Open
Close

Методические рекомендации по организации питания. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах

Свистунова Олена.Вимовец
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах.

для воспитателей ДОУ по организации процесса питания

и сервировке столов в группах.

Консультация подготовлена старшим воспитателем МБДОУ №30 п. Вимовец Свистуновой О. М.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Психологический комфорт детей во время посещения образовательного учреждения во многом зависит от условий организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является сервировка.

Сервировка стола должна вызывать у малышей не только желание принять пищу, но и желание быть аккуратными, а также поднимать настроение, способствовать эстетическому развитию. На столах можно постелить скатерти, или под каждый столовый прибор - индивидуальную, обязательно чистую салфетку. Эстетика оформления стола включает в себя обязательно наличие бумажных салфеток, красиво и правильно разложенных столовых приборов (ложки, вилки, ножи, порционно нарезанного хлеба в хлебнице, чашек (кружек) по количеству детей, для украшения столов допускается цветочная композиция.

Всё это способствует решению сразу нескольких задач:

Знакомство с правилами поведения за столом,

«настраиванию» организма на еду,

Побуждению малыша к аккуратности.

Закреплению умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, правильно держать ложку (вилку, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Формирование умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Каждый ребенок, подходящий к столу, должен пожелать сидящим, приятного аппетита, а те, в ответ, поблагодарить. Обслуживающим его людям он говорит «Спасибо» всякий раз, когда ему подают еду или убирают посуду. Выходя из-за стола, ребенок еще раз говорит «Спасибо», обращаясь по имени отчеству к младшему воспитателю.

Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно.

Говоря о питании детей, нельзя забывать о другом важном вопросе, как подготовка комнаты.

Необходимо:

Создать обстановку спокойного общения, настраивающего детей на еду;

Если вы используете музыку, то больше всего уместна музыка спокойная, мелодичная, негромко звучащая.

Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Вводить определенные правила нужно постепенно. Детский этикет за столом ничем не отличается от правил для взрослых. Не забывайте личным примером показывать хорошие манеры. Основные правила, которые должен соблюдать дошкольник: кушать аккуратно и без лишнего шума, не играть с едой, следить за своей осанкой, заботиться о присутствующих за столом (для более старших).

Перед едой дети идут умываться, приводят в порядок нос, волосы, одежду.

За столом дети должны сидеть правильно: нижняя часть спины прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаются пола.

НЕЛЬЗЯ сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть вразвалку, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

Темы застольных бесед не должны затрагивать личность ребенка, быть назидательными или возбуждающими. Например, не следует обсуждать боевик, который многие посмотрели вчера вечером дома. Запрещается просмотр телевизора по время еды.

При застольной беседе дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить, не прожевав пищу.

Вообще вести беседу за едой – это мастерство, научиться которому можно только на практике. Дети не должны за столом молчать. Даже самых маленьких, еще не умеющих говорить, следует учить общаться за приёмом пищи - периодически обращаться к малышам с какой – либо фразой.

Темы бесед могут быть самыми различными. Допускается говорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т. д., но не следует беседу за столом превращать в обучающее занятие. Если кто-то из детей переводит разговор на другую тему, поддержите и дайте возможность высказаться другим участникам беседы. Важно, чтобы у каждого ребенка сформировалось личное мнение по поводу обсуждаемого вопроса. Воспитателю же следует воздержаться от высказывания решающего мнения.

Быть выслушанным – право ребенка, и оно должно быть соблюдено. Необходимо поддерживать, помогать детям участвовать в беседе, развивать свою мысль. Если дети между собой спокойно ведут разговор, воспитатель может не вмешиваться, а лишь следить за тем, чтобы не нарушались правила беседы.

Технологию принятия пищи в младшем и среднем возрасте педагог проговаривает вслух, уточняя, что и чем едят, как берут пищу с тарелки. Необходимо обращать внимание на то, как дети держат чашку, на темп еды и тщательное пережевывание пищи. Овладение этими навыками питания поможет сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

В старшей группе совершенствуется:

Умение есть аккуратно;

Есть бесшумно;

Умение правильно пользоваться ложкой;

Умение правильно пользоваться вилкой;

Умение сохранять правильную осанку за столом;

Умение обращаться с просьбой, благодарить;

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

В подготовительной группе закрепляются умения и навыки:

Культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

Обращаться с просьбой, благодарить;

Аккуратно пользоваться столовыми приборами.

Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едят суп, десертной - кашу, суфле, желе, ягоды, пудинг.

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или рядом с тарелкой.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: жевать с открытым ртом, причмокивать губами, ковырять в зубах, облизывать пальцы, чесаться, оставлять ложку в чашке, набивать полный рот.

Остатки супа доедают, наклонив тарелку от себя. Ложку оставляют в тарелке;

Салаты, овощи (начиная со старшей группы) кушают с помощью вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх.

Второе блюдо с гарниром и без кушают с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).

Фрукты кушают по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко целиком.

Пироги, печенье, пряники дети едят, держа их в руке.

Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.

Детям раннего возраста во время кормления нужно надевать клеёнчатые нагрудники. В распоряжении детей должны быть салфетки. После полутора лет малыши должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат кушать с хлебом и первое, и второе блюдо, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо кушать с гарниром, правильно пользоваться салфеткой.

Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть, т. е. недопустимо сажать детей за пустые столы.

Требовать от ребёнка соблюдения полного порядка во время еды нельзя, так как у него движения ещё мало скоординированы. Дети быстро утомляются, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Воспитатель должен помочь закончить обед. Если малыш всё – таки отказывается от еды, настаивать не следует. Каждый ребёнок должен усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т. д. ; нельзя выходить, если рот наполнен непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвинуть свой стульчик.

Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Детки, кушайте, суп очень вкусный»; «Лилиана, возьми хлебушек, откуси кусочек»; «Татьяна Владимировна, Саша съел весь суп, положите теперь ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Кушай, Саша вкусную котлетку», по стараться использовать художественное слово.

При подготовке и сервировке столов активное участие принимают дежурные.

