Open
Close

Массаж ребенку 5 лет при заикании. Точечный массаж при заикании

Заикание достаточно распространенная проблема у детей. Особенно это касается младшего возраста до 5 лет. Для этого заболевания не характерно поражение головного мозга и артикуляционного аппарата. В основном заикание связано с невротическими проблемами, хотя иногда бывает и физиологическим, из-за особенностей развития речи у ребенка.

В настоящее время хорошие результаты в лечении заикание дают в комплексе приемы психотерапевтические, логопедические и тесно связанная с ними альтернативная медицина.

Первым этапом всегда должна быть помощь психотерапевта, профессионально работающего с данного вида проблемой. Она должна сочетаться с общеукрепляющими действиями, несколькими видами манипуляций при заикании у детей, гимнастикой (дыхательной, мимической), специальными артикуляционными упражнениями.

Виды массажа при заикании у детей

Массаж при заикании у детей позиционируется как логопедический. Он выполняется специалистом вместе с определенными логопедическими приемами на коррекционных занятиях. Идет обычно в комплексе с медикаментозной и физиотерапией.

Область массажа затрагивает голову, шейные отделы, плечи и верхнюю часть грудной клетки и спины. При данном виде воздействия логопед должен знать структуру нарушений, анатомию мышц артикуляционного аппарата, расположение нервов мозгового центра.

Распространено использование сегментарного и точечного видов воздействия при заикании у детей. Также возможно их сочетание.

Сегментарный массаж

Особенностью сегментарного массажа при заикании у детей является обособленное воздействие на определенную мышцу, отвечающую именно за речевую деятельность.

Помещение, в котором он проводится, должно быть комфортно для ребенка, обязательно чистое, теплое и предварительно проветренное. Логопед должен быть с чистыми руками, без каких-либо повреждений, украшений, могущих нанести травму малышу.

Сегментарный массаж обычно проводят каждый день в течение 2-3 недель. Продолжительность зависит от характера проблемы, симптоматики и возраста ребенка. По времени совершения начинается с 5 минут и доходит до 20 минут. При хроническом заикании обычно курсы мероприятия периодически повторяют.

Перед началом процедуры логопед должен помочь ребенку принять расслабляющую позу и словами способствовать его успокоению.

Оптимальными считаются позы, при которых:

  • Малыш лежит на спине, с вытянутыми вдоль тела руками и расслаблено распрямленными ногами.
  • Малыш в полусидячем положении находится в кресле с достаточно высоким подголовником.

В обоих случаях врач должен находится за головой массажируемого.

Основными являются следующие приемы сегментарного воздействия:

  • Поглаживание. Всегда предваряет начало процедуры. В процессе чередуется с другими процедурами и заканчивает комплекс.
  • Растирание процедура, направленная на активизацию кровообращения, усиливающая обменные действия в тканях.
  • Разминание максимизирует рабочие процессы в мышцах.
  • Вибрация или поколачивание в зависимости от степени воздействия повышает или снижает тонус.
  • Усиленное нажатие активизирует обменные процессы.

Точечный массаж

Одним из самых эффективных способов лечения является точечный массаж при заикании. Его применение оказывает положительное влияние на речевой центр, позволяя снять его излишнюю возбудимость. Также точечный массаж позволяет восстановить речевые импульсы нервной системы.

Весомым преимуществом такого вида воздействия является простота. Его смогут делать детям даже родители в домашних условиях, после небольшой стажировки у специалиста.

Точечный массаж детям - это довольно продолжительное по времени лечение и необходимо знать, что положительная динамика наступит не ранее, чем через 2-3 курса процедур. Его эффективность в правильной последовательности. В общей сложности полный курс имеет продолжительность 2-3 года.

Детям такой вид воздействия должен проводиться под релаксирующую музыку, и вызывать чувства расслабленности и успокоения.

  • Воздействие проводится плавно и медленно.
  • Используется в процессе расслабляющая медитативная музыка.
  • Логопед может проговаривать успокаивающие фразы.
  • Процесс массирования должен сопровождаться у ребенка чувством тепла и расслабленности.
  • Необходимо проводить все процедуры только теплыми руками.

Логопедический массаж при заикании у детей назначается педиатром, как кардинальное лечение, так и в составе комплекса дополнительных мер, направленных на устранение дефекта речи. Процедуру осуществляет специалист на коррекционных занятиях посредством профессиональных логопедических методов. Медикаментозное лечение и физиотерапия проводятся параллельно.

Наиболее распространенными видами воздействия при заикании у детей считаются сегментарный и точечный массаж. Сочетание обоих вариантов, тоже успешно практикуется и дает положительный результат.

Нарушение речи у детей, заикание, чаще случается в возрасте 3-5 лет. Причины возникновения недуга в каждом случае индивидуальны, зачастую, носят невротический характер. Лечение при заикании у детей назначает только врач. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем скорее восстановится речь.

Одним из распространенных видов воздействия на артикуляцию речи назван массаж. Проецируется тактильное воздействие на область спины, головы, шейного отдела, затрагивается воротниковая зона, плечи и часть грудной клетки. Массаж при заикании, помимо общеукрепляющего действия, положительно влияет на деятельность речевого центра, снимает с мышц излишнее напряжение.

Противопоказаний к данной процедуре почти не бывает, ее можно делать пациентам любых возрастных групп, положительная динамика наблюдается уже после первого курса. Простые правила общения с заикающимся ребенком помогут избавиться от недуга, а подробное изучение техники лечебного массажа и применение ее на деле, ускорит процесс выздоровления.

