Open
Close

Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку. Учение с увлечением

План
1. Вступление. Воспитание любви к родному языку.
2. Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку.
а) Три момента в моей работе.
б) Система памяток и алгоритмов.
в) Значение работы над ошибками.
3. Вывод.

Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись» – писал С. Маршак.

Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:

  1. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе.

Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.

Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:
«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должна связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».

  1. В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше.

Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни, воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и, конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.
Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

  1. Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов , которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему.

При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

Обратимся к словам В. Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:

«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…

Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.

Школьные уроки – это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:
а) памятку;
б) алгоритм объяснения изучаемой орфографии;
в) как исправить ошибку

Например, при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

  1. Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ
Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно (мне обычно в этом помогают родители) , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

  1. Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

  1. Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:
ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:

– на какое правило ошибся
– как исправить ошибку.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой.

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде, дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток,на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I. Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая :

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь :

Создавать высказывание на тему, соблюдая ее границы;

Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

Излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

Правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

Отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

Оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения .

II. Формы организации письменного контроля знаний учащихся

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы , к которым относятся:

Упражнения по русскому языку,

Планы статей учебников,

Диктанты,

Сочинения,

Изложения,

Письменные ответы на вопросы и т.д.

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы .

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся :

После изучения наиболее значительных тем программы,

В конце учебной четверти,

В конце полугодия.

Примечания

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.

ü В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу.

ü При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант . Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Текст контрольного диктанта должен включать :

а) орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая);

б) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).

Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:

Класс

Количество слов

Количество орфограмм

Количество пунктуационно смысловых отрезков

С помощью контрольного диктанта проверяется :

Время проведения диктанта

Что проверяется

1.Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1.Степень угасания правописных навыков.

2.Прочность овладения навыками правописания

2.Конец изучения темы

1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

3.Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3.Конец года

(по итогам заключительного повторения)

1.Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.

2.Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года

Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

Примечание: до конца первой четверти (в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения .

Класс

Виды

контроля

изложения

сочинение

При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники:

    Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. - М., 1989.

    Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.

    ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.

    Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.

    Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.

    Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.

    Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М., 1986 и последующие издания

    Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1986/87 учебный год "Русский язык": методическое письмо "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся".- М. 1987. С. 41-44.

    Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». - М., 1998. С. 36-42.

    Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11кл. / Сост. Е.И. Харитонова. – М., 2009. С. 207 – 220.

    Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001

    Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. – М., 2007

Нормы оценки знаний, умений и навыков

учащихся по русскому языку

Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

Большое воспитательное значение имеет объек­тивная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

I . Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понима­ния изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

II . Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты , проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Контрольный диктант

Для контрольных диктантовследует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс

Объём текста

(количество слов)

Количество орфограмм

Количество пунктограмм

Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5

90-100

не более 5 слов

6

100-110

не более 7 слов

7

110-120

не более 7 слов

8

120-150

не более 10 слов

9

150-170

не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются , но не учи тываются орфографические и пунктуационные ошибки:

К негрубым относятся ошибки:

    в переносе слов;

    на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), « мемля» (вместо земля).

    в исключениях из правил;

    в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    в написании ы и и после приставок;

    в случаях трудного различия не и ни

(Куда он только не обращался! Куда он ни обра щался, никто не мог дать ему ответ. Ни кто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    в собственных именах нерусского

происхождения;

    в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки .

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправле ний и более. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка

Контрольная работа (диктант)

орфографические / пунктуационные ошибки

дополнительные задания

(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»

0/0; или 0/1 (негрубая) ; или 1/0 (негрубая)

выполнены верно все задания

«4»

2/2 ; или 1/3 ; или 0/4 ;

3/0 (если среди них есть однотипные)

правильно выполнено

не менее ¾ заданий

«3»

4/4 ; или 3/5 ; или 0/7 ;

в 5 кл. допускается : 5/4;

6/6 (если имеют ся ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено

не менее половины заданий

«2»

до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

не выполнено

более половины заданий

«1»

не выпол­нено ни одно задание

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе , состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуацион­ные ошибки, допущенные при выполнении дополнитель­ных заданий, учитываются при выведении оценки за дик­тант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктантарекомендуется руководствоваться следующим:

Класс

Количество

слов

Оценка

Критерии оценивания

контрольного словарного диктанта

5

15-20

«5»

нет ошибок

6

20-25

«4»

1-2 ошибки

7

25-30

«3»

3-4 ошибки

8

30-35

«2»

5-7 ошибок

9

35-40

«1»

при большем количестве ошибок

III . Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей

высказывания;

3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Класс

Примерный объём текста для подробного изло­жения

Примерный объём

сочинений

5

100 – 150 слов

0,5 – 1страни­ца

6

150 – 200 слов

1 – 1,5 страни­цы

7

200 – 250 слов

1,5 – 2 страни­цы

8

250 – 350 слов

2 – 3 страни­цы

9

350 – 450 слов

3 – 4 страни­цы

Объем текстов итоговых контрольных подроб ных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и ре­ чевое оформление, вторая - за грамотность , т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    разнообразие словаря и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки творческой работы

(сочинение, изложение)

Оценка

(0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт )

Грамотность

0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош.

