Open
Close

Какие святые изображены на иконе иверской богоматери. Иверская икона божьей матери от чего помогает

Иверская икона Богоматери носит имя монастыря, который расположен в Грузии. Как гласит придание, образ сам пришел туда по собственному желанию, и по сей день находится там. Написал икону евангелист и Святой апостол Лука по благословению Пресвятой Богородицы при Ее земной жизни.

История Иверской иконы Божьей Матери

Первое упоминание об иконе датируется IX веком. В этот период царствовал греческий император Феофил. Согласно его приказу люди, почитавшие иконы, предавались гонениям, а сами полотна уничтожались.

Образ Божьей матери был спасен благочестивой вдовой. К ней в дом ворвались воины, и один из них запустил в него копье. Каково же было удивление и ужас всех присутствующих, когда с образовавшегося сечения пошла кровь . Упав на колени, солдат стал молить о прощении за содеянное. Испугавшись за святыню, вдова пообещала воинам деньги и попросила не трогать икону, подождать до утра. Смущенные видом крови и жадные до денег иконоборцы согласились.

Помолившись, женщина ночью отправилась к морю и опустила образ в воду. Икона стала вертикально и начала удаляться ликом к берегу, пока не скрылась из виду.

Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море образ, от которого исходил огненный столб. Прежде чем взять его, старцы долго молились. После молебна о даровании монастырю святыни по велению Божьей Матери, явившейся во сне, благочестивый инок Святой Гавриил пошел по воде и, приняв икону, поставил ее в храме.

Но на следующее утро она была обнаружена над воротами обители. Так продолжалось до тех пор, пока Гавриилу во сне Пресвятая Дева открыла свою волю , что она желает быть хранительницей монастыря.

Образ поставили над воротами. Поэтому икону еще называют Привратницей или Вратарницей .

Описание изображения

Икона написана в византийской традиции и представляет собой один из видов «Одигитрии». Образ имеет вертикальную форму. Богородица изображена с наклоненной к сыну головой. На ее левой руке - младенец, одетый в зеленый хитон. Правая рука в молении протянута к Спасителю, указывая одновременно на Него.

Лик Спасителя немного повернут к Богоматери, которая склонила к Нему голову. Главное отличие - следы ранения, по которым можно сразу узнать этот образ среди множества других. Также характерным является золотистый мягкий тон, переходящий в полупрозрачную нежную лазурь.

Иверская икона Божьей Матери славится немалыми чудесами . Ее описание не способно передать выражения глубокой печали и высшего знания, характерных для византийского образа Небесной Царицы. Лик изображен в своеобразной манере написания. Это крупные, массивные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, с устремленным вдаль глубоким взглядом.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой, изготовленным грузинскими мастерами. Оклад оставляет открытыми только лики Младенца и Богоматери. На полях его изображены чеканные полуфигуры двенадцати апостолов.

Полотно имеет довольно большой размер. Его ширина составляет 87 сантиметров, высота - 137 см.

Значение для верующих

Иверская икона является прямым свидетельством, что Матерь Божья взяла весь род человеческий под Свое Заступничество. Чудесным образом явившись на Афон, она стала щитом для всех молящихся на Святой горе. Это удивительный по чудотворному проявлению образ. В чем же сила Иверской иконы Божьей Матери от чего помогает:

  • исцеляет от заболеваний;
  • восполняет запасы;
  • избавляет от набегов варваров;
  • вразумляет сошедших с верного пути.

Но ограничений на молитвенные просьбы нет. Божья матерь помогает в духовных немощах и разных бедах. Надеясь на поддержку свыше, ей каждый доверяет самое сокровенное.

Главное предназначение образа - помогать тем, кто раскаялся в своих грехах, ищет в себе силы для того, чтобы встать на правильный путь. Большое значение имеет икона для людей с телесными и душевными проблемами. Чтобы помочь близким, молиться могут и родственники. С помощью образа избавляются от различных неприятностей и обретают успокоение.

Иверская икона Пресвятой Богородицы Вратарница для дома является отличной защитой от негатива разного рода.

Чудотворная икона не однажды доказывала свою силу.

Однажды образ Богоматери проучил самих монахов. Как-то к монастырю пришел нищий и попросился переночевать. Однако он получил отказ из-за отсутствия платы, которую с него потребовали. Отправившись дальше, этот человек встретил добрую женщину, и она дала ему золотую монету.

