Open
Close

Система внеклассного чтения в средней школе. Разработка урока по внеклассному чтению

Донецкая общеобразовательная школа

I - III ступеней № 71 им.П.Ф.Батулы

Разработка

урока по внеклассному чтению

в 4 - А классе

Подготовила

учитель начальних классов

Ярошевич С.В.

Тема урока. Творчество К.И.Чуковского. Сказка «Краденое солнце».

Цель урока. Познакомить учащихся с краткой биографией и творчеством

К.И.Чуковского, продолжить работу по ознакомлению уча-

щихся с произведениями К.И.Чуковского - сказка «Краде-

ное солнце». Расширить читательский кругозор школьников,

ассоциативное мышление. Развивать эмоциональную выра-

зительность путём эмоционального чтения отрывков, инсце-

нирования части произведения. Создать положительную ат-

мосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его

произведениям. Развивать умение самостоятельной работы в

группе. Воспитывать стремление быть добрыми, аккуратны-

ми, негативное отношение к злости, жадности, опираясь на

свою наблюдательность и умение анализировать увиденное

и услышанное.

Оборудование: выставка произведений К.И.Чуковского, детских рисунков,

карточки с заданиями, стенгазета по творчеству К.И.Чуков-

ского, запись песни «В гостях у сказки», запись «Зарядка»,

тексты сказки, маски для инсценирования, рисунки – кадры

экранизации сказки.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучат слова песни «В гостях у сказки». (запись)

II . Актуализация опорных знаний.

1.Вступительное слово учителя

Сказки рассказывают о чудесах и учат нас мудрости. Какие замечательные слова!

А что для каждого из вас означает слова чудо, чудеса ?

А мудрость ?

а) Метод « Микрофон»

(ответы детей на поставленные вопросы)

б) Чтение учителем значения слов (чудо, мудрость) по словарю

С.И.Ожегова.

«Чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

«Мудрость – глубокий ум,опирающийся на жизненный опыт».

- А для меня эти слова характеризуют мудрого человека, который в своих произведениях рассказывает о чудесах.

Давайте узнаем, кто это? (учащиеся рассматривают обложки книг, рисунки на доске, делают выводы).

2. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящён произведениям писателя К.И Чуковского.

3. Слово учителя. Биографическая справка.

К.И.Чуковский родился в Петербурге в 1882 году. В этом году мы отметим 130 лет со дня рождения писателя. Вам, наверное, интересно будет узнать, что это не настоящее имя писателя. По- настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал и имя, и фамилию. Такое придуманное имя называется псевдонимом. Этим псевдонимом и подписывал Корней Иванович Чуковский свои произведения, которые по праву вошли в золотой фонд детской литературы.

Чуковский рано научился читать, заочно окончил гимназию, самостоятельно овладел английским.Уже в 19 лет он печатался в журналах и газетах. Он сочинял сказки в стихах, загадки, стихи, и мало, кто знает, что он был учёным. Он был переводчиком. Сколько радости доставлял он детям, переводя с английского языка.

Чуковский был много раз награждён за свой труд орденами, премиями.

Но самая большая награда – любовь читателей к книгам Чуковского от мала до велика.

4. Метод « Проекта».

(оформление стенгазеты по творчеству К.И.Чуковского).

а) работа в группах;

б) заслушивание вопросов;

в) выбор ответов;

г) оформление стенгазеты.

Вопросы:

1. В каком году родился К.И.Чуковский? (1882 г.)

2. К.И.Чуковский – настоящее имя писателя? (Нет, это псевдоним)

3. Назовите настоящее имя К.И.Чуковского. (Корнейчуков Николай Васильевич)

4. В каком городе родился писатель? (В Петербурге)

5. Что писал К.И.Чуковский? (Стихи, сказки в стихах, загадки)

5. Метод «Загадка».

Послушайте и отгадайте загадку.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(солнце).

6. Метод « Ассоциативный куст».

Солнце

Тепло, свет, радость, жизнь, улыбка.

7. Диктор телевидения. Рубрика « Знаете ли вы?

(чтение ученицей дополнительной информации о солнце).

III . Усвоение нового материала.

1. Метод « Чтение с остановками»

« Система буквальных и небуквальных вопросов».

I часть. Чтение вслух учащимися 1 группы по технике чтения.

От - Солнце по небу гуляло….

до - Волки бешеные воют.

а) повторное « жужжащее чтение»;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с интонацией тревоги, просьбы, грусти).

а) Метод « Проекта» (экранизация сказки « Краденое солнце», после чтения каждой части сказки учащиеся на доске выбирают нужный рисунок – кадр,

4 рисунка – 4 кадра). Беседа учителя о профессии мультипликатора.

