Open
Close

Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. В крае все больше инвалидов стремятся к трудоустройству Квотирование рабочих мест

Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности ;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего . Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Вконтакте

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. .

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности.

Для этого необходимы две составляющие. Первая - это создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни (так называемый "средовой подход"). И вторая, когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью избавился от своих комплексов и стремился к независимой, общественно- полезной жизнедеятельности. То есть, решение проблемы включения людей с инвалидностью в рынок труда решается с двух сторон. Со стороны общества должно быть движение навстречу инвалидам путем изменения некоторых правил и создания доступной инфраструктуры (не только архитектурная доступность, но и отношение к людям с инвалидностью, избавление от существующих стереотипов и предрассудков), и обратное движение не менее важно. Без активной жизненной позиции людей с инвалидностью решение проблем их трудовой занятости невозможно. Но сегодня необходимо воспитывать подобное отношение инвалидов к собственным проблемам, которые помимо объективной составляющей имеют и не менее значимое субъективное, построенное на значительных личностных проблемах вследствие ограниченного или негативного социального опыта.

Люди с инвалидностью различны в своих потребностях, и нельзя равнять процесс обеспечения равных возможностей, к примеру, для инвалида по зрению и человека с синдромом Дауна. Соответственно, и профессиональная интеграция подразумевает разные составляющие. Как и в предыдущей части, мы готовы выделить три группы людей с инвалидностью, которые отличаются друг от друга уровнем потребностей в услугах для успешного трудоустройства. К первой группе относятся инвалиды, уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3-й группы по общему заболеванию.

Ко второй группе относятся люди с инвалидностью, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей. Очень много вопросов, как в действующем законодательстве, так и в практике применения вызывают эти самые "специальные условия труда". Многими этот фактор понимается, исключительно как создание доступной архитектурной инфраструктуры для инвалидов и приобретение специального дополнительного оборудования для эффективного труда сотрудников с инвалидностью. На наш взгляд, не меньшее значение имеет изменение графика работы и адаптация служебных обязанностей под индивидуальные возможности человека с инвалидностью. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже.

