Open
Close

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Тесты и анкеты по изучению удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса

Современная школа претерпевает изменения, которые направлены на освоение новых ценностных ориентиров учебной деятельности школьников. В основу обучения ставится идея целостности личности каждого ученика и его саморазвития.

Школьное образование все больше опирается на индивидуальные установки учащегося, его психическое состояние, отношение к себе и окружающим людям. При этом, отвергая простую исполнительность ребенка и его пассивность.

Естественно, что учитель должен понимать, что разноплановая активность школьника будет всецело зависеть от того, как он ощущает себя в школе, как строится его общение со сверстниками и насколько ребенок удовлетворен процессом обучения.

Многие психологи называют одним из механизмов саморазвития школьника рефлексию. Именно она эффективно способствует обновлению представлений о себе, отношений со сверстниками и способов деятельности.

Рефлексия поможет ребенку осознать свое внутреннее состояние, проникнуть в чувства и мотивы другого человека. Она позволит скорректировать свое поведение в ответ на возможные действия другого человека.

И, наконец, именно рефлексия даст возможность ребенку свободно ощущать себя во время учебного процесса и полноценно развивать свои индивидуальные способности.

Поэтому, для многих учебных заведений актуальным становится проблема исследования удовлетворенности учащихся учебной деятельностью. При этом ставится основная цель — выявление того, насколько удовлетворены учебным процессом его участники – школьники, их родители и учителя.

Наиболее распространенным методом для реализации данной цели является анкета. Удовлетворенность школьной жизнью, таким образом, определяется с помощью специально разработанных вопросов. Анкетирование, с одной стороны, различно для каждой категории опрашиваемых (учащиеся трех возрастных групп, родители и учителя) . Но, в то же время, тематика для всех должна быть одинакова.

Вопросы анкеты должны затрагивать следующие важные стороны школьной жизни:

· Деятельность школы, то есть, обучение (его содержание и способы осуществления) .

· Организация школьной жизни (питание, организация учебного времени и внеурочных занятий, санитарно-гигиенические условия) .

· Социально-психологическая сторона учебного процесса (эмоциональная атмосфера в школе и классе) .

· Административная деятельность (как осуществляется управление школой, насколько эффективна работа администрации, ее влияние на развитие школы) .

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью является актуальной задачей для многих известных педагогов и психологов.

Приведем примеры некоторых разработанных методик по данной тематике.

· Определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью по А. А. Андрееву

Школьникам предлагается несколько утверждений, которые следует оценить с помощью такой шкалы:

0 – совершенно не согласен

1 – не согласен

2 – затрудняюсь сказать

3 – согласен

4 – совершенно согласен

Утверждения анкеты:

Утром я иду на учебные занятия с удовольствием

В школе у меня, чаще всего, хорошее настроение

У нас хороший классный руководитель

К нашим учителям всегда можно обратиться за советом и помощью

У меня есть любимый учитель

У меня есть любимые школьные предметы

Я могу свободно высказывать в классе свое мнение

В нашей школе создаются все условия для развития моих способностей

Моя школа полноценно готовит меня к самостоятельной жизни

Во время летних каникул я скучаю по школе

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью выявляется после обработки результатов. Осуществляется она следующим образом. Суммируются баллы ответов всех учащихся. Полученное число делится на общее количество ответов. Если результат оказывается больше 3 , то показатель удовлетворенности высокий. Если меньше 2, то показатель – низкий.

· Определение степени удовлетворенности родителей школьной жизнью своего ребенка по А. Андрееву.

Родителям предлагается несколько утверждений, которые следует оценить с помощью той же шкалы, с которой работали учащиеся.

Утверждения анкеты:

Класс нашего ребенка можно назвать дружным

Среди своих одноклассников наш ребенок комфортно себя чувствует

Педагоги доброжелательны к нашему ребенку

В общении с администрацией школы и учителями мы испытываем чувство взаимопонимания

У нашего ребенка хороший классный руководитель

Наш ребенок не ощущает перегруженности уроками и домашними заданиями

Учителя справедливо оценивают успехи в учебе нашего ребенка

Педагоги учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

В школе проводятся интересные и полезные мероприятия

В школе работают кружки и секции, в которых наш ребенок может заниматься

Учителя дают нашему ребенку полноценные и прочные знания

В школе заботятся о здоровье и физическом развитии нашего ребенка

Школа способствует формированию правильного поведения ребенка

Учителя и администрация школы создают условия для развития способностей нашего ребенка

Школа в полной мере готовит нашего ребенка к будущей самостоятельной жизни

Обработка результатов проходит аналогичным способом. Следует разделить общую сумму баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если в результате получается число больше 3, то это говорит о высокой степени удовлетворенности. Если полученное число меньше 2 – степень удовлетворенности низкая.