II часть. Чтение вслух учащимися 2,3 групп по технике чтения.

От - Рано- рано два барана….

до « - « Здравствуй, дедушка, мы тут!»

а) повторное чтение « молча»;

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с обращением, призывом о помощи; чтение предложений в медленном темпе, нараспев, в быстром темпе)

г) выбор на доске 2 кадра;

III часть. Чтение вслух учащимися 4 группы по технике чтения.

От - И встал медведь, зарычал медведь ….

до - Солнце вывалилось, в небо выкатилось!

а) словарная работа:

Невежа (невоспитанный человек);

Хавронья (свинья).

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с требовательной интонацией, интонацией угрозы, чтение слов – глаголов, которые передают поведение медведя, крокодила);

г) выбор на доске 3 кадра;

IV части. Чтение вслух учащимися 5 группы по технике чтения.

От - Побежало по кустам, по берёзовым листам.

До - « Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

а) повторное чтение « в паре».

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с чувством радости,благодарности);

г) выбор на доске 4 кадра;

2. Беседа

Понравилась ли вам сказка?

Что символизирует медведь? (добро)

А крокодил? (зло)

А что умное и мудрое вы для себя отметили? (Нельзя быть злыми, жадными, невежами)

3. Слово учителя.

Солнце снова появилось на небосводе.

Заглянуло солнышко ко мне,

Улыбнулось весело в окне.

« Я желаю всем здоровья и добра», -

Прошептал мне лучик солнечный с утра.

4. Физкультминутка (запись песни «Зарядка»).

V . Обобщение и систематизация учебного материала.

а) работа в группах;

б) защита представителями группы данного задания;

Задания:

1группа. Конкурс « Назови сказку» (чтение отрывков сказок)

а) - Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. (« Путаница »)

б) - Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд. (« Тараканище»)

в) - Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые. (« Муха- Цокотуха»).

г) - Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. (« Краденое солнце»)

2 группа. Конкурс « Узнай сказку по рисунку. (дети получают рисунки, называют сказки: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха- Цокотуха», «Краденое

солнце»).

3группа. Конкурс « Отгадай загадки К.И.Чуковского».

а) Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)

б) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
в) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
г) Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина.)

4 группа. Инсценировка отрывка « Путаница».

Свинки замяукали:
« Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»

5группа. Конкурс « Я знаю». По предметам узнать произведение.

    Блюдце - А за ними блюдца… (« Федорино горе»)

    телефон - У меня зазвонил телефон… (« Телефон»)

    мыло - Да здравствует мыло душистое… (« Мойдодыр»)

    термометр - И ставит и ставит им градусники…. (« Айболит»)

    воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… (« Тараканище»).

VI . Итог урока.

1. Беседа.

Какие сказки К.И.Чуковского вам понравились?

Почему их любят маленькие дети?

Что вам понравилось в стихах К.И.Чуковского?

Чему учат сказки К.И.Чуковского?

2. Оценка деятельности учащихся на уроке.

3. Домашнее задание.

Чтение сказок К.И.Чуковского, нарисовать рисунок к любой сказке, « озвучить».

Цели урока:

  1. Развивать стремление к чтению на основе увлекательной игровой деятельности.
  2. Воспитывать любовь к детской книге.
  3. Расширять кругозор.

Оборудование: названия станций “Узнавайкино”, “Угадайкино”, “Загадайкино”, “Развлекайкино”, “Умейкино”, магнитофон, записи детских песен.

1. Вступительная беседа.

Этот учебный год объявлен Годом Чтения. Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о книгах.

С первого дня человек, появившись на свет, начинает учиться. Он учиться ходить, понимать мир, говорить, читать. В основном через чтение человек получает знания.

В те времена, когда люди не умели ещё ни читать, ни писать, знания передавались устно. Письменность сделала человеческую мысль бессмертной. Книги стали источниками знаний.

Они рассказывают нам о многом: о природе, людях, об истории…

Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книгу, чтобы лучше управлять своим станком; сельский труженик узнает о том, как вырастить хороший урожай; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; а учитель – о том, как лучше учить и воспитывать детей.

Книга прошла целый путь, пока стала такой, какой мы привыкли её видеть. Первые книги состояли из глиняных плиток, деревянных досок, папируса (растение), кожи (пергамент). В России первые книги писали на бересте. Наконец, их стали делать из бумаги.

А вы знаете, где изобрели бумагу? (В Китае).

