Open
Close

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…. Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих

Конкретная дата, предваряющая текст (1 января), указывает на прототипическую основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого мы проведем. В нем претворяются впечатления от новогоднего бала в Дворянском собрании Петербурга. Это был праздник, где звучала музыка, суетилась и танцевала разряженная толпа. Лирический герой был захвачен блеском и пестротой бала, но погружался во внешнюю жизнь лишь наружно. Несмотря на шум, веселье, разговоры, движение, праздничная толпа кажется ему кукольным спектаклем, где участвуют «образы бездушные», маски, персонажи, повторяющие «затверженные речи», играющие свою роль «с небрежной смелостью». Ни искреннего чувства, ни душевного тепла в них незаметно — они «давно бестрепетны», даже их манеры — это маска приличия. В таком сообществе он вынужден находиться не один раз в году, а часто, «пестрая толпа» становится обобщенным образом города, внешнего мира, а характеристики конкретного бала переносятся на картину действительности в целом.

В стихотворении семь строф — шестистиший разностопного ямба. Третья и шестая строки в них содержат четыре стопы, остальные — шесть. На укороченные строчки надо обращать особое внимание, так как в них приоткрывается истинный смысл происходящего (в первой и второй строфах, где создано пестрое полотно, обрисованы бальные суета и разноголосица, внимание обращается на неестественность стянутых масками лиц, на бесчувственность, бестрепетность внешне красивых женщин).

Характеристика света занимает полторы строфы, десять строк — остальные пять с половиной шестистиший посвящены контрастному по эмоциональному наполнению предмету. Композиционные особенности позволяют выявить глубинный смысл переживания:

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,— памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей...

Воспоминания и мечты предстают «святыми звуками», не умолкающими в душе, несмотря на оглушительный шум реальной жизни.

В думах о прошлом и будущем нет ничего исключительного: в воспоминаниях о «недавней старине» появляется картина детства лирического героя в родных местах. Каждая подробность там памятна и дорога, их перечисление вносит субъективную конкретизацию. Даже мгновенное впечатление детства оживает, освещенное лучом памяти. В свете вечернего солнца проявляются цветовые пятна в пейзаже («зеленая сеть трав», желтая листва), в тишине раздаются звуки шагов. Их шум передается с помощью фонических средств — аллитерации, повтора шипящего «ш», позволяющего придать образу чувственную ощутимость («Ш умят под робкими ш агами...»).

Визуальные и звуковые детали, значимые для создания пейзажной картины, дополняются импрессионистическими (от франц. «впечатление»), когда на ее фоне появляется «она» («Я думаю об ней, я плачу и люблю...» строфа 5). Прототипическая основа (детская влюбленность) портрета и коллизии становится очевидной в эпитетах, передающих первые, молодые впечатления. Если в природе привлекала внимание конкретика, то в душе лирического героя царили странные, не имеющие отношения к действительности переживания: он вспоминает о «странной тоске», теснившей детскую грудь, о любви к воображаемой героине («Люблю мечты моей созданье...»). Создавая «царство дивное» мечтаний, он оставался в одиночестве, но это и была истинная жизнь, память о которой «жива поныне». Среди бурь, сомнений, страстей реальности это воспоминание кажется свежим островком, цветущим, полным жизни, прекрасным, сияющим. Такое впечатление складывается благодаря импрессионистическим деталям: глаза юной возлюбленной помнятся сверкающими, как драгоценные камни, улыбка — похожей на солнечный восход, мир, созданный в воображении, кажется островом в море пошлости и обыденности, которому житейские волны не наносят вреда.

И странная трека теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

Задушевной мечтой является желание любви: слово «люблю» выделено в тексте благодаря переносу и повтору. Но детские впечатления остались в прошлом, а в окружающей действительности лирический герой не находит условий для их развития, так как его окружают неживые, бестрепетные, бездушные маски, оставляющие его холодным («Когда касаются холодных рук моих...» — строфа 2). Любовь предстает идеалом, «странная тоска» о котором заставляет плакать («...я плачу и люблю...»), сожалеть о юношеских «святых» иллюзиях («Ласкаю я в душе старинную мечту,/Погибших лет святые звуки» — строфа 2).

