Open
Close

Направления реабилитации и абилитации инвалида. Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов


Чтобы сделать проживание, труд, обучение инвалидов максимально приближенными к их потребностям, учитывающими особенности и состояние здоровья, ограничения к жизнедеятельности и работе, законодательством утверждены меры по реабилитации и абилитации. Действительные и применяемые всеми госструктурами и медучреждениями термины реабилитация инвалидов и абилитация освещены в (гл. 9).

Реабилитация - меры, предназначаемые для поэтапного восстановления способности инвалида трудиться, совершенствоваться в профессионализме, заниматься бытовой деятельностью. Успешно пройденный реабилитационный курс позволяет достичь поставленных в ИПР целей. Результаты учитываются при переосвидетельствовании.

Абилитация инвалидов - меры по формированию способностей, которых раньше у инвалида не было, дополнительных навыков к занятиям трудом. Цель абилитации - дать шанс инвалиду стать финансово независимым, занять достойное место в социуме и вести полноценный образ жизни, стать открытым для общения, раздвинуть границы узкого привычного круга.

Индивидуальная программа абилитации инвалида в 2019 году

До недавнего времени стандартный порядок освидетельствования инвалида подразумевал: персонально для него будет разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида - ИПР (ст. 11 ФЗ №181). С введением в понятия и принципов абилитации будет внедрена процедура формирования индивидуальной программы абилитации (ИПА).

Обязанность разработать ИПА возложена на бюро МСЭ. Положения ИПА во избежание недопонимания излагаются лично тому, кому она адресована в максимально доступной и понятной форме. Выписки в соответствующие учреждения, предоставляющие инвалидам услуги и средства абилитации, также направляет бюро. К работе по направлению будут подключены центры занятости населения на местах, взаимодействующие с бюро МСЭ. Все это в совокупности позволит увеличить эффективность программы абилитации .

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Неотъемлемой частью плана реабилитации являются спорт и физкультура. В каждом случае состав мероприятий утверждается в бюро МСЭ данного территориального образования на региональном уровне. В состав перечня физкультурно-оздоровительных мер могут входить:

  1. Информирование инвалидов и предоставление им консультаций по вопросам физкультуры и спорта на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов.
  2. Организация занятий адаптивной физкультурой, спортом.
  3. Помощь в организации и привлечении к участию инвалидов в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях при поддержке территориальных органов управления физкультурой и спортом, спортивных организаций для инвалидов, общественных некоммерческих объединений и структур.

Восстановительные медицинские мероприятия

Частью ИПР являются восстановительные медицинские мероприятия , к которым относятся следующие виды:

  • Реконструктивная хирургия - дает возможность восстановить функции органов, путем уменьшения или полного избавления от последствий увечий, врожденных или приобретенных дефектов. К операциям такого рода относятся: пересадка органов и тканей, реконструкция, эндопротезирование, имплантация, микрохирургия. Доступными эти хирургические вмешательства для инвалидов сделала Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» .
  • Протезирование и ортезирование - входят в состав программ реабилитации. Протезирование подразумевает восстановление утраченных возможностей организма посредством применения протезов, а ортезирование - замена утраченной функции внешним устройством (ортезом). Финансирует покупку требующихся инвалиду протезов исполнительный орган ГУ КРО ФСС РФ, опираясь на «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
  • Санаторно-курортное лечение - составляющая восстанавливающего курса (). В ИПР оно включается тогда, когда показано его применение для восстановления организма и/или снижения ограничений жизнедеятельности. Путевки оплачиваются Региональным отделением Фонда соцстраха РФ (). Справка, требующаяся для предоставления путевки (форма №070/у-04 , посмотреть и скачать можно здесь: ), в 2016 г., выдается после заключения МСЭ - ВК ООЛПП.

Профессиональная ориентация

Социальная реабилитация инвалидов по ИПР включает в себя самую активную поддержку госструктур в профориентации, в состав которой входит:

  • - бюро МСЭ и ЦЗН на местах оказывают помощь инвалидам в образовании от начального (школьного) уровня до высшего (вузы), при этом выбор формы обучения (очная, заочная, дистанционная) осуществляется по медицинским показаниям и по рекомендации лечащего врача.
  • Содействие в трудоустройстве - включает сбор и предоставление важной информации инвалидам, помощь в нахождении подходящего места работы, устройство на работу на спецпредприятия, поддерживаемое трудоустройство и соцадаптацию на трудовом рынке в данном населенном пункте, трудовую адаптацию.
  • Производственная адаптация - включает обеспечение оптимальных условий труда, укомплектацию рабочего места спецоборудованием, закупку технических средств адаптации (ограничение по слуху, зрению), соцсопровождение при заключении трудовых контрактов, по месту уже после оформления, согласно рекомендациям ИПР.