«5»

2. Фактические ошибки отсутствуют.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием

используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

1 недочёт в содержании и - 1 - 2 речевых недочёта

Допускается :

1 – 0 – 0

или 0 – 1 – 0

или 0 – 0 – 1

«4»

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и граммати­ческий строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается:

2 недочета в содер­ жании - 3-4 речевых недочетов

Допускается :

2 – 2 – 0

или 1 – 3 – 0

или 0 – 4 – 2

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные на­рушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недоста­точно выразительна.

В целом в работе допускается :

4 недочета в содер­ жании - 5 речевых недочетов

Допускается :

4 – 4 – 0

или 3 – 5 – 0

или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено:

6 недочетов в содержании - до 7 речевых недочетов

Допускаются :

7 – 7 – 0

или 6 – 8 – 0

или 5 – 9 – 0

или 8 – 6 – 0

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено:

7 недочетов в содержании - 8 речевых недочетов

имеется более

7 – 7 – 7

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4 » на одну,

а для отметки «3 » на две единицы. Например, при оценке грамотности «4 » ставится при

3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках

или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;

«3 » ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.

При выставлении оценки «5 » превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано

удовлетворительно.

    На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV . Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учите­ля может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V . Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механи­чески, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5-9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.

Список использованной литературы:

    Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2003.

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Программы средней общеобразовательной школы. – М., 2001.

    Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.


Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка письменных работ и тетрадей учащихся

1. О видах письменных работ.

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся:

    упражнения по русскому языку;

    планы статей учебников;

    сочинения;

    изложения;

    тестовая работа;

    письменные ответы на вопросы, и т. д.

1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контроль­
ные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяе­мого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каж­дого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

Итоговые контрольные или рубежные работы проводятся:

    после изучения наиболее значительных тем программы;

    в конце учебной четверти;

    в конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки уча­щихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе не более двух письменных итоговых контрольных работ. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четвер­ти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

    Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку: в 5-11 -х классах - две рабочие тетради - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контроль­ных работ. В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ - контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы; по литературе: в 5-11-х классах - одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

    Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В 5-11-х классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже - ее название*. Например:

Диктант

В тайге

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требо­ваний:

    Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего пред­назначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образ­цы оформления тетрадей:

Тетрадь Тетрадь

для работ для творческих работ

по развитию речи по литературе

ученика 9 ученицы 5

Ивановой Ольги

    Соблюдать поля с внешней стороны.

    Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября.

    Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

    Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

    Соблюдать красную строку.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или руч­
кой, в случае необходимости - с применением линейки.

Точка в конце вида и названия работы не ставится

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуа­ционный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложе­ния, не заключать неверные написания в скобки.

4. Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние рабо­ты по русскому языку, проверяются:

    в 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса - после каждого урока у всех учеников;

    во 2-м полугодии 5-го класса и 7-9-х классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важно­сти, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

    в 10-11-х классах - после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверя­ются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

    Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контроль­ных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руко­водствуясь следующим:

    при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачеркивает неверно напи­санную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

    на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I - орфогра­фическая ошибка, V - пунктуационная);

    при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обу­чающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфогра­фические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (рече­вые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые -знаком Р, грамматические - знаком Г;

    подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

    проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы*.

* Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содер­жании и число речевых недочетов.

Перед второй отметкой-за грамотность-указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так: 0-2 "4" 3-3-1 "3".

4.5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный
журнал. За диагностические и обучающие работы оценки "2" и "3" могут выставляться
по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учи­теля.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

      После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению оши­
      бок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
      оши­бок.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по рус­скому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учиты­вать:

    полноту и правильность ответа;

    степень осознанности, понимания изученного;

    языковое оформление ответа.

2.1. Отметка "5" ставится, если ученик:

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых поня­тий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературно­го языка.

    Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требовани­ям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответст­вующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определе­ний и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка "1" не ставится.

3. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

Оценка диктантов

1. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.

1.2. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отве­чать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса -100-110, для 7-го - 110-120, для 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170, 10-11-х классов -170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса - 15, для 6-го класса - 20, для 7-го класса - 25, для 8-9-х - 30, 10-11-х классов - 30-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, дол­жен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изучен­ным темам.

До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца 1 -го полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

5. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуа­
ционные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), ) "мемля" (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

    Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    в исключениях из правил;

    написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    написании ы и и после приставок;

    случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обра­ щался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    собственных именах нерусского происхождения;

    случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последо­вательности.

8. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора корректного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонети­ческих (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения коррект­ного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошиб- \ ка учитывается как самостоятельная*.

9. Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру­бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуацион­ных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе до­пускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибках.

Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т. п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка "5" ставится, если ученик заполнил все задания верно.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее полови­ны заданий.

    Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий*.

12. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.

12.1. Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "2".

* Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

1. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последо­
вательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

2. Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в
6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, в 9-м - 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может I быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготови­тельная работа.

3. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м |
классе - 0,5-1,0, в 6-м классе - 1,0-1,5, в 7-м классе - 1,5-2,0, в 8-м классе - 2,0-3,0,

в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы, в 10-11-х классах - 5,0-7,0*.

4. Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за со­
держание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилисти­
ческих средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, когда первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

6. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:

    разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных 1 учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

    фактические ошибки отсутствуют;

    работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

    достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

* Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отметка "4" ставится, если:

    имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

    лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

    стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускаются не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недо­четов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если:

    в работе допущены существенные отклонения от темы;

    работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последова­тельности изложения;

    беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

    стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускаются не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грам­матических ошибок.

Отметка "2" ставится, если:

    работа не соответствует теме;

    допущено много фактических неточностей;

    нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутству­ет связь между ними, работа не соответствует плану;

    крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со сла­бо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

    нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок*.

9. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных оши­бок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

    При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла уче­нического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для от­метки "3 на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: "4" ставится при соотно­шениях: 2-3-2, 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

    Нормами оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку ». Отметка «5» ... и обобщений, или из общих положений , не опирающихся на текст; ...

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся нормы оценок в начальной школе. Русский язык

    Документ

    НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Нормы оценок в начальной школе. Русский язык . Диктант. «5» – ставится, если нет ошибок и... ошибочность ее основных положений . Нормы оценок в основной и средней школе. Критерии оценивания по химии и...

  2. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса учительницы первой квалификационной категории

    Рабочая программа

    И грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценка сочинений и изложений Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь... ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

  3. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы

    Учебно-тематическое планирование

    Орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» ... , если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

Итоговые испытания


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса

1.Учащиеся должны знать
2.Учащиеся должны

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически.
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы. Правильно писать слова с изученными орфограммами

Перечень изученных в 5 классе орфограмм :

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
  2. Непроверяемые гласные и согласные.
  3. Проверяемые согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова.
  5. Буквы и, у, а после шипящих.
  6. Разделительные ь и ъ.
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
  8. Употреьеление ь на конце существительных после шипящих.
  9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
  10. Гласные и согласные в приставках.
  11. Буквы з и с на конце приставок.
  12. Буквы о –а в корне –лаг- - -лож-
  13. Буквы о –а в корне в корне –раст - -рос-
  14. Буквы ё – о после шипящих в корне слова
  15. буквы и – ы после ц.
  16. Большая буква и кавычки в именах собственных.
  17. Буквы е и и в окончаниях имен существительных.
  18. О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
  21. Не с глаголами.
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2 лице.ед.ч.
  23. Тя и –ться в глаголах.
  24. Буквы е и и в корнях с чередованием.
  25. Буквы е и и в окончаниях глаголов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить словообразовательный разбор слов, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи
  • Составлять простые и сложные предложения
  • Разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться словарями
  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными предложениями, обосновывать выбор знаков препинания.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план текста.

Перечень изученных в 6 классе орфограмм :

1.Буквы о и а в корне –кос - -кас-

2.Буквы о и а в корне –гор- - -гар-

3.Буквы ы и и после приставок.

4.Гласные в приставках пре-и при-

5.Соеднительные о и е в сложных словах.

6.Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя

7.Не с существительными.

8.Буквы щ и ч в суффиксе –чик и –щик

9.Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик

10.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

11.Не с прилагательными.

12.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

13.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

14.Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.

15.Дефис в сложных прилагательных.

16.Мягкий знак в середине числительных.

17.Буква и в окончаниях количественных числительных.

18.Не в неопределенных местоимениях.

19.Дефис в неопределенных местоимениях.

20.Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

21.Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях.

22.Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

23.Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)

Перечень пунктуационных правил:

1.Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

2.Запятая при однородных членах.

3.Запятая и восклицательный знак при обращении.

4.Запятая в сложных предложениях.

5.Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами. Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы литературного языка.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; писать сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).

Перечень изученных в 7 классе орфограмм :

  1. Правописание суфф. -то,-либо, -нибудь и прист. кое-
  2. Гласные в суффиксах причастий
  3. Н и НН в суффиксах причастий
  4. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  5. НЕ с глаголами и деепричастиями
  6. Слитное и раздельное написание наречий
  7. Дефисное написание наречий
  8. Гласные на конце наречий
  9. Ь после шипящих в наречиях
  10. Правописание производных предлогов
  11. Правописание союзов

Перечень пунктуационных правил.

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Запятая при однородных членах.
  3. Запятая и восклицательный знак при обращении.
  4. Запятая в сложных предложениях.
  5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика лиц;описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Перечень пунктуационных правил.

  1. Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.
  2. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
  3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
  4. Знаки препинания при обращении.
  5. Знаки препинания при вводных конструкциях.
  6. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.