Open
Close

Кто такой врач-фониатр. Болезни голосовых связок: причины и симптомы нарушений речевого аппарата, методики лечения Врач проверяющий связки

    Это врач узкой специализации, поэтому во многих поликлиниках и даже во многих регионах такого врача попросту нет, в таком случае надо обращаться к Отоларингологу.

    Врач, который лечит голосовые связки — это специалист узкого спектра. Недостаточно быть ЛОРом, чтобы вас допустили к лечению голосовых связок. Обычно отоларингологи еще дополнительно учатся, проходят квалификацию и становятся фониатрами, чтобы у них появился такой допуск.

    Но у нас слово фониатр редко используют — таких врачей чаще называют ухогорлонос , хоть это и неправильно.

    Для человека, зарабатывающего пением, вокалом, лишиться своей профессии — большая беда. Если уменьшился диапазон нот, который он может извлекать, появилась осиплость голоса, стал человек ловить петуха, значит у него возникли какие — то проблемы с голосовыми связками и надо срочно обратиться к квалифицированному врачу — фониатору . Лор — врач вряд ли чем сможет тут помочь.

    Причины могут быть в излишней нагрузке на голос. Начинает развиваться

    В более сложных случаях при перенапряжении голоса появляются на связка певческие узелки . Это что — то наподобие мозолей на голосовых связках. Тогда требуется специальное лечение именно у фониатра .

    Думаю, что большинство в первую очередь подумали и вспомнили о враче отоларингологе. Конечно, обычный привычный ЛОР всем известен и он действительно занимается проблемами, связанными с ушами, горлом, носом, шеей и даже головой. Но вот конкретно проблемами, патологиями и нарушениями голоса, связок занимается наука фониатрия, соотвественно врачи — фониатры.

    Отоларинголог или ЛОР может только обследовать вас и направить вас к другому врачу, который занимается лечением и восстановлением голосовых связок — это врач ФОНИАТОР (в крупных вокальных организациях есть свой такой врач).

    Некоторым сложным пациентам даже назначают операции, но после них голос не восстанавливается полностью.

    ЛОР на самом деле не занимается связками. Он может увидеть воспаление гортани, носоглотки и т.д. Но голосовыми связками занимается очень узко специальный доктор — фониатор . Это довольно редкий специалист. У нас в городе, я помню, был один. а город-то не маленький, миллионник. К фониатору обращаются певцы, люди, для которых связки — это орудие труда. Но иногда и другим людям тоже приходится обращаться к его услугам: если сорван голос, к примеру.

    При отсутствии этого врача, можно обратиться к отоларингологу (ЛОР). Чаще всего Фониатрами становятся ЛОР врачи, которые прошли дополнительное обучение.

    Самая первая помощь связкам, если пропал голос — это молчание.

    Кроме этого, при лгких заболеваниях связок полезно три раза в день (после еды) принимать столовую ложку Кальция Хлорид, запивая половиной стакана молока.

    Врач, который лечит связки, называется фониатр . Это слово — термин греческого происхождения, возникший от слов фонос , что значит звук. В отоларингологии, учении о заболеваниях уха, горла и носа, имеет раздел фониатрия, который изучает воспаления и заболевания голосовых связок человека. Такими заболеваниями могут страдать люди, речевой аппарат которых является орудием их производства или занятия: это, в первую очередь, певцы, затем преподаватели, лекторы, ораторы и др.

    Поэтому каждый отоларинголог изучает это узкое направление медицины, но только некоторые из них посвящают свою профессиональную деятельность именно фониатрии.

    Любые заболевания связанные с горлом (в том числе и голосовые связки), так же любые заболевания с ухом или носом лечит ОТТОЛОРИНГОЛОГ или ЛОР-врач.

    Это врач узкой специализации. При необходимости врач проведет нужные исследования, назначит вам нужное лекарство, возможно и физеотерапию или любые другие процедуры которые ЛОР-врач проведет сам.