Социальная адаптация

В состав ИПР непременно включаются меры по комплексной социальной адаптации инвалида, в особенности детей.

Социально-педагогическая реабилитация - методы воспитания, педагогическая работа, призванные сформировать личностные качества, продемонстрировать спектр возможностей для самореализации, чтобы интегрировать гражданина в социум и помочь овладеть навыками и умениями самообслуживания, получить образование. Процедура состоит из трех этапов :

  • Диагностика - выявление сформированности самосознания инвалида, его роли в социуме, установление профессиональных интересов.
  • Подготовка и практическая реализация ИПР для соцадаптации инвалида, зачисление в учебные заведения, трудоустройство.
  • Постреабилитационная защита - поддержка в налаживании взаимоотношений с родственниками, обществом, предупреждение возможных конфликтов.

Социально-психологическая и социокультурная реабилитация. В состав мероприятий этой части ИПР входят:

  • Психодиагностика.
  • Психотерапия.
  • Психокоррекция.
  • Консультирование.
  • Психопрофилактическая работа.

Социокультурная реабилитация применяет возможности искусства и культуры для развития у инвалида различных жизненно необходимых навыков, улучшению его жизненной позиции. В состав мероприятий могут включаться занятия в разнообразных творческих коллективах и объединениях, участие в организации и проведении массовых культурных мероприятий. Формы социокультурной реабилитации многочисленны: арттерапия, игровая терапия, иппотерапия.

Социально-бытовая адаптация предназначена для того, чтобы инвалид получил жизненно важные навыки и умения. В ее состав входят:

  • Консультации.
  • Правовая поддержка с участием органов соцобслуживания.
  • Организация учебных занятий в «Школах реабилитации».
  • Учебные занятия по самообслуживанию.

Заключение

Основа ИПР состоит из разноплановых мероприятий, каждое из которых ставит своей задачей достижение адаптации инвалида в окружающей соцсреде. Достичь этого ИПР полагает посредством:

  • Физкультуры и спорта.
  • Медицины.
  • Профориентации.
  • Психологической и соцадаптации.

Недостаточно только обозначить требующиеся меры, необходимо прописать в законе каждый аспект их практического воплощения. С вступлением в действие ФЗ №419 работа по организации безбарьерной среды и совершенствованию реабилитации инвалидов только продолжена, но не завершена.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему —либо ) - первоначальное формирование способности к чему —либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитаци я»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

С 01.01.2016 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация». Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей. Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11. Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально. Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования. Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г. №2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»). В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма. Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

Настоящее горе для семьи – это когда рождается ребенок с теми или иными отклонениями в развитии. Каждый такой случай требует тщательного обследования, чтобы определить степень поражения и возможность формированию навыков, способных сделать такого ребенка членом социального общества. В таких случаях говорят о том, что необходима абилитация ребенка.

Что такое абилитация?

Слово это имеет латинские корни. Habilis можно перевести на русский как «быть способным к чему-либо, состоятельным в каком-то виде деятельности».

Абилитация - это целый комплекс разнообразных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на как можно более полное лечение тех патологических состояний у еще не имеющих навыков и опыта проживания в социуме малышей раннего возраста, которые без должного внимания врачей и педагогов приведут к стойкой потере возможности учиться, работать и быть когда-либо полезным членом общества.

Абилитация - чаще всего длительный процесс, конечной целью которого является приобретение или развитие еще не сформированных навыков и умений.

А в чем смысл реабилитации?

Реабилитация – это тоже комплекс мероприятий, имеющих своей конечной целью восстановление каких-либо умений и способностей, ранее утраченных ввиду произошедшей травмы либо заболевания. То есть человек ранее был полноценным членом социума, но из-за какого-то травмирующего фактора утратил трудоспособность. Восстановление ее и есть реабилитация.

Таким образом, абилитация и реабилитация имеют много общего и направлены на оказание помощи в приобретении пациентами каких-то умений и способностей, которые в дальнейшем позволят им стать полноценными членами социальной среды, учиться, трудиться и обслуживать себя.

Составляющие реабилитации

Согласно международным понятиям, под реабилитацией подразумевается достаточно обширный комплекс мероприятий, направленный на восстановление целого ряда самых разных возможностей и видов деятельности: социальной, интеллектуальной, умственной, психической. Такой аспект, как социальная абилитация, предполагает восстановление инвалида как полноценного субъекта социума. Педагогический фактор призван возвратить индивидуум к нормальной деятельности.

Цель психического аспекта – восстановление личностных качеств. Медицинская составляющая комплексного подхода в идеале должна обеспечить восстановление биологических параметров, т. е. вернуть жизнедеятельность организма к норме.

