Open
Close

Мир начала 20 века достижения. Россия и мир в начале XX века

На вопрос Мир в начале 20 века (помогите найти доклад) заданный автором 55555 55555 лучший ответ это Мир в начале 20 века.
Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда железная дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Почти все население мира жило в сельской местности. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи. Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок.
Еще не взлетел первый самолет и первая ракета.
Еще не были изобретены антибиотики.
Еще не заработали сборочные конвейеры на автомобильных заводах Генри Форда.
Еще не изобрели телевизоры.
Но уже родились Рузвельт и Черчилль, Эйнштейн и Пикассо, Гитлер и Муссолини, Ататюрк и Мао Цзэдун, Лени» и Сталин - те, кому было суждено стать главными действующими лицами мировой драмы XX века.
Столетие назад Европа господствовала в мире. Европейцы, открыв для себя мир после Великих географических открытий, захватили его и поделили между собой. Мало что свидетельствовало тогда о грядущей утрате Европой своего лидерства. Особое место принадлежало США. Будучи по истокам своего возникновения продолжением европейской цивилизации, США стремительно становились крупнейший державой мира. В стране была создана гигантская индустрия. Во многих отраслях промышленности Америка начинала опережать Европу. Крупнейшие предприниматели - Рокфеллер, Карнеги, Морган и другие - символизировали новую эпоху, в которой США отводилось ведущее место в мире.
Феноменальный рост Соединенных Штатов Америки, ставших к концу века ведущей промышленной державой мира, да угрожающе быстрое превращение Японии в могучую военную державу обещали будущие перемены.
Если сравнивать карту современного мира и карту мира начала века, поражает многоцветность первой и бедность палитры второй. Европейские страны поделили Южную и Юго-Восточную Азию, Африку, островной мир Океании и Карибского бассейна на колонии, их цвета поэтому превалировали на карте. Самыми крупными владениями располагала Великобритания. Второй по величине колониальной империей являлась Франция. Испания и Португалия, которые положили начало созданию колониальных империй в XV веке, - потеряв в XIX веке свои владения в Центральной и Южной Америке, стали второстепенными колониальными державами. Позже других, только после своего объединения, приступила к колониальным захватам Германия, но и она быстро стала обладательницей крупной империи. Маленькая Бельгия владела колонией Конго, которая в 78 раз превосходила ее по территории. Но это не значит, что все европейские страны имели колонии: их не было, например, у Швейцарии, Швеции, Австро-Венгрии.
Страны и народы, оказавшиеся в составе колониальных империй, теряли свою независимость; они непосредственно управлялись из своей страны-метрополии, т.е. владелицы данной колонии. Лишь в британских колониях, заселенных европейцами, было введено самоуправление, эти колонии - Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз - получили название доминионов. Те неевропейские страны, которые сохранили внешне независимость, - Китай, Сиам (Таиланд), Афганистан, Иран, Османская империя, страны Центральной и Южной Америки оказались в орбите европейского господства. Но она приняла другие формы. В одних случаях эти государства были вынуждены призыать покровительство, протекторат, со стороны одной из европейских держав. В других случаях европейцы добивались подписания договоров, обеспечивающих им право свободно заниматься торговлей на территории этих государств, создавать там свои опорные пункты.
[ссылка появится после проверки модератором]
http://www.slideboom.com/presentations/93060/MIR-V-NACHALE-VEKA1
http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist101.htm

Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса с ответами. Работа включает в себя 28 разноуровневых заданий.

1. В 1908 г. произошла

1) младотурецкая революция
2) Англо-бурская война
3) Синьхайская революция в Китае
4) Испано-американская война

2. Какая из названных организаций была создана в Великобритании в 1906 году?

1) Консервативная партия
2) Либеральная партия
3) Национальная чартистская ассоциация
4) Лейбористская партия

3. Что из названного произошло в 1913 году?

1) изобретено радио
2) проведен первый сеанс кинематографа
3) впервые применен конвейер (на сборке автомобилей)
4) построен первый в Европе метрополитен в Лондоне

4. В число основных требований рабочих в европейских странах в начале ХХ века входило

1) введение конституции
2) установление 8-часового рабочего дня
3) право создавать профсоюзы
4) создание первого объединения социалистических партий — Интернационала

5. В конце XIX — начале ХХ века в большинстве стран Западной Европы и США появились

1) парламенты
2) общенациональные федерации профсоюзов
3) коммунистические партии
4) партии либерального толка

6. «Страной трестов» называли в начале ХХ века

1) Великобританию
2) Италию
3) США
4) Францию

7. Проведению значительных социальных реформ в Великобритании в начале ХХ века способствовал

1) Д. Ллойд Джордж
2) Б. Дизраэли
3) У. Черчилль
4) А. Гриффит

8. Анархо-синдикалистские идеи распространились в конце XIX — начале ХХ века

1) среди европейских парламентариев
2) в организации младотурок
3) среди американских фермеров
4) в рабочем движении

9. Участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав называли

1) суфражистками
2) роялистками
3) пацифистками
4) чартистками

10. В начале ХХ века США стремились в своей внешней политике

11. В результате Синьхайской революции в Китае

1) прекращена деятельность иностранных компаний
2) была свергнута власть императора
3) к власти пришла партия Гоминьдан
4) императорский трон занял японский ставленник

12. Младотурками в Османской державе назывались

1) представители зарождавшейся технической интелли­генции
2) владельцы крупных турецких предприятий и банков
3) участники организации, выступавшей за конституци­онный строй
4) члены революционно-демократической партии

13. Расположите события в хронологическом порядке.