Стол сервируется следующим образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом, накрытая салфеткой. Салфетницу с количеством салфеток не менее количества детей сидящих за этим столом. Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – ложка и вилка справа. Кружки ставят в центре стола, по количеству детей, а на край стола ставят горкой глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат.

Суп разливает младший воспитатель до того, как дети присядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало. Если младший воспитатель за детьми во время еды следит внимательно, она всегда вовремя успеет подать второе блюдо каждому ребёнку.

Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательного учреждения

1. Общие положения и область применения

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, совершенствования организации питания в образовательных учреждениях Новосибирской области.

Методические рекомендации включают требования к размещению предприятий общественного питания при образовательных учреждениях, рекомендации по организации, режиму питания учащихся, по составлению меню, а также требования к транспортировке, приемке и хранению продукции, к производству, реализации и организации потребления продукции общественного питания предназначенной для учащихся образовательных учреждений Свердловской области.

Настоящие Методические рекомендации распространяются на столовые и пищеблоки образовательных учреждений, базовые предприятия общественного питания, организующие питание детей и подростков по месту учебы, в том числе комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые.


  • Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 16.03.2006 г.);

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 15. 08.1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (ред.21.05.2001, № 389);

  • Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья (с изменениями от 01.04.2003 г.);

  • Методических указаний по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденных Приказом Министерства торговли СССР от 26.12.1985 г. № 315;

  • Нормативных актов и технологических нормативов, действующих в общественном питании.
2. Принципы проектирования и размещения предприятий общественного питания при образовательных учреждениях

Вместимость предприятий общественного питания по месту учебы определяется в соответствии СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» (с изменениями от 29.08.2003 г.) и СанПиН 2.4.2.1178-02

При планировании развития предприятий общественного питания по месту учебы следует руководствоваться следующим нормативом: 350 мест на 1000 учащихся образовательных учреждений в первую смену.

В образовательных учреждениях питание учащихся, преподавателей, обслуживающего персонала организуется в столовых и столовых - раздаточных. При образовательных учреждениях с численностью учащихся более 100 человек питание организуется в столовых, при меньшей численности - в столовых - раздаточных. Отпуск горячих блюд в столовые - раздаточные осуществляется из специализированного заготовочного предприятия (ШБС, КШП).

При проектировании, строительстве новых и реконструкции действующих предприятий с учетом вырабатываемого ассортимента продукции, руководствуются действующими строительными нормами, нормами технологического проектирования организаций общественного питания.

Размещение производственных и складских помещений, их планировка и оборудование должны обеспечивать соблюдение поточности технологического процесса, санитарных норм, качество и безопасность готовой продукции, а также условия труда работающих.

В предприятии не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью предприятия общественного питания, не содержатся животные и птицы. В производственных и складских помещениях не должны находиться посторонние лица.

При организации питания учащихся должен соблюдаться оптимальный режим питания. Рациональное питание предусматривает выполнение режима питания. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5 - 4 часа. Суточная калорийность распределяется: завтрак - 25% калорий, обед - 35%, полдник - 10%, ужин -25%, второй ужин (перед сном) - 5% в виде кисломолочного напитка с хлебом, печеньем.

Завтрак для учащихся, обучающихся в 1-ю смену, лучше организовывать во время второй или (и) третьей перемены (после второго и третьего урока).

Продолжительность перемен, предназначенных для приема пищи, должна составлять не менее 20 минут, а при организации приема пищи учащимися в две очереди - не менее 30 минут.

При организации питания во время двух перемен - во время второй перемены организуется питание учащихся 1-4 классов, во время третьей перемены учащихся 5-11 классов.

Обед для учащихся 1-4 классов лучше организовать в период с 13 до 14 часов, а для учащихся 5-11 классов - с 14 до 15 часов (после окончания обязательных занятий).

Для учащихся, обучающихся во 2-ю смену, организуется полдник после второго (для учеников 1-4 классов) или третьего (для учеников 5-11 классов) урока.

При необходимости, по желанию родителей и учащихся питание может быть организовано в зависимости от организации питания детей дома. Учащиеся, не получающие утром завтрак дома, должны получать завтрак в школе после 2-го урока, остальные - после 3-го урока.

Администрация пищеблока и школы должны составить график посещения столовой учащимися каждого класса с учетом режима учебных занятий.

Специально выделенные лица из числа педагогов или персонала столовой должны осуществлять контроль за соблюдением графика и порядком в столовой во время приема пищи

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:


  • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;

  • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;

  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;

  • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);

  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;

  • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.
Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального их усвоения является равным 1:1:4.При этом белки должны составлять около 14% , жиры - 31 % и углеводы - 55% общей калорийности рациона.

Необходимо выдержать содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты - 60% и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами - 20% от их суточной нормы.

В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.

Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10% выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов показаны в таблице:

Таблица 1

Суточная потребность детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии


Возраст

Энергия,

ккал.


Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

всего


Всего

В т.ч. животн.

Всего

В т.ч. Растительн

6 лет

2000

69

45

67

10

285

7-10 лет

2350

77

46

80

16

335

11-13 лет

2500

82

49

84

18

355

14-17

Юноши

3000

98

59

100

10

425

девушки

2600

90

54

90

8

360

Возраст

Витамины

B1,мг

В2,мг

В6,мг

В12,мг

Фолацин, мк г

Ниацин, мг

Аскорбинов ая кисло та,мг

А, Мкг

Е,мг

Д, мк г

6 лет

1,0

1,2

1,3

1,5

200

13

60

500

10

2,5

7-10 лет

1,2

1,4

1,6

2,0

200

15

60

700

10

2,5

11-13 лет

1,3

1,5

1,6

3,0

200

17

70

800

10

2,5

14-17 лет (юноши)

1,5

1,8

2,0

3

200

20

70

1000

15

2,5

14-17 лет (девушки)

1,3

1,5

1,6

3

200

17

70

800

12

2,5

Возраст учащихся

Кальций

Фосфор

Магний

Железо**

Йод

6 лет

1000

1500

250

12

0,08

7-10 лет

1100

1650

250

12

0,1

11-17 лет

Юноши

1200

1800

300

15

0,1-0,13

Девушки

1200

1800

300

18

0,1-0,13

* * с учетом усвоения 10% введенного железа

Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.