Модель, в составе которой присутствуют все выше указанные факторы, можно считать идеальной. Ее без опасений допустимо применять при стратегическом планировании реабилитационного центра для детей и инвалидов.

Существуют ли различия?

Несомненно, различия между этими двумя терминами существуют. Как уже говорилось ранее, в случае абилитации умения и способности формируются под влиянием извне - со стороны медработников, педагогов и психологов. Реабилитация же направлена на то, чтобы в максимальном объеме восстановить функционал, утраченный в процессе каких-то событий.

Таким образом, абилитация - это процесс, о котором чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями. В то время как о реабилитации говорят в отношении детей старшего и подросткового возраста, утративших функционал вследствие поражений центральной нервной системы, спровоцированных травмами головного и спинного мозга, заболеваний инфекционно-воспалительной природы (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит).

Однако термин «абилитация» применим не только к детям, но и к инвалидам разных возрастов.

Абилитация инвалидов

С 2016 года в РФ вступает в силу новая, более совершенная система установления факта инвалидности, позволяющая не только поставить диагноз, но и более полно определиться с тем, какая именно индивидуальная помощь нужна каждому конкретному пациенту. Таким образом, вводится в действие такая новая формулировка – абилитация инвалидов. Что это понятие в себя включает?

Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.

Новый закон об абилитации инвалидов

Главная и самая важная отличительная черта нового законопроекта – это индивидуальная программа абилитации инвалидов. Суть ее заключается в том, что схема восстановления либо приобретения новых функций должна разрабатываться, а потом воплощаться в жизнь по тем правилам и направлениям, которые будут установлены строго индивидуально, исходя из состояния здоровья человека. Разработка такой программы или схемы мероприятий – прерогатива работников бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы).

По мере того как будут разрабатываться индивидуальные программы восстановительных мер, выписки из этих документов бюро МСЭ будет распространять в госучреждениях, имеющих право оказывать такие услуги. Непосредственные исполнители, проводящие абилитацию пациентов, должны будут представлять отчеты в бюро МСЭ.

Разработчики нового законопроекта убеждены в преимуществах новой системы.

Такой подход к проблеме заставит проявлять больше внимания к защите и восстановлению инвалидов (в том числе и детей), которые ранее были лишены помощи вообще, либо она не оказывалась в необходимом объеме.

Финансирование нового проекта

Финансовое обеспечение такой программы, как абилитация, - это достаточно серьезный вопрос. Ранее все затраты по восстановлению утраченных функций или по приобретению ранее отсутствующих, как правило, ложились неподъемным бременем на плечи родителей либо создаваемых ими фондов помощи. А ведь лечение такого рода практически всегда дорогостоящее. Кроме того, самые разные технические средства и восстановительные процессы тоже требовали вложения немалых средств.

Теперь, согласно новому закону, на такие мероприятия из бюджета выделяется определенная сумма. Что касается 2016 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.

Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям. Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей). Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).

Временной фактор – это важно?

Да, это очень и очень важно. Надо сказать, что поздно начатая абилитация инвалидов (что это – было описано выше), скорее всего, даст минимальный эффект или будет трудно выполнимой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что абилитация наиболее эффективна в отношении маленьких детей с ограниченными возможностями.

И вообще, суть этого процесса не только в том, чтобы лечить и модифицировать имеющиеся расстройства физического или умственного плана, но и в том, чтобы достичь поставленной цели (т. е. улучшить функционал) с применением альтернативных методов, если привычные пути заблокированы. Либо есть другой путь – адаптация окружающей среды до того уровня, чтобы отсутствующие функции были компенсированы.

Мероприятия по реабилитации начинают осуществлять едва ли не с первых дней заболевания или получения травмы. Все действия проводятся непрерывно и поэтапно. Что же касается абилитации, то здесь мероприятия могут стартовать с того момента, когда был проведен мониторинг состояния здоровья будущей матери и плода, либо с момента рождения малыша с отклонениями в развитии.

Итак…

Абилитация - это, по сути, многоступенчатый и многосторонний процесс, который призван предоставить пациенту возможность вести жизнь, максимально приближенную к нормальной в ее общечеловеческом понимании. Под таким образом жизни мы понимаем тот, какой был бы у ребенка или взрослого, не будь у него тех или иных отклонений и функциональных ограничений.

Новая программа абилитации способна как нельзя лучше и эффективнее помочь человеку с ограниченными возможностями стать полноценным субъектом социума, устроить свою профессиональную, а иногда и личную жизнь.

И прямая обязанность всех полноценных членов социальной среды состоит в создании режима наибольшего благоприятствования и стимулирования таких людей к достижению поставленной цели.