1) Синьхайская революция в Китае
2) Русско-японская война
3) Англо-бурская война

14. Какие новые отрасли промышленности получили развитие в начале ХХ века? Выберите два верных положения.

1) текстильная
2) машиностроительная
3) электротехническая
4) химическая

15. Какие два из названных технических изобретений, устройств появились в первые десятилетия ХХ века?

1) автомобиль
2) самолет
3) телефон
4) конвейер

16. В каких двух из названных стран произошли революции в первые десятилетия ХХ века?

1) Китай
2) Индия
3) Османская империя
4) Япония

17. Какие два из названных государств активно включились в конце XIX — начале ХХ века в борьбу за передел колони­альных владений?

1) Великобритания
2) Германия
3) Испания
4) США

18. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую ей позицию из второго столбца.

А) революция в Мексике
Б) Англо-бурская война
В) Синьхайская революция в Китае

1) 1899-1902 гг.
2) 1904-1905 гг.
3) 1911-1913 гг.
4) 1910-1917 гг.

19. Установите соответствие между понятиями и названиями государств, к истории которых они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) казус Мильерана
Б) чешский вопрос
В) тред-юнионы

Государства

1) Великобритания
2) Франция
3) Италия
4) Австро-Венгрия

20. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) урбанизация
Б) эмансипация
В) эмиграция

Значения

1) освобождение от угнетения, уравнивание в правах
2) повышение интенсивности труда
3) рост крупных городов
4) переезд на жительство в другую страну

21. Установите соответствие между понятиями и названиями стран, к истории которых в начале ХХ века они относят­ся. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) антимонопольное законодательство
Б) гомруль
В) Третья республика

1) Германия
2) Франция
3) США
4) Ирландия

22.

А) Г. Форд
Б) Д. Ллойд Джордж
В) А. Бебель

Деятельность

1) премьер-министр Великобритании
2) основатель автомобильной компании в США
3) президент Франции
4) руководитель Социал-демократической партии Германии

23. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) Ф. Вилья
Б) Сунь Ятсен
В) Муцухито

Деятельность

1) лидер революционного движения в Китае
2) император Японии
3) основатель Общества младотурок
4) руководитель крестьянского движе­ния в Мексике

24. Установите соответствие между именами ученых и их научными открытиями в начале ХХ века. К каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую ей пози­цию из второго столбца.

А) А. Эйнштейн
Б) М. Склодовская­-Кюри
В) Э. Резерфорд

Открытия

1) теория относительности
2) передача радиоволн на расстоя­ние
3) новая модель строения атома
4) открытие радиоактивности ато­ма

25. Назовите общее понятие.
Картель, синдикат, трест — __________

26. Укажите, что объединяет имена в рядах.

1) Г. Бессемер, Э. и П. Мартен — __________
2) К. Бенц, Л. Рено, Г. Форд — __________
3) У. и О. Райт, И. Сикорский, Э. Хейнкель — __________

27. Укажите, что объединяет имена в рядах

1) А. Бебель, Э. Бернштейн, К. Каутский — __________
2) Сунь Ятсен, Юань Шикай — __________
3) Ф. Мадеро, В. Карранса, Э. Сапата — __________

28. Прочитайте отрывок из документа «О целях войны» (написан в 1914 г.) и ответьте на вопросы.

«…Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колони­ях с удобными гаванями, которые можно защитить, в коло­ниях, снабжающих нас сырьем и способных стать рынками для сбыта, в колониях, способных жить своей собственной экономикой и отличающихся по сравнению с английской колониальной империей сплоченностью и свободой передвиже­ния… Нам нужна на западе граница, которая дала бы нам по возможности ключ к Франции. Нам могут пригодиться рай­оны угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. С военной точки зрения желательно улучшить вос­точно-прусскую границу. Наконец, нам нужна военная кон­трибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности раз­вить в других частях света финансовую деятельность во вред нам».

1) Цели какого государства изложены в документе? На осно­вании чего это можно определить?

2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, в чем выражались приготовления к войне, о которой идет речь.