Точечное воздействие

Точечный массаж дает действительно хорошие результаты. Главным достоинством этого вида лечения является простота выполнения. Родители смогут делать самостоятельно точечный массаж в обычных условиях дома после краткой стажировки у профессионала или просмотра специального видео, где подробно описывается техника выполнения, последовательность действий и обозначены контактные точки.

Серьезный настрой на долгое лечение, терпение и понимание со стороны взрослых — необходимые условия для выздоровления маленького пациента. Степень нарушения речи у детей, форма заикания, могут отличаться, соответственно, эффект от воздействия на акупунктурные точки, тоже различен.

Суть акупрессуры заключается в следующем:

  • Надавливание выполняется подушечками пальцев круговыми движениями;
  • Активируются 17 точек, которые располагаются на спине и на лице;
  • Один курс состоит из 15 процедур;
  • Первые сеансы проводятся ежедневно, дальше — через день;
  • За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

Родителям нужно знать, если после первого курса произошло улучшение, это не значит, что лечение закончено. Заданное количество необходимо соблюдать для закрепления результата. А в случае, когда долгожданного улучшения не наблюдается, следует проявить настойчивость и не впадать в отчаяние. Бывают случаи, когда заикание усиливается между курсами, тогда не надо выдерживать временную паузу, а по окончании одного курса, немедленно приступать к следующему.

Техника выполнения

Данный метод применения массажа носит название «успокаивающий». Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления. Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени. Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы.

Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить. Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли. Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.

Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса — это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.

Сегментарный массаж

Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании. Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати. Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

Заключение

При первых признаках заболевания, родителям следует принять меры. Недопустимо небрежное отношение к выявленной проблеме, так как из-за речевого дефекта ребенок может получить сильнейший психологический зажим, который в дальнейшем выльется в серьезные личностные комплексы. Чтобы не травмировать уязвимую психику малыша, взрослым стоит позаботиться о теплой и дружелюбной атмосфере вокруг.

  • Рекомендуем к прочтению:

На начальном этапе лечения, возможно, потребуется помощь психотерапевта. Далее, восстановлением речи занимаются такие специалисты, как логопед, педиатр, физиотерапевт. Вернуть правильную речь без заикания и затяжных пауз в разговоре удается в большинстве случаев, а профилактические меры по предупреждению речевых дефектов дадут возможность избежать рецидива в будущем.

Для лечения заикания используют, преимущественно, два вида массажа – сегментарный и точечный, или их сочетание. Рассмотрим приемы и технику одну из наиболее популярных массажных методик – сегментарную.

Приемы сегментарного массажа

Сегментарный массаж при заикании изолировано воздействует на определенные мышцы, участвующие в обеспечении речевой деятельности. Руки массажиста – чистые, теплые, без украшений, без ссадин или воспалений, смазанные детским кремом или присыпкой. Пациент во время процедуры лежит на спине или полусидит в кресле, опираясь на высокий подголовник. Массажист, выполняя массаж при заикании, использует такие приемы:

Глубокое охватывающее поглаживание;

Вибрации и поколачивания.

Массаж проводят в медленном темпе. Включают музыку – тихую, с плавным ритмом. Можно вместо музыки использовать аутогенную тренировку.

Техника сегментарного массажа

Массаж при заикании проводят в следующей последовательности:

1. Расслабление мышц шеи. Медленно поглаживают ладонями шею. Надавливают руками – попеременно одной и другой, на щитовидную железу. Выполняют поглаживания, двигаясь от околоушной зоны лица к подмышечным впадинам – через боковую поверхность шеи. Кладут руки на заднюю часть шеи, скользя ими к подмышечным впадинам – так снимают тонус трапециевидной мышцы.

2. Расслабление лицевой мускулатуры. Начинают массаж от центра лба к вискам/ушным раковинам. Потом – от бровей к волосам. Движения выполняют обеими руками – с двух сторон. Там, где заканчивается движения, делают небольшое нажатие пальцами. Далее двигаются от подбородка к вискам, фиксируя пальцы в ямках у козелка и ушной мочки. Двигаются от спинки носа в направлении ушей, от центра верхней губы к ушам. От центра лба – к середине подбородка, через височные впадины.

3. Расслабление круговой мышцы глаза. Подушечками пальцев поглаживают зону от виска к внутреннему углу глаза – через нижнее веко. Затем скользят по бровям к виску. Работают 2-м и 3-м пальцами.

4. Расслабление мышц губ. Массаж при заикании продолжается массированием губных мышц. Действуют так:

Ведут пальцами от углов рта к центру, двигаясь по верхней губе;

Затем от углов к центру рта, двигаясь по нижней губе;

От центра верхней губы до подбородка.

Расположив пальцы – средние и указательные, возле углов рта, массажист слегка растягивает губы – как будто в улыбке. Обратное движение возвращает губы в исходное положение. Все движения плавные и легкие. Далее выполняют поглаживание носогубных складок, двигаясь от крыльев носа в сторону углов рта. 2-м и 3-м пальцами легко постукивают по мышцам губ, выполняя круговые движения по часовой стрелке.

5. Массаж гортани. Захватив гортань пальцами – большим, средним, указательным, выполняют легкие и ритмичные поперечные движения. Массаж при заикании можно проводить при разном положении рта – закрытом, слегка приоткрытом.

Массаж при заикании, отзывы

У нас после испуга началось заикание в 3 года. Даже «мама» не мог сын нормально сказать. Стало реально страшно. Поставили диагноз – логоневроз. Оказалось – нужно пить лекарства, электрофорез назначили. И, конечно, массаж. Благодаря профессиональному массажу ребенок быстро успокаивался, пропадал страх, напряжение, в итоге речь наладилась.