    Прежде всего, это ЛОР-врач, конечно, но есть и узко специализированный доктор, особенно для вокалистов, артистов, дикторов, педагогов, у которых заболевания гортани и голосовых связок приобретают профессиональный характер.

    Этот врач называется фониатр.

    Фониатр , ЛОР , отоларинголог .Чистый красивый голос нужен всем ежедневно. Но есть профессии повышенного риска.

    Если школьный учитель потерял голос, нужно идти в клинику Ему поможет отоларинголог. Его еще называют ЛОР врач. Потому что чаще всего такие проблемы возникают в связи с перенапряжением голоса либо причина ОРВИ , ОРЗ . Возникает воспалительный процесс, связки опухают, не смыкаются. Может возникнуть серьезная ситуация.Хронический фарингит , ларингит частые проблемы у школьных педагогов. При ларингите поможет лечебный курс- антибиотики , физиотерапевтические процедуры. В самых тяжелых случаях необходимо лечение в стационаре, иногда — хирургическое вмешательство.

    Если голос потерял певец, у него тоже могут быть такие же проблемы. Но чаще всего певцу требуется фониатр. Такой специалист обязательно требуется всем профессиональным дикторам, певцам, актерам, телеведущим. Фониатр занимается восстановлением голоса. Фониатр, ЛОР, отоларинголог необходимы нам.

Появление звуков, которые мы слышим и произносим при разговоре, стало возможным благодаря работе расположенных в организме человека голосовых связок. Когда мы болеем или чрезмерно их перегружаем, голос может осипнуть, охрипнуть или вовсе пропасть. Пока не будет устранена причина этого расстройства, способность громко и четко разговаривать не восстановится. Почему это происходит и как с этим бороться?

Голосовой аппарат

Мы способны произносить вслух звуки благодаря работе мышечно-соединительных структур, расположенных в гортани, которые называются голосовыми связками. Между собой они образуют небольшую щель.

Ее размеры могут меняться в зависимости от напряжения мышц.

В их полностью сомкнутом положении попадание воздуха в гортань исключено, поэтому звуков нет и, соответственно, голоса тоже.

Причины нарушений

Изменение физиологического размера щели между голосовыми связками происходит под влиянием внешних или внутренних факторов. Среди основных причин болезней выделяют:

  • Переохлаждение
  • Перенапряжение
  • Продолжительное вдыхание грязного воздуха
  • Хронические воспаления носовой и ротовой полости
  • Инфекционное поражение
  • Аллергия
  • Получение травмы
  • Развитие новообразований

Негативно на работе голосовых связок сказывается и злоупотребление курением. Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на здоровье мышечно-соединительных структур, от чего их нормальное функционирование может быть нарушено. При наличии на связках микротрещин возрастает риск вторичного инфицирования.

Характерные заболевания

В последнее время нередко причиной проблем с голосом становятся опухоли или различные образования, появляющиеся на связках. Это могут быть:

  1. Гранулемы – доброкачественные опухоли.
  2. Рак – злокачественная опухоль.
  3. – доброкачественные разрастания, являющиеся следствием перегрузки связок.
  4. Полипы – не представляющие опасности новообразования, локализующиеся в центре мышечно-соединительных структур.
  5. Папилломы – образования бородавчатого типа, вызванные наличием в организме вируса папилломы человека.
  6. Кисты – скопление на поверхности связок слизи в тонкой оболочке.
  7. Рубцы – следы механического повреждения голосовых связок.

Развивается оно на фоне психологической травмы, сильного эмоционального переживания или перенапряжения связок. Если они раздражены инфекционным заболеванием, такое явление имеет название . Наиболее распространенными болезнями, оказывающими осложнения на мышечно-соединительных структуры связок, являются:

  • Грипп
  • Ринит
  • Пневмония

Нарушения в работе связок могут быть обусловлены наличием травм или ожогов. Под влиянием травматического фактора ткани могут отекать, чувствуется сильная боль в горле, глотательная функция нарушена, развивается сухой давящий кашель, может открыться кровотечение. Иногда на мышцах в результате получения травмы фиксируется наличие гематомы. Отразиться на голосе также может ожог, не только тепловой, но и химический.