По желанию родителей учащимся предоставляется двухразовое горячее питание. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во вторую смену - обеда и полдника. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов. Посещение детьми групп продленного дня возможно только при обеспечении их двухразовым питанием.

При организации льготного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену - полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

Одновременно с продажей комплексных рационов можно предусматривать дополнительные формы организации обслуживания: отпуск блюд по свободному выбору, работу баров, буфетов, фуршетных, чайных, витаминных столов с дополнительным ассортиментом выпеченных изделий, молочной продукции, овощных салатов, соков, горячих и холодных напитков и пр. Работа дополнительных форм обслуживания рекомендуется так же в послеобеденные часы и в период внеклассной работы.

5. Дополнительные формы организации обслуживания детей и подростков. Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для свободной продажи.

Формирование ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков, в столовых (буфетах) образовательных учреждений, осуществляется путем составления ассортиментных перечней пищевых продуктов для свободной продажи («буфетной продукции»).

Формируется обязательный и дополнительный ассортименты. Обязательный ассортимент является ассортиментным минимумом, продукты, входящие в него должны быть в наличии (в продаже) каждый день. Дополнительный ассортимент является ассортиментным максимумом и определяет возможность реализации тех или иных продуктов, при их наличии, с учетом имеющегося торгового оборудования и возможности использования данного вида продуктов в питании детей и подростков в организационных коллективах. В состав дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи можно включать консервированные фрукты, овощи, фруктовые и овощные пюре в порционной упаковке (до 200 г), а так же варенье, джем, повидло, конфитюр, мед в порционной упаковке (до 30 г) в ассортименте.

В ассортимент продуктов включаются преимущественно готовые к употреблению пищевые продукты промышленного производства в индивидуальной упаковке, а при наличии соответствующего торгового оборудования (мармитов, охлаждаемых прилавков) включаются блюда и кулинарные изделия собственного производства. Для кулинарных изделий и готовых блюд, реализуемых в образовательных учреждениях в свободной продаже (с буфетов, барных стоек и т.п.) целесообразно использование одноразовой индивидуальной потребительской упаковки (из полимерных материалов, фольги, ламинированной бумаги и т.п.).

В ассортимент продуктов для свободной продажи следует включать свежие мытые фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы, киви и др.) и овощи (помидоры, огурцы), в ассортименте, не менее 2-х наименований. Обязательно должны присутствовать различные соки (плодовые и овощные) и напитки - в первую очередь витаминизированные -как промышленные, готовые к употреблению, в индивидуальной потребительской упаковке (емкостью 0,2-0,5л), так и сухие инстантные (быстрорастворимые) напитки, н-р, «Золотой шар», которые готовятся непосредственно перед реализацией или заранее, но не ранее, чем за 2-3 часа до реализации. Реализация газированных напитков не допускается.

Соки, нектары соковые напитки (кроме витаминизированных) лучше использовать натуральные, без добавления сахара, с 50-100% содержанием соковых веществ.

В продаже обязательно должен быть горячий напиток - горячее молоко, чай, чай с молоком, кофейный напиток с молоком или какао с молоком.

В продаже всегда должны быть молочные продукты в индивидуальной потребительской упаковке, объем которой рассчитан на одну порцию, в том числе молоко стерилизованное, кисломолочные продукты (напитки), такие, как кефир, ряженка, простокваша, и др., а также различные йогурты в ассортименте не менее 1-2 наименований. Реализуются изделия творожные промышленного производства в герметичной порционной упаковке из полимерных материалов емкостью до 100 г, можно продавать в буфетах образовательных учреждениях сыры твердые и плавленые в порционной упаковке емкостью до 50г. Все молочные, кисломолочные продукты, сыры реализуются с обязательным использованием охлаждаемого прилавка.

Для организации дополнительного питания детей и подростков в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).

Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).

В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до ЮОг) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).

Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.

6. Основные принципы формирования рациона питания и составления меню для учащихся образовательных учреждений

Важным элементом рационального питания является распределение объема дневной потребности в пище между отдельными ее приемами.

Школьный завтрак (для учащихся второй смены - полдник) должен составлять не менее 20-25 %, а обед не менее 35% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Рацион двухразового питания в образовательном учреждении должен обеспечивать не менее 55% суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии.

Ежедневно, накануне дня приготовления пищи заведующим производством составляется план-меню (форма № ОП-2, утвержденная постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 г. № 132) на каждый день. В плане-меню указываются наименование блюда, краткая характеристика, номер раскладки по Сборнику рецептур, выход порции. В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы (объема) порции, указанной в таблице № 4.

Примерный объем порций для детей школьного возраста

Таблица 4


Блюда

Масса порции

7-10 лет

11-17 лет

Холодные закуски (салаты, винегреты)

50-75 г

50-100 г

Каши, овощные блюда

150 г

200 г

Первые блюда

200 г

250 г

Порционные мясные, рыбные блюда

50-130 г

75-150 г

Гарниры

100 г

100-150 г

Напитки

180г

200 г

Хлеб

30 г (пшеничный), 20 г (ржаной)

Примерное меню составляется в двух вариантах на период не менее 2 недель (примерное 12-дневное меню), с учетом сезонного наличия свежих фруктов, овощей и зелени. Разные варианты примерного меню предусматриваются в зависимости от вида пищеблоков (буфеты раздаточные или столовые доготовочные) и с учетом имеющегося технологического и холодильного оборудования.

Учитывая трудности, возникающие при организации рационального питания учащихся: высокие цены на продовольственные товары, размеры компенсаций выделяемых из бюджетов различных уровней, в зависимости от конкретных условий, допускается реализация рационов завтраков, обедов с неполным набором блюд, уменьшенными порциями, при условии обеспечения калорийности.