· Удовлетворенность школьной жизнью ученика, особенно младшего школьного возраста, во многом зависит от его отношения с учителем. Поэтому, целесообразно на родительском собрании заполнение родителями следующей анкеты:

Устраивает ли вас характер взаимоотношений учителя с вашим ребенком?

Пользуется ли учитель уважением своих учеников?

Проявляет учитель такие качества, как доброжелательность, справедливость, тактичность?

Обладает ли учитель хорошими манерами поведения?

Были у вас конфликты с учителем вашего ребенка?

Всегда ли вы можете рассчитывать на помощь учителя?

Учитель дает на уроках полноценные знания?

Справедливо учитель оценивает вашего ребенка?

Ваш ребенок рассказывает, как он провел день в школе?

Анализ результатов подобных диагностических методик позволяет в полной мере оценить степень удовлетворенности школьников учебной жизнью. Конечно, хорошо, если этот показатель высокий. В этом случае, можно говорить о преобладании позитивного настроя учащихся на обучение, о высокой удовлетворенности своими учебными результатами, о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся.

А что делать, если выявлен низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью? Ведь это свидетельствует о наличии таких моментов в школьной жизни, которые следует подвергнуть коррекции.

В таких случаях большая ответственность ложится на «плечи» классного руководителя. Прежде всего, ему следует выяснить причины некомфортности учащихся в школе. Классному руководителю и психологу следует помочь школьникам в преодолении психологических трудностей. Классным руководителям и учителям-предметникам необходимо особое внимание обратить на учащихся с высокой напряженностью и тревожностью (именно они дают низкий балл удовлетворенности школой) .

Коррекционная деятельность должна в полной мере быть направлена на то, чтобы все учащиеся с удовольствием посещали школу и испытывали позитивное отношение к учебным занятиям.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4 3 2 1 0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4 3 2 1 0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4 3 2 1 0

5. У меня есть любимый учитель.

4 3 2 1 0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4 3 2 1 0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4 3 2 1 0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4 3 2 1 0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4 3 2 1 0

Обработка результатов.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработана)

1. Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен

2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4-да

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3-скорее да, чем нет

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 2-трудно сказать

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 1- скорее нет, чем да

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 0- нет

6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка полученных данных

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы (блока). данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4)

2) организованность классного коллектива (5-8)

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. затем она делится на число участников опроса и намаксимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).

Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения среднего коэффициента трёх блоков. Если средний арифметический показатель трёх коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; от 0,5 до 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Методика «Наши отношения»

Для изучения взаимоприемлемости друг друга и конфликтности предлагается 1 группа утверждений

1. Наш класс дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2 группа утверждений

1. В нашем классе принято помогать без напоминаний.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Методика изучения участия школьников в деятельности

3 – привлекает очень сильно;

2 – в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний., умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определённые черты характера.

Обработка полученных данных

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

Коллективистические мотивы (п. 3,4, 8, 10)

Личностные мотивы (п. 1,2, 5, 6, 12)

Престижные мотивы (п. 7, 9, 11)

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

затем производится подсчёт количества учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов.

Методика изучения социализированности личности учащихся

(разработана)

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей. 4 – всегда

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 3 - почти всегда

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 2 – иногда

4. Я умею прощать людей. 1 – очень редко

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 0 - никогда

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать добро –это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, если даже с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2, 6,10,14,18 суждения

Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения

оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения

Если получаемый коэффициент больше 3 баллов, то можно констатировать высокую степень развития социальных качеств, если от2 до 3 – средний, меньше 2 – низкий уровень

Методика самооценки эффективности воспитательной работы классных руководителей (5-ти балльная система)

I . 1. Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

1) сплочение ученического коллектива;

2) организация КТД;

3) создание благоприятного психологического климата для учащихся;

4) создание условий для самореализации каждого ученика;

5) коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися;

6) стимулирование позитивного поведения учащихся;

7) оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях;

8) координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

2. Какова степень эффективности реализации у Вас как классного руководителя следующих управленческих функций:

1) концептуально-целевой;

2) планирования;

3) организационной;

4) стимулирования и активизации учащихся;

5) оценочно-диагностической;

6) коррекционной;

7) прогностической.

3. Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания:

1) нравственное;

2) умственное;

3) физическое;

4) эстетическое;

5) половое;

6) трудовое;

7) экологическое;

8) патриотическое;

9) правовое;

10) экономическое.

4. Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы:

1) профессиональная компетентность;

2) общая культура, интеллигентность;

3) творческая инициатива;

4) наличие хобби, увлечения;

5) нравственные качества;

6) эрудиция;

7) трудолюбие;

8) любовь к детям;

9) общительность;

10) требовательность;

11) гражданские качества (социальная активность, принципиальность и др.)

II. Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы, необходимо проранжировать от 1 до 8 (где 1-наиболее важный…

8-наименее важный)

1) осуществление самообразования классного руководителя;

2) прохождение специальных курсов повышения квалификации классных руководителей;

3) совершенствование планирования работы классных руководителей;

4) использование разнообразных форм и методов работы классным руководителем;

5) повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя;

6) обмен передовым педагогическим опытом;

7) оказание администрацией школы помощи классному руководителю;

8) материальное стимулирование классного руководителя.

Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.

Анкета: «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим Вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

6.Участвуете ли Вы в делах школы?

7. ч то, по Вашему мнению, школа делает хорошо?________________________________

8. А, что, по Вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?_______________________

____________________________________________________________________________

П ри подсчете результатов анкетирования учитывались только ответы, выделенные жирным шрифтом.

Тест «Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Класс _________ Дата заполнения __________________

Инструкция: внимательно прочитайте перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого Вам необходимо обвести одну цифру, которая будет ответом, соответствующим Вашей точке зрения.

Шкала оценки:

0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

15. В школе по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов.

    Если У равен или больше 3 , это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

    Если У равен или больше 2 , но не меньше 3 , то можно констатировать средний уровень;

    Если же У меньше 2 , это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Тест «Изучение удовлетворённости учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: определить степень удовлетворенности учащихся лицейской жизнью.

Класс _________________ Дата заполнения __________________

Инструкция: прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен;

2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью. ___________________________

    В школе у меня обычно хорошее настроение. _________________

    В нашем классе хороший классный руководитель. _____________

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. ______________________________

    У меня есть любимый учитель. _____________________________

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. ________

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. _________________________________________________

    У меня есть любимые предметы. ____________________________

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. _____________________________________________

    На летних каникулах я скучаю по школе._____________________

Обработка данных:

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее количество ответов.

    Если коэффициент У >3 , то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;

    Если У > 2, но < 3 это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности;

    Если У < 2 существует низкая степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школьном коллективе.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью

в школьном сообществе и своим положением в нем.

Ход проведения. Педагогам предлагают прочитать включенные в тест утвержде ния и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними.

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Обработка результатов теста

Рассчитывают средний балл оценки: сумму баллов ответов всех педагогов, делят на общее количество ответов.

Источник:

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.

2. Меня устраивает составленное расписание уроков.

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям адми нистрации школы тратится рационально.

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личном росте и стара юсь ее реализовать.

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

10. Я ощущаю на работе поддержку своих коллег.

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты мо ей работы.

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся к своему предмету.

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания при общении с родителями учащихся.

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогиче ские требования.

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в
школе.

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образователь ного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям прочи тать перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале оценок.

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Обработка результатов теста

  1. средний балл 3 - высокий уровень удовлетворенности;
  2. средний балл больше 2, но меньше 3 - средний уровень удовлетворенности;
  3. средний балл меньше 2 - низкий уровень удовлетворенности.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 4/ 2007

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится ваш ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников ваш ребенок чувствует себя комфортно.

4. Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с администрацией
школы и учителями вашего ребенка.

5. В классе, в котором учится ваш ребенок, хороший классный руководи тель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка.

7. Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

9. В школе проводятся дела, интересные и полезные для вашего ребенка.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься ваш ребенок.

11. Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка.

15. Школа по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни.

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

Цель: выявить уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе и классе.

Ход проведения. Учащимся предлагают прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием.

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Обработка результатов теста

Рассчитывают средний балл оценки: сумму баллов ответов всех детей, делят на общее количество ответов.

  1. средний балл 3 - высокий уровень удовлетворенности;
  2. средний балл больше 2, но меньше 3 - средний уровень удовлетворенности;
  3. средний балл меньше 2 - низкий уровень удовлетворенности.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 4/ 2007

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в
    трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих
    творческих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы.
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе .

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Объединение которое посещает ваш ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде тех, с кем занимается ваш ребенок, он чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку.

4. Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с администрацией учреждения и учителями вашего ребенка.

5. В объединение, в котором занимается ваш ребенок, хороший руководитель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения вашего ребенка.

7. Ваш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка.

9. В объединение проводятся дела, интересные и полезные для вашего ребенка.

10. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал еще какие-либо различные кружки, клубы, секции..

11. Педагоги дают вашему ребенку знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

12. В учреждении заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей вашего ребенка.

15. Учреждение по-настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни.

Предварительный просмотр:

Шкала оценок: 4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

  1. Я иду заниматься с радостью.
  2. В ДТ у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем кружке хороший руководитель.
  4. К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. Я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в учреждении и созданы все условия для развития моих
    творческих способностей.
  8. У меня есть любимые виды деятельности
  9. Я считаю, что ДТ по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по занятиям во ДТ .