Бедняк вернулся в монастырь и отдал монету привратнику. Увидев ее, иноки поразились тому, насколько она древняя, и вспомнили, что такие же монеты были на окладе иконы Божьей Матери. Монахи попросили бедняка рассказать, где он ее взял, он поведал о незнакомке. Старцы поняли, что это была сама Богородица .

В тот день на острове испортились без видимой причины все продукты. С тех пор никогда больше монахи не брали с бедных странников деньги за ночлег и трапезу.

Российские списки

Оригинал Иверской иконы и сегодня пребывает в афонском монастыре. Более тысячи лет с момента своего появления она не покидала обитель. Три раза в год ее выносят монахи из надвратного храма:

  • перед Пасхой в Субботу;
  • вечером накануне Рождества;
  • в праздник Успения Богородицы.

Люди обращались многократно к монахам с просьбой привезти икону к ним в селения. В ответ на просьбы иноки делали копии, так называемые - списки. Для России первый список был сделан в 17 веке. Перед началом работы обязательным условием был продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой водой освящали список. Иконописец ее смешивал с красками. До тех пор, пока работа не была окончена, продолжали служить молебны и Литургию.

В столицу России икона была привезена 13 октября 1648 года. В этот день был установлен церковный праздник. Сначала образ находился в одном из Кремлевских храмов. Позже его переместили в Новодевичий монастырь.

Восемь лет спустя появился второй список, который по размерам соответствует оригиналу. Он был заказан патриархом Никоном, начавшим строительство Иверского монастыря. Было строго запрещено копирование икону. Ее украсили дорогим окладом из камней и золота.

В 1656 году святыню привезли на Валдай и установили в честь этого еще один праздник (12 февраля). После революции икона пропала, и где она находится сегодня, не известно.

Заключение

Иверский монастырь на Афоне - хранитель многих христианских святынь. Чтобы там побывать, понадобится оформить разрешение. Встречают паломников монахи приветливо, можно останавливаться на ночлег в любом из храмов.

Поехать на Афон, к сожалению, разрешено только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри в России или молиться дома возле святого образа. Милость Божия границ не знает и распространяется на всех, кто имеет твердую веру.

Иконы Иверской Божией Матери






История обретения Первообраза Иверской Божией Матери, фото, описание и значение иконы. Явленные чудеса Иверской иконы Божьей Матери, а также описание: о чем молятся, почему именуют Вратарницей и многое другое в данной статье!

В грузинском монастыре на Афоне хранится первообраз чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Именуется она Иверской по названию обители. Существует несколько версий ее обретения, которые передавались сначала устно. Утверждать с точностью, что какая-либо из них достоверна на 100%, не представляется возможным.

Все описанные впоследствии истории приобретения образа грузинскими иноками, содержат элементы чудес. И если рассказы, быть может, свидетельствуют о разных святынях, то речь идет о единственной Матери Божией, которая творит чудеса. Не так важно каким путем икона оказалась на Святой Горе, как помощь, подаваемая Пречистой Девой .

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери

Разные эксперты, датируя время написания иконы, относят его к первой половине XIили началу XIIвека. Обнаруженные письменные сказания появились не раньше XV века, поэтому носят разрозненный характер. Истории появления образа до сих пор вызывают интерес ученых мужей. Благодаря чудесам, связанным с Богородицей, существуют и другие названия:

  • самое распространенное – Иверская;
  • греческое – Портаитисса;
  • русский перевод – Вратарница.

В иконографии изображение классифицируют как «Одигитрию», что по-русски значит «Милостивая». Отличительная деталь образа Богородицы – кровь, выступившая из раны на лице. Существует несколько греческих версий того, как она появилась. Каждая заслуживает внимания .

Появление Иконы: Версия I

Во времена правления Феофила (IXвек) близ города Никеи проживала вдова, которая имела образ Богородицы в домовом храме. Об этом узнали воины-иконоборцы. Они пришли к женщине, требуя заплатить за молчание, что не выполняет указ об уничтожении икон. Она уговорила их прийти на следующий день. Сама же, чтобы не надругались над святыней, пустила икону по воде в море. К удивлению образ больших размеров поплыл на запад в стоячем положении.

Повзрослев, ее сын ушел в монахи на Святую гору, где и рассказал эту историю. В то время Иверского монастыря еще не было (возможно речь идет о ранней грузинской обители Афо), поэтому и считают, что обретенный образ, либо слишком долго пребывал в воде (около 170 лет), либо в Иверский монастырь его перенесли из Афо, что вполне возможно. В некоторых историях добавляют, что рану лику Богородицы нанес один из воинов, который тут же раскаялся в своем поступке, когда увидел выступившую кровь .