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса
1-1
2-4
3-3
4-2
5-2
6-3
7-1
8-4
9-1
10-3
11-2
12-3
13-321
14-34
15-24
16-13
17-24
18-413
19-241
20-314
21-342
22-214
23-412
24-143
25. монополия
26.
1) Открытия, технические изобретения в металлургии.
2) Производство автомобилей.
3) Самолетостроение.
27.
1) Идеологи и руководители социалистического движения.
2) Участники революции 1911-1913 гг. в Китае.
3) Участники Мексиканской революции 1910-1917 гг.
28.
1) В документе изложены цели Германии. Об этом свидетельствует упоми­нание западной границы с Францией, а также выраженное в тексте отношение к Англии’ и Франции как государствам-соперникам.
2) Приготовления к войне: укрепление армии и флота, совершенствование вооружений, в дипломатической сфере — заключение союза с Австро­-Венгрией и Италией (Тройственного согласия).

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Мир в начале XX в.

§ 1. Мир в начале XX в.

Изменения в государственном и общественном строе стран Запада

К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила своё влияние далеко за пределы Европы. Начал складываться особый западный мир, или Запад, включивший не только Западную Европу, но и Северную Америку (США, Канаду), а также страны в других регионах планеты (Австралию, Новую Зеландию). Характерными чертами этого мира являлись индустриальная рыночная экономика, уважение к частной собственности, наличие гражданского общества. Жителям стран Запада были присущи индивидуализм, рационализм и вера в научно-технический прогресс.

В прошлом остались феодальные монархии. В большинстве стран Запада были приняты либеральные конституции, появились избираемые на демократической основе парламенты. Возросло число избирателей. Так, в результате борьбы за свои права к 1920 г. женщины получили возможность участвовать в выборах в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки.

В западном мире получили признание принципы правового государства – демократия, соблюдение основных гражданских прав, плюрализм мнений, равенство всех людей перед законом. Атмосфера свободной конкуренции стала характерна не только для рыночной экономики, но и для политической жизни. Государство всё больше устранялось от вмешательства в частную жизнь граждан, признавало и поддерживало права и свободы личности, которые теперь считались более важными, чем интересы государства. Утверждались принципы либеральной демократии.

Изменения, произошедшие в результате промышленного переворота, коснулись не только производства. Улучшилась жизнь людей. Сельское хозяйство уже не являлось преобладающей отраслью экономики. Казалось, навсегда исчезла угроза неурожаев и голода. Европейские государства стали активнее проводить социальную политику: повысился жизненный уровень населения, улучшились условия работы и быта трудящихся – выросла зарплата, продолжительность рабочего дня сократилась до 9-11 ч, в некоторых странах Европы появились законы о пенсионном и медицинском страховании рабочих. Значительных успехов в защите интересов наёмных работников достигли профсоюзы. В Великобритании они стали влиятельной политической силой. Позитивные изменения в социальной сфере и стремительное развитие техники, на глазах менявшее повседневную жизнь, внушали людям надежду на благополучное будущее.

Промышленный переворот привёл к значительным изменениям в составе народов и их расселении. Люди из сельской местности и небольших городов перемещались в крупные города, ставшие центрами промышленного производства. Ускорился рост нового социального слоя – среднего класса, включавшего служащих, мелкую буржуазию, офицеров, лиц творческих профессий с высоким уровнем образования, обладавших социальной активностью, престижем в обществе, но в то же время не имевших значительной собственности. Именно представители среднего класса стали опорой либеральной демократии, поскольку были заинтересованы в стабильности государства и проведении постепенных реформ.

Париж в начале XX в.

Индустриальный пролетариат в начале XX в. стал образованнее, он обладал более высокими профессиональными навыками, чем рабочий класс предшествующего века. Наиболее квалифицированные его представители по уровню жизни приближались к среднему классу. Они также были больше заинтересованы в эволюционном, реформистском развитии общества, чем в революционных потрясениях. Их интересы в Западной Европе представляли крупные отраслевые профсоюзы.

Вместе с тем утверждение демократических принципов в жизни западного общества не было окончательным. Во многих странах сохранялись пережитки традиционных отношений, не теряли своей остроты социальные проблемы.

Новые тенденции экономического развития Запада

Конец XIX – начало XX в. – время важных перемен в мировой экономике. Страны Запада динамично развивались. Лидерами в промышленном развитии, в отличие от XIX в. – периода господства Великобритании, стали Германия и США.

Открытый угольный карьер. 1906 г.

Завершился длительный этап развития «классического» капитализма, когда главную роль играли принадлежавшие отдельным капиталистам мелкие и средние фирмы, конкурировавшие друг с другом. Им на смену пришли крупные компании, которые контролировали производство в целых отраслях. Такие компании, возникавшие, как правило, в результате объединения промышленников и банкиров, получили название монополий. Они устанавливали цены на продукцию, определяли уровень производства и заработной платы наёмных рабочих. Сила монополий была такова, что они могли оказывать влияние на государственные решения, подчиняя государственную власть своим интересам. Монополистические объединения перешагивали национальные границы, деля мир на сферы влияния. Первыми транснациональными корпорациями, созданными в начале XX в., были американская «Дженерал электрик» и немецкая АЭГ. Возникновение международных монополий привело к обострению противоречий между ними, борьбе за передел мирового рынка. В новых экономических условиях возросло значение колоний, ставших важнейшими источниками сырья, рабочей силы и рынками сбыта для транснациональных компаний.

