Open
Close

Мышление. Интеллект

– это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

МКБ-10

F22 F42

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ .
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции , атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика . Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия , тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении , уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред . У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром , психологическое тестирование, осмотр невролога . Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ , МРТ головного мозга , УЗИ сосудов головного мозга . Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги , упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах , стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Нарушения ассоциативного процесса. Патология суждения. Навязчивые, сверхценные идеи. Определение бреда, этапы формирования бредовой идей, классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда. Основные бредовые синдромы: Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, Фреголи.

Мышление - процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений между ними. Мышление способствует познанию действительности в обобщенном виде, в движении и изменчивости.

Симптомы нарушения ассоциативного процесса: нарушение темпа мышления, нарушение стройности мышления, нарушение целенаправленности мышления.

Нарушения темпа ассоциативного процесса .

Ускорение мышления. Речевая продукция конспективно отражает содержание мышления, логические построения минуют промежуточные звенья, повествование отклоняется по боковой цепи. Проявлением резкого ускорения темпа мышления является скачка идей (Fuga idearum). Такие расстройства характерны для маниакальных состояний. Другим вариантом ускоренного темпа мышления является мантизм (или ментизм), который представляет собой, возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (характерный симптом шизофрении).

Замедление темпа мышления характерно для депрессивных, апатических, астенических состояний и легких степеней помрачнения сознания.

Нарушение ассоциативного процесса по стройности проявляется в следующих формах.

Разорванность - выражается в нарушении смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы. На более ранних этапах заболевания она может проявляться в нарушении смысловых связей не внутри предложения, а в процессе повествования между фразами, которые в отдельности имеют законченное смысловое содержание. Симптом остановки, блокирования мыслей или Sperrung (от немецкого - закупоривать) заключается во внезапном обрыве мыслей (эти симптомы характерны для шизофренического процесса).

Инкогерентное мышление - расстройство речи и мышления, при котором главными чертами являются нарушение грамматического строя речи, необъяснимые переходы от темы к теме и потеря логической связи между частями речи.

Бессвязность - проявляется не только в нарушении смысловой стороны речи, но и в распаде синтаксического строя предложения (наблюдается при расстройствах сознания в структуре синдрома аменции).

Вербигерации - своеобразные стереотипии в речи, доходящие в некоторых случаях до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.

Паралогическое мышление. При паралогическом мышлении не просто нарушается нормальная логическая сущность умозаключений, а возникает иная, свойственная только данному больному система логических построений. Сочетается с неологизмами - словами, отсутствующими в обычном словаре, созданными самим больным и не обладающими общепринятым смыслом.

Нарушение целенаправленности мышления.

Патологическая обстоятельность - излагая события, больной застревает в деталях, которые занимают все большее место в основной линии повествования, отвлекая больного от последовательной цепи изложения, делая его рассказ чрезмерно длинным.

Персеверация - болезненное повторение одного слова или группы слов, несмотря на стремление больного перейти к другой теме и попытки врача ввести новые стимулы.

Резонерство - склонность к бесплодному рассуждательству. Больной в своем повествовании пользуется декларативными заявлениями, приводит необоснованные доказательства.

Символизм - имеется общепринятая система символов, которая находит широкое использование в повседневной жизни (знаки дорожного движения). Символизм психически больного принципиально отличается тем, что он вкладывает в те или иные знаки, рисунки, цвета особый смысл, понятный только ему.

Аутистическое мышление - характеризуется отрывом от окружающей реальности, погружением в мир воображения, фантастических переживаний.

К патологии суждения относятся навязчивые, сверхценные, доминирующие, бредоподобные и бредовые идеи.

Навязчивые идеи . К категории навязчивых состояний относятся навязчивые мысли, сомнения, воспоминания, представления, желания, страхи, действия. Они возникают в сознании человека непроизвольно и препятствуют нормальному течению мыслительного процесса. Больные понимают их ненужность, болезненность и пытаются избавиться от них. Навязчивые явления разделяются на три группы:

1 - отвлеченные, т.е. не вызывающие яркой эмоциональной окраски навязчивые идеи,

2 - образные, с тягостными, эмоционально отрицательно окрашенными переживаниями и

3 - фобические, навязчивые страхи.

Сверхценные идеи - представляют собой аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления. Они захватывают сознание целиком и надолго. Тесно связаны с реальностью и отражают личностные оценки больного и его устремления.

Сверхценные идеи по своему содержанию не являются нелепыми, они не носят характера чуждости в отношении личности. Патологичность сверхценных идей заключается не в их содержании, а в том непомерно большом месте, которое они занимают в психической жизни, чрезмерном значении, которое им придается.

Доминирующие идеи - это мысли связанные с реальной ситуацией, преобладающие в сознании человека на определенном промежутке времени и мешающие сосредоточиться на текущей деятельности.

Бредоподобные идеи - являются ложными умозаключениями, связанными с расстройствами воли, влечений, эмоциональными нарушениями. Они характеризуются отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью существования и возможностью частичной коррекции путем разубеждения.

Бред – ложное, непоколебимое убеждение, касающееся себя и/или окружения, которое не отвечает реальности и не разделяется другими людьми сходного социокультурального происхождения. Больной стойко убежден в этом, вопреки очевидности, этому противоречащей. Эта патологическая убежденность может выражаться в идеях преследования, отношения, слежки, ревности, в сознании собственной важности и превосходства, либо эти идеи касаются собственной идентичности или внешнего вида.

Бредовые идеи. Они характеризуются следующими критериями (по которым можно их дифференцировать со сверхценными, доминирующими и навязчивыми идеями):

· это ложные суждения или умозаключения, находящиеся в противоречии с действительностью,

· возникают на патологически измененной почве (то есть наблюдаются только в болезненном состоянии),

· в своем развитии подчинены законам «кривой логики»,

· не поддаются психологической коррекции,

· при полном отсутствии критики к ним у больного.

Бредовое восприятие - правильное сенсорное восприятие, внезапно приобретающее совершенно новый смысл или особое значение, обычно апокалептическое, мистического или угрожающего характера.