Появление Иконы: Версия II

Самая распространенная история обретения чудотворного образа, отвергает первый вариант со вдовой, но и не объясняет откуда он приплыл, кто его написал, в какое время он появился в грузинской обители. Упоминается набег турок во главе с эмиром. По молитвам монахов Богородице, вражеские корабли затонули у берегов близ монастыря. А рану нанес яко бы слуга эмира, мстя за погибших товарищей.

Он угодил ножом в шею (которая имеет повреждения), и увидев кровь, пал на колени, раскаялся, и стал монахом. За свой кощунственный поступок просил называть его не иначе как Варваром. Эмир, видя как неожиданно погибла вся флотилия, пожертвовал монастырю огромную сумму на восстановление .

Почему икону именуют Вратарница

Несмотря на разные версии образовавшейся раны на лике Богородицы, почти все сказания сходятся в том, что монахи увидели чудесный образ, плывущий над водой, в столпе света. Попытались достать его с лодок, но ничего не получилось: при их приближении, икона удалялась.


Ночью одному благочестивому иноку приснился сон: Богородица сообщила, что он пройдя по воде, возьмет икону. После этого приняли решение исполнить это указание: отслужили литургию, и спустившись к морю крестным ходом, отправили преподобного Гавриила Святогорца (так звали монаха, увидевшего сон) за образом Пресвятой Царицы Небесной.

Идя по воде как по суше, инок взял образ, который доставили в Иверский монастырь, поместив в алтарь. Но на утро он неизвестным образом оказался над вратами обители. Его снова поместили в храме, но все повторилось. Наконец настоятелю во сне Богородица поведала, что не хочет дабы Ее охраняли, но желает Сама хранить иноков, находясь над воротами. Отсюда и произошло второе название –Вратарница .

Явленные чудеса Иверской иконы

Существует несколько сказаний о происхождении Иверской иконы, распространенные у славян. Причем эти повествования имеют самое раннее письменное свидетельство. В отличие от греческого варианта с вдовой, говорится о том, что святыня принадлежала богатому вельможе (купцу), проживающему в Трапезунде.

После его смерти, сына и наследника, который был мал годами, обобрали приказчики. Мальчику удалось сохранить только икону Богородицы. Он пустил образ по морю, а сам пошел просить милостыню. Тем временем Иверцы обрели чудотворный образ, как описано выше. Бедный юноша, волей судьбы, пришел на Афон проситься в послушники, но его никто не хотел принять.

Получив везде отказ, он решил помолиться в Иверском храме, где и увидел святую икону. Рассказав настоятелю свою историю, просил остаться. Иноки решили, что перед ними мошенник, и выгнали его, даже не покормив. Молодой человек лег спать недалеко от монастыря. Утром братия обнаружила, что чудотворный образ исчез. Бросились на поиски, и увидели его висящим в воздухе над спящим юношей. После этого покаялись в своем неверии, и приняли в обитель нового послушника.

Подводя итог всему вышеописанному, перечислим самые известные чудеса, связанные с Иверской иконой:

  • Зафиксированы многочисленные исцеления больных, слепых, бесноватых и увечных калек.
  • Много раз братия спасалась молитвами, обращенными к чудотворному образу, от набега пиратов и разбойников.
  • Известна история о талантливом певчем, которого из зависти отравили накануне престольного праздника. Он выпил масло из лампадки перед чудотворным образом Пресвятой Девы, и полностью нейтрализовал действие яда.
  • Широко известен случай, когда в обители испортились все запасы муки: В тяжелые годы, монастырская братия решила брать плату с посетителей обители. Когда некий юноша, прося ночлега, не имел чем заплатить, его не пустили в монастырь. В печали он пошел прочь, и встретил женщину, которая дала ему золотую монету. Паломник вернулся, заплатил за приют и пищу. В этот момент все припасы братии пришли в негодность. Настоятель, все понял, когда увидел древнюю монету (номисм). Расспросив посетителя, убедился, что тот получил золотой от Самой Богородицы. После этого в обители вернулись к прежнему гостеприимству всех приходящих.