Возникновение корпораций, занимавших монопольное положение в важнейших отраслях, негативно отражалось на развитии экономики. Под угрозой оказалась основа свободного рынка – конкуренция. Возникла необходимость защиты свободного предпринимательства со стороны государства. Правительства западных стран были вынуждены обеспечить доступ частных лиц в любые отрасли хозяйственной деятельности. Борьбе с монополиями было посвящено антитрестовское законодательство, принятое в США в конце XIX – начале XX в. Согласно ему, вне закона оказались объединения предпринимателей, если они ограничивали торговлю между штатами или с другими государствами. Запрещалась дискриминация в ценах, слияние компаний и другие формы объединения, ведущие к «существенному ослаблению конкуренции». В результате применения антитрестовского законодательства были разделены две могущественные монополии – «Стандард ойл», контролировавшая 90 % мощности нефтеперегонных заводов, и «Америкэн тобэкко», на долю которой приходилось 3/4 рынка табачных изделий.

Однако борьба с монополиями не всегда была успешной и последовательной. Антитрестовское законодательство в США и аналогичные акты в других западных странах стали примером вмешательства государства в экономику. Оно отошло от позиции стороннего наблюдателя и с начала XX в. активно участвовало в экономических процессах в качестве собственника, заказчика и регулятора.

Характерной особенностью экономики индустриальных стран оставался циклический характер развития. Причиной периодически возникавших в XIX – начале XX в. кризисов стало перепроизводство товаров, не находивших достаточного спроса. Это приводило к банкротству предпринимателей, безработице и соответственно снижению уровня жизни людей. Особенно мощным был кризис 1900–1903 гг., давший толчок процессу концентрации производства и капитала, возникновению монополий. В то же время кризисы способствовали развитию передовых сфер производства и финансовых структур.

Военный корабль проходит Панамский канал. 1915 г.

Быстрое развитие науки привело к новому этапу промышленной революции, который характеризовался переходом от каменного угля и пара к электричеству и жидкому топливу. Революционные изменения произошли в транспортной системе и коммуникациях: в жизнь вошли телефон, радио, автомобиль, метрополитен, трамвай, бурно развивалось железнодорожное строительство, первые шаги делала авиация, прокладывались автомобильные дороги. Суэцкий канал, строительство которого завершилось в 1869 г., и Панамский канал, пропустивший первое судно в 1914 г., значительно ускорили и упростили морское сообщение между континентами. Строительство этих каналов, потребовавшее огромных усилий и средств, осуществлялось Францией и США. Запад получил в свои руки не только новые морские пути, но и установил контроль над теми регионами, где они пролегали.

Идейные течения и политические партии

Идейной основой общественно-политической жизни западных стран оставались консерватизм, либерализм и социализм. Однако по мере ослабления влияния аристократии консерватизм всё больше терял позиции. Обновили свою идеологию либералы – они отошли от идеи невмешательства государства в экономику. Представители «нового либерализма» выступили за активную социальную политику, призванную сгладить социальное неравенство путём проведения реформ. Тем самым они пытались сделать жизнь общества более стабильной и оградить его от экстремистских посягательств как правых, так и левых сил. Видными деятелями среди либералов были британский политик Дэвид Ллойд Джордж и итальянский премьер-министр Джованни Джолитти. В США проводниками реформистской политики являлись президенты Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон.

Прочное место в общественно-политической жизни западных стран заняло социалистическое движение. Его представители одерживали победы на парламентских и муниципальных выборах, формировали фракции в органах власти. К 1914 г. за социал-демократов голосовало уже 10,5 млн избирателей, а число их представителей в парламентах достигало 646 человек. Наиболее значительные фракции социал-демократов были созданы в германском рейхстаге и французской палате депутатов.

Современный невольничий рынок. Карикатура начала XX в.

Представители рабочих в парламенте стремились к принятию социального законодательства, которое сократило бы продолжительность рабочего дня, дало трудящимся право на отдых, защитило от безработицы и обеспечило достойную старость. Эти преобразования, по мнению социалистов, разделявших либеральные и демократические ценности, должны были привести к мирному преобразованию капитализма в социализм. В отличие от революционных социалистов, они считали возможным действовать в рамках законности, посредством реформ, осуществляемых государством, без революционного насилия. Сторонники реформ в Германии, Франции, Великобритании отказывались от идеи революции, «встраиваясь» в сложившуюся политическую систему.

В то же время происходила радикализация революционного направления социализма. Левое крыло социалистического движения составляло меньшинство, но было чрезвычайно активным. В странах с консервативными и деспотическими политическими режимами, например в России, сторонникам крайних, революционных методов борьбы (большевикам) удалось добиться решающего влияния в социалистическом движении.

