения о достижениях ученых, внедривших человеческие гены в организмы кроликов, свиней, овец. В начале 1997 года появилась на свет знаменитая овечка Долли, «сконструированная» из генетического материала двух овец и рожденная третьей овцой. Мы уже давно покупаем в магазинах трансгенные продукты, зачастую не зная об этом. С помощью генной инженерии ученые уже успешно создают кожу и отдельные органы для трансплантации. Клонирование «человека без души» - тоже не проблема, хотя в некоторых странах это запрещено законом.

О создании богами первых людей говорится в вавилоно-ассирийских клинописных табличках, составленных за 2000 лет до н. э. и найденных в развалинах древней Ниневии. В Британском музее хранится глиняная плитка из развалин дворца Сар-данапала с короткой фрагментарной надписью:

После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых… бог [Хао] создал двоих…

Согласно библейским источникам, человек появился на шестой день Сотворения мира. Бог сказал:

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… (Быт. 1, 26)

И благословил первых людей:

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею…(Быт. 1, 28)

В более древнем варианте библейского сказания говорится о том, что человек был создан из праха земного, то есть из глины, а потом Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Адам в переводе с древнееврейского означает просто «человек», но иногда это имя переводят как «слепленный из красной глины».

Затем Бог сказал:

Нехорошо человеку быть одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему (Быт. 2, 18).

И создал различных зверей и птиц, но среди них не было «подобного ему». Тогда Бог сотворил первую женщину, Еву:

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого из человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт. 2, 21-23).

С библейскими повествованиями о создании человека перекликаются и сказания из персидской Зенд-Авесты. Ор-музд сотворил первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Нот, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия явился к прародителям человечества, соблазнил их и нарушил счастье бессмертной души.

По скандинавским преданиям, людей создали боги Один, Хёнир и Лодур: первый наделил созданную чету духом жизни, второй - разумом, а третий дал ей кровь и румянец.

В Коране говорится, что Бог создал тело человека из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана первая женщина - Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал архангела Гавриила научить его заповедям Божьим. На этом самом месте позднее построили храм в Мекке.

В Суре 23 («Верующие» так повествуется о сотворении человека:

(12) Мы уже создали человека из эссенции глины,

(13) потом поместили Мы его каплей в надежном месте,

(14) потом создали из капли сгусток крови, создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!

Согласно древнейшим греческим мифам, первого человека создал Прометей, который обучил людей ремеслам и похитил для них с небес огонь. За это преступление Зевс наказал Прометея, приковав его к скале в Кавказских горах. Каждый день орел клевал его печень, а за ночь печень отрастала снова, что превращало пытку в бесконечное мучение.

Тем не менее некоторые греческие племена считали себя автохтонами, «возникшими из земли». Первая женщина была «изготовлена» Гефестом по приказанию Зевса. Каждый из богов наделил ее подарком: Афродита подарила ей красоту, Афина преподнесла красавице венец золотой, Гера - серебристое платье, Гермес вложил ей в душу хитрость и льстивые речи. И назвали ее Пандорой, что значит «одаренная всеми». Приготовил подарок и Зевс - ларец искусной работы, но запретил его открывать, пока не станет она законной женой. Посланную на землю Пандору взял в жены Эпиметей, забыв о совете Прометея не принимать даров от бессмертных. Когда молодая жена, сгорая от нетерпения, открыла ларец, из него вылетели все беды людские: болезни, страдания, убогая старость, зависть, коварство и злоба. Древнее представление греков о происхождении человека воплощено в самом титуле Зевса - «отец богов и людей».

В священной книге южноамериканских индейцев племени киче «Пополь-Вух“ тоже есть упоминание об искусственном происхождении людей:

Сказывают, что созданы были они, но не было у них ни отцов, ни матерей, и все же людьми их назвали. Порождены они были не женщиной, не творцами и ваятелями и не Аломом и Кохоломом, а лишь чудом одним. Волшебством они были сотворены и изваяны…

Цель создания людей явствует из следующей цитаты:

Так давайте же попытаемся создать послушных, исполненных почтительности существ, которые бы кормили нас… Из земли, из грязи они [боги] сделали человеческую плоть… Чтобы появились существа, которые взывали бы к нам, молились бы нам.

«Манускрипт-1558» повествует о создании людей богами: Кецалькоатль отправился в Страну Мертвых и попросил у правящих там богов хранившиеся у них священные кости мужчины и женщины. Материал для клонирования был доставлен в Томоанчан и передан богине волшебства Кихуакоатль. Она растерла их в порошок и поместила в изящную глиняную ванночку, затем Кецалькоатль окропил их кровью из своего мужского органа. Из этой смеси богиня и сотворила первых людей.

Племя микстеков, живущее на юго-западе Мексики, так рассказывает о появлении богов и возрождении людей:

Во дни мрака и тьмы, когда не было еще ни дней, ни лет, а мир был хаос, погруженный во темноту, в то время, когда земля была покрыта водой, по которой плавали только слизь и пена, появились однажды бог-олень и богиня. Они имели человеческий облик, и силой своего волшебства они подняли из воды большую гору и возвели в ней красивые дворцы для своего жилья. Эти здания стояли в Верхней Микстеке, рядом с Апоалой [«Местом Накопления Воды»], и горой, которая называлась «Место, Где Стояли Небеса». Эти божества имели сынов-близнецов, и они все четверо были искушены в волшебстве. Боги-олени имели и других сынов и дочерей, но тут случилось наводнение, в котором многие из них погибли. Когда катастрофа закончилась, бог, которого называют создателем всего, сформировал небеса и землю и восстановил человеческую расу.

Согласно легендам перуанских индейцев, людей создал Великий Творец и бог Солнца, светлокожий и бородатый Ви-ракоча, сошедший с неба у озера Титикака. Его сопровождали некие таинственные спутники айцайпанти (сияющие) и уамин-ка (верные воины). В гимне, посвященном этому божеству, говорится:

О, Виракоча! Ты, кому равных нет на всем свете,

С кем не сравнится никто!

Ты дал нам жизнь, дал сознание.

Ты сказал: да будет сотворен мужчина!

Ты сказал: да будет сотворена женщина!

Ты их создал, ты их сотворил и дал им жизнь…

Источник информации: Симонов В. А. Внеземной след в истории человечества. — М.: ЭНАС, 2009.