Примечание: Обращаясь к чудотворной иконе с изображением святого лика, христиане молятся не образу, а живой Богородице, которая известна как Скоропослушница (быстро отвечающая на молитвы). Это подтверждается многочисленными паломниками, получившими помощь не только от первообраза, находящегося в Иверской обители. Много совершилось чудес по молитвам, обращенным к чудотворным спискам иконы Божией Матери, которых насчитывается около сотни .

Почему так почитают Иверскую икону в России

Матерь Божия наша покровительница. В России находится несколько списков Иверской иконы. Первый из них заказал для царя Алексея Михайловича патриарх-грекофил Никон. Он хранился в часовне Воскресенских (переименованных в последствие в Иверские) ворот Китай-города. По одной из версий, царь брал этот образ (или копию) в поход на Смоленск, который был под властью Литвы и Речи Посполитой. Смоленск освободили. Образ оставили в Новодевичьем монастыре как дар. Так же известны:

  • Списки Иверской иконы царевен Софьи и Евдокии.
  • Несколько чудотворных ликов находятся в разных обителях Святой Горы.
  • Был чудотворный список в Монреале (Канада), но пропал.
  • Кроме греческих работ, существуют образы, написанные московскими иконописцами уже с нашей чудотворной Вратарницы у Воскресенских ворот.
  • Последний прибыл с горы Афон в Россию в 1995 году. Он находится в восстановленной Воскресенской часовне.

Иверская Вратарница почиталась не только царскими особами, но и простым народом за обилие чудес, которые совершает Дева Богородица, при обращении к Ней. Почему списки считаются такими же чудотворными как и первообраз? Потому что создаются в особых условиях, проходя ряд священнодействий. Иконописец не только постоянно молится, но и пищу вкушает только по субботам и воскресеньям. Он ни с кем не общается, пока работа не будет закончена и т. п.

Примечание: В России к Богородице особое отношение. Русский народ любит Ее и почитает, начиная с обращения в православие. Матерь Божия – покровительница России и всех ее христиан. Широко известна ее помощь и защита в страшных войнах как в древности, так и ныне. Множество чудес явила Она и во времена ВОВ, которые многих солдат обратили к вере .

О чем молятся Иверской иконе Божией Матери?

В состав молебна перед чудотворным образом Вратарницы, находящемуся в Иверской часовне у Воскресенских ворот, входит молитва, которая содержит просьбы, встречающиеся чаще всего. Хотя надо понимать, что ограничений никаких быть не может. Как просите любого человека, так и обращаясь к Богородице, можно молиться обо всем. Обычно просят:

  • защитить от клеветы и злых людей;
  • уберечь от внезапной смерти без покаяния;
  • претворить преследуемые скорби и несчастья в радость;
  • исцелить от (любых) болезней и мн. др.

Заключение: На Святой Горе Афон есть предание, которое гласит, что перед концом света Иверская икона Богородицы покинет Святое место. Как образ появился чудесным способом, так он и исчезнет. Это будет знамением того, что приблизилось Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

Иверский образ Богородицы - это одна из древнейших и особо почитаемых икон. Ее история уникальна, ведь Лик написал сам апостол Лука с благословения Царицы Небесной. А молитва Иверской иконе Божией Матери творит настоящие чудеса, которые молитвенники передают из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Иверская икона Божией Матери

Какие молитвы читать

Помогает преодолеть жизненные невзгоды и избежать неприятностей.

Молитва о здравии

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва иная

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

В мечтах о замужестве

Жизнь благочестивой супружеской четы - это истинный путь ко Спасению. и невзгодах, встречающихся на жизненном пути - это и есть Заповедь Божия о любви. Надежный муж для христианки - это опора в жизни ее самой и ее детей.

Еще молитвы о счастливом замужестве:

Каждый шаг, предваряющий знакомство девицы с будущим супругом, должна сопровождать молитва Иверской иконе Божией Матери о замужестве. . Желательно выучить текст молитвы, но не возбраняется моление своими словами.

Желательно заказывать в храме молебны и требы «о здравии», в сокровенной надежде о встрече будущего мужа.

Важно! В богослужебных канонах Православной Церкви нет специального молитвословия на поиск супруга. По Христовой Заповеди, прежде необходимо «искать Царствия Божиего», а все остальное приложится.

Церковное Предание гласит, что Дева Мария даже не имела в мыслях бракосочетание. В Ее мыслях было лишь служение Всевышнему. Но в древности такое желание было не осуществимо, потому что незамужних дам подстерегало слишком много опасностей.