Насколько долгим был путь в сокровенные глубины памяти, настолько резким, внезапным выглядит пробуждение. Мечта была сном, обманом, метафорически сближенным с приходом неприглашенной, незванной (в стихотворении «незванной») гостьи. Сопоставление внешнего и внутреннего выглядит столкновением, конфликтом. Шум толпы теперь предстает оскорбительным, пугающим, требующим дерзкого ответа действием, ударом по самолюбию, похожим на вызов. Вечное противостояние идеала и реальности воспринимается как личная трагедия. Сознавая обреченность одинокого бунта против мира масок и бездумных, затверженных речей, лирический герой готов проявить свою волю — хотя бы смутить, нарушить порядок вещей. Он один против толпы, что включает его в романтический конфликт личности с обществом. Победителями в этой схватке оказываются «они» («веселость их», «им в глаза» — строфа 7), а одинокий мечтатель возвышается в связи с мотивом протеста против всех, утверждения своей, субъективной, но единственно жизненной правды.

Помимо философского, в финале стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого нас интересует, важен и творческий аспект, в центре стихотворения — поэт, бросающий в глаза общества, как рыцарь железную перчатку, свой стих:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

В связи с обобщенной характеристикой (общество — «толпа людская»), внешний мир предстает могущественным противником художника, вызывающим его злость. В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю. Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг (он «толпою окружен» — строфа 1). Жизнь для него — буря, борьба («Под бурей тягостных сомнений и страстей...» — строфа 6), но в его земном существовании нет таких значительных переживаний, из-за чего оно кажется искусственным, придуманным, «затверженным». Напрасно искать в нем радости, «веселости» (у него противоположные чувства даже на балу, это антитезы празднику — сожаление о «погибших» годах, желание «забыться», тоска, слезы — строфы 2, 3, 5). Тем, кто поддерживает обман, он готов отомстить «железным» стихом — оружием, облитым ядом горечи и злости. И все же очевидно, что судьбоносный поединок происходит в воображении, и оттого «Царства дивного всесильный господин» (строфа 6) в действительности — «названный гость» на празднике жизни.

У него в стихотворении есть третья характеристика, она выглядит наиболее значимой, определяя эмоциональную окраску финала. В настроении лирического героя важны не только разочарованность, тоска, мечтательность, но и возмущение бездуховностью мира. Оно обусловливает направленность его творческих исканий, представая доминантой мироощущения, выделенной завершающим восклицанием. На этом завершим анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не дава­ли покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его пре­красное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».

Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.

Стихотворение построено на резком контрасте действитель­ности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стя­нутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди не­различимы, все краски и звуки здесь приглушены:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме насто­ящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, без­жизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоя­щему дорого и близко:

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследовате­ли отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враж­дебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках про­изведения:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые стро­фы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей ми­лой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано с помощью сочетания шестистоп­ного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («пестрою тол­пою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розо­вой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фо­нетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глаза­ми, полными лазурного огня»).

Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его созна­ния (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиноче­стве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и гру­стно…».