Начальной стадией формирования бредового синдрома является бредовое настроение, которое выражается в чувстве неопределенного внутреннего беспокойства, в тревожном предчувствии беды, появляется настороженность, подозрительность, уверенность, что вокруг происходят опасные изменения. Бредовое восприятие – такое восприятие окружающего, когда, наряду с обычным восприятием реально существующего объекта, появляется необычная, странная, не связанная логически с реальной действительностью идея с характером особого отношения к больному. Приобретая более очерченную форму, бредовое восприятие превращается в бредовое толкование, которое проявляется в том, что больной начинает толковать события, факты, слова окружающих в бредовом плане, но еще не связывает свои болезненные умозаключения в единую систему. В дальнейшем происходит оформление бредовых соображений в систему бредовых идей. Этот этап называется «кристаллизацией бреда».

Система бредовых идей формируется в закономерной последовательности и проходит через три этапа: паранояльный, параноидный, парафренный.

Паранояльный этап - монотематический, систематизированный бред толкования, при отсутствии нелепых суждений и галлюцинаций, положительно эмоционально окрашенный. Паранояльный бред может быть представлен бредовыми идеями сутяжничества, изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, реже идеями отношения, ревности, ипохондрическими и пр.

Параноидный этап - характеризуется наличием бредовых идей преследования, воздействия, отравления, которые сочетаются с галлюцинаторными расстройствами. Бредовые переживания эмоционально отрицательно окрашены, политематичны, по мере течения заболевания становятся все более нелепыми и отрывочными, теряется их конкретная направленность.

Парафренный этап отличается нелепым, фантастическим, глобального масштаба бредом величия, сочетающегося с нарушением ассоциативного процесса.

По механизму возникновения выделяют первичный бред, обусловленный нарушением умозаключений и суждений и вторичный, чувственный бред, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и др. переживаний.

Синдром Кандинского-Клерамбо характеризуется совокупностью взаимосвязанных симптомов:

· псевдогаллюцинации,

· бред преследования и воздействия,

· психические и физические автоматизмы.

Выделяют идеаторные автоматизмы: насильственно возникающий наплыв мыслей; возникновение чужих, сделанных мыслей; симптомы открытости и отнятия мыслей; звучания мыслей или повторения собственных или сделанных мыслей. Сюда включаются следующие феномены.

Эхо мыслей - ощущение, что собственные мысли повторяются или отдаются эхом (но не произносятся вслух) с интервалом в несколько секунд между мыслью и ее эхом. Повторяемая мысль, несмотря на идентичность содержания, может быть изменена качественно. Это явление должно быть отдифференцировано от вербальных слуховых галлюцинаций, повторяющих мысль больного. При «эхо – мыслей» сами повторы воспринимаются как мысль.

Вкладывание мыслей - переживаемые собственные мысли осознаются как чужие или внедренные в мозг извне. Вопреки убеждению, что мысли не его/ее собственные, индивид не может понять, откуда пришли чужие мысли. Убеждение в том, что мысль чужого происхождения, часто возникает одновременно с ощущением вкладывания мыслей.

Отнятие мыслей - ощущение, что собственные мысли отбираются или присваиваются внешней силой, так что индивид не имеет мыслей. Как и при вкладывании мыслей, индивид убежден в чужеродном происхождении вмешательства, и это убеждение часто возникает одновременно с ощущением отнятия мыслей.

Сенестопатический автоматизм выражается в разнообразных, крайне неприятных тягостных ощущениях, которые возникают с чувством, что они специально кем-то вызваны с целью воздействия. Кинестетический (речедвигательный) автоматизм представляет собой отчуждение движений и действий, которые осуществляются не по собственной воле, а в результате воздействия со стороны.

Физический автоматизм – расстройство, при котором больной совершает действия, расцениваемые им самим, как насильственные, навязанные извне.

Синдром Котара – сложный, депрессивно-параноидный синдром, сочетающий в себе нигилистический бред громадного масштаба, ипохондрические бредовые идеи и идеи собственной греховности.

Синдром Капгра - больные с этим синдромом утверждают, что они постоянно или периодически встречаются с двойником кого-то из близких людей.

Близким к синдрому Капгра является синдром Фреголи - бред положительного и отрицательного двойника и бред метаморфозы. Для этого психического феномена характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным узнаванием преследователя во многих окружающих больного лицах.

Бред положительного двойника заключается в том, что больной ранее незнакомых ему людей считает своими родственниками или близкими знакомыми. При бреде отрицательного двойника больной начинает считать чужими ранее хорошо ему знакомых людей.

Бред интерметаморфозы проявляется в высказываниях больного о том, что окружающие его люди подверглись каким-то значительным внешним или внутренним изменениям.

Мышление является высшей, самой сложной формой психической деятельности человека, оно могло возникнуть лишь в условиях людского коллектива, объединенного трудовой деятельностью. Мышление и речь - единый психический процесс, различающийся лишь формами своего проявления: речь есть озвученное мышление, тогда как беззвучная, внутренняя речь есть мышление.

В своем развитии мышление связано с ощущением, восприятием и представлением как более элементарными и низшими ступенями отражательной психической деятельности и качественно от них отличается. Если в ощущениях отражаются лишь отдельные признаки предметов, то в восприятиях и представлениях - уже образы предметов, являющиеся результатом интегративного объединения и взаимосвязи различных свойств и признаков их в единый целостный образ. И тем не менее, все это лишь различные формы образного чувственного познания.