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

Когда вы читаете книгу, то в своём воображении представляете то, о чём говорится в ней. Так у вас развивается фантазия. Если при чтении книги вы что-то не поняли, вы можете вернуться назад и перечитать строки. Книга вас не обидит, не будет на вас раздражаться, перед ней вы не стеснитесь того, что вы чего-то не знаете.

Много есть пословиц о пользе книг и чтения. Например:

Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Прочёл новую книгу – встретился с другом.
Хорошая книга – лучший друг.

2. Игра-путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Чтения вот на этом паровозике. А чтобы нам было интересно, мы будем выходить на разных станциях и выполнять задания. Итак, в путь!

1 станция “Узнавайкино”.

Вопросы о сказочных героях:

  1. Кто больше всего любил варенье? (Карлсон).
  2. Как фамилия почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
  3. Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе).
  4. Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок).
  5. Кто из героев Р.Киплинга говорил: “Мы с тобой одной крови”. (Маугли).

2 станция “Угадайкино”.

О ком идёт речь?

  1. “Неправильная” пчела по мнению Винни-Пуха? (Оса).
  2. В самолёт меня не сажают, говорят: “Лети рядом, раз мотор есть”. (Карлсон).
  3. Как называется любимое лекарство доктора Пилюлькина от всех болезней? (Касторка).
  4. Как звали молодого крокодила пятидесяти лет? (Гена).
  5. Зверёк, путешествовавший в ящике с апельсинами и поселившийся в телефонной будке? (Чебурашка).
  6. Какого мальчика звали дядя? (Дядя Фёдор).
  7. Хоть ничего не знает, а стал героем известной книги? (Незнайка).

3 станция “Развлекайкино”.

Шагаю в сад и школу я,
Встречаю у двора.
Забавная, весёлая
И шумная игра.
Со мной вы забываете
Печали все свои.
А сейчас вы повторяйте
Голоса разогревайте.
Крикнет кто в конце дружней,
Тот и будет веселей.
А слова совсем простые,
И движения такие:
Раз цветок, два цветок.
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно,
Ну-ка вместе
Девочки…
Мальчики…

Для начала ничего,
Но попробуем ещё…

Мы сейчас чуть не оглохли,
Но признаюсь от души:
И девчонки, и мальчишки –
Все вы были хороши!
Веселитесь и шумите
Вы, пожалуйста, всегда.
Не болейте никогда.
А когда вам станет скучно,
Только крикните: “Игра!”

4 станция “Загадайкино”.

Отгадайте загадки:

  1. Новый дом несу в руке,
  2. Двери дома на замке.
    Тут жильцы бумажные
    Все ужасно важные. (Портфель).

  3. То я в клетку, то в линейку,
  4. Написать на мне сумей-ка.
    Можешь и нарисовать.
    Кто такая я? (Тетрадь).

  5. Я всех знаю и учу.
  6. Но сама всегда молчу.
    Чтоб со мною подружиться,
    Надо грамоте учиться. (Книга).

  7. Я люблю прямоту,
  8. И сама прямая.
    Сделать ровную черту
    Всем я помогаю. (Линейка).

  9. У карандаша простого
    Есть помощница одна:
    Если сделает ошибку,
    Вмиг сотрёт её она. (Резинка).

5 станция “Умейкино”.

Нарисовать и раскрасить любимых сказочных героев.

3. Заключение.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Конспект урока по внеклассному чтению. 3 класс

Тема: война в наших сердцах (рассказы о Великой Отечественной войне)

Цель: формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»; учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать; обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка; воспитание интереса к миру детской художественной литературы,формирование у школьников патриотической позиции.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово:

Чтобы солнце улыбалось.

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем

И нам с тобой!

(М. Пляцковский)

2.Объявление темы урока.

Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

3.Проверка домашнего задания.

Дети пересказывают,подготовленные рассказы о войне.

3.Работа по теме урока.

Учитель: - «Ребята, что вы думаете о войне?»

Ученики отвечают: - «Война-это страшно!» «Мы не хотим войны!»

Небольшое сообщение о ВОВ.