Третья группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение должно осуществляться специально обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в случаях, когда у работника с инвалидностью возникают трудности с самостоятельным передвижением по городу - и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями. Одним из основных вопросов, без ответа на который невозможно найти оптимального сочетания государственных программ, направленных на решение проблем трудоустройства инвалидов, является количественное соотношение между людьми с инвалидностью, которых можно отнести к трём вышеописанным группам. Обычное разделение инвалидов в соответствии с установленной им группой инвалидности не может дать нам необходимой информации. Несколько ближе к указанной классификации представляется современное определение степени ограничения способности к трудовой деятельности. Во всяком случае, инвалиды, которых по услугам, необходимым им для эффективной профессиональной деятельности, могут быть отнесены к третьей группе, по современным критериям службы медико-социальной экспертизы, в большинстве имеют третью степень ограничения способности к трудовой деятельности. А инвалиды со второй степенью ограничения способности, скорее всего попадут в обозначенную нами вторую группу, где основным условием является создание специальных условий труда. Напомним, что третья степень подразумевает под собою неспособность или противопоказанность трудовой деятельности. Конечно, при определении степени ограничения способности к трудовой деятельности служба МСЭ больше руководствуется медицинскими факторами, но на наш взгляд, такое положение вещей является больше следствием социальной ситуации в нашем обществе. Государственные структуры в настоящее время не готовы работать с потребностями всех российских инвалидов. (Зарубежный опыт свидетельствует, что при создании необходимых условий работать сможет человек практически с любой формой инвалидности, весь вопрос в том, сколько усилий и профессиональных знаний нужно, чтобы эти самые условия создать). Но в целом, классификация инвалидов в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности не может дать объективной картины того спектра услуг, которые необходимы людям с инвалидностью для успешного решения проблем их трудоустройства. Слишком сильны в их определении и уже упоминавшиеся медицинские факторы, и присоединившиеся, в последнее время, к ним социальные (эти социальные факторы, заключаются только в том, что теперь и базовый размер пенсии по инвалидности и компенсационные выплаты за отменённые льготы выплачиваются в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности). Именно отсутствие чётких, прописанных критериев установления степени ограничения способности к трудовой деятельности накладывают значительный отпечаток субъективности со стороны специалистов бюро медико-социальной экспертизы на процесс установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Трудоустроиться сегодня имеют возможность только те инвалиды, которые могут самостоятельно приспособиться к условиям работы. Отметим, что совсем немного людей с инвалидностью работают с неполной занятостью и насколько ничтожная их часть имеет возможность трудиться в специально и индивидуально созданных условиях. Думаем, что основная причина низкой трудовой занятости инвалидов именно в этом. Те, кто не нашёл себя на рынке труда, можно с достаточной достоверностью утверждать, и являются людьми, которым требуется эти самые специальные условия труда. И пока государственные программы не будут развёрнуты в этом направлении, проблемы трудоустройства инвалидов так и останутся нерешёнными. Другим важным вопросом является взаимосвязь трудностей в трудоустройстве инвалидов с другими социальными проблемами. Среди последних, как объективные можно выделить недоступность окружающей архитектурной инфраструктуры для свободного передвижения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов с ограниченными возможностями зрения, а также проблемы получения образования людьми с разными формами инвалидностью. Невозможно обеспечить трудовую занятость человека, передвигающегося на инвалидной коляске, если он не имеет возможности из-за ступеней в подъезде выйти из своего дома и не может добраться на общественном транспорте до места работы. И предложения организовывать рабочие места на дому, на наш взгляд, не могут рассматриваться как достойная альтернатива. Трудовая деятельность - это не только способ заработать финансовые средства, но и один из основных актов приобщения индивида к аспектам общественной жизни, и никакая, даже самая высокооплачиваемая работа на дому не может это обеспечить. У нас принято ссылаться в этом вопросе на желание самих инвалидов и заботе об их состоянии здоровья, избавлении от трудностей дороги и удобстве в бытовом плане. Считаем это, в значительной степени, лукавством. Мы признаем право человека с инвалидностью на выбор условий труда, но только тогда, когда это действительно является выбором. А если инвалид не имел возможности на протяжении длительного времени свободно выйти из дома и самостоятельно передвигаться по городу, то совершенно естественно он и не мыслит свою трудовую деятельность вне своего жилища. И представлять это его желанием и свободным выбором в определённой степени просто преступно по отношению к ещё одной загубленной судьбе человека, который мог сделать столько полезного для общества. Получение образования влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Значение имеют и приобретённые профессиональные знания, без которых невозможно получить высокооплачиваемую должность и построить успешную карьеру, и полученные в процессе учёбы социальные навыки, умение входить в коллектив и общаться с коллегами. И отсутствие подобного жизненного опыта автоматически делает инвалида аутсайдером на рынке труда. То есть, значение имеют не только сам факт получения образования, но и то, в каких условиях это образование было получено. Если человек с инвалидностью учился на дому или в специальном учреждении, где имел возможность общаться только с другими инвалидами, то соответственно самих знаний будет недостаточно, чтобы успешно реализовать свои профессиональные способности. Потребуется ещё долгий процесс, чтобы инвалид приобрёл уверенность в своих силах и способность общаться на равных с представителями общества без инвалидности. А возможно, что этого уже не произойдёт никогда, так как наша самооценка и собственное позиционирование в современном социуме закладывается именно в детском и юношеском возрасте, и исправить сформировавшиеся и укоренившиеся комплексы уже во взрослом возрасте представляется сложной, а подчас и не имеющей решения задачей. Интересно и то, в каких профессиональных областях люди с инвалидностью имеют наилучшие возможности для успешного трудоустройства и реализации своих способностей. В целом, мы являемся принципиальными противниками такого подхода, при котором, во многом в силу стереотипных представлений, инвалидам отводится ограниченный сегмент рынка труда. Например, инвалидам по зрению предлагают работу массажистами или наладчиками музыкальных инструментов (считается, что у незрячих хорошо развит слух и чувствительность рук). Людям, передвигающимся на колясках, предлагают профессию web-дизайнеров или другую работу на персональных компьютерах (чаще всего на дому) и так далее. Конечно, к этому есть и много объективных посылов, но часто это очень мешает людям, которые хотят учиться и работать по специальностям, которые не входят в этот условный "список профессий, рекомендованных инвалидам". В таком случае становится трудно получить образование, возникают сложности с трудовой рекомендацией в бюро медико-социальной экспертизы, а впоследствии и в общении с работодателями, так как эти, с первого взгляда, рекомендательные документы, очень сильно влияют на формирование и субъективного отношения в вопросах трудоустройства инвалидов и даже на принятие государственных программ. К тому же это может стать ещё одним элементом дискриминации, когда обществом искусственно ограничиваются возможности людей с инвалидностью, и, следовательно, инвалиды переводятся в иную, отличную от остальных членов социума группу. Мало кто из нас согласится, чтобы другие люди решали, какие профессии ему подходят, а какие нет. Без анализа отношения работодателей к сотрудникам - инвалидам обзор трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда будет неполным. Самое первое, с чем сталкивается инвалид, пытающийся трудоустроиться - это скрытая и явная дискриминация.

Есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов: инвалид трудоустройство инвалидность

  • * психологическая дискриминация - работодатель может принять заявление, но сделает это очень неохотно, что инвалид почтёт за лучшее убраться или не сможет произвести необходимое впечатление о своей компетенции из-за ожидания отказа;
  • * статистическая дискриминация - работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно;
  • * дискриминация по требованиям - работодатель сознательно завышает критерии для определённого вида работы под предлогом сохранения определённого стандарта рабочей силы;
  • * чистая дискриминация - работодатель отказывает в приёме на работу всем инвалидам, потому, что считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо создаёт "большие проблемы" для работодателя, для своего рабочего места или для себя самого, либо потому, что он предубеждён против тех, кого считает "ненормальными";
  • * дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой - работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)
  • * дискриминация "по возражению других" - работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним.

При необходимости прости врачебно-экспертную трудовую комиссию может встать вопрос: как заполнить производственную характеристику для инвалидности? Характеристика будет учтена при необходимости присвоения группы инвалидности.

В специальном бланке нужно будет указать:

  • анкетные данные работника;
  • описание трудовой деятельности (особое внимание уделить срокам работы при повышенной опасности или в тяжелых условиях труда);
  • характеристику условий труда (режим работы, описание трудовых обязанностей);
  • нормы выработки, необходимость командировок;
  • данные о том, на какую должность можно будет перевести сотрудника в случае присвоения группы инвалидности.

Документ должен быть подписан начальниками отдела кадров и юридического отдела и заверен печатью.

Трудоустройство инвалидов

Во многих жизненных сферах инвалиды имеют ограниченные возможности, но если человек не признан нетрудоспособным, он имеет право устраиваться на работу, соответствующую его квалификации и физическим возможностям. Трудоустройство регламентировано государством и, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 64), работодатели не имеют права отказывать человеку в устройстве на работу из-за его физического состояния, а увольнение по инвалидности возможно только при наличии определенных обстоятельств.

Реальность вносит свои коррективы и работодатели, которые хотят избежать проблем, связанных с особенностями оформления рабочих мест для инвалидов, просто отказываются принимать инвалидов на работу, чаще всего — без объяснения причин. В трудовую инспекцию люди с ограниченными возможностями обращаются редко, а если такое и произойдет, штрафа работодатели избежать все равно смогут – им достаточно доказать, что соискателю в чем-то не хватало знаний и опыта для того, чтобы занять предложенную должность.

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

В России же предприниматели скорее выплатят штраф, чем будут тратить время и средства на обустройство специального рабочего места и бытовых комнат. К тому же штрафы не слишком большие: должностным лицам придется заплатить до 5 тыс. рублей; физическим лицам – от 1 до 5 тыс. рублей; юридическим лицам – от 30 до 50 тыс. рублей.

Наибольшие трудности чаще всего возникают как раз из-за необходимости обустраивать для работников-инвалидов специальные рабочие места. Согласно Санитарным правилам, утвержденным государством, особые требования предъявляются к оборудованию, основному рабочему месту, условиям труда, мед. обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работников. Так, например, инвалидам-колясочникам необходимо обустроить специальные пандусы, в здании обязательно должен быть лифт, доступ к рабочему месту не должен быть чем-то ограничен, коляска должна передвигаться по офису свободно.