В конце XIX в. в рабочем движении возникли два течения. Наряду с революционным социализмом сформировался либеральный социализм – реформизм.

Сотрясавшие Европу национальные конфликты, амбиции национальных лидеров, запутанность границ между европейскими народами привели к тому, что национализм стал государственной идеологией, составной частью тоталитарных идеологий, расовых теорий, которые вели к насилию и войнам, оправдывающей территориальную экспансию, а шовинизм – флагом внешней политики. Национальные движения подтачивали единство многонациональных империй – Австро-Венгерской, Османской, Российской. Усилилось стремление народов к созданию собственных национальных государств. Основой идеологии освободительного движения в странах Востока также стал национализм, нередко принимавший форму антиевропейских выступлений.

Наиболее запутанный клубок межнациональных конфликтов в Европе существовал на Балканском полуострове, где интересы великих держав переплетались со стремлением проживавших здесь народов – албанцев, греков, болгар, сербов и других – избавиться от иноземной власти или расширить границы национальных государств за счёт соседей.

Процесс модернизации за пределами Европы

Цивилизационные процессы приобретали глобальный масштаб, исчезали национальная замкнутость и возможность для обособленного развития даже отсталых стран. Западноевропейский и североамериканский империализм установил политическое и экономическое господство над остальным миром. Африка и часть Азии оказались разделёнными между колониальными державами. На Африканском континенте политически независимыми остались две страны – Эфиопия (Абиссиния) и Либерия. В Азии лишь Японии удалось не только сохранить свою независимость, но и в результате реформ второй половины XIX в. превратиться в индустриальную державу, вставшую на путь внешней экспансии. Ряд латиноамериканских государств, даже тех, которые формально считались независимыми, входили в сферу интересов США.

Многие страны в конце XIX – начале XX в. охватил процесс модернизации, в первую очередь предполагавший создание современной промышленности (индустриализацию) и изменения в других областях жизни общества. Для стран Востока модернизация означала вестернизацию (или европеизацию) отношений в экономике, духовной сфере и политике. Зачастую европейское влияние вступало в конфликт с традиционными ценностями, резкие перемены приводили к росту национально-освободительного движения, поэтому модернизация сопровождалась не только реформами, но и революциями. Нередко модернизацию осуществляли авторитарные правительства, пренебрегавшие принципами демократии.

Жена вождя африканского племени ашанти с приближёнными. Конец XIX в.

Шовинистски настроенные европейцы считали порядки, существовавшие в странах Востока, отсталыми, архаичными, иногда даже дикарскими. В начале XX в. в Европе было принято смотреть на народы Востока свысока, рассуждая о «миссии белого человека», призванного нести им «свет цивилизации». При этом забывалось, что на Востоке существовали самобытные древние цивилизации со своими приоритетами и ценностями. Для людей Востока особое значение всегда имели духовность, принципы морали, коллективизма, приверженность традициям. Их «отсталость» была относительной – достаточно вспомнить великие достижения древних и средневековых учёных Индии, Китая, исламских стран.

Солдат конвоирует группу рабов в Африке. Начало XX в.

Рост экономики, раскрепощение общества, увеличение числа образованных людей в среде местной элиты создали условия для развития стран Востока. Включение колониальных стран в орбиту мирового капиталистического рынка делало неизбежным постепенное формирование новых социальных слоев. Нарождавшаяся национальная буржуазия, а также интеллигенция, как правило, возглавляли борьбу за перемены в странах Востока. Правительства ряда независимых и полузависимых государств Востока использовали модернизацию для противостояния экспансии Запада, сохранения и упрочения национальной независимости. Это было характерно для Японии, Китая, Османской империи, Ирана.

Начинавшийся XX век стал временем формирования новой планетарной цивилизации, охватившей весь мир. Во многих странах проходили процессы модернизации, выводившие их на новый уровень развития. Существенной чертой мирового развития этого периода стали революции и конфликты.

Вопросы и задания

1. Какие черты характерны для социально-экономического развития стран Запада в начале XX в.?

2. Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале XX столетия?

3. Расскажите об эволюции основных идеологических течений в конце XIX – начале XX в.

4. Что такое модернизация? Каковы особенности модернизации в странах Запада и Востока?

5. Прочитайте фрагмент парламентского доклада канцлера казначейства Великобритании Д. Ллойд Джорджа, с которым он выступил в 1909 г.:

«Первый принцип… состоит в том, что предлагаемые мною налоги… дадут в следующем году достаточную сумму доходов для покрытия новых расходов; доходы должны быть увеличены в связи с ростом расходов на социальную программу, намеченную мной… Второй принцип… состоит в ненанесении ущерба производству и торговле, являющимся источником нашего богатства. Мой третий принцип состоит в том, чтобы в условиях нынешней неотложной необходимости все классы нашего общества несли положенное бремя… Производящие классы, по моему мнению и как показывают обследования, платят в виде общегосударственных и местных налогов относительно большую долю своих доходов, чем более обеспеченные классы».