Именно поэтому Богородица вступила в формальный брак со старцем Иосифом. Он и опекал Пресвятую Деву до своей кончины, как родную дочь. Это событие гласит на протяжении веков о том, что выбор супруга, как и любое событие в жизни православного человека, происходит по Воле Божией, а не по собственному желанию или случайной похоти.

Воля Отца Небесного - это и есть важное условие счастливого семейного союза.

Икона Божией Матери Иверская

О чем молятся

Моление перед Иверским Богородичным Ликом способствует исцелению от душевных и телесных недугов.

Чудотворица является прежде всего Заступницей и Хранительницей земных уделов. Дом, где Ее почитают и возносят Пресвятому Лику пламенные мольбы, находится под надежной защитой.

Именно Богородица на протяжении веков предупреждала и предупреждает иноков Афона и весь православный мир о грядущих страшных событиях. Поэтому Богородице можно молиться о сохранении жилища от бедствий, пожаров, затоплений, нападений грабителей.

О семье в православии:

Иверская Чудотворица:

  • избавляет верующих христиан от напастей;
  • утешает в бедах;
  • пособствует крестьянам в умножении урожайности;
  • исцеляет всевозможные, даже не поддающиеся лечению врачами недуги;
  • помогает избавиться от козней нечистой силы;
  • укрепляет в вере и помогает вернуться на путь православия отпавшим от Церкви Христовой.

Ей молятся во всех жизненных обстоятельствах.

Значение в русской истории

С чудотворного Лика на протяжении веков было написано множество списков и на всех образах Царица Небесная изображена с небольшой кровоточащей раной на лице. Таким образом, мировая православная история сохраняет чудо явления Иверской иконы Божией Матери и хранит память о сотворенных Ею чудесах.

Первые копии Иверской иконы были доставлены в Россию при царе Алексее Михайловиче. Он сам, в окружении многоликой толпы православных христиан, встречал в Москве святыню, прибывшую с благословенного Афона. А один из списков был доставлен на Валдай, там же и была возведена Иверская иноческая обитель.

При возникновении сложных ситуаций в жизни каждый человек надеется на помощь с Небес. Чаще люди обращаются к Царице Небесной - великой Покровительнице всего человечества перед Всевышним. Ее образ в каждом православном храме располагается слева от Царских Врат.

Особое место среди Богородичных икон занимает Иверская икона Божьей Матери. Она является одной из самых почитаемых и знаменитых святынь православия.

История Святого Лика

Во время проведения 1 Вселенского Собора приверженцам арийской ереси был дан жесткий опор. С тех пор в православном христианском мире наступили мир и покой. Но в начале IX века появились яростные борцы с православными образами, уничтожающие святые лики.

Как раз в тот период на территории Никеи (ныне Турция) проживала благочестивая верующая вдовица с сыном-подростком. Женщина имела состояние, доставшееся ей от покойного супруга. На эти деньги вдова возвела церковь, в стенах которой покоилась икона Божией Матери. Иконоборцы, посетив храм, решили отобрать у женщины ее состояние, потребовав крупную сумму денег. Услышав отказ, один из нападавших со злости вонзил меч в Лик Богородицы.

И тут по иконе потекла струя настоящей человеческой крови. Бандиты сильно испугались и выбежали из церкви, предупредив вдову, что назавтра они снова вернутся за долгом.

Когда стемнело, мать с сыном взяли икону Богородицы и пошли к морю. Положив Лик на воду, они лицезрели чудо: икона сама встала в вертикальное положение и поплыла в таком состоянии по волнам прямо в открытое море. Пораженные увиденным, они вернулись домой, но испугавшись вероятного повторного прихода грабителей, не смогли остаться в родных стенах.

Иверская икона Божией Матери

Появление на Афоне

Сын отправился на Афон и принял иночество в Иверской обители. Историю о том, как икона сама встала на волнах и уплыла в море, новоявленный монах поведал братии. Но вскоре старцы, находящиеся у монастырских врат, заметили яркий и огромный огненный столб, поднимающийся над поверхностью моря. Зрелище было чудесным и страшным одновременно.

Матушка охраняет домашний очаг, покровительствует всем православным христианкам и ходатайствует об их нуждах пред Своим Сыном.

Оригинал святого Лика Богородицы хранится на Афоне в мужском православном монастыре иконы Иверской Божией Матери.

Празднование в честь Иверской иконы совершается несколько раз в году: 25 февраля, 6 мая, 26 октября, а также во вторник Пасхальной седмицы.

Посмотрите видео об Иверской иконе Божьей матери

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.