«Как часто пестрою толпою окружен» - анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Идея создания «Как часто пестрою толпою окружен» Михаилу Юрьевичу пришла от проведенного на костюмированном балу времени. Прием проходил в канун Нового Года, его посетили все знатные представители светского общества, включая самого императора. По воспоминаниям Тургенева можно узнать, что Лермонтов в тот день чувствовал себя неловко и некомфортно. Он был отрешен ото всех.
После этого бала Лермонтову приходит мысль для написания стихотворения, которое он вдобавок отмечает авторским эпиграфом с датой проведения мероприятия. Этот поступок был воспринят Николаем Первым как личное оскорбление. Император сразу догадался, о ком идет речь в произведении.
Впоследствии в 1840 году стихотворение публикуется журналом «Отечественные записки», после чего получает положительные отзывы критиков. В тогда ещё молодом Лермонтове начали видеть преемника Пушкина – новое светило, готовое бороться с общественными пороками.
Автором поднимается довольно популярная в то время тема обличения истинного светского общества. Человек противостоит высшему слою населения, в данном случае этим человеком является сам Лермонтов. Конфликт вида «герой и толпа» также использовался в «Горе от Ума» Грибоедова. Сам Лермонтов обращался к данному конфликту ещё как минимум несколько раз, например, в произведении «Герой нашего времени».
В композиции явно видны пессимизм и печальное настроение Лермонтова на момент пребывания на приеме. В начале стихотворения описывается бал, где все шумит и пестрит обилием света и красок. Однако, все люди скрываются под масками. Тургенев говорил о том, что вокруг него все время крутились гости, привязывались и так и норовили взять под руку. Подобное поведение послужило поводом создания строки о «Касании холодных рук его с небрежной смелостью красавиц городских». Всё это утомляло и печалило Лермонтова, глаза его были «сумрачные». Маски также символизируют сокрытие светским обществом своих истинных лиц, индивидуальности и души. Они прячут своё «Я», притворяясь приличными и честными. Но Лермонтов видит их насквозь, он знает, что на самом деле это бездушные люди, неразличимые между собой. Шумный и яркий бал оказывается безжизненным.
«Наружно погружаясь в их блеск и суету», лирический герой пытается отгородиться от происходящего, он вспоминает действительно дорогие ему вещи. Его охватывают воспоминания о родных местах, о беззаботном детстве, он вновь погружается в то время, когда мог оставаться наедине с самим собой. Идет описание живой и настоящей природы в противовес духовно мертвому светскому обществу. В пятой строфе мы понимаем, насколько важны ему воспоминания: благодаря им он продолжает чувствовать, любить. В моменты «тягостных сомнений и страстей» именно память о прошлом является для него тем «свежим островком среди морей». Он хочет вновь почувствовать пережитое.
Но вот, в последней строфе лирический герой вновь возвращается к реальности. Окружение «спугнуло» его мечты, которые, как он считает, не приветствуются на этом празднике лжи и лицемерия. Он стремится вырваться из плена, герой устал от этого притворства. Он хочет «бросить железный стих», в котором полностью выскажет своё мнение об окружающей его «толпе людской». Впоследствии, Лермонтов так и делает.
Композиция стихотворения кольцевая: в начале идет описание светского общества, бала, далее герой придается воспоминаниям и мечтам, к концу он возвращается в настоящее. Стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями.
В произведении поднимаются сразу несколько конфликтов: противостояние героя толпе, душевный конфликт героя и раздвоенность сознания.

Цели:

  1. Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников)

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как поэзия его - своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, поэтому эпиграфом являются слова И. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта: “Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Основной вопрос, на который мы постараемся найти ответ на уроке, - почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и прочтите, как оценил его внутреннее состояние И. С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий <…>. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. – На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть - картина великосветского бала светской толпы;

2 часть - светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада. Какие чувства волнуют поэта?

Ответ: В начале стихотворения поэт рисует картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные костюмы, одна назойливая маска сменяет другую, слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет ничего прекраснее новогоднего праздника. Но поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже не лица, а маски, и мы понимаем, что это не маскарадные маски, а маски, за которые прячется убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет лиц, потому что лицо - индивидуально, здесь же нет индивидуальности. Поэту душно и тяжело находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам предстоит работа по вариантам:

1 вариант 2 вариант
1. Какие детали раскрывают чувства лирического героя в 1 части стихотворения? 1. Какой мир возникает в мечтах поэта?
2. Обратите внимание
  • описание внешности и поведения людей;
  • на краски, цветовую гамму маскарада;
  • звуки, характер музыки
2. Обратите внимание
  • на краски, цветовую гамму;
  • звуки;
  • чувства лирического героя.
3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать картину бала? 3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать мир своей мечты?
1 вариант

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты, мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое. Музыка должна быть красива (в то время танцевали вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё нет красоты, только шум. Шепот предполагает искренность, интимность, но на маскараде произносят затверженные речи, поэтому шепот дикий. (Слово дикий означает или людей, находящихся в первобытном состоянии,. или нелепый, странный, или грубый).