Какой идеологии придерживался докладчик и каковы должны были быть последствия предлагавшихся им шагов?

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Мир в начале XX в Изменения в государственном и общественном строе стран Запада. К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила своё влияние далеко за пределы Европы. Начал складываться особый западный мир, или Запад, включивший не только Западную

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в. Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть

Из книги Анархия [антология] автора Кропоткин Петр Алексеевич

III. РЕАКЦИЯ В НАЧАЛЕ XIX в Застой научной мысли. - Пробуждение социализма; его влияние на развитие науки. - Пятидесятые годы. После поражения Великой Французской революции Европа, как известно, пережила период всеобщей реакции: в области политики, науки и философии.

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

13. В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ Человечество не видит и не ощущает, когда в истории завершается одна эпоха и начинается другая. Это осознают лишь потомки, задним числом. Мы с вами привычно говорим - до нашей эры, нашей эры. А ведь наша эра началась с Рождества Христова. Многие ли

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

В начале XVI в. «Великий князь не благоволит к знати, - писал Герберштейн, - исключение составляют юные сыновья бояр, то есть знатных лиц с более скромным достатком. Таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе на содержание, назначив

Из книги Сенсации. Антисенсации. Суперсенсации автора Зенькович Николай Александрович

ТРИ АБЗАЦА В НАЧАЛЕ История всегда ангажирована. Степан Разин и Емельян Пугачев при царях подавались как бунтовщики-разбойники, враги престола и церкви. При большевиках - как борцы за справедливость, за лучшую народную долю. Древние русские летописи, начиная со времен

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

§ 7 Италия в XVI – начале XIX в.

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Глава 8 В начале 30-х

Из книги Русский бунт навеки. 500 лет Гражданской войны автора Тараторин Дмитрий

В начале страшных дел У Петра было трудное детство (интриги, заговоры) и психическая травма (стрельцы напугали). Но антихристом он стал не поэтому. Просто, вся логика царствования его батюшки подводила именно к тем выводам, которые он сделал. Ему надлежало стать уже не

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

В начале Когда-то в Северной Африке не было пустыни. Земля, которой суждено было засвидетельствовать возникновение одной из великих цивилизаций древности, той самой, что возвела Иглу Клеопатры, пирамиды в Гизе и многое другое, - эта земля представляла собой плодородную

Из книги Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1944 автора Барышников Николай И

Миф о начале войны В течение первых четырех дней Великой Отечественной войны, начавшейся 22 июня 1941 г., для советского правительства и военного командования оставалась загадкой обстановка у северных и северо-западных рубежей страны: вблизи их находились

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

82. США В XIX – НАЧАЛЕ XX В После окончания Гражданской войны в 1865 г. успешно началось экономическое развитие США. Этому способствовало наличие ряда благоприятных условий:1) Америка была богата природными ресурсами и плодородными землями;2) использование дешевого труда

Из книги Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 автора Редер Эрих

Глава 8. В начале 30-х

Из книги Шамиль [От Гимр до Медины] автора Гаджиев Булач Имадутдинович

В НАЧАЛЕ ПУТИ В дагестанском ауле Гимры в семье кузнеца Дэнгау–Магомы и крестьянки Баху–Меседу 22 июля 1795 года родился мальчик Али. Рос он хилым, часто болел. В это время в аул была занесена оспа. Ею страдали многие. Не избежал хвори и Али. Жизнь постепенно угасала в нем.

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

В начале «славных» дел Задача оказалась непростой. На призыв комитета откликнулись в основном дезертиры. Как вспоминал один из участников тех событий, эти «добровольцы» готовы были объявить себя не только украинцами, но и китайцами, лишь бы не воевать. Лозунг «Не пойдем

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Мир в начале XX в. Изменения в государственном и общественном строе стран ЗападаК началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила своё влияние далеко за пределы Европы. Начал складываться особый западный мир, или Запад, включивший не только Западную

Россия и Мир в начале 20 века.

В конце 19 века капитализм выходит на новый уровень развития – Империализм.

Черты империализма (монополистический капитализм):

Слияние производства и сбыта

Укрепление и монополизация банков

Слияние промышленных и банковских объединений

Экспорт капиталов и борьба за новые рынки сбытов

Усиление противоречий между ведущими капиталистическими странами

Борьба за новый передел мира (империалистические войны)

Характерным примером империалистической войны – русско-японская война 1904-1905 гг.

В начале 20 века в России происходят изменения в сферах, что в конечном итоге приводит к первой русской революции 1905г.

Причины революции:

Не решенность крестьянского вопроса

Пережитки крепостничества (отношение к деревне)

Не решенность национального вопроса

Тяжелое положение рабочих

Необходимость реформирования всей политической системы по образцу ведущих буржуазных стран

По характеру первая русская революция была буржуазно-демократической, потому что была поддержана практически всей Россией и проходила под лозунгами осуществления буржуазных реформ. Поводом к революции стали 9 января 1905.