Точечный массаж при заикании

А. И НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,

Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

Точечный массаж делайте не болееминут.

В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами - интервал 2 недели; между вторым и третьим - от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода.

Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие - через день.

В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего.

Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения.

Имейте в, виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение - заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты увеличивая силу давления. Но делаете это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле.

Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них вы повышаете защитные силы организма. На рисунке видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большеберцовой кости. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 - одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

В первые два дня воздействуйте только на эти точки. Потом, делая третью и четвертую процедуру массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.

Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6, также с обеих сторон.

С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове - по две в день. На точки 7 а затем и 8 воздействуйте одновременно.

Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот.

Последовательно начинайте массировать и другие точки.

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания советуем воздействовать на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17. Симметричные точки 16 и 17 массируйте одновременно.

При воздействии на точки 3, 4, 5,ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 - лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 - сидеть или лежать на спине.

По материалам журнала «Здоровье» 01.1989 г.

  • Короткие советы:
  • Юбки - основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
  • Детское питание
  • О продуктах и культуре потребления Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?

    По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе «Контактная информация». Спасибо.

    только с разрешения владельца сайта

    Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

    Точечный массаж при заикании: основные точки и техника проведения

    В последнее время для лечения заикания специалисты все чаще прибегают к методу точечного массажа – шиацу.

    Стимуляция конкретных акупунктурных точек снимает повышенную раздражимость речевых центров и способствует нормализации нарушенной речи.

    В совокупности с консультациями врачей-логопедов и терапевтическими процедурами рефлексотерапия дает наиболее ощутимый эффект.

    Что такое заикание

    Заикание является распространенным расстройством речи, появляющимся вследствие судорог мышц, регулирующих деятельность речевого аппарата.

    Этот процесс характеризуется нарушением дыхания, сбоями в ритме и плавности речи, изменениями высоты и силы звука.

    Природа происхождения заикания сложна и неоднородна. Кроме расстройств речевой и общей моторики у людей наблюдается скованность и угловатость движений, общее мышечное напряжение или наоборот чрезмерная двигательная нервозность.

    Им свойственны застенчивость, повышенная раздражительность, чувство подавленности, а также боязнь вступать в диалог. С возрастом речевые нарушения имеют особенность усиливаться.

    Зачастую причиной заикания становится перенесенная в раннем возрасте психоэмоциональная травма. Глубокий испуг или конфликт родителей не всегда способствует срыву речевого аппарата, но предрасполагает к дальнейшим нарушениям. Возникновению заикания могут способствовать такие факторы:

    • повреждения черепно-мозговой коробки;
    • сложное течение беременности, сопровождающееся стрессами;
    • склонность к нервным заболеваниям;
    • длительные заболевания инфекционного и соматического характера с повышением температуры;
    • хронические стрессы – ссоры в семье, недостаток любви и ласки, проблемы с воспитанием;
    • наследственная предрасположенность.

    Алена Зерновицкая, известный блогер, поделилась АВТОРСКИМ рецептом маски молодости для лица, которым пользуется более 5ти лет!

    Технику проведения расслабляющего массажа вы найдете в нашей статье.

    Как легко помочь при боли в горле с помощью точечного массажа расскажет наш материал.

    Может ли помочь точечный массаж при заикании

    Шиацу при лечении заикания помогает добиться спокойного и расслабленного состояния организма, что содействует устранению нарушения речи и ее восстановлению. Продолжительность лечения состоит из нескольких курсов и может занять месяцы, а то и годы.

    Первый и второй курс должны быть пройдены с интервалом не менее двух недель, между вторым и третьим циклом – от 3-х месяцев до полугода. В будущем циклы массажа возобновляются каждые полгода на протяжении двух-трех лет.

    Курс представлен пятнадцатью сеансами: первые 3 процедуры осуществляются каждый день, дальнейшие – через день.

    Результат точечного массажа обуславливается степенью речевого расстройства и формы заикания. Порой положительная динамика наблюдается уже после первого курса, но нужно продолжать процедуры для закрепления полученного результата. В тяжелых случаях улучшение не наступает и после второго-третьего сеанса. Важно запастись терпением и продолжать массаж.

    При корректировании заикания методом шиацу используются два двигательных приема:

    1. Разминание – вращательное движение с надавливанием с частотойповоротов в минуту, при этом палец строго зафиксирован на точке и не смещается.
    2. Поглаживание – медленное и непрерывное круговое движение подушечкой указательного, большого или среднего пальца в биологически активной зоне.

    Точечный массаж шиацу при заикании может применяться человеком любой возрастной категории (см. возрастной макияж). Его навыки доступны для понимания и просты в использовании в домашних условиях.

    Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания

    Воздействуя на биоактивные точки при заикании, можно нормализовать психоэмоциональное состояние заикающегося, релаксировать мышцы, отвечающие за деятельность голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов, и в целом укрепить защитные функции организма.