Записные красавицы с небрежной смелостью протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть в них нет чувств, они только пытаются сыграть в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

(аллитерация: “с”, “ш”, “ч” создают атмосферу шипения, “3”, “ж” - жужжания)

2 вариант

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска, суеты, герой погружается в светлый мир воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая, радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы, лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и безмятежности, звуки природы (шелест листвы, тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и природы, его волнуют чувства любви, нежности и тоски оттого, что это уже никогда не повторится. Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического героя.

Эпитеты, сравнения, метафора, звукопись (ассонанс: “у” - усиление задумчивости, печали, “ю”- изображение нежности, любви)

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое, противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не только бичует большой свет, но и противопоставляет ему простую, истинную жизнь, близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в сущности реальный мир, мир счастья, тишины и благопол\^чия, мир естественный, поэтому человечный. Образ прекрасной девушки лишь набросан штрихами, но и он сливается с миром гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир действительный противостоит миру идеальному, воображаемом), воссозданному на основе прошлых впечатлении. Не реальная действительность привлекает поэта, а мир, созданный воображением поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а воображаемый мир встает как зримый, в реальных образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной атмосфере света, куда определила его судьба. Душа Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает родные места. Но мечта всего лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только изображает негативное отношение к свету, но и высказывает свою мечту о подлинной жизни, в которой он единственно счастлив. А счастлив он в деревне, в максимально приближенном к природе мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения? Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней старине, лирический герой убежден в том, что приятные мечты не могут полностью заменить реальную жизнь. Он видит в них обман, временное убежище от бури тягостных сомнений и страстей. Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает раздражение и злость. Поэтому ему хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. Недовольство и раздражение перерастает в открытый протест. И слово железный стих, в котором заключено презрение и ненависть, которые испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым им ложным ценностям, ассоциируется с оружием поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ: Это исповедь поэта, потому что в этом стихотворении даётся откровенное признание, рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах, чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено резко отрицательное отношение автора к изображаемому, беспощадно высмеивается человеческое несовершенство и несовершенство общества. Это и элегия, так как передаются глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Во второй части все признаки элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ: Это стихотворение, как мы уже говорили, является лирическим дневником поэта, который чувствует неприязнь к бездушным людям, неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из завистливого и душного света не представляется возможным. Лирический герой не может существовать вне пёстрой толпы, пусть даже духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя жизнь - я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь” стихотворение “И скучно и грустно”. Это, действительно, исповедь поэта, размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”

ФИ____________________________________________________________________________________

Учебное исследование

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

«Как часто пестрою толпою окружен…»

Проблема:

Цель:

Задачи:

Основная часть

1.История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пёстрю толпою окружён…»:

2.Тема стихотворения:

3.Основная мысль стихотворения:

4.Проблематика стихотворения:

4.Лирический герой стихотворения. Кто он? Какой он?

5.Образы-символы в стихотворении. Какова их роль?

6.Особенности поэтического языка: метафора,

сравнение,

эпитет, олицетворение, аллитерация, ассонанс,

антитеза,

оксюморон,

анафора,

инверсия, риторический вопрос.

...

…………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………..

7.Каким образом в стихотворении представлен конфликт между личностью и толпой?

Заключение

В чём, по-вашему, заключается глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

«Как часто пестрою толпою окружен…»?

Свой ответ аргументируйте.

Тематическое направление (подчеркнуть):

    «Разум и чувство»;

    «Честь и бесчестие»;

    «Победа и поражение»;

    «Опыт и ошибки»;

    «Дружба и вражда».

Литература:

Самооценка:

Дидактический материал

«Как часто, пестрою толпою окружен...» - одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности.

Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1-е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1-го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.

Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» - обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.

С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора.

Уже в четвертой строке читаем:

«При диком шепоте затверженных речей…»

и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:

«Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…»

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:

Наружно погружаясь в их блеск и суету,

Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями…

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

На праздник незваную гостью,

Облитый горечью и злостью!..

Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу.

Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Лирический герой стихотворения Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел.

Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод. стихотворение лермонтов лирический

Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественнопредметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места – высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…».

Михаил Юрьевич Лермонтов

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки,-

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,- памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник н е званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

1840