Мясо и мясопродукты:

Мясо птицы (курица, индейка);

Мясо кролика;

Сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще чем 1-2 раза в неделю;

Колбасы вареные (докторская, отдельная и др.), не чаще 1-2 раз в неделю, послетепловой обработки;

Субпродукты (печень говяжья, язык).

Рыба и рыбопродукты: треска, хек, минтай, ледяная рыба, судак, сельдь (соленая).

Яйца куриные - в виде омлетов или в вареном виде.

Молоко и молочные продукты:

Молоко (2,5%, 3,2%, 3,5% жирности) пастеризованное, стерилизованное, сухое;

Сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;

Творог (9% и 18% жирности; 0,5% жирности - при отсутствии творога более высокой жирности) после термической обработки;

Сыр неострых сортов (твердый, мягкий, плавленый, колбасный без специй);

Сметана (10%, 15%, 30% жирности) после термической обработки;

Кефир;


- йогурты (предпочтительнее не подвергшиеся термической обработке - "живые", молочные и сливочные);

Ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска;

Сливки (10%, 20% и 30% жирности).Пищевые жиры:

Сливочное масло (в том числе крестьянское);

Растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое - только рафинированное; рапсовое, оливковое) в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда; ограничено для обжаривания в смеси с маргарином.

Кондитерские изделия:

конфеты (предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель, шоколадные -не чаще одного раза в неделю;

Галеты, печенья, крекеры, вафли, кексы (предпочтительнее с минимальным количеством пищевых ароматизаторов);

Пирожные, торты (песочные и бисквитные, без крема);

Джемы, варенье, повидло, мед - промышленного выпуска.

Картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, патиссоны, лук, чеснок (для детей дошкольного возраста - с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, сельдерей, томатная паста, томат-пюре.

Фрукты:


- яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники); цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости;

Сухофрукты.

Бобовые: горох, фасоль, соя.

Соки и напитки:

Натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного выпуска(осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелкоштучной упаковке;

Напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;

витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок;

Кофе (суррогатный), какао, чай.

Консервы:

Говядина тушеная (в виде исключения (при отсутствии мяса) для приготовления первых блюд);

Лосось, сайра (для приготовления супов);

Компоты, фрукты дольками, баклажанная и кабачковая икра;

Зеленый горошек;

Томаты и огурцы стерилизованные.

Хлеб, крупы, макаронные изделия - все виды без ограничения.

Дополнительно при наличии финансовых возможностей в питании детей могут использоваться:

Икра осетровая и лососевая зернистая (не чаще 1 раза в 2 недели);

Рыба соленая красная(предпочтительнее горбуша, кета) - не чаще 1 раза в 2 недели;

Тропические фрукты (манго, киви, гуава и др.) - с учетом индивидуальной переносимости.

В питании детей и подростков в ГОУ не допускается использовать продукты, способствующие ухудшению здоровья детей и подростков, а также обострению хронических заболеваний.

В составе пищевых продуктов, из которых формируются рационы питания детей и подростков, ограничивается использование пищевых добавок. Исключается использование химических консервантов (бензойная кислота и ее соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, перекись водорода, сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрид и др.).

В качестве красителей в составе пищевых продуктов в питании детей и подростков могут использоваться только фруктовые и овощные соки, шоре или порошки, какао, окрашенные витаминные препараты (в том числе каратиноиды, рибофлавин и др.) и витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не допускающих превышения установленных физиологических норм потребления витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и других видов растительного сырья).

В качестве пряностей в составе пищевых продуктов могут использоваться свежая и сушеная зелень, белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист, укроп, корица: в небольших количествах - душистый перец, мускатный орех или кардамон. При производстве кулинарной продукции для детей и подростков не используются ароматизаторы (за исключением ванилина), усилители вкуса (глутамат натрия и др.). В качестве разрыхлителей следует использовать только пищевую соду (гидрокарбонат натрия).

Не допускается использование кулинарного жира, свиного и бараньего сала, маргарина. Маргарин допускается только при производстве мучных кулинарных изделий. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. Наряду с подсолнечным маслом в питании детей можно использовать другие растительные масла, в т.ч. кукурузное, рапсовое, оливковое, соевое. Не рекомендуется использовать в питании детей безалкогольные газированные напитки, жевательную резинку и др.

Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). В питании детей и подростков рекомендуется использовать менее жирное мясо: говядину II категории, мясную свинину, мясо птицы II категории и т.п. Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень.

Маргарины (сливочные с минимальным содержанием транс-изомеров жирных кислот)могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном в составе булочных и мучных кондитерских изделий.

В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии). Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.

В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3-4 недели).

Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных изделий, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай. кофейный напиток).

Для приготовления блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей и подростков, следует использовать яйцо с качеством не ниже диетического.

С целью профилактики пищевых отравлений в питании детей в образовательных учреждениях не используется:


  • фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

  • творог и сметана в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первые блюда за 5-10 минут до готовности);

  • молоко и простокваша «самоквас» в натуральном виде, а также для приготовления творога;

  • зеленый горошек без термической обработки;

  • макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки,

  • паштеты, форшмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

  • напитки, морсы без термической обработки, квас;

  • грибы;

  • макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;

  • пирожные и торты кремовые;

  • жаренные во фритюре пирожки, пончики, картофель, а также расстегаи, кулебяки, чебуреки, пельмени и другие мучные кулинарные изделия, при приготовлении которых используется в качестве начинки сырой фарш;

  • сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

  • неизвестного состава порошки в качестве разрыхлителей теста;

  • кофе натуральный.
Рекомендуется в состав готовых блюд включать зеленый лук, петрушку, укроп.

Допускается использовать белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист.

Для приготовления блюд и кулинарных изделий должна использоваться только йодированная поваренная соль, имеющая гигиенический сертификат. В Российской Федерации установлен норматив содержания йода в соли на уровне 40±15 мг на 1 кг соли. При среднем потреблении 7-10 г соли в день и потерях около 50% йода этот уровень йодирования соли обеспечивает поступление в организм человека около 150 мк г йода в сутки.

