Open
Close

Знаки маломобильных групп населения. Пандусы для инвалидов

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую "комнатную" инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология "достаточная зона" и "комфортная зона" для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что "ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов" ("Рекомендации…Вып. 1", стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое "местное сужение прохода"? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе "Зоны разворота кресла-коляски". В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести "золотое правило" на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе "Пандусы".

Пандусы для инвалидов должны отвечать множеству требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон конструкции, а также оборудоваться перилами установленной формы. Эти и другие важные моменты регламентируются СНиП – строительными нормами и правилами.

Терминология

В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:


Разновидности пандусов

Все площадки для инвалидов можно разделить на 2 категории:


Первый тип обычно хранится в специальном помещении. При необходимости, съёмные изделия приносят и устанавливают на лестницу. Соответственно, после подъёма, конструкции вновь убираются в хранилище. Среди таких изделий выделяют:


Стационарные модели также подразделяются на несколько типов:


Нормативные документы

Как было сказано выше, размеры, уклон и другие важные моменты регламентируются строительными нормами и правилами (далее – СНиП). Требования к конструкциям для инвалидов устанавливают следующие нормативные документы:


Требования к входной площадке

Установить одну конструкцию недостаточно. Необходимо также учесть размеры входной площадки (например, верхней части крыльца). Параметры стандартной площадки и другие важные моменты описаны в СП 30-102-99.Согласно данному документу, входные конструкции должны иметь следующие размеры:


Главное требование к входной площадке – обеспечение возможности передвижения инвалидных кресел с максимальным комфортом. По этой причине, её площади должно быть достаточно для поворота или движения кресла. Чтобы обеспечить инвалидам комфортное передвижение, был разработан другой норматив – СП 59.13330.2012. Данный нормативный документ устанавливает иные требования к входным площадкам. В частности:


Общие требования

Определённый уклон, фиксированная ширина пандуса и оснащение его поручнями – основные моменты, которые должны учитываться при проектировании конструкции. Но, помимо этого, изделия должны соответствовать другим, не менее важным требованиям. В частности:


Также стоит отметить следующее:

  • все наружные лестницы необходимо оборудовать пандусом;
  • наклонные спуски должны устанавливаться при перепаде высот от 1,5 см;
  • если высота конструкции более 300 см, вместо наклонного спуска необходимо установить подъёмное устройство;
  • на пути к пандусу не должно быть преград (автомобилей, рекламных щитов, мусорных урн и т. д.).

Подъемник для инвалидов:

Основные требования к пандусам

Как было сказано выше, пандусы для инвалидов должны соответствовать множеству требований. Основные из них – это размеры конструкции, угол наклона, а также форма и высота ограждений.

Габариты

Длина и высота конструкции – взаимосвязанные величины. Чем выше устройство, тем больше будет длина. Единственное постоянное значение – ширина, которая должна быть неизменной на протяжении всего устройства. Согласно СП 59.13330.2012, пандусы должны иметь следующие параметры:


Также стоит отметить понятия «чистой» и «общей» ширины. Первый термин обозначает расстояние от одного борта наклонной площадки до другого. Общая же ширина – дистанция между выступающими поручнями конструкции. Поэтому при проектировании спуска, необходимо использовать «общую» ширину.

Расчёт уклона

Уклон – соотношение длины и ширины конструкции. Рассчитывается данный параметр по формуле: U=H/L, где H – высота, L – длина изделия. При этом получившаяся величина не должна превышать максимальный наклон, описанный в СП 59.13330.2012. Согласно данному документу, максимальные значения следующие:


Например, нужно установить конструкцию длиной 100 см между двумя точками, расположенными на высоте 0 и 10 см. Для расчёта наклона можно воспользоваться формулой: = 0,1 см. Другими словами, получатся значения: 1:10 = 10% = 1°, что вполне соответствует установленным требованиям.