В ответ – всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 года вышел Манифест о предоставлении прав и свобод населению России.

Пик революции приходится на октябрь – ноябрь 1905 г. Это были свобода совести, слова, собраний и союзов. Отныне существовавшие политические партии могли выйти из подполья и появилась возможность для создания новых. Старейшей партией являются социал-революционеры = эсеры. Можно было печатать партийные программы и уставы.

27 апреля 1906 года начала работу законодательная Госдума. Всего было 4 созыва. В первых двух Думах баланс сил был таким, что партии не могли прийти к консенсусу ни по одному вопросу. Работа правительства саботировалась. Полностью проработала только 3-я (в ней большинство получили октябристы (проправительственная партия), эта Дума приняла несколько десятков законов). Пиком вооруженного противостояния стало Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года. После этого революционное движение пошло на спад.

3 июня 1907 года досрочно распускается вторая госдума. Это событие принято называть третьеиюньским переворотом. Николай II не имел права распускать думу законодательным путем, потому что таким образом он нарушил свой собственный манифест от 17 октября 1905 года, в котором было написано, что ни один царский указ не имел законодательной силы не имел силы без одобрения госдумы.

Первая мировая война (1914-1918)

Эта война по характеру была империалистическая.

Борьба за передел мира, силовая политика в системе европейских государств

Основные противоречия между Англией и Германией и Францией и Германией.

Германия в начале 20 века была самой передовой державой в НТП. Но у нее практически не было рынков сбыта, в то время как у Англии и Франции их было достаточно. Формальный повод – террористический акт в Сараево в июня 1914. Убийство наследника Австро-Венгерского престола. Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 29 июля 1914 Россия объявила частичную мобилизацию, а Германия в ответ объявила войну России 1 августа 1914. Франции – 3 августа. Вильгельм второй своего кузена Николая предупреждал, что лезть в эту войну нельзя!

Это была война, организованная на основе последних достижений военной техники. Использовались минометы, огнеметы, авиация, в том числе дирижабли, химическое оружие (газы). Россия вступила в войну неподготовленной. В научно-техническом плане отсталой. Иностранные займы, из за которых Россия была обязана воевать.

Отсюда огромные потери на фронте, поражения на фронте усугублялись внутренним кризисом. Так как основная часть работников была мобилизована на фронт -> топливный кризис -> транспортный кризис -> Производство и сбыт -> финансовый кризис

Все это привело к росту антивоенных выступлений. Все началось экономическими требованиями, а закончилось политическими («Долой войну, долой самодержавие!»). Власть демонстрировала полную неспособность контролировать ситуацию. Призывники не доезжая до фронта сбегали по дороге. В армии происходило падение дисциплины.

Февральская революция 1917 года началась с выступлений рабочих, проходили митинги, забастовки, к рабочим присоединились солдаты. В столице случайно оказывается 128 тысяч солдат, которые должны быть на фронте. Вследствие антигерманских настроений в 1917 году Санкт-Петербург был переименован в Петроград и запрещены, как немецкий обычай, новогодние ёлки.

Февральская революция началась со стихийных выступлений масс в Петрограде. В течение 5 дней к ним присоединились солдаты. Защищать власть было некому. Представители Госдумы, высшего командования вынудили Николая 2 отречься от престола в пользу брата Михаила, который отказался от такой сомнительной чести. Восстание в Петрограде было поддержано во всей России. Победила вторая буржуазно-демократическая революция, главным итогом которой стало свержение монарха. Если первая буржуазно-демократическая революция 1905-1907 годов, то февральская революция была сверху. Перед Россией были представлены следующие альтернативы:

Парламентская республика (кадета)

Федеративная республика (эссеры)

Демократическая республика (меньшевики)

Большевики не сразу определились в новой ситуации, им было сложнее чем эссерам и меньшевикам, которые хорошо знали по работе во всевозможных комитетах, ссудных кассах и прочих учреждениях. Координальные изменения 3 апреля 1917 года, когда в Россию приехал В. И. Ленин. Он обнародовал программу (апрельские тезисы), в которой предусматривался переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Основная идея – установление Республики Советов, отказ от поддержки Временного правительства и переход власти мирным путем.

Если кадеты выступали за войну до победного конца, то эссеры и меньшевики были за прекращение войны, но занимали позицию революционного оборончества, тоесть войну прекратить, но революцию защищать от Германии.

Петроградский рабочих депутатов, большинство в котором занимали эсеры и меньшевики. По соглашению между Петросоветом и депутатами бывшей Госдумы было создано Временное правительство. После этого Петросовет должен был самораспуститься. Однако во Временном правительстве не оказалось ни одного представителя от эсеров и меньшевиков. Поэтому Петросовет не торопился с самороспуском. Так сложилось двоевластие.

