«Занимательная азбука». Дидактический материал по изучению буквы мягкий знак Ь
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
Дедова Ирина Николаевна , учитель начальных классов
Цели :
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
- Совершенствовать технику чтения учащихся;
- Развивать словарный запас учащихся
Тип урока : урок изучения нового материала.
Вид урока : комбинированный.
Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование :
- рисунок с изображением мягкого знака,
- буквосочетания с мягким знаком;
- рисунки с изображением коня, лося;
- мяч;
Ход урока.
- Орг. момент.
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах.
- Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
- Прочитайте пары слов:
б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
- Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
- Сравните, чем слова отличаются?Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
- Какие буквы имеют 2 звука?
- Изучение нового.
1). Прочитаем буквосочетания на доске:
Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук
4 . Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.
Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов
мел – мель
Сколько слогов в словах?
Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,
А в слове мель - 4б, 3 зв.)
Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?
Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Составим схемы. Кто мне хочет помочь?
Мел - мель
Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)
Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)
5. физкультминутка « Буратино
- Отгадайте загадки:
Он стройный и красивый,
У него густая грива. (конь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
2).
Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.
О ком этот рассказ?
Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»
Сколько предложений в этом рассказе? (4)
Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»
С чем его сравнивают? (ветром)
Чем питается лось? (зеленью, солью)
Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?
7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ
1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов
1 в. - лось
2 в. – конь
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”
- Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь
Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
Придумать предложение со словом лось
8. Закрепление изученного.
На доске (одной половины) :
жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,
Жарь, ель, конь, мыль
Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.
Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?
Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять
8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.
Работа в учебнике с. 136
- чтение слов столбиками;
- чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.
Поставьте вопросы по тексту?
9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
Для чего нужен мягкий знак?
Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
Буква Ь
Назовите букву, обведите письменные и печатные буквы
ь
Фонетическая зарядка
Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь?
(Мягкий знак – ь)
На что похожа буква Ь ? Прочитайте стихи, раскрасьте рисунки
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
Мягкий знак живёт беспечно.
Он без кепки ходит вечно.
Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распустила хвост, да так –
Стал похож
на мягкий Знак!
Найдите букву Ь и обведите в кружок
Т Ь Б Ю О М Ь А Ч Ж Ь Р Ш Ь Ж Х Ъ Т Ь
Ь Ю Ж Ь А Н Г Р Ы Ь О Л Д Я Ч Ь Й У Э Ь
А Ь О Л А Ь Ъ Ю Ч Т Ъ В Ь Ы Ь Ц Ш Р Ь Ч
Напечатайте букву Ь
ь ь
ь ь
Ь Ь
Зачеркните «четвертый лишний»
7 Ь 2
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Нарисуйте по образцу Ь
м
о
л
о
д
е
ж
ь
р
а
д
о
с
.
.
в
ь
ю
.
.
м
ы
.
.
с
в
и
н
.
.
д
о
ж
.
.
Угадайте, что здесь написано. Допишите буквы. Устно составьте предложения с этими словами
Напечатайте и пропишите букву:
Ь
Список литературы
Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).
Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.
Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки . Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986
Электронный носитель – Viki . rdf . ru
Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М
Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Лось
Львица и лев
Гусь
Медведь
Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.
Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».
Прочитай, что у тебя написано:
- Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
- Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.
Напиши: зь; нь.
На какую букву похож мягкий знак?
Задание: печатная буква Ь для дошкольников
Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).
Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).
Сказка про букву Ь
Отец и мать
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.
Загадки для детей на букву Ь
Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)
Веселые стихи про букву Ь для детей
Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)
Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)
Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)
Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)
Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Здравствуйте, Друзья!
При подготовке к школе , чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку , её удобно использовать на холодильнике.
Не забудьте, чтобы быстро выучить буквы, нужно одновременно учить ребенка писать буквы , которые вы учите.
В русском алфавите 33 буквы. Названия букв и звуков не совпадают. Чтобы научиться читать мы учим звуки. А звуки договорились записывать значками-буквами. 31 буква означают звуки, две буквы Ъ и Ь звуков не означают. Только при чтении мы слышим как изменяется звучание слова.
Объясните своему ребенку, что если в слове есть Ь , то буква после которой он стоит звучит мягко. Предложите послушать слова и пусть он скажет в каких словах есть мягкий знак.
УГОЛ — УГОЛЬ
БАНКА — БАНЬКА
ЕЛ — ЕЛЬ
ПОЛКА — ПОЛЬКА
Объясните, что Ъ — твердый знак очень любит играть в прятки.
СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА
Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.
СЪЕЛ — СЕЛ
СЪЁМКА — СЁМКА
С этими буквами алфавита я тебя уже познакомила – А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Следующие две буквы Ъ и Ь.
Учим буквы Ъ, Ь
Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ.
Буквы Ъ и Ь обозначают не звуки, а их твёрдость или мягкость. Ъ называется твердый знак, Ь — мягкий знак.
Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.
Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь . Обведи в кружок все буквы Ъ справа.
Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?
Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.
Напиши по образцу.
Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:
Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.
Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .
С уважением — Лидия Витальевна.
Выпуск 26Очередной видеоурок по русскому языку начался шумно: на доске была написана буква «Ь». Ученики решили, что это кто-то неискусно написал букву «эр» и думали, что неумёхой мог оказаться Коксик или Шуня. Подозреваемые отнекивались и дружное веселье готово было омрачиться обидой, как пришла Василиса и сказала, что именно она нарисовала эту букву.
От неожиданности зверята присмирели и заинтересовались - неужели их учительница не умеет рисовать букву «Р»? Оказалось, что это новая буква, которую еще предстояло изучить ученикам Шишкиной школы. На доске была нарисована «Ь» — мягкий знак. Зубок задумался: «Вот странно, все буквы называются коротко — «а», «бэ», «цэ». А название новой буквы даже из двух слов состоит…» И Шуне было непонятно: «Какой звук живёт в этой букве. Да и вообще, что же в нём мягкого в этом знаке?»
Василиса объяснила, что в букве «Ь» нет никакого звука. Это просто знак. А нужен он для того, чтобы смягчать твёрдые звуки там, где это невозможно при помощи других букв. Например, в слове СОЛЬ последнюю букву «Л» некому смягчить, кроме мягкого знака.
Чтобы получше изучить новую букву «Ь» ведущая предложила поиграть в игру «исправь ошибку». Ученикам нужно было догадаться - где именно в предложенных словах пропущен мягкий знак: ШМЕЛ, ОЛЕН, МЕДВЕД. Ученики быстро справились с заданием, и выяснилось, что после исправления ошибок появились слова: ШМЕЛЬ, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.
При помощи мягкого знака можно играть в фокусы. Например, слово ШЕСТ превращается… в цифру ШЕСТЬ. В заключение урока осталось только собрать вновь изученную букву «Ь».
Если буквы вдруг поссорятся,
Если всё не так…
К ним всегда спешит на выручку
Мягкий знак.
Нету голоса у него,
Но добрее нет никого!