Часто поражение связок вызывается воздействием аллергена, который поступает в организм по пищеварительному тракту и при приеме лекарств. В зависимости от концентрации поступившего агрессивного для иммунитета фактора кроме проблем с голосом могут возникнуть трудности при дыхании.

Возможные формы воспаления

В зависимости от причин, вызвавших расстройство функционирования голосовых связок, выделяют несколько форм их воспаления. Для каждой из них характерны свои симптомы проявления:

  1. Гипетрофическая. Обычно является следствием развития хронического заболевания. На связках могут образовываться узелки, голос становится хриплым.
  2. Атрофическая. Вызвана атрофией слизистой оболочки гортани. Сопровождается сухим кашлем, иногда покашливание происходит с отделением кровянистой мокроты.
  3. Катаральная. Развивается на фоне заражения организма гриппом. Из симптомов отмечается зуд и боль в горле, кашель.
  4. Дифтерийная. Характеризуется наличием белого налета на связках. Вызвана развитием воспалительных процессов.
  5. Туберкулезная. Носит инфекционный характер. Проявляется развитием туберкулезных язвочек на связках.

При возникновении любой их этих форм расстройства отмечается потеря звучности в голосе, появление в нем шипения или хрипения. Во время разговора ощущается напряжение, которое человеку приходится прикладывать для общения.

Диагностика болезней голосовых связок

Если проблемы с голосом не решились примерно за 2-3 дня самостоятельно, то скорее всего в основе их появления лежит некоторое заболевание или расстройство в работе организма.

Чтобы его установить и определить подходящий курс лечения следует обратиться к врачу. Записаться на прием следует к отоларингологу.

Именно он будет заниматься диагностикой ваших связок и постановкой диагноза. Для этого производятся:

  • Осмотр горла с помощью медицинского шпателя
  • Наружная пальпация шейных органов
  • Осмотр гортани с применением ларингоскопа
  • Рентгеновские исследования
  • Анализ биопсии (при наличии образований на связках)
  • Сбор и исследование общих анализов крови и мочи

Дополнительно осмотру подвергается нос и рот. При необходимости производят ларингостробоскопию. Это тест, по результатам которого оцениваются вибрации голосовых связок. После определения причины проблем с голосом назначается наиболее приемлемый курс лечения.

Методики лечения

Чтобы исходящий звук голоса был правильным, связки должны быть хорошо натянуты. При возникновении любых проблем с их мышцами в первую очередь следует снять с них любые напряжения. После уже следует показаться специалисту. Лечение может быть назначено по следующим направлениям:

  1. Медикаментозное
  2. Физиотерапевтическое
  3. Хирургическое
  4. С помощью народных средств

Выбор курса напрямую зависит от степени сложности случая и причин, вызвавших расстройство. Госпитализация больного может потребоваться только в случае оперативного вмешательства. Во всех остальных ситуациях лечение производится в домашних условиях.

Медикаментозная терапия

Выбор препаратов для лечения остается за врачом. Их назначение производится с учетом имеющихся у больного симптомов:

  • Для отхаркивания при сухом кашле или выхода мокроты назначают , Флуимицил, Бромгексидин.
  • Для обработки язвочек на связках применяется .
  • Для снятия воспаления путем проведения ингаляций: и Камфомент.
  • При хроническом ларингите: аэрозоль «Биопарокс».

При отсутствии улучшений могут быть назначены . Также их выписывают при обнаружении в мокроте кровяных выделений или гноя.

Если строго следовать установленным дозировкам и режиму применения назначаемых для лечения препаратов, то острый воспалительный процесс удается побороть в течение 7 дней. При развитии хронического заболевания будет достигнуто временное улучшения самочувствия.

Физиопроцедуры

Как самостоятельный вид лечения используются довольно редко. Чаще всего посещение физиотерапевтических процедур назначается в качестве дополнительной терапии. При заболеваниях голосовых связок направляют на:

  • Микроволновую терапию
  • фронтальной части шеи

Продолжительность каждой процедуры и общий курс повторений назначает лечащий врач. При назначении ингаляций больной может выполнять их дома с помощью аппарата небулайзера или емкости (чаще кастрюли).