22 июня 1941 года немецкие войска нарушили соглашение о ненападении и вторглись на территорию СССР. Так началась Великая Отечественная Война. Первыми удар приняли на себя пограничники. Приграничные сражения длились с 22 - 29 июня 1941 года. 22 июня в 3 часа 15 минут, начался артиллерийский и воздушный обстрел Брестской крепости. К 9 часам утра крепость была окружена, осада крепости продолжалась 29 суток. Были скованы крупные силы немецкой авиации и артиллерии. Оборона Брестской Крепости - это пример мужества и стойкости! Победа под Сталинградом это переломный момент в истории этой войны. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Победа Красной Армии в Сталинградской битве имело огромное значение. Советские Войска вырвали у противника инициативу и удерживали ее до конца войны. С 16 апреля по 8 мая 1945 года Советские Войска провели Берлинскую наступательную операцию, уничтожение немецких войск в Берлине продолжалось до 29 апреля, а 30 апреля над Рейхстагом водружено Знамя Победы. 8 мая 1945 года Германское Верховное Командование подписало акт о капитуляции. 9 мая 1945 года Сталин объявил о Победе советского народа над фашизмом. В этот день 9 мая принято возлагать цветы к могиле неизвестного солдата. В честь Победы каждый год на протяжении всех этих лет в небе разрываются Красивые шары салюта!

Учитель: - «Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Отобранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.»

Знакомство с рассказом о защитниках Сталинграда

Владимира Богомолова. Рейс «Ласточки»

Рассказ о защитниках Сталинграда

Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.

Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.

Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.

Однажды был такой случай...

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.

Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.

Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов:

Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.

Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:

Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.

Стало вокруг светло как днем.

За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.

Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.

Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

Одна мина попала на баржу.

Начался пожар. Пламя побежало по палубе.

Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.

Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.

Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.

Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

* * *

Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.

Работа над текстом.

Беседа за прочитанным.

Итог.

Домашнее задание.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

Конспект урока по внеклассному чтению
в начальных классах


«Русские народные сказки»

подготовила

учитель начальных классов

Прокопьева Людмила Николаевна

с. Алексеевка

2014

Тема: Русские народные сказки.
Цель:
    познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать познавательный интерес, мышление, речь; формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя; пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.
    Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
    Постановка целей.
– На доске запись: Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылистариксостарухой Жилибылидедибаба Разделите строчки на слова. Что вы заметили? Какие предложения получились? Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Как определяется в словаре слово «сказка»? (вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание)
    Актуализация знаний.
Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.
    Изучение нового материала.
Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? Есть ли на обложках книг фамилия автора? – А почему? – Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько? Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок. Как нам найти сказку, которую захотим прочитать? Давайте одну из сказок проинсценируем. Это сказка «Репка».
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?

Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
    Проверка домашнего задания.
Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).
    Закрепление изученного.
Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка и т.д.) Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
    наличие устаревших слов; устойчивые словосочетания; зачин; волшебные предметы; троекратный повтор; борьба добра и зла; добро побеждает зло; концовка сказки.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала
(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла
(имитация движения)
Ой, яичко уронила (
наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
    Литературная игра.
Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
Первый тур. «Узнай сказку».
    Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам. Укатился ото всех, Кроме «рыжей», вот так смех! /«Колобок»/
    Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!.. /«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
    Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов! /«Теремок»/
    Красна-девица грустна:
Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка!.. /«Снегурочка»/
    Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко: Не послушал ты кота, Выглянул в окошко… /«Петушок – золотой гребешок»/
    А дорога – далека,
А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… /«Маша и Медведь»/
    Колотил да колотил
По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом… /«Лиса и Журавль»/
    Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Из какой герои сказки? /«Три медведя»/
    Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению. Как сказка называется? /«По-щучьему веленью»/
    У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. /«Гуси-лебеди»/
Второй тур. «Кому принадлежат эти слова».
    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».
/корова/
    «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
/Морозко/
    «Не пей, братец, козлёночком станешь».
/Алёнушка/
    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».
/Баба Яга/
    «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
/Иван-дурак/
    «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
/Лиса/
    «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».
/Петушок/
    «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».
/Коза/
    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
/Маша/
    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
/Царевна-лягушка/
Третий тур. «Исправь ошибки». Вспомни правильные названия сказок.
    «По собачьему веленью». «Царевна-индюшка». «Сивка-будка». «Иван-царевич и зелёный волк». «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка». «Петушок – золотой пастушок». «Мальчик с кулачок». «У страха уши велики». «Лапша из топора». «Как мужик котят делил».
Четвёртый тур. «Найди спрятавшихся животных из сказок». баранка (баран); барак (рак); коньки (конь); волкодав (волк); икота (кот); стрекоза (коза); хлев (лев); волшебник (Вол); Василиса (лиса).
Пятый тур. «Как зовут сказочных героев, и как называются волшебные предметы?» Курочка – … Царевна – … Баба – … Жар – … Сивка – … Ковёр –… Гуси – … Скатерть – … Иванушка – … Сапоги – … Меч – … Мышка –…
    Награждение победителей.
    Итог урока.
Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок?
– Что особенно понравилось?
    Рефлексия.
Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным. – Спасибо за урок!
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.