В некоторых случаях допускается нестандартный наклон:

  • 1:12 (8% или 4,8°) – для временных изделий (например, во время реконструкции или ремонта дома) высотой не более 50 см с расстоянием между площадками – не более 600 см;
  • 1:10 (10% или 5,7°) – при высоте конструкции не более 20 см.

Стоит отметить, что лестницы имеют больший наклон, поэтому устанавливать на них пандус – бессмысленно. Во-первых – такая конструкция не будет соответствовать вышеописанным правилам. А во-вторых – взбираться по пандусу с углом в 30-40° будет невозможно.

Ограждения

Для повышения комфорта и ликвидации травматизма, конструкции для инвалидов должны оборудоваться металлическими поручнями. Согласно СП 59.13330.2012, перила должны устанавливаться на всех изделиях, высотой более 0,45 м. Кроме того, в документе указаны следующие требования к ограждениям:


Важные моменты

Помимо общих и основных требований СНиП и СП к наклонным конструкциям, также следует обратить внимание на следующие моменты:


Ненормативные изделия

К сожалению, установить конструкцию, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, удаётся не всегда. Причин для этого может быть множество, например:


По этим и другим причинам, установка обычной модели может оказаться невозможной. Чтобы исправить ситуацию, иногда устанавливаются ненормативные конструкции. Конечно, они могут не отвечать многим требованиям, но зато дают возможность инвалидам попасть в здание.

То, что изделия могут не соответствовать некоторым нормам, не означает, что можно делать наклон в 40° или забывать про ограждения. При проектировании, необходимо учитывать следующие моменты:


Кнопки для вызова

В некоторых случаях нет технической возможности для монтажа стационарной модели. К примеру, главное крыльцо на ремонте, а посетители попадают через дополнительный вход, где нет наклонной конструкции для инвалидов. В подобных случаях, места для входа должны оборудоваться съёмными пандусами с кнопкой для вызова. При нажатии на неё, определённый сотрудник получает сигнал, выходит и устанавливает пандус. Соответственно, после подъёма или съезда инвалида, убирает конструкцию.

Итак, кнопки для вызова должны соответствовать следующим требованиям:


Съезды для тротуаров

Основная проблема малогабаритных групп населения – отсутствие условий для комфортного передвижения. Если в некоторых зданиях или рядом с ними установлены наклонные конструкции, то на пешеходных дорожках всё печально. Как известно, поверхность тротуаров расположена выше дорожного покрытия. Поэтому при пересечении тротуара с автомобильной дорогой, образуется перепад высот. Он, как правило, составляет 10-15 см, что лишает инвалида возможности передвижения без посторонней помощи.

По этой причине, при пересечении дорог, тротуары также должны оборудоваться небольшими пандусами. Они должны соответствовать следующим характеристикам:


Инвалидам недоступны многие вещи. Самое банальное – комфортное и свободное передвижение. По этой причине лестничные конструкции и входы в здания должны оборудоваться наклонными конструкциями. Но самое важное, чтобы пандусы изготавливались в соответствии со СНиП, т.к. это значительно повысит надёжность конструкции и комфорт от использования.

Комментарии 0

Пандус - конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны - участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.

Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе - это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.

Разновидности пандусов

Стационарный - конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.

Откидной - конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.

Съемные - конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.

Важно! Телескопические конструкции - пандусы универсального типа, подходят для внешних спусков и лестниц в подъездах.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:


Важно! Площадки перед пандусом и выездом с него должны быть оформлены другим цветом и нескользящим покрытием.

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.

Поручни

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней - 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.

Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:


Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.

Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.


Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.


Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.


Подбор оптимальной ширины.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.


Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.


Нормативные размеры поручней.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.


Чертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.


Швеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

Двери квартир, лифтов и зданий часто становятся "узким местом" на пути движения инвалида на коляске. Чтобы их преодолеть, приходится инвалида с посторонней помощью заносить на руках, а коляску проносить в разобранном или "сжатом" виде. Это обусловлено габаритами кресла-коляски (см. "Габариты коляски").
Для того чтобы правильно понять требования по дверям, имеющиеся в нормативной документации, остановимся подробнее на очень важных понятиях, которые проектировщики часто путают между собой:
Ширина дверного проема в стене
Ширина полотна двери, устанавливаемой в дверной проем
Дверной проем в чистоте
Рассмотрим эти понятия на примере установки одностворчатой распашной двери.
Чтобы установить дверь, необходимо выполнить в стене дверной проем.
Рис. 6.1 Для примера возьмем ширину дверного проема 1000 мм.
Рис. 6.2 После установки дверной коробки просвет уменьшается приблизительно на 100 мм.
Рис. 6.3 ширина полотна двери в данной коробке фактически не превысит 900 мм.
Рис. 6.4 Реальная ширина пространства, которое получит инвалид на коляске, составит 800–850 мм. Чем толще будет распашная дверь, тем меньше останется свободного пространства. Это свободное пространство и есть дверной проем в чистоте. Именно это понятие (не путайте его с другими!) используется в нормативной литературе для определения допустимых размеров дверей.
Дверной проем в чистоте (синонимы: Ширина двери в свету, дверной просвет) – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне (если дверь распашная) или полностью открытой двери (если дверь раздвижная, как в лифте).
На сегодня проектировщики не придерживаются каких-либо ГОСТов на двери. Обычно в проекте определяется место и размеры проема под будущую дверь. Сама же дверь изготавливается по индивидуальному заказу, в котором уже конкретно уточняется ее конфигурация. Вот поэтому проектировщик должен правильно рассчитать ширину проема в стене под устанавливаемую дверь и четко задать ее конфигурацию (сколько полотен, какого размера).
Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м.
Сейчас Вы понимаете, насколько это широкая дверь. Для того чтобы установить соответствующую нормативным требованиям распашную дверь, проем в стене должен быть даже не 1000 мм, как в нашем примере, а 1050–1100 мм.
С одной стороны, такая широкая дверь действительно удобна инвалидам, так как кресло-коляска проходит в нее легко, с большим "запасом". Нет опасности оцарапать руки о косяки дверей (обычная травма для инвалида).
С другой стороны, двери и косяки останутся целыми, без царапин и повреждений от металлических частей кресла-коляски.
Но, на мой взгляд, этот норматив несколько преувеличен. Такая широкая дверь уместна в крупном торговом или деловом центре, киноконцертном зале, но в рамки обычной жизни она как-то не вписывается.
Надо заметить, что в этой ситуации есть небольшая зацепка.
Так, в "Рекомендациях… Вып. 1" и в альбоме Х. Ю. Калмета установлена несколько меньшая ширина двери в свету – не менее 0,85 м.
Если опираться на эту цифру, то ранее рассмотренный пример с шириной дверного проема в стене 1000 мм может послужить в качестве образца для расчетов.
Следует также отметить, что в ВСН 62-91* ширина в чистоте дверного проема кабины лифта установлена аналогичной – не менее 0,85 м.
А теперь давайте попробуем оценить норматив на двери на примере стандартных дверей (таблица 6.0), обычно устанавливаемых в квартирах жилых домов.
Как мы видим, даже самая большая дверь Д21-9 не соответствует нормативу, так как ей не "достает" в ширине 100–150 мм (а это 15 см!). Выходит, что ни одна из этих дверей не может быть установлена в здании?! Парадоксальная ситуация.
А теперь взглянем на эту ситуацию с другой стороны – с точки зрения потребителя. Снова заглянем в раздел "Габариты коляски" и ответим на вопрос: какие кресла-коляски и в какую дверь реально проходят?

В России большинство инвалидов и дома, и на улице ездят на своей единственной комнатной коляске. И лишь небольшая часть инвалидов для поездки на улицу пересаживается в другую коляску – прогулочную (рычажную). Это связано с ее большими габаритами и большим весом.

Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет ориентировочно 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в дверь пассажирского лифта. Максимальная ширина коляски составляет 670 мм, но, как правило, инвалиды стараются ее по возможности заузить.
Размеры прогулочной коляски составляют 703 мм.
Эти цифры (620-670-703 мм) определяют минимально допустимый дверной просвет.
Таким образом, можно дать характеристику каждой двери с точки зрения проходимости кресла-коляски:
дверь Д21-9 – входит прогулочная и комнатная коляски (хотя прогулочная коляска, скорее всего, оцарапает косяк двери);
дверь Д21-8 – большинство комнатных колясок все-таки "проскользнет" (хотя косяки можно "зацепить", и руки по неосторожности повредить);
дверь Д21-7 – не входит ни одна коляска.
Какие из этого можно сделать выводы?
Надо раз и навсегда забыть о существовании двери Д21-7, потому что это не дверь, а узкая щель, в которую не только инвалид на коляске не проедет, но и полный человек не протиснется.
Эта дверь досталась нам в наследство от малогабаритных "хрущевских квартир", но мы почему-то упорно цепляемся за этот анахронизм. А ведь эта дверь неудобна не только инвалидам, но и обычным людям. Когда она установлена в кладовой или на балконе, в эту дверь не проходит отечественная зимняя детская коляска. Приходится семьям с грудными детьми одну коляску держать в прихожей, а на балконе для сна младенца на свежем воздухе ставить вторую.
Даже если Вы выполняете проект, не требующий обеспечения доступа инвалидов, забудьте об этой двери! Замените ее на дверь Д21-8. Разница всего в 10 (!) см, а качественные характеристики здания или помещения улучшаются на порядок.
Можно и нужно устанавливать двери Д21-9 там, где требуется обеспечить доступ инвалида на коляске. Если установка двери Д21-9 технически невозможна, в порядке исключения допустима замена ее на дверь Д21-8.
Конечно, когда выполняется проект на строительство нового общественного здания (магазина, библиотеки, кинозала, поликлиники и т. п.), необходимо выполнять требования норматива и обеспечивать на путях движения инвалида-колясочника ширину всех дверей в свету не менее 0,9 м, включая двери в специализированные туалетные кабинки для инвалидов. Тогда здание будет просторное, косяки дверей целые, а колясочники довольные.
Но когда речь идет о реконструкции существующего здания, о перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, о строительстве типового панельного жилого дома, надо исходить из реальных возможностей и ориентироваться на минимально допустимый дверной просвет, приведенный выше. Это может быть одна из типовых дверей, а может быть дверь по индивидуальным размерам.
Если Вы установите дверь Д21-9, то тем самым обеспечите доступ практически всем инвалидам-колясочникам.

Если в каком-то конкретном проекте реконструкции или проекте на строительство типового панельного жилого дома Вам удастся заменить дверь Д21-7 не на Д21-9, а всего лишь на Д21-8, то это будет тоже маленькая победа. И этой победе будет рада большая часть инвалидов на комнатных колясках.
Предлагаем Вам сравнить нормативы на двери в России и Великобритании (таблица 6.1)
В отличие от России, где установлены единые стандарты на двери, в строительных нормах и правилах Великобритании ("Building Regulations") входные двери подразделяются на наружные и внутренние.
А теперь попробуем решить маленькую задачку.
Ширина дверного проема в стене составляет 1500 мм.
Какую распашную дверь Вы установите, чтобы обеспечить доступ инвалидов: симметричную двустворчатую или полуторастворчатую? Ответы смотрите на рис. 6.5 и 6.6.