Оперативное вмешательство

Операция на голосовых связках выполняется в случае развития осложнений, при злокачественных опухолях или при установленной неэффективности медикаментозной терапии. Для правильного восстановления связок после хирургического вмешательства больному необходимо следовать правилам реабилитации:

  1. Молчать первый день после операции
  2. Ограничивать на протяжении недели после операции голосовой режим
  3. 1-2 часа после выхода из наркоза не есть и не пить
  4. Воздерживаться от кашля
  5. Избегать резких запахов, в том числе и табака
  6. В течение недели исключить физические нагрузки
  7. Не посещать сауны, бани, бассейны в течение 7 дней
  8. Не употреблять острую пищу

Если восстановительный период после операции прошел успешно, то довольно быстро пациенту удается вернуться к привычной жизни. Иногда в постоперационный период могут назначаться лекарства или физиопроцедуры для ускорения процесса заживления.

Лечение патологий

Является той патологией, вылечиться полностью от которой невозможно. Но если и вовсе не предпринимать никаких мер, то возрастает риск развития осложнений. Избежать этого позволят инъекции ботулинического токсина, которые выполняются непосредственно в мышцы связок. Их воздействие вызывает паралич мышц, которые приводили к непроизвольным сокращениям связок.

Укол выполняется через ткани шеи в амбулаторных условиях. После него пациента отпускают домой. Непродолжительное время после инъекции речь может быть с придыханием.

Народные методы

При легкой форме расстройства голосовых связок для их восстановления может быть достаточно процедур, выполненных в домашних условиях. Нетрадиционная медицина предлагает:

  • Коктейль из сливочного масла и куриных желтков
  • Полоскание горла отваром шелухи лука
  • Ингаляции над картофелем «в мундире»
  • Молочно-медовый коктейль

Быстро снять боль и першение в горле при отсутствии под рукой лекарств поможет рассасывание небольшого кусочка сладкой шоколадки. При всей своей простоте и эффективности народные рецепты перед применением требуют получения одобрения от лечащего врача.

Прогноз

При строгом соблюдении всех врачебных рекомендаций прогноз восстановления функциональности голосовых связок весьма благоприятный. Для сохранения их здоровья следует принимать меры профилактики развития воспалений, избегать травм и негативного воздействия окружающих факторов на горло.

Они - артисты оперы, среди них много звезд мирового уровня. Зинаида Боголепова, врач-фониатр поликлиники Большого Театра, рассказала «Здоровью Mail.Ru » о своей редкой профессии, о здоровье голоса, о звездных пациентах и даже о том, как правильно худеть.

О профессии

- Я провела небольшой опрос и выяснила: мало кто знает, что лечит фониатр. Была и такая версия: «Это просто , который больше занимается горлом».
- Конечно, оториноларингология - это база. Но считать фониатрию более узким направлением- неверно: она шире. Фониатр должен знать эндокринологию, гастроэнтерологию, аллергологию, пульмонологию, неврологию, психологию, основы вокала, фонопедии: мы работаем на стыке специальностей.

Часто у человека целый комплекс симптомов, на первый взгляд не связанных с голосом. А для голоса важна любая мелочь.

- Почему вы выбрали именно фониатрию? Случайность, роль учителя, любовь к опере?
- Я закончила музыкальную школу, а с 15 лет пела в профессиональном хоре, хотела продолжать. Но - так бывает - с музыкой не сложилось, и я пошла в медицинский с огромным желанием стать фониатром. Когда с таким настроем и багажом приходишь в профессию, то лучше понимаешь пациентов, меньше выгораешь, больше удовольствия получаешь от работы.