Мышление же является высшим этапом отражения человеком окружающей среды, так как, в отличие от восприятия и представления - этих форм предметного познания (в которых объединены в целом как важные, так и несущественные, случайные связи отдельных свойств и признаков предмета), - оно направлено на выявление отношений, в которых эти предметы состоят, на раскрытие сложных связей между предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек получает возможность более глубокого проникновения в окружающий мир, более глубокого его познания, что достигается опосредующей функцией мышления , обеспечиваемой механизмами обобщения и отвлечения. Как признаки предметов, так и связи между предметами и явлениями могут быть существенными, постоянными или же несущественными, случайными. Для мышления же характерно то, что оно, оставляя в стороне второстепенные свойства предметов, выделяет из всего этого многообразия существенные связи между элементами окружающего мира, особенно важные - связи причинно-следственного характера. В качестве примера можно оценить металл медь, известный человечеству как металл желтого или красно-желтого цвета, без определенного вкуса и запаха, но с определенной температурой плавления. Однако в условиях возрастающей потребности народного хозяйства в наше время в цветных металлах и ограниченного их количества в недрах остро встал вопрос о возможных заменителях меди - сплавах, в основном сохранявших ее свойства. И здесь понимание состава этих сплавов, исходных других металлов для них наряду с медью и возможность контроля за этим процессом для сохранения основных свойств меди в сплавах оказалось доступным лишь с учетом атомной массы меди и ее молекулярной структуры. Последние свойства меди имели решающее значение как для направления выведения этих сплавов, так и для контроля за самим процессом, тогда как цвет, температура плавления и другие несущественные свойства этого химического элемента не имели здесь важного значения. Именно ориентируясь на эти существенные, важнейшие характеристики химических элементов - атомную массу и молекулярную структуру, человеческий гений в лице великого ученого Д. И. Менделеева сформулировал периодический закон химических элементов, открывший перспективы безграничного познания минерального мира. Мышление, таким образом, позволяет проникнуть в глубь закономерностей, управляющих миром, становясь орудием его преобразования. Физиологической основой мышления является вторая сигнальная система коры головного мозга.

Мышление бодрствующего человека всегда решает какие-либо задачи - то ли сугубо практического характера, требующие конкретных действий, то ли абстрактно-теоретического характера. Решая эти задачи (или «проблемные ситуации»), мышление всегда оперирует понятием, которое и является специфическим содержанием мышления. Понятие заключает в себе более высокое знание об окружающем мире, чем представление, и качественно отличается от него. Представление является чувственным образом предмета и как чувственная ступень познания есть результат деятельности данного субъекта. Понятие же не является образом и лишено чувственности, так как оно возникло на базе ощущений, восприятий и представлений посредством отвлечения от их чувственных характеристик и обобщения их существенных свойств и связей.

Следовательно, понятие - это не образ, но обобщенное знание, являющееся результатом исторического развития, но не деятельности индивида. Например, если речь идет о представлении рояля, то мы переживаем чувственный образ этого предмета на основании многократного восприятия его нами в нашем индивидуальном прошлом. Понятие же рояля как музыкального инструмента не является образом, но лишенным чувственности знанием, которое мы получаем как результат исторического развития предшествующих поколений. Таким образом, понятие - это обобщенное и опосредованное знание о предмете, раскрывающееся в существенных связях и отношениях его с другими предметами и явлениями.

Течение мыслительного процесса, образование понятий осуществляется посредством следующих операций (или механизмов) мышления:

  1. сравнение, которое устанавливает тождество и различие между предметами и явлениями;
  2. анализ, (мысленно) расчленяющий предмет на множество элементов с выделением существенных и несущественных его частей;
  3. синтез, вновь объединяющий элементы в единое целое уже на основе существенных связей между элементами, и не являющийся «зеркальной» операцией по отношению к анализу, так как его результатом оказывается новое качество в познании - обобщенное знание;
  4. обобщение, объединяющее ряд предметов и явлений на основании общего и существенного, что для них всех свойственно. На базе обобщения создаются различные классификации (минералов, растений, животных и др.);
  5. абстракция, которая характеризуется высшей степенью обобщения существенных, ведущих свойств предметов окружающего мира и полным отрывом от их непосредственных чувственно-образных качеств. Такие, например, абстрактные понятия, как равенство, закон, бесконечность, справедливость и т. п., мы не можем представить себе образно, но именно они заключают в себе высшее, конечное знание о множестве объектов какой-то определенной категории. Абстракция имеет очень большое значение и для более полной характеристики мышления как формы сознания. Известно, что понятия всегда выражаются словом, в чем выявляется неразрывное единство мышления и речи. По своим обобщающим возможностям, т. е. по степени отдаления от чувственных свойств предметов и явлений, одни понятия будут менее абстрактными, а другие - более абстрактными. Поэтому в первом случае мышление определяют как «образное», во втором - как абстрактное.

Понятием, часто применяемым при оценке психического состояния человека, является интеллект. Прежде всего надо иметь в виду, что интеллект является очень важной характеристикой мышления, но его, конечно, никак нельзя отождествлять с мышлением, так как последнее неизмеримо шире. Нельзя его отождествлять и с багажом знаний человека. Под интеллектом следует понимать уровень способности человека пользоваться механизмами мышления. Всегда нужно учитывать, что интеллект - это такая характеристика мышления, которая в течение жизни человека и особенно в период его формирования во многом зависит от воспитания, образования и жизненного опыта. Следовательно, интеллект есть понятие меняющееся, динамическое, в связи с чем все концепции о его неизменности и наследственной детерминированности оказываются беспочвенными.

Как уже говорилось, мышление и речь представляют собой единый процесс, нераздельное единство, потому что язык есть непосредственная действительность мысли. Поэтому невозможно представить себе мышления вне словесного, понятийного выражения. Вот почему речь вообще и возможная степень абстрактности используемых человеком слов-понятий может быть важной характеристикой мышления и, в частности, интеллекта. Еще И. М. Сеченов более столетия назад указывал, что, думая о чем-то, мы абортивно произносим это. Современные электрофизиологические исследования показали, что в процессе умственной деятельности, т. е. протекания мысли, резко активизируются биопотенциалы мышц речевой артикуляции, т. е. экспериментально доказали единство мышления и речи как процесса.

Мышление по ходу решения проблемной ситуации всегда и обязательно завершается суждением, которое и является главной формой мыслительного процесса. В итоге мыслительной деятельности человек всегда что-то утверждает (или отрицает), что и является содержанием суждения. Простая психологическая структура суждения представлена предикатом суждения и субъектом суждения. Предикат суждения - это то, что в нем утверждается, а субъект суждения - это то, к чему или к кому относится это утверждение. В качестве примера приводим известную фразу Виктора Гюго: «Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца». Здесь утверждается то, что «ощущает», значит это - предикат данного суждения; а субъектом его будет «каждый из нас», так как именно к нему относится это утверждение.