Соль необходимо хранить в сухом помещении, укрытой от прямого солнечного света. При термической обработке происходит потеря части йода. В этой связи рекомендуется подсаливать пищу в конце термической обработки.

Срок годности йодированной соли должен соответствовать ГОСТ Р 51574-2000 «Соль поваренная пищевая. Технические условия».

При подборе холодных блюд и закусок предпочтительнее использовать блюда из сырых овощей и фруктов. В салатах целесообразно сочетать различные овощи и фрукты: морковь с яблоками, морковь с курагой, тыкву с помидорами, белокочанную капусту с помидорами, морковью. Огурцы (учитывая их бедный витаминный состав) лучше сочетать с помидорами, зеленым луком, сладким перцем, капустой. Винегреты можно дополнять сельдью, нерыбными продуктами моря, мясом.

Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется использовать свежезамороженные овощи, фрукты, плодоовощные консервы, соки при соблюдении сроков их реализации.

При приготовлении крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником пищевых веществ. В рационе должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши).

Крупяные и творожные запеканки и пудинги, имеющие высокую пищевую ценность, но бедные витаминами, следует предусмотреть с фруктовыми соками и киселями. Эти же добавки рекомендуются при отпуске вязких каш из манной, овсяной, рисовой круп. Вязкие каши хорошо сочетаются с вареньем, сгущенным молоком, сладкими соусами.

Наряду с крупяными гарнирами в питании должны использоваться овощные, в том числе сложные овощные гарниры. К мясу предпочтительнее подавать овощной гарнир, к рыбе - картофель.

Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедшие тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.

В случае отсутствия какого-либо продукта для сохранения пищевой ценности блюда и рациона в целом допускается замена продуктами, равнозначными или близкими по пищевой ценности: взаимозаменяемые по белковому составу являются мясо, творог, яйца, рыба.

Пшеничный хлеб, включаемый в меню учащихся, должен быть приготовлен с использованием витаминно-минеральных обогатителей, при наличии в меню мучных и кондитерских изделий хлеб может исключаться.

Меню по дням недели должно быть разнообразным. Разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

Завтрак должен содержать горячее блюдо - творожное, яичное, мясное, крупяное (молочно-крупяное), в качестве третьего блюда желательно горячее молоко или горячий напиток (компот, напиток шиповника, витаминизированный кисель, чай, какао, кофейный напиток с молоком). В завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Целесообразно на завтрак давать свежие фрукты и овощи. В состав школьных завтраков целесообразно включать витаминизированные напитки и соки, рекомендуется в качестве напитка использовать быстрорастворимый, приготовленный непосредственно в столовой образовательного учреждения, например, напиток «Золотой шар». Сладкие блюда или сахаристые кондитерские включаются в рацион завтраков и обедов только в качестве десерта, не чаще чем 3-4 раза в неделю.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в дошкольных образовательных учреждениях

2 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ПИЩИ: Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду) Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей. Соблюдение постепенности посадки детей за столы. Воспитатель старается, чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети, которые медленно едят и имеют плохой аппетит. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

3 Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

4 Сервировать стол это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

5 Эстетическое оформление стола: обязательно бумажные салфетки, красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи), порционно нарезанный хлеб в хлебнице, чашки, тарелки по количеству детей, допускается цветочная композиция для украшения

7 Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи. *************** на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. а лучше под каждый столовый прибор салфетку, чистую, нарядную на вид.

9 бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо)

10 хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается!)

11 расставляются чайные пары

12 если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку

13 справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз; если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши); то, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.

15 салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке

16 раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной

17 по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки

18 К ЗАВТРАКУ СТОЛ СЕРВИРУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелку с порционным маслом, салфетницу Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка справа. Если нет ножей справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей. Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.

20 К ОБЕДУ СТОЛ СЕРВИРУЕТСЯ: На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница. Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка справа. Если нет ножей справа ложка и вилка. Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей. Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол. Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.

23 К ПОЛДНИКУ СТОЛ СЕРВИРУЕТСЯ: В центре стола ставится салфетница, чайные пары. Тарелка ставиться каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.

24 К УЖИНУ СТОЛ СЕРВИРУЕТСЯ: так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

27 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА Общие требования: дежурство носит характер поручений; единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя; обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок); назначают по 1 дежурному для каждого стола; поощрение и благодарность за помощь

28 ДОСКА ДЕЖУРСТВ ПО СТОЛОВОЙ

30 МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею; раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

31 СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: сервировка стола под руководством взрослого; уборка использованных салфеток; составление грязной посуды стопкой в центре стола.

32 СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: сервировка стола; размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание); уборка грязной посуды и использованных салфеток. смётка крошек со стола

33 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ВО ВРЕМЯ КОРМЛЕНИЯ: При организации кормления детей старше полутора лет младший воспитатель моет руки ребенку, и он садится за стол. Воспитатель подает ему пищу. Когда все сидят за столом, младший воспитатель включается в кормление: она помогает маленьким, ослабленным детям, следит за чистотой столов. Когда большая часть детей закончит есть, у столов остается один взрослый: во время завтрака младший воспитатель, а воспитатель готовит детей к непосредственно образовательной деятельности. Если это обед, остается воспитатель, а младший организует туалет детей и провожает их в спальню. воспитатель После ухода воспитателя в спальню с основной массой детей младший воспитатель наблюдает за теми, кто еще не закончил обед.

34 ЛИТЕРАТУРА: Алексеева А., Дружинина Л., Ладодо К. Организация питания детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, с. Гринкевич А. М., Лазарева Г. Ю., Чапова О. И. Детское питание. М.: Издательский Дом Равновесие, с. Кисляковская В. Г., Васильева Л. П., Гурвич Д. Б. Питание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, с. Алямовская В.Г и др. Беседы о поведении ребенка за столом. - М.: ТЦ Сфера Алямовская В.Г., Белая К.Ю, Зимонина В.Н. и др. Культура поведения за столом. Методические рекомендации по организации питания детей. - М.: издательство «Ижица», Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения М.:Издательство «Скрипторий 2003», у старших дошкольников. - Искусство сервировки стола. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М., Курочкина И.Н.Современный дошкольников. - М., этикет и воспитание культуры поведения у Насонкина СА. Наглядное пособие. Учимся этикете. Издательство «Детство-пресс» СПб. вежливости. Дошкольникам об Этикет от А до Я /Автор-составитель Чудакова Н.В..М., 1997.