Фониатры с долгой практикой, которых я видела, особенно при театрах, - люди артистичные, трепетные, переживающие за артистов и не просто так занимаются этой специальностью. Мои коллеги ЛОРы, когда узнают, что пациент - артист или певец, стараются показать его мне: очень сложно понять такого пациента, не будучи фониатром. Например, прием может быть насыщен настоящим вокальным профжаргоном: «А тут я грудью взяла», «Послал звук в маску», «Дышал в ребра», -и так далее. Конечно, есть и особенности состояния гортани у профессионалов.

Lori.ru

- Есть партии, на которых певцы часто ломают голос?
- Да, и немало! Например, в театрах стали много ставить Вайнберга, и вокалисты теперь часто обращаются с проблемами. Современная музыка тяжела для исполнения: резкие скачки, рывки. Плюс интенсивная эмоциональность - такую музыку без этого не споешь, и режиссер требует... Проблемы возникают, как правило, на двух уровнях - физиологическом и психоэмоциональном. И голосовой аппарат очень устает, и эмоции через край.

- Вам приходится дежурить за кулисами, экстренно помогать артистам во время спектакля?
- На каждом спектакле оперы в Большом театре присутствует фониатр, у нас график дежурств на месяц.

В театре есть специальное помещение: по аудиотрансляции мы слышим, что происходит на сцене.

Обычно меня интересуют артисты, у которых недавно были проблемы, или новенькие - например, из молодежной программы. Важно понять, как человек поет, какие проблемы могут возникнуть. Фониатр должен знать, что такое хорошее пение и какое пение может привести к проблемам. Если есть недоработки в технике пения, то при увеличении вокальной нагрузки неизбежны проблемы. Это слышно по звуку и потом - на приеме - видно по голосовым складкам.

- По складкам?
- Да, раньше называли «связками», но «голосовые складки» - более корректно, так в этот конгломерат входят и связки, и мышцы, и слизистая оболочка.

- А в физике фониатр должен разбираться? В акустике?
- В Москве есть два крупных центра оториноларингологии, еще один есть в Санкт-Петербурге, где в фониатрических отделениях есть аппаратура для акустического анализа голоса и проходят исследования. Лучшие специалисты в фониатрии изучают акустические (физические) закономерности голосового аппарата.

Для практикующего фониатра скорее важны основы физики, значение которых - прикладное. Например, надо понимать разницу в акустике голосов академических вокалистов: в каком зале какой голос лучше прозвучит - то есть будет более полетным. Если у артиста хорошо выстроена высокая певческая форманта, и есть баланс с низкой формантой...

- Ой, как сложно!
- Проще говоря, это ощущение головного и грудного резонатора. Профессонал скажет: «Не слышно голову», - например. Так вот, если все хорошо выстроено, то голос в любом случае «полетит». За счет хороших высоких частот он будет проходить через шквал музыки из оркестровой ямы. А бывает, что голос крепкий, «обертонистый», красивый и громкий, но высокая певческая форманта не выстроена, и такого певца будет слышать хор, дирижер, но не зал. Это потому, что низкие частоты делают голос «бархатным», красивым, но он плохо «летит» через оркестровую яму. Вот такая прикладная физика.

Lori.ru

- А врач помогает выстроить эту форманту?
- Нет, это задача вокального педагога. Для разных видов вокала свои задачи и разные условия работы. Для эстрадно-джазового пения важны более низкие частоты, «бархат» в голосе, придыхание, мелизмы и так далее. Такой голос выгодно, красиво и сексуально звучит в микрофон, который усиливает все эти нюансы. Оперный вокал часто звучит в микрофон странно: слышен или сип, или хрип, а без микрофона этот же вокал красиво заполняет большой зал.

- То есть совмещать эстрадный и оперный вокал нельзя?
- Мало кому это удается. Чаще надо выбирать. Мышцы очень активно все запоминают – и хорошее, и плохое. И плюс формируется нейронная сеть в головном мозге. Если артист работает в двух жанрах, как только он начинает петь, у него организм спрашивает: «по какой дороге идем?»

- На ум приходит, конечно, Николай Басков.
- Старожилы говорят, да и я слышала записи, что он пел партию Ленского в Большом театре по всем законам академического вокала. И на концертах свой «старый» классический репертуар он поет в академической манере.