Временное правительство на протяжении всего срока его существования потрясали кризисы. Они были вызваны нежеланием и неумением решать основные вопросы: земли и окончания войны. Временное правительство подтвердило свое обязательство перед союзниками вести войну до победного конца. 18 июня 1917 года было объявлено наступление, участились антивоенные митинги, демонстрации, разгонять демонстрантов Петросовет бросил войска. Большевиков объявили зачинщиками беспорядков, начались аресты. Ленина обозвали германским шпионом. 23 июля было образовано Второе Коалиционное Правительство. Председателем стал Керенский. Чтобы стабилизировать положение в стране, Керенский обратился к военным. Приказом верховного главнокомандующего снять часть войск с фронта и направить в Петроград. Однако, тут же Керенский стал опасаться, что военные, наведя порядок, возьмут власть в свои руки. Тут же приказывает Корнилову (главнокомандующему) отозвать войска назад. Корнилов не подчинился. Керенский заметался и вспомнил, что они с Лениным земляки. Он обращается за помощью к большевикам, которые в августе уже были довольно популярны. Большевики помогли. Войска остановили. Керенского посадили. Считали, что именно Керенский виноват в бедах 1917 года.

1 сентября 1917 года Керенский объявляет Россию республикой. К середине октября ситуация обрела катастрофические масштабы, и большевики решают взять власть в свои руки. На тот момент в стране фактически не было власти. Временное правительство ситуацию не контролировало. Ни одна из партий (кроме большевиков) не желала брать ответственность.

25-26 октября были заняты стратегически важные объекты: вокзалы, банки, телеграфы, арестовано Временное правительство. Параллельно проходил второй Съезд Советов, на котором был провозглашен переход власти к Советам в центре, победа Социалистической революции и на местах. Среди первых документов новой власти утверждены основные декреты – о мире и о земле.

Декрет о мире содержал

    призыв к воюющим сторонам заключить мир без аннексий и контрибуций,

    отказ от тайных договоров и тайной дипломатии прежнего правительства.

Декрет о земле провозглашал

    отмену частной собственности на землю,

    национализацию всей земли и её недр.

Земля передавалась в распоряжение местных советов крестьянских депутатов. Запрещались аренда земли и наемный труд.

С юридической точки зрения все правильно.

Был создан СНК (совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Это исполнительная власть. Высшей законодательной властью являлся съезд народных депутатов. Между съездами работал ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Были созданы органы защиты государства:

    Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) для борьбы с саботажем, контрабандой и подрывной деятельностью.

    С января 1918 года начинается формирование рабоче-крестьянской Красной армии и флота (РККА).

Создавались народные суды и трибуналы.

Ситуация с учредительным собранием.

Еще временное правительство объявило выборы в Учредительное собрание. Большевики от этого не отказались. Получился следующий расклад:

    Буржуазные партии – 16%,

    Мелкобуржуазные партии – больше 60%.

Поэтому большевики приглашают левых эсеров в СНК (Совет Народных Комиссаров) и силовые структуры. На первом заседании УС была предложена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этой декларации констатировался факт победы социалистической революции, депутаты должны были подтвердить свершившийся факт. Подписывать документ они отказались. Им дали время подумать.

5 января 1918 года открывается Учредительное собрание. Депутатом предлагается подписать, составленную Лениным, декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Однако, часть депутатов отказалась подписывать документ.

7 января 1918 года ВЦИК распускает Учредительное собрание. Фраза, сказанная при роспуске матросом Железняком, звучала как «Караул устал».

10 января 1918 года 3-й Съезд Советов одобрил роспуск УС, утвердил «Декларацию», провозгласил федеративное устройство в России, принял курс на построение социализма. С этого времени в России была создана единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, которая была принята на 5-м Съезде Советов 10 июля 1918 года.

Брестский мир. Важным вопросом оставался выход России из войны. 3 марта 1918 года был подписан мир с Германией. Он был не выгоден для России, потому что предыдущая делегация, во главе с Троцким испортила ситуацию нелепыми заявлениями, типа ни Мира, ни Войны. Германские войска вошли на Украину, Россия должна была выплатить 3 млрд рублей. На 6 чрезвычайном съезде Советов левые эссерэ отказались ратифицировать брестский мир. Они вышли из СНК, но остались в ВЧК и армии. Летом 1918 года организовано убийство Германского посла Мирбаха, чтобы сорвать мир и спровоцировать войну с Германией. Усугубилось все провалом германской армии на западном фронте. В Результате началась революция, канцлер Макс Баденский самовольно заявил об отречении императора Вильгельма 2 и сложил свои полномочия. В 1919 году в Германии была образована Веймарская республика. Окончание первой мировой войны. 19 ноября 1918 года – в Компьене было подписано перемирие, а 18 января 1919 года начала работу Парижская мирная конференция для выработки условий договоров с Германией и ее бывших союзников. Большая тройка: Германия, Великобритания и Франция. Россия не приглашена, потому что ее назвали нарушителем мирного договора.