    Рассмотрим биоактивные точки воздействия:

    • Точка 1 (да-лин) – находится на внутренней части руки, в зоне запястья посреди сухожилий. Имеет симметричную точку. Принять положение сидя и положить руку на твердую поверхность ладонью вверх, и массажировать зону попеременно справа и слева.
    • Точка 2 (нэй-гуань) – находится на передней части предплечья, на 2 цуня над средней линией запястья, посреди сухожилий. Симметрична. Стимулировать в том же положении, что и точку 1. (1 цунь – китайский дюйм, равный 3,73 см.)
    • Точка 3 (тянь-цзин) – точка, сосредоточенная на задней плечевой плоскости, над уровнем локтевой прямой руки на 1 цунь. Сесть и опустить руку, воздействовать на зону сначала справа, потом слева.
    • Точка 4 (цзу-сань-ли) – находится в голенной области, на 3 цуня ниже уровня коленной чашечки и на 1 цунь вбок от фронтальной стороны большеберцовой кости. Имеет симметричную точку. В положении сидя вытянуть ноги и массажировать области совместно с двух сторон.
    • Точка 5 (синь-щу) – точка симметричного характера, сосредоточенная в зоне спины, на 1,5 цуня от задней срединной вертикали на уровне пространства между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков. В положении сидя незначительно наклониться вперед (или приняв позу лежа на животе) и стимулировать точки слева и справа единовременно. Движения должны осуществляться при помощи другого человека.
    • Точка 6 (хэ-ляо) – расположена в области лица, в ямке над скуловой дугой в начале ушной раковины. Симметрична. Сидя, упереться локтями о твердую поверхность и массировать точки совместно с двух сторон.
    • Точка 7 (сань-инь-цзяо) – точка в районе голени на 3 цуня выше медиальной лодыжки, имеет симметрию. Массажировать одновременно точки с обеих сторон в позиции сидя.
    • Точка 8 (ле-цюэ) – сосредоточена в зоне предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 1,5 цуня выше средней линии запястья. Имеет симметрию. Положить руку на стол и массажировать точки, чередуя правую и левую.
    • Точка 9 (я-мэнь) – точка, не имеющая симметрии и расположенная в волосистой части головы, на тыльной плоскости срединной горизонтали. В положении сидя немного наклонить голову и вращательными движениями стимулировать биоактивную зону.
    • Точка 10 (хоу-си) – симметричная точка в области кисти на линии соединения тыльной стороны и ладони, над головкой пятой пястной кости. Сесть и положить руку на стол, опустив ладонь вниз, зажать пальцы в кулак. Воздействовать, чередуя точки и глубоко надавливая на них околосекунд.

    Все движения должны осуществляться подушечками пальцев строго по часовой стрелке. Надавливать на точку акупунктуры нужно плавно и медленно, в течение 30 секунд, понемногу увеличивая давление. Далее нужно ослабить воздействие, не убирая палец, и снова надавить сильнее. Возобновить движение 3-4 раза на протяжении 4-5 минут.

    Точечный массаж шиацу – оптимальное дополнение к базисному лечению от заикания, назначенному специалистом. Для достижения положительного результата рекомендуется избегать психологических травм, способных усугубить недуг, и вместе с этим усердно заниматься с логопедом.

    Полезно знать:

    Читайте также:

    Точечный массаж стоп: секреты японского метода

    Точечный массаж при неврите лицевого нерва – эффективное лечение без медикаментов

    Точечный массаж груди: увеличение и укрепление груди безоперационным способом

    Точечный массаж при гипотонии и гипертонии – лучшая альтернатива медикаментозному лечению

    Секреты уникальной техники точечного массажа шиацу при зубной боли

    Точечный массаж при бессоннице – лучший способ расслабиться и заснуть

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Последние обсуждения:

    • Sofyhka к записи Скраб из овсяных хлопьев для лица – эффективный уход и глубокое очищение
    • Ника к записи Прессотерапия в домашних условиях: процесс проведения и эффективность
    • Даша к записи Мицеллярная вода: секрет популярности
    • Светлана к записи Противовоспалительная маска для лица – лучший способ избавиться от воспаления в домашних условиях
    • Ксюша к записи Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов

    Пластический массаж лица – эффективная процедура для омоложения и устранения возрастных изменений

    Свежие записи

    Рубрики

    О проекте

    Здравствуйте. Очень рады видеть вас на косметсовете.

    Данный проект создан с целью собрать максимум полезной информации и советов об уходе за кожей, лицом, волосами и другими частями тела в одном месте. Надеемся, что будем полезны для вас.

    Логопедический массаж для лечения заикания у детей

    Заикание – это нарушение темпа и плавности речи, которое проявляется многоразовым повторением звуков, паузами в словах. Лечение патологии направлено на структуры головного мозга посредством психологической и логопедической работы, медикаментозных средств и механических манипуляций. Массаж при заикании у детей - комплекс пассивных упражнений, которые задействуют активные центры нервной системы, а также повышают тонус кровеносных сосудов. Кроме того, массажные движения способны улучшать психоэмоциональное состояние детей.

    Задания логопедического массажа

    Действие логопедического массажа заключается в нормализации кровоснабжения и иннервации структур, отвечающих за нормальную речь ребенка. Манипуляция проводится в комплексном лечении дизартрий, задержки речевого развития и заикания.

    Массаж для терапии заикания направлен на следующее:

    • Нормализацию тонуса мышечных структур речевого аппарата: гортани, глотки, языка, мимических мышц
    • Артикуляционную подготовку речевого аппарата.
    • Снижение слюноотделения, которое затрудняет повторение фраз.
    • Включение в работу мышц, тонус которых снижен из-за предшествующего бездействия.
    • Стимуляцию участков в центральной нервной системе, отвечающих за разговорную речь: центр Вернике и Брока.
    • Влияние на эмоциональную сферу детского организма: расслабляющее действие, которое улучшает настроение и снимает тревогу.

    Определена связь между логопедическим массажем, остеопатией и заиканием. Техника работы остеопатов направлена на устранения напряжения в активных центрах головы, улучшения кровоснабжения головного мозга и стимуляцию оттока лимфы.

    Остеопатическое воздействие на артикуляционный аппарат относится к физиотерапии, чаще всего является дополнительным методом терапии.