Если человек когда-то хорошо выучил оперное произведение, он сможет снова спеть его: мышцы «помнят» а, вот освоить после эстрады новый академический репертуар сложнее.

О практике

- Человеку, далекому от медицины, сложно представить, как работает врач-фониатр...
- Начало - это классический осмотр . Далее - непрямая ларингоскопия. В 100% случаев я должна посмотреть гортань, поэтому гортанное зеркало - основной инструмент. После непрямой ларингоскопии правильно делать видеоларингостробоскопию. Пациент открывает рот, вытягивает язык, заводится жесткий гортанный эндоскоп через рот, так, что снимающая часть оказалась над голосовыми складками. На картинке получается вид сверху. При включении стробоскопа подается свет с разной частотой: так можно видеть тончайшие изменения - асинхронность складок, амплитуду, слизистую волну...

- Простите, а человек при этом что - поет? С вот этой штукой в гортани?
- Поет! Он вытягивает язык, мы просим попеть его звук «Э» или «И», и в этот момент видно работу складок. А если это ребенок, то гибкий тонкий эндоскоп заводится через нос, проходит носоглотку и спускается в область гортани.

Lori.ru

- Может ли фониатр не вылечить голос, а улучшить его? Обращаются с такими запросами?
- Обращаются. Но если пациент говорит, что голос ему не нравится, а фониатрических проблем нет, тут скорее надо к психотерапевту. Но бывает, когда голос не нравится, потому что он, например, слишком высокий.

Если обращается мужчина после 18 лет, высокий голос может быть результатом затянувшейся мутации (мутационный фальцет), когда гортань находится не там, где должна быть, или неправильно используются ее мышцы. Такие вещи исправляются с хорошим фонопедом. Еще есть методики введения в складки гиалуроновой кислоты: они утолщаются. Представьте струну: тонкая издает высокий звук, толстая - более низкий. После инъекций тембр становится ниже. Но действие препарата длится полгода-год, иногда полтора, затем требуется повторная инъекция. Результат зависит от препарата, от эксплуатации голосовых складок, от техники .

- Какие сейчас в фониатрии прорывы, достижения, методики? Как спасают голоса?
- Основные прорывы - в фонохирургии: выращивание искусственной гортани из стволовых клеток, но пока это только исследования и испытания, до практики далеко... В России фониатры начинают практиковать инъекции ботулотоксина в область гортани...

- В массовом сознании ботокс - это радикальное средство от морщин.
- Есть заболевания, при которых релаксация голосового аппарата не наступает, и ботулинотерапия дает хорошие результаты. Это сложные редкие пациенты, которые уже объехали всех врачей - от ЛОРов, до психиатров. За рубежом их научись стабилизировать еще в конце 80-х, в 90-е, у нас методика появилась в начале двухтысячных. Вводили ее в практику неврологи. Очень не хватает научных исследований и исследователей в области фониатрии, которые работали бы совместно с врачами-практиками. Раньше были лаборатории по изучению голоса: исследовали певцов, работу диафрагмы, делали рентгенограммы голосового аппарата: например, в училище им. Гнесиных была лаборатория.

Во время загрузки произошла ошибка.

- Надо ли возрастному певцу делать что-то, чтобы сохранить голос?
- Голос надо беречь смолоду. У каждой мышцы есть резерв. Если она эксплуатируется неправильно, перегружается, если человек часто простужается и работает в таком состоянии, то с годами от голоса мало что останется.

Но голосовые складки не работают независимо от организма. Если артист жалуется, что голос не звучит, я спрашиваю: «А как вы сами себя чувствуете?» Голос - не отдельная от человека коробочка.