Казалось бы, какая разница? Ведь второе полотно можно открыть. В том-то и дело, что оно, как правило, закрыто. Значит, инвалиду-колясочнику каждый раз (!) придется суетиться и искать, кто бы открыл ему вторую половинку. Хорошо, если удастся. А если в двери шпингалет сломан, и дверное полотно по-российски просто заколочено гвоздями?
А теперь представьте, что инвалиду надо выйти из подъезда, посетить в течение дня несколько магазинов, аптеку, вернуться домой. И каждый раз на его пути будут эти узкие половинки, напоминающие инвалиду о его неполноценности, ущербности и зависимости от других.
А Вам самим-то удобно протискиваться в эту узкую половинку двери, в которую зимой почему-то людей заставляют одновременно входить и выходить, вызывая столпотворение?
Двустворчатая симметричная дверь может быть запроектирована, если проем в стене будет не менее 1900–2000 мм (рис. 6.7), и ширина в свету каждого полотна составит не менее 850–900 мм.
К сожалению, ни в ВСН 62-91* , ни в других нормативах нет четкой формулировки, как правильно проектировать двустворчатые двери.
Тем не менее, это правило существует в мировой практике.
Требования, предъявляемые к двустворчатым дверям, есть в эскизах Х. Ю. Калмета. Они также представлены в эскизах "Рекомендаций… (Вып. 1)" на стр.17.
Попробуем сформулировать это правило так, чтобы оно было универсальным:
Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900–950 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
То же самое можно сказать другими словами: Проем в чистоте хотя бы одного из дверных полотен должен быть не менее 850–900 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
О том, до какого минимально допустимого уровня могут быть уменьшены эти цифры при реконструкции существующего здания, перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, строительстве типового панельного жилого дома и в других аналогичных случаях, мы уже рассмотрели чуть выше.

При разработке проекта проектировщик должен:
- четко задать направление открывания каждой из одностворчатых дверей здания или помещения (правая или левая навеска полотна);
- если дверь двустворчатая, то указать, какое полотно будет рабочим, исходя из конкретной ситуации.
Обычное явление, когда проектировщики не обращают внимание на направление открытия дверей, считая это "мелочью". Но в архитектуре мелочей не бывает. Именно эта "мелочь" может резко ухудшить уровень комфортности помещения, а для некоторых категорий инвалидов – сделать его недоступным.
На рис. 6.8 и 6.9 в достаточно типичном боковом входе с улицы в здание представлены два разных варианта направления открывания дверей. Предположим, что это продуктовый магазин.
На рис. 6.8 двери установлены так, что они при открывании:
- создают помехи обычным посетителям, уменьшая пространство для их перемещения и усложняя траекторию их движения;
- при движении встречных потоков людей в зонах 1 и 2 образуются места затора и скопления посетителей;
- весьма вероятно получение людьми травм резко открытой дверью;
- если охрана магазина попытается занести инвалида на коляске внутрь, то обходить дверь внутри небольшого тамбура будет или крайне сложно, или сделать им это вообще не удастся.
На рис. 6.9 двери установлены удобно для посетителей. Обратите внимание, что в полуторастворчатой двери, ведущей в торговый зал, маленькое открытое полотно перекрывает на пути движения покупателей гораздо меньшее пространство. Так как обычно маленькое полотно является нерабочим и постоянно закрыто, то фактически поток людей пойдет по кратчайшему пути.
Рассмотрим еще один пример: двери в тамбуре установлены со смещением относительно друг друга.
На рисунках 6.10 и 6.11 представлены два противоположных решения открывания дверей. Вывод очевиден: в первом варианте установки дверей (рис. 6.10) инвалид на коляске в здание не попадет.

Печальный опыт показывает, что очень часто строители вместо того, чтобы установить двери, как предусмотрено проектом (рис. 6.11), самовольно меняют проектное решение и устанавливают дверь, как на рис. 6.10. Им не понятно, почему две установленные друг за другом одинаковые двери должны открываться по-разному. Господа архитекторы! Осуществляйте авторский надзор за строительством своего объекта. Объясняйте строителям, почему дверь должна открываться в эту, а не в другую сторону. Только так Вам удастся перетянуть строителей на свою сторону и искоренить эту типовую ошибку строительства.
На рис. 6.12 представлен еще один типовой вариант установки входных дверей. Обратите внимание на расположение основных рабочих полотен дверей (широких) и направление их открывания. Так как в холодный период года посетителей вынуждают проходить тамбур не по прямой, а по диагонали, важно, чтобы рабочее полотно дверей тамбура открывалось к стене. Это будет удобно для посетителей и позволит проехать через тамбур инвалиду на коляске.
Направления открывания дверей в туалетах и при наличии пандуса у входа в здание рассмотрены в соответствующих разделах.
Открытые проемы в стене должны иметь ширину в чистоте не менее 0,9 м.
Широкая дверь, установленная внутри помещения, еще не гарантирует, что инвалид-колясочник в нее попадет. Например, на пути в туалет инвалид должен проехать через открытый проем в стене (типа арки). Если в проекте реконструкции проектировщик расширил дверь в туалет, но забыл расширить этот открытый проем, деньги будут выброшены на ветер. На мой взгляд, практически нет никаких сложностей в выполнении этого требования, и нет смысла пытаться уменьшить эту цифру. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в "Рекомендациях…Вып.1" допускается размер проема шириной 0,85 м.
Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 2,5 см.
Для сравнения: в Великобритании высота порогов не должна превышать 1,3 см.
В современных дверных пакетах по типу европейских пороги действительно минимальные. В связи с этим возникла некоторая проблема.
Как правило, во всех магазинах Екатеринбурга в районе входных дверей на пол укладывается специальное покрытие – коврик (типа "ершика" и т. п.) для вытирания ног и противоскольжения. Обычно коврики предпочитают укладывать внутри тамбура. Однако при минимальных порогах коврик будет препятствовать открыванию двери внутри тамбура.
Чтобы этого избежать, проектировщик и собственник будущего объекта должны обсудить этот вопрос и в случае необходимости предусмотреть в проекте небольшое углубление в полу тамбура под будущий коврик (типа ниши под железные решетки в полу). Глубина этой ниши должна быть определена исходя из высоты выбранного собственником конкретного покрытия (ориентировочно 1 см). Главное – не переборщить, иначе в полу тамбура появится незапланированная яма, если ниша окажется слишком глубокой или собственник решит заменить коврик на другой. Нишу можно выполнить по всей ширине тамбура или по ширине рабочего полотна, если двери двустворчатые (рис. 6.13). Следует заметить, что коврик, уложенный в нишу, не скользит по полу. Это предохраняет людей от падения.

Обратные действия (то есть повышение порогов внутри тамбура для решения проблемы) недопустимы, так как порогов внутри тамбура после укладки коврика действительно не будет, но зато увеличится перепад высот перед тамбуром и после тамбура, то есть:
- порог между площадкой у наружной входной двери и тамбуром;
- порог между тамбуром и уровнем пола в торговом зале.
Применение дверей на качающихся петлях и дверей-"вертушек" на путях передвижения инвалидов не допускается. Рекомендуется оборудовать двери специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении "закрыто" и "открыто".
При наличии контроля на входе следует в необходимом количестве предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска различных категорий инвалидов.
Например, при входе в метро или на стадион часто устанавливают узкие пропускные турникеты. Помимо стандартных турникетов, необходимо предусмотреть другие, обеспечивающие беспрепятственное передвижение разных категорий маломобильных граждан (в том числе инвалидов на колясках).
Двери рекомендуются створчатые или раздвижные с автоматическим открыванием.
Открывание либо закрывание автоматических или полуавтоматических дверей должно происходить не быстрее 5 сек., чтобы не сбить с ног медленно передвигающегося инвалида. При проектировании стеклянных автоматически открывающихся дверей необходимо предусматривать их яркую маркировку на высоте 1,5 м от уровня пола.
В полотнах входных дверей в здания следует предусматривать смотровые панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защищена противоударной полосой.
Смотровые панели в дверях обеспечивают видимость и тем самым создают условия безопасности для инвалида, приблизившегося к двери. Если панелей в дверях не будет, то, например, инвалида на костылях могут легко сбить с ног резко открытой дверью.
Ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.
Максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 2,5 кг.
Двери, открываемые с большим усилием, – серьезная проблема для инвалидов на костылях и колясочников. Такие двери им невозможно или небезопасно открывать без посторонней помощи.