Льготы и требования

Льготы предоставляются законом №191-ФЗ и Трудовым кодексом РФ на основании справки об инвалидности. Особенности трудоустройства инвалидов касаются следующего:

  1. Увеличенный оплачиваемый отпуск: стандартный отпуск – 28 календарных дней, а инвалиду необходимо предоставить минимум 30 дней.
  2. Отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке: сотрудникам-инвалидам по ст. 128 ТК РФ ежегодно необходимо выделить минимум 60 дней неоплачиваемого отпуска. Обычным работникам организация в таком отдыхе может отказать, инвалиду – нет.
  3. Сверхурочная работа возможна только по соглашению инвалида, обязать его невозможно. Это касается работы в ночное время, в выходные и праздничные дни. Однако, для этого сотрудник обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации.
  4. Меньше рабочих часов: продолжительность рабочего времени должно составлять не больше 35 часов в неделю, а заработная плата при этом будет остаться на прежнем уровне.
  5. Компенсация больничного листа работникам-инвалидам проходит в обычном порядке, но не больше пяти месяцев в год и не более четырех месяцев подряд.

Если человек утратил трудоспособность из-за травмы или болезни, больничное пособие оплачивается за весь период нетрудоспособности (до выздоровления или установления инвалидности).

Квоты рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов регулируется ст. 20 №181 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Согласно закону, работодатель обязан принимать на работу определенное количество людей с инвалидностью. Чем крупнее организация, тем больше рабочих мест должно предоставляться людям-инвалидам.


Так, если в компании числятся от 35 до 100 сотрудников, квота составляет 3% от среднесписочной численности. Если в компании устроено более 100 человек, квота составляет от 2 до 4%. Отметим, до 2013 года трудовые договора с инвалидами должны были заключать только крупные предприятия – правительство считало, что квотирование для среднего бизнеса затруднит деятельность организаций.

Согласно закону, компании ежемесячно должны предоставлять в службу занятости следующие отчеты:

  • о том, выполнена ли квота рабочих мест для инвалидов;
  • локальные нормативные акты с информацией о том, обустроены ли соответствующие рабочие места;
  • данные о выделенных или созданных рабочих местах.

В некоторых регионах (например, в Тульской, Белгородской, Амурской областях) местные власти подходят к требованиям соблюдения квоты по-разному. Допускается возможность арендовать специальные рабочие места – чаще всего договора заключаются со специализированными предприятиями или с общественными организациями, объединениями людей с ограниченными возможностями. Получается, что инвалиды работают в организации, которая соответствует санитарным нормам, а заработную плату при этом получают от компании-арендатора.

Увольнение по инвалидности

В том случае, если изменение состояния здоровья произошло во время действия трудового договора, это может послужить причиной для увольнения. Основанием может быть справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. ИПР, как правило, является рекомендацией, и человек имеет право отказаться от выполнения этой программы. На работу он может предоставить только справку об инвалидности, которая помогает получить предусмотренные кодексом льготы.

Стоит отметить, что при сокращении штата инвалиды имеют преимущественные права на сохранение рабочего места, если:

  • квалификация и производительность труда не уступает другим работникам;
  • травма, послужившая причиной инвалидности, была получена на этом рабочем месте;
  • инвалид является ветераном ВОВ или ветераном боевых действий.

Трудовой договор с инвалидом может быть расторгнут в том случае, если работник лишен работоспособности и этот факт подтвержден медицинским заключением. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если человек далее не может выполнять работу согласно занимаемой должности, у работодателя нет причин продолжать с ним сотрудничество.


Как правило, ограничение трудовой деятельности первой степени допускает работу в прежних условиях, но необходимо уменьшение объемов и тяжести работы. Ограничение второй степени позволяет выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях труда, а при ограничении третьей степени человек считается нетрудоспособным. Увольнение инвалида 3 группы, как правило, допускается редко – ограничения по индивидуальной программе реабилитации обычно несущественные.

При необходимости условия трудового договора могут быть изменены – допускается перевод работника на другую должность, которая будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации. На это необходимо согласие сотрудника и официальное соглашение о переводе, просто так увольнение инвалида 2 группы провести нельзя.

Если в организации нет подходящих условий для продолжения трудовой деятельности или от перевода сотрудник отказался, увольнение будет проведено согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Об увольнении человек должен быть предупрежден заранее, до истечения срока трудового договора он может быть отстранен от выполнения работы. Заработная плата за это время начисляться не будет.

Приказ о прекращении трудового договора будет издан на основании медицинского заключения.

Резюмируя, увольнение инвалида возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии вакансий, подходящих по группе инвалидности, вакансий с облегченными условиями труда;
  • по собственному желанию;
  • если состояние здоровья не позволяет дальше выполнять трудовые обязанности;
  • при отказе от перевода на другую должность.

Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php