- Правда ли, что оперным певцам нежелательно худеть?
- Я видела, как после похудения пропадают мягкость голоса, нижняя певческая форманта, свободные верхние ноты. Худеют часто резко, а надо делать это с диетологом, знающим, какая у человека нагрузка, как правильно распределить потребление калорий. Когда худеют, перестают есть жиры, а когда держат пост, переходят на несбалансированное вегетарианство - белки. Но организму они нужны: первое, откуда он их начинает забирать, - мышцы. Все работа голосового аппарата - это мышечная работа. Соответственно, у многих вегетарианцев или тех, кто соблюдает пост, может быть стойкая гипотонусная дисфония (нет тонуса складок) - они просто не смыкаются. Это показатель ресурсов организма, и вливания в таких случаях дают кратковременный эффект. Плюс для голоса важно, чтобы содержание сывороточного железа было в норме для правильного образования гемоглобина. Недостаток гемоглобина ведет к анемии, а она - к гипоксии клеток, и так появляются проблемы с голосовым аппаратом.

- А бывают необычные причины «поломки» голоса - не ОРВИ, не срыв?
- Был пациент, которому на баскетболе мяч попал в область шеи: произошло кровоизлияние в голосовую складку.

Однажды концертмейстер привел девочку - белокурого голубоглазого ангела - а она разговаривает «басом». Выяснилось, что она копирует голос старшего брата, ходит с ним на хоккей, болеет за него и просит купить ей клюшку. В итоге «докопировалась» и докричалась до узлов на голосовых складках.

- А человек - не артист - когда нуждается в помощи фониатра?
- Стойкое изменение голоса - огрубление, подсипывание, подкашливание, когда голос после перенесенного ОРВИ не восстанавливается за неделю, когда голос вообще пропадает. Регулярные проблемы с голосом - например, каждые полгода или чаще.

К кому из специалистов надо обращаться в том случае, если у вас появились симптомы, связанные с нарушением голоса, или наблюдается дискомфорт в области гортани? Далеко не все знают, что нужный врач – это фониатр. Он практикует лечение голосовых связок. Чаще всего фониатрами становятся отоларингологи, получившие дополнительное образование и, следовательно, более узкую специализацию.

Чем занимается фониатр?

Чаще всего к этим специалистам приходится обращаться людям, которые по роду своей деятельности вынуждены постоянно повышать голос и напрягать связки. К этой категории следует отнести дикторов, учителей, певцов и др. Представители этих профессий просто не могут обойтись без нормальной речевой деятельности, поэтому проблемы с голосом им нужно решать незамедлительно.

Врач занимается оказанием квалифицированной медицинской помощи при различных нарушениях деятельности голосового аппарата. Он помогает и в коррекции состояний, которые стали причиной таких расстройств.

Для постановки точного диагноза специалисту приходится проводить разнообразные виды обследований, среди которых видеостробоскопия, рентген, глоттография, пальпация щитовидной железы и др. Кроме этого, в компетенцию фониатра входят назначение консервативного лечения, проведение физиотерапевтических процедур и лечебных манипуляций, реабилитация пациента после перенесенной болезни, экспертиза состояния голосового аппарата для поступающих в некоторые учебные заведения и др.

Когда стоит посетить специалиста?

Очень многие люди глубоко заблуждаются, считая, что фониатр – врач только для певцов. На самом деле обращаться к такому доктору стоит каждому, если есть:

  • острые и хронические ларингиты;
  • потеря голоса из-за стрессовых ситуаций;
  • боль при глотании;
  • появление новообразований;
  • затянувшаяся мутация;
  • снижение качества голоса;
  • потеря голоса и др.

Фониатр обязательно окажет вам помощь при самых разнообразных видах голосовых расстройств.

Как стать фониатром?

Чтобы стать таким редким специалистом, нужно вначале получить высшее медицинское образование, затем – специальность отоларинголога в ординатуре, а потом закончить курсы переподготовки в специализированном центре. Лечебному делу и отоларингологии обучают во многих московских вузах: ПМГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РУДН и др.