Суждение формируется на основе посылок, т. е. непосредственной чувственной данности окружающей действительности, которая (с помощью операций мышления) подвергается обобщению и отвлечению. Умозаключение является еще более сложной формой мыслительного процесса, так как представляет собой вывод на основании ряда суждений. Здесь важно иметь в виду, что сложное, наиболее обобщенное знание, выраженное в умозаключении, добыто без обращения к непосредственному опыту; оно (это новое знание) добыто на основе прежнего менее обобщенного знания, суждений, как вывод из них. Различают индуктивные умозаключения («индукцию») , когда общий вывод делается на основании ряда частных суждений (посылок), которые в человеческой практике в особенности при оценке различных сложных ситуаций, поведения людей, данных научных исследований и т. п., имеют большую доказательную силу. Вот пример индуктивного умозаключения: субъект N испытывает головную боль и боль в области горла, жалуется на общую слабость и недомогание, у него появилась высокая температура тела - три частных суждения, и общий вывод, вытекающий из них - N болен. При второй разновидности - дедуктивных умозаключениях («дедукции») , напротив, из какого-то более общего положения делается частный вывод. Вот и следующий пример (уже дедуктивного умозаключения): врачи - это специалисты, имеющие высшее медицинское образование и опыт лечебной работы (исходное общее положение). М - имеет диплом об окончании медицинского института и в настоящее время работает ординатором больницы; следовательно, М - врач (конечный дедуктивный вывод). Следует помнить, что одних «дедукций» для окончательных (упомянутых выше) оценок недостаточно, необходимо комплексирование их с «индукцией». Впрочем, в реальном мыслительном процессе всегда участвуют оба вида умозаключений (индуктивные и дедуктивные), гармонически дополняя друг друга и, наряду с суждениями, являются основными формами его осуществления.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автоза-

правочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание вытроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение,

мышление), а в узком - его мыслительные способности.

Патология мышления.

Делится на 2 большие части:

1. Патология количественная (темпа мышления):

Ускоренное мышление. Характерно для маниакальных состояний. Человек говорит много, он на подъеме, в движении, оживленно жестикулирует, у него оживлена мимика и льется речь. Говорит он, как правило, монологом и без истощения, при этом часто отвлекается и быстро переключается с одной темы на другую, причем это зависит от характера ассоциаций, которые именно для этих больных всегда в них присутствуют. Это ассоциации поверхностные, легковесные. Например, по созвучию (практически 100% маниакальных больных без труда пишут стихи, так как им удается легко подобрать рифму: козы – морозы – дозы – березы и т.д.). Но ассоциации поверхностные, поэтому как больной вглубь темы не уходит. Точно также обстоит дело с легковесными ассоциациями (то есть по сходству). Например: соль – сахар – соль – все, похоже, по цвету; или по смежности: заговорил о матери, а переключился на отца, брата – так как смежные люди (родственные отношения). Могут быть ассоциации облегченные по контрасту: говорят о черном и переключился на белое, или же начал о хорошем и перешел на плохое. И так говорят, говорят, говорят …. . все что попадает в поле зрения больного то и становится темой для разговора.



Замедленное мышление – бывает у депрессивных больных. Действительно, все противоположно: ассоциаций мало, мысли короткие, еле цепляются одна за другую, при этом окрашены в черный цвет. Ни о чем хорошем не думается.

2. Качественные расстройства мышления , 2 группы расстройств:

Мышление бессвязное

Мышление атактическое (инакомыслие)

Откуда берет свой путь бессвязное мышление? Так вот когда нарушается ассоциативный путь.

Бессвязное мышление – астеническое – часто у тяжелых соматических больных. Не довести мысль до конца, так как нет силы. В психиатрической практике встречается реже. Что же оно из себя представляет? Мышление становится рыхлым, мысли не доходят до конца. С одной стороны может наблюдаться ускорение мышления – больные говорят много и быстро, но при этом они отвлекаются и отвлекшись начинают повторять все сначала – так называемые персеверации. Наблюдается утрата ведущего представления. В своей наиболее выраженной форме астеническое мышление проявляется в виде аментивного мышления (аменция – острое бессмыслие). Очень тяжелое состояние помрачненного сознания, которое сопровождает тяжелые соматические и инфекционные заболевания. Человек дезориентирован во времени, месте и себе самом; с ним невозможно войти в контакт. Речь представляет набор слов, зачастую не связанных между собой. Атактическое мышление : в этом случае наблюдается искажение уровня обобщений. Искажаются сами понятия, неправильно формируются суждения. В слова вливаются другой смысл, на ходу больной продуцирует новые слова (неологизмы). А при построении мышления они пользуются второстепенными признаками предметов. Логика есть, но она нарушена – паралогика. Вся группа атактического мышления характерна для шизофрении. Симулировать такое мышление невозможно. Разновидности атактического мышления: а. Резонерское мышление – это бесцельное, пустое рассуждательство, зачастую высоконаучно, по-умному, по-научному. А если свести все вместе и задуматься, то становится непонятно о чем же человек говорит. Вроде бы и ни о чем. Долго и бесцельно. Еще называют бесплодным мудрствованием. Наблюдается на ранних этапах шизофрении, так как на поздних этапах наблюдается собственно атактическое или разорванное мышление. б. разорванное мышление. Сохраняется грамматический строй предложения, а вот смысл непонятен. Пример “Доктор, а заболел налево” или “ Я чувствую себя шоколадно” (на самом деле больного лечили электрошоком, и он чувствует себя хорошо (ладно): шок – о – ладно). Таким образом, в слова вкладывается другой смысл. в. Шизофрения в исходе шизофрении. Бессвязный набор слов (словесный салат). Несколько похожа на аментивое мышление, но нет нарушения сознания.

Также выделяют обстоятельное мышление. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии. Характеризуется инертностью (человек застревает на деталях), утрачивается способность отличать главное от второстепенного. Переключить очень сложно (лабиринтное мышление).

Патологические идеи (патология результата мышления).