    Совет врача. Если ребенок начал заикаться, нельзя ждать, пока проблема «перерастет». Диагностика на ранней стадии помогает устранить ее быстрее и вылечить заикание полностью

    Виды массажа для лечения заикания

    Различают следующие виды механического воздействия при лечении заикания:

    • Точечный массаж при заикании - вид логопедической манипуляции, который действует на небольшие активные биологические участки, большинство из которых есть в зоне волосяного покрова и на лице. Каждая точка связана с нервным центром, который посылает импульсы к внутренним органам.
    • Классический ручной массаж включает технику поглаживаний и вибрационного воздействия. С его помощью можно расслабить или активизировать необходимые мышечные участки речевого аппарата.
    • Зондовый массаж, который выполняется за счет использования инструмента – зонда. Отличается жесткостью техники, поэтому проводится детям старше 4-х лет.

    Важно! Противопоказанием к зондовому массажу является эпилепсия, существует риск возникновения судорожного припадка

    Задание массажиста – выбрать необходимый вариант процедуры. В некоторых случаях требуется комбинированное воздействие смешанного массажа: повышение тонуса одной группы мышц и расслабление – другой.

    Методики и приемы логопедического массажа

    Логопедический массаж при заикании – это комплекс методик и приемов. Часто используются три комплекса, действия которых направлено на зону патологических симптомов.

    Логопедическая программа спланирована так: на диагностических упражнениях с детьми изучается материал, направленный на преодоление недоразвитости языкового рефлекса.

    Этапы терапии с помощью массажа, направленного на избавление от заикания:

    • 1-й этап: нормализация мышечного тонуса.
    • 2-й этап: укрепление голоса и дыхания.

    Продолжительность процедуры не менее 6 минут и до 20 минут на последних занятиях сеанса.

    Механическое воздействие на ткани детского организма может сопровождаться активацией центров в головном мозге. Поэтому существуют противопоказания к проведению процедуры:

    Кроме того, механическое воздействие не проводится при наличии сыпи или повреждения целостности кожи лица.

    Инструменты логопедического массажа и правила проведения процедуры

    Массажист в роботе может использовать металлические и пластиковые зонды, шарики, усы, «грибок». Размер и форма инструмента подбирается индивидуально. Единственное условие – используемые предметы должны быть безопасными в применении и не принести вреда.

    Для манипуляции применяются два варианта размещения пациента:

    • Лежа на спине, со специальным валиком под шею или лопатки.
    • Сидя на стуле. Для детей младшего возраста применяются детские кресла и коляски.

    Используются такие позы, при которых достигается максимальное расслабление мышц всего тела. Перед началом упражнений выполняется легкая разминка.

    Техника исполнения массажа

    Ключевым моментом манипуляции, от которого зависит результат, является синхронизация речевых движений ребенка и механического воздействия пальцев массажиста или зонда. Во время процедуры изменяется темп, ритмичность, интонация сказанных фраз. В тяжелых случаях одновременно используется классический и зондовый вариант массажа.

    Специалист должен массировать каждый участок не менее 2 минут в течение всего сеанса. Во время движений необходимо наблюдать за мимикой, интонацией и жестами пациента. Достижение необходимого темпа и четкости фраз позволяет увеличивать уровень сложности работы с речевыми стереотипами.

    Условия роботы с ребенком при заикании:

    • Полный отрыв от учебного процесса в течениедней.
    • Ежедневные занятия с логопедом и выполнение домашних заданий в течение полутора-двух часов.
    • Ограничение социальных контактов на время проведения курса массажа.
    • В течение 2-3 месяцев по окончанию курса посещают врача для контроля эффективности терапии.

    Все манипуляции массажиста проводятся в теплом и проветриваемом помещении. Курс массажа состоит изсеансов. Интервал между курсами один-два месяца.

    Появление в семье ребенка с заиканием является.

    Маленькие детки начинают издавать кое-какие.

    Нередко можно встретить людей, ощущающих дискомфорт.

    Нарушение развития речи сопровождается не только.

    Заикание, также известно, как логоклония. Является.

    Информация на сайте предоставлена исключительно в популярно-ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

    Массаж при заикании

    1042 вуза, 2194 предмета.

    2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

    В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

    3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

    4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

    5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5).

    6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

    7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

    Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

    Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

    1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

    2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

    Расслабляющий массаж мышц губ

    Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

    1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

    2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

    3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

    4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

    5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

    6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

    Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

    Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

    Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

    2) мышцы верхнего плечевого пояса;

    3) мимическая мускулатура;

    5) область гортани.

    С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

    Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

    При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

    явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

    В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

    Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

    Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

    Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

    Релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;

    Нормализация эмоционального состояния заикающихся.

    Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

    Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

    При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

    Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

    Основные приемы точечного массажа

    Основными при коррекции заикания являются два приема:

    1. Поглаживание - подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

    Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

    2. Разминание - производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращенияоборотов в минуту.

    Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

    Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

    Комплекс БАТ 1 - снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 16):

    а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;

    б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;

    в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

    Комплекс БАТ 2 - связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис. 17):

    а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

    б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

    БАТ 3 - связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

    Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

    БАТ 4 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 19).

    Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

    Комплекс БАТ 5 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

    а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

    б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

    Комплекс БАТ 6 - направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.21):

    а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;

    б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;

    в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

    Комплекс БАТ 7 - точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис. 22):

    а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;

    б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

    БАТ 8 - “точка жизни”.

    Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на “прямом проборе” - там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

    При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

    1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.

    2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

    4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

    В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.

    5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.

    6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.