35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Консультация для воспитателей Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач формированием у детей культуры поведения за столом, воспитание культурно-гигиенических

Задачи формирования культурно-гигиенических навыков при приеме пищи: 1 младшая группа (2-3 года) сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом,

Школа младшего воспитателя Консультация Подготовила О.А. Матюшина Декабрь 2014г. Тема: «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» Цель: оказание

Консультация: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи». Подготовила: воспитатель 1 категории Салопова В.А. Цель: оказание методической помощи воспитателям и помощникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение М-ла Новикова д.4 корп.3) Сервировка стола в детском саду. Этикет. «Воспитанный человек это человек,

МКДОУ Ордынский детский сад «Росинка» ШКОЛА ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» Подготовила: старший воспитатель

Подготовила Технолог по питанию МБДОУ «Ягодка» Е.М.Трубицына 2016г. Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель

Культура питания в детском саду Культура питания в детском саду наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить

Культура питания в детском саду. Культура питания подразумевает воспитание. «Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть,

Роль воспитателя в организации приёма пищи детей в детском саду Культура питания в детском саду наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно

МБДОУ «Детский сад 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА

Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением. Академик И.П. Павлов ПИТАНИЕ это основа жизни. Рационально организованное питание залог здоровья, бодрости, длительной и

Консультация для воспитателей «Сервировка стола и питание в детском саду» «Сервировка стола и питание в детском саду» Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во

«Сервировка стола и питание в детском саду» Подготовила старший воспитатель: О.В. Пшеничникова Настоящие методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах носят рекомендательный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Мишутка» ГМО воспитателей групп для детей от 1 года до 3 лет Алгоритм сервировки стола в группе раннего возраста в ДОУ Декабрь,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 458» Семинар для педагогов «Организация питания в ДОУ» Подготовил: старший воспитатель Первая кв.категория Махалова С.В. г. Нижний

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МБДОУ 152 СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ - СВОД КОНКРЕТНЫХ, ДОСТАТОЧНО СТРОГИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ, ЭТО ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА Столовый этикет

Культура питания в детском саду Подготовили воспитатели МБДОУ ДС 2 «Колокольчик», Суконникова О.А., Адонина Н.И. Культура питания - это знание основ правильного питания, понимание свойств продукта, красивая

Консультация старшего воспитателя Методические рекомендации для воспитателей по организации питания в детском саду Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание.

Дежурство по столовой в средней группе Цель. Учить детей правильно сервировать стол, воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости свой работы для

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга (отделение дошкольного образования) Консультация на тему: «Организация

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА Азнабаева Лия. Мигмановна Хрупало Лидия Викторовна МБДОУ ЦРР Д/С 165 Этикет (от французского etiquette ярлык, этикетка) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости,

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации питания воспитанников в МДОУ 9 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЕННОГОРОДСКОЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» 301843, Тульская область, Ефремовский район, п.восточный sidorenko [email protected],8-(48741)-2rS3-73

Мониторинг результативности работы по формированию основ культуры питания у дошкольников (старший дошкольный возраст 6-7 лет) Общие критерии оценки результатов по выполнению диагностических заданий: 3

Практикум для педагогов и помощников воспитателей «Секреты сервировки стола» Цель: повышать компетентность педагогов и помощников воспитателя в вопросах культуры поведения за столом и культуры еды, способствовать

Организация питания детей в детском саду. Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки,

Значение культурного поведения за столом. Культура поведения за столом... Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со

%, обед 35%, полдник 15 %, ужин - 20 %. В суточном рационе допускаются отклонения калорийности на 10 %. В промежутке между завтраком и обедом производится дополнительный приём пищи второй завтрак, включающий

2.4. На основе примерного 10-дневного меню ежедневно на следующий день составляется меню-требование. 2.5. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню - требование составляется отдельно. При

СЕРВИРОВКА СТОЛА СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКСАДУВ ДЕТСКОМ САСДУ Сервировка стола в детском саду Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации

2 1. Раздел 2.4. «Организация режима пребывания детей в ДОУ» изложить в следующей редакции: «Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: - построения образовательного процесса

Консультация психолога ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. Здоровье это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия. Русская пословица

ПРИНЯТО: на Общем собрании трудового коллектива 4 от «31» августа 2015г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом МДОУ 9 114/о от «31» августа 2015г ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации питания воспитанников МДОУ 9» 1. Общие положения

Сервировка стола в дошкольном образовательном учреждении Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей. 2. Организация самостоятельной деятельности детей:

СОВМЕСТНЫЙ СО ВЗРОСЛЫМ ТРУД РЕБЕНКА ТРЕХ- ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ КАК ОБУЧАЮЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребѐнка - детский сад 2 города Шебекино Белгородской области»

Пользование столовыми приборами Первый столовый прибор Сев за стол, осмотритесь, обратите внимание на то, как сервирован стол. Посуды и приборов вроде бы много, но каждый на своем месте, у каждого своя

2.2 Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка. 2.3 Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню МАО «Центра детского диетического питания», разработанным

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» составлена на основе Программы ОГОУ ДПО Иркутского института повышения

МДОУ «Новопортовский детский сад «Теремок» Группа: подготовительная Воспитатель: Четверикова. Е.Н. с. Новый Порт Сервировка стола. Великий русский ученый - филолог И. П. Павлов говорил:...нормальная и

ПОЛОЖЕНИЕ об организации питания воспитанников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 23 Центрального района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2016 г. 1. Общие

ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ /консультация для родителей/ Не в каждом доме бывает, что малыш встал утром с постели, умылся и объявил: «Сегодня я для всех приготовлю завтрак!» Взрослым почему то кажется, что

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Методическая разработка

2.6. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка; 2.7. Питание в МБДОУ детский сад д.юрино осуществляется в соответствии с примерным 10- дневным меню, разработанным на основе

ПРИНЯТО с учетом мнения Совета родителей протокол от «02» июня 2016 4 УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего от «03» июня 2016 115ахд Положение Об организации питания детей в МБДОУ ДС 50 I. Общие положения 1.1.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Решением Общего собрания работников ГБДОУ 1 Адмиралтейского района СПб Протокол

1 2.3. Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста. 2.4.