Известные специалисты Москвы

Фониатрия – относительно новое направление в лечении ЛОР-заболеваний, поэтому к числу известных врачей Москвы стоит отнести современных специалистов, консультации которых пользуются большим спросом. Это врачи Клиники Льва Рудина: кандидат медицинских наук, врач-отоларинголог Рудин Л.Б. и кандидат медицинских наук Казарина О.В.. Они занимаются не только профилактикой и лечением многочисленных заболеваний голосовых связок, но и помогают развивать возможности вашего голоса. Таким образом, спектр их услуг достаточно широк.

Ко мне, как к врачу фониатру, на прием с жалобами на проблемы с голосом, и со связками, приходят люди разного возраста: и дети, и взрослые, и очень пожилые люди. Профессиональная деятельность взрослых пациентов может быть связана с повышенными голосовыми нагрузками (это артисты, учителя, священнослужители, менеджеры, дикторы), а может быть и не связана. Методика обследования гортани и голосовых складок для всех одинаковая.
В этой записи блога я расскажу, что и как врач-фониатр осматривает и что он при этом видит.

1. Начало приема

Первая задача врача оценить жалобы пациента, его голос, состояние здоровья на момент осмотра, ознакомиться с данными предыдущих осмотров, чтобы оценить динамику процесса. Необходимо знать:
- анамнез заболевания
- аллергический статус
- сопутствующие заболевания
- какие препараты пациент принимал за последние несколько месяцев
- данные о перенесенных операциях в течение жизни
- результаты предшествующих обследований врачей других специальностей, если они были
- состояние гормонального фона.
Поэтому не удивляйтесь, что врач задает много вопросов, в том числе, на первый взгляд, не относящихся непосредственно к проблеме.

2. Осмотр

Затем врач-фониатр приступает к осмотру пациента, вначале как врач отоларинголог, чтобы оценить лор органы в целом. Осматривает полость носа, оценивает состояние барабанной перепонки, глотку, гортань и голосовые складки с помощью гортанного зеркала, чтобы оценить те структуры, которые влияют на качество голоса.
На рисунке можно посмотреть, что видит врач при осмотре с помощью гортанного зеркала

Как видно из фотографии, при осмотре гортани с помощью гортанного зеркала, не представляется возможным увидеть ее под увеличением, внимательно рассмотреть, чтобы увидеть самые ранние проявления болезни, осмотреть движения голосовых складок, оценить характер их смыкания, оценить состояние структур находящихся под голосовыми складками, в частности: трахеи, надгортанника, корня языка и прочие.

Осмотр детей с помощью гортанного зеркала вообще не возможен из-за того, что надгортанник полностью прикрывает гортань. Поэтому детей необходимо осматривать с помощью мягкой и гибкой оптики.

3. Осмотр с помощью видеоларингостробоскопа

Существуют два разных типа осмотра гортани: с помощью, так называемой, жесткой оптики и с помощью мягких эндоскопов. Осмотр с помощью жесткой оптики происходит так же как при осмотре гортани с помощью гортанного зеркала. Пациент вытягивает язык и поет долгое «и-и-и». Оценить голос пациента, у которого во рту инструмент, сложно. Поэтому при оснащении кабинета фониатра мы остановились на мягком видеориноларингоскопе, с его помощью осмотр проводится через нос. Сам прибор совсем крохотного диаметра, как понятно из названия, гибкий, для пациентов осмотр с ним проходит более комфортно.

На схеме видно, как видеоларингоскоп с камерой освещает и проводит съемку гортани.

Процедура занимает не более 5-7 минут. Не важно страдает ли пациент высоким рвотным рефлексом или нет, процедура переносится хорошо, совершенно безопасна в любом возрасте и не имеет противопоказаний.

Осмотр с помощью гибкого видеоларингоскопа происходит сидя, реже лежа. Чтобы человек не чувствовал дискомфорт, мы проводим местную анестезию носового хода каплями анестетика.

В ходе манипуляции происходит осмотр анатомических структур, внимательно осматриваются все находки и подозрительные образования, описывается функция органов гортани.

На фотографии видно, какую картинку дает врачу этот прибор

После тщательно проведенного осмотра у врача есть возможность оценить полную картину и дать пациенту рекомендации по возможному дообследованию, если это необходимо, и лечению.