  • Массаж при заикании — это эффективная методика, с помощью которой можно устранить патологический процесс. С его помощью можно устранить дефект речи. Проведение манипуляции осуществляется специалистом, который применяет специальные логопедические методики.

    Массажем при заикании называют логопедический массаж, с помощью которого обеспечивается устранение неврологического нарушения. Нервные окончания на коже и деятельность головного мозга являются связанными между собой. При воздействии на кожные покровы и мышечные системы обеспечивается влияние на мозг.

    Для того чтобы снизить возбудимость нервной системы рекомендовано применение безопасных седативных лекарств. С их помощью обеспечивается снижение напряжения.

    Сегментарная методика

    При выполнении массажа от заикания осуществляется воздействие на определенную мышцу, с помощью которой обеспечивается речевая деятельность.

    Проведение сегментарного массажа рекомендуется ежедневно. Для достижения максимальной эффективности рекомендовано проводить манипуляцию курсами, длительность которых составляет по 2-3 недели. Курс лечения определяется в соответствии с особенностями протекания патологического процесса.

    На начальных этапах проводить терапию нужно 5 минут. Постепенно нужно увеличивать длительность манипуляции. Ее максимальная продолжительность составляет 20 минут. Если у пациента протекает хроническая форма заболевания, то ему нужно периодически повторять курсы лечения.

    Перед проведением манипуляции логопед должен позаботиться о том, чтобы малыш занял расслабленную позу. Он словесно успокаивает малыша. Пациенту укладывают на спину. Руки должны лежать вдоль тела. Также малыш может принять положение полулежа в кресле. Доктор находится за головой пациента.

    На начальных этапах проведения манипуляции доктором проводится поглаживание. На следующем этапе проводится растирание, с помощью которого активизируется кровообращение, а также улучшаются обменные процессы. Благодаря разминанию обеспечивается активизация рабочих процессов в мышцах.

    Точечный массаж

    Если наблюдается заикание у детей, то им рекомендовано проведение точечного массажа, который характеризуется высоким уровнем эффективности. Эта процедура положительно отображается на деятельности речевого центра, что обеспечивается снятие лишней возбудимости. С помощью точечного массажа обеспечивается восстановление речевых импульсов нервной системы.

    Манипуляция характеризуется простотой, что позволяет ее применять любому желающему человеку. Массаж должен проводиться курсами по несколько недель. При возникновении необходимости курс лечения повторяется. Длительность терапии может составлять несколько лет. Проведение манипуляции рекомендуется под спокойную и релаксирующую музыку. Это позволит расслабить и успокоить ребенка.

    Для обеспечения высокой эффективности массажа рекомендовано плавное и медленное его проведение. В период проведения манипуляции логопед проговаривает успокаивающие фразы. При массировании ребенок должен расслабляться. У малыша должно возникать чувство тепла.

    К лечению заикания нужно подходить комплексно. следует совмещать с массажем и лесением у узких специалистов.

    Массаж при заикании у детей – Видео

    Заикание является неприятным патологическим процессом, который вызывает психологический дискомфорт у ребенка. При возникновении патологии рекомендовано проводить ее лечение с использованием разнообразных методов. Достаточно эффективным является массаж. Существует несколько методик его выполнения, что позволяет подобрать наиболее подходящую из них для пациента.

    Логопедический массаж для детей можно проводить в домашних условиях, если у ребенка нет противопоказаний. Данный вид массажа позволяет добиться лучших результатов в корректировке деятельности речевого аппарата и является важной частью комплекса мер по устранению проявления речевых дисфункций.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях имеет следующие цели:

    • нормализовать общий и артикуляционный тонусы мышц;
    • уменьшить проявления дефектов артикуляционного аппарата;
    • сформировать скоординированные и произвольные движения артикуляционных органов.

    Показания к логопедическому массажу

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях показан при:

    • расстройствах речевого развития;
    • неэффективности традиционных логопедических процедур;
    • ряде диагнозов, в который включены дизартрия, задержки в психическом и речевом развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

    Логопедический массаж для детей родители могут проводить сами, получив предварительно консультацию специалиста

    Ограничением в проведении логопедического массажа служат:

    • капиллярные болезни;
    • тромботические заболевания сосудов;
    • острая респираторная инфекция;
    • чрезмерная чувствительность тканей;
    • инфицированные раны;
    • тонзиллит.

    Логопедический массаж при дизартрии

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях помогает при дизартрии, если традиционные логопедические методы не приносят желаемого эффекта. В этом случае массаж проводится в дополнение к основным логопедическим и неврологическим процедурам.

    При дизартрии мышцы органов артикуляционного аппарата малоподвижны, и произношение слов или звуков затруднено , поэтому комплекс мероприятий включает движения и упражнения, нацеленные на повышение мышечного тонуса языка и смежных органов, участвующих в артикуляции.

    Выбор упражнений зависит строго от состояния тонуса мышц зоны артикуляции.

    В раннем детском возрасте дизартрия успешно поддается лечению , которое состоит из комплекса процедур: общеукрепляющая физкультура, рефлексотерапия, логопедический массаж. Массаж языка при заболевании способен стимулировать тонус мышц и сделать язык ребенка более подвижным и гибким, что упрощает произношение звуков и слов; меняется техника звукопроизношения.

    К тому же логопедический массаж для детей с дизартрией расширяет диапазон артикуляционных функций, а наиболее труднопроизносимые звуки становятся более доступными. К общим положительным эффектам от массажа также можно отнести улучшение кровообращения.