Организации питания в детском саду уделяется особое внимание. Снабжение детского сада продуктами, приготовление питания осуществляет ООО «Транзтерминал», по 10-ти дневному меню, утвержденному Роспотребнадзором.

2.2. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка. 2.3. Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей

«Утверждаю» «Согласовано» Директор ГБОУ ШКОЛА 158 Ст.методист /С.И. Майкова /З.Н.Чернышева 01 сентября 2017г. Программа здорового питания, культуры питания и правилах поведения за столом. Приложение к

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол, создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка»

Принято: Утверждено: Педагогическим советом Заведующий ГБДОУ детский сад 67 ГБДОУ детский сад 67 Невского района Санкт Петербурга Невского района Санкт Петербурга О. А. Головина Протокол от Приказ от 20

1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 157» (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным

Тема программы: «Подготовка торгового зала к обслуживанию» Тема урока: «Предварительная сервировка стола к завтраку» Цель урока: сформировать умения и навыки предварительной сервировки стола к завтраку.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска ОГРН 1086501010837 ИНН 6501201911КПП 650101001 693007 город Южно-Сахалинск,

Обсуждено и принято на Родительском собрании МБДОУ «Детский сад 16 "Виктория" протокол от " " 20 г. ПРИНЯТО на Общем собрании трудового коллектива МБДОУ «Детский сад 16 «Виктория» Протокол 20 г. Утверждаю

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативнометодическими документами законодательства по разделу «Гигиена питания», методическими рекомендациями «Питание детей в

Учитель технологии МОУ СОШ 40 Николаева И.А. Что такое этикет? Слово «этикет» означает установленный порядок поведения где-либо (например за столом). Слово «этикет», а также многие современные правила

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -Детский сад 1 с. Корсаково Корсаковского района Орловской области Утверждаю Заведующий детским садом 1 В.Н.Позднякова Приказ 60 от «30»12.2013

Содержание Посуда для сервировки............................................ 11 Посуда для подачи хлеба и выпечки.....................................................13 Посуда для подачи холодных закусок...................................................15

1 2018 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации питания воспитанников МБДОУ «Детский сад 100», с целью создания оптимальных условий для укрепления здоровья, обеспечения

РЕЖИМ И/ИЛИ РАСПОРЯДОК ДНЯ Прием детей, игра. Утренняя гимнастика 7.00-8.05 Подготовка к завтраку, завтрак 8.05-8.35 Самостоятельная деятельность 8.35-9.00 Игра-занятие (по подгруппам) 9.00-9.30 Подготовка

3.2.При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в ДОУ, используется следующий норматив: завтрак 20-25%; обед 35-40%; полдник, ужин 20-25% 3.3.При организации питания администрация

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации питания детей, с целью создания оптимальных условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания детей и соблюдения

Журнал бракеража поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов; - журнал бракеража готовой кулинарной продукции; 2.2. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту воспитанника.

1 2 3. Организация питания на пищеблоке 3.1.При организации питания необходимо соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основном пищевых веществах согласно санитарноэпидемиологическими

Режим дня Режимные процессы в первую половину дня Прием детей 7.00-8.30 1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей. 2. Организация самостоятельной

Принято У m p ig m ^^S S o 7 ^> \ О u, /Г Л ^ г т / Ч ч ^ t t i t i т т / ^ Т) На заседании педагогического совета б ^ът Ш щ ш М А ^Д ^Д ^гг-д С «гадуга» Протокол X от?/. 20l г. ^ ДШ енацевич 3tr" 201^

5. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется включать в рационы питания все группы продуктов, в том числе:

мясо и мясопродукты;

рыбу и рыбопродукты;

молоко и молочные продукты;

яйца; пищевые жиры;

овощи и фрукты;

крупы, макаронные изделия и бобовые;

хлеб и хлебобулочные изделия;

сахар и кондитерские изделия.

6. Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать всеми пищевыми веществами, необходимыми для нормального роста и развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа с учетом физиологических норм потребностей в пищевых веществах и энергии, рекомендуемых среднесуточных рационов (наборов) питания для соответствующих образовательных учреждений.

7. Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами:

воспитанники дошкольных образовательных учреждений - среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 ;

обучающиеся общеобразовательных учреждений - среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше - в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 ;

обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования - среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 ;

обучающиеся, получающие высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, - среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 ;

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях - среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СП 2.4.990-00 .

8. При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать потребление обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений пищевых веществ, энергетическая ценность которых составляет от 25 до 100% от установленной суточной потребности в указанных веществах (в зависимости от времени пребывания в образовательных учреждениях).

9. В суточном рационе питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) рекомендуется составлять 1:1:4 (в процентном отношении от калорийности - 10 - 15, 30 - 32 и 55 - 60% соответственно).

10. Интервалы между приемами пищи обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется составлять не менее 2 - 3 часов и не более 4 - 5 часов.

При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении следует составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%.

При круглосуточном пребывании обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях при пятиразовом питании распределение калорийности рекомендуется составлять: завтрак - 20%, обед - 30 - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%, второй ужин - 5 - 10%.

При организации шестиразового питания: завтрак - 20%, второй завтрак - 10%, обед - 30%, полдник - 15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.