1. Навязчивые идеи

2. Сверхценные идеи

3. Бредовые идеи

Навязчивые идеи . Возникают в сознании человека с чувством насильственности и ненужности; человек понимает болезненность их. Обязательным компонентом является борьба, человек хочет от них отвязаться. Но на то они и навязчивые, что с ними справиться, и они всегда побеждают. Человек вынужден становится рабом этих идей. Пример: человек вышел на улицу и вдруг мысль: А закрыл ли я дверь? И хотя человек прекрасно помнит что дверь закрыта идеи эти настолько сильны что они вынужден подняться наверх и проверить замок двери.

Условия возникновения навязчивых идей – особый склад личности – тревожно-мнительный. Жизнь для такого человека это сущий ад, поскольку каждое новое дело или работа представляет собой новый сильный стресс.

Индифферентные (навязчивый счет окон в домах, людей на экскалаторе и т.д.)

Фобии (навязчивые страхи) – человек чего-то боится (страх темноты, страх закрытых пространств и т.д.). Страх проявляется в вегетативных расстройствах. Особое место занимают страхи ипохондрического характера, например, AIDS- фобия, канцерофобия и т.д.

Навязчивые действия – часто связаны с фобиями. Пример – страх загрязнения (дверь закрывается не за ручку, а за косяк) – мизофобия, ей страда В.В. Маяковский (имел в кармане прорезиненный мешочек с тряпочкой с антисептиком, где он обрабатывал руку после рукопожатия). И вот таких вот ритуалов может быть крайне много. Это характерно для абсессивного невроза.

Введение

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

При оценке психических расстройств выделяют два основных уровня (тяжесть):

Психотический (психоз)
-грубо нарушено поведение
-отсутствует критика к состоянию
-присутствуют такие тяжелые симптомы как бред, галлюцинации, выраженные колебания настроения
-сознание может быть помрачено

Непсихотический (невроз, психопатия)
-поведение грубо не нарушено,
-имеется критика (полная или неполная) к состоянию
-возможны самые разнообразные «нетяжелые» симптомы и синдромы
-сознание всегда ясное

Разделение всех психических расстройств на эти две группы крайне важно т.к. в случае психотических расстройств тяжесть состояния пациента определяется именно психической патологией, что требует оказания неотложной психиатрической помощи (вызов бригады скорой психиатрической помощи, госпитализация в психиатрический стационар). В этом случае параллельно оказывается только экстренная стоматологическая помощь, плановая стоматологическая помощь оказывается только после купирования психотического состояния.
При непсихотических расстройствах пациент может получать плановую стоматологическую помощь, несмотря на наличие у него признаков психических расстройств.

Так же как в других специальных дисциплинах в психиатрии с дидактической целью цельная психическая деятельность человека условно разделена на части – «сферы». Выделяют следующие сферы психической деятельности человека:

Чувственное познание (ощущение и восприятие)
Мышление
Память
Внимание
Интеллект
Эмоции
Воля и психомоторная сфера
Сознание
Влечения

Симптомы нарушений в каждой сфере рассматриваются раздельно с последующим сопоставлением в синдромы, в которых патология отдельных сфер пересекается.

Патология чувственного сознания (ощущений, восприятия, сенсорного синтеза)

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающих в результате их воздействия на органы чувств.

Патология ощущений: гипестезия, анестезия, гиперстезия, парестезии, сенестопатии.

Гипестезия - пониженная чувствительность к раздражителям, воздействующим на органы чувств (например, горячее ощущается теплым, яркий свет - тусклым, громкий звук – тихим, притупляются вкусовые и тактильные ощущения).
Разновидностью гипестезии является гипоальгезия - понижение болевой чувствительности.
Анестезия – отсутствие чувствительности (например, отсутствие температурной или болевой чувствительности).
Гиперстезия - повышенная чувствительность к обычным раздражителям, воздействующим на органы чувств.
Гиперальгезия – повышение болевой чувствительности.

Возможно повышение чувствительности в ротовой полости, приводящее к затруднению обычного инструментального осмотра вследствие резкой болезненности.



Вследствие гиперстезии пациент может болезненно реагировать на яркий свет, направленный в лицо и на звук работающей бормашины, на замечания врача.
Вследствие гипестезии пациент может слабо реагировать на травмирующие стоматологические манипуляции.

Парестезии - разнообразные, простые по характеру неприятные ощущения с поверхностной локализацией, не имеющие очевидных причин для их возникновения (и не связанные с зонами иннервации).
Возможны парестезии в ротовой полости в виде жжения, покалывания, онемения. Встречаются при различных психических расстройствах непсихотического и психотического уровня. Следует отличать парестезии от сходных неврологических феноменов, т.к. в этом случае ощущения будут иметь связь с зонами иннервации. Так же следует отличать подобные расстройства от явлений гальванизма в ротовой полости, связанных с применением металлических конструкций.

Сенестопатии - расстройства, при которых переживаются крайне неприятные, тягостные, чужеродные, трудно описываемые, сложные ощущения.
Эти ощущения часто необычны и отличаются от стандартных жалоб пациентов: давление, жар, журчание, лопанье, переворачивание, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, слипание, спазмы, срастания, стягивания. Могут возникать в ротовой полости. Выраженные сенестопатии являются признаком психотического расстройства.

Алгические сенестопатии - болевые ощущения, отличающиеся необычным характером: сверлящие, жгучие, распирающие, сжимающие, рвущие, разламывающие, прокалывающие, свербящие, выворачивающие, тянущие, грызущие, ломящие, режущие.

Следует всегда помнить. что жалобы пациента на наличие необъяснимых, непонятных ощущений, не имеющих видимых объективных причин (например признаков воспаления или изменения тканей), не связанных с зонами иннервации и зонами проводимых манипуляций должно насторожить врача – стоматолога в отношении возможной психической природы этих симптомов. Такие ощущения часто служат причиной повторных безуспешных обращений за стоматологической помощью.

На приеме у стоматолога пациент жалуется на чувство жжения и онемения, которое периодически возникает в разных местах на языке, в области внутренней поверхности обеих щек. При осмотре патологии не выявлено. Слизистая интактна.
Пациент жалуется на «чувство выкручивания корней зубов» и ощущение «перетягивания сосудов внутри языка». Просит удалить зубы.

Астенический синдром (астения)
Это наиболее часто встречающийся неспецифический синдром в общемедицинской практике. Развивается при переутомлении, в ответ на различные внешние вредности, является обычным компонентом в динамике (исход) всех среднетяжелых и тяжелых острых заболеваний и инфекций:
чувство слабости, усталости, разбитости,
эмоциональная неустойчивость, раздражительность,
нарушения сна,
разнообразные вегетативные нарушения – головные боли, диспептические расстройства, гипергидроз, сердцебиение, головокружение (часто описываются как вегетативно-сосудистая дистония, ВСД).

Примеры:
Студент-стоматолог длительное время сочетал учебу с работой, спал 5-6 часов в сутки, перенес «на ногах» легкую респираторную вирусную инфекцию, после чего одногруппники стали отмечать у него повышенную раздражительность, колебания настроения, стал невнимательным на занятиях. Продолжал сочетать работу и учебу, во время занятий возникали вспышки раздражительности, когда кричал на других студентов, в дальнейшем был слезливым, заметно снизилась успеваемость. После каникул состояние улучшилось.

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, формирующий субъективный образ объективного мира

Патология восприятия:
агнозии
иллюзии
галлюцинации
деперсонализация и дереализация

Агнозии - не узнавание ранее знакомых предметов или явлений. Разделяются по органам чувств.
Больные не могут определить цвет, форму назначение предметов, не узнают знакомые звуки, запахи и предметы по тактильным ощущениям, не узнают вкус знакомых продуктов. Связано с поражением соответствующих участков коры головного мозга. Всегда органический симптом.

Иллюзии - ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений. Предметы и явления узнаются неправильно. Так же разделяются по органам чувств. Иллюзии могут встречаться в норме на фоне ситуационной тревоги, страха. Часто встречаются при интоксикационных состояниях. Могут встречаться при психотических (чаще) и непсихотических расстройствах.

Пример:
Девушка, возвращающаяся домой ночью через парк, испытывала страх. Шум листвы приняла за звук шагов человека, идущего за ней.

Галлюцинации - расстройства восприятия в виде образов, возникающих без реального раздражителя, реального объекта. От иллюзий отличаются отсутствием раздражителя. Так же подразделяются по органам чувств. Всегда являются психотическим симптомом. О наличии галлюцинаций судят не только по тому, что больной сам о них рассказывает, но также по его внешнему виду и поведению.

Пример:
Пациент показывает в пустой угол комнаты и кричит – «смотрите, оттуда бегут крысы».
Пациент на приеме у врача сообщает, что в его зубах установлен радиопередатчик и он слышит переговоры внутри головы.

Зрительные галлюцинации:
бесцветные\цветные
обычные образы\фантастические образы
устрашающие\нейтральные\приятные
простые (один образ)\сложные (несколько образов)
комбинированные (сочетаются с галлюцинациями слуха, вкуса, тактильными)
сценоподобные
панорамные

При зрительных галлюцинациях больной внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя, ощупывает предметы.

Слуховые галлюцинации:
простые (звуки)\сложные (мелодии, слова, предложения)
вербальные (содержат речь)\невербальные(слов не содержат)
моновокальные (один голос)\поливокальные (несколько голосов, часто диалог)
нейтральные (не имеют прямого отношения к больному)\комментирующие
угрожающие\восхваляющие
императивные (приказывающие)
комбинированные

При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро, больной к чему-то прислушивается, его мимика меняется. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся “голоса”. Больные могут не слышать вопросов окружающих из-за прикованности внимания к “голосам”.

Обонятельные галлюцинации - мнимое восприятие запахов несуществующих веществ. Чаще такие запахи носят неприятный или вызывающий отвращение характер: запах гнили, мочи, горелого, реже – приятный, например, запах цветов, духов. К обонятельным галлюцинациям относится восприятие несуществующих неприятных запахов, исходящих от тела (в т.ч. из полости рта), что может стать причиной обращения к стоматологу.

Пример:
Пациентка на приеме заявляет что изо рта постоянно исходит отвратительный запах, не исчезающий после постоянной чистки зубов, полоскания рта, использования жвачки. Объективно при осмотре патологии ротовой полости не выявлено.

При обонятельных галлюцинациях больные зажимают или затыкают чем-либо нос. Некоторые постоянно держат перед носом какой-либо пахучий предмет, например мыло, чтобы «отбить» неприятный запах.

Тактильные (осязательные) галлюцинации возникают в форме неприятных, чаще мучительных, четко дифференцированных образов (в отличие от сенестопатий и парестезий) внутри и на поверхности тела.

Пример:
Восприятие насекомых, ползающих по поверхности языка или осколков стекла во рту.
При алкогольном делирии пациенты часто «вынимают» что-то изо рта, «вытягивают» с языка нитки.

Особенно резко меняется поведение больных с интенсивными тактильными галлюцинациями. Больные ощупывают себя, что-то сбрасывают или стряхивают с тела или одежды, снимают одежду.

Вкусовые галлюцинации - появление в ротовой полости непривычных вкусовых ощущений (горького, соленого, жгучего) без приема пищи или жидкостей.

Часто ощущения носят неприятный характер
часто обонятельные и вкусовые галлюцинации сосуществуют
от парестезий и сенестопатий отличаются более конкретным (образным) характером, т.е. определенный вкус, а не просто чувство жжения
могут приводить к отказу от еды

При вкусовых галлюцинациях часты отказы от пищи, больные полощут рот, чистят зубы.

Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства) - нарушение восприятия размеров, формы, взаимного расположения окружающих предметов пространства (метаморфопсии) и (или) размера, веса, формы собственного тела (в этом случае – расстройства схемы тела).
В отличие от иллюзий предметы или явления узнаются правильно, но воспринимаются в искаженном виде.

Дереализация - чувство измененности одушевленных и неодушевленных предметов, обстановки, явлений природы.
Дереализация – более широкое понятие, чем психосенсорные расстройства.

Примеры:
Пациент сообщает, что у него периодически случаются состояния, когда он чувствует, что его руки и ноги удлиняются, становятся огромными, а голова наоборот, становится маленькой.

Пациент смотрит на окно и говорит, что чувствует, что оно приближается и удаляется, становится больше и меньше, искривляется и меняет форму.

Пациент говорит – «все вокруг меня изменилось, стало каким-то другим, менее ярким, безжизненным».

Деперсонализация – чувство измененности собственного «Я», собственных психических и физиологических процессов. Может наблюдаться как на невротическом (например, при астеническом синдроме), так и на психотическом уровне (например, в клинической картине шизофрении).

Пример:
Пациент в депрессивном состоянии принимает пищу и говорит, что «не чувствует вкуса пищи», «еда как бумага».

Психические автоматизмы – один из вариантов деперсонализации, расстройства, которые сопровождаются чувством утраты полного контроля (обычно с чувством «сделанности» со стороны) над собственными психическими и физиологическими процессами.
Чувство утраты контроля над мышлением – идеаторный автоматизм
Чувство утраты контроля над ощущениями и эмоциями – сенсорный автоматизм
Чувство утраты контроля над двигательной сферой – моторный автоматизм.
При сочетании всех психических автоматизмов говорят о «синдроме робота».

Например: утрата контроля над собственными мыслями, преследователи «делают чужие мысли» в голове больного - идеаторный автоматизм, если «заставляют говорить» против желания или «говорят языком» пациента – моторный автоматизм.

Пример:
Пациент сообщает, что он больше не может контролировать свои мысли – они ускоряются и замедляются, останавливаются вне его желания, периодически наплывами в голове «возникают чужие мысли», которые «звучат как голоса». Говорит, что кто-то может управлять его настроением со стороны и вызывать неприятные ощущения в животе и груди.

Мышление – опосредованное, отвлеченнное, обобщенное отражение внутренних связей и отношений между явлениями реального мира. Выражением мышления является устная и письменная речь.

Расстройства мышления разделяют на две группы:

1) по форме (формальные расстройства мышления) – оценивается только грамматическая и логическая структура речи

Нарушения темпа
-нарушения стройности
-нарушения целенаправленности

Бредовые идеи
-сверхценные идеи
-навязчивые идеи


Расстройства мышления по форме (формальные расстройства мышления)

Нарушение темпа мышления:
Болезненно ускоренное мышление – проявляется значительно ускоренной речью. Это нарушение носит длительный характер в отличие от временного ускорения речи, встречающегося в норме при ситуационной тревоге (характерно для мании)

Болезненно замедленное мышление – проявляется замедленной речью (характерно для депрессии)

Нарушение стройности мышления:
Разорванное мышление - характеризуется нарушением внутренних логических связей между словами, разрывом цельности мысли и цепи ассоциаций (шизофрения).

Бессвязное, инкогерентное мышление - характеризуется отсутствием не только логических, но и грамматических связей между словами. Речь больных превращается в беспорядочный набор отдельных слов, а также слогов и звуков (грубые органические расстройства).

Нарушение целенаправленности мышления:

Резонерство - бесплодное мудрствование, рассуждательство – характерно для больных шизофренией.

Аутистическое мышление - мышление, оторванное от реальности, (шизофрения)

Символическое мышление - мышление, при котором обычным, общеупотребляемым словам придается особый, понятный лишь самому больному смысл. Больные придумывают новые слова – «неологизмы» (шизофрения)

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижность, торпидность мышления) - склонность к детализации, застреванию на частностях, неспособность отделить главное от второстепенного (органические заболевания)

Персеверация мышления - характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением мыслительного процесса и доминирования какой-либо одной мысли, представления. (органические заболевания)

Расстройства мышления по содержанию

Навязчивые явления:
непроизвольно возникающие помимо желания мысли, сомнения, воспоминания, влечения, страхи, действия и движения
имеется сознание их болезненности и сохранность критического к ним отношения
пациент пытается бороться с ними.

Чаще всего встречаются:
Навязчивые мысли, сомнения, воспоминания (обсессии)
Навязчивые действия (компульсии)
Навязчивые страхи (фобии)

Отдельная группа фобий – нозофобии (навязчивые страхи или заболевания, в т.ч. стоматологические).
Навязчивые действия в виде бруксомании могут приводить к повреждению зубов (навязчивое действие, сопровождающееся постоянным скрежетанием зубами, особено на фоне эмоционального напряжения и тревоги). Следует отличать от бруксизма – непроизвольного скрежетания зубами во сне (связано с неврологической патологией).

Сверхценные идеи:
возникают в результате переоценки эмоционально значимых реальных событий,
занимают в дальнейшем несоответствующее их значению преобладающее положение в сознании с развитием выраженного эмоционального напряжения.

В отличие от бреда, сверхценные идеи возникают на основе реальных фактов, которые гиперболизируются, переоцениваются и занимают неоправданно большое место в сознании.

Чаще других встречаются:
Ипохондрические сверхценные идеи. Реальное заболевание, проявляющееся, к примеру, соматическим дискомфортом, приводит больного к мысли о неизлечимости, смертельности своей болезни.
Сверхценные идеи изобретательства. Человек обнаружил что-то новое, но придает этому чрезмерное значение, считает важным открытием, конфликтует с властями, шлет огромное количество жалоб во все инстанции.
Сверхценные идеи ревности. Измена жены приводят к тому, что человек перестает работать, спать, есть, все его мысли сосредоточены только на факте супружеской неверности.

Бредовые идеи:
ложные, ошибочные суждения (умозаключения),
возникшие на болезненной основе (т.е. всегда связанные с другими симптомами психических расстройств, бред – не моносимптом),
овладевающие всем сознанием больного и поэтому реализующиеся в поведении (бредовое поведение),
не поддающиеся логической коррекции и коррекции жизненным опытом, несмотря на явное противоречие с действительностью (нет критики).

Только если идеи больного соответствуют всем вышеуказанным критериям можно говорить о бреде, отсутствие какого-либо из признаков не позволяет диагностировать бредовой синдром.

По тематике (фабуле бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы:

Группа бредовых идей преследования (преследования, ревности, воздействия, отношения, инсценировки, сутяжничества)
Группа бредовых идей величия (реформаторства, богатства, любовного очарования, высокого происхождения)
Группа бредовых идей самоуничижения (виновности, обнищания, греховности, ипохондрический бред)

Бредовые синдромы:
Паранойяльный синдром – возникает в связи с патологией мышления.
При паранойяльном синдроме в клинической картине доминирует обычно монотематический бред, который в динамике заболевания развивается и значительно систематизируется. Вся жизнь и деятельность больного подчинена бреду. Нет обманов восприятия. Нет выраженной мании и депрессии.

Пример:
Болезненная убежденность в том, что стоматолог умышленно неправильно произвел лечение зубов, эта убежденность постепенно усиливается, систематизируется и обрастает системой доказательств вины врача.

Параноидный (галлюцинаторно-параноидный) синдром –возникает на основе нарушений восприятия либо мании либо депрессии.

При параноидном (галлюцинаторно-параноидном) синдроме бредовые идеи тесно связаны с нарушениями восприятия (чаще всего слуховыми галлюцинациями) и бред вытекает из содержания обманов восприятия (например: бред преследования на фоне угрожающих обманов слуха). Реже такой бред возникает на основе выраженных расстройств настроения. В этом случае содержание бреда соответствует настроению (например: бред виновности при выраженной депрессии)

Наиболее часто встречающиеся варианты параноидного синдрома:

Синдром Кандинского-Клерамбо состоит из:
Бредовых идей преследования и воздействия
Слуховых псевдогаллюцинаций
Психических автоматизмов.

Парафренный синдром представляет собой сочетание фантастического бреда величия или самоуничижения, бреда преследования и воздействия, явлений психического автоматизма и эмоциональных расстройств.

Примеры:
Пациент заявляет, что «все его внутренние органы сгнили», «его больше не существует».

Пациент утверждает, что он «бог всех богов», «посредством электронных каналов в зубах общается с богами».

В практической медицине особое значение играют ипохондрические идеи – необоснованные или преувеличенные идеи о наличии у себя какого-либо заболевания или физического дефекта. Ипохондрические идеи могут иметь бредовой, сверхценный или навязчивый характер. В зависимости от этого различаются их клинические проявления и их реализация в поведении.

Примеры:
Пациент убежден, что стоматолог умышленно неправильно выполнил лечение зубов, что приводит к нарушению работы всего организма. Разубеждению не поддается. При объективном осмотре дефектов работы стоматолога не отмечено. У пациента выявляются формальные нарушения мышления и сенестопатии с локализацией в ротовой полости.

Пациент считает, что из-за небольшого отколовшегося кусочка поставленной пломбы может произойти разрушение этого зуба и соседних зубов, испытывает выраженную тревогу по этому поводу, повторно обращается к стоматологу даже после устранения дефекта. В дальнейшем переживания теряют актуальность, и он успокаивается.

У пациента постоянно возникают мысли о том, что у него могут выпасть пломбы и разрушиться зубы. Понимает необоснованность этих мыслей, пытается бороться с ними, но на высоте тревоги повторно обращается на осмотр к стоматологу и на некоторое время успокаивается после убеждения в необоснованности страхов.

Частными вариантами ипохондрических идей являются:

Дисморфофобии – навязчивые страхи уродства собственного тела.

Пример:
Пациентка 15 лет считает, что у нее неправильный прикус. Обратилась к стоматологу с просьбой исправить прикус. Доктор, осмотрев пациентку, не увидел признаков патологии, сказал, что ее страхи ошибочны. Пациентка успокоилась и по поводу прикуса больше к врачам не обращалась.

Дисморфомании – болезненная убежденность уродства собственного тела – носит бредовой или сверхценный характер.

Примеры:
Пациентка 23 лет повторно обращается к пластическим хирургам с жалобами на «некрасивый» нос, который «портит всю форму лица» и который «мешает нормально жить» т.к. окружающие на улице и коллеги на работе постоянно замечают этот дефект. При осмотре нос правильной формы, отмечаются гармоничные черты лица. Объективно данных за косметический дефект нет. После нескольких отказов один из хирургов соглашается прооперировать пациентку по ее настоянию. Через две недели после операции пациентка обращается к хирургу с жалобой на то, что «нос стал еще более уродливым», требует повторной операции, обвиняет врача в умышленном причинении вреда, постоянно является в клинику и устраивает скандалы, поджидает врача после работы. Серия повторных настойчивых жалоб пациентки заканчивается судебным разбирательством, в ходе которого хирург не может доказать наличие объективных показаний к операции кроме желания пациентки. Врач проигрывает судебное дело, пациентка продолжает настойчиво преследовать его.

Пациент 45 лет обращается в стоматологическую клинику с просьбой удалить ему зуб. При осмотре значимой патологии зуба не выявлено, показаний к удалению нет. Пациент настойчиво требует удалить зуб, предлагает хорошо оплатить услугу. Врач-стоматолог производит удаление. Через некоторое время ситуация повторяется и пациенту удаляют еще два зуба. Вскоре после этого в клинике появляются родственники пациента и сообщают, что он страдает хроническим психическим заболеванием, дома сообщал родным, что «чувствует как из-за зубов происходит заражение внутренних органов». Врача-стоматолога обвиняют в причинении вреда здоровью. В судебном заседании врач не может продемонстрировать объективные показания для удаления зубов, кроме желания пациента и проигрывает судебное дело.

Ипохондрические идеи всех видов в зависимости от содержания почти всегда приводят пациента к врачам непсихиатрических специальностей. Особенно часто такие пациенты обращаются к пластическим хирургам, стоматологам, дерматологам, урологам, гинекологам. Выполнение хирургических (в т.ч. стоматологических и пластических) манипуляций не ослабляет болезненные переживания пациентов с бредовыми ипохондрическими идеями, часто это провоцирует на усиление и развитие бреда в т.ч. и с вовлечением медицинских работников в систему переживаний с последующими бредовыми действиями. В связи с этим по современным требованиям перед проведением любых серьезных труднообратимых пластических операций необходима консультация психиатра. Врач, берущийся выполнить пластическую или любую другую хирургическую манипуляцию, всегда должен иметь и документировать объективные причины для этого, а не только желание пациента и материальную заинтересованность.