    Перед началом проведения систематических процедур необходимо получить консультацию педиатра и невролога, чтобы исключить противопоказания и оценить общую работоспособность органов, участвующих в процессе артикуляции. Продолжительность сеансов зависит от возраста ребенка и порядкового номера процедуры массажа в цикле.

    Так, для ребенка до 5 лет первая процедура массажа не должна превышать 6 мин., для детей 5-7 лет – не более 10 мин.

    Логопедический массаж при дизартрии противопоказан при:

    • инфекционных заболеваниях полости рта;
    • лабиальном герпесе;
    • рвотном рефлексе.

    Массаж проводится в двух основных позах: лежа и сидя. Для начала следует провести небольшую разминку для шейных и лицевых мышц. Далее мероприятие включает вращение языка ребенка в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

    Затем с помощью указательного пальца следует произвести закручивающие движения, немного вытягивая язык вперед. Для того, чтобы достичь наилучшего результата и сделать мышцы языка наиболее подвижными, рекомендуется использование специальных приспособлений – логопедических зондов.

    Массаж при заикании

    Заикание у детей обычно связано с невротическими или физиологическими проблемами. Помимо артикуляционной гимнастики, общеукрепляющих упражнений, успешно используется логопедический массаж. Массируемая область включает верхнюю часть спины и груди, шею, плечи и голову.

    По видам воздействия различают сегментарный массаж, заключающийся в массировании артикуляционных мышц, и точечный массаж (акупрессура), воздействующий на биологически активные зоны.

    Сегментарный массаж включает следующие манипуляции:

    • поглаживание, начинающее и завершающее сеанс;
    • растирание, активизирующее кровообращение и стимулирующее обменные процессы в организме;
    • разминание, активизирующее мышечные процессы;
    • вибрация, воздействующая на тонус мышц;
    • нажатие, стимулирующее обменные процессы.

    Точечный массаж при заикании воздействует на речевой центр, снижая его возбудимость. Это один из наиболее подходящих типов массажа в домашних условиях, требующий лишь недолгой стажировки у специалиста. Действие акупрессуры подобно иглоукалыванию. Пальцами производятся надавливания разной силы на точки, находящиеся в области предплечья, шейного отдела и лица.

    Необходимо провести 12 сеансов массажа в течение трех недель.

    Логопедический массаж для детей с заиканием в домашних условиях проводится в дополнение к комплексу мер, нацеленных на устранение заболевания (общеукрепляющие процедуры, профессиональная помощь психотерапевта для выявления причин заикания).

    Массаж при ЗРР

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях способен помочь детям с задержкой речевого развития. Обычно он показан детям старшего дошкольного возраста, чьи артикуляционные навыки не соответствуют возрасту. Но начинать делать логопедический массаж ребенку можно с младенческого возраста.

    В этом случае логопедический массаж будет иметь общий терапевтический эффект, окажет благоприятный эффект на нервную систему, что способно послужить мощным стимулом к развитию артикуляционных навыков. Массаж состоит из действий, направленных на точки лица, полости рта и шеи ; упражнения проходят в непринужденной обстановке в форме игры.

    В регулярные занятия входит комплекс массажных движений, различающихся по интенсивности.

    Техника массажа:

    Зона Движения Кратность выполнения
    Губы Интенсивное разминание пальцами по направлению от середины рта к щекам

    Вибрация и постукивание подушечками пальцев

    5
    Шея Поворачивание головы слева направо, вперед и назад

    Аккуратное поглаживание

    6
    Язык Легкое поглаживание

    Легкая вибрация и постукивание

    Растягивание

    6

    Логопедический массаж при ДЦП

    При работе с детьми с ДЦП наиболее приемлемы следующие типы логопедического массажа:

    1. Классический
    2. Точечный

    Задачи логопедического массажа для детей с ДЦП:

    • воздействовать на нервы и мышцы для стимуляции развития нервной системы;
    • стимулировать двигательную активность;
    • улучшить вегетативную функцию;
    • улучшить кровообращение.

    Моторная алалия

    С помощью массажа при моторной алалии можно добиться следующих результатов:

    • улучшение работы артикуляционного аппарата;
    • снижение мышечного тонуса;
    • координация движения мышц лица и языка;
    • повышение чувствительности тканей;
    • уменьшение саливации.

    Массаж проводится пальцами; его продолжительность составляет 10-20 сеансов. Техника включает постукивание в области губ, надавливание, круговые движения вдоль щек.

    Парез

    Массаж при парезе лицевого нерва назначается после прохождения больным тщательного обследования, включающего консультации невролога, офтальмолога, терапевта. В данном случае массаж назначается в комплексе с лечебной гимнастикой. Массаж лица при парезе улучшает кровообращение на пораженной стороне лица, восстанавливает функцию мышц, предотвращает контрактуры.

    Особенностью массажа при данном заболевании является то, что необходимо именно повышение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры. Первая неделя сеансов проводится только на здоровой части лица. На втором этапе действия перенаправляют на сторону поражения, ограничивая при этом движения для здоровой зоны лица.

    Применяют растирающие и разминающие массажные движения.

    К приемам, допустимым в данном случае, относят:

    • поглаживание;
    • очень легкие вибрации;
    • легкое трение;
    • щадящее разминание.

    ФФНР

    Дети, страдающие от фонетико-фонематического недоразвития подвержены также риску дислексии и дисграфии, поэтому важно своевременно начать комплекс мероприятий, включающий домашний массаж. При ФФНР искажаются, заменяются, опускаются звуки; плохо вычленяются звуки в речевом потоке.

    Логопедический массаж для детей, проводимый в домашних условиях, способен сделать артикуляцию более четкой, поставить и автоматизировать произношение. Этот тип массажа не требует специальных логопедических инструментов. Используется столовая ложка, реже – зубная щетка.