Меню для каждого типа образовательных учреждений рекомендуется разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

12. В образовательных учреждениях рекомендуется предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям , предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Питьевой режим в образовательном учреждении рекомендуется организовывать в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

13. При организации питания в образовательных учреждениях рекомендуется проводить профилактику витаминной и микроэлементной недостаточности согласно действующим санитарным правилам и нормативам.

14. Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 и СанПиН 2.4.5.2409-08 .

15. Для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не следует превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник.

16. В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Глава ІІІ. Диетотерапия при целиакии

Диетотерапия при целиакии основана на принципе «шунтирования» пораженного метаболического звена за счет исключения из потребляемой пищи токсичного для этих больных глютена. Целиакия характеризуется стойкой пожизненной непереносимостью глютена, поэтому требует строгой и бессрочной безгютеновой диеты. Но эта сложность вознаграждается тем, что при безукоризненном соблюдении элиминационной диеты уже в течение года происходит полное восстановление структуры слизистой оболочки и значительно улучшается общее состояние больного.

Рацион больного ребенка конструируется с учетом возраста, тяжести состояния и соблюдения общих принципов: белковый и жировой компоненты обеспечиваются мясом, яйцами, молочными продуктами, растительным и сливочным маслом, углеводный – крупами, овощами, фруктами, ягодами.

Специфика заболевания диктует необходимость в дифференцированном подходе к выбору продуктов и блюд рациона. Это, прежде всего, касается продуктов с принадлежностью к злакам.

Подлежат исключению из рациона :


  1. Продукты и блюда, содержащие проламин – одну из 4 фракций белка пищевых злаков. В разных злаках проламин имеет свое название: в пшенице и ржи - глиадин, в ячмене - гордеин, в овсе – авенин, в кукурузе – зеин. Самое высокое содержание проламина имеют пшеница, рожь (33-37%) и просо (55%), умеренное количество обнаруживается в овсе (10%). Таким образом, в список запрещенных попадают все продукты и блюда, содержащие пшеницу, рожь, просо, ячмень и овес (табл. 1 Приложения 1).

  2. Продукты промышленного производства, содержащие скрытый (не декларируемый на упаковке) глютен. Пшеничная мука и ее компоненты часто используются как связующий элемент и стабилизатор в колбасах и сосисках, мясных и рыбных консервах, молочных продуктах (йогуртах, творожках, сырках), майонезах, кетчупах, соусах, «крабовых» палочках, продуктах быстрого приготовления – бульонных кубиках и растворимых супах, растворимом кофе, даже в кукурузных хлопьях, которые обычно врачи рекомендуют больным целиакией. Перечень этих продуктов представлен в табл. 2 Приложения 1. В большинстве европейских стран не реко­мендуется больным целиакией употреблять в пищу продукты, содер­жащие пшеничный крахмал (wheat starch), так как они содержат следы глютена.
Неявно глютен может поступать в организм не только с пищей. Пшеничная клейковина применяется в качестве основы жевательной резинки и в фармацевтической промышленности в составе наполнителя или оболочки таблеток. К таким таблетированным лекарственным средствам относятся «Глута­миновая кислота», «Декамевит», «Ибупрофен», «Квадевит», «Лития кар­бонат», «Метионин», «Пентоксил», «Динезин» и др. Глютен входит в состав некоторых зубных паст и зубных полосканий, клея на почтовых марках и конвертах, туши для ресниц.

Допускаются:


  1. Греча и кукуруза. Эти злаки имеют в своем составе незначительное содержание проламина (в гречихе - 1,1%, в кукурузе - 5,9%). К тому же проламин в них имеет особенный химический состав (не содержит пролин и глютамин), что, по-видимому, и позволяет больным целиакией употреблять эти злаки без вреда для себя. Не повреждают кишечные ворсинки рис, пшено, амарант, сорго, квиноа (рисовая лебеда).
При построении рациона можно использовать многие другие продукты из групп «мясо, рыба», «молочные продукты», овощи, фрукты», «жиры», напитки», «сладости» при условии, что они не содержат глютен (Табл. 3 Приложения 1).

ІІІ.1. Специализированные безглютеновые продукты.

На слизистую оболочку кишечника больного целиакией оказывают влияние даже микродозы глютена. Поэтому для больных целиакией очень важна доступность специальных безглютеновых продуктов, заменяющих хлеб, муку, крупы, пече­нье, макаронные изделия и пр. В соответствии с требованиями Codex Alimentarius ВОЗ, безглютеновыми могут считаться продукты, содержа­щие

Для маленьких детей с целиакией имеется широкий ассортимент специализированных безглютеновых каш промышленного производства (Табл.1 Приложения 2). Они выпускаются как безглютеновые молочные, так и безглютеновые безмолочные. Большая потребность в безглютеновых продуктах по­служила основанием для разработки отечественных специализирован­ных зерновых продуктов, готовых к употреблению («сухие завтраки») и сухих смесей «Нутриген» для выпечки хлеба, хлебобулочных и кондитер­ских изделий (Табл. 2,3,4 Приложения 2). Для того чтобы произвести адекватную замену мучных продуктов с глиадином на безглиадиновые варианты , можно воспользоваться данными, изложенными в табл. 5 Приложения 2.

В России сертифицированные продукты для питания больных целиакией представлены также фирмами «GLUTANO» (Герма­ния) и "Доктор Шер" (Италия). На мировом рынке такие продук­ты выпускают фирмы: Finax (Швеция), Moulas (Финляндия), Barkat (Англия), Organ (Австралия). Фирма Valio (Финляндия) поставляет широкую гамму безглютеновых молочных продуктов – молоко, сметану, сливки, простаквашу, кефир, творог, йогурт, десерты, сыры.

В целом диета при выраженной целиакии предусматривает увеличение по сравнению с физиологическими нормами энергетической ценности за счет белков и углеводов, ограничение жиров, повышенное потребление витаминов, кальция, железа и других минеральных веществ. Для выбора пищевых продуктов питания, не содержащих глютен, можно опираться на ассортиментный перечень продуктов и блюд, предназначенных для больных целиакией (Приложение 3) и среднесуточный набор продуктов для базовой безглютеновой диеты (Табл. 1,2 Приложения 4).