    Техника массажа ложками при фонетико-фонематическом недоразвитии:

    • поглаживание вдоль языка выпуклой стороной;
    • надавливание на центральную часть языка внутренней стороной;
    • скатывание от основания к кончику языка;
    • толчки выпуклой частью из стороны в сторону;
    • постукивание кончиком ложки.

    Особенности массажа дома

    При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.

    К особенности проведения массажа в домашних условиях относится то, что не используются никакие логопедические приспособления (зонды).

    Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.

    Процедура проводится в проветренном помещении в комфортной для ребенка обстановке. После принятия пищи должно пройти не менее двух часов.

    Разминка перед логопедическим массажем

    Целями разминки перед логопедическим массажем являются:

    • создание эмоционального настроя;
    • разогревание мышц перед массажем;
    • подготовка речевого аппарата к массажу;
    • стимулироване кровообращения;
    • активация обменных процессов.

    Разминка проводится в течение нескольких минут ежедневно. Логопедическая разминка состоит из дыхательных упражнений, логоритмических заданий для активизации мимических мышц. Упражнение, стимулирующее мимику ребенка – игра-подражание.

    Видео с примером упражнения для развития мимики:

    Ребенок изображает заданных логопедом или родителем персонажей, используя мимику своего лица. Гимнастика для артикуляционного аппарата – это также элемент логопедической разминки. Ребенку предлагается сделать упражнения, разогревающие мышцы лица.

    Действия гимнастики включают: втягивание щек, широкую улыбку, движения губами и языком.

    Виды логопедического массажа:

    • классический массаж ; заключается в двух типах воздействия: расслабляющего и возбуждающего;
    • точечный вид массажа ; воздействует на те участки тела, где сконцентрированы нервные окончания и сосуды;
    • аппаратный массаж ; требует использования вибрационных и вакуумных инструментов;
    • зондовый тип ; проводится при помощи логопедических зондов;
    • массаж ложками ; проводится с использованием столовых, чайных, детских силиконовых ложек.
    • массаж щеткой ; проводится при помощи частей зубной щетки.

    Классический логопедический массаж

    К классическим приемам можно отнести 4 основных действия: растирание, вибрация, разминание и легкое поглаживание. Выбор приемов зависит от целей массажа. Если целью является расслабление мускулатуры, то используется поглаживание. Если требуется активизировать работу артикуляционной мускулатуры, то массаж проводят энергичными и интенсивными вибрациями, растираниями, разминаниями.

    Массаж проводится как пальцами, так и массажными шпателями, сосками.

    Аппаратный массаж

    Целями данного массажного комплекса являются:

    • устранение проявления речевых дисфункций, моторной алалии, задержки речевого развития;
    • нормализация тонуса мышц;
    • совершенствование произносительных навыков артикуляционного аппарата.

    Аппаратный логопедический массаж в домашних условиях требует наличия логопедических массажеров, воздействующих на ткани вибрациями высокой частотности. Эти инструменты имеют съемные части и способны оказывать как расслабляющее, так и активизирующее действие на мышцы органов речевого аппарата.

    Результаты аппаратного логопедического массажа более продолжительны, чем при ручном массаже.

    Точечный массаж

    Целью точечного логопедического массажа является воздействие на зоны акупунктуры (БАТ). Биологически активные точки содержат скопления нервных окончаний, массажная стимуляция которых вызывают ответную реакцию. Чтобы обнаружить активные зоны и точки, следует скользящими движениями провести по зоне массажа.

    Пульсация служит свидетельством обнаружения БАТ.

    Если тонус мышц повышен, используется тормозной вид массажа с расслабляющим эффектом. В данном случае подушечками пальцев производят разглаживающие движения. Если тонус снижен, то показан стимулирующий тип массажа. Ритмичными и энергичными движениями производят надавливания и растирания активной точки.

    Зондовый массаж

    Автор методики Е.В. Новикова разработала 8 логопедических зондов, при помощи которых логопед воздействует на основные зоны лица: губы, язык, скулы и щеки. Зонды имеют разную форму, функцию и воздействие. Используя набор зондов, можно активизировать и расслаблять мышцы, снимать спазмы, повышать или понижать тонус мышц.

    Зондовый массаж оказывает благотворное влияние на речь и нервную систему ребенка.

    Массаж зубной щеткой

    Данный тип массажа заключается в массажных воздействиях логопеда на язык ребенка при помощи индивидуальной зубной щетки и салфетки. Язык ребенка фиксируется при помощи салфетки, а зубная щетка массирует язык. Движения сопровождаются чтением стихов и сказкотерапией.

    Такой массаж показан детям со слабыми мышцами и низким тонусом языка. В домашних условиях такой массаж служит альтернативой зондовому логопедическому массажу. Важно массировать продольные мышцы и поперечную мышцу языка.

    Массаж ложками

    Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.

    Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

    Результаты домашнего массажа

    Логопедический массаж для детей, производимый в домашних условиях, способен вызвать благоприятное изменение в состоянии мышечной системы.

    Также наблюдается прогресс в развитии нервной системы ребенка. Если логопедический массаж проводится для детей с речевыми нарушениями, наблюдается активизация мышц, ранее обладавших недостаточную сократительную силу; при спазмах и повышенном тонусе наблюдается ярко выраженный расслабляющий эффект.

    Оформление статьи: Е.Чайкина

    Полезный видео-ролик о логопедическом массаже для детей

    Сюжет об эффективном точечном массаже для развития речи у ребенка с ДЦП: